Пальгуева Г. Под знаком бесконечности, или Что такое ОДБ? / Г. Пальгуева // Библиотечное дело. – 2009. – № 20. – С. 8-11.

Брайан Трейси как-то заметил: важна ясность. Знание того, кто вы и чего же вы хотите, не­измеримо усиливает вашу уве­ренность в себе и в том, что вы делаете.

Взгляд на путь, пройден­ный НГОДБ, необходимость разработать концепцию номе­ра журнала «Библиотечное де­ло», посвящённого юбилею библиотеки, заставили задаться вопросом: «А что это такое — О ДБ?» В чем её институ­циональное назначение? Является ли ОДБ книгохранилищем и пунктом вы­дачи книг или это научно-методический и исследовательский центр? На чём не­обходимо сосредоточить свои усилия: на обслуживании читателей или создании новых методик и технологий работы с читателями-детьми, на выполнении цифровых показателей или создании стратегий чтения и обучения им библио­текарей, педагогов, родителей?

Игра слов

Логично начать поиск ответов с того, что более знакомо: областная детская библиотека — это прежде всего, биб­лиотека. В различных законодательных актах она признаётся специализирован­ной библиотекой, поэтому отсылаю своих читателей к Модельному стандар­ту детской библиотеки, разработанному секцией детских библиотек РБА.1

В этом документе основательно про­работано понятие Миссии детской биб­лиотеки по осуществлению права ре­бёнка на доступ к информации, на твор­ческое, гуманистическое развитие и са­мореализацию через книгу и чтение. Можно считать, что со словом «библио­тека» в аббревиатуре ОДБ всё понятно.

А что со словом «областная»? Со­гласно принятому в ноябре 2008 года Законодательным собранием Нижего­родской области Закону «О библиотеч­ном деле в Нижегородской области» за НГОДБ закреплён статус специальной центральной библиотеки области по об­служиванию детей. Центральные биб­лиотеки, соответственно и НГОДБ, яв­ляются методическим центром и выпол­няют координирующие функции по отношению к другим библиотекам.

К сожалению, в законе нет уточне­ний, что такое методические и коорди­нирующие функции, не прописано, яв­ляется ли НГОДБ научно-исследова­тельским центром по проблемам биб­лиотечного обслуживания детей. Руко­водствуясь общим определением обя­занностей центральной библиотеки, можно сделать вывод, что в число её за­дач входит участие в развитии библио­течного дела, в разработке областных целевых программ, способствующих внедрению новых технологий в библио­течные процессы. Участие детской областной библиотеки в издательской деятельности в области библиотекове­дения, библиографии обозначено также опосредованно.

Эскиз к портрету

Проведя аналогию с областными универсальными библиотеками и учи­тывая наличие Устава, Положений и других документов, можно сказать, что в регламентирующих документах более или менее определены организацион­ные контуры областных (крупных ре­гиональных) детских библиотек как ме­тодических центров.

Во многом они остались неизменны­ми с 1950-х годов, когда началось «соз­дание в крупных городах центральных городских библиотек – центров мето­дического руководства другими массо­выми библиотеками города».2 В апреле
1965 года приказ Министерства культу­ры СССР инициировал создание широ­кой сети областных детских библиотек, а в декабре 1969 года была открыта Рес­публиканская детская библиотека РСФСР. С этого момента можно вести разговор о создании вертикальной структуры методических центров, для руководства библиотеками, обслужи­вающих детей.3

Слово «руководство» вызывает от­нюдь не позитивные ассоциации. Струк­тура и типология советской библиотеч­ной системы отражала жёстко иерархи­ческую систему управления народным хозяйством, строилась по территориаль­но-ведомственному принципу, управле­ние библиотеками базировалось на ко­мандно-административных методах.4

С момента своего возникновения областные детские библиотеки автома­тически наделялись административны­ми функциями, им в обязанность показа­телем успешности методической дея­тельности являлась проверка выполне­ния детскими, школьными и сельскими библиотеками решений вышестоящих органов. Сегодня эта система утратила былую жёсткость. Внедрение двухуров­невой системы территориального устройства, поселенческой модели мест­ного самоуправления расширило рамки самостоятельности, но и разобщило библиотеки, разведя их по разным уров­ням и «разным кошелькам». Сегодня «детские библиотеки крайне неодно­родны: от крупных региональных дет­ских библиотек и самостоятельных межбиблиотечных систем до детских филиалов и отделов в составе публич­ных библиотек. Кроме того, обслужи­вание детей осуществляют все публич­ные и школьные библиотеки».5 Это вносит свои коррективы в разработку и совершенствование библиотечных ме­тодик, в организацию работы ОДБ.

О детских областных библиотеках в различных документах сказано только то, что они являются методическими центрами, но соответствующий поня­тийный аппарат практически отсутству­ет. Вернувшись к закону «О библиотеч­ном деле в Нижегородской области», по­пробуем воспользоваться статьей 18 о правах библиотек. Пункт первый статьи гласит: библиотека имеет право само­стоятельно определять содержание и конкретные формы своей деятельности в соответствии с целями и задачами, ука­занными в их уставах.

Свои цели и задачи детские, в том числе областные детские библиотеки видят в том, чтобы осуществлять осо­бые подходы к обслуживанию детей. Логично предположить, что помощь библиотекам по внедрению различных вариантов такого подхода и является ос­новным содержанием методических ре­комендаций ОДБ. Нельзя не понимать, что рекомендации методического цент­ра, потерявшие статус обязательности исполнения, должны иметь научные, экспериментально подтверждённые об­основания, чтобы быть востребованны­ми библиотекарями. Следовательно, значительной частью методической деятельности ОДБ должна стать на­учно-исследовательская работа.

Руководство или обеспечение?

В недрах существующей системы библиотечного обслуживания детей са­мопроизвольно зародилась и развивает­ся работа по изучению чтения и интере­сов детей, по анализу и внедрению нова­ций, исследованию эффективности уси­лий методистов по повышению профес­сиональных знаний детских библиоте­карей.

Следуя за осуществляемой де-факто научной работой, в 1970-е годы боль­шинство ОДБ начали вводить в штат­ное расписание должность заместителя директора по научной работе, а некото­рые даже учёного секретаря. В планах работы появился раздел «Научно-мето­дическая и исследовательская работа». В структуре каждой ОДБ работают на­учно-методические отделы, которые ча­сто переименовываются в научно-инно­вационные. Имеется, Тюменская областная детская научная библиотека. Всё это говорит о том, что ОДБ иденти­фицируют себя именно с научными центрами.

Работа с детьми должна базировать­ся на глубоко научном подходе. Не слу­чайно в детских библиотеках активно используют достижения смежных наук: педагогики, психологии, социологии. Развитие библиотечного обслуживания детей невозможно без изучения и пони­мания социальных, психологических, возрастных, тендерных и других особен­ностей мира детства. Учёт этих особен­ностей, разработка и реализация новых форм обслуживания невозможны без использования методов научных и со­циологических исследований. В недалё­ком будущем одним (возможно, и основ­ным) из направлений этой работы мо­жет стать социально-гуманистическая экспертиза.

Однако многими методическая рабо­та до сих пор рассматривается как пере­дача указаний сверху вниз и статистиче­ских данных снизу наверх. В лучшем случае считается, что методический центр нужен для составления и распро­странения методических рекомендаций, а методист — для подсчёта цифровых показателей и написания справок для вышестоящих органов.

Сохранилось постановление испол­кома горсовета депутатов трудящихся г. Горького от 31 августа 1954 года о пере­даче городской детской библиотеки им. В. И. Ленина в ведение областного управления культуры для организации на её базе областной детской библиоте­ки. Обращает на себя внимание форму­лировка задачи: оказывать методиче­скую и практическую помощь детским библиотекам в становлении их как ме­тодических центров по работе с детьми в районе, школьным, сельским и другим библиотекам в расширении их деятель­ности по обслуживанию учащихся.6 Да­же в условиях командно-административ­ной системы сущность методической помощи и её формы не сводились к про­стой линейной передаче каких-либо ме­тодик «из пункта А в пункт Б». Структу­ра распространения результатов на­учно-методической деятельности напо­минала круги на воде — от методиче­ского областного центра к районным и далее к детским, сельским, школьным библиотекам.

Сегодня очевидно, что методическое руководство уступило место обеспече­нию, то есть предоставлению библиоте­кам права самим отбирать из предло­женных вариантов те, которые они счи­тают нужными использовать в своей ра­боте. На смену образному видению роли ОДБ в профессиональном пространстве как центра расходящихся кругов прихо­дит «восьмёрка» — символ бесконечно­сти.

По изгибам символа бесконечности

Рассмотрим эту метафору на приме­ре НГОДБ.
В центре воображаемой «восьмёрки» — Нижегородская государственная областная детская библиотека как экспе­риментальная площадка для творчества, накопления, создания, апробации и даль­нейшего распространения новых техноло­гий и методик.

Одна петля «восьмёрки» — практи­ки. Опыт, накопленный в библиотеках районного, сельского уровня, передаёт­ся и аккумулируется в НГОДБ. Здесь он изучается, обобщается и передаётся че­рез всероссийские научно-практические конференции, статьи в профессиональ­ной печати для позиционирования в на­учном пространстве. НГОДБ представ­ляет собой исследовательскую площад­ку, резерв исходных данных для науки.

Другая петля «восьмёрки» — наука: институты культуры, РГДБ, профессио­нальная пресса, структуры, связанные с изданием и распространением научно- методической литературы. Вобрав в се­бя всё передовое из научного библио­течного сообщества, НГОДБ опреде­ляет суть проблематики библиотечного обслуживания детей в области, состав­ляет программы совершенствования библиотечной практики, прогнозирует направление социализации библиотек. Через систему семинаров, практикумов через издание методических пособий НГОДБ обучает сотрудников районных и сельских библиотек управлению ново­введениями, обогащает методиками на­учных исследований, прогнозирует и по­казывает развитие тех или иных прио­ритетных направлений, как новых, так и традиционных, и всё это передаёт прак­тикам.

В свою очередь среди практиков все­гда найдутся творческие личности, для которых заимствованный опыт — лишь точка отсчёта, начальный этап создания собственных методик. Они описывают свои достижения в отчётах, представ­ляют в форме докладов на семинарах и научно-практических конференциях, организуемых НГОДБ. «Восьмёрка» за­мкнулась.

Через методику — к практике

Существует мнение, что цепочка «наука-методика-практика» устарела.7

Однако если принять во внимание, что это не жёсткая, а саморазвивающаяся система, что движение по «восьмёрке» возможно как горизонтально, так и вер­тикально, то ясно, что в данной цепочке найдётся место всему новому: использо­ванию экономических, коммуникатив­но-маркетинговых методов, связям с об­щественностью. Под этим знаком бес­конечности постоянно происходит адап­тация научных разработок в сопредель­ных сферах для использования в социокультурной деятельности современных библиотек.

Вот лишь несколько примеров из на­чно-исследовательской деятельности НГОДБ, детских библиотек Нижнего Новгорода и области последних лет.

В 2003 году автор статьи оказалась участником обучающего семинара для социологов и психологов, организован­ном РГДБ. И по возвращении в родные пенаты справка-отчёт о командировке переросла в методическое пособие: «Библиотечные исследования: возмож­ности ЦБС». Мне представилось нуж­ным изложить научные постулаты та­ким образом, чтобы коллеги-практики поняли, почувствовали необходимость и возможность такой работы в условиях обычных районных и даже сельских библиотек.

После этого были семинары и прак­тические занятия по организации иссле­довательской работы и составлению программ исследований. Потом — соз­дание в ЦБС Канавинского района г. Нижнего Новгорода службы библио­течных исследований, составление в ЦБС Богородского района Нижегород­ской области программы исследований: «Изучение эффективности массовых мероприятий в формировании библио­теки как центра общения, воспитания, образования». В течение 2004-2005 го­дов проведён целый ряд исследований в центральных детских библиотеках, ито­ги которых обобщены в сборнике: «Библиотечные исследования: Нижего­родский аспект».

Накопленный опыт требовал своего развития, и в 2005 году научно-методи­ческий центр НГОДБ в рамках подпро­граммы «Детское Чтение» областной программы «Развитие культуры Ниже­городской области» разработал област­ную программу изучения проблем се­мейного чтения. В 2006 году было за­вершено совместное с Центральными детскими библиотеками 14 районов области библиотечное исследование: «Роль книги и чтения в жизни семьи в век новых технологий». По итогам ра­боты издан сборник «Читательский портрет семьи в зеркале библиотечных исследований». Материалы сборника послужили основой для докладов на ре­гиональной научно-практической кон­ференции в ОДБ им. М. Пришвина в г. Орле, на Всероссийской летней биб­лиотечной школе «Лидер» в НГОДБ, а также на Пятой рабочей встрече социо­логов и психологов в ГРЮБ и РГДБ.

После этого материал был опубли­кован в журналах «Библиотечное Дело» и «Библиотека». Детские библиотеки Н. Новгорода и области под руковод­ством НГОДБ участвовали во Всерос­сийских научных исследованиях: «Чте­ние детей в современном мире» совмест­но с детскими библиотеками и госу­дарственным гуманитарным универси­тетом г. Нижневартовска, «Изучение "картин мира" школьников» — совмест­но с институтом социологии РАН, «Го­голь и современность» — с исследова­тельским центром ГРЮБ. В 2008 году в НГОДБ разработана программа иссле­дования профессионального самосозна­ния: «Я — детский библиотекарь».

Ещё несколько штрихов.

Однажды в материалах Екатерин­бургских коллег довелось прочесть об интересном опыте использования синквейна в работе с читателями. На недав­ней научно-практической конференции НГОДБ, посвящённой работе с класси­ческой литературой, синквейн стал ос­новой мастер-класса «Живое слово Пушкина». Вскоре после этого состоя­лось знакомство с опытом РГДБ по при­влечению дошкольников к творческому чтению с помощью хокку и почти одно­временно попалось на глаза слово «лимерики». Так вот «малые формы по­эзии» оказались в методической копил­ке и как отдельные части пазла нашли своё место в программе мастер-класса в летней библиотечной школе «Лидер- 2008» «Толерантность. Классическая и современная художественная литерату­ра как средство воспитания гуманных чувств у детей». Культура каждого наро­да имеет несколько пластов культуры; в их числе — народная культура, выра­женная в малых формах поэзии. Слушатели школы учились писать француз­ский синквейн, английский лимерик, японские хокку, русские частушки, для того, чтобы изнутри почувствовать точ­ки пересечения и сближения разных культур. В течение 2008-2009 годов ме­тодисты ЦРДБ ЦБС Балахнинского, района, г. Дзержинска и др. провели по­добные занятий с сельскими библиоте­карями и с читателями своих библиотек.

Приведённые примеры наглядно по­казывают, что методическая служба НГОДБ плодотворно развивается, пото­му что выполняет функцию центра «профессиональной экспертизы и ква­лификационных испытаний, страти­фикации кадров, творческой лабора­тории и мастер-класса».8

Таким образом, можно говорить об успешности научно-методической и ис­следовательской стратегии НГОДБ: от науки через методику к практике. Соот­ветственно этой стратегии сложились два направления и две составные части содержательно-смысловой парадигмы, называемой научно-методической дея­тельностью.

Наиболее освоенное — мониторинг, обобщение, распространение и внедре­ние имеющегося практического опыта, как горизонтально, на уровне област­ных, краевых региональных и муници­пальных детских библиотек, так и вер­тикально, но не снизу вверх и сверху вниз, а «по формуле восьмёрки».

Другое направление — теоретиче­ское обоснование исследований и по­иска новых подходов к дальнейшему развитию детских библиотек осуществ­ляется также и горизонтально, и верти­кально.

Приходится констатировать, что на­учно-исследовательская деятельность ОДБ, осуществляемая де-факто, являет­ся скорее диверсификацией, расширени­ем сферы её деятельности.

Сегодня детские и сельские библио­теки претерпевают изменения, обуслов­ленные законодательными реформами и развивающимися цифровыми техно­логиями. От прогресса не уйдёшь, но де­ти-то останутся, и проблема детского «чтения-нечтения», влияния его на лич­ностное развитие ребенка тоже оста­нется. Решать её должны специалисты. Почему бы ОДБ де-юре не стать регио­нальным центром по изучению и реше­нию проблем детского чтения, его соци­ального статуса? Более того, ОДБ впол­не могут найти свою нишу в гуманитар­ной экспертизе, в системе междисципли­нарного изучения созидающей роли чтения.

Хочется надеяться, что признание областной детской библиотеки не толь­ко методическим, но и научно-исследо­вательским центром — дело недалёкого будущего. В начале XXI века намети­лась тенденция открытия специализиро­ванных детских библиотек в Италии, Франции, Германии, Южной Корее, Японии. Международная федерация библиотечных ассоциаций (ИФЛА) раз­работала документ: «Руководство по об­служиванию детей до трёх лет».9 Осо­бый интерес представляют такие осно­вополагающие принципы «Руковод­ства», как определение ряда профессио­нальных компетенций, моделирование широкой координации, рекомендации по отбору ресурсов». В сложившейся в России системе библиотечного обслу­живания детей именно они могут и должны быть заложены в основе Мис­сии областной детской библиотеки и за­креплены законодательно.

Отсутствие законодательно закреп­лённых научно-исследовательских функций осложняет решение многих проблем ОДБ, прежде всего кадровых. Профессии методиста, тем более мето­диста по работе с детьми, равно как про­фессии библиотечного исследователя-социолога, нигде не учат. Они попол­няются методом случайного отбора со­трудниками детских библиотек, детских садов и даже представителями профес­сий совсем далёких от работы с детьми. Одновременно многие библиотекари и руководители ставят под сомнение це­лесообразность наличия методистов в штатах библиотек.

С одной стороны, происходит станов­ление и развитие новых структур, с дру­гой — снижение количества и качества кадрового состава. С одной стороны — внедрение новых технологий, с другой — снижение профессиональных знаний. Развитие новых стратегий творческого чтения — и снижение профессионально­го самосознания. Самоидентификация детского библиотекаря как педагога и психолога — и замкнутость на одномер­ной информационной работе. Сегодня возникла потребность в большей иссле­довательской активности и использова­нии междисциплинарных научных мето­дов во всех сферах библиотечной рабо­ты с детьми.

В настоящее время перед профессио­нальным сообществом и государством стоит стратегическая задача — дать бо­лее чёткое определение миссии инсти­тута областных детских библиотек как центра поддержки и развития чтения де­тей в регионе, издательской деятельно­сти в области библиотековедения, реко­мендательной библиографии, адресо­ванной детям и другим проблемам дет­ского чтения. Необходимо разработать определение понятийной сущности ОДБ, исследовать её роль и место в ря­ду других библиотек и в ряду других со­циальных и гуманитарных институтов, «в профессионализации библиотекарей в области читательского развития де­тей и подростков, в формировании ме­ханизмов общественно-государствен­ного сотрудничества с различными со­циальными институтами в интересах читательской социализации личности и общества на основе долговременного прогноза».10

1 Бубекина Н. В. Модельный стандарт детской библиотеки: проблемы разработки и внедрения II Библиотечное дело. — 2008. — №4. — С. 34.

2 Абрамов К. И. История библиотечного дела в СССР. — М.: Книга. — 1980. — С. 283.

3 Гукова В. Г. К вопросу о концепции организа­ционной перестройки библиотечной системы // Проблемы формирования и развития библиотеч­ной системы страны. — М.: Гос. б-ка СССР им. В. И.Ленина. — 1991. — С.5-21.

4 Там же.

5 Бубекина Н. В. Модельный стандарт детской библиотеки... С.34.

6 Хроника библиотечной жизни: 1919-1954­2004. — Н. Новгород: Нижегор. гос. обл. дет. биб-ка, 2004. — С. 32.

7 Авраева Ю. Б., Очирова Э. С. Методист биб­лиотеки: Формула успеха: научно-методическое пособие. — М.: Либерея-Бибинформ, 2008. — 96 с.

8 Авраева Ю. Б., Очирова Э. С. Методист биб­лиотеки. С. 17.

9 Дошкольники и семейное чтение в библиоте­ке: «Руководство ИФЛА по обслуживанию детей до трёх лет» с комментариями и примерами / пер. с англ. О. Андреевой. — М.: Чистые пруды, 2008. — 30 с. (Б-чка «Первого сентября». Серия «Б-ка в школе». Вып. 24)

10 Бородина В. А. Воспроизводство культуры чтения в России: современное состояние и пер­спективы // Поддержка и развитие чтения в биб­лиотечном пространстве России: Сборник научно- практических работ / Сост. В. Я. Аскарова. — М.: МЦБС, 2007. — С. 21.

С автором можно связаться: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Галина Михайловна Пальгуева, заместитель директора Нижегородской государственной областной детской библиотеки по научно-методической работе