Популярность американских библиотек растёт // Библиотечное дело. – 2013. – № 10. – С. 26-28.

Накануне нашего профессионального праздника в блоге посольства США в Москве были опубликованы поздравление с Днём библиотек и краткая информация о состоянии библиотечного дела в их стране.

Пока мы ломаем копья о будущем библиотеки и путях её модернизации, спорим, убьёт электронная книга бумажную или даст ей ещё немного пожить, в Соединённых Штатах вполне себе благополучно продолжают жить и развиваться тради­ционные библиотеки, появляются новые (в весьма неожиданных местах), создаются «библиотеки без книг« и «уличные биб­лиотеки». Американцы много учатся и много читают. Популяризация чтения – там забота государственная. Но не мень­шее значение имеет и активная позиция местного сообщества, которое мы называем гражданским обществом. Оно обес­печивает своим библиотека защиту, поддержку и продвижение. И, поэтому они утверждают, «популярность библиотек растёт».

Поздравляем всех с Всероссийским днём библиотек! Любовь к чтению – это то, что объединяет россиян и американ­цев. Хотя американцы отмечают На­циональную неделю библиотек в апре­ле, здесь в посольстве мы работаем с библиотеками каждый день. Посоль­ство тесно сотрудничает с российскими библиотеками благодаря программе «Американские уголки», а также учеб­ным и информационным семинарам, ко­торые мы постоянно проводим в раз­личных библиотеках. У нас в посольстве тоже есть библиотека, куда мы прино­сим уже прочитанные книги, чтобы и другие сотрудники посольства могли их прочесть.

В Соединённых Штатах сейчас более 120 тысяч библиотек. Первые библиоте­ки у нас стали появляться ещё в конце XVII и в XVIII веках. Все библиотеки в США делятся на четыре категории: пуб­личные, научные, учебные и специ­альные, которые предлагают литературу по специальным направлениям, таким как медицина, юриспруденция или религия.

Около 9 тысяч районных библиотек в США являются публичными. Эти биб­лиотеки обслуживают читателей всех возрастных групп - и детей, и подро­стков, и взрослых. Такие библиотеки предоставляют свободный доступ к ин­формации и обычно финансируются за счёт местного бюджета и бюджета шта­та.

Услуги библиотек в США бесплат­ны. Записаться в библиотеку и брать книги домой могут только местные жи­тели. Приезжие могут пользоваться чи­тальным залом - без читательского би­лета выносить книги из читального зала нельзя.

Американские публичные библиоте­ки предлагают не только книги. Многие библиотеки дают возможность бесплат­но пользоваться компьютерами, посе­щать учебные программы и языковые курсы для детей и подростков, брать до­мой аудио и видео материалы. Многие библиотеки регулярно предоставляют трибуну представителям местного насе­ления и помещения для мероприятий, проводимых некоммерческими органи­зациями, проводят праздники, предлагая различные программы, встречи с инте­ресными людьми, образовательные ма­териалы.

Для обслуживания удалённых насе­лённых пунктов и престарелых людей, которые не выходят из дома, многие американские библиотеки используют передвижной фонд. Книжные полки оборудованы в крытом грузовике, ко­торый называется «Бук-мобайл» (ВоokMobile). В приехавший к вам грузо­вик можно подняться, выбрать нужную книгу и взять её почитать. Первая пе­редвижная библиотека появилась в США в 1904 году в штате Южная Ка­ролина.

В настоящее время популярность библиотек в Соединённых Штатах рас­тёт, поскольку всё большее число лю­дей привлекают бесплатные компьюте­ры и базы данных, которые можно ис­пользовать для таких целей, как написа­ние школьного реферата, поиск работы или рассылка резюме. Предоставление электронных ресурсов позволяет биб­лиотекам подстраиваться под меняю­щиеся потребности населения. Библио­теки являются важной частью амери­канской культуры, поскольку они реа­лизуют идею равного доступа к инфор­мации и образовательным ресурсам.

Как заброшенный супермаркет стал публичной библиотекой

Когда в небольшом американском городке после переезда магазина остал­ся пустым огромный склад, власти соби­рались снести его и построить новое здание. Архитекторы предложили ме­нее затратный вариант, и теперь гигант­ский ангар функционирует как одна из крупнейших библиотек Соединенных Штатов.

В Америке пустуют тысячи по­строек, которые когда-то были крупны­ми сетевыми супермаркетами. Каждый из них занимает площадь равную при­мерно двум с половиной футбольным полям. Одним из таких сетевых гигантов является компания Wal-Mart, чьи ма­газины занимаю более чем 200 мл кв. м земли в США. Конечно, это имеет значительные последствия с точки зре­ния экологии, поэтому важно понять, как рационально использовать ставшие ненужными постройки.

В книге профессора Джулии Кристенсен "Big Box Reuse" («Повторное использование больших коробок») и на её сайте представлены истории превра­щения продуктовых магазинов в приви­легированную школу, здание суда или часовню. В городе Висконсин Рапиде (штат Висконсин, США) в здании, кото­рое пустовало несколько лет, открыли центр для пожилых людей. Оно оказа­лось достаточно большим (24 тысячи кв. м) для того, чтобы организовать в нем даже крытую прогулочную зону. В другом штате бывшие торговые пло­щади тоже поставили на службу в соци­альной сфере.

40 тысяч квадратных метров для библиотеки

Когда в 2006 году в Мак-Аллене (го­род в штате Техас, США) Wal-Mart пе­реехал в новое здание, городские власти решили выкупить оставленный ими склад за $5 млн. Тогда же появилась идея создать на этом месте суперсовре­менный библиотечный центр. Первона­чально рассчитывали на бюджет в $ 15,8 млн. и здание собирались снести, но ар­хитекторы предложили другой, более рациональный вариант. Специа­листы архитектурного бюро Meyer, Scherer & Rockcastle решили дать про­стому одноэтажному сооружению вто­рую жизнь. Прежде всего, они расчисти­ли старый потолок и стены, убрали не­нужные перегородки и построили вме­сто них стеклянные, добавили яркие ар­хитектурные детали и огромное количе­ство стеллажей с книгами.

В целом пространство организовано просто: в центре расположена ярко- оранжевая зона обслуживания, которая делит библиотеку на две части — взро­слую и детскую. На единственном этаже площадью 40 тыс. кв. м, что для библио­теки — огромное пространство, разме­стились 64 компьютерных класса, 10 аудиторий с детскими компьютерами, учебные кабинеты, а также зрительный зал, художественная галерея, книжный магазин, кафе и даже копировальный центр, какие обычно бывают в универ­ситетах. Для людей, которые приходят со своими ноутбуками, предусмотрен отдельный зал, который может быть от­крыт даже тогда, когда сама библиотека уже не работает.

Теперь у нас каждый день — воскре­сенье

Новый центр открылся в декабре 2011 года, а в 2012 году проект получил престижную интерьерную премию The Library Interior Design Awards. Ho самой большой наградой для всех, кто принимал участие в этом проекте, стала реакция горожан — в течение первого месяца после открытия библиотеку по­сетило около 50 тысяч человек и заре­гистрировалось полторы тысячи новых читателей. Для сравнения - в старом здании новеньких было около сотни за месяц. Увидев новую статистику, дирек­тор библиотеки был так удивлен, что инстинктивно на всякий случай пере­проверил данные. «Обычно мы были очень заняты по воскресеньям. Теперь у нас каждый день — это воскресенье, — сказал он. — Это показывает, что го­род не ошибся, инвестировав в наш про­ект».

В целом на реновацию, включая по­купку здания, было потрачено $26 млн. План состоял в том, чтобы создать новый центр притяжения для людей, а так как библиотека находится в том на­правлении, куда город продолжает рас­ти, она всегда будет в многолюдном ме­сте. Интересно, что не все отзывы о проекте положительные. Например, один из городских бизнесменов Стюарт Клейн еще в 2005 году начал кампанию «Сохраним нашу библиотеку» и заявил, что выделенный для нового проекта участок идеален для бизнеса, а не для библиотеки. «Город потратил кучу де­нег на ненужный кусок собственно­сти в самом лучшем месте, хотя мож­но было купить что-то поменьше, со­хранив при этом средства налогопла­тельщиков», — считает Клейн.

Постоянные читатели библиотеки, студенты Сюзана Агилар и Альберто Хуарес делятся своими впечатлениями: «Несмотря на то, что у нас есть собственные ноутбуки и домашний интернет, нам больше нравится зани­маться здесь. В то же время, заметьте, мы видим не только молодёжь, сюда ходят люди разного возраста». Успех нового центра в Мак-Аллене пришелся на кризисное время для библиотек по всей стране — в эпоху интернета их роль пересматривается, а бюджеты со­кращаются. Появление такого центра может хорошим примером для позитив­ных изменений в этой сфере по всему миру.

Дина Григорьева

http://urbanurban.ru/2013/05/29/wal-mart-to-library/

Уличная библиотека

В Нью-Йорке венесуэльские архи­текторы Марсело Эртортегай (Marcelo Ertorteguy) и Сара Валенте (Sara Valen- te) создали по заказу Нью-Йоркской Архитектурной Лиги необычную улич­ную библиотеку.

Stereotank – это мини-библиотека, установленная на одной из оживлённых улиц Нью-Йорка. Её авторы предла­гают всем желающим прохожим от­влечься на несколько десятков минут от суетливой жизни мегаполиса и почи­тать интересную книгу или журнал. Сде­лать это можно, поднырнув под Stereotank и оказавшись внутри этой будки- библиотеки. Там, в закрытой от внешне­го мира капсуле вы найдете несколько десятков книг на любой вкус. Вы може­те читать их прямо внутри или забрать с собой. Правда, для этого нужно оста­вить в данной уличной библиотеке какую-то книгу взамен. Так что по сути своей Stereotank является продолжени­ем идеи буккроссинга, немного пере­осмысленной и дополненной.

Библиотека в метро

Возможно ли, используя современ­ные технологии, убедить людей снова ходить в библиотеки и читать бумажные книги? Студенты Miami Ad School придумали простой и вполне действенный способ привлечения читателей в Нью- Йоркскую публичную библиотеку.

Макс Пилуэт (Max Pilwat), Кери Тан (Keri Tan) и Ферди Родригес (Ferdi Rod­riguez) разработали маркетинговую кампанию по привлечению читателей в городскую библиотеку. В качестве пло­щадки они выбрали подземку. Почему? Ответ прост. Если и есть в современном мире место, где можно встретить много читающих людей, то это отнюдь не биб­лиотека, а обычный вагон метро. Люди привыкли коротать время в дороге от дома до работы и обратно за чтением.

Итак, целевая аудитория обозначена, площадка для проведения кампании определена. Осталось только найти ин­струмент, при помощи которого можно привлечь внимание людей к библиоте­ке. Как бы ни был хорош дизайн рек­ламных постеров, они вряд ли побудят человека «просто так взять и зайти» в районную библиотеку. Поэтому студен­ты Miami Ads School разработали инте­рактивную кампанию, основанную на действенном способе стимуляции про­даж: «попробуй и купи».

Сегодня люди всё чаще и чаще ис­пользуют для чтения мобильные устройства. И надо сделать так, чтобы книги, которые есть в библиотеке, можно было загружать в смартфоны. Разумеется, не полностью – чтобы у читателя возникала потребность не­медленно побежать в библиотеку за продолжением. Это сэмпл, рекламный образец, «попробуйте-наш-новый-вкус».

В вагонах метро расклеены реклам­ные плакаты, изображающие книжные полки с книгами. Любой пассажир мет­ро может абсолютно бесплатно при по­мощи смартфона загрузить первые 10 страниц этих книг.

В метро нет или почти нет Wi-Fi, поэ­тому авторы рекламной кампании вы­брали для загрузки книг технологию NFC (Near-Field Communication), кото­рая есть в современных мобильных устройствах на базе Android и Windows 8. NFC – это беспроводная бесконтакт­ная система, которая позволяет переда­вать данные между двумя устройствами на расстоянии нескольких сантиметров.

Прочитав несколько страниц одной книги, можно полистать другую.

Когда подземный читатель выйдет из метро в город, в его устройстве по­явится карта, показывающая ближай­ший филиал библиотеки. Останется только дойти до неё и взять книгу. Вер­нуть книгу вы можете также в любом филиале библиотеки — там, где вам удобно в данный момент, а не там, где вы живёте или где её брали.

Возможна ли ситуация, когда пользо­ватель, загрузивший 10 бесплатных страниц книги, не пойдёт за её продол­жением в библиотеку, а найдёт и загру­зит её полную версию в электронном виде? «Нет! Мы считаем кампанию выгодной для всех: и для издательств, и для библиотек», — говорит Кэри Тан. «Чтение во всех его видах — это здо­рово. И потом, всегда существуют та­кие жители Нью-Йорка, которые пред­почтут скорее взять книгу из библио­теки, нежели платить за неё. Напри­мер, студенты всех возрастов или за­ядлые книголюбы, которые буквально глотают книги».

Эта маркетинговая кампания — все­го лишь концепт, но о ней уже говорят и пишут. Если благодаря этому у Нью-Йоркской библиотеки станет больше читателей, значит, она работает.

Татьяна Молчанова

Библиотека без книг

Осенью в Техасе откроется первая в США цифровая библиотека, в которой не будет ни одной книги (до сих пор та­кой библиотекой был оснащён инженер­но-технический факультет местного университета). Вместо обычных книг жителям Сан-Антонио будут выдавать на руки букридеры с загруженными текстами или предоставлять доступ к скачиванию на собственный ноутбук или ридер. Чтобы избежать злоупотребления библиотечной собственностью, устройства будут защищены специ­альной программой, которая через две недели стирает всё содержимое, так что читатель вынужден будет либо вернуть его, либо продлить абонемент. Автором идеи выступил глава одного из округов города Нельсон Вульф, книголюб

и кол­лекционер, обеспокоенный равнодуши­ем молодежи к чтению. По мнению про­грессивного чиновника, который, впро­чем, сам предпочитает читать по старин­ке, подростков могли бы привлечь имен­но новые технологии. Кроме того, электронные книги гораздо дешевле — а в условиях сокращения бюджета на биб­лиотеки с этим нельзя не считаться — и не в пример компактнее, что тоже нема­ловажно. Так, весь проект новой биб­лиотеки, в которой предполагается 10 тыс. наименований книг, 200 ноутбуков и букридеров, кафе и компьютерный зал на 50 мест, обойдётся всего в $1,5 млн, тогда как традиционная библиоте­ка потребовала бы несравнимо больших затрат.

Ульяна Волохова