Мымрина Т. «Вернисаж научных открытий». Инновационная форма массовой работы библиотеки образовательного учреждения / Т. Мымрина // Школьная библиотека. – 2010. – № 8. – С. 22-24.
Современные молодые зачастую не только не хотят читать, но и в процессе чтения нередко не умеют приобретать знания. Возможно, поэтому в настоящее время у многих подростков отсутствует потребность в чтении. И это не может не волновать людей, занимающихся библиотечной деятельностью.
Образовательный проект «Вернисаж научных открытий» является одной из попыток решения данной проблемы в библиотеке ФГОУ СПО «Димитровградский техникум информатики и управления». Причем авторы проекта библиотекарь Т.Л. Мымрина и библиограф Г.В. Фатхуллина предложили иной подход к решению проблемы: не через книгу к знаниям, а через знания — к книге.
Образовательный проект «Вернисаж научных открытий» — это оформленная по всем правилам музейных технологий выставочная экспозиция, которая рассказывает об открытиях и изобретениях российских ученых конца XIX — начала XX века, о влиянии этих открытий на развитие науки в целом.
Использование экскурсионного метода позволило создать образовательное пространство по следующей схеме: приобретение знаний → осмысление знаний → развитие интереса → последующее формирование потребности в чтении.
Главным объектом вернисажа являются знания, облаченные в форму этикетажа с наименованиями направлений науки, в области которых совершены открытия, названием открытия и фамилией автора. Например: «Медицина. Открытие звукового метода измерения давления. Автор Н.С. Коротков». Расположенные рядом с этикетажем портреты авторов открытий и изобретений придают сведениям этикетажа убедительность. А разнообразные по форме и содержанию экспонаты, будь то глобус, тонометр, электрическая лампа накаливания, не только показывают применение открытий на практике, но и создают предпосылки формирования зрительского интереса.
Что представляет собой стандартная книжная выставка в библиотеке? Демонстрацию источников информации! Что представляет собой выставочная экспозиция «Вернисаж научных открытий»? Демонстрацию знаний! Прочитав надпись этикетажа «Математика. Открытие неевклидовой геометрии. Автор Н.И. Лобачевский», посетитель приобретает знания о том, что в такой науке, как математика, Н.И. Лобачевский совершил открытие и это открытие называется неевклидова геометрия.
Портрет Лобачевского слева и портрет Евклида справа от этикетажа дают возможность приобрести зрительную информацию.
Если студент видит портрет с надписью «Евклид», у него может и должен возникнуть вопрос: «Кто такой Евклид?», поэтому рядом с портретом стоит справочник «Кто есть кто в античном мире?», он раскрыт на странице с биографией Евклида. Возможно, подросток не будет читать все, но строчку о том, что это греческий математик из Александрии, он осилит.
Согласно логике, должен возникнуть вопрос: «Что такое неевклидова геометрия?». Поэтому расположенный рядом с этикетажем справочник «Математика» раскрыт на странице с информацией о стереометрии. Однако подросток по-прежнему не знает, что такое неевклидова геометрия. И он, по мнению авторов проекта, должен спросить об этом либо библиотекаря, либо преподавателя. Возможно, и очень хочется на это надеяться, подросток попросит в библиотеке источник информации — книгу.
Опыт поиска пути к книге через знания можно продемонстрировать на примере этикетажа «Физика. Синхрофазотрон. Изобретатель В.И. Векслер». Демонстрационными экспонатами стали: портрет ученого, текст «Песни первоклассника» (слова И. Резника), фотография синхрофазотрона, том БСЭ. Слова песни знали все, и поэтому расположенная рядом с текстом песни фотография синхрофазотрона вызывала недоумение у подростков.
Как связаны строка «занимаюсь на труде синхрофазотроном» и фотография мощного ускорителя элементарных частиц? Ответ пришлось искать в томе энциклопедии, предусмотрительно раскрытом на странице со статьей о синхрофазотроне.
«Вернисаж научных открытий» был приурочен ко Дню российской науки — 8 февраля, и выбор научных открытий экспозиции производился с учетом изучения студентами учебных программ общеобразовательных дисциплин во втором семестре. Открытие биосферы В.М. Вернадским, открытие периодической системы элементов Д.И. Менделеевым, изобретение первого в мире радиоприемника А.С. Поповым, открытие защитных клеток организма — фагоцитов — И.И. Мечниковым и многое другое — всё это знания, и всё это является на вернисаже объектом показа.
Образовательную направленность проекта дополняет во время осмотра экспозиции возможность поработать с комплектами карточек самоконтроля знаний «Кто есть кто?» и «Что есть что?».
При проведении по «Вернисажу научных открытий» экскурсии в рамках учебных, бинарных или факультативных занятий предусмотрена работа с комплектами карточек «Интеллектуальная разминка», «Защита неучебных знаний». Положительные ответы на вопросы карточек могут, по желанию преподавателя, стать бонусами к устному ответу на последующем занятии.
Не творческий, а порой даже формальный подход к организации массовых мероприятий в библиотечной деятельности вызывает у подрастающего поколения, как показывает практика, стойкое нежелание добровольного посещения подобных мероприятий. В связи с этим образовательный проект «Вернисаж научных открытий» может, по замыслу авторов, стать альтернативой таким распространенным видам массовой работы библиотеки, как книжная выставка, тематический вечер.
Т.Л. МЫМРИНА, библиотекарь ФГОУ СПО «Димитровградский техникум информатики и управления», г. Димитровград, Ульяновская область