• Главная
  • Статьи
  • Методические материалы
  • Дунина М. Рыцарский турнир. Конспект занятия клуба «Уроки Мальвины» для детей 6-10 лет / М. Дунина // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2003. – № 2. – С. 40-43.

Дунина М. Рыцарский турнир. Конспект занятия клуба «Уроки Мальвины» для детей 6-10 лет / М. Дунина // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2003. – № 2. – С. 40-43.

ОФОРМЛЕНИЕ:

Надпись «Уроки Мальвины», де­виз «Пусть Мальвина учит нас, чтоб воспитанным был класс». Бумажные куклы — Мальвина, Буратино. Цветок ромашка. Пословицы о вежливости.

Книжная выставка «В Стране вежливых наук».

Картина: коленопреклоненный рыцарь в доспехах. На ленте, ук­репленной на острие его копья, надпись «Турнир вежливости».

Цитаты:

«Ничто не обходится нам так де­шево и не ценится так дорого, как вежливость».

М. Сервантес «Истинная вежливость заключа­ется в благожелательном отно­шении к людям».

Ж.-Ж. Руссо

ЦЕЛЬ:

Активизировать знания, по­лученные на занятиях клуба «Уроки Мальвины», уметь применять их в жизни, разви­вать творческое воображение.

ВЕДУЩИЙ: Добрый день, дорогие ребята! Сегодня у нас очередное за­нятие клуба «Уроки Мальвины». И оно будет необычное. Мы проведем со­ревнование-турнир рыцарей вежли­вости. В нем примут участие знатоки правил вежливости и хорошего тона. А мы узнаем, кто у нас самый вежли­вый.

Кто же такой рыцарь? Рыцарем на­зывали человека, принадлежавшего к военно-дворянскому сословию. Ры­царь должен был иметь боевого коня, дорогое тяжелое вооружение (меч, щит, латы). С семи лет мальчиков от­давали учиться к опытным воинам.

Чтобы заслужить посвящение в рыцари, молодому человеку надле­жало овладеть верховой ездой, фех­тованием, владением копьем, плава­нием, охотой, игрой в шашки, сочине­нием и пением стихов в честь дамы сердца.

Только после успешного испыта­ния ему в торжественной обстанов­ке присваивали почетное звание. Рыцарь обязательно должен был об­ладать смелостью, великодушием, верностью долгу, благородством по отношению к женщине. Так было в Средние века.

А какого человека мы называем рыцарем в наши дни? Человека, гото­вого на подвиг и самопожертвование во имя другого человека, умеющего держать данное слово, быть вежли­вым, благожелательным, заступаться за младшего, слабого. Он готов бес­страшно броситься на помощь чело­веку, попавшему в беду, не струсит перед натиском хулигана. Рыцарь со­вершает много прекрасных поступков, а в его груди бьется благородное сердце.

МАЛЬВИНА: О, досточтимые рыца­ри, юные повелители душ! Знатоки вежливости и любознательности! Явитесь на зов турнирных труб! Тур­нир рыцарей ждет вас! Доспехи ва­ши — вежливость и любезность, вни­мание и доброжелательность. Будьте трижды достойны великого рыцарс­кого звания! Да победит сильнейший!

Звучит сигнал трубы, затем марш.

ВЕДУЩИЙ: Команды «Джентльме­ны» и «Дон Кихоты» займите, пожа­луйста, свои места. Наше состязание будет оценивать жюри. Внимание! Турнир объявляется открытым.

Звучит сигнал трубы.

МАЛЬВИНА:

Чтобы в рыцарском турнире победить,

Очень умным и любезным надо быть,

За щитами не скрываться,

Шпаги острой не бояться.

Все законы поведенья изучать.

Победить в турнире очень нелегко,

Здесь сражаются за каждое очко.

Начинается сраженье по законам уваженья!

Победить в турнире очень нелегко!

ВЕДУЩИЙ: Прежде чем присту­пить к рыцарскому турниру, мы пред­лагаем командам приветствовать друг друга, и чем вежливее, тем лучше.

Команды приветствуют друг друга.

ПЕРВЫЙ ТУР «РАЗМИНКА»

Команды по очереди отгадывают за­гадки.

Хожу-брожу не по лесам,

А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей.

(Расческа.)

В нем две буквы «к»

Писать не забывайте,

Таким, как он,

Всегда бывайте.

(Аккуратный человек.)

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится.

(Мыло.)

Лег в карман и караулит

Реву, плаксу и грязнулю,

Им утрет потоки слез,

Не забудет и про нос.

(Носовой платок.)

Ношу их много лет,

А счету не знаю.

Не сею, не сажаю.

Сами вырастают.

(Волосы.)

Вроде ежика на вид,

Но не просит пищи.

По одежде пробежит —

Она станет чище.

(Щетка.)

Волосистою головкой

В рот она влезает ловко

И считает зубы нам

По утрам и вечерам.

(Зубная щетка.)

Говорит дорожка —

Два вышитых конца,

Помойся ты немножко,

Чернила смой с лица:

Иначе ты в полдня

Испачкаешь меня.

(Полотенце.)

Встану рано,

Пойду к Роману:

К длинному носу,

К пустой голове.

(Умывальник.)

Три теленка,

Один хвост.

(Вилка.)

Маленький мужичок — костяная ручка.

(Нож.)

Всех кормлю с охотою,

А сама безротая.

(Ложка.)

Жюри подводит итоги конкурсов приветствий и разминки.

ВТОРОЙ ТУР «РЫЦАРСКИЕ МАНЕРЫ»

Игроки команд выполняют задания.

Задание «ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА»

В обиходе вежливого, воспитан­ного человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «вол­шебными». С помощью этих слов мож­но даже грустному или обиженному человеку помочь вернуть хорошее расположение духа, поднять настрое­ние. Игроки должны назвать по одно­му такому «волшебному слову». За каждое названное из них команда по­лучает одно очко. (Спасибо, извините и так далее.)

Задание «СЛОВА-ПАРАЗИТЫ»

У вас проходят уроки развития ре­чи. На этих уроках учат правильно го­ворить. Но очень многие люди, сколь­ко бы их ни учили, все равно не могут правильно построить предложение и вставляют в свою речь слова-парази­ты, которые будто бы помогают соеди­нить разбегающиеся слова. Попро­буйте изобразить человека, постоянно употребляющего «слова-паразиты».

Представьте, как этот человек мог бы прочесть любое стихотворение. А лю­бимое «слово-паразит» у этого чело­века: значит; понимаешь.

Задание «МЫ ИДЕМ В ТЕАТР»

Составить рассказ по вопросам.

  • За сколько минут до начала спектакля нужно приходить в театр?

(Минут за 30, чтобы успеть без спешки раздеться, пройти в зритель­ный зал, занять места соответ­ственно купленным билетам.)

  • Как быть с мороженым, если ты не успел его съесть, а звонок уже поз­вал тебя в зрительный зал?

(Если мороженое в вазочке, то его нужно оставить на столе. Если в обертке, выбросить в урну и немед­ленно отправиться в зал.)

  • Как вести себя во время спек­такля?

(Внимательно следить за события­ми на сцене, не разговаривать с сосе­дями, не шуметь, в общем, получать удовольствие от увиденного и не ме­шать ни зрителям, ни актерам.)

  • Когда можно идти в гардероб, чтобы одеться?

(После завершения спектакля, после того, как актеры покинут сцену.)

Задание «ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ»

Закончите фразу так, как это сде­лал бы тактичный человек.

  • Если ты случайно толкнул кого-то, то... (обязательно извинись).
  • Если в твоем присутствии оби­жают малыша, то... (заступись за не­го и помоги).
  • Если тебе подарили коробку конфет, то... (угости присутствую­щих).
  • Первым словом по телефону должно быть... (слово «здравствуй­те»).

Жюри подводит итоги.

ТРЕТИЙ ТУР «ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ»

В этом туре команды также выпол­няют несколько заданий.

Задание «СЕРВИРОВКА CТОЛA»

  • Приглашаются по одному участ­нику от каждой команды. Они должны разложить на столе приборы. (Тарел­ка, слева от нее — вилка, справа — нож и ложка, вогнутой стороной вниз.)
  • Приглашаются по одному участнику от каждой команды. Им предлагается выпить компот, не на­рушив правила хорошего тона. (Для этого сначала нужно выпить жид­кость, потом с помощью ложечки достать ягоды. Косточку изо рта вынуть ложечкой, потом положить ее на блюдце.)
  • Все люди несколько раз в день принимают пищу. Главный прием пи­щи называется обедом. И хотя все лю­ди на планете обедают, делают они это по-разному. Как человек обедает, зависит от его воспитания и обста­новки, в которой проходит обед. По­кажите, как обедают:

– моряки на корабле, попав­шем в бурю;

– королевская семья во дворце.

Задание «ТЕАТРАЛЫ»

Мы хотим узнать, как вы усвоили правила поведения в зрительном за­ле. Сейчас раздастся звонок (будиль­ник), извещающий о том, что скоро начнется спектакль. Двум представи­телям команд я даю по билету, на ко­тором указано его место в зрительном зале. Участник должен по всем прави­лам хорошего тона пройти на свое место.

Пока жюри будет подводить итоги этого конкурса, мы с вами попадем в театр, хотя и импровизированный. Посмотрим в исполнении членов ко­манд небольшие инсце-ировки, кото­рые готовили дома.

Задание «ЗАДАЧИ НА УВАЖЕНИЕ»

Итак, задачи не на сложение —

Задачи на уважение!

  • Мальчик крикнул прохожему: «Сколько время?» Обратясь к прохо­жему, мальчик сделал ошибки. Какие?

(Мальчик должен был спокойно спросить: «Извините, пожалуйста, не смогли бы вы сказать, который час?»)

  • Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет?

(Обычно дорогу уступает тот, кто вежливее.)

  • На улице вы встретили пожило­го соседа по дому, которого давно не видели. Какие слова вы добавите к своему приветствию?

(Здравствуйте, дядя Гриша! Как вы себя чувствуете?)

  • В дверях магазина давка. Одна толпа входит, другая — выходит. Кто должен уступить?

(Те, которые входят.)

  • За пять минут до начала урока в класс зашла Оля. У нее был расстро­енный вид, заплаканные глаза. «Что это ты плакала?» — громко спросила Катя. «Кто тебя обидел? Давай-давай, рассказывай», — подскочила к ней Наташа. «Что случилось?» — закрича­ли все. Оля разрыдалась и выбежала. В чем была ошибка ребят?

(Нужно было подойти и тихо спросить Олю, что случилось, помочь, посочувствовать, но не кричать, не выяснять так громко.)

  • Девочка в нарядной шубке и са­пожках поскользнулась и упала в лу­жу. Все смеются. Ваши действия?

(Помочь ей подняться.)

  • Помогите девочке «выйти из ав­тобуса».

(Мини-сценка.)

  • Помогите девочке перейти ка­наву.

(Мини-сценка.)

Жюри подводит итоги.

ЧЕТВЕРТЫЙ ТУР

«БЛИЦ-КОНКУРС»

Игроки по очереди быстро отвечают на вопросы.

Каждый правильный ответ — один балл.

  • Как за столом используется по­лотняная салфетка?

(Ее кладут на колени.)

  • Как правильно говорить «звони­те» или «звоните»?

(Звоните.)

  • Кто уступает место в транспорте старикам, женщинам с детьми — мальчик или девочка?

(Оба.)

  • Как берут из общего блюда хлеб?

(Руками.)

  • Какой стороны следует держать­ся, идя по улице?

(Правой.)

  • Как узнать, где можно перехо­дить улицу?

(Светофор; подземный и наземный («зебра») переходы.)

  • Как принято брать сахар из са­харницы?

(Общей ложкой, если кусочки, то щипчиками или руками.)

  • Для чего надо регулярно стричь ногти?

(Чтобы бактерии, находящиеся под ногтями, не попали к нам в рот с пищей и не вызвали болезнь.)

  • Вы кого-то нечаянно толкнули. Как правильно сказать: «извините» или «извиняюсь»?

(Извините.)

  • Вы размешали сахар в чае, что делать с ложечкой?

(Ложечку кладут на блюдечко. В чашке ее не оставляют.)

  • На какой свет светофора можно переходить улицу?

(Зеленый.)

  • Где можно кататься на велосипе­де?

(Во дворе.)

  • На какие группы делятся дорож­ные знаки?

(Запрещающие, предупреждающие, указательные, предписывающие.)

  • Почему надо постоянно умы­ваться? .

(Чтобы наша кожа легко дышала.)

  • На кого похож жадный человек?

(Кто живет по формуле: «Мое — для меня, твое — тоже для меня», кто экономит слово за счет других.)

  • Кто здоровается первым: входя­щий или присутствующие?

(Входящий.)

ВЕДУЩИЙ: Дорогие ребята! Наш турнир подошел к концу. Просим жю­ри подвести итоги.

Жюри подводит итоги.

Звучат сигналы трубы.

Команду-победительницу награжда­ют лентами «Рыцарь вежливых на­ук». Команда-победительница произ­носит клятву рыцарей:

Клянемся рыцарями быть!

Всегда «спасибо» говорить,

«Добрый день», «до свидания» —

Нет «рыцаря» священней званья!

Клянемся рыцарями быть!

Про лень и грубость позабыть.

Учиться этикету —

Науку помнить эту.

Мальвина вручает подарки команде-победительнице.

ВЕДУЩИЙ: Дорогие ребята! Наш рыцарский турнир вежливости закон­чен. Но, думаю, что никогда не исчез­нут с нашей земли настоящие друзья, мужественные и благородные люди, способные всегда прийти на помощь, защитить слабого, люди сильные, сме­лые и благородные — настоящие ры­цари!

В заключение мне еще раз хочет­ся показать книги, которые расска­жут вам о вежливости, научат вас быть культурными и воспитанными людьми.

Проводит обзор книг.

ЛИТЕРАТУРА

Богданова О. С. Содержание и методика этических бесед с млад­шими школьниками: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1982.

Бушелева Б. В. Поговорим о воспитанности. — М.: Просвеще­ние, 1988.

Васильева-Гангнус Л. Азбука вежливости. — М.: Педагогика, 1984.

Дорохов А. А. Это стоит запом­нить. — Красноярск, 1990.

Кривич М. Школа пешехода. — М.: Малыш, 1984.

Три сигнала светофора: Книга для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1989.

Мария Владимировна Дунина, заведующая библиотекой Шуменской средней школы № 2