Андриевских Т. Тропинками родного края / Т. Андриевских // Библиополе. – 2012. – № 1. – С. 45-47.

Пятнадцать лет назад Миньярская городская и детская библиотеки ЦБС Ашинского района объединились для формирования Библиотеки семейного чтения. Создание подобного учреждения — это стремление доказать свою необходимость обществу, это постоянные поиски новых форм деятельности. Результатом таких поисков и стало открытие клуба «Золотой ключик» в 1998 г. на базе детского сада № 5.

Название клуба символизирует «золотой ключик» в мир зна­ний, который мы вручаем в дет­ские руки, прививая ребятишкам любовь к чтению. Общеизвестно, что интерес к книге у них заметно упал. Чтобы было больше детей, которые не мыслят без неё жизни, надо как можно раньше приоб­щать их к чтению. Поэтому первы­ми членами «Золотого ключика» стали малыши из подготовитель­ных групп детского сада. Цели нашего клуба:

  • пробудить у ребят интерес к чтению;
  • знакомить юную аудиторию с окружающим миром через книгу;
  • способствовать духовно-нрав­ственному и интеллектуально­му развитию.

Задачи:

  • стимулировать читательскую деятельность;
  • пропагандировать лучшую дет­скую литературу;
  • развивать читательский вкус и привычку к чтению.

Работа с дошкольниками ве­лась на протяжении шести лет. План её составлялся на год. Занятия проходили один раз в месяц. Во многих мероприятиях, прово­димых для дошкольников, присут­ствовали театрализация или игро­вые элементы (играя, дети лучше усваивают материал).

Начинали мы их знакомство с библиотекой экскурсией — рас­сказывали о ней в игровой форме (театрализованный праздник «В гостях у сказочных героев», праздник «Путешествие в книжное царство — библиотечное государ­ство» и др.). Показывали новые красочные книги, а в конце каж­дый будущий читатель получал пригласительный билет. После экскурсии многие дети приходи­ли вместе с родителями записы­ваться в библиотеку и становились нашими активными посетителями.

Темы занятий были разнообраз­ные, но всегда познавательные и актуальные, например: «Путеше­ствие по Книжной вселенной», «Школа безопасности», «Мудрость народная», «Твоя Вселенная», «Из бабушкиного сундука» и др.

В 2002 г. клуб работал по про­грамме «Путешествие по Руси», ко­торая состояла из трёх разделов.

I. «Куда ведёт волшебный клубок»

Это театрализованное пред­ставление по русским сказкам «Двери в сказку открываем, при­глашаем всех ребят» носило не только развлекательный, но и по­знавательный характер. Баба-яга (зав. детским отделом Т.В. Андри­евских) рассказала о себе, о том, почему ноги избушки называются «курьими».

С героями всеми любимой сказки А. Толстого «Приключения Буратино» дети встретились на игровой развлекательной програм­ме «Золотой ключик». Ребята пока­зали свои знания, смекалку, ловкость и быстроту, участвуя в различных конкурсах. Помогал проводить конкурсы Буратино (библиотекарь М.М. Якунина).

За основу литературного пра­здника «Жили-были в сказке» мы взяли одноимённую книгу.

II. «Книжный терем»

День веселья «Катится, катит­ся голубой вагон» познакомил де­тей с биографией Э. Успенского, дал возможность вспомнить его сказки и встретиться с их персо­нажами. Шапокляк (зав. БСЧ Г.В. Шведова) и Чебурашка (кук­ла) «катятся» по сказкам писателя и останавливаются на станциях «Объявленческая», «Дом друзей», «Видеозал».

«Путешествие по стране Мар­шака» позволило ребятам позна­комиться с творчеством этого дет­ского писателя. Они отгадывали загадки, придуманные им, отвеча­ли на вопросы по произведениям Самуила Яковлевича.

Юбилей Ю. Мориц отмечен стихотворным путешествием «100 фантазий Ю. Мориц». Путешест­вуя по стихам, дети побывали в цирке, зоопарке, домике гнома, море чудес и даже поиграли, ког­да слушали стихотворение «Уса­тый стручок».

III. «По волнам истории»

Основная цель этих занятий — воспитание у юных читателей люб­ви к своей Родине, изучение геро­ического прошлого предков.

О подвигах и доблести защит­ников родной земли народ слагал сказки, пословицы, песни, были­ны. Главными героями этих произ­ведений являются богатыри. Вот о них и узнали дети на уроке исто­рии «Сила былинная».

Уроки исторических портретов «Герои русской истории» стали продолжением этой темы. Беседа шла о людях, которые своими де­лами и подвигами прославились так, что мы о них знаем и сегодня, чтим память о них. Нашими героя­ми стали Пётр I и А. Суворов.

На громком чтении «Страницы этих книг история сама» ребята прослушали отрывки из книг С. Алексеева «Суровый век», «Ры­жик», «Бородинская битва».

В 2004 г. клуб сменил читатель­ский адрес. Его членами стали учащиеся 2-3 классов. А деятель­ность клуба осуществляется в тес­ном контакте с педагогами школ.

Первое занятие — урок «Здрав­ствуй, книжкин дом» — было не только знакомством с библиоте­кой, но и с работой клуба. С этой целью проведён мини-опрос, ко­торый выявил, нравится ли детям название клуба, беседы по каким темам они хотят услышать, в какой форме им нравятся занятия. В ре­зультате название осталось преж­ним. А занятия ребятам нравятся разные — как по форме, так и по содержанию.

Темы мы предложили такие, чтобы они вызывали у ребёнка желание прочесть книгу, — «История Отечества», «Любимых книг лю­бимые герои», «Давай с приро­дою дружить», «Сказки, расска­занные детям», «С книгой по стра­не знаний», «Я и мир вокруг» и др. Как обычно, встречи проходят один раз в месяц. Вместе с деть­ми мы готовим утренники, лите­ратурные праздники, мини-путе­шествия и театрализованные представления, героями которых являются Баба-яга, Буратино, Карлсон, Незнайка и др.

Мини-путешествие «Тропинка­ми родного края» дети совершили по родному городу Миньяру. Оно началось с истории его возникно­вения. Затем ребятишки «прогуля­лись» по улицам, окружающим го­рам, «побывали» у родников и на пруду. Познакомились они и с па­мятниками архитектуры, такими как Никольский мост, церковь, па­мятниками «Слава героям» и «Пар­тизанские лыжи». Мероприятие сопровождалось демонстрацией слайдов и фотографий.

С героями книг Э. Успенского «Дядя Фёдор, кот и пёс» дети встретились на театрализованном представлении «Однажды в Простоквашине». Кот Матроскин (биб­лиотекарь М.М. Якунина) и Шарик (методист БСЧ А.И. Быкова) пра­зднуют свой 30-летний юбилей. А какой день рождения без викто­рин, игр и песен?

Праздник воинской славы «За Землю русскую» посвящался Дню защитника Отечества. На нём мы провели викторину «Твои защит­ники», вспомнили пословицы об армии.

Познавательную информацию о зимующих и перелётных птицах получили ребята, посетив урок «Кое-что о птицах Южного Урала». Он прошёл в очень увлекательной форме. Большую часть информа­ции дети усвоили с помощью за­гадок, кроссвордов, викторин. Материал для мероприятия взят из одноимённой книги Н.А. Евстифеевой.

Чтобы пробудить у ребят инте­рес к творчеству А. Линдгрен, а главное, желание прочитать её книги, было совершено театрали­зованное литературное путешест­вие «В страну Пэппи и Карлсона». Актёрский талант библиотекарей, в исполнении которых перед ре­бятами ожили Карлсон (библиоте­карь И.А. Савина) и Пэппи (мето­дист БСЧ А.И. Быкова), позволил детям окунуться в сказочные ис­тории норвежской писательницы. Её книги были представлены на тематической полке «Волшебни­ца из Стокгольма».

С большим успехом прошёл и литературный праздник «Вол­шебные сказки Ш. Перро». Его ук­расил кукольный спектакль по мо­тивам сказки «Красная шапочка» в современной интерпретации. Библиотекари так смогли озвучить роли, что старая сказка на новый лад вызвала восторг у ребят. К ме­роприятию была приурочена одно­имённая книжная выставка.

Устный журнал «Заглянем в мир живой природы» познако­мил юных читателей с лесом и его обитателями. К мероприятию раз­работана памятка «Советы мудро­го лесовичка». «Лесовичок» даёт советы, как вести себя в лесу и ка­кие книжки можно почитать по данной теме.

Конкурс творческих работ «Лу­коморье пушкинских сказок» про­водился по двум номинациям: «Мой любимый пушкинский ге­рой» (рисунок) и «Что за прелесть эти сказки» (поделка). На суд жю­ри было представлено более 30 работ. С помощью подручного ма­териала, кистей и красок дети су­мели оживить героев сказок Пуш­кина. Из этих работ потом была оформлена выставка с одноимён­ным названием.

Ребятам нравится бывать у нас, ведь каждый их приход в библио­теку даёт им что-то новое — они знакомятся с поступившими кни­гами, детскими журналами, рису­ют, смотрят мультфильмы, с удо­вольствием участвуют в конкурсах. Всё это пробуждает у них интерес и любовь к книге, учит выбирать лучшие произведения детских пи­сателей, знакомит с окружающим миром. А результаты деятельнос­ти клуба мы оформляем в альбо­ме «Клуб "Золотой Ключик"».

Татьяна АНДРИЕВСКИХ, библиотекарь детского отдела Библиотеки семейного чтения г. Миньяра Централизованной библиотечной системы Ашинского района Челябинской области