• Главная
  • Статьи
  • Методические материалы
  • Чивикова О. Большие открытия — маленьким читателям. Из опыта работы отдела семейного чтения Липецкой областной детской библиотеки с родителями и детьми / О. Чивикова // Школьная библиотека. – 2012. – № 2-3. – С. 81-84.

Чивикова О. Большие открытия — маленьким читателям. Из опыта работы отдела семейного чтения Липецкой областной детской библиотеки с родителями и детьми / О. Чивикова // Школьная библиотека. – 2012. – № 2-3. – С. 81-84.

В настоящее вре­мя далеко не все родители знают и хорошо понимают, ка­кое огромное влияние на ребенка способна оказать книга.

Поэтому среди тыся­чи родительских забот — одеть, накормить, за­нять дитя и проч. — за­частую не остается места для дела ничуть не менее важного — приобщения малыша к чтению. Помочь полю­бить книгу, стать настоящим читателем — за­дача непростая, требующая времени, усилий, терпения, знаний. В выполнении этой сложной задачи мы и помогаем родителям, используя богатый фонд библиотеки. В нашем арсенале — яркие наглядные книжки-игрушки, детская художественная и научно-познавательная ли­тература, книги по воспитанию и развитию ре­бенка для родителей, развлекательные и поз­навательные периодические издания для взрослых и детей, а также вариативные прог­раммы, по которым мы работаем.

Вот эти программы:

«Раскрываем книгу». Программа направле­на на сотрудническую деятельность библиотеки с будущими родителями и родителями детей от рождения до 1 года. Опыт показывает, что луч­шими читателями становятся те, кто рано поз­накомился с книгой. Грамотный читатель фор­мируется уже в раннем детстве (в возрасте от 0 до 9 лет). Значительная доля ответственности в вопросе развития у ребенка потребности в чте­нии, безусловно, ложится на плечи родителей. Но, к сожалению, родителям очень часто не хва­тает элементарных знаний по воспитанию юных читателей. Наша задача — помочь им в этом.

«Библиотечная книга в детском саду».

Цель этой программы — привлечение в библио­теку через взаимодействие с сотрудниками детских садов родителей и детей, возрождение традиции семейного чтения, закладывание при­вычки систематического общения с книгой с са­мого раннего детства (информирование роди­телей дошколят о мероприятиях, проводимых в библиотеке, популяризация библиотечного фонда в ходе работы в группах и т.п.).

«Надежда» — это программа индивидуаль­ной работы по ознакомлению с художественной литературой дошкольников и их родителей.

Об этой программе расскажу подробнее.

В рамках программы действуют два клуба: «Кроха» — клуб для родителей и детей в возрас­те от 1,5 до 2,5 лет; «Арт-Надежда» — клуб юных кукловодов, возраст от 2,5 до 3,5 лет.

Занятия проводятся с детьми от 1,5 до 4 лет при активном участии родителей. Оптимальное количе­ство детей в группе — 5—7 человек. Если их больше, то лучше разделить на две. Дети рассаживаются в «творческий полукруг» на стульях, родители позади, так, чтобы всегда можно было оказать помощь ре­бенку. Для полноценного занятия необходимо нали­чие наглядного материала, музыкального оформле­ния и положительного заряда энергии.

Атмосфера должна быть непринужденной, легкой, но дисциплину необходимо поддержи­вать, чтобы общение не превращалось в бала­ган, и была польза от встречи. Во время игр на детей нельзя оказывать давление, высказывать негативные суждения, наоборот, необходимо подбадривать скованных детей, сдерживать детскую агрессию. Вся встреча рассчитана на активное участие детей, на развитие индивиду­альности каждого и в то же время — на коллек­тивное творчество, не противопоставление се­бя коллективу, а, наоборот, сплочение с ним. Каждую удачу обязательно отмечать. Если ребе­нок отказывается что-либо выполнять, не надо настаивать, иначе он окончательно погрузится в себя. Стоит подождать, но не выключать ребен­ка из поля зрения и игры. Он все равно заинте­ресуется, только позже.

Обычно наши занятия проходят по опре­деленной схеме.

Структура занятия:

Приветствие.

Знакомство с новым материалом.

Упражнения по теме занятия.

Коллективная игра.

Встречи проводятся 2 раза в неделю дли­тельностью от 40 минут до 1 часа. Все занятия желательно начинать с определенной традиции, ритуала, это формирует у детей навык установ­ления хороших, доброжелательных отношений, вызывает стремление к дружелюбию по отно­шению к другим и помогает ввести в речевой обиход вежливые формы приветствия.

К нам всегда приходит Кот Федот, который здоровается, говорит о солнышке, об улыбке. Мы улыбаемся и строим пирамиду добра (поло­женные друг на друга руки детей). Произносим слова: «Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть!». После чего вместе с Котом проговари­ваем стихи, рифмовки и загадки, которые помо­гают расширять представления ребенка об ок­ружающем мире.

Используем методические приемы:

1. Вводная беседа — подготовка ребят, соз­дание эмоционального фона восприятия произ­ведения, рассматривание иллюстраций, ожив­ление личного опыта детей.

а)         Чтение стихов с одновременным выполне­нием действий называется «Речью с движени­ем». Такие упражнения развивают общую и мелкую моторику, а также умение сочетать действия с речью. Стихотворный текст являет­ся ритмической основой для выполняемых дви­жений, а движения в свою очередь помогают малышу лучше запоминать текст самого сти­хотворения. Движения, сопровождающие речь, должны быть не механическими, а ос­мысленными, иллюстрирующими ее со­держание.

Например:

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем зиму мы встречать (шагаем на месте)

Что зима нам принесла? (разводим руки в стороны)

Ветер, снег и холода (хлопаем в ладоши или изображаем).

б)         Уже в младшем дошкольном возрасте у де­тей появляется интерес к рифме. Такой интерес развивает внимание к звуковой стороне речи, формируется речевой слух. Прежде чем знако­мить ребят с новой игрой, читаем строчки из из­вестных стихотворений Агнии Львовны Барто, Самуила Яковлевича Маршака и других авторов, и лишь после этого читаем двустишия, в кото­рых малышу самому надо подобрать рифму.

Например:

БЫЧОК

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

— Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

И предлагаем рифмы на тему «Домашние жи­вотные»:

Бегают две курицы

У ворот по (улице).

Чтобы были все здоровы,

Молоко дает (корова).

2. Чтение, рассказывание сказки без нацели­вания на последующий пересказ с целью обес­печения свободного восприятия, иллюстриро­вание сказки фигурками и картинками из нас­тольного театра, что усиливает воздействие текста и активизирует внимание детей.

Теперь все готовы к чтению сказки. Мы попа­даем на волшебную полянку, где растут цветы и находится волшебный сундучок.

Сначала из сундучка появляется сказочный персонаж, который играет с ребятами, загады­вает загадки, детям, как правило, это очень нра­вится. Ведь жизнь полна загадок и секретов, и мы пытаемся разгадать их, воспитывая в ребен­ке чувство восприятия красоты, умение пости­гать мир, видеть, слышать, чувствовать все его многообразие. Помогают в этом и пословицы, поговорки, потешки, колыбельные песни, кото­рые являются спутниками детства и заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей, обогатить и активизировать их сло­варный запас. Они вызывают очень большой ин­терес у детей к живому, звучащему слову. Про­водя встречи, мы стараемся, чтобы дети имели возможность увидеть предмет, потрогать его, понюхать, прижать к себе, изобразить, услы­шать, как он называется, подержать в руках.

Затем, расположившись удобно на коврике, читаем книгу, которую достал сказочный герой. Нам обычно помогают театрализованные игры, которые пользуются у детей неизменной лю­бовью. Читая сказку, из сундука по очереди дос­таем ее героев или предметы из любимых ска­зок.

Вначале с детьми проводится занятие по пе­ресказу сказки с использованием следующих приемов:

1. Беседа по сказке с целью уточнения ее содержания.

В ходе беседы библиотекарь объясняет зна­чение новых и непонятных слов, выборочно за­читывает отрывки, диалоги, характерные повто­ры текста, проводит работу над диалогами и над интонированием речи разных персонажей. Пос­ле прочтения сказки и просмотра иллюстраций выясняем, все ли детям понятно? Если нет, то разъясняем смысл слов. Например, при чтении сказки «Петушок и бобовое зернышко» возникла сложность со словами «накосить», «коса», «куз­нец», «журавль» (в значении колодец), а при чте­нии сказки В. Сутеева «Разные колеса» — со словом «прялка». Для наглядности объяснения пришлось изготовить и колодец, и косу, и нари­совать прялку.

2. Игра по сказке для обдумывания и под­готовки детей к пересказу.

После этого приступаем к игре. Игровые за­дания состоят из нескольких частей: читаем фрагмент сказки, который помогает ребенку вспомнить сюжет, выполняем непосредственно игровое задание и рисунки, с помощью которых малыши дадут правильные ответы. Некоторые задания комментируем, если они сложны для ребенка. Например, прочитав сказку «Три поро­сенка», используем заранее вырезанных поро­сят. Показывая фигурки, мы вспоминаем, как их зовут, у кого какой был дом и т.д. Используя ил­люстрированное игровое поле из книги, разме­щаем на полянке поросят и волка под кустом, наблюдающего, как они играют. Поросята стро­ят дом (для этого были заранее подготовлены солома, ветки и камушки. Они нужны для срав­нения и анализа). Используем волшебный ме­шочек, который тоже очень нравится детям. Мы вместе щупаем и пытаемся отгадать, что нахо­дится в мешке, затем достаем, показываем де­тям, характеризуем предметы. Например, соло­ма легко ломается, прутик сломать труднее, а камешек — еще труднее, он очень прочный. Ес­тественно, что на предыдущих занятиях мы уже познакомились со словами «хрупкий», «проч­ный».

Аналогично проводим игру с предметами на определения «легкие», «тяжелые». Раскладывая на столе вату, перо, бумагу, камень, попробуем с детьми их сдуть, объясняя, что перышко — легкое, мягкое, поэтому оно полетело, а камень — тяжелый, он остался на месте. Затем мы прев­ращаемся в поросят — дружных братьев и поем песенку «Нам не страшен серый волк...».

3. Пересказ сказки по ролям с помощью библиотекаря.

Здесь театрализованно пересказываем сказ­ку, используя перчаточные куклы, куклы бибабо, настольные картинки и др.

4. Театрализованная игра, коллективная игра.

5. Оценка работы детей — важный мето­дический прием, позволяющий отметить положительные моменты и недостатки, пох­валить детей.

Все клубные встречи проходят в игровой форме. В игре ребенок не только получает ин­формацию об окружающем мире, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности, внимания, воображения, логики, развития речи.

Какой должна быть игра? Игра должна быть интересна обоим — и малышу, и взрослому. Мы используем игры обучающие, развивающие.

Примеры:

ИГРА «ШУРШУНЧИК»

Очень нравится детям игра с бумагой. Она развивает тактильные ощущения, мелкую мото­рику, формирует навыки сопоставления мате­риалов.

Ход игры:

Раздаю ребятам листы бумаги или по сал­фетке. Сначала спрашиваю, что это? Какое оно? Что можно с этим делать? (Ответы: писать, ри­совать). А я дополняю, что можно и поиграть. Сначала мы показываем «шуршунчика», затем рвем, сдуваем с ладошки, мнем, играем, как в мяч, превращаем в снежки, сорим и убираем.

ИГРА «ЧЕЙ ГОЛОС?»

В гости приходят и приезжают, прилетают звери, птицы, которые хотят поиграть. Дети от­гадывают, чей голос услышали.

ИГРЫ С КРУПАМИ

Кормим птиц, перебираем, а на манке рису­ем, пишем.

«Раз — фасоль»; «Учимся пересыпать»; «Сор­тируем макароны».

«Прищепки» — из них делаем солнышко.

На данном возрастном этапе крайне важна ритмическая организация деятельности ребен­ка. Это чередование игр, требующих положения сидя за столом и лежа на ковре, с подвижными играми; переходы от слушания литературного текста к игре-драматизации; от организованной игры к свободной; от совместных игр к индиви­дуальным. Чем разнообразнее игры, тем шире станет опыт ребенка, тем легче и успешнее бу­дет его переход к новым жизненным этапам.

В конце каждого месяца проходят итого­вые комплексные клубные занятия.

Итоговые игровые комплексные занятия да­ют возможность обобщить материал и оставля­ют яркий след в душе ребенка. Играя со взрос­лым, дети осваивают очень многие действия, овладеть которыми сами они не смогли бы. Поз­же ребенок будет с успехом воспроизводить их самостоятельно.

Многие родители говорят, что, придя домой, их дети начинают самостоятельно повторять иг­ровые моменты и, держа в руках книгу, изобра­жают ведущего, рассказывая своим игрушкам о том, что услышали и о чем узнали в библиотеке.

Игра помогает ребенку научиться осущес­твлять задуманное, реализовывать свои планы, принимать решения, доводить начатое до кон­ца. Опыт нашей работы показывает, что чем раньше дети приобщаются к книге, тем быстрее овладевают навыками чтения, а книга становит­ся верным спутником в жизни. Занимаясь с детьми с раннего возраста, мы перекидываем мостик от простого просматривания книги к осознанному пониманию и чтению.

ЛИТЕРАТУРА:

Кузнецова А.Е. Игры в памперсах / А.Е. Кузнецова, И.В. Самойленко, КЗ. Неверко. — М.: ООО «ИКТЦ «ЛА­ДА», 2007. — 220с.: ил. — (Развитие с пеленок).

Новиковская О.А. Стихи для развития речи. 4—7 лет/ О.А. Новиковская. — М.: Астрель; СПб.: Астрель-СПб, 2009. — 32 с.: ил. — (Домашний логопед).

О.А. ЧИВИКОВА, заведующая отделом семейного чтения Липецкой областной детской библиотеки