Селищева Л. Педагоги как категория пользователей / Л. Селищева // Библиополе. – 2010. – № 11. – С. 39-41.
Современная жизнь сопровождается неблагоприятных факторов: разрушение семейных отношений, увеличение количества правонарушений среди подростков, девальвация духовных ценностей, насаждение культа денег и многое другое. В связи с изменениями условий жизни разрушились традиционные уклады обучения. Общество выдвинуло кардинально новые требования к современному образованию.
Все эти изменения отражаются на характере читательских потребностей учителей. Если раньше для успешного удовлетворения запросов было вполне достаточно общеизвестных педагогических знаний, то сейчас от библиотекарей требуется глубокое информирование по различным вопросам психолого-педагогического характера. В условиях модернизации образования наиболее важной становится задача формирования информационной культуры читателей, а значит, и педагогов в первую очередь, что предполагает использование в нашей практике не только печатных изданий, но и новых информационных технологий.
В ЛОДБ работает специальный отдел по обслуживанию родителей и педагогов (ОРП). Он осуществляет библиотечное (в режиме автоматизированной книговыдачи), информационно-библиографическое и справочное обслуживание разных групп читателей: педагогов, библиотекарей, студентов, родителей, бабушек и дедушек. Значительную их часть (около 35%) составляют педагоги: учителя-предметники, классные руководители, психологи, социальные педагоги, организаторы внешкольного досуга, педагоги дошкольных образовательных учреждений, школ-интернатов, детских домов, коррекционных школ, педагоги учреждений дополнительного образования — центров и домов детского творчества, станций юных техников и пр.
Наш отдел осуществляет отбор, накопление и распространение методической, учебной и научно-популярной литературы по педагогике и психологии, ведёт систематическую картотеку статей в электронном виде, составляет и пропагандирует информационно-библиографические списки литературы по педагогике, выполняет устные и письменные справки по запросам читателей; занимается подготовкой и проведением устных обзоров литературы (в том числе с использованием мультимедийных технологий).
Основную цель работы с педагогами мы видим в оказании им практической помощи в вопросах совершенствования профессиональных знаний, а также повышения уровня квалификации и компетентности, тем самым оказывая содействие повышению эффективности и качества образовательно-воспитательного процесса.
В работе с педагогами специалисты отдела активно используют самые разнообразные формы:
- теоретические выступления (сообщения, обзоры);
- совместные мероприятия;
- педагогические сообщества;
- микроисследования;
- индивидуальное и групповое информирование.
Основным же в работе с педагогическими коллективами школ и дошкольных образовательных учреждений является участие специалистов ОРП в педагогических совещаниях, а также выступления на методических объединениях учителей и родительских собраниях.
Сотрудники отдела принимают также активное участие в работе научно-практических конференций, областных и городских семинаров; проводят часы информации, обзоры, беседы, консультации для педагогов, воспитателей, родителей на школьных собраниях. Так, в 2008 г. на августовской конференции педагогов Липецка сотрудники отдела провели обзор методической литературы для педагогов «Библиотека — педагогам», медиаобзор периодических изданий отдела ОРП.
Подобная акция с использованием компьютерных технологий была проведена впервые. Результат превзошёл наши ожидания: деятельностью отдела заинтересовалось большинство участников конференции, что способствовало притоку читателей в ОДБ. А с СОШ № 20, на базе которой проходила конференция, был заключён договор о сотрудничестве и впоследствии там с участием библиотекарей отдела неоднократно проводились методические советы, на которых были представлены обзоры пособий, издаваемых ЛОДБ, и обзор периодических изданий отдела.
Также наши специалисты принимали участие во встречах с психологом, методистами, опытными учителями и завучами школы. В начале учебного года мы приняли участие в общероссийской акции «Волна чтения», провели открытые уроки чтения.
Стало традицией проведение дней информации на августовских методических объединениях учителей-предметников города, дней информации для педагогов дополнительного образования, классных руководителей, воспитателей. Так, например, в 2009 г. на базе гимназии № 19 состоялась встреча с учителями-предметниками. ОРП подготовил презентацию и выступление по теме «Мы все такие разные, но тем мы и прекрасные». В январе 2009 г. мы приняли участие в работе общешкольного родительского собрания в СОШ № 55. Специалист отдела провела обзор книжных новинок и периодических изданий по теме «Развитие и воспитание детей в игре».
Для осуществления качественного информационно-библиографического обслуживания пользователей в отделе ведётся аналитическая работа по выявлению информационных потребностей педагогов. В 2009 г. мы провели опрос в детских садах г. Липецка, в котором участвовали педагоги ДОУ (31 человек). Целью проведённого микроисследования было выявление обеспеченности педагогов необходимой для работы литературой, а также определение возможных путей сотрудничества с библиотекой. По результатам исследования была начато формирование «Досье запросов педагогов-предметников».
Мы стараемся оперативно оповещать пользователей обо всех новинках. Для информационного обслуживания педагогов чаще всего используются обзоры новых поступлений и постоянно действующие выставки, а также их индивидуальное и групповое информирование о новой литературе. На индивидуальном информировании находятся 10 педагогов, на коллективном — 9 образовательных учреждений.
Используем мы и различные формы опережающего информирования читателей-педагогов. Так, в преддверии Года учителя была оформлена методическая папка «Учитель — профессия дальнего действия», в которой собраны методические рекомендации, размышления об этой профессии, материалы проекта «Любимые учителя России», педагогический календарь и пр. Регулярно пополняем накопительные папки «На планете семья», «Семья и школа», «Чужих детей не бывает». Все они адресованы педагогам, родителям и воспитателям. В них содержатся материалы по вопросам воспитания, межличностного общения, взаимодействия школы и семьи, рекомендации по работе с родителями, по формированию у детей «образа семьи» (знакомство с родословной, проблемами и тенденциями развития семьи), а также подборка сценариев для проведения родительских собраний, классных часов, дней семейного общения и др.
Создание таких материалов повышает не только качество, но и скорость обслуживания читателей, что в наше время особенно актуально. Радует и то, что педагоги из районов области стали чаще обращаться к нам за помощью в подготовке современного урока, внеклассных мероприятий, родительских собраний с использованием инновационных, нестандартных методов. Наряду с традиционными формами ОРП активно использует и новые организационные формы работы — «Педагогическое сообщество» и «Молодой специалист».
Педагогическое сообщество объединяет учителей, которые работают по одному направлению и находятся на индивидуальном информировании. С ними специалист отдела встречается по мере накопления материалов по соответствующей теме. На встречах, которые проходят один раз в 3—4 месяца, обсуждаются проблемы профессиональной деятельности, идёт активный обмен опытом. Самые актуальные темы заседаний — «Уроки нравственности и толерантности», «Роль библиотеки в повышении квалификации работников образования». На встречи часто приглашаются заслуженные работники образования, а также преподаватели педагогических вузов, сотрудники Липецкого областного института образования (в частности, кандидат педагогических наук О.В. Яблоновская).
В группу «Молодой специалист» входят читатели-педагоги, которые только входят в профессию, и наше общение с ними начиналось ещё в годы их обучения в вузах. Для них мы подбираем конкретную литературу в помощь творческому педагогическому труду, проводим Дни специалиста — встречи с педагогами-новаторами, педагогами-наставниками по определённой тематике, о которой они оповещаются заранее. Дни специалиста организуются в целях поддержки молодых педагогов и содействуют повышению их квалификации и профессиональному росту, пропаганде педагогического опыта молодых, а также выявлению и удовлетворению информационных потребностей начинающих специалистов.
Работаем мы и со студентами — будущими учителями. Например, мы провели встречу студентов 3-го курса ЛГПУ с кандидатом педагогических наук О.В. Яблоновской, состоялась беседа «Как адаптироваться в учебном заведении». Коллеги отдела подготовили обзоры новых изданий. Закончилась встреча обзорной экскурсией по библиотеке.
ОРП работает в тесном контакте с департаментом образования города и Липецким областным институтом образования. В 2010 г. был подготовлен ряд информационных блоков к различным программам для молодых сотрудников образования, которые были представлены в Липецком областном институте развития образования:
тематический обзор «Коллектив как средство воспитания личности»;
обзор периодических изданий «Конкурс профессионального мастерства как мотивационная среда профессионального и личностного развития педагога».
Контактируем мы и с педагогами дошкольного образования. Администрация и методисты детских садов охотно с нами общаются. Мы неоднократно посещали дошкольные учреждения с тематическими выступлениями и обзорами новинок как для родителей, так и для педагогов. Так, на совете педагогов ДОУ № 83 наш специалист выступил с сообщением «Роль сказок, мифов, легенд в воспитании ребёнка-дошкольника». При организации педагогических встреч стараемся использовать нетрадиционные формы их проведения и выбирать тематику, которая наиболее интересна и актуальна для педагогов ДОУ:
- конкурс педагогических ситуаций «Сотрудничество педагога ДОУ с семьёй и детской библиотекой»;
- деловая игра «Развивай играя»;
- «Детская психология» (для педагогов ДОУ);
- «К сердцу ребёнка на крыльях любви» (для родителей);
- «Учимся, говорим, играем» (для логопедов ДОУ);
- «Учим детей чувствовать и создавать прекрасное»(уроки декоративно-прикладного творчества в ДОУ).
В ноябре 2009 г. сотрудники отдела приняли активное участие в праздновании Дня матери в ДОУ № 114.
Библиотека активно сотрудничает и с педагогами дополнительного образования. Традиционной стала такая форма общения с руководителями кружков детского творчества, как организация персональных и коллективных выставок (читателей-педагогов; их учеников). Совместная выставка творческих работ руководителя и участников клуба «Горница» (ДК с. Хрущёвка Липецкого района) вызвала большой интерес у читателей. Все эти работы отличались оригинальностью и разнообразием (плетение на основе, вышивка лентами, тестопластика, цветная соль, поделки из природного и бросового материала).
Актуальны по-прежнему и творческие объединения по интересам. В отделе была организована встреча творческого объединения «АРТ-вернисаж» с участниками кружка по бисероплетению ДЮЦ «Сокол» г. Липецка, руководитель которого является постоянным читателем нашей библиотеки. Специалист ОПР провела беседу по истории возникновения и развития бисероплетения у выставки книг «Ода бисеру», оформленной специально для этой встречи. Ребята рассказали о своих работах — новогодних композициях из бисера, им были вручены памятные сувениры, желающие записались в библиотеку, после чего встреча завершилась просмотром видеокассеты «Народные промыслы». Школьники вместе с педагогом были очень довольны.
Самой трудоёмкой по устройству, но и самой интересной является, на наш взгляд, организация совместных мероприятий. Так, на базе ОДБ совместно с ДЦТ «Октябрьский» была проведена необычная акция для учащихся 7-х классов 72-й и 17-й школ г. Липецка — урок-концерт «Многоликое божество танца», вызвавшее большой интерес у учащихся. Из рассказа нашего специалиста они узнали много нового о том, когда и где родился танец, о его различных видах, которые по ходу урока наглядно иллюстрировали юные танцоры из хореографических ансамблей «Эвридика» и «Задоринка». Мероприятию предшествовала большая подготовительная работа с читательницей — заведующей методическим отделом ДЦТ «Октябрьский» г. Липецка: надо было обеспечить жанровое разнообразие и согласовать программу танцевальных номеров, распределить теоретический материал таким образом, чтобы артисты успели переодеться, а зрители не успели заскучать и пр. В результате получился настоящий праздник танца.
Своё взаимодействие с педагогами мы видим прежде всего в создании условий для творческого, профессионального роста этой категории читателей, в формировании позитивного образа учителя, достойного примера для подрастающего поколения.
Лидия СЕЛИЩЕВА, заведующая отделом Липецкой областной детской библиотеки