Популярность американских библиотек растёт // Библиотечное дело. – 2013. – № 10. – С. 26-28.
Накануне нашего профессионального праздника в блоге посольства США в Москве были опубликованы поздравление с Днём библиотек и краткая информация о состоянии библиотечного дела в их стране.
Пока мы ломаем копья о будущем библиотеки и путях её модернизации, спорим, убьёт электронная книга бумажную или даст ей ещё немного пожить, в Соединённых Штатах вполне себе благополучно продолжают жить и развиваться традиционные библиотеки, появляются новые (в весьма неожиданных местах), создаются «библиотеки без книг« и «уличные библиотеки». Американцы много учатся и много читают. Популяризация чтения – там забота государственная. Но не меньшее значение имеет и активная позиция местного сообщества, которое мы называем гражданским обществом. Оно обеспечивает своим библиотека защиту, поддержку и продвижение. И, поэтому они утверждают, «популярность библиотек растёт».
Поздравляем всех с Всероссийским днём библиотек! Любовь к чтению – это то, что объединяет россиян и американцев. Хотя американцы отмечают Национальную неделю библиотек в апреле, здесь в посольстве мы работаем с библиотеками каждый день. Посольство тесно сотрудничает с российскими библиотеками благодаря программе «Американские уголки», а также учебным и информационным семинарам, которые мы постоянно проводим в различных библиотеках. У нас в посольстве тоже есть библиотека, куда мы приносим уже прочитанные книги, чтобы и другие сотрудники посольства могли их прочесть.
В Соединённых Штатах сейчас более 120 тысяч библиотек. Первые библиотеки у нас стали появляться ещё в конце XVII и в XVIII веках. Все библиотеки в США делятся на четыре категории: публичные, научные, учебные и специальные, которые предлагают литературу по специальным направлениям, таким как медицина, юриспруденция или религия.
Около 9 тысяч районных библиотек в США являются публичными. Эти библиотеки обслуживают читателей всех возрастных групп - и детей, и подростков, и взрослых. Такие библиотеки предоставляют свободный доступ к информации и обычно финансируются за счёт местного бюджета и бюджета штата.
Услуги библиотек в США бесплатны. Записаться в библиотеку и брать книги домой могут только местные жители. Приезжие могут пользоваться читальным залом - без читательского билета выносить книги из читального зала нельзя.
Американские публичные библиотеки предлагают не только книги. Многие библиотеки дают возможность бесплатно пользоваться компьютерами, посещать учебные программы и языковые курсы для детей и подростков, брать домой аудио и видео материалы. Многие библиотеки регулярно предоставляют трибуну представителям местного населения и помещения для мероприятий, проводимых некоммерческими организациями, проводят праздники, предлагая различные программы, встречи с интересными людьми, образовательные материалы.
Для обслуживания удалённых населённых пунктов и престарелых людей, которые не выходят из дома, многие американские библиотеки используют передвижной фонд. Книжные полки оборудованы в крытом грузовике, который называется «Бук-мобайл» (ВоokMobile). В приехавший к вам грузовик можно подняться, выбрать нужную книгу и взять её почитать. Первая передвижная библиотека появилась в США в 1904 году в штате Южная Каролина.
В настоящее время популярность библиотек в Соединённых Штатах растёт, поскольку всё большее число людей привлекают бесплатные компьютеры и базы данных, которые можно использовать для таких целей, как написание школьного реферата, поиск работы или рассылка резюме. Предоставление электронных ресурсов позволяет библиотекам подстраиваться под меняющиеся потребности населения. Библиотеки являются важной частью американской культуры, поскольку они реализуют идею равного доступа к информации и образовательным ресурсам.
Как заброшенный супермаркет стал публичной библиотекой
Когда в небольшом американском городке после переезда магазина остался пустым огромный склад, власти собирались снести его и построить новое здание. Архитекторы предложили менее затратный вариант, и теперь гигантский ангар функционирует как одна из крупнейших библиотек Соединенных Штатов.
В Америке пустуют тысячи построек, которые когда-то были крупными сетевыми супермаркетами. Каждый из них занимает площадь равную примерно двум с половиной футбольным полям. Одним из таких сетевых гигантов является компания Wal-Mart, чьи магазины занимаю более чем 200 мл кв. м земли в США. Конечно, это имеет значительные последствия с точки зрения экологии, поэтому важно понять, как рационально использовать ставшие ненужными постройки.
В книге профессора Джулии Кристенсен "Big Box Reuse" («Повторное использование больших коробок») и на её сайте представлены истории превращения продуктовых магазинов в привилегированную школу, здание суда или часовню. В городе Висконсин Рапиде (штат Висконсин, США) в здании, которое пустовало несколько лет, открыли центр для пожилых людей. Оно оказалось достаточно большим (24 тысячи кв. м) для того, чтобы организовать в нем даже крытую прогулочную зону. В другом штате бывшие торговые площади тоже поставили на службу в социальной сфере.
40 тысяч квадратных метров для библиотеки
Когда в 2006 году в Мак-Аллене (город в штате Техас, США) Wal-Mart переехал в новое здание, городские власти решили выкупить оставленный ими склад за $5 млн. Тогда же появилась идея создать на этом месте суперсовременный библиотечный центр. Первоначально рассчитывали на бюджет в $ 15,8 млн. и здание собирались снести, но архитекторы предложили другой, более рациональный вариант. Специалисты архитектурного бюро Meyer, Scherer & Rockcastle решили дать простому одноэтажному сооружению вторую жизнь. Прежде всего, они расчистили старый потолок и стены, убрали ненужные перегородки и построили вместо них стеклянные, добавили яркие архитектурные детали и огромное количество стеллажей с книгами.
В целом пространство организовано просто: в центре расположена ярко- оранжевая зона обслуживания, которая делит библиотеку на две части — взрослую и детскую. На единственном этаже площадью 40 тыс. кв. м, что для библиотеки — огромное пространство, разместились 64 компьютерных класса, 10 аудиторий с детскими компьютерами, учебные кабинеты, а также зрительный зал, художественная галерея, книжный магазин, кафе и даже копировальный центр, какие обычно бывают в университетах. Для людей, которые приходят со своими ноутбуками, предусмотрен отдельный зал, который может быть открыт даже тогда, когда сама библиотека уже не работает.
Теперь у нас каждый день — воскресенье
Новый центр открылся в декабре 2011 года, а в 2012 году проект получил престижную интерьерную премию The Library Interior Design Awards. Ho самой большой наградой для всех, кто принимал участие в этом проекте, стала реакция горожан — в течение первого месяца после открытия библиотеку посетило около 50 тысяч человек и зарегистрировалось полторы тысячи новых читателей. Для сравнения - в старом здании новеньких было около сотни за месяц. Увидев новую статистику, директор библиотеки был так удивлен, что инстинктивно на всякий случай перепроверил данные. «Обычно мы были очень заняты по воскресеньям. Теперь у нас каждый день — это воскресенье, — сказал он. — Это показывает, что город не ошибся, инвестировав в наш проект».
В целом на реновацию, включая покупку здания, было потрачено $26 млн. План состоял в том, чтобы создать новый центр притяжения для людей, а так как библиотека находится в том направлении, куда город продолжает расти, она всегда будет в многолюдном месте. Интересно, что не все отзывы о проекте положительные. Например, один из городских бизнесменов Стюарт Клейн еще в 2005 году начал кампанию «Сохраним нашу библиотеку» и заявил, что выделенный для нового проекта участок идеален для бизнеса, а не для библиотеки. «Город потратил кучу денег на ненужный кусок собственности в самом лучшем месте, хотя можно было купить что-то поменьше, сохранив при этом средства налогоплательщиков», — считает Клейн.
Постоянные читатели библиотеки, студенты Сюзана Агилар и Альберто Хуарес делятся своими впечатлениями: «Несмотря на то, что у нас есть собственные ноутбуки и домашний интернет, нам больше нравится заниматься здесь. В то же время, заметьте, мы видим не только молодёжь, сюда ходят люди разного возраста». Успех нового центра в Мак-Аллене пришелся на кризисное время для библиотек по всей стране — в эпоху интернета их роль пересматривается, а бюджеты сокращаются. Появление такого центра может хорошим примером для позитивных изменений в этой сфере по всему миру.
Дина Григорьева
http://urbanurban.ru/2013/05/29/wal-mart-to-library/
Уличная библиотека
В Нью-Йорке венесуэльские архитекторы Марсело Эртортегай (Marcelo Ertorteguy) и Сара Валенте (Sara Valen- te) создали по заказу Нью-Йоркской Архитектурной Лиги необычную уличную библиотеку.
Stereotank – это мини-библиотека, установленная на одной из оживлённых улиц Нью-Йорка. Её авторы предлагают всем желающим прохожим отвлечься на несколько десятков минут от суетливой жизни мегаполиса и почитать интересную книгу или журнал. Сделать это можно, поднырнув под Stereotank и оказавшись внутри этой будки- библиотеки. Там, в закрытой от внешнего мира капсуле вы найдете несколько десятков книг на любой вкус. Вы можете читать их прямо внутри или забрать с собой. Правда, для этого нужно оставить в данной уличной библиотеке какую-то книгу взамен. Так что по сути своей Stereotank является продолжением идеи буккроссинга, немного переосмысленной и дополненной.
Библиотека в метро
Возможно ли, используя современные технологии, убедить людей снова ходить в библиотеки и читать бумажные книги? Студенты Miami Ad School придумали простой и вполне действенный способ привлечения читателей в Нью- Йоркскую публичную библиотеку.
Макс Пилуэт (Max Pilwat), Кери Тан (Keri Tan) и Ферди Родригес (Ferdi Rodriguez) разработали маркетинговую кампанию по привлечению читателей в городскую библиотеку. В качестве площадки они выбрали подземку. Почему? Ответ прост. Если и есть в современном мире место, где можно встретить много читающих людей, то это отнюдь не библиотека, а обычный вагон метро. Люди привыкли коротать время в дороге от дома до работы и обратно за чтением.
Итак, целевая аудитория обозначена, площадка для проведения кампании определена. Осталось только найти инструмент, при помощи которого можно привлечь внимание людей к библиотеке. Как бы ни был хорош дизайн рекламных постеров, они вряд ли побудят человека «просто так взять и зайти» в районную библиотеку. Поэтому студенты Miami Ads School разработали интерактивную кампанию, основанную на действенном способе стимуляции продаж: «попробуй и купи».
Сегодня люди всё чаще и чаще используют для чтения мобильные устройства. И надо сделать так, чтобы книги, которые есть в библиотеке, можно было загружать в смартфоны. Разумеется, не полностью – чтобы у читателя возникала потребность немедленно побежать в библиотеку за продолжением. Это сэмпл, рекламный образец, «попробуйте-наш-новый-вкус».
В вагонах метро расклеены рекламные плакаты, изображающие книжные полки с книгами. Любой пассажир метро может абсолютно бесплатно при помощи смартфона загрузить первые 10 страниц этих книг.
В метро нет или почти нет Wi-Fi, поэтому авторы рекламной кампании выбрали для загрузки книг технологию NFC (Near-Field Communication), которая есть в современных мобильных устройствах на базе Android и Windows 8. NFC – это беспроводная бесконтактная система, которая позволяет передавать данные между двумя устройствами на расстоянии нескольких сантиметров.
Прочитав несколько страниц одной книги, можно полистать другую.
Когда подземный читатель выйдет из метро в город, в его устройстве появится карта, показывающая ближайший филиал библиотеки. Останется только дойти до неё и взять книгу. Вернуть книгу вы можете также в любом филиале библиотеки — там, где вам удобно в данный момент, а не там, где вы живёте или где её брали.
Возможна ли ситуация, когда пользователь, загрузивший 10 бесплатных страниц книги, не пойдёт за её продолжением в библиотеку, а найдёт и загрузит её полную версию в электронном виде? «Нет! Мы считаем кампанию выгодной для всех: и для издательств, и для библиотек», — говорит Кэри Тан. «Чтение во всех его видах — это здорово. И потом, всегда существуют такие жители Нью-Йорка, которые предпочтут скорее взять книгу из библиотеки, нежели платить за неё. Например, студенты всех возрастов или заядлые книголюбы, которые буквально глотают книги».
Эта маркетинговая кампания — всего лишь концепт, но о ней уже говорят и пишут. Если благодаря этому у Нью-Йоркской библиотеки станет больше читателей, значит, она работает.
Татьяна Молчанова
Библиотека без книг
Осенью в Техасе откроется первая в США цифровая библиотека, в которой не будет ни одной книги (до сих пор такой библиотекой был оснащён инженерно-технический факультет местного университета). Вместо обычных книг жителям Сан-Антонио будут выдавать на руки букридеры с загруженными текстами или предоставлять доступ к скачиванию на собственный ноутбук или ридер. Чтобы избежать злоупотребления библиотечной собственностью, устройства будут защищены специальной программой, которая через две недели стирает всё содержимое, так что читатель вынужден будет либо вернуть его, либо продлить абонемент. Автором идеи выступил глава одного из округов города Нельсон Вульф, книголюб
и коллекционер, обеспокоенный равнодушием молодежи к чтению. По мнению прогрессивного чиновника, который, впрочем, сам предпочитает читать по старинке, подростков могли бы привлечь именно новые технологии. Кроме того, электронные книги гораздо дешевле — а в условиях сокращения бюджета на библиотеки с этим нельзя не считаться — и не в пример компактнее, что тоже немаловажно. Так, весь проект новой библиотеки, в которой предполагается 10 тыс. наименований книг, 200 ноутбуков и букридеров, кафе и компьютерный зал на 50 мест, обойдётся всего в $1,5 млн, тогда как традиционная библиотека потребовала бы несравнимо больших затрат.
Ульяна Волохова