Чивикова О. Большие открытия — маленьким читателям. Из опыта работы отдела семейного чтения Липецкой областной детской библиотеки с родителями и детьми / О. Чивикова // Школьная библиотека. – 2012. – № 2-3. – С. 81-84.
В настоящее время далеко не все родители знают и хорошо понимают, какое огромное влияние на ребенка способна оказать книга.
Поэтому среди тысячи родительских забот — одеть, накормить, занять дитя и проч. — зачастую не остается места для дела ничуть не менее важного — приобщения малыша к чтению. Помочь полюбить книгу, стать настоящим читателем — задача непростая, требующая времени, усилий, терпения, знаний. В выполнении этой сложной задачи мы и помогаем родителям, используя богатый фонд библиотеки. В нашем арсенале — яркие наглядные книжки-игрушки, детская художественная и научно-познавательная литература, книги по воспитанию и развитию ребенка для родителей, развлекательные и познавательные периодические издания для взрослых и детей, а также вариативные программы, по которым мы работаем.
Вот эти программы:
«Раскрываем книгу». Программа направлена на сотрудническую деятельность библиотеки с будущими родителями и родителями детей от рождения до 1 года. Опыт показывает, что лучшими читателями становятся те, кто рано познакомился с книгой. Грамотный читатель формируется уже в раннем детстве (в возрасте от 0 до 9 лет). Значительная доля ответственности в вопросе развития у ребенка потребности в чтении, безусловно, ложится на плечи родителей. Но, к сожалению, родителям очень часто не хватает элементарных знаний по воспитанию юных читателей. Наша задача — помочь им в этом.
«Библиотечная книга в детском саду».
Цель этой программы — привлечение в библиотеку через взаимодействие с сотрудниками детских садов родителей и детей, возрождение традиции семейного чтения, закладывание привычки систематического общения с книгой с самого раннего детства (информирование родителей дошколят о мероприятиях, проводимых в библиотеке, популяризация библиотечного фонда в ходе работы в группах и т.п.).
«Надежда» — это программа индивидуальной работы по ознакомлению с художественной литературой дошкольников и их родителей.
Об этой программе расскажу подробнее.
В рамках программы действуют два клуба: «Кроха» — клуб для родителей и детей в возрасте от 1,5 до 2,5 лет; «Арт-Надежда» — клуб юных кукловодов, возраст от 2,5 до 3,5 лет.
Занятия проводятся с детьми от 1,5 до 4 лет при активном участии родителей. Оптимальное количество детей в группе — 5—7 человек. Если их больше, то лучше разделить на две. Дети рассаживаются в «творческий полукруг» на стульях, родители позади, так, чтобы всегда можно было оказать помощь ребенку. Для полноценного занятия необходимо наличие наглядного материала, музыкального оформления и положительного заряда энергии.
Атмосфера должна быть непринужденной, легкой, но дисциплину необходимо поддерживать, чтобы общение не превращалось в балаган, и была польза от встречи. Во время игр на детей нельзя оказывать давление, высказывать негативные суждения, наоборот, необходимо подбадривать скованных детей, сдерживать детскую агрессию. Вся встреча рассчитана на активное участие детей, на развитие индивидуальности каждого и в то же время — на коллективное творчество, не противопоставление себя коллективу, а, наоборот, сплочение с ним. Каждую удачу обязательно отмечать. Если ребенок отказывается что-либо выполнять, не надо настаивать, иначе он окончательно погрузится в себя. Стоит подождать, но не выключать ребенка из поля зрения и игры. Он все равно заинтересуется, только позже.
Обычно наши занятия проходят по определенной схеме.
Структура занятия:
Приветствие.
Знакомство с новым материалом.
Упражнения по теме занятия.
Коллективная игра.
Встречи проводятся 2 раза в неделю длительностью от 40 минут до 1 часа. Все занятия желательно начинать с определенной традиции, ритуала, это формирует у детей навык установления хороших, доброжелательных отношений, вызывает стремление к дружелюбию по отношению к другим и помогает ввести в речевой обиход вежливые формы приветствия.
К нам всегда приходит Кот Федот, который здоровается, говорит о солнышке, об улыбке. Мы улыбаемся и строим пирамиду добра (положенные друг на друга руки детей). Произносим слова: «Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть!». После чего вместе с Котом проговариваем стихи, рифмовки и загадки, которые помогают расширять представления ребенка об окружающем мире.
Используем методические приемы:
1. Вводная беседа — подготовка ребят, создание эмоционального фона восприятия произведения, рассматривание иллюстраций, оживление личного опыта детей.
а) Чтение стихов с одновременным выполнением действий называется «Речью с движением». Такие упражнения развивают общую и мелкую моторику, а также умение сочетать действия с речью. Стихотворный текст является ритмической основой для выполняемых движений, а движения в свою очередь помогают малышу лучше запоминать текст самого стихотворения. Движения, сопровождающие речь, должны быть не механическими, а осмысленными, иллюстрирующими ее содержание.
Например:
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем зиму мы встречать (шагаем на месте)
Что зима нам принесла? (разводим руки в стороны)
Ветер, снег и холода (хлопаем в ладоши или изображаем).
б) Уже в младшем дошкольном возрасте у детей появляется интерес к рифме. Такой интерес развивает внимание к звуковой стороне речи, формируется речевой слух. Прежде чем знакомить ребят с новой игрой, читаем строчки из известных стихотворений Агнии Львовны Барто, Самуила Яковлевича Маршака и других авторов, и лишь после этого читаем двустишия, в которых малышу самому надо подобрать рифму.
Например:
БЫЧОК
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
— Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
И предлагаем рифмы на тему «Домашние животные»:
Бегают две курицы
У ворот по (улице).
Чтобы были все здоровы,
Молоко дает (корова).
2. Чтение, рассказывание сказки без нацеливания на последующий пересказ с целью обеспечения свободного восприятия, иллюстрирование сказки фигурками и картинками из настольного театра, что усиливает воздействие текста и активизирует внимание детей.
Теперь все готовы к чтению сказки. Мы попадаем на волшебную полянку, где растут цветы и находится волшебный сундучок.
Сначала из сундучка появляется сказочный персонаж, который играет с ребятами, загадывает загадки, детям, как правило, это очень нравится. Ведь жизнь полна загадок и секретов, и мы пытаемся разгадать их, воспитывая в ребенке чувство восприятия красоты, умение постигать мир, видеть, слышать, чувствовать все его многообразие. Помогают в этом и пословицы, поговорки, потешки, колыбельные песни, которые являются спутниками детства и заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей, обогатить и активизировать их словарный запас. Они вызывают очень большой интерес у детей к живому, звучащему слову. Проводя встречи, мы стараемся, чтобы дети имели возможность увидеть предмет, потрогать его, понюхать, прижать к себе, изобразить, услышать, как он называется, подержать в руках.
Затем, расположившись удобно на коврике, читаем книгу, которую достал сказочный герой. Нам обычно помогают театрализованные игры, которые пользуются у детей неизменной любовью. Читая сказку, из сундука по очереди достаем ее героев или предметы из любимых сказок.
Вначале с детьми проводится занятие по пересказу сказки с использованием следующих приемов:
1. Беседа по сказке с целью уточнения ее содержания.
В ходе беседы библиотекарь объясняет значение новых и непонятных слов, выборочно зачитывает отрывки, диалоги, характерные повторы текста, проводит работу над диалогами и над интонированием речи разных персонажей. После прочтения сказки и просмотра иллюстраций выясняем, все ли детям понятно? Если нет, то разъясняем смысл слов. Например, при чтении сказки «Петушок и бобовое зернышко» возникла сложность со словами «накосить», «коса», «кузнец», «журавль» (в значении колодец), а при чтении сказки В. Сутеева «Разные колеса» — со словом «прялка». Для наглядности объяснения пришлось изготовить и колодец, и косу, и нарисовать прялку.
2. Игра по сказке для обдумывания и подготовки детей к пересказу.
После этого приступаем к игре. Игровые задания состоят из нескольких частей: читаем фрагмент сказки, который помогает ребенку вспомнить сюжет, выполняем непосредственно игровое задание и рисунки, с помощью которых малыши дадут правильные ответы. Некоторые задания комментируем, если они сложны для ребенка. Например, прочитав сказку «Три поросенка», используем заранее вырезанных поросят. Показывая фигурки, мы вспоминаем, как их зовут, у кого какой был дом и т.д. Используя иллюстрированное игровое поле из книги, размещаем на полянке поросят и волка под кустом, наблюдающего, как они играют. Поросята строят дом (для этого были заранее подготовлены солома, ветки и камушки. Они нужны для сравнения и анализа). Используем волшебный мешочек, который тоже очень нравится детям. Мы вместе щупаем и пытаемся отгадать, что находится в мешке, затем достаем, показываем детям, характеризуем предметы. Например, солома легко ломается, прутик сломать труднее, а камешек — еще труднее, он очень прочный. Естественно, что на предыдущих занятиях мы уже познакомились со словами «хрупкий», «прочный».
Аналогично проводим игру с предметами на определения «легкие», «тяжелые». Раскладывая на столе вату, перо, бумагу, камень, попробуем с детьми их сдуть, объясняя, что перышко — легкое, мягкое, поэтому оно полетело, а камень — тяжелый, он остался на месте. Затем мы превращаемся в поросят — дружных братьев и поем песенку «Нам не страшен серый волк...».
3. Пересказ сказки по ролям с помощью библиотекаря.
Здесь театрализованно пересказываем сказку, используя перчаточные куклы, куклы бибабо, настольные картинки и др.
4. Театрализованная игра, коллективная игра.
5. Оценка работы детей — важный методический прием, позволяющий отметить положительные моменты и недостатки, похвалить детей.
Все клубные встречи проходят в игровой форме. В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности, внимания, воображения, логики, развития речи.
Какой должна быть игра? Игра должна быть интересна обоим — и малышу, и взрослому. Мы используем игры обучающие, развивающие.
Примеры:
ИГРА «ШУРШУНЧИК»
Очень нравится детям игра с бумагой. Она развивает тактильные ощущения, мелкую моторику, формирует навыки сопоставления материалов.
Ход игры:
Раздаю ребятам листы бумаги или по салфетке. Сначала спрашиваю, что это? Какое оно? Что можно с этим делать? (Ответы: писать, рисовать). А я дополняю, что можно и поиграть. Сначала мы показываем «шуршунчика», затем рвем, сдуваем с ладошки, мнем, играем, как в мяч, превращаем в снежки, сорим и убираем.
ИГРА «ЧЕЙ ГОЛОС?»
В гости приходят и приезжают, прилетают звери, птицы, которые хотят поиграть. Дети отгадывают, чей голос услышали.
ИГРЫ С КРУПАМИ
Кормим птиц, перебираем, а на манке рисуем, пишем.
«Раз — фасоль»; «Учимся пересыпать»; «Сортируем макароны».
«Прищепки» — из них делаем солнышко.
На данном возрастном этапе крайне важна ритмическая организация деятельности ребенка. Это чередование игр, требующих положения сидя за столом и лежа на ковре, с подвижными играми; переходы от слушания литературного текста к игре-драматизации; от организованной игры к свободной; от совместных игр к индивидуальным. Чем разнообразнее игры, тем шире станет опыт ребенка, тем легче и успешнее будет его переход к новым жизненным этапам.
В конце каждого месяца проходят итоговые комплексные клубные занятия.
Итоговые игровые комплексные занятия дают возможность обобщить материал и оставляют яркий след в душе ребенка. Играя со взрослым, дети осваивают очень многие действия, овладеть которыми сами они не смогли бы. Позже ребенок будет с успехом воспроизводить их самостоятельно.
Многие родители говорят, что, придя домой, их дети начинают самостоятельно повторять игровые моменты и, держа в руках книгу, изображают ведущего, рассказывая своим игрушкам о том, что услышали и о чем узнали в библиотеке.
Игра помогает ребенку научиться осуществлять задуманное, реализовывать свои планы, принимать решения, доводить начатое до конца. Опыт нашей работы показывает, что чем раньше дети приобщаются к книге, тем быстрее овладевают навыками чтения, а книга становится верным спутником в жизни. Занимаясь с детьми с раннего возраста, мы перекидываем мостик от простого просматривания книги к осознанному пониманию и чтению.
ЛИТЕРАТУРА:
Кузнецова А.Е. Игры в памперсах / А.Е. Кузнецова, И.В. Самойленко, КЗ. Неверко. — М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2007. — 220с.: ил. — (Развитие с пеленок).
Новиковская О.А. Стихи для развития речи. 4—7 лет/ О.А. Новиковская. — М.: Астрель; СПб.: Астрель-СПб, 2009. — 32 с.: ил. — (Домашний логопед).
О.А. ЧИВИКОВА, заведующая отделом семейного чтения Липецкой областной детской библиотеки