Запащикова Л. Этикет сквозь века. Краткий экскурс в историю с элементами викторины / Л. Запащикова // Библиополе. – 2013. – № 1. – С. 59-66.

ВЕДУЩИЙ: Каждый из нас яв­ляется частью общества, в кото­ром живёт. Прежде всего это от­ражается в ежедневном общении с окружающими.

Общаясь каждый день со мно­гими людьми, мы делаем это не задумываясь, считая естествен­ным и обыденным. Но для того, чтобы нас правильно понимали и воспринимали, следует соблю­дать определённые нормы, кото­рые называются этикетом.

Что такое этикет? Это совокуп­ность правил поведения, принятых в обществе.

Само слово вошло в междуна­родный обиход в XVII в. Как-то на одном придворном приёме во вре­мена правления французского ко­роля Людовика XIV гостям раздали карточки (этикетки)с перечисле­нием некоторых правил поведения при королевском дворе. От их французского названия и произо­шло слово «этикет», позднее во­шедшее в языки многих стран.

ИСТОРИК: Но Король-Солнце, как ещё называли Людовика XIV, был не единственный монарх, ко­торый устанавливал правила у се­бя при дворе.

Русская императрица Екате­рина II заставляла придворных, не блиставших своими манерами, придерживаться норм разрабо­танного при императорском дво­ре «эрмитажного устава». Среди прочего он требовал «говорить умеренно и не очень громко, дабы у прочих тамо находящихся уши и голова не заболели». Призывал гостей Эрмитажа «дорогие фарфоровые статуэтки и прочие вещицы разглядывать глазами, а если попадут оные в руки, то по забывчивости в карманы не класть».

Вопрос: Что предписывает один из параграфов «эрмитажно­го устава» Екатерины II?

— Снимать обувь, ибо испор­тится цветной паркет

— Не задирать голову, ибо можно упасть

Быть весёлыми, но ничего не уничтожать, не разбивать и не кусаться

ВЕДУЩИЙ: Сегодня правила хорошего тона регламентируют наше общение буквально везде: в гостях, в поездке, на работе и да­же в Интернете.

А известно ли вам, что первые правила того, что мы сегодня на­зываем этикетом, зародились очень давно, на заре человечес­кого общества?

Этикет тогда не выступал само­стоятельно, отдельно от других норм, регулирующих обществен­ную жизнь первобытного коллек­тива, а представлял собой часть общих правил. Например, были ещё в родовом обществе опреде­лённые указания, регламентиру­ющие поведение рядового члена рода по отношению к вождю, к за­мужним женщинам и т. д. Сущест­вовали устоявшиеся нормы при встречах вождей различных пле­мён — зачатки дипломатического этикета.

Разумеется, эти правила были неписанными и негласными, они рождались из естественной по­требности всей общины и регули­ровались ею. Хранителями подоб­ных знаний были старейшины. Чуть позже, когда общество пере­шло на новый этап своего разви­тия, нормы этикета выделились в самостоятельные правила и ста­ли фиксироваться письменно.

ИСТОРИК: В древних шумер­ских литературных текстах были изложены правила поведения, ко­торые якобы были завещаны че­ловеку богами, поэтому их необ­ходимо было неукоснительно вы­полнять.

А в древнескандинавском памятнике литературы «Эдда» подробно описываются нормы по­ведения за столом. Весьма почёт­ным у викингов считалось приглашение вкусить с кем-то из более влиятельных особ из одной тарел­ки, а за нарушение порядка про­изнесения тостов или занятие места не по рангу следовал огром­ный штраф. Кстати, именно викин­ги начали выделять самые почёт­ные места за столом для наиболее уважаемых гостей.

Правила поведения людей в различных жизненных ситуаци­ях встречаются и в гомеровской «Одиссее», и в древних римских рукописях.

Однако считается, что первая книга по этикету была написана в Древнем Египте около 2350 г. до н. э. К сожалению, до наших дней она не сохранилась.

Вопрос: Как называлась эта книга?

«Инструкция по поведению»

«Указания фараона»

«Свод правил хорошего тона»

ВЕДУЩИЙ: Кодекс принятых норм поведения отражал тенден­ции развития общества: уклад жизни, мировоззрение людей, классовые и половые различия. Со временем появился не только бытовой этикет, но и политичес­кий. Он регулировал взаимоотно­шения с другими государствами.

Огромное значение межгосу­дарственным отношениям прида­валось ещё в Древнем Египте. Пе­реговоры проводились в торжест­венной обстановке в соответствии с огромным количеством правил и сложных ритуалов. Первое свидетельство появления полити­ческого (дипломатического) эти­кета — письменный договор о ми­ре, который был заключён еги­петским фараоном Рамзесом II и хеттским царём Хаттушилем III в 1278 г. до н. э.

ИСТОРИК: Инициатива мира и дружественного соглашения, не­смотря на то, что египтяне проиг­рали войну, исходила от хеттского царя. Хаттушилю III было выгод­но иметь в лице Египта своего союзника. Общее ослабление, от­сутствие надежды на полную по­беду и опасения хеттов в связи с возможностью нападения асси­рийцев заставили борющиеся сто­роны пойти на обоюдные уступки и заключить дружественное согла­шение.

После долгих предварительных переговоров Хаттушиль послал Рамзесу проект договора, начер­танный на серебряной доске. Рам­зес принял условия мира, предло­женные ему хеттским царём, и в знак согласия отправил Хатту­шилю другую серебряную доску с текстом мирного договора. Оба экземпляра были скреплены госу­дарственными печатями и подпи­сями.

ВЕДУЩИЙ: Древние греки ещё больше развили дипломати­ческий этикет, создав торжествен­ный посольский церемониал. По­кровителем послов в Древней Гре­ции был бог Гермес. В его честь они носили специальные «жезлы Гермеса».

ИСТОРИК: На верхушке жезла, обвитого лавром, в доказательство почёта и славы греческого послан­ника были прикреплены крылья птицы и два переплетённых узла. Узлы символизировали растороп­ность и хитрость, а крылья — ма­невренность и подвижность хозя­ина жезла.

Послу также вручались инст­рукции по ведению переговоров, написанные на двух карточках или табличках, сложенных пополам.

Вопрос:Как их называли?

— Сертификаты

— Удостоверения

Дипломы

Отсюда и слово «дипломатия».

Таким образом, дипломатиче­ский (политический) этикет по­явился раньше всех остальных разновидностей.

ВЕДУЩИЙ: Основы этикета начали складываться ещё в древ­ности, но именно в эпоху Средне­вековья они приобретают черты, которые мы знаем сегодня.

В XI в. возникает обществен­ная система рыцарства, впослед­ствии распространившаяся по всей Европе. Рыцарство оказало огромное влияние на европей­ский этикет, создав вокруг фео­дальной аристократии бесчис­ленное множество новых ритуа­лов и церемоний.

Вся жизнь рыцаря была под­чинена определённому своду правил, который вошёл в историю под названием «Кодекс рыцарской чести».

Кодекс предписывал соблю­дать сложные процедуры: посвя­щение в рыцари, принятие оммажа (от французского hommage — вассальная зависимость), объяв­ление войны, участие в турнире, служение сеньору. Описывалось этикетными нормами и такое лич­ное дело, как служение избранной даме сердца. Каждый поступок рыцаря, его одежда, его слова и жесты — всё имело определён­ное символическое значение. От­ступление от этих догм хотя бы в мелочах могло уронить достоин­ство рыцаря в глазах других пред­ставителей его класса.

ИСТОРИК: Он должен был ру­ководствоваться правилами эти­кета даже тогда, когда требова­лась быстрота действий. Извес­тен такой пример. Во время битвы при Креси французские рыцари, прискакавшие со срочным боевым донесением, не нашли в себе сме­лости первыми обратиться к коро­лю, поскольку только он обладал таким правом по отношению к сво­им подданным. Когда же король наконец соизволил поговорить с ними, рыцари долгое время пре­пирались, уступая друг другу по­чётное право докладывать прави­телю. Никто не думал о том, что творится на поле брани и что про­медление может губительно отра­зиться на ходе битвы.

ВЕДУЩИЙ: В силу того, что практически любое мало-мальски знаменательное событие в Сред­ние века сопровождалось пиром, можно предположить, что уже в XI—XIII вв. правила поведения за столом и определённые этикетные установки в европейском общест­ве имели довольно важное зна­чение.

Совместное принятие пищи всегда было обставлено опреде­лёнными ритуалами и церемони­ями, так как содержало в себе осо­бый смысл. Люди собирались за общим столом, чтобы отпраздно­вать какое-либо событие, устано­вить или подчеркнуть дружеские, деловые или общественные свя­зи, наконец, просто пообщаться.

ИСТОРИК: В эпоху раннего Средневековья особое внимание обращали на место за столом: чем выше положение и значение гостя, тем ближе сидел он к хозяину.

А вот о сервировке, как и о правилах пользования столовыми приборами, понятий практически не было: ели тогда в основном ру­ками, накладывая еду на ломти хлеба, заменявшие индивидуаль­ные блюда. Руки приходилось ча­сто вытирать. Для этого служили всё те же хлебные мякиши и, как ни странно, полы скатерти (не­смотря на то, что они обычно делались из довольно дорогих тканей).

Вопрос: Салфетки в те време­на тоже существовали, но служили они для другой цели. Какой?

— Похвастаться перед осталь­ными гостями её красивым оформлением

— Использовать сей предмет вместо веера

В них можно было завер­нуть угощение, которое гость же­лал забрать с собой

ВЕДУЩИЙ: Несмотря на то, что Кодекс рыцарской чести рег­ламентировал нормы поведения одного только сословия, именно он лёг в основу придворного эти­кета более позднего времени, ко­торый, в свою очередь, оказал су­щественное влияние на становле­ние этикета наших дней. Но он был не единственным появившимся в Средние века.

В период укрепления абсолют­ной монархии, когда вместо сотен маленьких княжеств на террито­рии Европы начинают возникать крупные государства, меняется быт придворной жизни. Это уже не «рыцарские пиры» времён короля Артура с их грубоватой простотой и безыскусностью, а строго кано­низированная, пышная, чопорная церемонность.

ИСТОРИК: В Средние века го­ворили: «Церемонен, как испа­нец». Действительно, именно ис­панцам принадлежит пальма пер­венства в этом разделе. Первый трактат по правилам поведения для священнослужителей и мона­хов был издан в 1204 г. испанским священником Педро Альфонсо.

Назывался он «Дисциплина клерикалис» («Воспитание духовен­ства»). Трактат содержал правила поведения за столом, обучал, как вести беседу, принимать гостей и тому подобное. Книга предназ­началась для монахов и священ­ников, но её установления на­столько выходили за рамки мона­стырской жизни, что она стала пользоваться успехом и у светско­го населения. Позднее на основе этого трактата стали выходить по­собия по правилам хорошего то­на для светских лиц, представите­лей различных сословий, однако основные нормы этикета были ад­ресованы придворным, членам высшего общества.

ВЕДУЩИЙ: Начиная с XV в. всё большее влияние на развитие за­падноевропейского этикета ока­зывал чрезвычайно усложнивший­ся церемониал королевских дво­ров. Сначала это были испанские и бургундские ритуалы, затем, с развитием абсолютизма, глав­ную роль начала играть Франция, не только в связи с политическим могуществом страны, но и благо­даря расцвету науки, культуры, моды.

В это время этикет становится настолько сложным, что при дво­рах появляется специальная долж­ность церемониймейстера, сле­дившего за выполнением всех его тонкостей и строжайшим образом регламентировавшего всю двор­цовую жизнь. Члены семьи монар­ха и придворные должны были в определённый час вставать, точ­но указывалось, кто должен был присутствовать при одевании мо­нарха, подавать предметы его ту­алета, сопровождать его во время прогулки и т. д.

ИСТОРИК: Известны случаи, когда строгое соблюдение этике­та приводило к человеческим жертвам.

Однажды в камине, возле кото­рого сидел испанский король Фи­липп III, слишком сильно разгорел­ся огонь. Придворный, имевший право передвигать кресло монар­ха, отсутствовал. Несмотря на то, что пламя уже обжигало лицо и за­горелись кружева на одежде ко­роля, он не позволил никому из присутствующих поставить за­слонку и не отодвинулся сам. По­лучив сильные ожоги, Филипп III через несколько дней умер.

В аристократической Западной Европе строгость придворного этикета приводила подчас и к ку­рьёзным ситуациям. Однажды Лю­довик XIII зашёл поговорить о де­лах к кардиналу Ришелье, который в то время был болен и не мог под­няться с кровати. По правилам этикета король не мог во время разговора стоять или сидеть, ес­ли подданный в это время лежал.

Вопрос: Как поступил Лю­довик?

— Заставил Ришелье поднять­ся с кровати

— Решил не следовать прави­лам этикета

Лёг рядом с Ришелье

ВЕДУЩИЙ: С наступлением эпохи Просвещения этикет пере­стал быть достоянием избранных. Стали появляться и расходиться большими тиражами книги о куль­турном поведении в обществе. Хо­рошие манеры уже не были отли­чительным признаком аристокра­тии, а начали цениться и в других слоях общества. И если требова­ния придворного этикета со вре­менем становились всё более сложными и запутанными, то в средних слоях общества зароди­лось стремление к демократиза­ции норм поведения, подчинению их актуальным жизненным требо­ваниям и целесообразности. Именно эта тенденция и по сей день играет значительную роль в формировании норм этикета, принятых в странах современной Европы.

А как же развивался этикет в России?

История его в нашей стране уходит своими корнями в глубо­кую древность. Будучи в культур­ном отношении преемницей Ви­зантийской империи, Русь поза­имствовала немало ценного из традиций и обычаев владык Кон­стантинополя, чей двор всегда от­личался пышностью ритуалов и особой изысканностью манер.

Как известно, важную роль в становлении русской культуры, в том числе и культуры поведения, сыграло принятие в X в. христиан­ства. Богатейшее духовное насле­дие православия оказало огром­ное влияние на формирование норм нравственности.

ИСТОРИК: Особое место в древнерусской культуре занимал литературный памятник XII в., на­писанный великим киевским кня­зем, — «Поучение Владимира Мономаха», где были впервые письменно зафиксированы прави­ла поведения. Вот некоторые из них: «Куда ни пойдёте по своей земле, нигде не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам обижать жителей ни в селениях, ни в по­лях... где ни остановитесь в пути, везде напоите и накормите всяко­го просящего... чтите гостя, отку­да бы к вам ни пришёл, — простой ли человек, или знатный, или по­сол, — ...угостите пищей или пи­тьём... Больного посещайте, мёрт­вого пойдите проводить... Не пройдите мимо человека, не при­ветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово...»

ВЕДУЩИЙ: К сожалению, по­следовавшие несколько веков монголо-татарского ига и фео­дальной раздробленности приве­ли к упадку нравов и духовной жиз­ни в целом. Она начала возрож­даться лишь в XVI—XVII вв., когда с распространением книгопечата­ния стали появляться первые по­собия, так или иначе касавшиеся вопросов этикета.

ИСТОРИК: К таковым отно­сится, например, «Книга, называ­емая Домостроем», которая со­держала в себе «полезные сведе­ния, поучение и наставление всякому христианину — и мужу, и жене, и детям, и слугам, и слу­жанкам». Сокращённое название этого уникального сочинения — «Домострой». Авторство оконча­тельного текста произведения связывают с именем сподвижни­ка и наставника Ивана Грозно­го благовещенского иерея Силь­вестра.

Автор «Домостроя» разработал своеобразный кодекс поведения горожанина, которым он должен был руководствоваться. Эта кни­га охватывала все стороны жизни людей: учила, как относиться к церкви и власти, членам семьи и прислуге, как воспитывать детей и вести домашнее хозяйство, как встречать гостей и наносить от­ветные визиты.

ВЕДУЩИЙ: Конечно, эти на­ставления содержат много патри­архального, того, что кажется нам сегодня грубым и неприемлемым, особенно в вопросах семейных от­ношений. Однако «Домострой» всё же сыграл очень важную роль в становлении культуры поведе­ния в России.

Приблизить нравы и обычаи российского общества к европей­ским стандартам попытался в на­чале XVIII в. Пётр I, немало путе­шествовавший. Он безжалостно боролся с любыми проявлениями «азиатчины», насаждая западные традиции, порой даже насильст­венными методами.

ИСТОРИК: Во времена Петра I происходило значительное изме­нение устоявшихся в России обы­чаев и правил поведения. Одежда допетровских времён сохранилась только у низших сословий — кре­стьян и купцов. В высшем обще­стве модными стали наряды евро­пейского типа. Пётр также издал указ о том, что все бояре должны остричь свои длинные бороды. В виде исключения бороду можно было сохранить, но лишь выпла­чивая за это довольно внушитель­ный штраф. В моду вошли пышные парики западного образца.

При Петре I значительно изме­нилось положение женщин в Рос­сии. Если раньше жёны и дочери придворных сидели по домам, то теперь они стали присутство­вать на различных придворных приёмах и праздниках.

Несмотря на свою бурную по­литическую деятельность и посто­янную занятость, Пётр I был боль­шим любителем развлечений. По поводу и даже без него импе­ратор часто закатывал пир, кото­рый мог продолжаться несколько дней. Со временем вошли в моду так называемые ассамблеи — приёмы, на которые приглашались знатные особы вместе с жёнами. Во время этих празднеств гости танцевали, пировали, играли в шахматы, шашки (игру в карты император не поощрял). Помимо пиршеств стали популярны воен­ные парады, маскарады, морские и речные прогулки.

Вопрос: Какой языческий пра­здник, не принимавшийся право­славной церковью, при Петре от­мечали с особым размахом?

Масленица

— День Ивана Купала

— Русальная неделя

ВЕДУЩИЙ: Именно при Пет­ре Великом, в 1717 г., вышла в свет книга о хороших манерах под на­званием «Юности честное зерца­ло, или Показания к житейскому обхождению». Этот труд был ад­ресован в первую очередь моло­дёжи и в доступной форме расска­зывал о правилах поведения в об­ществе.

Монарх озаботился воспитани­ем молодых дворян, которым пред­стояло стать активными исполни­телями его планов. Немаловажно, что значительное их количество получало высокие должности в ар­мии и административных структу­рах, направлялось для обучения и с различными поручениями за границу. Естественно, что именно им Пётр стремился привить хотя бы начальные навыки европейско­го этикета.

По сути, книга являлась воль­ным пересказом правил поведе­ния, заимствованных из различных европейских аналогов. Подлинный автор неизвестен, но имеются све­дения, что в её подготовке активно участвовал Яков Брюс — один из самых образованных сподвижни­ков Петра.

ИСТОРИК: По правилам хоро­шего тона, предписывавшимся книгой, дворянину запрещалось «рот разиня ходить, яко лениво­му ослу»; в церкви надлежало «очи свои и сердце весьма к Богу обратить и устремить, а не на женский пол».

Много внимания уделялось по­ведению за столом: рекомендова­лось сидеть прямо, не хватать пер­вым яства с блюда, не вытирать рот рукой, не ковырять в зубах но­жом, не чертить вилкой по тарел­кам и скатерти, не разговаривать во время еды и других «грубых действий» не совершать.

Кроме того, воспитанному дворянину полагалось, напри­мер, быть всегда вежливым и уч­тивым, знать иностранные языки, уметь красноречиво говорить, с почтением относиться к стар­шим и т. д.

Книга практически сразу же стала бестселлером, тираж разо­шёлся очень быстро. В течение го­да пришлось её печатать ещё дважды. Сколько же всего раз «Юности честное зерцало» пере­издавалось в течение XVI11—XIX вв., теперь и подсчитать трудно. Имен­но на этом своде правил было вос­питано несколько поколений рос­сийских дворян.

ВЕДУЩИЙ: В послепетров­ское время ведущим сословием в России было дворянство. Пыш­ность, роскошь, сословная замк­нутость, преобладание формаль­ной стороны над содержанием — все эти признаки были отражены в дворянском этикете второй по­ловины XVIII в. Законодателем роскоши и блеска господствую­щего класса стал императорский двор, оказывающий решающее влияние на правила поведения всех слоёв общества до середи­ны XIX в.

ИСТОРИК: В середине XVIII сто­летия в России появились издания, затрагивающие тему хороших ма­нер: журнал «Приятное с полез­ным», который выпускали сотруд­ники Петербургского кадетского шляхетского корпуса; сборник «Нравственная энциклопедия» (1804), где были даны объяснения таких понятий, как доброта, за­висть, гнев, печаль; неоднократно переиздававшаяся книга Л.И. Со­колова «Светский человек, или Ру­ководство к познанию светских при­личий и правил общежития, приня­тых хорошим обществом» и т. д.

Эти издания были универсаль­ными и давали советы на все слу­чаи жизни: как содержать хозяй­ство, имея небольшой доход; как вести себя вне стен своего дома, в гостях у знакомых или у чужих людей. Рациональность в поведе­нии, разум, обдуманность поступ­ков, забота и внимание к окружаю­щим — вот лейтмотив этих настав­лений.

Большое внимание в пособиях по этикету того времени уделя­лось искусству нравиться и распо­лагать к себе людей. Оно предпо­лагало взаимную услужливость, внимательность, готовность по­жертвовать некоторыми удобст­вами ради окружающих, тактич­ность. Такт являлся одним из важ­нейших условий пребывания в свете.

ВЕДУЩИЙ: К концу XIX в., ког­да дворянство стремительно утрачивало свои позиции в обще­стве, нравы стали значительно свободнее. Многие требования этикета, ранее казавшиеся незыб­лемыми для дворян, стали терять обязательность.

ИСТОРИК: Сформировавший­ся к началу XX в. этикет стал до­статочно простым, без излишне­го пафоса. В моде были офици­альные и семейные визиты, в течение зимы — обязательно балы, на которых девушки обычно знакомились со своими избран­никами. Также были распрост­ранены поездки в театр, прогулки в парках, катания в праздники. Возрождение всемирных Олим­пийских игр способствовало распространению увлечения раз­личными видами спорта. Даже низшим сословиям стали до­ступны некоторые виды развле­чений, в частности цирк и кине­матограф.

ВЕДУЩИЙ: В дальнейшем этикет в России претерпевал раз­личные изменения, постепенно приближаясь к своему современ­ному состоянию. На его развитие существенно повлияли социаль­ные потрясения начала XX в.: две революции, Первая мировая и Гражданская войны. После 1917 г. был период, когда этикет считался «выдумкой буржуазии», бессмысленным нагромождени­ем нелепых правил, только ослож­няющих жизнь и потому совер­шенно ненужных.

В настоящий момент правила этикета в России в очередной раз претерпевают изменения. Появ­ляются новые его виды: деловой этикет, этикет в различных сферах профессиональной деятельнос­ти (медицинский, юридический, воинский, сетевой этикет бизне­са и т. д.), компьютерный.

Однако это не касается основ культурного поведения в общест­ве, ведь вежливость не может ус­тареть. А самый главный принцип, известный как «золотое правило нравственности», так же, как и много столетий назад, гласит: «Поступай с людьми так, как хо­чешь, чтобы поступали с тобой».

ВАЖНЫЕ  МЕЛОЧИ ПОВСЕДНЕВНОГО ЭТИКЕТА

(Брейн-ринг)

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • два стола, по шесть стуль­ев вокруг каждого;
  • гонг;
  • секундомер;
  • таблички с названиями ко­манд;
  • два свистка;
  • музыкальное сопровожде­ние;
  • выставка книг по теме.

ВЕДУЩИЙ (1): Сегодня вряд ли найдётся человек, которому было бы совершенно безразлично, как его воспринимают окружающие и что о нём думают. А ведь произво­димое на других впечатление зави­сит в первую очередь от того, как выглядит и ведёт себя человек. Из­бежать неловких и нелепых ситуа­ций, конфликтов и раздражения в общении помогает знание этикета.

Современный этикет — это своеобразный кодекс хороших ма­нер и правил поведения. Знание его позволяет человеку произве­сти приятное впечатление своим внешним видом, манерой гово­рить, умением поддерживать бе­седу, вести себя за столом.

ВЕДУЩИЙ (2): А знаете ли вы правила современного этикета? Чтобы это проверить, мы пригла­шаем вас на наш брейн-ринг, ко­торый называется «Важные мело­чи повседневного этикета».

Правила следующие. Игра со­стоит из шести раундов, в каж­дом — по шесть вопросов. После жеребьёвки определятся первые две команды, которым придётся сразиться. Ведущий зачитывает вопрос, и команды дают на него ответ не позднее чем через мину­ту после удара гонга.

Право ответа принадлежит команде, которая первой подаст сигнал.

В случае фальстарта (сигнал поступил до удара гонга) команда лишается права дать ответ на по­ставленный вопрос.

Если ответ правильный, коман­да получает одно очко, если нет, вторая команда продолжает об­суждение и по прошествии мину­ты отвечает.

Если правильного ответа' не да­ла ни одна из команд, ведущий его зачитывает и объявляет следую­щий вопрос. Победителем раунда является команда, набравшая наибольшее количество очков. Она играет в следующем раунде с очередной командой. Игра про­должается до тех пор, пока не вы­явится абсолютный победитель.

Следить за игрой будет жюри. (Представляются члены жюри.)

Итак, игра начинается.

ВЕДУЩИЙ (1): «Здоров ли ваш скот?» — эту странную фразу произносят при встрече монголы. Представители африканского пле­мени зулусов говорят при встре­че: «Я тебя вижу». А мы по-русски говорим просто: «Здравствуйте!», то есть желаем нашему знакомому здоровья. Во все времена верхом невоспитанности и неуважения к окружающим считалось, если че­ловек уклоняется от приветствия или не отвечает на него.

ВЕДУЩИЙ (2): Приветствие — обычай, пришедший к нам из древних времён, с которым мы, пожалуй, чаще всего встречаемся в повседневной жизни. Слова при­ветствия каждый из нас произно­сит по нескольку раз в день. С них начинается любой разговор, и именно они задают тон всему дальнейшему общению.

Умению приветствовать посвя­щены вопросы этого раунда.

Раунд «Здравствуйте, или Искусство приветствовать друг друга»

1. Кто первым здоровается при входе в помещение? (Первым всегда здоровается входящий, не­зависимо от пола и возраста.)

2. Кому можно сказать: «При­вет!»? (С этим словом можно об­ратиться к своим добрым знако­мым, одноклассникам, ровесни­кам, но никак не к человеку старшего возраста, руководите­лю, преподавателю.)

3. Кто должен здороваться первым — старший по возрасту или младший?(Младший.)

4. Каково общее правило ру­копожатия? (Рукопожатие — один из наиболее привычных этикетных жестов. Это знак миролюбия и от­крытости. Принято общее прави­ло: старший является инициато­ром рукопожатия.)

5. Вы пришли по приглаше­нию, но в доме уже много гостей. Ваши действия? (Подать руку хо­зяйке и хозяину, а остальным, слегка поклонясь, сказать: «Здрав­ствуйте».)

6. Если к вам домой пришли друзья и вы хотите познакомить их с родителями — кого кому пред­ставлять? (Друзей родителям.)

ВЕДУЩИЙ (1): Внешний вид играет значительную роль в воз­никновении симпатии или антипа­тии при встрече с человеком. Ве­ликий испанский писатель Мигель де Сервантес в своё время сказал: «Платье облачает и разоблачает человека». Актуален этот афоризм и сегодня. Хотим мы этого или нет, но одежда несёт окружающим значимую информацию о нас, о наших вкусах и даже, как утверж­дают специалисты, о чертах харак­тера.

ВЕДУЩИЙ (2): Однажды к знаменитому французскому ку­тюрье Пьеру Кардену обратились с вопросом, какого человека мож­но считать хорошо одетым. На что он ответил: «Хорошо одетым мож­но считать человека, который счи­тается с собой и другими».

А знакомы ли правила этикета в одежде вам?

Раунд «Встречают по одёжке...»

1. Каковы главные требования к одежде? (Основное правило, которое нужно соблюдать при выборе одежды, — это соответст­вие её времени и обстановке.)

2. Как должны сочетаться от­дельные детали костюма между собой? (Отдельные части костю­ма всегда должны гармониро­вать.)

3. Сколько цветов одновре­менно можно сочетать в своей одежде? (Не более трёх цве­тов.)

4. Стоит ли надевать шляпу с вечерним платьем? (Шляпу с ве­черним платьем надевать не при­нято.)

5. Может ли мужчина снять пиджак и остаться в жилете? (Нет, снимая пиджак, снимают и жилет.)

6. Подбирая украшение к сво­ей одежде, необходимо руковод­ствоваться... Чем? (Чувством меры.)

ВЕДУЩИЙ (1): Умение прини­мать гостей — это искусство. Классик английской литературы Оливер Голдсмит писал, что «...всякое блюдо становится вкус­нее, когда приправой ему служит гостеприимство». Действительно, радушный приём — вот то необ­ходимое, что непременно должно быть предложено гостям.

ВЕДУЩИЙ (2): Существует множество правил этикета, регла­ментирующих приём гостей и на­несение визитов. Вот некоторые из них...

Раунд «Гость в дом — радость в нём»

1. Что значит быть хорошим хозяином (хозяйкой)? (Чтобы ут­вердить себя хорошим хозяином или хозяйкой, не обязательно по­ражать гостей шикарным интерь­ером, дорогой посудой или бога­тым угощением, главное быть гос­теприимным.)

2. Можно ли приходить в гости без предупреждения? (Нет, визит без предупреждения допустим только в случае крайней необхо­димости.)

3. Если по какой-то причине ты не можешь принять приглашение, как поступить, чтобы не обидеть приглашающего? (Извиниться и обязательно назвать причину от­каза.)

4. Прилично ли опаздывать в гости? Если вы опоздали, следу­ет ли объяснять причину опозда­ния? (Опаздывать неприлично, но если по какой-то причине вы задержались, объяснить её хо­зяину дома необходимо.)

5. Продолжите изречение ко­роля Людовика XIV: «Точность — вежливость королей и...» (Долг всех добрых людей.)

6. Можно ли приносить с со­бой в гости торт, фрукты, сладо­сти? Если хозяйка получила в по­дарок коробку конфет, что она с ней будет делать? (Да. Получен­ные в подарок фрукты, сладости, торт предлагаются всем.)

ВЕДУЩИЙ (1): Застолье из­давна является неотъемлемым эпизодом многих праздников и ритуалов, в том числе и ритуала приёма гостей.

По сравнению с другими пра­вилами этикета застольные обы­чаи — самые непостоянные. Было время, когда в так называемом «высокопоставленном» обществе пищу брали руками из общей чаш­ки, а удовлетворение от еды и по­хвалу хозяину выражали громким причмокиванием. То, что в наши дни считается неприличным, ког­да-то было проявлением вежли­вости.

ВЕДУЩИЙ (2): С течением времени изменилось многое: и правила сервировки, и порядок организации застолья, и понятия вежливости. Но, как и в прежние времена, совместное принятие пищи призвано скрепить связи между людьми, объединить их. Вопросы этого раунда...

Раунд «Прошу за стол!»

1. Когда можно сесть за пра­здничный стол? (После приглаше­ния хозяйки дома.)

2. Что делать, если вы уронили на пол нож или вилку? (Извинить­ся и попросить у хозяйки другой прибор.)

3. Как нужно брать хлеб: вил­кой или рукой? (Только рукой.)

4. Зачем иногда на празднич­ном столе нужны маленькие мисочки с водой и ломтиком лимона? (Чтобы ополоснуть пальцы.)

5. Как показать во время зва­ного обеда, что вы закончили есть и тарелку с прибором можно уно­сить? (Сложить приборы на тарел­ке параллельно, ручками в правую сторону.)

6. Что делать с ложечкой по­сле того, как сахар в чашке с чаем или кофе размешан? (Вынуть из чашки и положить на бумажную салфетку.)

ВЕДУЩИЙ (1): В современ­ном мире на счету каждая минута, и многие вопросы сегодня при­вычнее решать по телефону. Его использование позволяет эконо­мить время. С помощью одного звонка можно заказать билеты в театр или на поезд, договорить­ся о встрече, уточнить информа­цию и многое другое.

ВЕДУЩИЙ (2): Соответствен­но с появлением телефона возник­ли и правила, которых необходи­мо придерживаться при общении. Умение грамотно вести телефон­ную беседу — важная особенность современного человека. Соблю­дая правила этикета при телефон­ном разговоре, вы демонстриру­ете общую культуру, образован­ность. А знаете ли вы эти правила?

Раунд «У меня зазвонил телефон»

1. В какое время можно зво­нить кому-либо по телефону? (С 9 до 22 часов, если вы не ого­ворили более раннее или позднее время звонка особо.)

2. Кто здоровается первым при разговоре по телефону? (По­звонивший, представившись.)

3. Если при разговоре по те­лефону прервалась связь, кто дол­жен перезвонить? (Позвонивший.)

4. Кто первым должен закан­чивать разговор по телефону? (Женщина в разговоре с мужчи­ной; старший в разговоре с млад­шим; при равных условиях — тот, кто звонил.)

5. Представьте себе, что вы находитесь в читальном зале биб­лиотеки и у вас неожиданно зазво­нил мобильный телефон. Как вы поступите? (Нужно выйти из зала и негромко переговорить с позво­нившим.)

6. Можно ли пригласить на день рождения по телефону? (Можно, но только очень близко­го друга.)

ВЕДУЩИЙ (1): Этикет в силу того, что в различных странах он развивался под большим влияни­ем местных национальных обыча­ев и традиций, имеет не только ис­торические, но и этнографические особенности. Так, в Турции приня­то принимать гостей в бане, а в Японии — постоянно извинять­ся перед гостями, что нечем уго­стить их (хотя стол ломится от яств), вежливость англичан прояв­ляется в точности, доходящей до педантизма, а в Латинской Аме­рике разговоры о жаре являются дурным тоном.

ВЕДУЩИЙ (2): Современный мир требует от человека специфи­ческих навыков поведения и об­щения, когда он оказывается в оп­ределённых ситуациях. Бывает ли он за границей, вступает ли в от­ношения деловые и личные, при­сутствует ли на дипломатиче­ских приёмах, презентациях или вернисажах, — ему необходимо налаживать контакты с людьми, говорящими на иных языках и свя­занными с далёкими, подчас эк­зотическими и непонятными куль­турами. Это формирует новые требования к поведению и изуче­ния не только своей культуры, но и иных. Знаете ли вы особенно­сти этикета той или иной страны?

Раунд «По странам и континентам»

1. Каких слов в разговоре обычно избегают японцы? («Нет», «не знаю», «не могу».)

2. В какой стране этикет не позволяет опаздывать даже к обе­денному столу в собственном до­ме? (В Англии.)

3. Какую страну отличают та­кие качества, как пунктуальность, дисциплинированность, исполни­тельность, педантичность и ра­ционализм? (Германию.)

4. Назовите страну, где нель­зя наносить визиты в часы после­обеденного отдыха. (Испания.)

5. В какой стране при встрече со знакомыми принято сначала спрашивать о здоровье детей, а потом уже об их самочувствии? (В Италии).

6. По этикету какой страны во время чаепития положено улы­баться и говорить только о хоро­шем? (По китайскому.)

ВЕДУЩИЙ (1): Наша игра по­дошла к концу. Сегодня вы узнали много нового и интересного об этикете. Но хотелось бы заметить, что даже самое строгое следова­ние безликим схемам поведения не является главным. Более важ­но искреннее, радушное и доброе отношение к людям. Ведь если все мелочи этикета не подкреплены внутренней воспитанностью и вы­сокой нравственностью, то вряд ли от него будет много пользы ок­ружающим нас людям.

Подведение итогов игры.

ЛИТЕРАТУРА

Буровик, К. Родословная ве­щей / К. Буровик. — М.: Знание, 1991. —231 с.

Всё об этикете. Книга о нормах поведения в любых жизненных ситуациях / ред. А. Крупенин. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 384 с.

Еланская, А. Секрет твоего ус­пеха. Этикет и искусство общения / А. Еланская. — М.: Махаон, 2007. — 192 с.: ил.

Кобзева, В. Этикет в вопросах и ответах/ В. Кобзева. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. — 288 с. — (Гранди­озный мир).

Мирзоян, А. Мир этикета: эн­циклопедия / А. Мирзоян. — Челя­бинск: Урал LTD, 2000. — 405 с.

С этикетом по пути / ред.-сост. Л.И. Жук. — Минск: Красико-Принт, 2011. — 128 с. — (Праздник в школе).

Энциклопедия этикета / сост. О.И. Максименко. — М.: ACT; Аст­рель, 2001. — 512 с.

Интернет-источники:

http://etiquetterules.ru/

http://middleagestoday.com/ru/

http://www. knigge.ru/

http://www.normaetiketa.ru/

Лариса ЗАПАЩИКОВА, методист Челябинской областной юношеской библиотеки