Гущанская Н. Книга, как и прежде, всех нужней : практикум для руководителей детским чтением / Н. Гущанская, И. Колоскова // Библиополе. – 2011. – № 2. – С. 20-24.
В своей ежедневной работе наша библиотека большое внимание уделяет организации книжных выставок — традиционной и давно проверенной форме привлечения читателей к новой и интересной книге.
Но как в наш компьютерный век организовать такую выставку, чтобы дети не только захотели к ней подойти поближе и рассмотреть всё представленное на ней, но и взять оттуда приглянувшееся издание?
Мы немного пофантазировали и на каждую книгу экспозиции «Книги — юбиляры 2009 года» надели небольшого формата своеобразную суперобложку яркого цвета, на которой были крупно написаны юбилейные даты — так, чтобы было видно и название издания, и его автор.
Стали наблюдать за реакцией детей: заинтересуются, подойдут ли поближе? Наши ожидания оправдались. Многие ребята (особенно младшие школьники) подходили к выставке, удивлялись, увидев «возраст» книг, брали их в руки, перелистывали страницы, переспрашивали: «Неужели этому произведению 75... 150... 180... лет?» Мы объясняли: «Да, эту книгу в детстве читали ваши мамы, бабушки и даже прабабушки!»
Понаблюдав, увидели также, что особенно часто наши юные читатели брали в руки «Сказку о Золотом Петушке» А.С. Пушкина, которой исполнилось 175 лет со дня написания. Так мы решили оформить экспозицию одной книги. Собрали издания разных лет этой сказки поэта с иллюстрациями разных художников, приложили здесь же информацию об истории её создания и краткий рассказ о художниках-иллюстраторах: И. Билибине, В. Конашевиче, И. Канаеве, Б. Дехтерёве, Б. Зворыкине и др.
Выставкой заинтересовались не только дети, но и руководители детского чтения — учителя начальных классов. Потом совместно с ними для учащихся 4-х классов провели урок комментированного чтения «Сказка ложь, да в ней намек+» с показом слайдов. Отрывки из сценария урока я представляю здесь:
«Давайте вспомним начало сказки.
Чтение начала сказки до слов: «Царь к окошку, — ан на спице, видит, бьётся петушок, обратившись на восток».
Каким представил нам Пушкин в сказке царя Дадона? (Задиристый, грозный.)
Докажите словами текста, что царь был задиристым.
(И соседям то и дело
Наносил обиды смело.)
В каких словах выражается его грозность?
(Смолоду был грозен он.)
Докажите, что петушок был верным царю.
(Верный сторож как со сна шевельнется, встрепенётся.)
Сколько раз петушок выручал царя?
(Три раза.)
Чему учит эта сказка? (Делать добро, не быть злыми, жестокими.)»
Понравилось всем — и детям, и учителям, и нам! После этого урока дети приходили в библиотеку и спрашивали другие сказки А.С. Пушкина. Говорят же, что «заставить читать невозможно, заразить чтением — можно».
И мы пошли дальше: оформили иллюстрированную книжную выставку «Мы любим сказки Пушкина». Сказочные герои — добрые и злые, прекрасные и безобразные — волнуют нас с детства, учат любить добро и красоту, ненавидеть зло, трусость, несправедливость.
Этой выставкой заинтересовались и взрослые — мамы и бабушки, которые приходили в библиотеку с малышами. Они цитировали по памяти строки из сказок А.С. Пушкина, вспоминая своё детство. Известно же, что если в семье взрослые любят читать и с удовольствием посещают библиотеку, то и юное поколение этой семьи обязательно заинтересуется книгой.
Наблюдая за таким интересом наших читателей к творчеству А.С. Пушкина, мы предложили родителям вместе с их детьми смастерить поделку по мотивам любимой сказки, нарисовать рисунок, написать отзыв, сочинить стихотворение, придумать своё окончание сказки и т. д.
Результаты превзошли наши ожидания. Мы получили столько рисунков, что хватило на несколько выставок. Кроме этого, были и стихи, и поделки, и сочинения. Строки из одного такого эссе привожу:
«Вечер + Крупные капли дождя разбиваются о стёкла. Не убаюкивают. Мама, глубоко убеждённая, что иностранный язык нужно изучать с раннего детства, тихонько напевает по-английски:
Shorty sleeping,
Cumbaja,
Cumbaja, Cumbaja...
— Почитай лучше сказку, мама, — прошу я.
Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь...
Ночь и царица. Царица наедине с ночью. Помню красное и чёрное. Красное — боль, чёрное — одиночество. И ещё синее. Не знаю откуда. Может быть, море?
Ещё — ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой — враги, коварные, сильные, хитрые, не пощадят. С первых страниц — чудовищное напряжение. Царица и маленький ребёнок обречены. Невинные жертвы злобы и сатанинской силы.
Объявили царску волю —
Ей и сыну злую долю...
И когда это кончится?
— Мама, а что такое "злая доля"?
— Бросили царицу в море, погубить хотят...
Тесная бочка. Темно. В пучине вод не хватает воздуха. Мама ставит мне термометр. Холодно. Душно. Страшно. Проваливаясь в глубину сна, шепчу: «Никогда, никому не объявлю "злую долю". Никогда».
Так в мою жизнь входило пушкинское слово. Русское слово. Оно завораживало меня, брало в плен, оно давало мне первые уроки добра, жизненного опыта, учило строить отношения с людьми...»
А вот и первые детские четверостишия:
Рисовать я начинаю,
Попрошу мне не мешать!
Сказки Пушкина читаю,
Все хочу нарисовать!
* * *
Книга, книга, ты мой друг,
Нету лучше маски.
Книга, книга, ты мой друг,
Расскажи мне сказки.
Выставку «Книги-юбиляры» мы оформили по тому же принципу и в 2010 г. И на ней снова оказались произведения А.С. Пушкина: «Сказка о попе и о работнике его Балде», которой исполнилось 180 лет со дня написания, и «Сказка о рыбаке и рыбке», впервые напечатанная 175 лет назад.
И снова началась работа. Для ребят начальной школы мы провели час литературного общения «По следам пушкинских сказок», на котором рассказали об истории создания «Сказки о попе и о работнике его Балде», о том, как долго книга шла к читателю. Написанная в 1830 г., она впервые была напечатана В.А. Жуковским уже после смерти Пушкина в 1840 г. под названием «Жил-был Кузьма Остолоп по прозванию Осиновый Лоб». И только в 1882 г. сказка была издана так, как написал её автор.
Рассказали также и о том, что в русскую культуру после выхода «Сказки о рыбаке и рыбке» вошла поговорка «остаться у разбитого корыта».
Очень интересно было детям узнать о том, что по мотивам пушкинских сказок созданы мультфильмы («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о Золотом Петушке»), художественные фильмы («Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке»), написаны оперы («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и о работнике его Балде»).
Для молодых родителей мы разработали памятку «Читайте детям сказки Пушкина», которую размножили и раздали по детским садам. Выдержки из этой памятки:
- «У каждого возраста свой Пушкин», — сказал как-то Самуил Яковлевич Маршак. Это очень верно. Верно и то, что любой человек возвращается к поэзии Пушкина и по-новому уже воспринимает его творчество и снова открывает для себя что-то новое и неведомое.
- Выразительно охарактеризовал Белинский пушкинский стих: «Он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря...»
- О добре, любви к матери и отцу, об уважении к человеку, о любви к прекрасному, о выдумке и находчивости и просто о любви — обо всём этом пишет А.С. Пушкин в своих сказках.
- Задумываться, где быль или небыль, не хочется. А хочется читать, и верится, и представляется, что действительно:
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам...
В сказках Пушкина разговаривает природа (солнце, ветер, месяц, море, волны), «золотой петушок», «золотая рыбка», чёрт и бесёнок. Все говорящие волшебные персонажи в сказках Пушкина добры, гуманны, благородны. Град на острове Буяне воспринимается сознанием действительно существующим, — таким же, как и описан: за белыми стенами маковки церквей, все богаты в этом городе, изб нет, везде палаты. Остров Буян — это такой уголок, куда хочется спрятаться: там творят только добро, там как-то очень хорошо.
В план летнего чтения детей мы включили мероприятия по сказкам А.С. Пушкина, первое из которых — игра-викторина «Там, на неведомых дорожках...» — состоялось в Пушкинский день России, 6 июня. Дети с удовольствием участвовали в этой игре-викторине, отвечали на вопросы, читали наизусть отрывки из сказок, рисовали, рассматривали иллюстрации известных художников к сказкам А.С. Пушкина.
Задания викторины были самыми разными:
- тесты, где нужно было выбрать правильный ответ из трёх предложенных вариантов, например: старуха прикрикнула на старика и послала его служить: а) на кухне, б) на кузнеце, в) на конюшне.
- «Распутать» сказки, которые попали не на своё место, например:
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.
(А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане», П.П. Ершов «Конёк-Горбунок»)
- Восстановить подлинные названия сказок, в которых изменена всего одна буква, например: Золотая рубка (Золотая рыбка), шуточные вопросы, например: кем приходились 33 богатыря дядьке Черномору?
Весь летний период, начиная с 6 июня, в читальном зале работала иллюстрированная книжная выставка «Путешествие в сказки А.С. Пушкина», здесь же, у выставки, проводились обзоры, беседы, викторины, конкурсы.
Так, на своём практическом опыте мы убедились, что работа с выставками даёт толчок к широкой деятельности по продвижению книги и чтения. Отталкиваясь всего лишь от одной выставки, мы смогли провести много интересных и познавательных мероприятий.
Закончу статью словами:
Хорошо, что есть библиотеки,
Где хранится вечность для людей.
В техногенном двадцать первом веке
Книга, как и прежде, всех нужней!
Нина ГУЩАНСКАЯ, заведующая Городской детской библиотекой, г. Фокино, Брянская область,
Ирина КОЛОСКОВА, библиотекарь