Давыдова М. Доброе слово, что ясный день : внеклассное занятие по этике для учащихся II класса / М. Давыдова // Начальная школа. – 2000. – № 7. – С. 121-124.

Цели занятия: повторить и закрепить с де­тьми формы вежливых обращений друг к дру­гу, моделируя нужные ситуации; познакомить с правильной манерой произнесения «волшеб­ных» слов – голосовой интонацией; обратить внимание детей на то, что добрые слова непре­менно должны сочетаться с добрыми поступ­ками.

Предварительная подготовка:

  • на ватманских листах рисуется карта го­рода Волшебных слов со следующими пунк­тами: улица Добрых слов, тупик Вредных со­ветов, парк Сказок и пословиц, Веселая по­ляна, аллея Игр, улица Частушек, Театраль­ная улица, сквер Нарядных кукол, площадь Добра;
  • вырезаются из бумаги пять силуэтов авто­бусов, которые раскрашиваются в разные цве­та и снабжаются булавками, чтобы их можно было перемещать по карте;
  • готовятся фонозаписи музыкальных про­изведений – Д. Кабалевский «Песня о школе» (из фонохрестоматии для 1 класса); И. Егиков «Вежливые песенки» (звуковые страницы дет­ского журнала «Колобок»); Б. Савельев «Если добрый ты» (из мультфильма «День рождения кота Леопольда»);
  • детям дается задание подобрать и красоч­но оформить на альбомных листах пословицы о вежливости;
  • отрабатывается исполнение стихотворе­ний, частушек и сценок.

Оформление класса: на доске раз­мещается карта города, листы с оформленны­ми пословицами, воздушные шары.

Оргмомент: школьники рассаживаются в пять команд. Перед каждой командой на сто­ле авторучка и лист бумаги. Вдоль задней сте­ны класса – стулья для гостей (педагогов, роди­телей).

Ход занятия

Звучит «Песня о школе».

Ведущий (учитель). Ребята, сегодня мы совершим путешествие в город Волшеб­ных слов. Отправимся мы туда пятью коман­дами на пяти разноцветных автобусах. По­смотрите, вот они. У каждой команды авто­бус своего цвета. Предлагаю командам вы­брать командиров.

Каждый вежливый человек, независимо от его возраста, знаком и успешно пользуется вежливыми словами. Давайте вспомним исто­рию, которая произошла с мальчиком Павли­ком в рассказе писателя В. Осеевой «Волшеб­ное слово». Ответьте мне, какое волшебное слово сказал старичок Павлику? А помогло ли ему это слово? Как надо было произносить волшебное слово? Но ведь старичок сказал Павлику всего одно волшебное слово, а на са­мом деле их много.

Взгляните на карту юрода Волшебных слов. Мы начинаем наше путешествие с ули­цы Добрых слов. (Автобусы прикрепляются на нужном месте карты каждый раз в зависимости от «переезда» их по называемым пунктам города.)

Для начала проведем небольшую виктори­ну: проверим, какие волшебные слова вы знае­те. Командиры экипажей, возьмите авторучки. Экипаж каждого автобуса должен написать на листе бумаги добрые слова, стараясь вспом­нить их как можно больше. Время ограниче­но – 5 минут. Начали!

По истечении времени вслух зачитываются записанные слова, идет их подсчет. Победив­шая команда награждается.

Ведущий. По внеклассному чтению вам знакома книга А. Кондратьева «Счастливый парус». Там есть стихи о вежливых словах. Ка­кие из этих слов вы запомнили?

Дети по очереди читают стихи.

Добрый день

– Добрый день! – тебе сказали.

– Добрый день! – ответил ты.

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

Доброго пути

Нам желают: «Доброго пути!» –

Будет легче ехать и идти.

Приведет, конечно, добрый путь

Тоже к доброму чему-нибудь.

Здравствуйте

– Здравствуйте! – ты скажешь человеку.

– Здравствуй! – улыбнется он в ответ,

И, наверно, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет.

Добрые слова

За что мы говорим «спасибо»?

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы,

Кому сказали, сколько раз.

Пожалуйста

Отменить, что ли, слово «пожалуйста»?

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

Простите

Простите, я больше не буду

Нечаянно бить посуду

И взрослых перебивать,

И что обещал – забывать.

А если я все же забуду, –

Простите, я больше не буду.

Ведущий. Раз мы с вами находимся на улице Добрых слов, пусть прозвучат песенки о вежливых словах.

Звучат записи песен «Здравствуйте», «В до­брый путь».

Как вы думаете, от чего зависит сила волшеб­ных слов? Правильно, многое зависит от того, как они сказаны: спокойно и приветливо или грубо и невежливо. Тогда они перестают быть «волшебны­ми». Посмотрите, мы, кажется, попали в тупик Вредных советов. Жители этого тупика приготовили каждому экипажу по одному вредному совету.

Члены команд получают листочки с текста­ми Г. Остера.

Скажите, что в этих советах неправильно­го, вредного? Как, по-вашему, надо поступать в данных ситуациях?

Командиры вслух читают советы. Ребята находят ошибки в поведении героев и говорят, как надо поступить.

Если ты пришел к знакомым – не здоровайся ни с кем.

Слов «пожалуйста», «спасибо» никому ни говори.

Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун.

Если друг на день рожденья пригласил тебя к себе,

Ты оставь подарок дома — пригодится самому.

Сесть старайся рядом с тортом, в разговоры не вступай:

Ты во время разговора вдвое меньше съешь конфет.

Если друг твой самый лучший

Поскользнулся и упал,

Покажи на друга пальцем

И хватайся за живот.

Девчонок надо никогда нигде не замечать

И не давать проходу им нигде и никогда,

Им надо ножки подставлять, пугать из-за угла.

Если к папе или к маме тетя взрослая пришла

И ведет какой-то важный и серьезный разговор,

Нужно сзади незаметно к ней подкрасться, а потом

Громко крикнуть прямо в ухо: «Стой! Сдавайся! Руки вверх!»

Ведущий. Наше путешествие продолжает­ся. Мы въезжаем в парк Сказок и пословиц. Всю свою жизнь, с самого детства, человек познает, «что такое хорошо и что такое плохо». Люди пони­мают: за все, что для тебя делают хорошего, надо платить добром и душевным теплом. Доброта – признак силы, великодушия. Но в мире добру про­тивостоит зло, и между ними постоянно идет борьба. Издавна люди передавали свой жизнен­ный опыт, мудрость в виде сказок, которые учат бороться со злом, презирать хитрецов, льстецов. Как вы знаете, в сказках добро всегда побеждает зло, а добрые люди всегда красивы. Вспомните, в каких сказках говорится о победе добра: «Золуш­ка», «Аленький цветочек», «Крошечка-хаврошечка» и др. Кроме того, свое отношение к добру и злу народ отразил в пословицах и поговорках. По­смотрим, кто какие пословицы подобрал.

Идет чтение и пояснение пословиц: Доброе словечко в жемчуге. Доброе слово – что дождь в засуху. Добрые вести прибавляют чести. До­брое слово дороже богатства. Добрым словом и бездомный богат. На добрый привет – доб­рый ответ.

Ведущий. Мы попали на Веселую по­лянку. Давайте выйдем из автобусов и немного отдохнем.

Начинается физкультминутка с исполнени­ем финской песни-танца «Делай так».

Но Веселая полянка не отпустит нас, пока вы не решите две задачи. В их условиях есть кое-какие ошибки, исправьте их.

Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?» (Надо не кричать, а вежливо спросить: «который час», а не «сколь­ко часов». Надо употребить слово «пожалуй­ста», а после ответа сказать «спасибо».)

Девочка возмущенно пожаловалась маме: «Во дворе мальчишка такой невежа - зовет меня Валькой». «А ты как его зовешь?» - спросила мама. «Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: «Эй, ты!» (Девочка должна звать мальчи­ка по имени, а не кричать «эй, ты!».)

Ведущий. Мы оказались на аллее Игр. Проведем игру: я стану читать рассказ, а вы вставляете нужные волшебные слова.

Вова ехал в автобусе. Он сидел у окна и рас­сматривал улицы. В автобус вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал жен­щине: «Садитесь... («пожалуйста»). Женщина вежливо поблагодарила Вову... («спасибо»). Вдруг автобус неожиданно затормозил, Вова чуть не упал и толкнул какого-то мужчину, но сразу же сказал... («извините, пожалуйста»).

А теперь мы на улице Частушек. Послуша­ем частушки.

Выступления детей.

Заиграй-ка, балалайка,

Балалайка – три струны!

Подпевайте, не зевайте,

Выходите, плясуны!

В поезд входят три юнната:

«Ух, народу сколько тут!

Занимай места, ребята,

А то бабушки займут!»

Петя ловко ловит рыбу,

Может лодки мастерить,

Только «здравствуй» и «спасибо»

Не умеет говорить.

Тетя Сима попросила

Слазить Петю на чердак.

– Извините, тетя Сима,

Я вам вовсе не батрак.

Мы въезжаем на Театральную улицу. Здесь у нас состоится знакомство с мальчиком Петрусем.

Показ сценки «Петрусь». Участвуют: ав­тор, Петрусь, сторож (в куртке и шапке-ушан­ке), девочка Яринка (в косынке), вожатый (в руках стопка книг).

Обещал отцу Петрусь:

«Я за вежливость возьмусь.

Буду всех благодарить,

Первым «здравствуй» говорить».

Вот мальчишка со стараньем

Выполняет обещанье.

Видит – утром у сторожки

Дремлет сторож на порожке.

На посту он ночь не спал,

Только-только задремал.

А Петрусь как заорет:

«С добрым утром, дед Федот!»

Дед ругнул его спросонок:

«Убирайся, постреленок!»

Вот Потрусь догнал Яринку

Да как дернет за косынку:

«Ты куда, Я ринка, стой,

Я здороваюсь с тобой!»

Та отпрянула в сторонку

Как невежлива девчонка!

Нес вожатый стопку книг,

А Петрусь с ограды – прыг!

Чуть не сел ему на плечи:

«Извините, добрый вечер!»

Ты, – вожатый закричал, –

И невежа, и нахал!»

Петя очень удивлен –

Разве был невежлив он?

Наше путешествие продолжается. Мы в сквере Нарядных кукол. Посмотрим, что же здесь происходит?

Сценка «Слушай хорошенько». Девочка сажа­ет на стул перед собой куклу и разговаривает с ней.

– Слушай хорошенько, – кукле я сказала, –

Полно наряжаться, это баловство.

Ты уже большою девочкою стала,

А еще не знаешь ровно ничего.

«Здравствуйте» при встрече взрослым говорят,

За подарки, помощь всех благодарят.

Старикам в трамвае место уступают,

Вежливые дети все так поступают.

Будь и ты такою, и тебя тотчас

Попрошу зачислить в вежливый наш класс!

Наше путешествие подходит к концу. Оно завершается на главной площади города пло­щади Добра. Итак, давайте вспомним - по ка­кому городу мы с вами путешествовали? С ка­кими вежливыми словами встречались? Что мы можем сказать всем на прощанье?

Надо, очень надо добрым быть,

И в беде друг друга не забыть,

И завертится земля быстрей,

Если будем мы хоть чуточку добрей.

Занятие заканчивается записью песни «Ес­ли добрый ты».

М. А. Давыдова, г. Орехово-Зуево Московской области