Запащикова Л. Этикет сквозь века. Краткий экскурс в историю с элементами викторины / Л. Запащикова // Библиополе. – 2013. – № 1. – С. 59-66.
ВЕДУЩИЙ: Каждый из нас является частью общества, в котором живёт. Прежде всего это отражается в ежедневном общении с окружающими.
Общаясь каждый день со многими людьми, мы делаем это не задумываясь, считая естественным и обыденным. Но для того, чтобы нас правильно понимали и воспринимали, следует соблюдать определённые нормы, которые называются этикетом.
Что такое этикет? Это совокупность правил поведения, принятых в обществе.
Само слово вошло в международный обиход в XVII в. Как-то на одном придворном приёме во времена правления французского короля Людовика XIV гостям раздали карточки (этикетки)с перечислением некоторых правил поведения при королевском дворе. От их французского названия и произошло слово «этикет», позднее вошедшее в языки многих стран.
ИСТОРИК: Но Король-Солнце, как ещё называли Людовика XIV, был не единственный монарх, который устанавливал правила у себя при дворе.
Русская императрица Екатерина II заставляла придворных, не блиставших своими манерами, придерживаться норм разработанного при императорском дворе «эрмитажного устава». Среди прочего он требовал «говорить умеренно и не очень громко, дабы у прочих тамо находящихся уши и голова не заболели». Призывал гостей Эрмитажа «дорогие фарфоровые статуэтки и прочие вещицы разглядывать глазами, а если попадут оные в руки, то по забывчивости в карманы не класть».
Вопрос: Что предписывает один из параграфов «эрмитажного устава» Екатерины II?
— Снимать обувь, ибо испортится цветной паркет
— Не задирать голову, ибо можно упасть
— Быть весёлыми, но ничего не уничтожать, не разбивать и не кусаться
ВЕДУЩИЙ: Сегодня правила хорошего тона регламентируют наше общение буквально везде: в гостях, в поездке, на работе и даже в Интернете.
А известно ли вам, что первые правила того, что мы сегодня называем этикетом, зародились очень давно, на заре человеческого общества?
Этикет тогда не выступал самостоятельно, отдельно от других норм, регулирующих общественную жизнь первобытного коллектива, а представлял собой часть общих правил. Например, были ещё в родовом обществе определённые указания, регламентирующие поведение рядового члена рода по отношению к вождю, к замужним женщинам и т. д. Существовали устоявшиеся нормы при встречах вождей различных племён — зачатки дипломатического этикета.
Разумеется, эти правила были неписанными и негласными, они рождались из естественной потребности всей общины и регулировались ею. Хранителями подобных знаний были старейшины. Чуть позже, когда общество перешло на новый этап своего развития, нормы этикета выделились в самостоятельные правила и стали фиксироваться письменно.
ИСТОРИК: В древних шумерских литературных текстах были изложены правила поведения, которые якобы были завещаны человеку богами, поэтому их необходимо было неукоснительно выполнять.
А в древнескандинавском памятнике литературы «Эдда» подробно описываются нормы поведения за столом. Весьма почётным у викингов считалось приглашение вкусить с кем-то из более влиятельных особ из одной тарелки, а за нарушение порядка произнесения тостов или занятие места не по рангу следовал огромный штраф. Кстати, именно викинги начали выделять самые почётные места за столом для наиболее уважаемых гостей.
Правила поведения людей в различных жизненных ситуациях встречаются и в гомеровской «Одиссее», и в древних римских рукописях.
Однако считается, что первая книга по этикету была написана в Древнем Египте около 2350 г. до н. э. К сожалению, до наших дней она не сохранилась.
Вопрос: Как называлась эта книга?
«Инструкция по поведению»
«Указания фараона»
«Свод правил хорошего тона»
ВЕДУЩИЙ: Кодекс принятых норм поведения отражал тенденции развития общества: уклад жизни, мировоззрение людей, классовые и половые различия. Со временем появился не только бытовой этикет, но и политический. Он регулировал взаимоотношения с другими государствами.
Огромное значение межгосударственным отношениям придавалось ещё в Древнем Египте. Переговоры проводились в торжественной обстановке в соответствии с огромным количеством правил и сложных ритуалов. Первое свидетельство появления политического (дипломатического) этикета — письменный договор о мире, который был заключён египетским фараоном Рамзесом II и хеттским царём Хаттушилем III в 1278 г. до н. э.
ИСТОРИК: Инициатива мира и дружественного соглашения, несмотря на то, что египтяне проиграли войну, исходила от хеттского царя. Хаттушилю III было выгодно иметь в лице Египта своего союзника. Общее ослабление, отсутствие надежды на полную победу и опасения хеттов в связи с возможностью нападения ассирийцев заставили борющиеся стороны пойти на обоюдные уступки и заключить дружественное соглашение.
После долгих предварительных переговоров Хаттушиль послал Рамзесу проект договора, начертанный на серебряной доске. Рамзес принял условия мира, предложенные ему хеттским царём, и в знак согласия отправил Хаттушилю другую серебряную доску с текстом мирного договора. Оба экземпляра были скреплены государственными печатями и подписями.
ВЕДУЩИЙ: Древние греки ещё больше развили дипломатический этикет, создав торжественный посольский церемониал. Покровителем послов в Древней Греции был бог Гермес. В его честь они носили специальные «жезлы Гермеса».
ИСТОРИК: На верхушке жезла, обвитого лавром, в доказательство почёта и славы греческого посланника были прикреплены крылья птицы и два переплетённых узла. Узлы символизировали расторопность и хитрость, а крылья — маневренность и подвижность хозяина жезла.
Послу также вручались инструкции по ведению переговоров, написанные на двух карточках или табличках, сложенных пополам.
Вопрос:Как их называли?
— Сертификаты
— Удостоверения
— Дипломы
Отсюда и слово «дипломатия».
Таким образом, дипломатический (политический) этикет появился раньше всех остальных разновидностей.
ВЕДУЩИЙ: Основы этикета начали складываться ещё в древности, но именно в эпоху Средневековья они приобретают черты, которые мы знаем сегодня.
В XI в. возникает общественная система рыцарства, впоследствии распространившаяся по всей Европе. Рыцарство оказало огромное влияние на европейский этикет, создав вокруг феодальной аристократии бесчисленное множество новых ритуалов и церемоний.
Вся жизнь рыцаря была подчинена определённому своду правил, который вошёл в историю под названием «Кодекс рыцарской чести».
Кодекс предписывал соблюдать сложные процедуры: посвящение в рыцари, принятие оммажа (от французского hommage — вассальная зависимость), объявление войны, участие в турнире, служение сеньору. Описывалось этикетными нормами и такое личное дело, как служение избранной даме сердца. Каждый поступок рыцаря, его одежда, его слова и жесты — всё имело определённое символическое значение. Отступление от этих догм хотя бы в мелочах могло уронить достоинство рыцаря в глазах других представителей его класса.
ИСТОРИК: Он должен был руководствоваться правилами этикета даже тогда, когда требовалась быстрота действий. Известен такой пример. Во время битвы при Креси французские рыцари, прискакавшие со срочным боевым донесением, не нашли в себе смелости первыми обратиться к королю, поскольку только он обладал таким правом по отношению к своим подданным. Когда же король наконец соизволил поговорить с ними, рыцари долгое время препирались, уступая друг другу почётное право докладывать правителю. Никто не думал о том, что творится на поле брани и что промедление может губительно отразиться на ходе битвы.
ВЕДУЩИЙ: В силу того, что практически любое мало-мальски знаменательное событие в Средние века сопровождалось пиром, можно предположить, что уже в XI—XIII вв. правила поведения за столом и определённые этикетные установки в европейском обществе имели довольно важное значение.
Совместное принятие пищи всегда было обставлено определёнными ритуалами и церемониями, так как содержало в себе особый смысл. Люди собирались за общим столом, чтобы отпраздновать какое-либо событие, установить или подчеркнуть дружеские, деловые или общественные связи, наконец, просто пообщаться.
ИСТОРИК: В эпоху раннего Средневековья особое внимание обращали на место за столом: чем выше положение и значение гостя, тем ближе сидел он к хозяину.
А вот о сервировке, как и о правилах пользования столовыми приборами, понятий практически не было: ели тогда в основном руками, накладывая еду на ломти хлеба, заменявшие индивидуальные блюда. Руки приходилось часто вытирать. Для этого служили всё те же хлебные мякиши и, как ни странно, полы скатерти (несмотря на то, что они обычно делались из довольно дорогих тканей).
Вопрос: Салфетки в те времена тоже существовали, но служили они для другой цели. Какой?
— Похвастаться перед остальными гостями её красивым оформлением
— Использовать сей предмет вместо веера
— В них можно было завернуть угощение, которое гость желал забрать с собой
ВЕДУЩИЙ: Несмотря на то, что Кодекс рыцарской чести регламентировал нормы поведения одного только сословия, именно он лёг в основу придворного этикета более позднего времени, который, в свою очередь, оказал существенное влияние на становление этикета наших дней. Но он был не единственным появившимся в Средние века.
В период укрепления абсолютной монархии, когда вместо сотен маленьких княжеств на территории Европы начинают возникать крупные государства, меняется быт придворной жизни. Это уже не «рыцарские пиры» времён короля Артура с их грубоватой простотой и безыскусностью, а строго канонизированная, пышная, чопорная церемонность.
ИСТОРИК: В Средние века говорили: «Церемонен, как испанец». Действительно, именно испанцам принадлежит пальма первенства в этом разделе. Первый трактат по правилам поведения для священнослужителей и монахов был издан в 1204 г. испанским священником Педро Альфонсо.
Назывался он «Дисциплина клерикалис» («Воспитание духовенства»). Трактат содержал правила поведения за столом, обучал, как вести беседу, принимать гостей и тому подобное. Книга предназначалась для монахов и священников, но её установления настолько выходили за рамки монастырской жизни, что она стала пользоваться успехом и у светского населения. Позднее на основе этого трактата стали выходить пособия по правилам хорошего тона для светских лиц, представителей различных сословий, однако основные нормы этикета были адресованы придворным, членам высшего общества.
ВЕДУЩИЙ: Начиная с XV в. всё большее влияние на развитие западноевропейского этикета оказывал чрезвычайно усложнившийся церемониал королевских дворов. Сначала это были испанские и бургундские ритуалы, затем, с развитием абсолютизма, главную роль начала играть Франция, не только в связи с политическим могуществом страны, но и благодаря расцвету науки, культуры, моды.
В это время этикет становится настолько сложным, что при дворах появляется специальная должность церемониймейстера, следившего за выполнением всех его тонкостей и строжайшим образом регламентировавшего всю дворцовую жизнь. Члены семьи монарха и придворные должны были в определённый час вставать, точно указывалось, кто должен был присутствовать при одевании монарха, подавать предметы его туалета, сопровождать его во время прогулки и т. д.
ИСТОРИК: Известны случаи, когда строгое соблюдение этикета приводило к человеческим жертвам.
Однажды в камине, возле которого сидел испанский король Филипп III, слишком сильно разгорелся огонь. Придворный, имевший право передвигать кресло монарха, отсутствовал. Несмотря на то, что пламя уже обжигало лицо и загорелись кружева на одежде короля, он не позволил никому из присутствующих поставить заслонку и не отодвинулся сам. Получив сильные ожоги, Филипп III через несколько дней умер.
В аристократической Западной Европе строгость придворного этикета приводила подчас и к курьёзным ситуациям. Однажды Людовик XIII зашёл поговорить о делах к кардиналу Ришелье, который в то время был болен и не мог подняться с кровати. По правилам этикета король не мог во время разговора стоять или сидеть, если подданный в это время лежал.
Вопрос: Как поступил Людовик?
— Заставил Ришелье подняться с кровати
— Решил не следовать правилам этикета
— Лёг рядом с Ришелье
ВЕДУЩИЙ: С наступлением эпохи Просвещения этикет перестал быть достоянием избранных. Стали появляться и расходиться большими тиражами книги о культурном поведении в обществе. Хорошие манеры уже не были отличительным признаком аристократии, а начали цениться и в других слоях общества. И если требования придворного этикета со временем становились всё более сложными и запутанными, то в средних слоях общества зародилось стремление к демократизации норм поведения, подчинению их актуальным жизненным требованиям и целесообразности. Именно эта тенденция и по сей день играет значительную роль в формировании норм этикета, принятых в странах современной Европы.
А как же развивался этикет в России?
История его в нашей стране уходит своими корнями в глубокую древность. Будучи в культурном отношении преемницей Византийской империи, Русь позаимствовала немало ценного из традиций и обычаев владык Константинополя, чей двор всегда отличался пышностью ритуалов и особой изысканностью манер.
Как известно, важную роль в становлении русской культуры, в том числе и культуры поведения, сыграло принятие в X в. христианства. Богатейшее духовное наследие православия оказало огромное влияние на формирование норм нравственности.
ИСТОРИК: Особое место в древнерусской культуре занимал литературный памятник XII в., написанный великим киевским князем, — «Поучение Владимира Мономаха», где были впервые письменно зафиксированы правила поведения. Вот некоторые из них: «Куда ни пойдёте по своей земле, нигде не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам обижать жителей ни в селениях, ни в полях... где ни остановитесь в пути, везде напоите и накормите всякого просящего... чтите гостя, откуда бы к вам ни пришёл, — простой ли человек, или знатный, или посол, — ...угостите пищей или питьём... Больного посещайте, мёртвого пойдите проводить... Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово...»
ВЕДУЩИЙ: К сожалению, последовавшие несколько веков монголо-татарского ига и феодальной раздробленности привели к упадку нравов и духовной жизни в целом. Она начала возрождаться лишь в XVI—XVII вв., когда с распространением книгопечатания стали появляться первые пособия, так или иначе касавшиеся вопросов этикета.
ИСТОРИК: К таковым относится, например, «Книга, называемая Домостроем», которая содержала в себе «полезные сведения, поучение и наставление всякому христианину — и мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам». Сокращённое название этого уникального сочинения — «Домострой». Авторство окончательного текста произведения связывают с именем сподвижника и наставника Ивана Грозного благовещенского иерея Сильвестра.
Автор «Домостроя» разработал своеобразный кодекс поведения горожанина, которым он должен был руководствоваться. Эта книга охватывала все стороны жизни людей: учила, как относиться к церкви и власти, членам семьи и прислуге, как воспитывать детей и вести домашнее хозяйство, как встречать гостей и наносить ответные визиты.
ВЕДУЩИЙ: Конечно, эти наставления содержат много патриархального, того, что кажется нам сегодня грубым и неприемлемым, особенно в вопросах семейных отношений. Однако «Домострой» всё же сыграл очень важную роль в становлении культуры поведения в России.
Приблизить нравы и обычаи российского общества к европейским стандартам попытался в начале XVIII в. Пётр I, немало путешествовавший. Он безжалостно боролся с любыми проявлениями «азиатчины», насаждая западные традиции, порой даже насильственными методами.
ИСТОРИК: Во времена Петра I происходило значительное изменение устоявшихся в России обычаев и правил поведения. Одежда допетровских времён сохранилась только у низших сословий — крестьян и купцов. В высшем обществе модными стали наряды европейского типа. Пётр также издал указ о том, что все бояре должны остричь свои длинные бороды. В виде исключения бороду можно было сохранить, но лишь выплачивая за это довольно внушительный штраф. В моду вошли пышные парики западного образца.
При Петре I значительно изменилось положение женщин в России. Если раньше жёны и дочери придворных сидели по домам, то теперь они стали присутствовать на различных придворных приёмах и праздниках.
Несмотря на свою бурную политическую деятельность и постоянную занятость, Пётр I был большим любителем развлечений. По поводу и даже без него император часто закатывал пир, который мог продолжаться несколько дней. Со временем вошли в моду так называемые ассамблеи — приёмы, на которые приглашались знатные особы вместе с жёнами. Во время этих празднеств гости танцевали, пировали, играли в шахматы, шашки (игру в карты император не поощрял). Помимо пиршеств стали популярны военные парады, маскарады, морские и речные прогулки.
Вопрос: Какой языческий праздник, не принимавшийся православной церковью, при Петре отмечали с особым размахом?
— Масленица
— День Ивана Купала
— Русальная неделя
ВЕДУЩИЙ: Именно при Петре Великом, в 1717 г., вышла в свет книга о хороших манерах под названием «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». Этот труд был адресован в первую очередь молодёжи и в доступной форме рассказывал о правилах поведения в обществе.
Монарх озаботился воспитанием молодых дворян, которым предстояло стать активными исполнителями его планов. Немаловажно, что значительное их количество получало высокие должности в армии и административных структурах, направлялось для обучения и с различными поручениями за границу. Естественно, что именно им Пётр стремился привить хотя бы начальные навыки европейского этикета.
По сути, книга являлась вольным пересказом правил поведения, заимствованных из различных европейских аналогов. Подлинный автор неизвестен, но имеются сведения, что в её подготовке активно участвовал Яков Брюс — один из самых образованных сподвижников Петра.
ИСТОРИК: По правилам хорошего тона, предписывавшимся книгой, дворянину запрещалось «рот разиня ходить, яко ленивому ослу»; в церкви надлежало «очи свои и сердце весьма к Богу обратить и устремить, а не на женский пол».
Много внимания уделялось поведению за столом: рекомендовалось сидеть прямо, не хватать первым яства с блюда, не вытирать рот рукой, не ковырять в зубах ножом, не чертить вилкой по тарелкам и скатерти, не разговаривать во время еды и других «грубых действий» не совершать.
Кроме того, воспитанному дворянину полагалось, например, быть всегда вежливым и учтивым, знать иностранные языки, уметь красноречиво говорить, с почтением относиться к старшим и т. д.
Книга практически сразу же стала бестселлером, тираж разошёлся очень быстро. В течение года пришлось её печатать ещё дважды. Сколько же всего раз «Юности честное зерцало» переиздавалось в течение XVI11—XIX вв., теперь и подсчитать трудно. Именно на этом своде правил было воспитано несколько поколений российских дворян.
ВЕДУЩИЙ: В послепетровское время ведущим сословием в России было дворянство. Пышность, роскошь, сословная замкнутость, преобладание формальной стороны над содержанием — все эти признаки были отражены в дворянском этикете второй половины XVIII в. Законодателем роскоши и блеска господствующего класса стал императорский двор, оказывающий решающее влияние на правила поведения всех слоёв общества до середины XIX в.
ИСТОРИК: В середине XVIII столетия в России появились издания, затрагивающие тему хороших манер: журнал «Приятное с полезным», который выпускали сотрудники Петербургского кадетского шляхетского корпуса; сборник «Нравственная энциклопедия» (1804), где были даны объяснения таких понятий, как доброта, зависть, гнев, печаль; неоднократно переиздававшаяся книга Л.И. Соколова «Светский человек, или Руководство к познанию светских приличий и правил общежития, принятых хорошим обществом» и т. д.
Эти издания были универсальными и давали советы на все случаи жизни: как содержать хозяйство, имея небольшой доход; как вести себя вне стен своего дома, в гостях у знакомых или у чужих людей. Рациональность в поведении, разум, обдуманность поступков, забота и внимание к окружающим — вот лейтмотив этих наставлений.
Большое внимание в пособиях по этикету того времени уделялось искусству нравиться и располагать к себе людей. Оно предполагало взаимную услужливость, внимательность, готовность пожертвовать некоторыми удобствами ради окружающих, тактичность. Такт являлся одним из важнейших условий пребывания в свете.
ВЕДУЩИЙ: К концу XIX в., когда дворянство стремительно утрачивало свои позиции в обществе, нравы стали значительно свободнее. Многие требования этикета, ранее казавшиеся незыблемыми для дворян, стали терять обязательность.
ИСТОРИК: Сформировавшийся к началу XX в. этикет стал достаточно простым, без излишнего пафоса. В моде были официальные и семейные визиты, в течение зимы — обязательно балы, на которых девушки обычно знакомились со своими избранниками. Также были распространены поездки в театр, прогулки в парках, катания в праздники. Возрождение всемирных Олимпийских игр способствовало распространению увлечения различными видами спорта. Даже низшим сословиям стали доступны некоторые виды развлечений, в частности цирк и кинематограф.
ВЕДУЩИЙ: В дальнейшем этикет в России претерпевал различные изменения, постепенно приближаясь к своему современному состоянию. На его развитие существенно повлияли социальные потрясения начала XX в.: две революции, Первая мировая и Гражданская войны. После 1917 г. был период, когда этикет считался «выдумкой буржуазии», бессмысленным нагромождением нелепых правил, только осложняющих жизнь и потому совершенно ненужных.
В настоящий момент правила этикета в России в очередной раз претерпевают изменения. Появляются новые его виды: деловой этикет, этикет в различных сферах профессиональной деятельности (медицинский, юридический, воинский, сетевой этикет бизнеса и т. д.), компьютерный.
Однако это не касается основ культурного поведения в обществе, ведь вежливость не может устареть. А самый главный принцип, известный как «золотое правило нравственности», так же, как и много столетий назад, гласит: «Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».
ВАЖНЫЕ МЕЛОЧИ ПОВСЕДНЕВНОГО ЭТИКЕТА
(Брейн-ринг)
ОБОРУДОВАНИЕ:
- два стола, по шесть стульев вокруг каждого;
- гонг;
- секундомер;
- таблички с названиями команд;
- два свистка;
- музыкальное сопровождение;
- выставка книг по теме.
ВЕДУЩИЙ (1): Сегодня вряд ли найдётся человек, которому было бы совершенно безразлично, как его воспринимают окружающие и что о нём думают. А ведь производимое на других впечатление зависит в первую очередь от того, как выглядит и ведёт себя человек. Избежать неловких и нелепых ситуаций, конфликтов и раздражения в общении помогает знание этикета.
Современный этикет — это своеобразный кодекс хороших манер и правил поведения. Знание его позволяет человеку произвести приятное впечатление своим внешним видом, манерой говорить, умением поддерживать беседу, вести себя за столом.
ВЕДУЩИЙ (2): А знаете ли вы правила современного этикета? Чтобы это проверить, мы приглашаем вас на наш брейн-ринг, который называется «Важные мелочи повседневного этикета».
Правила следующие. Игра состоит из шести раундов, в каждом — по шесть вопросов. После жеребьёвки определятся первые две команды, которым придётся сразиться. Ведущий зачитывает вопрос, и команды дают на него ответ не позднее чем через минуту после удара гонга.
Право ответа принадлежит команде, которая первой подаст сигнал.
В случае фальстарта (сигнал поступил до удара гонга) команда лишается права дать ответ на поставленный вопрос.
Если ответ правильный, команда получает одно очко, если нет, вторая команда продолжает обсуждение и по прошествии минуты отвечает.
Если правильного ответа' не дала ни одна из команд, ведущий его зачитывает и объявляет следующий вопрос. Победителем раунда является команда, набравшая наибольшее количество очков. Она играет в следующем раунде с очередной командой. Игра продолжается до тех пор, пока не выявится абсолютный победитель.
Следить за игрой будет жюри. (Представляются члены жюри.)
Итак, игра начинается.
ВЕДУЩИЙ (1): «Здоров ли ваш скот?» — эту странную фразу произносят при встрече монголы. Представители африканского племени зулусов говорят при встрече: «Я тебя вижу». А мы по-русски говорим просто: «Здравствуйте!», то есть желаем нашему знакомому здоровья. Во все времена верхом невоспитанности и неуважения к окружающим считалось, если человек уклоняется от приветствия или не отвечает на него.
ВЕДУЩИЙ (2): Приветствие — обычай, пришедший к нам из древних времён, с которым мы, пожалуй, чаще всего встречаемся в повседневной жизни. Слова приветствия каждый из нас произносит по нескольку раз в день. С них начинается любой разговор, и именно они задают тон всему дальнейшему общению.
Умению приветствовать посвящены вопросы этого раунда.
Раунд «Здравствуйте, или Искусство приветствовать друг друга»
1. Кто первым здоровается при входе в помещение? (Первым всегда здоровается входящий, независимо от пола и возраста.)
2. Кому можно сказать: «Привет!»? (С этим словом можно обратиться к своим добрым знакомым, одноклассникам, ровесникам, но никак не к человеку старшего возраста, руководителю, преподавателю.)
3. Кто должен здороваться первым — старший по возрасту или младший?(Младший.)
4. Каково общее правило рукопожатия? (Рукопожатие — один из наиболее привычных этикетных жестов. Это знак миролюбия и открытости. Принято общее правило: старший является инициатором рукопожатия.)
5. Вы пришли по приглашению, но в доме уже много гостей. Ваши действия? (Подать руку хозяйке и хозяину, а остальным, слегка поклонясь, сказать: «Здравствуйте».)
6. Если к вам домой пришли друзья и вы хотите познакомить их с родителями — кого кому представлять? (Друзей родителям.)
ВЕДУЩИЙ (1): Внешний вид играет значительную роль в возникновении симпатии или антипатии при встрече с человеком. Великий испанский писатель Мигель де Сервантес в своё время сказал: «Платье облачает и разоблачает человека». Актуален этот афоризм и сегодня. Хотим мы этого или нет, но одежда несёт окружающим значимую информацию о нас, о наших вкусах и даже, как утверждают специалисты, о чертах характера.
ВЕДУЩИЙ (2): Однажды к знаменитому французскому кутюрье Пьеру Кардену обратились с вопросом, какого человека можно считать хорошо одетым. На что он ответил: «Хорошо одетым можно считать человека, который считается с собой и другими».
А знакомы ли правила этикета в одежде вам?
Раунд «Встречают по одёжке...»
1. Каковы главные требования к одежде? (Основное правило, которое нужно соблюдать при выборе одежды, — это соответствие её времени и обстановке.)
2. Как должны сочетаться отдельные детали костюма между собой? (Отдельные части костюма всегда должны гармонировать.)
3. Сколько цветов одновременно можно сочетать в своей одежде? (Не более трёх цветов.)
4. Стоит ли надевать шляпу с вечерним платьем? (Шляпу с вечерним платьем надевать не принято.)
5. Может ли мужчина снять пиджак и остаться в жилете? (Нет, снимая пиджак, снимают и жилет.)
6. Подбирая украшение к своей одежде, необходимо руководствоваться... Чем? (Чувством меры.)
ВЕДУЩИЙ (1): Умение принимать гостей — это искусство. Классик английской литературы Оливер Голдсмит писал, что «...всякое блюдо становится вкуснее, когда приправой ему служит гостеприимство». Действительно, радушный приём — вот то необходимое, что непременно должно быть предложено гостям.
ВЕДУЩИЙ (2): Существует множество правил этикета, регламентирующих приём гостей и нанесение визитов. Вот некоторые из них...
Раунд «Гость в дом — радость в нём»
1. Что значит быть хорошим хозяином (хозяйкой)? (Чтобы утвердить себя хорошим хозяином или хозяйкой, не обязательно поражать гостей шикарным интерьером, дорогой посудой или богатым угощением, главное быть гостеприимным.)
2. Можно ли приходить в гости без предупреждения? (Нет, визит без предупреждения допустим только в случае крайней необходимости.)
3. Если по какой-то причине ты не можешь принять приглашение, как поступить, чтобы не обидеть приглашающего? (Извиниться и обязательно назвать причину отказа.)
4. Прилично ли опаздывать в гости? Если вы опоздали, следует ли объяснять причину опоздания? (Опаздывать неприлично, но если по какой-то причине вы задержались, объяснить её хозяину дома необходимо.)
5. Продолжите изречение короля Людовика XIV: «Точность — вежливость королей и...» (Долг всех добрых людей.)
6. Можно ли приносить с собой в гости торт, фрукты, сладости? Если хозяйка получила в подарок коробку конфет, что она с ней будет делать? (Да. Полученные в подарок фрукты, сладости, торт предлагаются всем.)
ВЕДУЩИЙ (1): Застолье издавна является неотъемлемым эпизодом многих праздников и ритуалов, в том числе и ритуала приёма гостей.
По сравнению с другими правилами этикета застольные обычаи — самые непостоянные. Было время, когда в так называемом «высокопоставленном» обществе пищу брали руками из общей чашки, а удовлетворение от еды и похвалу хозяину выражали громким причмокиванием. То, что в наши дни считается неприличным, когда-то было проявлением вежливости.
ВЕДУЩИЙ (2): С течением времени изменилось многое: и правила сервировки, и порядок организации застолья, и понятия вежливости. Но, как и в прежние времена, совместное принятие пищи призвано скрепить связи между людьми, объединить их. Вопросы этого раунда...
Раунд «Прошу за стол!»
1. Когда можно сесть за праздничный стол? (После приглашения хозяйки дома.)
2. Что делать, если вы уронили на пол нож или вилку? (Извиниться и попросить у хозяйки другой прибор.)
3. Как нужно брать хлеб: вилкой или рукой? (Только рукой.)
4. Зачем иногда на праздничном столе нужны маленькие мисочки с водой и ломтиком лимона? (Чтобы ополоснуть пальцы.)
5. Как показать во время званого обеда, что вы закончили есть и тарелку с прибором можно уносить? (Сложить приборы на тарелке параллельно, ручками в правую сторону.)
6. Что делать с ложечкой после того, как сахар в чашке с чаем или кофе размешан? (Вынуть из чашки и положить на бумажную салфетку.)
ВЕДУЩИЙ (1): В современном мире на счету каждая минута, и многие вопросы сегодня привычнее решать по телефону. Его использование позволяет экономить время. С помощью одного звонка можно заказать билеты в театр или на поезд, договориться о встрече, уточнить информацию и многое другое.
ВЕДУЩИЙ (2): Соответственно с появлением телефона возникли и правила, которых необходимо придерживаться при общении. Умение грамотно вести телефонную беседу — важная особенность современного человека. Соблюдая правила этикета при телефонном разговоре, вы демонстрируете общую культуру, образованность. А знаете ли вы эти правила?
Раунд «У меня зазвонил телефон»
1. В какое время можно звонить кому-либо по телефону? (С 9 до 22 часов, если вы не оговорили более раннее или позднее время звонка особо.)
2. Кто здоровается первым при разговоре по телефону? (Позвонивший, представившись.)
3. Если при разговоре по телефону прервалась связь, кто должен перезвонить? (Позвонивший.)
4. Кто первым должен заканчивать разговор по телефону? (Женщина в разговоре с мужчиной; старший в разговоре с младшим; при равных условиях — тот, кто звонил.)
5. Представьте себе, что вы находитесь в читальном зале библиотеки и у вас неожиданно зазвонил мобильный телефон. Как вы поступите? (Нужно выйти из зала и негромко переговорить с позвонившим.)
6. Можно ли пригласить на день рождения по телефону? (Можно, но только очень близкого друга.)
ВЕДУЩИЙ (1): Этикет в силу того, что в различных странах он развивался под большим влиянием местных национальных обычаев и традиций, имеет не только исторические, но и этнографические особенности. Так, в Турции принято принимать гостей в бане, а в Японии — постоянно извиняться перед гостями, что нечем угостить их (хотя стол ломится от яств), вежливость англичан проявляется в точности, доходящей до педантизма, а в Латинской Америке разговоры о жаре являются дурным тоном.
ВЕДУЩИЙ (2): Современный мир требует от человека специфических навыков поведения и общения, когда он оказывается в определённых ситуациях. Бывает ли он за границей, вступает ли в отношения деловые и личные, присутствует ли на дипломатических приёмах, презентациях или вернисажах, — ему необходимо налаживать контакты с людьми, говорящими на иных языках и связанными с далёкими, подчас экзотическими и непонятными культурами. Это формирует новые требования к поведению и изучения не только своей культуры, но и иных. Знаете ли вы особенности этикета той или иной страны?
Раунд «По странам и континентам»
1. Каких слов в разговоре обычно избегают японцы? («Нет», «не знаю», «не могу».)
2. В какой стране этикет не позволяет опаздывать даже к обеденному столу в собственном доме? (В Англии.)
3. Какую страну отличают такие качества, как пунктуальность, дисциплинированность, исполнительность, педантичность и рационализм? (Германию.)
4. Назовите страну, где нельзя наносить визиты в часы послеобеденного отдыха. (Испания.)
5. В какой стране при встрече со знакомыми принято сначала спрашивать о здоровье детей, а потом уже об их самочувствии? (В Италии).
6. По этикету какой страны во время чаепития положено улыбаться и говорить только о хорошем? (По китайскому.)
ВЕДУЩИЙ (1): Наша игра подошла к концу. Сегодня вы узнали много нового и интересного об этикете. Но хотелось бы заметить, что даже самое строгое следование безликим схемам поведения не является главным. Более важно искреннее, радушное и доброе отношение к людям. Ведь если все мелочи этикета не подкреплены внутренней воспитанностью и высокой нравственностью, то вряд ли от него будет много пользы окружающим нас людям.
Подведение итогов игры.
ЛИТЕРАТУРА
Буровик, К. Родословная вещей / К. Буровик. — М.: Знание, 1991. —231 с.
Всё об этикете. Книга о нормах поведения в любых жизненных ситуациях / ред. А. Крупенин. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 384 с.
Еланская, А. Секрет твоего успеха. Этикет и искусство общения / А. Еланская. — М.: Махаон, 2007. — 192 с.: ил.
Кобзева, В. Этикет в вопросах и ответах/ В. Кобзева. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. — 288 с. — (Грандиозный мир).
Мирзоян, А. Мир этикета: энциклопедия / А. Мирзоян. — Челябинск: Урал LTD, 2000. — 405 с.
С этикетом по пути / ред.-сост. Л.И. Жук. — Минск: Красико-Принт, 2011. — 128 с. — (Праздник в школе).
Энциклопедия этикета / сост. О.И. Максименко. — М.: ACT; Астрель, 2001. — 512 с.
Интернет-источники:
http://middleagestoday.com/ru/
http://www. knigge.ru/
Лариса ЗАПАЩИКОВА, методист Челябинской областной юношеской библиотеки