Козлов Э. Азбука нравственности / Э. Козлов // Воспитание школьников. – 2004. – № 7. – C. 45-46.
Цель: объяснить школьникам правила поведения в библиотеке.
Целесообразно всем классом предварительно посетить библиотеку и читальный зал, чтобы библиотекарь сам рассказал детям, что такое библиотека, для чего она предназначена, и объяснил правила поведения в ней. Главное сокровище библиотеки — книга, источник мудрости, кладезь знаний. Книга нужна всем, поэтому обращаться с ней надо бережно. Школьники должны знать, что с любым вопросом негромко они могут обратиться к библиотекарю. В помещении необходимо соблюдать тишину, шум отвлекает внимание людей, работающих с книгой, мешает им сосредоточиться.
Библиотека — помещение, где хранятся книги, но в отличие от книгохранилища этими книгами можно пользоваться. Редкие книги, как правило, запрещено выносить, с ними работают в читальном зале. В библиотеку мы приходим тогда, когда нам недостает литературы, имеющейся дома, или когда не располагаем интересующим нас изданием.
Данный урок строится на основе сведений, которые дети вынесли из экскурсии. Даже если школьник еще плохо читает и ему трудно самостоятельно работать с книгой, двери библиотеки все равно для него открыты: он может взять заинтересовавшую его книгу и дома ему прочтут ее родители. Главное, чтобы дети запомнили основное правило: с книгой надо обращаться бережно.
Учитель должен объяснить, почему книга требует бережного к ней отношения. Желательно, чтобы дети ответили на следующие вопросы: «Как создается книга? Кто пишет книги? Кто делает их красивыми?»
Выслушав ответы, учитель знакомит ребят с процессом создания книги, объясняет, что путь ее рождения очень долгий. На протяжении многих веков книга претерпевала большие изменения, прежде чем обрела современную, удобную для нас форму. Желательно подобрать к уроку красиво оформленные издания, чтобы на наглядном примере рассказать о создании этих произведений искусства. Можно также сообщить детям о том, что книги отличаются своим оформлением, это зависит от того, для какой цели они предназначены.
Книга может «заболеть». Причины болезни бывают разные, но порой это случается и по нашей вине — из-за небрежного обращения с ней. В таком случае книгу необходимо «полечить». Желательно на наглядном примере объяснить способы «лечения» книги. В качестве домашнего задания предложить детям выяснить, есть ли у них дома «больные» книги, и в случае необходимости стать книжным «врачом». «Вылеченную» книгу принести на следующее занятие в класс с тем, чтобы рассказать, как проходило ее «лечение».
В процессе обсуждения важно добиться, чтобы дети поняли, почему надо обращаться с книгами бережно. Это прежде всего источник знаний, в них содержатся разнообразные сведения, с их помощью можно получить ответы на любые вопросы. Книги — это друзья и советчики, потому что их пишут люди, которые через слово передают нам свои знания, делятся своим жизненным опытом. Из книг мы узнаем о жизни других народов, об их традициях, культуре, историческом прошлом.
Книги — самое главное богатство, которое люди могут передать своим потомкам. Ежегодно в мире выходит огромное количество книг, т.е. накапливается все больше новой информации. Каждый человек стремится создать свою домашнюю библиотеку. Она, как правило, состоит из произведений любимых писателей и поэтов или книг, необходимых для работы, т.е. специальной литературы. Основной же массив книг хранится в библиотеках, куда можно прийти и, записавшись, взять интересующее нас издание.
В конце урока учитель может предложить ребятам принести свою любимую книгу, объяснить, почему он ее выбрал и за что любит, рассказать о ней.
Как вести себя в библиотеке
В библиотеке надо соблюдать порядок, вести себя тихо, громко не разговаривать.
Войдя, надо поздороваться с библиотекарем, а получив книгу, обязательно сказать «спасибо».
Книгу надо брать только чистыми руками.
В книге нельзя загибать углы, следует пользоваться закладкой.
Если книга повреждена, ее надо «полечить».
Библиотечные книги надо особенно беречь, так как они предназначены для многих людей.
Правила поведения в библиотеке (дидактические материалы)
С. Маршак
Книжка про книжки
Песня библиотечных книг
К нам, беспризорные
Книжки-калеки,
В залы просторные
Библиотеки!
Книжки-бродяги,
Книжки-неряхи,
Здесь из бумаги
Сошьют вам рубахи.
Из коленкора
Куртки сошьют,
Вылечат скоро
И паспорт дадут.
К нам, беспризорные
Книжки-калеки,
В залы просторные Библиотеки!
Вопросы
Кого зовут в библиотеку? Почему?
Почему книжки стали калеками, что с ними случилось?
Как в библиотеке могут помочь книжкам-калекам?