Гущанская Н. Книга, как и прежде, всех нужней : практикум для руководителей детским чтением / Н. Гущанская, И. Колоскова // Библиополе. – 2011. – № 2. – С. 20-24.

В своей ежедневной работе наша библиотека большое внимание уделяет организации книжных выставок — традиционной и давно проверенной форме привлечения читателей к новой и интересной книге.

Но как в наш компьютерный век организовать такую выставку, что­бы дети не только захотели к ней подойти поближе и рассмотреть всё представленное на ней, но и взять оттуда приглянувшееся издание?

Мы немного пофантазировали и на каждую книгу экспозиции «Книги — юбиляры 2009 года» на­дели небольшого формата свое­образную суперобложку яркого цвета, на которой были крупно на­писаны юбилейные даты — так, чтобы было видно и название из­дания, и его автор.

Стали наблюдать за реакцией детей: заинтересуются, подойдут ли поближе? Наши ожидания оп­равдались. Многие ребята (осо­бенно младшие школьники) под­ходили к выставке, удивлялись, увидев «возраст» книг, брали их в руки, перелистывали страницы, переспрашивали: «Неужели этому произведению 75... 150... 180... лет?» Мы объясняли: «Да, эту кни­гу в детстве читали ваши мамы, бабушки и даже прабабушки!»

Понаблюдав, увидели также, что особенно часто наши юные чи­татели брали в руки «Сказку о Зо­лотом Петушке» А.С. Пушкина, ко­торой исполнилось 175 лет со дня написания. Так мы решили оформить экспозицию одной книги. Со­брали издания разных лет этой сказки поэта с иллюстрациями разных художников, приложили здесь же информацию об исто­рии её создания и краткий рас­сказ о художниках-иллюстрато­рах: И. Билибине, В. Конашевиче, И. Канаеве, Б. Дехтерёве, Б. Зво­рыкине и др.

Выставкой заинтересовались не только дети, но и руководите­ли детского чтения — учителя начальных классов. Потом совме­стно с ними для учащихся 4-х клас­сов провели урок комментирован­ного чтения «Сказка ложь, да в ней намек+» с показом слайдов. От­рывки из сценария урока я пред­ставляю здесь:

«Давайте вспомним начало сказки.

Чтение начала сказки до слов: «Царь к окошку, — ан на спице, видит, бьётся петушок, обратив­шись на восток».

Каким представил нам Пуш­кин в сказке царя Дадона? (За­диристый, грозный.)

Докажите словами текста, что царь был задиристым.

(И соседям то и дело

Наносил обиды смело.)

В каких словах выражается его грозность?

(Смолоду был грозен он.)

Докажите, что петушок был верным царю.

(Верный сторож как со сна ше­вельнется, встрепенётся.)

Сколько раз петушок выручал царя?

(Три раза.)

Чему учит эта сказка? (Делать добро, не быть злыми, жестокими.)»

Понравилось всем — и детям, и учителям, и нам! После этого урока дети приходили в библиоте­ку и спрашивали другие сказки А.С. Пушкина. Говорят же, что «за­ставить читать невозможно, зара­зить чтением — можно».

И мы пошли дальше: оформили иллюстрированную книжную вы­ставку «Мы любим сказки Пушки­на». Сказочные герои — добрые и злые, прекрасные и безобраз­ные — волнуют нас с детства, учат любить добро и красоту, ненави­деть зло, трусость, несправедли­вость.

Этой выставкой заинтересова­лись и взрослые — мамы и бабуш­ки, которые приходили в библио­теку с малышами. Они цитировали по памяти строки из сказок А.С. Пушкина, вспоминая своё детство. Известно же, что если в семье взрослые любят читать и с удовольствием посещают биб­лиотеку, то и юное поколение этой семьи обязательно заинтересует­ся книгой.

Наблюдая за таким интересом наших читателей к творчеству А.С. Пушкина, мы предложили ро­дителям вместе с их детьми смас­терить поделку по мотивам люби­мой сказки, нарисовать рисунок, написать отзыв, сочинить стихо­творение, придумать своё оконча­ние сказки и т. д.

Результаты превзошли наши ожидания. Мы получили столько рисунков, что хватило на несколь­ко выставок. Кроме этого, были и стихи, и поделки, и сочинения. Строки из одного такого эссе при­вожу:

«Вечер + Крупные капли дож­дя разбиваются о стёкла. Не уба­юкивают. Мама, глубоко убеждён­ная, что иностранный язык нужно изучать с раннего детства, тихонь­ко напевает по-английски:

Shorty sleeping,

Cumbaja,

Cumbaja, Cumbaja...

— Почитай лучше сказку, ма­ма, — прошу я.

Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь...

Ночь и царица. Царица наеди­не с ночью. Помню красное и чёр­ное. Красное — боль, чёрное — одиночество. И ещё синее. Не знаю откуда. Может быть, море?

Ещё — ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой — вра­ги, коварные, сильные, хитрые, не пощадят. С первых страниц — чудовищное напряжение. Царица и маленький ребёнок обречены. Невинные жертвы злобы и сата­нинской силы.

Объявили царску волю —

Ей и сыну злую долю...

И когда это кончится?

— Мама, а что такое "злая до­ля"?

— Бросили царицу в море, по­губить хотят...

Тесная бочка. Темно. В пучи­не вод не хватает воздуха. Мама ставит мне термометр. Холодно. Душно. Страшно. Проваливаясь в глубину сна, шепчу: «Никогда, никому не объявлю "злую долю". Никогда».

Так в мою жизнь входило пуш­кинское слово. Русское слово. Оно завораживало меня, брало в плен, оно давало мне первые уроки доб­ра, жизненного опыта, учило стро­ить отношения с людьми...»

А вот и первые детские четве­ростишия:

Рисовать я начинаю,

Попрошу мне не мешать!

Сказки Пушкина читаю,

Все хочу нарисовать!

* * *

Книга, книга, ты мой друг,

Нету лучше маски.

Книга, книга, ты мой друг,

Расскажи мне сказки.

Выставку «Книги-юбиляры» мы оформили по тому же принципу и в 2010 г. И на ней снова оказались произведения А.С. Пушкина: «Сказка о попе и о работнике его Балде», которой исполнилось 180 лет со дня написания, и «Сказка о рыбаке и рыбке», впервые напе­чатанная 175 лет назад.

И снова началась работа. Для ребят начальной школы мы провели час литературного обще­ния «По следам пушкинских ска­зок», на котором рассказали об истории создания «Сказки о попе и о работнике его Балде», о том, как долго книга шла к читателю. Написанная в 1830 г., она впервые была напечатана В.А. Жуковским уже после смерти Пушкина в 1840 г. под названием «Жил-был Кузьма Остолоп по прозва­нию Осиновый Лоб». И только в 1882 г. сказка была издана так, как написал её автор.

Рассказали также и о том, что в русскую культуру после выхода «Сказки о рыбаке и рыбке» вошла поговорка «остаться у разбитого корыта».

Очень интересно было детям узнать о том, что по мотивам пуш­кинских сказок созданы мульт­фильмы («Сказка о мёртвой царе­вне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыба­ке и рыбке», «Сказка о попе и о ра­ботнике его Балде», «Сказка о Зо­лотом Петушке»), художественные фильмы («Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке»), напи­саны оперы («Сказка о мёртвой ца­ревне и о семи богатырях», «Сказ­ка о рыбаке и рыбке», «Сказка о ца­ре Салтане», «Сказка о попе и о работнике его Балде»).

Для молодых родителей мы разработали памятку «Читайте детям сказки Пушкина», которую раз­множили и раздали по детским са­дам. Выдержки из этой памятки:

  • «У каждого возраста свой Пушкин», — сказал как-то Самуил Яковлевич Маршак. Это очень верно. Верно и то, что любой че­ловек возвращается к поэзии Пушкина и по-новому уже воспри­нимает его творчество и снова от­крывает для себя что-то новое и неведомое.
  • Выразительно охарактеризо­вал Белинский пушкинский стих: «Он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч и густ, как смо­ла, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря...»
  • О добре, любви к матери и от­цу, об уважении к человеку, о люб­ви к прекрасному, о выдумке и на­ходчивости и просто о любви — обо всём этом пишет А.С. Пушкин в своих сказках.
  • Задумываться, где быль или небыль, не хочется. А хочется чи­тать, и верится, и представляется, что действительно:

Бочка по морю плывёт.

Словно горькая вдовица,

Плачет, бьётся в ней царица;

И растёт ребёнок там

Не по дням, а по часам...

В сказках Пушкина разгова­ривает природа (солнце, ветер, месяц, море, волны), «золотой пе­тушок», «золотая рыбка», чёрт и бесёнок. Все говорящие вол­шебные персонажи в сказках Пуш­кина добры, гуманны, благород­ны. Град на острове Буяне вос­принимается сознанием дей­ствительно существующим, — таким же, как и описан: за бе­лыми стенами маковки церк­вей, все богаты в этом городе, изб нет, везде палаты. Остров Буян — это такой уголок, куда хочется спрятаться: там творят только до­бро, там как-то очень хорошо.

В план летнего чтения детей мы включили мероприятия по сказкам А.С. Пушкина, первое из которых — игра-викторина «Там, на неведомых дорожках...» — состоялось в Пуш­кинский день России, 6 июня. Дети с удовольствием участвовали в этой игре-викторине, отвечали на вопро­сы, читали наизусть отрывки из ска­зок, рисовали, рассматривали ил­люстрации известных художников к сказкам А.С. Пушкина.

Задания викторины были са­мыми разными:

  • тесты, где нужно было выбрать правильный ответ из трёх предложенных вариантов, на­пример: старуха прикрикнула на старика и послала его слу­жить: а) на кухне, б) на кузнеце, в) на конюшне.
  • «Распутать» сказки, которые попали не на своё место, на­пример:

Говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами.

(А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане», П.П. Ершов «Конёк-Горбунок»)

  • Восстановить подлинные на­звания сказок, в которых измене­на всего одна буква, например: Золотая рубка (Золотая рыбка), шуточные вопросы, например: кем приходились 33 богатыря дядьке Черномору?

Весь летний период, начиная с 6 июня, в читальном зале работа­ла иллюстрированная книжная вы­ставка «Путешествие в сказки А.С. Пушкина», здесь же, у выстав­ки, проводились обзоры, беседы, викторины, конкурсы.

Так, на своём практическом опыте мы убедились, что работа с выставками даёт толчок к широ­кой деятельности по продвижению книги и чтения. Отталкиваясь всего лишь от одной выставки, мы смог­ли провести много интересных и познавательных мероприятий.

Закончу статью словами:

Хорошо, что есть библиотеки,

Где хранится вечность для людей.

В техногенном двадцать первом веке

Книга, как и прежде, всех нужней!

Нина ГУЩАНСКАЯ, заведующая Городской детской библиотекой, г. Фокино, Брянская область,

Ирина КОЛОСКОВА, библиотекарь