Лапшина И. Реализация городского проекта «Год чтения»: итоги, перспективы / И. Лапшина // Школьная библиотека. – 2011. – № 9-10. – С. 47-49.
Привить ребенку вкус к чтению — лучший подарок, который мы можем ему сделать.
Сессиль Лупан
Социокультурная ситуация, сложившаяся в стране, привела к снижению авторитета печатного слова, вытеснению книги на периферию общественного сознания, разрушению ментальности читающей нации.
Анализ результатов социологических исследований уровня и особенностей читательской культуры тюменских школьников (январь 2002, 2005 гг.) позволил сделать следующие выводы:
- круг свободного чтения современного школьника в большей мере формируется СМИ;
- на выбор литературы для свободного чтения влияние в большей степени оказывает среда общения и родители, в меньшей — школа;
- просматривается отчуждение детей от поэзии, краеведческой литературы;
- отмечено снижение популярности семейного чтения.
Для преодоления названных проблем Департаментом образования администрации города Тюмени, Городским информационно-методическим центром в мае 2010 — июне 2011 г. был разработан и реализован проект по повышению престижа чтения — «Год чтения».
Настоящий проект позволил рассмотреть и решить такие важные аспекты проблемы чтения школьников города Тюмени, как:
- место чтения в структуре жизненных планов и досуговых занятий школьников;
- мотивы, читательские предпочтения и активность чтения;
- уровень культуры чтения и информационной культуры;
- влияние на чтение семьи, сверстников, библиотеки, Интернета.
В реализации проекта принимали участие учащиеся 1-11 классов, их родители, родственники, педагоги, классные руководители, библиотекари. Каждое общеобразовательное учреждение осуществляло деятельность по каждому этапу проекта.
Реализация проекта была условно разделена на 3 этапа:
Информационно-подготовительный этап (май-август 2010 г.) направлен на консолидацию усилий власти, представителей научно-педагогического сообщества, учреждений культуры по подготовке и разработке договоров, положений о школьных конкурсах.
Основной этап (сентябрь 2010 — апрель 2011 г.) направлен на разработку и проведение мероприятий проекта.
Заключительный этап (май-июнь 2011 г.) — подведение итогов проекта.
Торжественное закрытие проекта — май 2011 г.
Структуру проекта «Год чтения» составляли следующие блоки:
- сентябрь-октябрь 2010 г. — «Самая читающая семья»;
- ноябрь-декабрь 2010 г. — «Самый читающий класс»;
- январь-февраль 2011 г. — «Читатель года»;
- март-апрель 2011 г. — «Самая читающая школа».
Все конкурсы проводились в два этапа — заочный и очный.
В ноябре 2010 г. состоялось торжественное открытие Года чтения, в течение 2010/11 учебного года проведены четыре конкурса: «Самая читающая семья», «Самый читающий класс», «Читатель года» и «Самая читающая школа», где выявлены победители по разным возрастным категориям и номинациям.
Первый конкурс — «Самая читающая семья» — состоялся в октябре 2010 г. В конкурсе участвовали семьи обучающихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений города. Цель конкурса: создание условий для повышения статуса семейного чтения как средства развития личности и интеллекта юных граждан Тюмени, представление о чтении как семейной и общественной ценности. Задачи: раскрытие творческого потенциала читающих семей; стимулирование семейного чтения как формы ответственности родителей; развитие межличностного общения детей и родителей через традиции семейного чтения; популяризация домашней библиотеки, книги, культуры чтения; межкультурное взаимодействие разных поколений.
В городском конкурсе «Самая читающая семья» в 1-м этапе участвовало 89 семей из 36 ОУ. Во 2-м этапе — 7 семей из ОУ № 7, 32, 36, 66, 70, 81, 92. Победители: I место — семья Синицыных (МАОУ СОШ № 70); II место — семья Баевых (МАОУ лицей № 81); III место
семья Максимовых (МАОУ СОШ № 7).
Второй конкурс — «Самый читающий класс» — прошел в декабре 2010 г. Участники конкурса — классные коллективы ОУ, разделенные на возрастные категории: 1—4 класс, 5—8 класс, 9—11 класс. Цель конкурса: создание условий для повышения статуса детского чтения как средства развития личности и интеллекта юных граждан Тюмени. Задачи: раскрытие творческого потенциала классных коллективов ОУ; стимулирование чтения как формы работы с классным коллективом; развитие межличностного общения детей и классных руководителей через чтение; популяризация библиотеки, книги, чтения как духовных ценностей общества; межкультурное взаимодействие национальностей.
В конкурсе «Самый читающий класс» в 1-м этапе приняли участие 60 классов из 37 ОУ, во 2-м этапе — 17 классов из 15 ОУ.
Третий конкурс — «Читатель года» — состоялся в феврале 2011 года. Участники конкурса обучающиеся 1—11 классов по возрастным категориям: 1—4 классы; 5—8 классы; 9—11 классы.
Цель конкурса: создание условий для стимулирования и поддержки детского чтения, приобщение подрастающего поколения к хорошей книге, библиотеке, организация интеллектуального досуга детей. Задачи: раскрытие творческого потенциала активных читателей-школьников; стимулирование чтения как формы проведения досуга детей; развитие межличностного общения детей и родителей через традиции чтения; популяризация библиотеки, книги, чтения как духовных ценностей общества; содействие межкультурному взаимодействию разных поколений и национальностей. В рамках конкурса предлагалось участие в следующих номинациях: «Электронное письмо другу о прочитанной книге»; «Волонтеры библиотеки»; «Дневник читателя».
В конкурсе «Читатель года» в 1 -м этапе приняли участие 235 человек из 48 ОУ, во 2-м этапе — 31 человек из 22 ОУ.
Четвертый конкурс — «Самая читающая школа» — прошел в апреле 2011 г. Участники конкурса — обучающиеся 1-11 классов, администрация общеобразовательного учреждения, педагоги, классные руководители, библиотекари, родители, выпускники, авторы книг, сотрудники музеев, детских и юношеских библиотек, театров и т.д.
Цель конкурса: создание условий для привлечения внимания к книге и чтению как важным факторам сохранения и развития отечественной культуры и науки, укрепления живой связи поколений, взаимопонимания граждан и их успешности в обществе.
Задачи: развитие у школьников всех возрастных групп мотивации к чтению, воспитание уважения к книге и включение чтения в структуру приоритетных культурных потребностей обучающихся; создание модели образовательного пространства, обеспечивающего совместную деятельность детей и взрослых на основе общего интереса к книге; позиционирование школьной библиотеки как интеллектуального и информационно-досугового центра школы; консолидация усилий школьных коллективов, родителей, специалистов книжного дела, СМИ, творческих союзов, представителей местной администрации для поддержки и популяризации чтения.
В конкурсе «Самая читающая школа» в 1-м этапе приняли участие 21 ОУ, во 2-м — 17 ОУ.
На торжественном закрытии проекта «Год чтения» в мае 2011 года победители и призеры 2-го этапа всех номинаций были награждены дипломами и ценными подарками.
Всего в реализации проекта «Год чтения» приняло участие 58 ОУ, свыше 11 тысяч обучающихся, педагогов и родителей.
Самые активные общеобразовательные учреждения: 7, 8, гимназия 12, 14, 15, гимназия 16, 20, 32, 33, 37, 41, 43, 44, 52, 59, 66, 70, лицеи 81, 88, 89, 91, 92, Гимназия российской культуры, Православная гимназия.
С целью создания условий для популяризации чтения среди обучающихся, педагогов, библиотекарей и родителей были объединены усилия общественных организаций, культурных учреждений, библиотек, представителей родительского сообщества.
В школах был разработан и проводился комплекс мероприятий по выявлению и развитию читательской культуры педагогов, обучающихся и родителей.
В библиотеках общеобразовательных учреждений была развернута работа читательских клубов, литературных кружков, детско-взрослых сообществ для стимулирования чтения. Количество клубов, кружков, литературных объединений при школьных библиотеках увеличилось на 43%, увеличилось количество читателей — на 17%, посещений — на 5%, книговыдача отраслевой, художественной литературы, периодики — на 2%, фонды школьных библиотек обновились на 1,2%.
Активизировалась деятельность школьных и публичных библиотек в плане социального партнерства и взаимодействия.
Муниципальное автономное учреждение культуры «Централизованная городская библиотечная система» (МАУК ЦГБС) г. Тюмени проводила анкетирование педагогов и школьных библиотекарей с целью анализа реальной ситуации и проблем библиотек общеобразовательных учреждений, выявления структуры сотрудничества педагога и библиотеки в продвижении чтения среди обучающихся.
На вопросы анкеты ответили 173 преподавателя школ г. Тюмени, 26% школьных библиотекарей.
Выводы:
- все опрошенные педагоги посещают библиотеки города;
- основным источником информации о новинках педагогической литературы для педагогов является книжный магазин, библиотека общеобразовательного учреждения — на 2-м месте;
- почти все опрошенные педагоги рекомендуют учащимся литературу для дополнительного чтения по предмету, чаще всего это справочная и художественная литература;
- опрошенные педагоги рассчитывают на помощь в профессиональной деятельности со стороны библиотек, в том числе — на помощь в организации внеклассных мероприятий, в подборе литературы по необходимой теме, информировании о новинках, в продвижении чтения среди учащихся, в повышении профессионального уровня, в совместной разработке и реализации проектов и др.;
- основное место в структуре деятельности школьных библиотекарей занимает работа с читателями-учащимися, проведение массовых мероприятий;
- подавляющее большинство опрошенных указали на недостаток в фонде новинок, ощущается нехватка учебников, периодических, электронных изданий, справочной литературы;
- из профессиональных проблем 48% опрошенных указали на трудности в создании электронного каталога;
- более чем для половины школьных библиотекарей проблемой является рутинность работы, не позволяющая творчески и содержательно организовать библиотечное обслуживание;
- большинство опрошенных стремятся развивать сотрудничество с муниципальными публичными библиотеками в плане проведения крупномасштабных мероприятий (Недели детской и юношеской книги, Дня знаний и др.), создании электронного каталога, проведении библиотечных уроков, повышении квалификации;
- половина опрошенных читает литературу по специальности; по мнению библиотекарей, профессиональные периодические издания способствуют их профессиональному росту, для повышения квалификации библиотекари чаще выбирают журнал «Школьная библиотека», газету «Библиотека в школе»;
- 84% опрошенных указали на то, что они ощущают недостаток профессиональных знаний.
Городской проект «Год чтения» выявил огромный читательский потенциал субъектов образования, нужно продолжить работу по повышению престижа чтения через школьные библиотеки, создавая условия для развития читательского потенциала.
ЛИТЕРАТУРА
Мелентьева Ю. Культура чтения как фундамент информационной культуры личности: по материалам исследования 2007 года // Библиотека в школе. — 2007. — № 17. — С. 15-18.
Читательская культура школьников г. Тюмени: Итоги социологического исследования / Батырева М.В., Рогачева Н.А., Смирнова И.Р., Чеботарь Л.Г. — Тюмень: МОУ ДПО ГИМЦ, 2005. — 45 с.
И.Ю. ЛАПШИНА, методист по библиотечным фондам МБОУ ИМЦ, г. Тюмень