Пушкова С. И все читают Солженицына… : модельные проекты как стимул повышения интереса к чтению / С. Пушкова // Библиополе. – 2008. – № 11. – С. 14-19.

В последнее десятилетие, в условиях роста популярности Интернета и расширения использования электронных информационных и коммуникационных технологий, библиотекари многих стран отмечают снижение интереса к книгам и чтению, особенно у представителей молодого поколения.

Эта проблема, ставшая общемировой тенденцией, приобретает все большую актуальность и напряженность и в нашей российской действительности. По результатам исследований, в начале нового тысячелетия каждый третий россиянин практически не читает книг, а каждый десятый — газет; среди детей и подростков читательская активность еще ниже.

Конкретные меры и средства, используемые библиотеками и другими заинтересованными организациями для преодоления кризиса чтения, в разных странах мира имеют свои, в том числе и национальные, особенности, связанные с существующими традициями, которые обуслов­лены различиями в их истории, культурном наследии и библио­течной политике. Поэтому боль­шое значение имеет обмен идея­ми и накопленной информацией, а также ознакомление с мировой практикой решения проблем распространения чтения.

В своей статье я остановлюсь на американском опыте разра­ботки и успешной реализации так называемых модельных про­ектов, которые создаются по единому образцу и являются эф­фективным способом привлече­ния новых читателей. Что осо­бенно ценно, они вовлекают в круг читателей тех лиц, которые мало и неохотно читают, а также способствуют популяризации хо­роших книг и поощряют чтение для удовольствия и просвеще­ния. Речь пойдет о двух проек­тах — «Одна книга» и «Большое чтение», — получивших широкое распространение в США.

«Одна книга»: рождение концепции, широкое распро­странение

С конца 1990-х гг. большую популярность в США получил уникальный проект под названи­ем «Одна книга» (One Book), ко­торый имел целью повышение интереса к чтению путем привле­чения местного сообщества к те­ме и обсуждению одной и той же книги. Как правило, подобные проекты осуществляют библио­теки, которые могут действовать на уровне штата, региона, горо­да, района. Чаще всего выбира­ются произведения художест­венной литературы; дискуссии обычно проводятся в небольших группах, нередко с участием ав­торов.

Концепция реализации по­добных проектов зародилась в Центре книги штата Вашингтон, действующем при Публичной библиотеке г. Сиэтла. Здесь в 1998 г. под руководством Нэнси Перл, исполнительного дирек­тора центра, был разработан и осуществлен проект «Если бы весь Сиэтл прочитал одну и ту же книгу». При финансовой под­держке Фонда Лайлы Уоллес «Ридерз Дайджест» и местных спонсоров была проведена рек­ламная кампания для привлече­ния жителей города к чтению и совместному обсуждению ро­мана Рассела Бэнкса «Славное будущее». Автор романа был приглашен в Сиэтл на три дня и принял участие в дискуссиях по своей книге (2).

Вызывает интерес профес­сиональная деятельность Нэнси Перл, инициатора и руководителя проекта, ее взгляды на значение чтения в жизни людей и руковод­ство чтением в процессе библио­течного обслуживания. Она изве­стна как автор нескольких попу­лярных книг о чтении. Особенно популярны у американских чита­телей два ее произведения: «Ув­лечение книгами: Рекомендации для чтения в любом настроении, в любой момент и по любому пово­ду» и «Еще больше увлечения книгами».

Будучи профессиональным библиотекарем, Нэнси Перл пос­ле выхода на пенсию (2004 г.) стала консультантом по вопро­сам чтения и активным пропаган­дистом книг. Она регулярно пуб­ликует рецензии на художествен­ные произведения литературы в местной и федеральной печати, выступает с еженедельными книжными обозрениями по горо­дскому каналу Национального общественного радиовещания.

На местном телевизионном канале в Сиэтле Н. Перл ведет ежемесячную программу «Увле­чение книгами», каждый раз ин­тервьюируя нового писателя. Написанные ею работы, актив­ная практика по пропаганде книг и чтения, а также выступления по этим вопросам на многих биб­лиотечных конференциях при­несли ей широкую известность в библиотечном мире США. В 2004 г. значительный вклад Н. Перл в мир книг был отмечен наградой Национальной книжной ассоциа­ции женщин.

В своем интервью (4) журналу «Американские библиотеки» Нэнси Перл отмечает рост осоз­нания в библиотечной среде важности не только доступа к ин­формации, но и оказания помо­щи читателям (речь идет прежде всего о публичных библиотеках) в выборе хороших книг для рас­ширения своих познаний и раз­влекательного чтения в часы до­суга. Она придает большое зна­чение эффективной работе консультативных служб в биб­лиотеках и считает необходи­мым уделять больше внимания этому ценному направлению де­ятельности в профессиональной подготовке библиотекарей.

При определении понятия «хороший материал для чтения» Н. Перл считает первостепенным удовлетворение потребностей и интересов каждого конкретного читателя. Главную же задачу библиотекаря в качестве кон­сультанта она видит в том, чтобы помочь пользователю найти та­кую книгу, чтение которой могло бы доставить ему удовольствие, даже если сам библиотекарь не склонен относить выбранную книгу к хорошей литературе.

Подходящей в данное время для данного читателя книгой, по мнению Н. Перл, можно считать ту, после прочтения которой он захочет обратиться к консуль­танту за новыми рекомендация­ми. Все это не означает, однако, что сотрудники консультативных служб не должны стремиться расширить представления чита­теля о мире литературы, предла­гая на выбор несколько книг, со­ответствующих его настроению, мотивации и наклонностям.

С точки зрения Н. Перл, лю­бовь к чтению начинается дома, если родители любят читать и на­ходят время для того, чтобы чи­тать вслух своим детям, не пере­ставая делать это и тогда, когда ребенок уже научился читать сам.

С более подробной информа­цией о Н. Перл и ее деятельности можно ознакомиться на посвя­щенном ей сайте в Интернете (www.nancypearl.com).

Международный проект: Москва и Чикаго

Проект «Одна книга», начатый в Сиэтле, получил широкое при­знание и распространение по всей стране. В настоящее время в американской библиотечной печати отмечается существенный рост проектов и программ, раз­работанных и реализованных по этому образцу: с 63 в 30 штатах страны в июне 2002 г. до более 400 во всех 50 штатах и округе Ко­лумбия к сентябрю 2006 г. Назва­ние проекта может варьировать­ся, включая в круг участников жи­телей района или небольшого населенного пункта, население одного или двух городов, целого штата или всей страны (2).

На сайте Центра книги Биб­лиотеки Конгресса (www.loc.gov/ cfbook) собирается самая пол­ная информация об уже осущес­твленных и текущих программах и проектах, которая регулярно обновляется. Поиск может быть проведен по названию штата или города, году, автору или загла­вию произведения.

По данным просмотра пред­ставленного на сайте списка книг, за годы реализации подоб­ных проектов для чтения и совме­стного обсуждения были выбра­ны примерно 344 произведения художественной литературы. Из них самым популярным оказался роман Харпер Ли «Убить перес­мешника», который стал предме­том дискуссий 33 раза (11, 12).

Концепция проекта «Одна книга» приобретает все большую популярность и находит практи­ческое применение и за преде­лами США, в частности в Австра­лии, Великобритании, Канаде, России.

Международный совместный проект Всероссийской государ­ственной библиотеки иностран­ной литературы имени М. И. Ру- домино и Чикагской публичной библиотеки (США) — «Одна кни­га — два города» был основан на известной программе продви­жения чтения «Одна книга — один Чикаго».

Два города-побратима (Мос­ква и Чикаго) выбрали для сов­местного чтения и обсуждения весной 2006 г. повесть известно­го русского писателя, лауреата Нобелевской премии А. И. Сол­женицына «Один день Ивана Де­нисовича» (1962). Автор книги в ответ на просьбу откликнуться на этот проект написал: «Вооду­шевлен и впечатлен, что моло­дежь и читающая публика города Чикаго возьмутся в 2006 году за «Один день Ивана Денисовича» в рамках программы «Один го­род — одна книга». Хотя нынеш­ние времена располагают нас к легкому просмотру литератур­ных произведений в экранной форме, ничто не может заменить чтение, ибо оно призывает нас к усилию и душевному старанию, через которое мы выходим за рамки собственного опыта — в данном случае, шагая в сапогах наших замерзающих, изнурен­ных, голодных братьев».

К обсуждению книги были привлечены студенты Чикагского колледжа имени Уолтера Пейтона и Англо-американской школы в Москве. Была организована ви­деоконференция, во время кото­рой ее участники имели возмож­ность высказывать свои сужде­ния о событиях, описанных в повести. Дискуссии по книге А. И. Солженицына, показ филь­ма, созданного на ее основе, и литературные чтения состоялись в Библиотечном центре имени Гарольда Вашингтона, в филиа­лах Чикагской публичной библио­теки и многих других местах (13).

В числе мероприятий, орга­низованных в рамках этого про­екта во ВГБИЛ, можно назвать демонстрацию документального фильма «ГУЛАГ» (производство Франции, 2000 г.) и презентацию семитомного издания «Архивы ГУЛАГа». В Овальном зале биб­лиотеки состоялась также премьера литературного спек­такля по повести А. И. Солжени­цына с участием народного ар­тиста России Александра Фи­липпенко.

«Большое чтение» — рас­ширение и развитие проекта «Одна книга»

Предыстория и цели

В 2006 г. по инициативе На­ционального фонда искусств в США было начато осуществле­ние программы «The Big Read» (буквальный перевод: «Большое чтение», то есть широкое расп­ространение чтения, массовое чтение). Она проводится в сот­рудничестве с Институтом музей­ного и библиотечного обслужива­ния и некоммерческой региональ­ной организацией «Искусство на Среднем Западе».

Программа смоделирована по образцу успешных проектов «Одна книга» и призвана поддер­жать престиж художественной литературы в американской мас­совой культуре. К участию в ней активно привлекаются библио­теки, литературные объедине­ния, колледжи и университеты, художественные школы и другие заинтересованные организации по всей стране (1, 5).

Характеризуя задачи прог­раммы «Большое чтение», пред­седатель Национального фонда искусств Дейна Джойа, амери­канский поэт, критик и общест­венный деятель, сказал: «Мы хо­тим привлечь всех членов мест­ного сообщества — от учеников средней школы и канцелярских работников до государственных служащих и пожилых граждан — к совместному чтению хорошей книги. Наша цель состоит в том, чтобы люди могли говорить о ро­манах «451 градус по Фаренгей­ту» или «Великий Гэтсби» с той же увлеченностью, с какой они обсуждают ежегодный чемпио­нат США по бейсболу» (3).

Импульсом к разработке и проведению программы послу­жил опубликованный в июле 2004 г. отчет Национального фонда искусств под названием «Чтение под угрозой: обзор сос­тояния чтения художественной литературы в Америке». Сведе­ния, представленные в отчете, свидетельствовали о значитель­ном снижении интереса к чтению художественной литературы в стране. Выборочное исследование, проведенное совместно с Бюро переписи на­селения, охватывало 17 тыс. че­ловек и позволило сделать сле­дующие выводы:

  • В настоящее время художест­венную литературу читает ме­нее половины взрослого на­селения США (в отчете при­нималось во внимание чтение любых романов или расска­зов, любых поэтических и драматических произведе­ний, независимо от их качест­венного уровня и объема).
  • За последнее десятилетие число читающих взрослых в США уменьшилось на 7 про­центов.
  • Снижение популярности чте­ния отмечается во всех воз­растных группах, но самое резкое падение читательской активности наблюдается у представителей младших по­колений.

Основываясь на результатах вышеназванного исследования, Национальный фонд искусств инициировал проведение прог­раммы «Большое чтение», нап­равленной на повышение инте­реса к чтению художественной литературы и формирование нации читателей. Специалисты фонда отмечали важность привлечения к решению пос­тавленной цели широкой обще­ственности, включая журналис­тов, писателей, издателей, биб­лиотекарей, преподавателей и руководителей в сфере образо­вания (2, 7).

Содержание программы: ее возможности и особенности. Пи­лотная стадия проекта

Участие в программе «Боль­шое чтение» предоставляет воз­можность жителям одного города прочитать и обсудить одну и ту же книгу. Предполагаются проведе­ние инновационных читательских программ в отобранных на конку­рсной основе городах, обеспече­ние участников разнообразными источниками для обсуждения классических литературных про­изведений; организация широких рекламных кампаний, в том числе по телевидению, радио и в мест­ной печати.

Мероприятия в рамках прог­раммы «Большое чтение» планируются примерно на месяц и включают: торжественное отк­рытие, желательно с приглаше­нием мэра и местных знамени­тостей; дискуссии (от 10 до 50) по выбранной книге в различных местах и в разных читательских аудиториях; лекции, публичные чтения и другие события, свя­занные с обсуждаемыми книга­ми (экранизация произведений, театрализованные представле­ния и т. д.) (5, 7).

В пилотной (экспериментальной) стадии программы с февра­ля по июнь 2006 г. участвовали 10 городов, которые были ото­браны из 45 претендентов по конкурсу. В их числе, наряду с крупными городами, были не­большие городки в сельской местности. Участникам были предложены на выбор четыре романа американских авторов: «Великий Гэтсби» Фрэнсиса Скотта Фиццжеральда , «451 гра­дус по Фаренгейту» Рея Брэдбери, «Их глаза видели Бога» Зоры Нил Херстон и «Убить пересмеш­ника» Харпер Ли.

При отборе книг для экспери­ментальной стадии проекта спе­циалисты Национального фонда искусств стремились выбрать такие произведения классической американской литературы, которые могли бы заинтересо­вать разные аудитории.

В настоящее время при фонде создан своего рода читательский совет из числа известных писате­лей, ученых, библиотекарей,  художников и издателей, который оказывает помощь в подборе книг для проекта (в него входят, например, директор Библиотеки Конгресса д-р Джеймс Биллингтон и Нэнси Перл, ставшая ини­циатором проекта «Одна книга» в Публичной библиотеке Сиэтла).

Одна из привлекательных сторон программы «Большое чтение» состоит в том, что, кро­ме финансовой поддержки, участникам бесплатно предос­тавляется большое количество вспомогательных источников, таких, как различного рода руководства для читателей и преподавателей в связи с каж­дым из рекомендованных рома­нов, а также аудиоматериалы с комментариями известных ли­тературоведов, общественных деятелей и специалистов в об­ласти образования.

Организации-участницы име­ют возможность выступать с объ­явлениями и сообщениями по об­щественным каналам телевидения и по радио. Они также снабжаются рекламными материалами: плака­тами, афишами, книжными зак­ладками; обеспечиваются руково­дством для проведения успешных мероприятий и могут использо­вать ресурсы обширного веб-сай­та программы «The Big Read» (www.neabigread.org), содержаще­го разностороннюю информацию об обсуждаемых произведениях и их авторах (7).

Представление заявок на участие в программе и требова­ния к участникам

Обратиться с предложением об участии в программе имеют право городские некоммерчес­кие организации и отделы орга­нов управления штатом или мест­ного самоуправления. В круг потенциальных претендентов входят: литературные центры, библиотеки, музеи, колледжи и университеты, центры по искус­ству, исторические общества, художественные советы, советы по гуманитарным наукам и др.

Чтобы принять участие в прог­рамме «Большое чтение», необ­ходимо подать соответствующую заявку через электронную систе­му eGrant, а также представить к установленному сроку комплект требуемых материалов.

Прежде чем начинать работать над своим проектом, нужно вни­мательно изучить «Запрос о пред­ложениях», в котором дается опи­сание программы, подробно из­лагаются требования к ее участникам и критерии отбора ор­ганизаций, а также рекомендации по подготовке документов, требу­емых для подачи заявки. «Запрос о предложениях» разрабатывает­ся специалистами Национального  фонда искусств и организации «Искусство на Среднем Западе» и широко распространяется среди библиотек, литературных и обще­ственных организаций по всей стране (6).

В «Запросе о предложени­ях» (8), в частности, отмечается, что от организаций, участвующих в программе, потребуется выпол­нение следующих установок:

  • Выбрать одну из предложен­ных для обсуждения книг.
  • Представить и осуществить хо­рошо разработанную и разно­образную программу мероп­риятий, рассчитанную пример­но на месяц. Успешная программа предполагает ши­рокую читательскую аудито­рию и активное участие всего местного сообщества. Осо­бенно большое значение при­дается вовлечению в меропри­ятия тех лиц, которые редко и неохотно читают.
  • Осуществлять программу в сотрудничестве с государ­ственными, общественными и частными организациями, с обязательным привлечением библиотеки, если она есть.
  • Широко рекламировать ме­роприятия программы, ис­пользуя средства массовой информации: местное теле­видение, радио, периодичес­кую печать — и другие воз­можности.
  • Активно привлекать к участию в программе представителей муниципалитетов, штатных и федеральных органов власти (мэров, членов городских со­ветов, членов Конгресса и др.), чье участие будет способство­вать осознанию значимости проводимых мероприятий.
  • Использовать образователь­ные и рекламные материалы, предлагаемые организатора­ми программы.
  • Удовлетворять всем требова­ниям финансирования прог­раммы «Большое чтение». От­мечается, что финансовое обеспечение запланирован­ных по программе мероприя­тий предполагает согласова­ние размера субсидии с объе­мом нефедеральных средств, которые должна обеспечить организация-участница, в со­отношении один к одному. Размер субсидий, выделяемых

организациям-участницам, обыч­но колеблется от 10 до 20 тыс. долларов США и -зависит, глав­ным образом, от численности местного населения. В отдельных случаях некоторые заявители из крупных городов могут получить более 20 тыс. долларов, а предс­тавители небольших населенных пунктов — менее 10 тыс. Мини­мальный размер субсидии может составлять 5 тыс. долларов.

По истечении установленного срока подачи заявок организация «Искусство на Среднем Западе» проводит совещание группы спе­циалистов по искусству и художе­ственной литературе для рас­смотрения представленных зая­вок. Отбор участников программы осуществляется на основе оценки качественного уровня разрабо­танных претендентами планов по организации мероприятий для широкой читательской аудитории, а также учитывая опыт их сотруд­ничества с местными организаци­ями, включая библиотеки, музеи и школы; их умение привлечь новых читателей, заинтересовать муни­ципальные власти и средства мас­совой информации.

Реализация программы в 2007 г. и перспективы ее распро­странения

Программа «Большое чтение» продолжает развиваться, вклю­чая другие города и новые книги. Финансовую поддержку для осу­ществления мероприятий в рам­ках этой программы с января по июнь 2007 г. получили 72 органи­зации, а с сентября по декабрь было отобрано на конкурсной основе уже 117 организаций. В список художественных произ­ведений, предложенных для об­суждения участникам програм­мы, в каждом полугодии были дополнительно включены еще четыре книги (3, 9).

«Большое чтение» продолжа­лось и в 2008 г. В течение года предполагается оказать финансо­вую поддержку примерно 400 орга­низациям, претендующим на учас­тие в программе: около 200 — в каждом полугодии. Уже объявлены сроки представления заявок, а так­же названия девяти новых художе­ственных произведений, которые войдут в число обсуждаемых книг.

Ожидается, что эта программа по охвату участников станет самой крупной федеральной программой продвижения чтения в истории США. По признанию председателя Национального фонда искусств Дейна Джойа, она «значительно больше, чем чтение». Программа «не просто возвращает радость чтения», но и объединяет людей, «способствует возрождению само­го понятия «сообщество» (7, 10).

Программа «Большое чтение» пересекает границы между шта­тами и рубежи между народами. План реализации этой программы в 2008 г. включает международ­ный проект в сотрудничестве с Россией (9, 10). Американским организациям, заявившим о сво­ем участии в этом проекте, пред­ложена для обсуждения повесть Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича». Жители четырех городов в штатах Иллинойс, Индиана, Ок­лахома, Пенсильвания знакоми­лись с этой книгой великого рус­ского писателя в первом полуго­дии 2008 г. А российские участники проекта в городах Ива­нове и Саратове с интересом об­суждали роман «Убить пересмеш­ника» американской писательни­цы Харпер Ли (см.: Библиополе. 2008. №1,6).

Американские проекты и прог­раммы «Одна книга» и «Большое чтение» объединяют библиотеки и другие заинтересованные органи­зации по всей стране, чтобы поощ­рить чтение для удовольствия и просвещения. Пробуждая интерес к чтению классической художест­венной литературы и привлекая членов местных сообществ к об­суждению одной книги, эти прог­раммы не только способствуют увеличению числа читателей, но и стимулируют чтение хороших книг.

Растущая популярность выше­названных читательских проектов, успешное их осуществление не только в США, но и в других стра­нах наглядно свидетельствуют об эффективности «модельных про­ектов», которые могут быть легко освоены и воспроизведены други­ми участниками.

Ознакомление с американским опытом подготовки и организации подобных программ и проектов может представить интерес для российских специалистов и орга­низаций, занимающихся продви­жением книг и чтения, и быть по­лезным при разработке конкрет­ных мер и мероприятий в ходе реализации Национальной прог­раммы поддержки и развития чте­ния в России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Cole, J. Y. Library hosts «The Big Read» / John Y Cole // Libr. of Congr. inform, bull. — 2006. — Vol. 65. — №9. —P. 219.

  1. Cole, J. Y. Ore Book projects grow in popularity/John Y Cole//Libr of Congr. inform, bull. — 2006. — Vol. 65. —№ 1, —P. 30—31.
  2. Institute of Museum and Library Services. The Big Read. Seventy-two communities to partici­pate in national program to promote literary reading (Электроный ресурс). — Режим доступа: http://www.imls.gov/news.2006/10html
  3. Lust for reading //Amer. libr. — 2005. — Vol. 36. — № 5. — P. 32—36.
  4. National Endowment for the Arts. The Big Read. About The Big Read (Электронный ресурс). — Ре­жим доступа: http://www.neabi- gread.org/about.php
  5. National Endowment for the Arts. The Big Read. Application process (Электронный ресурс). — Режим доступа: http://www.neabi- gread.org/application_process.php
  6. National Endowment for the Arts. The Big Read. Frequently asked questions (Электронный ре­сурс). — Режим доступа: http:/ /neabigread.org/faq.php
  7. National Endowment for the Arts. The Big Read. Request for pro­posals (Электронный ресурс). — Режим доступа: http://www.neab!- gread.org/docs/RFPPhase1-2The% 20Big%20Read.pdf
  8. National Endowment for the Arts. News room. The Big Read becomes the largest federal literature program since the W.RA (Электронный ресурс) // Press releases. — 2007. — June 25. — Ре­жим доступа: http://www.neagov/ news/newsO7/bigreadCycle2.html
  9. National Endowment for the Arts. News room. National Endowment for the Arts announces more than $ 1.5 million in Big Read grants for first half of 2008 (Электронный ресурс) // Press releases. — 2007. — Nov. 13. — Режим доступа: http://www.nea.gov/ news/news07/BigReadJan2008.html
  10. «One Book» programs span the nation // Amer. libr. — 2005. — Vol. 36. — №5. — P. 19.

Светлана Пушкова, директор Центра международного библиотековедения Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М. И. Рудомино