Лапшина И. Реализация городского проекта «Год чтения»: итоги, перспективы / И. Лапшина // Школьная библиотека. – 2011. – № 9-10. – С. 47-49.

Привить ребенку вкус к чтению — лучший подарок, который мы можем ему сделать.

Сессиль Лупан

Социокультурная ситуация, сложившаяся в стране, привела к снижению авторите­та печатного слова, вытеснению книги на периферию общественного сознания, разруше­нию ментальности читающей нации.

Анализ результатов социологических ис­следований уровня и особенностей читатель­ской культуры тюменских школьников (январь 2002, 2005 гг.) позволил сделать следующие выводы:

  • круг свободного чтения современного школьника в большей мере формируется СМИ;
  • на выбор литературы для свободного чтения влияние в большей степени оказывает среда общения и родители, в меньшей — школа;
  • просматривается отчуждение детей от поэ­зии, краеведческой литературы;
  • отмечено снижение популярности семей­ного чтения.

Для преодоления названных проблем Депар­таментом образования администрации города Тюмени, Городским информационно-методи­ческим центром в мае 2010 — июне 2011 г. был разработан и реализован проект по повышению престижа чтения — «Год чтения».

Настоящий проект позволил рассмотреть и решить такие важные аспекты проблемы чтения школьников города Тюмени, как:

  • место чтения в структуре жизненных планов и досуговых занятий школьников;
  • мотивы, читательские предпочтения и ак­тивность чтения;
  • уровень культуры чтения и информацион­ной культуры;
  • влияние на чтение семьи, сверстников, библиотеки, Интернета.

В реализации проекта принимали участие учащиеся 1-11 классов, их родители, родственники, педагоги, классные руководители, библи­отекари. Каждое общеобразовательное учреж­дение осуществляло деятельность по каждому этапу проекта.

Реализация проекта была условно разде­лена на 3 этапа:

Информационно-подготовительный этап (май-август 2010 г.) направлен на кон­солидацию усилий власти, представителей научно-педагогического сообщества, уч­реждений культуры по подготовке и разра­ботке договоров, положений о школьных конкурсах.

Основной этап (сентябрь 2010 — ап­рель 2011 г.) направлен на разработку и проведение мероприятий проекта.

Заключительный этап (май-июнь 2011 г.) — подведение итогов проекта.

Торжественное закрытие проекта — май 2011 г.

Структуру проекта «Год чтения» составля­ли следующие блоки:

  • сентябрь-октябрь 2010 г. — «Самая читаю­щая семья»;
  • ноябрь-декабрь 2010 г. — «Самый читаю­щий класс»;
  • январь-февраль 2011 г. — «Читатель года»;
  • март-апрель 2011 г. — «Самая читающая школа».

Все конкурсы проводились в два этапа — за­очный и очный.

В ноябре 2010 г. состоялось торжествен­ное открытие Года чтения, в течение 2010/11 учебного года проведены четыре конкурса: «Самая читающая семья», «Самый читающий класс», «Читатель года» и «Самая читающая школа», где выявлены победители по разным возрастным категориям и номинациям.

Первый конкурс — «Самая читающая семья» — состоялся в октябре 2010 г. В конкур­се участвовали семьи обучающихся 1-11 клас­сов общеобразовательных учреждений города. Цель конкурса: создание условий для повыше­ния статуса семейного чтения как средства раз­вития личности и интеллекта юных граждан Тю­мени, представление о чтении как семейной и общественной ценности. Задачи: раскрытие творческого потенциала читающих семей; сти­мулирование семейного чтения как формы от­ветственности родителей; развитие межлично­стного общения детей и родителей через тради­ции семейного чтения; популяризация домашней библиотеки, книги, культуры чтения; межкультурное взаимодействие разных поколе­ний.

В городском конкурсе «Самая читающая семья» в 1-м этапе участвовало 89 семей из 36 ОУ. Во 2-м этапе — 7 семей из ОУ № 7, 32, 36, 66, 70, 81, 92. Победители: I место — семья Синицыных (МАОУ СОШ № 70); II место — семья Баевых (МАОУ лицей № 81); III место

семья Максимовых (МАОУ СОШ № 7).

Второй конкурс — «Самый читающий класс» — прошел в декабре 2010 г. Участники конкурса — классные коллективы ОУ, разделен­ные на возрастные категории: 1—4 класс, 5—8 класс, 9—11 класс. Цель конкурса: создание ус­ловий для повышения статуса детского чтения как средства развития личности и интеллекта юных граждан Тюмени. Задачи: раскрытие твор­ческого потенциала классных коллективов ОУ; стимулирование чтения как формы работы с классным коллективом; развитие межличност­ного общения детей и классных руководителей через чтение; популяризация библиотеки, кни­ги, чтения как духовных ценностей общества; межкультурное взаимодействие национальнос­тей.

В конкурсе «Самый читающий класс» в 1-м этапе приняли участие 60 классов из 37 ОУ, во 2-м этапе — 17 классов из 15 ОУ.

Третий конкурс — «Читатель года» — состо­ялся в феврале 2011 года. Участники конкурса обучающиеся 1—11 классов по возрастным категориям: 1—4 классы; 5—8 классы; 9—11 классы.

Цель конкурса: создание условий для стиму­лирования и поддержки детского чтения, приоб­щение подрастающего поколения к хорошей книге, библиотеке, организация интеллектуаль­ного досуга детей. Задачи: раскрытие творчес­кого потенциала активных читателей-школьни­ков; стимулирование чтения как формы прове­дения досуга детей; развитие межличностного общения детей и родителей через традиции чтения; популяризация библиотеки, книги, чте­ния как духовных ценностей общества; содей­ствие межкультурному взаимодействию разных поколений и национальностей. В рамках кон­курса предлагалось участие в следующих номинациях: «Электронное письмо другу о прочитанной книге»; «Волонтеры библиоте­ки»; «Дневник читателя».

В конкурсе «Читатель года» в 1 -м этапе при­няли участие 235 человек из 48 ОУ, во 2-м этапе — 31 человек из 22 ОУ.

Четвертый конкурс — «Самая читающая школа» — прошел в апреле 2011 г. Участники конкурса — обучающиеся 1-11 классов, адми­нистрация общеобразовательного учреждения, педагоги, классные руководители, библиотека­ри, родители, выпускники, авторы книг, сотруд­ники музеев, детских и юношеских библиотек, театров и т.д.

Цель конкурса: создание условий для прив­лечения внимания к книге и чтению как важным факторам сохранения и развития отечествен­ной культуры и науки, укрепления живой связи поколений, взаимопонимания граждан и их ус­пешности в обществе.

Задачи: развитие у школьников всех возраст­ных групп мотивации к чтению, воспитание ува­жения к книге и включение чтения в структуру приоритетных культурных потребностей обуча­ющихся; создание модели образовательного пространства, обеспечивающего совместную деятельность детей и взрослых на основе обще­го интереса к книге; позиционирование школь­ной библиотеки как интеллектуального и информационно-досугового центра школы; консоли­дация усилий школьных коллективов, родителей, специалистов книжного дела, СМИ, творческих союзов, представителей местной администрации для поддержки и популяриза­ции чтения.

В конкурсе «Самая читающая школа» в 1-м этапе приняли участие 21 ОУ, во 2-м — 17 ОУ.

На торжественном закрытии проекта «Год чтения» в мае 2011 года победители и призеры 2-го этапа всех номинаций были награждены дипломами и ценными подарками.

Всего в реализации проекта «Год чтения» приняло участие 58 ОУ, свыше 11 тысяч обу­чающихся, педагогов и родителей.

Самые активные общеобразовательные учреждения: 7, 8, гимназия 12, 14, 15, гим­назия 16, 20, 32, 33, 37, 41, 43, 44, 52, 59, 66, 70, лицеи 81, 88, 89, 91, 92, Гимназия российской культуры, Православная гимна­зия.

С целью создания условий для популяриза­ции чтения среди обучающихся, педагогов, биб­лиотекарей и родителей были объединены уси­лия общественных организаций, культурных уч­реждений, библиотек, представителей родительского сообщества.

В школах был разработан и проводился комплекс мероприятий по выявлению и разви­тию читательской культуры педагогов, обучаю­щихся и родителей.

В библиотеках общеобразовательных уч­реждений была развернута работа читатель­ских клубов, литературных кружков, детско-взрослых сообществ для стимулирования чте­ния. Количество клубов, кружков, литературных объединений при школьных библиотеках увеличилось на 43%, увели­чилось количество читателей — на 17%, посещений — на 5%, книговыдача отрас­левой, художественной литературы, пери­одики — на 2%, фонды школьных библио­тек обновились на 1,2%.

Активизировалась деятельность школьных и публичных библиотек в плане социального парт­нерства и взаимодействия.

Муниципальное автономное учреждение культуры «Централизованная городская библи­отечная система» (МАУК ЦГБС) г. Тюмени про­водила анкетирование педагогов и школьных библиотекарей с целью анализа реальной ситу­ации и проблем библиотек общеобразователь­ных учреждений, выявления структуры сотруд­ничества педагога и библиотеки в продвижении чтения среди обучающихся.

На вопросы анкеты ответили 173 преподава­теля школ г. Тюмени, 26% школьных библиоте­карей.

Выводы:

  • все опрошенные педагоги посещают биб­лиотеки города;
  • основным источником информации о но­винках педагогической литературы для педаго­гов является книжный магазин, библиотека об­щеобразовательного учреждения — на 2-м месте;
  • почти все опрошенные педагоги рекомен­дуют учащимся литературу для дополнительно­го чтения по предмету, чаще всего это справоч­ная и художественная литература;
  • опрошенные педагоги рассчитывают на по­мощь в профессиональной деятельности со стороны библиотек, в том числе — на помощь в организации внеклассных мероприятий, в под­боре литературы по необходимой теме, инфор­мировании о новинках, в продвижении чтения среди учащихся, в повышении профессиональ­ного уровня, в совместной разработке и реали­зации проектов и др.;
  • основное место в структуре деятельности школьных библиотекарей занимает работа с чи­тателями-учащимися, проведение массовых мероприятий;
  • подавляющее большинство опрошенных указали на недостаток в фонде новинок, ощуща­ется нехватка учебников, периодических, элект­ронных изданий, справочной литературы;
  • из профессиональных проблем 48% опро­шенных указали на трудности в создании элект­ронного каталога;
  • более чем для половины школьных библи­отекарей проблемой является рутинность ра­боты, не позволяющая творчески и содержа­тельно организовать библиотечное обслужи­вание;
  • большинство опрошенных стремятся раз­вивать сотрудничество с муниципальными публичными библиотеками в плане проведе­ния крупномасштабных мероприятий (Недели детской и юношеской книги, Дня знаний и др.), создании электронного каталога, проведении библиотечных уроков, повышении квалифика­ции;
  • половина опрошенных читает литературу по специальности; по мнению библиотекарей, профессиональные периодические издания способствуют их профессиональному росту, для повышения квалификации библиотекари ча­ще выбирают журнал «Школьная библиотека», газету «Библиотека в школе»;
  • 84% опрошенных указали на то, что они ощущают недостаток профессиональных зна­ний.

Городской проект «Год чтения» выявил ог­ромный читательский потенциал субъектов об­разования, нужно продолжить работу по повы­шению престижа чтения через школьные библи­отеки, создавая условия для развития читательского потенциала.

ЛИТЕРАТУРА

Мелентьева Ю. Культура чтения как фундамент ин­формационной культуры личности: по материалам ис­следования 2007 года // Библиотека в школе. — 2007. — № 17. — С. 15-18.

Читательская культура школьников г. Тюмени: Ито­ги социологического исследования / Батырева М.В., Рогачева Н.А., Смирнова И.Р., Чеботарь Л.Г. — Тю­мень: МОУ ДПО ГИМЦ, 2005. — 45 с.

И.Ю. ЛАПШИНА, методист по библиотечным фондам МБОУ ИМЦ, г. Тюмень