Козлов Э. Азбука нравственности / Э. Козлов // Воспитание школьников. – 2004. – № 7. – C. 45-46.

Цель: объяснить школьникам правила поведения в библиотеке.

Целесообразно всем классом предвари­тельно посетить библиотеку и читальный зал, чтобы библиотекарь сам рассказал детям, что такое библиотека, для чего она предназначена, и объяснил правила пове­дения в ней. Главное сокровище библио­теки — книга, источник мудрости, кладезь знаний. Книга нужна всем, поэтому об­ращаться с ней надо бережно. Школьни­ки должны знать, что с любым вопросом негромко они могут обратиться к библи­отекарю. В помещении необходимо со­блюдать тишину, шум отвлекает внимание людей, работающих с книгой, мешает им сосредоточиться.

Библиотека — помещение, где хранят­ся книги, но в отличие от книгохранили­ща этими книгами можно пользоваться. Редкие книги, как правило, запрещено выносить, с ними работают в читальном зале. В библиотеку мы приходим тогда, когда нам недостает литературы, имею­щейся дома, или когда не располагаем интересующим нас изданием.

Данный урок строится на основе све­дений, которые дети вынесли из экскур­сии. Даже если школьник еще плохо чи­тает и ему трудно самостоятельно рабо­тать с книгой, двери библиотеки все рав­но для него открыты: он может взять за­интересовавшую его книгу и дома ему прочтут ее родители. Главное, чтобы дети запомнили основное правило: с книгой надо обращаться бережно.

Учитель должен объяснить, почему книга требует бережного к ней отноше­ния. Желательно, чтобы дети ответили на следующие вопросы: «Как создается кни­га? Кто пишет книги? Кто делает их кра­сивыми?»

Выслушав ответы, учитель знакомит ребят с процессом создания книги, объ­ясняет, что путь ее рождения очень дол­гий. На протяжении многих веков книга претерпевала большие изменения, преж­де чем обрела современную, удобную для нас форму. Желательно подобрать к уро­ку красиво оформленные издания, чтобы на наглядном примере рассказать о созда­нии этих произведений искусства. Мож­но также сообщить детям о том, что кни­ги отличаются своим оформлением, это зависит от того, для какой цели они пред­назначены.

Книга может «заболеть». Причины бо­лезни бывают разные, но порой это слу­чается и по нашей вине — из-за небреж­ного обращения с ней. В таком случае книгу необходимо «полечить». Желатель­но на наглядном примере объяснить спо­собы «лечения» книги. В качестве домаш­него задания предложить детям выяснить, есть ли у них дома «больные» книги, и в случае необходимости стать книжным «врачом». «Вылеченную» книгу принести на следующее занятие в класс с тем, что­бы рассказать, как проходило ее «лече­ние».

В процессе обсуждения важно добить­ся, чтобы дети поняли, почему надо об­ращаться с книгами бережно. Это прежде всего источник знаний, в них содержатся разнообразные сведения, с их помощью можно получить ответы на любые вопро­сы. Книги — это друзья и советчики, по­тому что их пишут люди, которые через слово передают нам свои знания, делятся своим жизненным опытом. Из книг мы узнаем о жизни других народов, об их тра­дициях, культуре, историческом про­шлом.

Книги — самое главное богатство, ко­торое люди могут передать своим потом­кам. Ежегодно в мире выходит огромное количество книг, т.е. накапливается все больше новой информации. Каждый че­ловек стремится создать свою домашнюю библиотеку. Она, как правило, состоит из произведений любимых писателей и по­этов или книг, необходимых для работы, т.е. специальной литературы. Основной же массив книг хранится в библиотеках, куда можно прийти и, записавшись, взять интересующее нас издание.

В конце урока учитель может предло­жить ребятам принести свою любимую книгу, объяснить, почему он ее выбрал и за что любит, рассказать о ней.

Как вести себя в библиотеке

В библиотеке надо соблюдать порядок, вести себя тихо, громко не разговаривать.

Войдя, надо поздороваться с библиотекарем, а получив книгу, обязательно сказать «спасибо».

Книгу надо брать только чистыми руками.

В книге нельзя загибать углы, следует пользо­ваться закладкой.

Если книга повреждена, ее надо «полечить».

Библиотечные книги надо особенно беречь, так как они предназначены для многих людей.

Правила поведения в библиотеке (дидак­тические материалы)

С. Маршак

Книжка про книжки

Песня библиотечных книг

К нам, беспризорные

Книжки-калеки,

В залы просторные

Библиотеки!

Книжки-бродяги,

Книжки-неряхи,

Здесь из бумаги

Сошьют вам рубахи.

Из коленкора

Куртки сошьют,

Вылечат скоро

И паспорт дадут.

К нам, беспризорные

Книжки-калеки,

В залы просторные Библиотеки!

Вопросы

Кого зовут в библиотеку? Почему?

Почему книжки стали калеками, что с ними случилось?

Как в библиотеке могут помочь книж­кам-калекам?