Шевченко Д. Лига образования / Д. Шевченко // Школьная библиотека. – 2007. – № 1. – С. 20-25.
Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!
Мы рады сообщить вам, что 15 декабря 2006 года в России была возрождена Лига образования. Русская школьная библиотечная ассоциация стала членом этой Лиги.
«В обществе назрело понимание необходимости консолидации сил для формирования в России современной, методологически выверенной и практически организованной, адекватной потребностям страны образовательной системы». Школьная библиотека как важнейший системообразующий элемент школьного образования может и должна активно участвовать в деятельности возрожденной Лиги. Приглашаем вас, дорогие коллеги, стать членами Лиги, так как наряду с учительством России, библиотекари являются «той силой, которая способна объединить и сфокусировать образовательные интересы всех российских граждан».
15 декабря в Санкт-Петербурге в Юсуповском дворце состоялись торжества, посвященные 100-летнему юбилею Лиги образования. Общественная организация под таким названием существовала в Санкт-Петербурге в 1906-1917 годах и спустя век возрождена по инициативе Профсоюза работников народного образования и науки, Гуманитарного издательского центра «Владос», МГПУ, Русской школьной библиотечной ассоциации, Ассоциации лучших школ и других общественных организаций.
Воссоздание Лиги приветствовали Министр образования и науки России А.А. Фурсенко, Президент Российского книжного союза, председатель Счетной палаты С.В. Степашин, Председатель Комитета по науке и образованию Государственной Думы Н.И. Булаев, Руководитель Рособрнадзора В.А. Болотов, Генеральный секретарь Интернационала образования Фред Ван Люэн, Генеральный секретарь Лиги образования Франции Жан-Марк Руаран и многие другие.
В своем обращении к участникам юбилейного мероприятия Министр образования и науки России Андрей Александрович Фурсенко заметил, что «Лига образования, продолжателями идей и дел которой мы стремимся стать, уделяла большое внимание развитию педагогической науки, поддержке непрерывного образования педагогов, выступала с законодательными инициативами о расширении прав и свобод учителей. Учительство может стать той силой, которая способна объединить и сфокусировать образовательные интересы всех российских граждан».
Председатель Правления Лиги Галина Ивановна Меркулова убеждена, что новая организация станет той позитивной силой, способной в сфере образования «объединять, исследовать и вдохновлять». Причем объединение принципиально носит неполитический характер.
Лига образования будет работать, ежегодно определяя один тематический приоритет. В этом году выбор «темы года» прошел на юбилейном мероприятии в режиме «онлайн». Темой будущего года станет поддержка учителя, формирование модели учительской профессии, которая отвечала бы запросам XXI века. В 2007 году тема пройдет красной нитью через все мероприятия членов Лиги, состоятся специально организованные научно-практические конференции, конкурсы проектов, будут проведены углубленные исследования и изучение опыта зарубежных стран. А по итогам работы в течение года выйдет специальная брошюра с рекомендациями и предложениями от возрожденной организации.
Чтобы вдохновить лидеров общественного мнения на выдающиеся изменения, Лига учредила специальную премию «Трилистник» стремя номинациями «Государство», «Общество», «Бизнес». Кроме того, в офисе Лиги будет развернут ситуационный центр, который будет моделировать различные сценарии развития образования, опыт лучших образовательных систем страны и мира.
У ИСТОКОВ
Десятки поколений выдающихся ученых, педагогов, общественных деятелей России видели основу демократического общества - его развития и процветания - в просвещении. Лига образования была создана в начале XX века, вдохновленная идеалами просвещения, чтобы переосмыслить их, сформулировать в образовательных программах и реализовать в конкретных делах.
Предвозвестниками Лиги образования стали Комитеты грамотности, учрежденные в 1861 году по инициативе и при организующем участии Императорского Вольного Экономического Общества в Санкт-Петербурге и Москве. Комитеты стали экстренным и первоочередным ответом на вызов реформ, освободивших от крепостного права российское крестьянство, составлявшее более 70 процентов населения страны.
Их цель - преподать азы письма и чтения, создать инфраструктуру для развития школы - была выполнена лишь отчасти. За 30 лет деятельности Комитетов грамотности количество умеющих читать выросло с 6 до 21 процента населения России, к 1896 году число начальных школ увеличилось в 17 раз: в 79-ти тыс. государственных, земских и церковноприходских школах училось 3,8 млн. человек всех возрастов.
Однако в 1895 году Комитеты грамотности был переданы под кураторство Министерства народного просвещения, что привело к их роспуску. Ровно через десять лет, в 1905 году, идеи Комитетов грамотности переродились в более масштабное предприятие - внедрение в России всеобщего бесплатного образования, доступного для всех слоев общества, берущего свое начало в раннем детстве и продолжающегося в течение всей жизни.
ВНЕ ПОЛИТИКИ, В НОГУ С ПРОГРЕССОМ
На первый взгляд, учреждение Лиги образования было шагом, далеким от прагматизма и несвоевременным: страна только что вышла из бесславной военной кампании на Дальнем Востоке, «кровавое воскресенье» запустило революционный маховик, унесший тысячи жизней по всей стране; многие преподаватели за свои убеждения оказались отлучены от школы.
Однако же создатели Лиги образования верили в успех своего дела, осознавая стратегические потребности развития России. Становящаяся на путь индустриальной державы, страна остро нуждалась в образованных гражданах, рабочих, имеющих не только практические навыки, но и теоретические знания, открывающие путь для эффективного внедрения инноваций. Задачи, стоящие перед обществом, стали зеркалом задач просвещения. Страна нуждалась в активизации подготовки учителей и преподавателей новой формации - устремленных в будущее, чуждых архаики и открытых для прогресса.
Несомненным правовым условием к созданию Лиги образования стал октябрьский Манифест Николая II, провозгласивший свободу слова, печати, собраний. В этих условиях бывшие деятели Комитетов грамотности, члены Вольного Экономического общества и ряд других научных обществ осенью 1905 года приняли решение объединить усилия для создания Лиги образования. За организационную, идеологическую и методологическую основу была взята Лига образования Франции, созданная в 1866 году.
Одной из ключевых посылок создания российской Лиги образования стало просвещение вне политики (хотя на тот момент казалось, что это не представляется возможным). Как и французская, Лига образования России приоритетом организационной деятельности считала распространение знаний в провинции путем создания сетевой структуры, охватывающей всю территорию страны. «Задачи Лиги обширны: она охватывает все виды образования, все классы населения, не знает «ни эллина, ни иудея», - писали «Биржевые Ведомости» в 1905 году.
Проект Устава Лиги образования был составлен в декабре 1905 года К.К. Арсеньевым, Д.В. Стасовым, Г.А. Фальборком и В.И. Чарнолусским. Переведенный на 12 языков наиболее распространенных национальностей, проживающих в России, проект в количестве 1000 экземпляров был разослан по стране, направлен в газеты и журналы.
ПЕРВЫЕ ИСПЫТАНИЯ
В марте 1906 года в Санкт-Петербурге состоялось первое учредительное собрание Лиги, на котором присутствовали общественные деятели, ученые, врачи и учителя, писатели, журналисты, делегаты от студенчества, рабочих и крестьян.
Создание Лиги приветствовал Д.И. Менделеев, Академия наук делегировала на учредительное собрание профессора Н.Н. Бекетова. С подробнейшим программным заявлением о реорганизации школьного образования выступил Г.А. Фальборк. Он не только обрисовал в мельчайших деталях суть школьной реформы (деление школы на ступени, хронологическую логику преподавания предметов, планы обустройства образовательных учреждений, методическую подготовку преподавательского состава, развитие публичных библиотек и музеев для продолжения образования за пределами школы и др.), но и привел расчеты финансовых затрат на ее реализацию. Впоследствии одной из задач Лиги образования станет выработка законодательного обеспечения реформы образования, намеченной Фальборком.
Однако процесс создания Лиги не был легким. Первое учредительное собрание сорвали попыткой внести в его резолюцию требования об отмене смертной казни - жандармы тотчас ворвались в здание. Неделю спустя на повторном собрании, несмотря на новые попытки провокаций, устав Лиги был принят. Но официальный статус Лига обрела лишь в марте 1907 года, когда иссяк арсенал бюрократических уловок, заставивших учредителей многократно редактировать Устав, дабы он соответствовал активно менявшемуся в те годы законодательству и прихотям чиновников. Следует отметить, что в этот период Лигу поддерживали блестящие юристы начала XX века - А.Ф. Кони, В.О. Люстрих, Д.В. Стасов, а профессор Санкт-Петербургской консерватории, композитор Н.А. Римский-Корсаков показал себя выдающимся лоббистом, оказывая помощь в регистрации столичных обществ Лиги.
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ
Организационная структура Лиги стала примером демократического устройства: совещательные и исполнительные органы были коллегиальными и выборными. В законодательных терминах того времени Лига являлась союзом объединений (обществ), которые взаимодействовали между собой как по вертикали (общий съезд, правление, местные общества), так и по горизонтали (согласно функциям, специализации, областям знаний и т.д.). В последнем случае Правление Лиги играло роль координатора и «справочного бюро», устанавливая связи между существующими и создаваемыми на местах обществами, входящими в Лигу.
В 1905-07 годы временное Правление Лиги (24 члена и 12 «кандидатов» с ротацией каждые два года) ведет активную переписку с губернаторами, земствами, образовательными заведениями и просто энтузиастами для создания обществ образования на местах, привлечение в них новых членов, составление реестра объединений, разделяющих цели Лиги. О результативности этой работы можно судить по тому, что к марту 1907 года под эгидой Лиги было объединено 12 тысяч человек. Вплоть до Первой мировой войны количество членов Лиги ежегодно росло на несколько тысяч человек. Лишь активное противодействие дальнейшему развитию Лиги со стороны правительства в 1913 году и военная мобилизация 1914 года переломили эту динамику.
Местные общества образования (и не только), входящие в Лигу, имели полную самостоятельность. На места от Правления направлялись проекты учредительных документов, записки о передовом опыте отдельных обществ, полезные советы и инструкции, решения общих съездов и другие обращения, имевшие рекомендательный характер. В Санкт-Петербург из провинции направлялись записки о деятельности, запросы и отчисления из членских взносов. Примечательно, что взносы для членов Лиги неоднократно дифференцировались и понижались - по мере увеличения количества ее членов и размеров меценатской помощи.
Из статьи В. Вахтерова «О задачах Лиги образования по отношению к школе» в журнале «Просвещение», № 1 от 28 января 1907 года (изд. Московским областным отделением Лиги образования): «Во всей истории педагогики красной нитью проходит все возрастающее значение личности. [...] Было время, когда общество и его строй было все, а личность была только средством к осуществлению целого. Теперь все шире распространяется мысль, что общество только средство для наилучшего развития всех личностей, составляющих это общество. И если общество не содействует развитию хотя бы одного из своих членов, оно само несовершенно».
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВЛЕНИЯ
Первые годы деятельности Правления Лиги (1906-1908) были отмечены выдающейся активностью. При Правлении было создано пять самостоятельных обществ:
- Школьного просвещения (разрабатывало школьную программу нового типа в соответствии с проектами реформы общего образования; первый год - 144 члена);
- Содействия внешкольному просвещению (организовывало и направляло усилия для создания библиотек, музеев, воскресных и вечерних курсов, объединяло преподавателей для создания «народных» (общедоступных) университетов; первый год - 254 члена);
- Изящных искусств (организовывало и изыскивало средства на открытие художественных выставок и галерей, народных театров, фольклорных коллективов; в числе членов - Б.М. Кустодиев, С.К. Маковский, Н.К. Рерих);
- Университетское общество (создано по инициативе группы профессоров для развития методической базы университетского образования, занималось созданием и выделением преподавателей для университетских курсов, частных высших школ и народных университетов; первые полгода - 130 членов. В их числе В.М. Бехтерев, И.М. Гревс, П.Ф. Лесгафт);
- Всероссийское общество образования и воспитания ненормальных детей (разрабатывала первые коррекционные и обучающие программы для детей-инвалидов).
При Правлении также был создан ряд Комиссий:
по организации и изысканию средств для Педагогической Академии в Санкт-Петербурге (первые 150 слушателей приняты уже в октябре 1908 г., в Академии читали курсы И.П. Павлов, А.П. Нечаев, Г.А. Фальборк, М.М. Ковалевский, И.А. Бодуэн-де-Куртене; в 1909-1914 годах выпущено 15 альманахов «Педагогическая академия в очерках и монографиях; в 1915 году, произведя три выпуска, Академия прекратила работу из-за отсутствия финансирования);
- музейная комиссия (начала работу с каталогизации учебно-методических и наглядных пособий по восьми ключевым предметам);
- по организации Центральной Педагогической Библиотеки (открыта в здании Вольного экономического общества, за год собрала свыше 2 тыс. томов и 120 периодических изданий, открыт общедоступный читальный зал; первые стеллажи и оборудование были закуплены за счет сборов с лекции профессора С.О. Платонова об Иване Грозном);
- по реформе школьного законодательства (в первый год деятельности разработан, согласован по инстанциям и направлен в Государственную Думу второго созыва «Проект школьного закона» с прилагающимся финансовым планом; был последовательно обсужден и отклонен Думой II, III и IV созывов во множестве редакций); по изысканию средств (Лига организовывала благотворительные концерты, литературные чтения и лекции, художественные выставки и даже устраивала лотошную торговлю; в первый год собрано около 2,5 тыс. рублей);
- по вопросу о взаимоотношениях семьи и школы (организация и методическое обеспечение деятельности родительских комитетов на местах);
- по организации и объединению просветительских обществ частной инициативы (в первый год работы составлен типовой перечень учредительных документов для местных обществ, составлен реестр из 400 обществ в 27 губерниях).
В отдельные направления (в форме комитетов) также были обособлены вопросы организации Всероссийского съезда деятелей по образованию и организации (состоялся в декабре 1908 года, принял резолюцию об отмене ограничений на просветительскую деятельность в любых формах) и проведению международной выставки «Образование и воспитание» (выставка была открыта в 1909 году с дозволения министерств Торговли и промышленности и Финансов, зарубежные экспонаты были ввезены беспошлинно, а железнодорожный тариф для них был снижен железными дорогами России).
Записка к проекту Устава местных сообществ образования: «В переживаемый исторический момент, когда обновление существующего общественного строя признается возможным лишь при участии в нем широких народных масс населения, распространение просвещения среди этих масс является первой и совершенно неотложной задачей всех общественных сил.
Правление лиги, будучи глубоко убеждено, что дело просвещения может быть продуктивно только при энергичной работе на местах, обращается ко всем общественным учреждениям и лицам с просьбой о содействии организации местных культурно-просветительских обществ.
В целях облегчения частной инициативы в великом деле просвещения нашей родины, Правление выработало [...] проект Устава местных обществ образования. Проект этот дает полную возможность осуществлять просветительские задачи в широком масштабе, а присоединение организовавшихся обществ к Лиге свяжет в один могучий союз всех деятелей по образованию.
Правление Лиги Образования»
ИЗ ТЬМЫ К СВЕТУ: ВЕК СПУСТЯ
Вся деятельность Лиги образования неразрывно связана с историей России начала XX века. Созданная в период первой революции, Лига вполне ощутила на себе тяжесть репрессивной машины: множество талантливых педагогов по доносам отлучались от преподавательской деятельности. Московский областной отдел Лиги, за два года своего существования ставший во многом образцом просветительской инициативы, издававший свой журнал «Просвещение», в 1907 году был закрыт по приказу градоначальника с формулировкой «на время усиления охраны» (в связи с массовыми выступлениями рабочих и студентов).
Лига образования достигла своего наивысшего расцвета в 1913 году в унисон с индустриальным бумом в стране. В каждой губернии действовали просветительские общества, входящие в Лигу или же находящиеся в контакте с ней. Было создано около 100 новых частных гимназий и училищ, отличавшихся прогрессивной программой и методикой обучения.
Благодаря деятельности Лиги было создано 216 «народных домов» - просветительских учреждений частной инициативы, в которых работали библиотеки, вечерние курсы для взрослых, проводились лекции, спектакли, концерты. В Москве был создан первый народный университет, в котором лица, не имевшие доступа к высшему образованию, слушали курсы лекций профессоров из академий, университетов и училищ Санкт-Петербурга и Москвы.
Существенно возрос авторитет Лиги образования. Не встречалось значимой государственной, общественной или политической фигуры, не вовлеченной прямо или косвенно в просветительскую деятельность, инициированную Лигой и ее членами.
После гибели Петра Столыпина и последовавшего распада правительства в 1913 году верх в государстве взяла реакция. Объединяющая сила Лиги образования, ее организованность и эффективность при фактической аполитичности начала вызывать зависть и раздражение чиновников-временщиков, лишенных инициативы по улучшению ситуации в области образования. Последовательность, высокое качество проработки и глубокое понимание актуальных вопросов просвещения, отличавшие предложения Лиги, вызывали ревность со стороны бюрократии от образования. В 1913 году по требованию Министерства народного просвещения в устав Лиги были внесены изменения, ограничивающие ее общественную деятельность и фактически отсекающие Правление от местных Обществ и отделений.
Война 1914 года еще более усложнила деятельность Лиги: гимназисты и студенты, учителя и преподаватели, рабочие и крестьяне массово мобилизовывались на фронт. Война требовала немалых денежных средств - вслед за увеличением налогов снизилась активность меценатов и благотворителей, обеспечивавших финансовую помощь просветительским проектам Лиги.
События 1917 года, приведшие к распаду страны, хаосу гражданской войны и кризису во всех сферах жизни общества, подвели черту под деятельностью Лиги образования в России XX века. Наступил период безвременья, в ходе которого инициаторы и члены Лиги определяли свой дальнейший жизненный путь в выборе между эмиграцией, принятием нового строя, изолированной от внешнего мира научной деятельностью и служением делу просвещения уже в новой, советской России.
И все же многие педагогические идеи, теоретические и методические разработки сформулированные благодаря Лиге образования, с купюрами и поправками были апробированы и внедрены в системе образования в 1917-1991 годы. Мечту членов Лиги о введении в демократической России общедоступного народного образования удалось воплотить в реальность в условиях СССР.
Наступление XXI века определило новые вызовы российскому просвещению.
Столетие назад образовательная система страны нуждалась в создании, в наши дни - в сохранении, модернизации и развитии.
Столетие назад потребности в образовании определялись наступлением индустриальной эпохи, в наши дни - наступлением эпохи информационной.
Как и век тому назад, российская школа обращает свое внимание на мировые достижения в области образования и так же инертно воспринимает собственные инновационные прорывы. В обществе назрело понимание необходимости консолидации сил для формирования в России современной, методологически выверенной и практически организованной, адекватной потребностям страны образовательной системы.
Эти созвучия, протянувшиеся через столетие, вселяют уверенность в актуальности воссоздания в России Лиги образования как общественного института с прогрессивными целями, сложными задачами и интересным будущим, насыщенным множеством важнейших проектов. А преемственность традиций и идеалов просвещения, заложенных в начале прошлого века, является залогом успешной деятельности новой Лиги образования.
Автор текста - Дмитрий Шевченко Редакторская группа - Михаил Богуславский, Марина Галушкина, Игорь Зайниев, Сергей Сафронов, Валентина Четверикова
Контакты: (495)730-50-12.
При подготовке использованы материалы «Учительской газеты»
Подготовлено Фондом поддержки российского учительства в рамках программы «Учительские объединения» при финансовой помощи Профсоюза работников народного образования и науки.