Селищева Л. Педагоги как категория пользователей / Л. Селищева // Библиополе. – 2010. – № 11. – С. 39-41.

Современная жизнь сопровождается неблагоприятных факторов: разрушение семейных отношений, увеличение количества правонарушений среди подростков, девальвация духовных ценностей, насаждение культа денег и многое другое. В связи с изменениями условий жизни разрушились традиционные уклады обучения. Общество выдвинуло кардинально новые требования к современному образованию.

Все эти изменения отражают­ся на характере читательских потребностей учителей. Если раньше для успешного удовлетво­рения запросов было вполне до­статочно общеизвестных педаго­гических знаний, то сейчас от биб­лиотекарей требуется глубокое информирование по различным вопросам психолого-педагогического характера. В условиях мо­дернизации образования наибо­лее важной становится задача формирования информационной культуры читателей, а значит, и пе­дагогов в первую очередь, что предполагает использование в на­шей практике не только печатных изданий, но и новых информаци­онных технологий.

В ЛОДБ работает специальный отдел по обслуживанию родите­лей и педагогов (ОРП). Он осуще­ствляет библиотечное (в режиме автоматизированной книговыдачи), информационно-библиогра­фическое и справочное обслужи­вание разных групп читателей: пе­дагогов, библиотекарей, студен­тов, родителей, бабушек и дедушек. Значительную их часть (около 35%) составляют педаго­ги: учителя-предметники, класс­ные руководители, психологи, со­циальные педагоги, организато­ры внешкольного досуга, педагоги дошкольных образовательных уч­реждений, школ-интернатов, дет­ских домов, коррекционных школ, педагоги учреждений дополни­тельного образования — центров и домов детского творчества, станций юных техников и пр.

Наш отдел осуществляет от­бор, накопление и распростране­ние методической, учебной и на­учно-популярной литературы по педагогике и психологии, ведёт систематическую картотеку ста­тей в электронном виде, состав­ляет и пропагандирует информа­ционно-библиографические спи­ски литературы по педагогике, выполняет устные и письменные справки по запросам читателей; занимается подготовкой и прове­дением устных обзоров лите­ратуры (в том числе с использо­ванием мультимедийных техно­логий).

Основную цель работы с педа­гогами мы видим в оказании им практической помощи в вопросах совершенствования профессио­нальных знаний, а также повыше­ния уровня квалификации и ком­петентности, тем самым ока­зывая содействие повышению эффективности и качества обра­зовательно-воспитательного процесса.

В работе с педагогами специа­листы отдела активно используют самые разнообразные формы:

  • теоретические выступления (сообщения, обзоры);
  • совместные мероприятия;
  • педагогические сообщества;
  • микроисследования;
  • индивидуальное и групповое информирование.

Основным же в работе с педа­гогическими коллективами школ и дошкольных образовательных уч­реждений является участие специ­алистов ОРП в педагогических со­вещаниях, а также выступления на методических объединениях учите­лей и родительских собраниях.

Сотрудники отдела принимают также активное участие в работе научно-практических конферен­ций, областных и городских семи­наров; проводят часы информа­ции, обзоры, беседы, консульта­ции для педагогов, воспитателей, родителей на школьных собрани­ях. Так, в 2008 г. на августовской конференции педагогов Липецка сотрудники отдела провели обзор методической литературы для пе­дагогов «Библиотека — педаго­гам», медиаобзор периодических изданий отдела ОРП.

Подобная акция с использова­нием компьютерных технологий была проведена впервые. Резуль­тат превзошёл наши ожидания: де­ятельностью отдела заинтересо­валось большинство участников конференции, что способствова­ло притоку читателей в ОДБ. А с СОШ № 20, на базе которой проходила конференция, был за­ключён договор о сотрудничестве и впоследствии там с участием библиотекарей отдела неодно­кратно проводились методические советы, на которых были представ­лены обзоры пособий, издаваемых ЛОДБ, и обзор периодических из­даний отдела.

Также наши специалисты при­нимали участие во встречах с пси­хологом, методистами, опытными учителями и завучами школы. В начале учебного года мы приня­ли участие в общероссийской ак­ции «Волна чтения», провели от­крытые уроки чтения.

Стало традицией проведение дней информации на августовских методических объединениях учи­телей-предметников города, дней информации для педагогов допол­нительного образования, классных руководителей, воспитателей. Так, например, в 2009 г. на базе гимна­зии № 19 состоялась встреча с учителями-предметниками. ОРП подготовил презентацию и выступ­ление по теме «Мы все такие раз­ные, но тем мы и прекрасные». В январе 2009 г. мы приняли учас­тие в работе общешкольного роди­тельского собрания в СОШ № 55. Специалист отдела провела обзор книжных новинок и периодических изданий по теме «Развитие и вос­питание детей в игре».

Для осуществления качествен­ного информационно-библиографического обслуживания пользо­вателей в отделе ведётся анали­тическая работа по выявлению информационных потребностей педагогов. В 2009 г. мы провели опрос в детских садах г. Липецка, в котором участвовали педагоги ДОУ (31 человек). Целью прове­дённого микроисследования бы­ло выявление обеспеченности пе­дагогов необходимой для работы литературой, а также определе­ние возможных путей сотрудниче­ства с библиотекой. По результа­там исследования была начато формирование «Досье запросов педагогов-предметников».

Мы стараемся оперативно опо­вещать пользователей обо всех новинках. Для информационного обслуживания педагогов чаще всего используются обзоры новых поступлений и постоянно дейст­вующие выставки, а также их ин­дивидуальное и групповое инфор­мирование о новой литературе. На индивидуальном информиро­вании находятся 10 педагогов, на коллективном — 9 образова­тельных учреждений.

Используем мы и различные формы опережающего информи­рования читателей-педагогов. Так, в преддверии Года учителя была оформлена методическая папка «Учитель — профессия дальнего действия», в которой собраны ме­тодические рекомендации, раз­мышления об этой профессии, ма­териалы проекта «Любимые учи­теля России», педагогический календарь и пр. Регулярно попол­няем накопительные папки «На планете семья», «Семья и школа», «Чужих детей не бывает». Все они адресованы педагогам, родите­лям и воспитателям. В них содер­жатся материалы по вопросам воспитания, межличностного об­щения, взаимодействия школы и семьи, рекомендации по работе с родителями, по формированию у детей «образа семьи» (знаком­ство с родословной, проблемами и тенденциями развития семьи), а также подборка сценариев для проведения родительских собра­ний, классных часов, дней семей­ного общения и др.

Создание таких материалов повышает не только качество, но и скорость обслуживания чита­телей, что в наше время особенно актуально. Радует и то, что педа­гоги из районов области стали ча­ще обращаться к нам за помощью в подготовке современного уро­ка, внеклассных мероприятий, родительских собраний с исполь­зованием инновационных, нестан­дартных методов. Наряду с тради­ционными формами ОРП активно использует и новые организаци­онные формы работы — «Педаго­гическое сообщество» и «Моло­дой специалист».

Педагогическое сообщество объединяет учителей, которые ра­ботают по одному направлению и находятся на индивидуальном ин­формировании. С ними специалист отдела встречается по мере накоп­ления материалов по соответству­ющей теме. На встречах, которые проходят один раз в 3—4 месяца, обсуждаются проблемы профес­сиональной деятельности, идёт активный обмен опытом. Самые ак­туальные темы заседаний — «Уро­ки нравственности и толерантнос­ти», «Роль библиотеки в повыше­нии квалификации работников образования». На встречи часто приглашаются заслуженные работ­ники образования, а также препо­даватели педагогических вузов, со­трудники Липецкого областного института образования (в частно­сти, кандидат педагогических наук О.В. Яблоновская).

В группу «Молодой специа­лист» входят читатели-педагоги, которые только входят в профес­сию, и наше общение с ними на­чиналось ещё в годы их обучения в вузах. Для них мы подбираем конкретную литературу в помощь творческому педагогическому тру­ду, проводим Дни специалиста — встречи с педагогами-новаторами, педагогами-наставниками по определённой тематике, о кото­рой они оповещаются заранее. Дни специалиста организуются в целях поддержки молодых педа­гогов и содействуют повышению их квалификации и профессио­нальному росту, пропаганде педа­гогического опыта молодых, а так­же выявлению и удовлетворению информационных потребностей начинающих специалистов.

Работаем мы и со студента­ми — будущими учителями. На­пример, мы провели встречу сту­дентов 3-го курса ЛГПУ с канди­датом педагогических наук О.В. Яблоновской, состоялась бе­седа «Как адаптироваться в учеб­ном заведении». Коллеги отдела подготовили обзоры новых изда­ний. Закончилась встреча обзор­ной экскурсией по библиотеке.

ОРП работает в тесном контакте с департаментом образования го­рода и Липецким областным инсти­тутом образования. В 2010 г. был подготовлен ряд информационных блоков к различным программам для молодых сотрудников образо­вания, которые были представле­ны в Липецком областном институ­те развития образования:

тематический обзор «Коллек­тив как средство воспитания личности»;

обзор периодических изданий «Конкурс профессионального мастерства как мотивационная среда профессионально­го и личностного развития пе­дагога».

Контактируем мы и с педагога­ми дошкольного образования. Ад­министрация и методисты детских садов охотно с нами общаются. Мы неоднократно посещали до­школьные учреждения с темати­ческими выступлениями и обзора­ми новинок как для родителей, так и для педагогов. Так, на совете пе­дагогов ДОУ № 83 наш специа­лист выступил с сообщением «Роль сказок, мифов, легенд в воспитании ребёнка-дошкольника». При организации педагоги­ческих встреч стараемся исполь­зовать нетрадиционные формы их проведения и выбирать тематику, которая наиболее интересна и ак­туальна для педагогов ДОУ:

  • конкурс педагогических ситуа­ций «Сотрудничество педагога ДОУ с семьёй и детской библи­отекой»;
  • деловая игра «Развивай играя»;
  • «Детская психология» (для пе­дагогов ДОУ);
  • «К сердцу ребёнка на крыльях любви» (для родителей);
  • «Учимся, говорим, играем» (для логопедов ДОУ);
  • «Учим детей чувствовать и со­здавать прекрасное»(уроки де­коративно-прикладного твор­чества в ДОУ).

В ноябре 2009 г. сотрудники от­дела приняли активное участие в праздновании Дня матери в ДОУ № 114.

Библиотека активно сотрудни­чает и с педагогами дополнитель­ного образования. Традиционной стала такая форма общения с ру­ководителями кружков детского творчества, как организация пер­сональных и коллективных выста­вок (читателей-педагогов; их уче­ников). Совместная выставка творческих работ руководителя и участников клуба «Горница» (ДК с. Хрущёвка Липецкого района) вызвала большой интерес у чита­телей. Все эти работы отличались оригинальностью и разнообрази­ем (плетение на основе, вышивка лентами, тестопластика, цветная соль, поделки из природного и бросового материала).

Актуальны по-прежнему и твор­ческие объединения по интере­сам. В отделе была организована встреча творческого объединения «АРТ-вернисаж» с участниками кружка по бисероплетению ДЮЦ «Сокол» г. Липецка, руководитель которого является постоянным чи­тателем нашей библиотеки. Спе­циалист ОПР провела беседу по истории возникновения и разви­тия бисероплетения у выставки книг «Ода бисеру», оформленной специально для этой встречи. Ре­бята рассказали о своих рабо­тах — новогодних композициях из бисера, им были вручены памят­ные сувениры, желающие записа­лись в библиотеку, после чего встреча завершилась просмотром видеокассеты «Народные промыс­лы». Школьники вместе с педаго­гом были очень довольны.

Самой трудоёмкой по устрой­ству, но и самой интересной явля­ется, на наш взгляд, организация совместных мероприятий. Так, на базе ОДБ совместно с ДЦТ «Ок­тябрьский» была проведена нео­бычная акция для учащихся 7-х классов 72-й и 17-й школ г. Липец­ка — урок-концерт «Многоликое божество танца», вызвавшее боль­шой интерес у учащихся. Из рас­сказа нашего специалиста они уз­нали много нового о том, когда и где родился танец, о его различ­ных видах, которые по ходу урока наглядно иллюстрировали юные танцоры из хореографических ан­самблей «Эвридика» и «Задорин­ка». Мероприятию предшествова­ла большая подготовительная работа с читательницей — заведу­ющей методическим отделом ДЦТ «Октябрьский» г. Липецка: надо бы­ло обеспечить жанровое разнооб­разие и согласовать программу тан­цевальных номеров, распределить теоретический материал таким об­разом, чтобы артисты успели пере­одеться, а зрители не успели заску­чать и пр. В результате получился настоящий праздник танца.

Своё взаимодействие с педа­гогами мы видим прежде всего в создании условий для творчес­кого, профессионального роста этой категории читателей, в фор­мировании позитивного образа учителя, достойного примера для подрастающего поколения.

Лидия СЕЛИЩЕВА, заведующая отделом Липецкой областной детской библиотеки