Бусова Н. «О воспитанности»: классный час для начальной школы / Н. Бусова // Школьная библиотека. – 2009. – № 4-5. – С. 86-88.
БИБЛИОТЕКАРЬ
Ребята! Вам уже известна книга Д.С. Лихачева «Письма о добром» (показывает книгу). Дмитрий Сергеевич написал 46 писем, адресованных молодым читателям. Мы хотим поговорить об одном письме, оно называется «О воспитанности».
Воспитанность — это умение вести себя в обществе.
Существующие правила поведения записаны в специальных книгах по этикету. (Показывает книги.)
1. Андриевский А. 100 советов по этикету. — Современный литератор, 2004. — 96 с.
2. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Этикет во все времена. — М.: ACT, Астрель, Олимп, 2000. — 448 с.
И другие издания, имеющиеся в библиотеке.
Д.С. Лихачев в своем письме указывает на самое главное правило. Об этом расскажут ведущие. (Называет их имена.)
1-й ВЕДУЩИЙ:
Этикет — это установленный порядок поведения, формы обращения и приветствий, хорошие манеры.
2-й ВЕДУЩИЙ:
Слово «этикет»[1] пришло к нам из Франции. Гостям короля Людовика Четырнадцатого вручали карточки — этикетки — с правилами поведения.
1-й ВЕДУЩИЙ:
Правил существует множество, запомнить их трудно. «Но в основе всех хороших манер лежит забота — забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо», — говорится в книге Д. С. Лихачева.
2-й ВЕДУЩИЙ:
«Воспитанный человек — это тот, кто хочет и умеет считаться с другими».
1-й ВЕДУЩИЙ:
Вежливость — это форма проявления уважения к людям.
(Ведущие уходят, готовятся к сценке)
БИБЛИОТЕКАРЬ:
Давайте посмотрим, как обстоят дела с этикетом у вас в классе.
Вы пришли в школу, подошли к классу. Какое первое слово вы должны сказать?
Вы шли по школьному коридору и нечаянно кого-то толкнули. Что надо сказать?
Кто-то вам сделал доброе дело, и вы хотите отблагодарить. Какие слова вы скажете?
Какое слово (или слова) надо произнести, когда о чем-то просишь?
Если вы совершили нехороший поступок и чувствуете свою вину, какие слова нужно сказать?
Слова, которые говорят при прощании?
А сейчас, дорогие друзья, мы вам покажем сценку «Волшебное слово». А потом вы, ребята, объясните, почему эти слова называются волшебными?
СЦЕНКА
ПАВЛИК (сердито): Подвиньтесь
ДЕДУШКА: С тобой что-то случилось?
ПАВЛИК: Ну и ладно! А вам-то что?
ДЕДУШКА: Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то.
ПАВЛИК: Еще бы. Я скоро совсем убегу из дому.
ДЕДУШКА: Убежишь?
ПАВЛИК: Убегу! Из-за одной Ленки убегу. Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не дает! А у самой столько!
ДЕДУШКА: Ну, из-за этого убегать не стоит.
ПАВЛИК: Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала... прямо тряпкой, тряпкой...
ДЕДУШКА: Пустяки. Один поругает, другой пожалеет.
ПАВЛИК: Никто меня не жалеет. (Стукнул кулаком по скамейке). Брат на лодке едет, а меня не берет. Я ему говорю: «Возьми лучше, все равно я от тебя не отстану, весла утащу, сам в лодку залезу».
ДЕДУШКА: Что же, не берет тебя брат?
ПАВЛИК: А почему вы спрашиваете?
ДЕДУШКА: Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово...
ПАВЛИК: А какое слово?
ДЕДУШКА: Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя в глаза тому, с кем говоришь. (Шепчет). Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.
ПАВЛИК: Я попробую, я сейчас же попробую...
БИБЛИОТЕКАРЬ:
Вы догадались, о каком волшебном слове шла речь? Как надо произносить волшебные слова? В каком тоне?
Прочитать этот рассказ можно в книге В. Осеевой «Волшебное слово».
Давайте еще раз повторим волшебные слова. Отвечаем все дружно.
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого ... (спасибо)
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит... (добрый день)
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы ... (спасибо)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим ... (прости, пожалуйста)
Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь... (здравствуйте)
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят... (до свидания)
В чем смысл вежливого обращения? А можно ли быть вежливым без слов?
3-й ВЕДУЩИЙ:
Стихотворение Андрея Усачева
«СОБАЧИЙ ЭТИКЕТ»
Если вы ждете друзей, поскорей
Правило это запомните:
Нужно гостей встречать у дверей,
А не сидеть в своей комнате.
Собакам известно правило это,
Хотя не учили они этикета:
Вас встретит у двери
И шпиц, и терьер...
И лапу подаст,
И подаст вам пример.
Ни в колледже их не учили, ни в школе,
Но выйдут всегда к вам дворняжка и колли...
Собаки, встречая гостей у дверей,
Признаюсь, хозяев намного мудрей.
Люди, собак вспоминайте при встрече,
Чтобы вести себя по-человечьи.
БИБЛИОТЕКАРЬ:
Ребята, какое правило этикета иллюстрирует это стихотворение? Сформулируйте его. (Встречайте гостей у дверей и провожайте их в комнату). Оказывается, кроме вежливых слов, есть еще и вежливое поведение.
ИГРА
1. Прошу выйти двух мальчиков. Вам надо поздороваться без слов, подумайте и покажите, что вы будете делать?
(Мальчики жмут друг другу руку).
А вы знаете, в чем смысл рукопожатия?
Смысл древнего обычая подавать руку для приветствия — показать, что в ней нет оружия.
Но не во всех странах принято рукопожатие. Японцы кланяются, латиноамериканцы обнимаются, французы целуют друг друга в щеку.
2. А теперь прошу выйти девочку и мальчика. Наденьте, пожалуйста, перчатки. А теперь поздоровайтесь и пожмите друг другу руки.
Как же это следует делать? Словесно первым с девочкой здоровается мальчик. Перед рукопожатием перчатки надо снять. А вот руку первой подает девочка. Подавать руку в перчатке считалось оскорблением. Осуждался тот, кто снимал перчатки зубами или пытался взять что-то рукой в перчатке. В рыцарские времена было много ритуалов, связанных с перчатками. Дама дарила рыцарю свою перчатку, а тот прикреплял ее к поясу или шлему. Если перчаткой били по лицу, то такой позор смывался только кровью. Бросить перчатку также значило вызвать на дуэль.
БИБЛИОТЕКАРЬ:
Давайте теперь вернемся к нашим школьным проблемам. В школе существует школьный этикет. Предлагаем посмотреть вам сценку из жизни.
Сценка придумана ребятами и рассказывает о том, как ученики мешают друг другу на уроках: разговаривают, толкают друг друга, перебивают учителя, привлекают к себе внимание.
Как ученик нарушил этикет? Почему необходимо соблюдать правила учащихся? Где можно прочитать о правилах поведения в школе? (на стенде, в дневнике)
А теперь ведущие проведут викторину, и вы сможете узнать себя получше, убедиться, насколько вы воспитаны и уважаете других людей.
1-й и 2-й ВЕДУЩИЕ:
1. Если мальчик пришел в школу без портфеля, то куда он должен положить авторучку? (во внутренний карман пиджака)
2. Как едят бананы в гостях за столом? (бананы очищают руками, нарезают дольками и едят вилкой и фруктовым ножом)
3. Куда надо положить чайную ложку после того, как вы размешали чай? (на блюдце)
4. Как едят блинчики? (ножом и вилкой)
5. Как правильно нужно ездить с портфелем в переполненном транспорте? (снять с плеча и держать в руках)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы предлагаем вам прочитать книги по этикету, чтобы никто про вас не мог сказать, что вы грубые и невоспитанные.
Н.М. БУСОВА, заведующая библиотекой школы № 57, г. Санкт-Петербург
[1] Этикет (франц, etiquette) — свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах (при дворах монархов, в дипломатических кругах и т. п.). В переносном значении — форма поведения.