Дунина М. Рыцарский турнир. Конспект занятия клуба «Уроки Мальвины» для детей 6-10 лет / М. Дунина // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2003. – № 2. – С. 40-43.
ОФОРМЛЕНИЕ:
Надпись «Уроки Мальвины», девиз «Пусть Мальвина учит нас, чтоб воспитанным был класс». Бумажные куклы — Мальвина, Буратино. Цветок ромашка. Пословицы о вежливости.
Книжная выставка «В Стране вежливых наук».
Картина: коленопреклоненный рыцарь в доспехах. На ленте, укрепленной на острие его копья, надпись «Турнир вежливости».
Цитаты:
«Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость».
М. Сервантес «Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям».
Ж.-Ж. Руссо
ЦЕЛЬ:
Активизировать знания, полученные на занятиях клуба «Уроки Мальвины», уметь применять их в жизни, развивать творческое воображение.
ВЕДУЩИЙ: Добрый день, дорогие ребята! Сегодня у нас очередное занятие клуба «Уроки Мальвины». И оно будет необычное. Мы проведем соревнование-турнир рыцарей вежливости. В нем примут участие знатоки правил вежливости и хорошего тона. А мы узнаем, кто у нас самый вежливый.
Кто же такой рыцарь? Рыцарем называли человека, принадлежавшего к военно-дворянскому сословию. Рыцарь должен был иметь боевого коня, дорогое тяжелое вооружение (меч, щит, латы). С семи лет мальчиков отдавали учиться к опытным воинам.
Чтобы заслужить посвящение в рыцари, молодому человеку надлежало овладеть верховой ездой, фехтованием, владением копьем, плаванием, охотой, игрой в шашки, сочинением и пением стихов в честь дамы сердца.
Только после успешного испытания ему в торжественной обстановке присваивали почетное звание. Рыцарь обязательно должен был обладать смелостью, великодушием, верностью долгу, благородством по отношению к женщине. Так было в Средние века.
А какого человека мы называем рыцарем в наши дни? Человека, готового на подвиг и самопожертвование во имя другого человека, умеющего держать данное слово, быть вежливым, благожелательным, заступаться за младшего, слабого. Он готов бесстрашно броситься на помощь человеку, попавшему в беду, не струсит перед натиском хулигана. Рыцарь совершает много прекрасных поступков, а в его груди бьется благородное сердце.
МАЛЬВИНА: О, досточтимые рыцари, юные повелители душ! Знатоки вежливости и любознательности! Явитесь на зов турнирных труб! Турнир рыцарей ждет вас! Доспехи ваши — вежливость и любезность, внимание и доброжелательность. Будьте трижды достойны великого рыцарского звания! Да победит сильнейший!
Звучит сигнал трубы, затем марш.
ВЕДУЩИЙ: Команды «Джентльмены» и «Дон Кихоты» займите, пожалуйста, свои места. Наше состязание будет оценивать жюри. Внимание! Турнир объявляется открытым.
Звучит сигнал трубы.
МАЛЬВИНА:
Чтобы в рыцарском турнире победить,
Очень умным и любезным надо быть,
За щитами не скрываться,
Шпаги острой не бояться.
Все законы поведенья изучать.
Победить в турнире очень нелегко,
Здесь сражаются за каждое очко.
Начинается сраженье по законам уваженья!
Победить в турнире очень нелегко!
ВЕДУЩИЙ: Прежде чем приступить к рыцарскому турниру, мы предлагаем командам приветствовать друг друга, и чем вежливее, тем лучше.
Команды приветствуют друг друга.
ПЕРВЫЙ ТУР «РАЗМИНКА»
Команды по очереди отгадывают загадки.
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
(Расческа.)
В нем две буквы «к»
Писать не забывайте,
Таким, как он,
Всегда бывайте.
(Аккуратный человек.)
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится.
(Мыло.)
Лег в карман и караулит
Реву, плаксу и грязнулю,
Им утрет потоки слез,
Не забудет и про нос.
(Носовой платок.)
Ношу их много лет,
А счету не знаю.
Не сею, не сажаю.
Сами вырастают.
(Волосы.)
Вроде ежика на вид,
Но не просит пищи.
По одежде пробежит —
Она станет чище.
(Щетка.)
Волосистою головкой
В рот она влезает ловко
И считает зубы нам
По утрам и вечерам.
(Зубная щетка.)
Говорит дорожка —
Два вышитых конца,
Помойся ты немножко,
Чернила смой с лица:
Иначе ты в полдня
Испачкаешь меня.
(Полотенце.)
Встану рано,
Пойду к Роману:
К длинному носу,
К пустой голове.
(Умывальник.)
Три теленка,
Один хвост.
(Вилка.)
Маленький мужичок — костяная ручка.
(Нож.)
Всех кормлю с охотою,
А сама безротая.
(Ложка.)
Жюри подводит итоги конкурсов приветствий и разминки.
ВТОРОЙ ТУР «РЫЦАРСКИЕ МАНЕРЫ»
Игроки команд выполняют задания.
Задание «ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА»
В обиходе вежливого, воспитанного человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку помочь вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение. Игроки должны назвать по одному такому «волшебному слову». За каждое названное из них команда получает одно очко. (Спасибо, извините и так далее.)
Задание «СЛОВА-ПАРАЗИТЫ»
У вас проходят уроки развития речи. На этих уроках учат правильно говорить. Но очень многие люди, сколько бы их ни учили, все равно не могут правильно построить предложение и вставляют в свою речь слова-паразиты, которые будто бы помогают соединить разбегающиеся слова. Попробуйте изобразить человека, постоянно употребляющего «слова-паразиты».
Представьте, как этот человек мог бы прочесть любое стихотворение. А любимое «слово-паразит» у этого человека: значит; понимаешь.
Задание «МЫ ИДЕМ В ТЕАТР»
Составить рассказ по вопросам.
- За сколько минут до начала спектакля нужно приходить в театр?
(Минут за 30, чтобы успеть без спешки раздеться, пройти в зрительный зал, занять места соответственно купленным билетам.)
- Как быть с мороженым, если ты не успел его съесть, а звонок уже позвал тебя в зрительный зал?
(Если мороженое в вазочке, то его нужно оставить на столе. Если в обертке, выбросить в урну и немедленно отправиться в зал.)
- Как вести себя во время спектакля?
(Внимательно следить за событиями на сцене, не разговаривать с соседями, не шуметь, в общем, получать удовольствие от увиденного и не мешать ни зрителям, ни актерам.)
- Когда можно идти в гардероб, чтобы одеться?
(После завершения спектакля, после того, как актеры покинут сцену.)
Задание «ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ»
Закончите фразу так, как это сделал бы тактичный человек.
- Если ты случайно толкнул кого-то, то... (обязательно извинись).
- Если в твоем присутствии обижают малыша, то... (заступись за него и помоги).
- Если тебе подарили коробку конфет, то... (угости присутствующих).
- Первым словом по телефону должно быть... (слово «здравствуйте»).
Жюри подводит итоги.
ТРЕТИЙ ТУР «ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ»
В этом туре команды также выполняют несколько заданий.
Задание «СЕРВИРОВКА CТОЛA»
- Приглашаются по одному участнику от каждой команды. Они должны разложить на столе приборы. (Тарелка, слева от нее — вилка, справа — нож и ложка, вогнутой стороной вниз.)
- Приглашаются по одному участнику от каждой команды. Им предлагается выпить компот, не нарушив правила хорошего тона. (Для этого сначала нужно выпить жидкость, потом с помощью ложечки достать ягоды. Косточку изо рта вынуть ложечкой, потом положить ее на блюдце.)
- Все люди несколько раз в день принимают пищу. Главный прием пищи называется обедом. И хотя все люди на планете обедают, делают они это по-разному. Как человек обедает, зависит от его воспитания и обстановки, в которой проходит обед. Покажите, как обедают:
– моряки на корабле, попавшем в бурю;
– королевская семья во дворце.
Задание «ТЕАТРАЛЫ»
Мы хотим узнать, как вы усвоили правила поведения в зрительном зале. Сейчас раздастся звонок (будильник), извещающий о том, что скоро начнется спектакль. Двум представителям команд я даю по билету, на котором указано его место в зрительном зале. Участник должен по всем правилам хорошего тона пройти на свое место.
Пока жюри будет подводить итоги этого конкурса, мы с вами попадем в театр, хотя и импровизированный. Посмотрим в исполнении членов команд небольшие инсце-ировки, которые готовили дома.
Задание «ЗАДАЧИ НА УВАЖЕНИЕ»
Итак, задачи не на сложение —
Задачи на уважение!
- Мальчик крикнул прохожему: «Сколько время?» Обратясь к прохожему, мальчик сделал ошибки. Какие?
(Мальчик должен был спокойно спросить: «Извините, пожалуйста, не смогли бы вы сказать, который час?»)
- Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет?
(Обычно дорогу уступает тот, кто вежливее.)
- На улице вы встретили пожилого соседа по дому, которого давно не видели. Какие слова вы добавите к своему приветствию?
(Здравствуйте, дядя Гриша! Как вы себя чувствуете?)
- В дверях магазина давка. Одна толпа входит, другая — выходит. Кто должен уступить?
(Те, которые входят.)
- За пять минут до начала урока в класс зашла Оля. У нее был расстроенный вид, заплаканные глаза. «Что это ты плакала?» — громко спросила Катя. «Кто тебя обидел? Давай-давай, рассказывай», — подскочила к ней Наташа. «Что случилось?» — закричали все. Оля разрыдалась и выбежала. В чем была ошибка ребят?
(Нужно было подойти и тихо спросить Олю, что случилось, помочь, посочувствовать, но не кричать, не выяснять так громко.)
- Девочка в нарядной шубке и сапожках поскользнулась и упала в лужу. Все смеются. Ваши действия?
(Помочь ей подняться.)
- Помогите девочке «выйти из автобуса».
(Мини-сценка.)
- Помогите девочке перейти канаву.
(Мини-сценка.)
Жюри подводит итоги.
ЧЕТВЕРТЫЙ ТУР
«БЛИЦ-КОНКУРС»
Игроки по очереди быстро отвечают на вопросы.
Каждый правильный ответ — один балл.
- Как за столом используется полотняная салфетка?
(Ее кладут на колени.)
- Как правильно говорить «звоните» или «звоните»?
(Звоните.)
- Кто уступает место в транспорте старикам, женщинам с детьми — мальчик или девочка?
(Оба.)
- Как берут из общего блюда хлеб?
(Руками.)
- Какой стороны следует держаться, идя по улице?
(Правой.)
- Как узнать, где можно переходить улицу?
(Светофор; подземный и наземный («зебра») переходы.)
- Как принято брать сахар из сахарницы?
(Общей ложкой, если кусочки, то щипчиками или руками.)
- Для чего надо регулярно стричь ногти?
(Чтобы бактерии, находящиеся под ногтями, не попали к нам в рот с пищей и не вызвали болезнь.)
- Вы кого-то нечаянно толкнули. Как правильно сказать: «извините» или «извиняюсь»?
(Извините.)
- Вы размешали сахар в чае, что делать с ложечкой?
(Ложечку кладут на блюдечко. В чашке ее не оставляют.)
- На какой свет светофора можно переходить улицу?
(Зеленый.)
- Где можно кататься на велосипеде?
(Во дворе.)
- На какие группы делятся дорожные знаки?
(Запрещающие, предупреждающие, указательные, предписывающие.)
- Почему надо постоянно умываться? .
(Чтобы наша кожа легко дышала.)
- На кого похож жадный человек?
(Кто живет по формуле: «Мое — для меня, твое — тоже для меня», кто экономит слово за счет других.)
- Кто здоровается первым: входящий или присутствующие?
(Входящий.)
ВЕДУЩИЙ: Дорогие ребята! Наш турнир подошел к концу. Просим жюри подвести итоги.
Жюри подводит итоги.
Звучат сигналы трубы.
Команду-победительницу награждают лентами «Рыцарь вежливых наук». Команда-победительница произносит клятву рыцарей:
Клянемся рыцарями быть!
Всегда «спасибо» говорить,
«Добрый день», «до свидания» —
Нет «рыцаря» священней званья!
Клянемся рыцарями быть!
Про лень и грубость позабыть.
Учиться этикету —
Науку помнить эту.
Мальвина вручает подарки команде-победительнице.
ВЕДУЩИЙ: Дорогие ребята! Наш рыцарский турнир вежливости закончен. Но, думаю, что никогда не исчезнут с нашей земли настоящие друзья, мужественные и благородные люди, способные всегда прийти на помощь, защитить слабого, люди сильные, смелые и благородные — настоящие рыцари!
В заключение мне еще раз хочется показать книги, которые расскажут вам о вежливости, научат вас быть культурными и воспитанными людьми.
Проводит обзор книг.
ЛИТЕРАТУРА
Богданова О. С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1982.
Бушелева Б. В. Поговорим о воспитанности. — М.: Просвещение, 1988.
Васильева-Гангнус Л. Азбука вежливости. — М.: Педагогика, 1984.
Дорохов А. А. Это стоит запомнить. — Красноярск, 1990.
Кривич М. Школа пешехода. — М.: Малыш, 1984.
Три сигнала светофора: Книга для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1989.
Мария Владимировна Дунина, заведующая библиотекой Шуменской средней школы № 2