Шевченко Д. Лига образования / Д. Шевченко // Школьная библиотека. – 2007. – № 1. – С. 20-25.

Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!

Мы рады сообщить вам, что 15 декабря 2006 года в России была возрождена Лига образования. Русская школьная библиотечная ассоциация стала членом этой Лиги.

«В обществе назрело понимание необходимости консолидации сил для формиро­вания в России современной, методологически выверенной и практически органи­зованной, адекватной потребностям страны образовательной системы». Школьная библиотека как важнейший системообразующий элемент школьного об­разования может и должна активно участвовать в деятельности возрожденной Ли­ги. Приглашаем вас, дорогие коллеги, стать членами Лиги, так как наряду с учитель­ством России, библиотекари являются «той силой, которая способна объединить и сфокусировать образовательные интересы всех российских граждан».

15 декабря в Санкт-Петербурге в Юсуповском дворце состоялись торжества, посвященные 100-летнему юбилею Лиги образо­вания. Общественная организация под таким названием существовала в Санкт-Петербур­ге в 1906-1917 годах и спустя век возрожде­на по инициативе Профсоюза работников на­родного образования и науки, Гуманитарного издательского центра «Владос», МГПУ, Рус­ской школьной библиотечной ассоциации, Ассоциации лучших школ и других общест­венных организаций.

Воссоздание Лиги приветствовали Ми­нистр образования и науки России А.А. Фурсенко, Президент Российского книжного со­юза, председатель Счетной палаты С.В. Степашин, Председатель Комитета по науке и образованию Государственной Думы Н.И. Булаев, Руководитель Рособрнадзора В.А. Бо­лотов, Генеральный секретарь Интернацио­нала образования Фред Ван Люэн, Генераль­ный секретарь Лиги образования Франции Жан-Марк Руаран и многие другие.

В своем обращении к участникам юбилей­ного мероприятия Министр образования и науки России Андрей Александрович Фурсенко заметил, что «Лига образования, про­должателями идей и дел которой мы стре­мимся стать, уделяла большое внимание развитию педагогической науки, поддержке непрерывного образования педагогов, выс­тупала с законодательными инициативами о расширении прав и свобод учителей. Учитель­ство может стать той силой, которая способна объединить и сфокусировать образователь­ные интересы всех российских граждан».

Председатель Правления Лиги Галина Ива­новна Меркулова убеждена, что новая организа­ция станет той позитивной силой, способной в сфере образования «объединять, исследовать и вдохновлять». Причем объединение принципи­ально носит неполитический характер.

Лига образования будет работать, еже­годно определяя один тематический приори­тет. В этом году выбор «темы года» прошел на юбилейном мероприятии в режиме «он­лайн». Темой будущего года станет поддерж­ка учителя, формирование модели учитель­ской профессии, которая отвечала бы запро­сам XXI века. В 2007 году тема пройдет красной нитью через все мероприятия чле­нов Лиги, состоятся специально организо­ванные научно-практические конференции, конкурсы проектов, будут проведены углуб­ленные исследования и изучение опыта зару­бежных стран. А по итогам работы в течение года выйдет специальная брошюра с реко­мендациями и предложениями от возрож­денной организации.

Чтобы вдохновить лидеров общественно­го мнения на выдающиеся изменения, Лига учредила специальную премию «Трилистник» стремя номинациями «Государство», «Обще­ство», «Бизнес». Кроме того, в офисе Лиги будет развернут ситуационный центр, кото­рый будет моделировать различные сцена­рии развития образования, опыт лучших об­разовательных систем страны и мира.

У ИСТОКОВ

Десятки поколений выдающихся ученых, педагогов, общественных деятелей России видели основу демократического общества - его развития и процветания - в просвеще­нии. Лига образования была создана в начале XX века, вдохновленная идеалами просвеще­ния, чтобы переосмыслить их, сформулиро­вать в образовательных программах и реали­зовать в конкретных делах.

Предвозвестниками Лиги образования стали Комитеты грамотности, учрежденные в 1861 году по инициативе и при организую­щем участии Императорского Вольного Эко­номического Общества в Санкт-Петербурге и Москве. Комитеты стали экстренным и пер­воочередным ответом на вызов реформ, ос­вободивших от крепостного права российс­кое крестьянство, составлявшее более 70 процентов населения страны.

Их цель - преподать азы письма и чтения, создать инфраструктуру для развития школы - была выполнена лишь отчасти. За 30 лет дея­тельности Комитетов грамотности количест­во умеющих читать выросло с 6 до 21 процен­та населения России, к 1896 году число на­чальных школ увеличилось в 17 раз: в 79-ти тыс. государственных, земских и церковно­приходских школах училось 3,8 млн. человек всех возрастов.

Однако в 1895 году Комитеты грамотности был переданы под кураторство Министерства народного просвещения, что привело к их роспуску. Ровно через десять лет, в 1905 году, идеи Комитетов грамотности переродились в более масштабное предприятие - внедрение в России всеобщего бесплатного образова­ния, доступного для всех слоев общества, бе­рущего свое начало в раннем детстве и про­должающегося в течение всей жизни.

ВНЕ ПОЛИТИКИ, В НОГУ С ПРОГРЕССОМ

На первый взгляд, учреждение Лиги обра­зования было шагом, далеким от прагматиз­ма и несвоевременным: страна только что вышла из бесславной военной кампании на Дальнем Востоке, «кровавое воскресенье» запустило революционный маховик, унесший тысячи жизней по всей стране; многие препо­даватели за свои убеждения оказались отлу­чены от школы.

Однако же создатели Лиги образова­ния верили в успех своего дела, осозна­вая стратегические потребности разви­тия России. Становящаяся на путь инду­стриальной державы, страна остро нуждалась в образованных гражданах, ра­бочих, имеющих не только практические навыки, но и теоретические знания, отк­рывающие путь для эффективного внед­рения инноваций. Задачи, стоящие перед обществом, стали зеркалом задач прос­вещения. Страна нуждалась в активиза­ции подготовки учителей и преподавате­лей новой формации - устремленных в будущее, чуждых архаики и открытых для прогресса.

Несомненным правовым условием к созданию Лиги образования стал ок­тябрьский Манифест Николая II, провоз­гласивший свободу слова, печати, собра­ний. В этих условиях бывшие деятели Ко­митетов грамотности, члены Вольного Экономического общества и ряд других научных обществ осенью 1905 года при­няли решение объединить усилия для создания Лиги образования. За организа­ционную, идеологическую и методологичес­кую основу была взята Лига образования Франции, созданная в 1866 году.

Одной из ключевых посылок создания рос­сийской Лиги образования стало просвеще­ние вне политики (хотя на тот момент каза­лось, что это не представляется возможным). Как и французская, Лига образования России приоритетом организационной деятельности считала распространение знаний в провин­ции путем создания сетевой структуры, охва­тывающей всю территорию страны. «Задачи Лиги обширны: она охватывает все виды об­разования, все классы населения, не знает «ни эллина, ни иудея», - писали «Биржевые Ведомости» в 1905 году.

Проект Устава Лиги образования был сос­тавлен в декабре 1905 года К.К. Арсеньевым, Д.В. Стасовым, Г.А. Фальборком и В.И. Чарнолусским. Переведенный на 12 языков наи­более распространенных национальностей, проживающих в России, проект в количестве 1000 экземпляров был разослан по стране, направлен в газеты и журналы.

ПЕРВЫЕ ИСПЫТАНИЯ

В марте 1906 года в Санкт-Петербурге состоялось первое учредительное собрание Лиги, на котором присутствовали общест­венные деятели, ученые, врачи и учителя, пи­сатели, журналисты, делегаты от студенчест­ва, рабочих и крестьян.

Создание Лиги приветствовал Д.И. Мен­делеев, Академия наук делегировала на учредительное собрание профессора Н.Н. Бе­кетова. С подробнейшим программным за­явлением о реорганизации школьного образования выступил Г.А. Фальборк. Он не только обрисовал в мельчайших деталях суть школьной реформы (деление школы на сту­пени, хронологическую логику преподавания предметов, планы обустройства образова­тельных учреждений, методическую подго­товку преподавательского состава, развитие публичных библиотек и музеев для продол­жения образования за пределами школы и др.), но и привел расчеты финансовых затрат на ее реализацию. Впоследствии одной из задач Лиги образования станет выработка законодательного обеспечения реформы об­разования, намеченной Фальборком.

Однако процесс создания Лиги не был легким. Первое учредительное собрание сорвали попыткой внести в его резолюцию требования об отмене смертной казни - жан­дармы тотчас ворвались в здание. Неделю спустя на повторном собрании, несмотря на новые попытки провокаций, устав Лиги был принят. Но официальный статус Лига обрела лишь в марте 1907 года, когда иссяк арсенал бюрократических уловок, заставивших учре­дителей многократно редактировать Устав, дабы он соответствовал активно менявшему­ся в те годы законодательству и прихотям чи­новников. Следует отметить, что в этот пери­од Лигу поддерживали блестящие юристы начала XX века - А.Ф. Кони, В.О. Люстрих, Д.В. Стасов, а профессор Санкт-Петербур­гской консерватории, композитор Н.А. Римский-Корсаков показал себя выдающимся лоббистом, оказывая помощь в регистрации столичных обществ Лиги.

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Организационная структура Лиги ста­ла примером демократического устрой­ства: совещательные и исполнительные органы были коллегиальными и выбор­ными. В законодательных терминах того времени Лига являлась союзом объединений (обществ), которые взаимодействовали между собой как по вертикали (общий съезд, правление, местные общества), так и по го­ризонтали (согласно функциям, специализа­ции, областям знаний и т.д.). В последнем случае Правление Лиги играло роль коорди­натора и «справочного бюро», устанавливая связи между существующими и создаваемы­ми на местах обществами, входящими в Лигу.

В 1905-07 годы временное Правление Ли­ги (24 члена и 12 «кандидатов» с ротацией каждые два года) ведет активную переписку с губернаторами, земствами, образователь­ными заведениями и просто энтузиастами для создания обществ образования на мес­тах, привлечение в них новых членов, состав­ление реестра объединений, разделяющих цели Лиги. О результативности этой работы можно судить по тому, что к марту 1907 года под эгидой Лиги было объединено 12 тысяч человек. Вплоть до Первой мировой войны количество членов Лиги ежегодно росло на несколько тысяч человек. Лишь активное противодействие дальнейшему развитию Лиги со стороны правительства в 1913 году и военная мобилизация 1914 года переломили эту динамику.

Местные общества образования (и не только), входящие в Лигу, имели полную са­мостоятельность. На места от Правления направлялись проекты учредительных доку­ментов, записки о передовом опыте отдель­ных обществ, полезные советы и инструкции, решения общих съездов и другие обраще­ния, имевшие рекомендательный характер. В Санкт-Петербург из провинции направля­лись записки о деятельности, запросы и от­числения из членских взносов. Примеча­тельно, что взносы для членов Лиги неод­нократно дифференцировались и понижались - по мере увеличения коли­чества ее членов и размеров меценатс­кой помощи.

Из статьи В. Вахтерова «О задачах Лиги образования по отношению к школе» в журнале «Просвещение», № 1 от 28 января 1907 года (изд. Московским областным отделением Лиги образования): «Во всей истории педагогики красной нитью проходит все возрастающее значение личности. [...] Было время, когда общество и его строй было все, а личность была только средством к осуществлению целого. Теперь все шире распространяется мысль, что общество только средство для наилучшего развития всех личностей, составляющих это общество. И если общество не содействует развитию хотя бы одного из своих членов, оно само несовершенно».

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВЛЕНИЯ

Первые годы деятельности Правления Лиги (1906-1908) были отмечены выдающейся активностью. При Правлении было создано пять самостоятельных обществ:

  • Школьного просвещения (разрабатывало школьную программу нового типа в соответствии с проектами реформы общего образования; первый год - 144 члена);
  • Содействия внешкольному просвещению (организо­вывало и направляло уси­лия для создания библио­тек, музеев, воскресных и вечерних курсов, объединя­ло преподавателей для соз­дания «народных» (обще­доступных) университетов; первый год - 254 члена);
  • Изящных искусств (орга­низовывало и изыскивало средства на открытие ху­дожественных выставок и галерей, народных теат­ров, фольклорных коллек­тивов; в числе членов - Б.М. Кустодиев, С.К. Ма­ковский, Н.К. Рерих);
  • Университетское общест­во (создано по инициативе группы профессоров для развития методической базы университетского образования, занималось созданием и выделением преподавателей для уни­верситетских курсов, частных высших школ и народных университетов; первые полгода - 130 чле­нов. В их числе В.М. Бех­терев, И.М. Гревс, П.Ф. Лесгафт);
  • Всероссийское общество образования и воспитания ненормальных детей (разра­батывала первые коррекционные и обуча­ющие программы для детей-инвалидов).

При Правлении также был создан ряд Ко­миссий:

по организации и изысканию средств для Педагогической Академии в Санкт-Петербурге (первые 150 слушателей приняты уже в октябре 1908 г., в Академии читали курсы И.П. Павлов, А.П. Нечаев, Г.А. Фальборк, М.М. Ковалевский, И.А. Бодуэн-де-Куртене; в 1909-1914 годах выпущено 15 альманахов «Педагогическая академия в очерках и монографиях; в 1915 году, произведя три выпуска, Акаде­мия прекратила работу из-за отсутствия финансирова­ния);

  • музейная комиссия (на­чала работу с каталогизации учебно-методических и наг­лядных пособий по восьми ключевым предметам);
  • по организации Цент­ральной Педагогической Библиотеки (открыта в зда­нии Вольного экономичес­кого общества, за год соб­рала свыше 2 тыс. томов и 120 периодических изда­ний, открыт общедоступный читальный зал; первые стеллажи и оборудование были закуплены за счет сбо­ров с лекции профессора С.О. Платонова об Иване Грозном);
  • по реформе школьного законодательства (в первый год деятельности разрабо­тан, согласован по инстанци­ям и направлен в Государ­ственную Думу второго со­зыва «Проект школьного закона» с прилагающимся финансовым планом; был последовательно обсужден и отклонен Думой II, III и IV созывов во множестве редакций); по изысканию средств (Лига организовы­вала благотворительные концерты, лите­ратурные чтения и лекции, художествен­ные выставки и даже устраивала лотошную торговлю; в первый год собрано около 2,5 тыс. рублей);
  • по вопросу о взаимоотношениях семьи и школы (организация и методическое обес­печение деятельности родительских коми­тетов на местах);
  • по организации и объединению просвети­тельских обществ частной инициативы (в первый год работы составлен типовой пе­речень учредительных документов для местных обществ, составлен реестр из 400 обществ в 27 губерниях).

В отдельные направ­ления (в форме комите­тов) также были обособ­лены вопросы организа­ции Всероссийского съезда деятелей по об­разованию и организа­ции (состоялся в декаб­ре 1908 года, принял ре­золюцию об отмене ограничений на просве­тительскую деятель­ность в любых формах) и проведению междуна­родной выставки «Обра­зование и воспитание» (выставка была открыта в 1909 году с дозволения министерств Торговли и промышленности и Фи­нансов, зарубежные экс­понаты были ввезены беспошлинно, а желез­нодорожный тариф для них был снижен желез­ными дорогами России).

Записка к проекту Устава местных сообществ образования: «В переживаемый исторический момент, когда обновление существующего общественного строя признается возможным лишь при участии в нем широких народных масс населения, распространение просвещения среди этих масс является первой и совершенно неотложной задачей всех общественных сил.

Правление лиги, будучи глубоко убеждено, что дело просвещения может быть продуктивно только при энергичной работе на местах, обращается ко всем общественным учреждениям и лицам с просьбой о содействии организации местных культурно-просветительских обществ.

В целях облегчения частной инициативы в великом деле просвещения нашей родины, Правление выработало [...] проект Устава местных обществ образования. Проект этот дает полную возможность осуществлять просветительские задачи в широком масштабе, а присоединение организовавшихся обществ к Лиге свяжет в один могучий союз всех деятелей по образованию.

Правление Лиги Образования»

ИЗ ТЬМЫ К СВЕТУ: ВЕК СПУСТЯ

Вся деятельность Ли­ги образования нераз­рывно связана с истори­ей России начала XX ве­ка. Созданная в период первой революции, Лига вполне ощутила на себе тяжесть репрессивной машины: множество та­лантливых педагогов по доносам отлучались от преподавательской дея­тельности. Московский областной отдел Лиги, за два года своего сущест­вования ставший во многом образцом прос­ветительской инициативы, издававший свой журнал «Просвещение», в 1907 году был зак­рыт по приказу градоначальника с формули­ровкой «на время усиления охраны» (в связи с массовыми выступлени­ями рабочих и студентов).

Лига образования достигла своего наи­высшего расцвета в 1913 году в унисон с ин­дустриальным бумом в стране. В каждой губер­нии действовали прос­ветительские общест­ва, входящие в Лигу или же находящиеся в кон­такте с ней. Было созда­но около 100 новых частных гимназий и учи­лищ, отличавшихся прогрессивной прог­раммой и методикой обучения.

Благодаря деятельнос­ти Лиги было создано 216 «народных домов» - просветительских уч­реждений частной ини­циативы, в которых ра­ботали библиотеки, ве­черние курсы для взрослых, проводились лекции, спектакли, кон­церты. В Москве был соз­дан первый народный уни­верситет, в котором лица, не имевшие доступа к высшему образованию, слушали курсы лекций профессоров из акаде­мий, университетов и учи­лищ Санкт-Петербурга и Москвы.

Существенно возрос авторитет Лиги образова­ния. Не встречалось зна­чимой государственной, общественной или поли­тической фигуры, не вов­леченной прямо или косвенно в просве­тительскую деятельность, инициированную Лигой и ее членами.

После гибели Петра Столыпина и последовавшего распада правительства в 1913 году верх в государстве взяла реакция. Объединяю­щая сила Лиги образования, ее организован­ность и эффективность при фактической апо­литичности начала вызывать зависть и раздра­жение чиновников-временщиков, лишенных инициативы по улучшению ситуации в области образования. Последовательность, высокое качество проработки и глубокое понимание ак­туальных вопросов просвещения, отличавшие предложения Лиги, вызывали ревность со сто­роны бюрократии от образования. В 1913 году по требованию Министерства народного прос­вещения в устав Лиги были внесены измене­ния, ограничивающие ее общественную дея­тельность и фактически отсекающие Правле­ние от местных Обществ и отделений.

Война 1914 года еще более усложнила де­ятельность Лиги: гимназисты и студенты, учителя и преподаватели, рабочие и крестья­не массово мобилизовывались на фронт. Война требовала немалых денежных средств - вслед за увеличением налогов снизилась ак­тивность меценатов и благотворителей, обеспечивавших финансовую помощь прос­ветительским проектам Лиги.

События 1917 года, приведшие к распаду страны, хаосу гражданской войны и кризису во всех сферах жизни общества, подвели черту под деятельностью Лиги образования в Рос­сии XX века. Наступил период безвременья, в ходе которого инициаторы и члены Лиги опре­деляли свой дальнейший жизненный путь в выборе между эмиграцией, принятием нового строя, изолированной от внешнего мира науч­ной деятельностью и служением делу просве­щения уже в новой, советской России.

И все же многие педагогические идеи, те­оретические и методические разработки сформулированные благодаря Лиге образо­вания, с купюрами и поправками были апро­бированы и внедрены в системе образования в 1917-1991 годы. Мечту членов Лиги о вве­дении в демократической России общедос­тупного народного образования удалось воп­лотить в реальность в условиях СССР.

Наступление XXI века определило новые вызовы российскому просвещению.

Столетие назад образовательная сис­тема страны нуждалась в создании, в на­ши дни - в сохранении, модернизации и развитии.

Столетие назад потребности в образова­нии определялись наступлением индустри­альной эпохи, в наши дни - наступлением эпохи информационной.

Как и век тому назад, российская шко­ла обращает свое внимание на мировые достижения в области образования и так же инертно воспринимает собственные инновационные прорывы. В обществе назрело понимание необходимости кон­солидации сил для формирования в Рос­сии современной, методологически вы­веренной и практически организованной, адекватной потребностям страны обра­зовательной системы.

Эти созвучия, протянувшиеся через столетие, вселяют уверенность в акту­альности воссоздания в России Лиги об­разования как общественного института с прогрессивными целями, сложными задачами и интересным будущим, насы­щенным множеством важнейших проек­тов. А преемственность традиций и иде­алов просвещения, заложенных в начале прошлого века, является залогом ус­пешной деятельности новой Лиги обра­зования.

Автор текста - Дмитрий Шевченко Редакторская группа - Михаил Богуславский, Марина Галушкина, Игорь Зайниев, Сергей Сафронов, Валентина Четверикова

Контакты: (495)730-50-12.

При подготовке использованы материалы «Учительской газеты»

Подготовлено Фондом поддержки российского учительства в рамках программы «Учительские объединения» при финансовой помощи Профсоюза работников народного образования и науки.