• Главная
  • Статьи
  • Методические материалы
  • Мымрина Т. «Вернисаж научных открытий». Инновационная форма массовой работы библиотеки образовательного учреждения / Т. Мымрина // Школьная библиотека. – 2010. – № 8. – С. 22-24.

Мымрина Т. «Вернисаж научных открытий». Инновационная форма массовой работы библиотеки образовательного учреждения / Т. Мымрина // Школьная библиотека. – 2010. – № 8. – С. 22-24.

Современные молодые зачастую не толь­ко не хотят читать, но и в процессе чте­ния нередко не умеют приобретать зна­ния. Возможно, поэтому в настоящее время у многих подростков отсутствует потребность в чтении. И это не может не волновать людей, за­нимающихся библиотечной деятельностью.

Образовательный проект «Вернисаж научных открытий» является одной из попыток решения данной проблемы в библиотеке ФГОУ СПО «Димитровградский техникум информатики и уп­равления». Причем авторы проекта библиоте­карь Т.Л. Мымрина и библиограф Г.В. Фатхуллина предложили иной подход к решению проблемы: не через книгу к знаниям, а через знания — к книге.

Образовательный проект «Вернисаж научных открытий» — это оформленная по всем прави­лам музейных технологий выставочная экспози­ция, которая рассказывает об открытиях и изоб­ретениях российских ученых конца XIX — начала XX века, о влиянии этих открытий на развитие науки в целом.

Использование экскурсионного метода позволило создать образовательное простран­ство по следующей схеме: приобретение зна­ний → осмысление знаний → развитие интере­са → последующее формирование потребнос­ти в чтении.

Главным объектом вернисажа являются зна­ния, облаченные в форму этикетажа с наименова­ниями направлений науки, в области которых со­вершены открытия, названием открытия и фами­лией автора. Например: «Медицина. Открытие звукового метода измерения давления. Автор Н.С. Коротков». Расположенные рядом с этикета­жем портреты авторов открытий и изобретений придают сведениям этикетажа убедительность. А разнообразные по форме и содержанию экспона­ты, будь то глобус, тонометр, электрическая лам­па накаливания, не только показывают примене­ние открытий на практике, но и создают предпо­сылки формирования зрительского интереса.

Что представляет собой стандартная книж­ная выставка в библиотеке? Демонстрацию ис­точников информации! Что представляет собой выставочная экспозиция «Вернисаж научных открытий»? Демонстрацию знаний! Прочитав надпись этикетажа «Математика. Открытие не­евклидовой геометрии. Автор Н.И. Лобачев­ский», посетитель приобретает знания о том, что в такой науке, как математика, Н.И. Лобачев­ский совершил открытие и это открытие называ­ется неевклидова геометрия.

Портрет Лобачевского слева и портрет Евк­лида справа от этикетажа дают возможность приобрести зрительную информацию.

Если студент видит портрет с надписью «Евклид», у него может и должен возникнуть вопрос: «Кто такой Евклид?», поэтому рядом с портретом стоит справочник «Кто есть кто в античном мире?», он раскрыт на странице с биографией Евклида. Возможно, подрос­ток не будет читать все, но строчку о том, что это греческий математик из Александ­рии, он осилит.

Согласно логике, должен возникнуть вопрос: «Что такое неевклидова геометрия?». Поэтому расположенный рядом с этикетажем справоч­ник «Математика» раскрыт на странице с ин­формацией о стереометрии. Однако подросток по-прежнему не зна­ет, что такое неевкли­дова геометрия. И он, по мнению авторов проекта, должен спро­сить об этом либо библиотекаря, либо преподавателя. Воз­можно, и очень хочет­ся на это надеяться, подросток попросит в библиотеке источник информации — книгу.

Опыт поиска пути к книге через знания можно продемонстри­ровать на примере этикетажа «Физика. Синхрофазотрон. Изобре­татель В.И. Векслер». Демонстрационными экс­понатами стали: портрет ученого, текст «Песни первоклассника» (слова И. Резника), фотогра­фия синхрофазотрона, том БСЭ. Слова песни знали все, и поэтому расположенная рядом с текстом песни фотография синхрофазотрона вызывала недоумение у подростков.

Как связаны строка «занимаюсь на труде синхрофазотроном» и фотография мощного ускорителя элементарных частиц? Ответ приш­лось искать в томе энциклопедии, предусмотри­тельно раскрытом на странице со статьей о синхрофазотроне.

 «Вернисаж научных открытий» был приуро­чен ко Дню российской науки — 8 февраля, и вы­бор научных открытий экспозиции производил­ся с учетом изучения студентами учебных прог­рамм общеобразовательных дисциплин во втором семестре. Открытие биосферы В.М. Вернадским, открытие периодической сис­темы элементов Д.И. Менделеевым, изобретение первого в мире радиоприемника А.С. Попо­вым, открытие защитных клеток организма — фагоцитов — И.И. Мечниковым и многое другое — всё это знания, и всё это является на верни­саже объектом показа.

Образовательную направленность проекта до­полняет во время осмотра экспозиции возмож­ность поработать с комплектами карточек само­контроля знаний «Кто есть кто?» и «Что есть что?».

При проведении по «Вернисажу научных отк­рытий» экскурсии в рамках учебных, бинарных или факультативных занятий предусмотрена работа с комплектами карточек «Интеллекту­альная разминка», «Защита неучебных зна­ний». Положительные ответы на вопросы кар­точек могут, по желанию преподавателя, стать бонусами к устному ответу на последующем за­нятии.

Не творческий, а порой даже формальный подход к организации массовых мероприятий в библиотечной деятельности вызывает у подрас­тающего поколения, как показывает практика, стойкое нежелание добровольного посещения подобных мероприятий. В связи с этим образо­вательный проект «Вернисаж научных откры­тий» может, по замыслу авторов, стать альтер­нативой таким распространенным видам мас­совой работы библиотеки, как книжная выставка, тематический вечер.

Т.Л. МЫМРИНА, библиотекарь ФГОУ СПО «Димитровградский техникум информатики и управления», г. Димитровград, Ульяновская область