Бусова Н. «О воспитанности»: классный час для начальной школы / Н. Бусова // Школьная библиотека. – 2009. – № 4-5. – С. 86-88.

БИБЛИОТЕКАРЬ

Ребята! Вам уже известна книга Д.С. Лихачева «Письма о добром» (показывает книгу). Дмитрий Сергеевич написал 46 писем, адресо­ванных молодым читателям. Мы хотим погово­рить об одном письме, оно называется «О вос­питанности».

Воспитанность — это умение вести себя в об­ществе.

Существующие пра­вила поведения записа­ны в специальных кни­гах по этикету. (Показы­вает книги.)

1. Андриевский А. 100 советов по этикету. — Современный литератор, 2004. — 96 с.

2. Я познаю мир: Детская энциклопе­дия: Этикет во все вре­мена. — М.: ACT, Астрель, Олимп, 2000. — 448 с.

И другие издания, имеющиеся в библио­теке.

Д.С. Лихачев в своем письме указывает на са­мое главное правило. Об этом расскажут ведущие. (Называет их имена.)

1-й ВЕДУЩИЙ:

Этикет — это установленный порядок пове­дения, формы обращения и приветствий, хоро­шие манеры.

2-й ВЕДУЩИЙ:

Слово «этикет»[1] пришло к нам из Франции. Гостям короля Людовика Четырнадцатого вру­чали карточки — этикетки — с правилами пове­дения.       

1-й ВЕДУЩИЙ:

Правил существует множество, запомнить их трудно. «Но в основе всех хороших манер лежит забота — забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо», — говорится в книге Д. С. Лихачева.

2-й ВЕДУЩИЙ:

«Воспитанный человек — это тот, кто хочет и умеет считаться с другими».

1-й ВЕДУЩИЙ:

Вежливость — это форма проявления уваже­ния к людям.

(Ведущие уходят, готовятся к сценке)

БИБЛИОТЕКАРЬ:

Давайте посмотрим, как обстоят дела с эти­кетом у вас в классе.

Вы пришли в школу, подошли к классу. Ка­кое первое слово вы должны сказать?

Вы шли по школьному коридору и нечаянно кого-то толкнули. Что надо сказать?

Кто-то вам сделал доброе дело, и вы хоти­те отблагодарить. Какие слова вы скажете?

Какое слово (или слова) надо произнести, когда о чем-то просишь?

Если вы совершили нехороший поступок и чувствуете свою вину, какие слова нужно ска­зать?

Слова, которые говорят при прощании?

А сейчас, дорогие друзья, мы вам покажем сценку «Волшебное слово». А потом вы, ребята, объясните, почему эти слова называются вол­шебными?

СЦЕНКА

ПАВЛИК (сердито): Подвиньтесь

ДЕДУШКА: С тобой что-то случилось?

ПАВЛИК: Ну и ладно! А вам-то что?

ДЕДУШКА: Мне ничего. А вот ты сейчас кри­чал, плакал, ссорился с кем-то.

ПАВЛИК: Еще бы. Я скоро совсем убегу из дому.

ДЕДУШКА: Убежишь?

ПАВЛИК: Убегу! Из-за одной Ленки убегу. Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не дает! А у самой столько!

ДЕДУШКА: Ну, из-за этого убегать не стоит.

ПАВЛИК: Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала... прямо тряпкой, тряпкой...

ДЕДУШКА: Пустяки. Один поругает, другой пожалеет.

ПАВЛИК: Никто меня не жалеет. (Стукнул ку­лаком по скамейке). Брат на лодке едет, а меня не берет. Я ему говорю: «Возьми лучше, все рав­но я от тебя не отстану, весла утащу, сам в лод­ку залезу».

ДЕДУШКА: Что же, не берет тебя брат?

ПАВЛИК: А почему вы спрашиваете?

ДЕДУШКА: Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово...

ПАВЛИК: А какое слово?

ДЕДУШКА: Я скажу тебе это слово. Но пом­ни: говорить его надо тихим голосом, глядя в глаза тому, с кем говоришь. (Шепчет). Это вол­шебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.

ПАВЛИК: Я попробую, я сейчас же попро­бую...

БИБЛИОТЕКАРЬ:

Вы догадались, о каком волшебном слове шла речь? Как надо произносить вол­шебные слова? В каком то­не?

Прочитать этот рассказ можно в книге В. Осеевой «Волшебное слово».

Давайте еще раз повто­рим волшебные слова. От­вечаем все дружно.

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого ... (спасибо)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит... (добрый день)

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы ... (спасибо)

Когда нас бранят за шалости,

Говорим ... (прости, пожалуйста)

Мальчик, вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь... (здравствуйте)

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят... (до свидания)

В чем смысл вежливого обращения? А можно ли быть вежливым без слов?

3-й ВЕДУЩИЙ:

Стихотворение Андрея Усачева

«СОБАЧИЙ ЭТИКЕТ»

Если вы ждете друзей, поскорей

Правило это запомните:

Нужно гостей встречать у дверей,

А не сидеть в своей комнате.

Собакам известно правило это,

Хотя не учили они этикета:

Вас встретит у двери

И шпиц, и терьер...

И лапу подаст,

И подаст вам пример.

Ни в колледже их не учили, ни в школе,

Но выйдут всегда к вам дворняжка и колли...

Собаки, встречая гостей у дверей,

Признаюсь, хозяев намного мудрей.

Люди, собак вспоминайте при встрече,

Чтобы вести себя по-человечьи.

БИБЛИОТЕКАРЬ:

Ребята, какое правило этикета иллюстрирует это стихотворение? Сформулируйте его. (Встречайте гостей у дверей и провожайте их в комнату). Оказывается, кроме вежливых слов, есть еще и вежливое поведение.

ИГРА

1. Прошу выйти двух мальчиков. Вам надо поздороваться без слов, подумайте и покажите, что вы будете делать?

(Мальчики жмут друг другу руку).

А вы знаете, в чем смысл рукопожатия?

Смысл древнего обычая подавать руку для приветствия — показать, что в ней нет оружия.

Но не во всех странах принято рукопожатие. Японцы кланяются, латиноамериканцы обнима­ются, французы целуют друг друга в щеку.

2. А теперь прошу выйти девочку и мальчика. Наденьте, пожалуйста, перчатки. А теперь поз­доровайтесь и пожмите друг другу руки.

Как же это следует делать? Словесно первым с девочкой здоровается мальчик. Перед руко­пожатием перчатки надо снять. А вот руку пер­вой подает девочка. Подавать руку в перчатке считалось оскорблением. Осуждался тот, кто сни­мал перчатки зубами или пытался взять что-то ру­кой в перчатке. В рыцарские времена было много ритуалов, связанных с перчатками. Дама дарила рыцарю свою перчатку, а тот прикреплял ее к по­ясу или шлему. Если перчаткой били по лицу, то такой позор смывался только кровью. Бросить перчатку также значило вызвать на дуэль.

БИБЛИОТЕКАРЬ:

Давайте теперь вернемся к нашим школьным проблемам. В школе существует школьный эти­кет. Предлагаем посмотреть вам сценку из жизни.

Сценка придумана ребятами и рассказывает о том, как ученики мешают друг другу на уроках: разговаривают, толкают друг друга, перебива­ют учителя, привлекают к себе внимание.

Как ученик нарушил этикет? Почему необхо­димо соблюдать правила учащихся? Где можно прочитать о правилах поведения в школе? (на стенде, в дневнике)

А теперь ведущие проведут викторину, и вы сможете узнать себя получше, убедиться, нас­колько вы воспитаны и уважаете других людей.

1-й и 2-й ВЕДУЩИЕ:

1. Если мальчик пришел в школу без портфе­ля, то куда он должен положить авторучку? (во внутренний карман пиджака)

2. Как едят бананы в гостях за столом? (бана­ны очищают руками, нарезают дольками и едят вилкой и фруктовым ножом)

3. Куда надо положить чайную ложку после того, как вы размешали чай? (на блюдце)

4. Как едят блинчики? (ножом и вилкой)

5. Как правильно нужно ездить с портфелем в переполненном транспорте? (снять с плеча и держать в руках)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы предлагаем вам прочитать книги по эти­кету, чтобы никто про вас не мог сказать, что вы грубые и невоспитанные.

Н.М. БУСОВА, заведующая библиотекой школы № 57, г. Санкт-Петербург

 

[1] Этикет (франц, etiquette) — свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах (при дворах монархов, в дипломатических кругах и т. п.). В переносном значении — форма поведения.