Тихомирова И. Воспитательный потенциал литературной классики / И. Тихомирова // Школьная библиотека. – 2010. – № 2. – С. 32-37.

Шесть-семь лет занятий классической литературой сообщают уму такое благородство, такое изящество, силу и красоту, которых не достичь никакими иными средствами.

Анатоль Франс

В 2009 году в Москве начал выходить журнал «ЛитГид» с подзаголовком «О хороших книгах». В нем помещены материалы ин­тервью с достойными людьми, которых нельзя уп­рекнуть в дурном литературном вкусе. Разговор шел о книгах, оставивших глубокий след в их сердце и памяти. Беседа велась с писателями, режиссерами, актерами, учеными, деятелями ки­но, политиками.

Среди их были Армен Джигарханян, Николай Дроздов, Валерий Золотухин, Карен Шахназаров и другие.

Одним из вопросов, обращенных к ним, был такой: «Какая любимая книга Вашего детства?»

Назовем несколько книг, наиболее часто упо­минаемых в ответах.

На первом месте — сказки А. Пушкина, за ними следуют сказки Р. Киплинга, П. Бажова, «Тысяча и одна ночь», «Аленький цветочек», русские народ­ные сказки, «Маленький принц» А. де Сент-Экзю­пери, «Приключения Незнайки» Н. Носова.

За сказками идут произведения А. Гайдара, Дж. Родари, «Отверженные» В. Гюго, «Алиса в стране чудес», «Питер Пэн», «Три мушкетера» и еще много других. Все названные читателями книги принадлежат к детской классике, среди них нет ни одной случайной, выпавшей из ряда приз­нанных образцов литературы для детей.

Хотя можно заранее предположить, что читали эти люди в детстве не только классику. Наверняка были среди них и «книги серии чепухи». Но запом­нились и вошли в ранг любимых только класси­ческие. Напрашивается вывод: именно лучшие художественные произведения, прочитанные в детстве, оставляют неизгладимый след в душе и памяти человека на всю жизнь, благотворно влия­ют на внутренний мир читателя, читаются и пере­читываются неоднократно в течение жизни. Ста­новится понятным, почему именно классическая литература испокон веков используется педагогами и родителями в качестве воспитательного материала, способного учить, не уча, действовать надушу ребенка, стимулировать мысль и чувство. Примером может служить книга «Русские пи­сатели как воспитательно-образовательный ма­териал для занятий с детьми» известного педаго­га конца XIX века, редактора журналов «Детское чтение» и «Воспитание и обучение», Виктора Пет­ровича Острогорского.

Он показал, что на произведениях класси­ков ребенок приучается «честно мыслить и чувствовать сам, исходя из честных мыслей и чувств лучших людей родины».

Говоря о воспитательном значении классики для детей, Острогорский предупреждал о бесполезности выис­кивания в произведениях голой мора­ли. Он полагал: «Морали эти, как бы явно и просто они ни выражались, лег­ко ускользают из детской памяти, в ко­торой остается один, поразивший во­ображение, образ».

Вот почему на первом месте оказывается русская классическая литература — образец мышления в образах.

И еще одно соображение руководило им, ког­да он предлагал читать великие произведения. Понимая воспитание как «подготовление» к ис­полнению деятельности для блага людей, кото­рое он назвал «жизнью недаром», Острогорский считал необходимым давать детям нечто проч­ное, основательное, что никогда не стареет и нау­чает читателя уважать высшие стремления чело­веческого духа. Такими как раз и являются произ­ведения, созданные творчеством классиков. «Мы не знаем ни одного человека, — говорил он, — ко­торого испортило бы в детстве чтение классических писателей, но зато скольких укрепило оно для жизни, показав впереди цели благородные, скольких отвратило от пороков среды!»

Осознание великого значения лучших литера­турных творений для развития детей и юношест­ва, для подготовки их к жизни не ушло в прошлое.

В своей Нобелевской лекции Александр Исаевич Солженицын утверждал: «Един­ственный заменитель не прожитого нами опыта — литература». Она способна пережи­тое писателем делать достоянием читателя и тем самым умножать его жизненный опыт. Подтверждает это и признанный философ ис­кусства Юрий Лотман в своей книге «Воспита­ние души». «Искусство, — говорит он, — не “летом вкусный лимонад”, а возможность пе­режить непережитое, возможность приоб­рести опыт там, где нет опыта».

Он назвал литературу второй действитель­ностью. Характерной особенностью этой действительности является то, что она пропуще­на сквозь призму сознания художника, одухотво­рена его собственной мыслью, в ней присутству­ет душа художника, помогающая читателю вгля­деться и в собственную душу, обратить глаза внутрь самого себя.

Дети находятся в том возрасте, ког­да за плечами большинства нет еще годов собственных испытаний и ис­каний, нет собственного понимания человеческих судеб и характеров людей. Не имеющие жизненного опыта дети не различают подлинных ценностей ни в реальной жизни, ни в литературе.

За образец для подражания они могут выбрать «гламурненькое», а великое — не замечать.

Все упирается в воспитание человека, в его очеловечивание. Но на пути к этому на неок­репшие юные души ныне обрушилось тиражиро­ванное псевдоискусство под названием «массо­вая культура», среди которой немало антикульту­ры. Книжные прилавки заполонили разного рода ужастики, триллеры, книги про ведьм, мутантов, колдунов. Их иногда сравнивают с незапрещенным сильно действующим наркотиком, потребля­емым миллионами. Не имея иммунитета против воздействия такого «искусства», юное поколение дегуманизируется, теряет способность воспри­нимать подлинные художественные ценности, а вместе с этим — отличать добро от зла. Традици­онный репертуар детского чтения вытесняется произведениями деструктивного направления, не ведущими ребенка к жизни, а уводящими от нее. Такое чтение сопровождается падением культуры чтения. Читательского развития даже у читающих детей в этом случае не происходит: оно начинает буксовать или двигаться вспять. Ребенок теряет способность видеть в книге опосредованный об­разами учебник жизни, что ведет к отрицанию ро­ли искусства в гуманизации подрастающего поко­ления.

Иммунитет вырабатывается в процессе при­общения к подлинной литературе с ранних лет. Она всегда гуманна и пронизана духом человеч­ности.

Нравственные ценности, распыленные в тыся­чах литературных произведений, открывают чита­телям правду о мире, о взаимоотношениях лю­дей, о внутренней жизни человека. Читатель ви­дит, как себя ведут герои в определенных жизненных ситуациях, что получается в результа­те их действий, и делают выводы, которые за­крепляются в их «памяти сердца». Вызывая у чи­тателя ассоциации, художественное произведе­ние мобилизует его опыт, направляет взор внутрь самого себя.

Огромное значение в деле влияния художе­ственного произведения на внутренний мир читателя имеет катарсис — сильная эмоцио­нальная реакция на прочитанное, граничащая с потрясением.

Вспомним реакцию Гете на произведение Шекспира: «Первая же страница Шекспира, кото­рую я прочитал, покорила меня на всю жизнь, а одолев его первую вещь, я стоял как слепорож­денный, которому чудотворная рука вдруг даро­вала зрение». Уместно при этом заметить, что Ге­те родился через 133 года после смерти Шекспи­ра, в другой стране и в другую эпоху. А глаза на себя и окружающую жизнь ему раскрыл Шекспир.

Говоря о катарсисе, надо разделить мнение В.А. Левидова, автора книги «Художественная классика как средство духовного возрождения» (1996), который сказал: «Состояние катарсиса воспитуемых при воздействии на них художест­венного произведения — высший результат и высшая оценка творческого труда педагога» (с. 114). В качестве подтверждающего примера он привел отрывок из воспоминаний В. Королен­ко о своем учителе Авдееве, который прочитал на уроке «Два помещика» из «Записок охотника» Тургенева, прочитал так, что с этого дня художе­ственная литература перестала быть в глазах уче­ников только развлечением, а стала увлекатель­ным и серьезным делом.

Авдеев сумел зажечь и раздуть душевные эмо­ции в яркое пламя. Все, что он читал, говорил и делал, приобретало в глазах учеников особенное значение. Зажечь и раздуть эти душевные эмоции в яркое пламя, опираясь на конкретность искусства слова, и есть главная установка руководи­теля чтением в разговоре с деть­ми о художественном произведе­нии. «С чувства должно идти вос­приятие искусства, через него оно должно идти, без него оно невоз­можно», — писал выдающийся психо­лог Б.М. Теплов.

Но воздействие великих произведений не совершается само собой. Оно осуществляет­ся лишь при готовности человека к сотворче­ству, к сопереживанию, к эмоциональному вовлечению в жизнь литературных героев и в те нравственные проблемы, которые они ре­шают. Главное здесь — проникновение в глубинные мотивы поведения персонажа (человека), понимание тех пружин, которые предопределяют его действия. Если исти­ны в науке даются в готовом виде, то исти­ны искусства, открывающие истины жиз­ни, индуктируются в самом читателе.

В этом отношении показательно высказы­вание историка В.О. Ключевского о влиянии на него и его друзей романа «Евгений Оне­гин». «Мы впервые учились, — говорил он, — наблюдать и понимать житейские явления, формулировать свои неясные чувства, разби­раться в беспорядочных порывах и стремле­ниях. Это был для нас первый житейский учебник, который мы робкою рукой начинали листать, доучивая свои школьные учебники; он послужил нам “дрожащим, гибельным мостком”, по которому мы переходили через кипучий темный поток, отделявший наши школьные уроки от первых житейских опы­тов»[1].

Вопрос о чтении художественных произведе­ний как «житейских учебников», как этики в действии методист И.Н. Тимофеева назвала «вопросом вопросов»: «Если, — говорила она, — подрастающее поколение не видит в книге учеб­ника жизни, то это свидетельствует о базовой эстетической неразвитости, которая ведет к фактическому отрицанию культурной миссии ли­тературы как важнейшего средства самоусовер­шенствования человека»[2].

В совершении ребенком жизненных открытий в художественном произведении огромное значение имеет помощь взрослого. Будь то учитель, ро­дитель или библиотекарь. Сама практика воспита­ния средствами искусства слова — тоже искус­ство. Психолог в области эмоций В.П. Симонов об­ратил внимание на два обстоятельства деятельности воспитания, которые сохраня­ют черты сходства с творчеством художника.

Первое: Воспитание, как и искусство, призва­но воздействовать на подсознание и сверхсозна­ние. Подлинная воспитанность предполагает не одно лишь знание норм, не соблюдение приня­тых в обществе правил, а невозможность наруше­ния принципов, ставших внутренним регуля­тором действий и поступков.

Второе: Необходимо раз­личать «технологию воспита­ния», более или менее уни­версальную (свод правил), и воспитание как творчество, ори­ентированное на каждого конк­ретного воспитанника. Интуиция, неожиданный «ход», единствен­ный в данном случае прием, всегда должны быть в арсенале подлинно талантливого воспитания. Именно на базе и с помощью механизмов имитационного поведения осущес­твляется та интериоризация соци­альных норм, которая превращает эти внешние по своему происхождению нормы во внутренние ре­гуляторы поведения, именующиеся совестью, чувством долга, зовом сердца и т.п.

О других педагогических задачах, имеющих также двойственный характер, говорил психолог А.Н. Леонтьев. Первую, способную регулировать поведение читателя, управлять жизненными про­цессами, он назвал «личностным смыслом», под которым понимал значение, которое открывает сам читатель в произведении для себя самого, для своего собственного поведения и осмысле­ния жизни[3].

Вторая задача — выражение открытого лично­стного смысла в общении с другим человеком.

Установлено: чем сильнее затронуло про­изведение эмоции читателя, чем больше он открыл в нем для себя, тем больше потреб­ность поделиться с другими своим открыти­ем, оставить запись в дневнике, откликнуться отзывом о прочитанном.

«Душа, — пишет известный психолог и фило­соф В.П. Зинченко, — выявляется во взаимоотно­шениях между людьми. Чтобы такое произошло, необходим совершенно особый тип общения, в котором нет места самоутверждению партнеров. У них должна быть выработана доминанта (прис­тальное внимание) на лицо другого человека. Следствием такого общения является сочув­ственное понимание, проникающее до глубины души»[4].

Поставленные учеными задачи — своего рода теоретические вехи для практического исполь­зования в работе с детьми, касающейся чтения художественной литературы. Названные теоре­тические положения чрезвычайно важны для пе­дагогики воспитания и более всего для направ­ленности диалога взрослого с ребенком. Не раз­говоры о нравственности, а эмоциональное вовлечение аудитории в проблемные ситуации персонажей художественных произведений, открытие личностных смыслов, собственное от­ношение к словам и действиям литературных ге­роев, к тем проблемам, которыми они озабоче­ны, закладывает в подсознание читателя нрав­ственные принципы, берущие начало в библейских истоках.

Целостную систему воспитания чтением, вы­текающую из самой природы художественной ли­тературы и ее восприятия, способную исцелить человека «экологически чистым искусством», очертил в недавнем прошлом петербургский уче­ный В.А. Левидов в упомянутой книге «Художест­венная классика как средство духовного возрож­дения». За свой проект он получил авторское пра­во и стал одним из победителей конкурса 1992-1993 гг. по гуманитарным наукам фонда «Культурная инициатива». В.А. Левидов уверовал в уникальную силу художественной литературы, способной влиять на нравственные убеждения людей, силу более мощную по сравнению с любы­ми другими рациональными и дидактическими методами.

В решении проблемы воспитания сред­ствами художественной литературы он наме­тил ряд связанных между собой педагогичес­ких задач и действий. Перечислим некоторые из них применительно к детскому чтению.

1. Отобрать произведения детской худо­жественной классики с учетом возрастных потребностей детей и их жизненного опыта.

2. В отобранных произведениях выделить те ситуации, с какими или подобными им, мо­жет встретиться или уже встречался ребенок в реальной жизни. Вскрыть воспитательный по­тенциал этих ситуаций. Продумать, какие за­коны душевной жизни сконцентрированы в них. Определить тематический ракурс (мо­дуль), наиболее значимый и актуальный для нынешних детей, сквозь призму которого и бу­дут рассматриваться выбранные ситуации.

3. Путем продуманных вопросов вовлекать читателя в жизненные ситуации, изображен­ные в книге, опираясь при этом на его лично­стное отношение к проблемам, какими озабо­чены герои произведения.

4. Предложить читателю изложить свое отношение к ситуации и привести по воз­можности аналогичные примеры из жизни и искусства.

5. С помощью вопросов побудить читателя высказать свои соображения, почему прои­зошла ситуация, почему каждый из героев вел себя именно так, а не иначе, одинаковы­ми ли мотивами они руководствовались, как это сказалось или могло сказаться на других людях.

6. Проиграть разбираемую ситуацию мыс­ленно или в виде ролевой игры, с тем чтобы читатель мог представить себя на месте пер­сонажей и действовать с их позиции.

7. Начинать такого рода работу с самого раннего возраста, когда ребенок наиболее активно впитывает и осваивает нравственный опыт.

8. Учить языку искусства; воспитывать вкус к настоящей литературе; формировать имму­нитет к низкопробным книгам.

Проблематика великого произведения много­гранна, разом ее не охватить. Поэтому для обсуж­дения с детьми педагогу нужно выделить одну или две ситуации из произведения, наиболее значи­мые для ребенка данного возраста. Можно брать для этого небольшое произведение, например, рассказ или сказку. Вместе с ситуациями опреде­ляется нравственный аспект их рассмотрения, ак­туальный для данной аудитории в данное время. Такими аспектами могут быть дилеммы: добро и зло, правда и ложь, гуманность и бесчеловеч­ность, толерантность и нетерпимость, искушение и его преодоление, верность и предательство, милосердие и жестокость и многие другие, от ре­шения которых зависит жизнь каждого человека, личный успех и общественное признание. Тот или иной аспект, диктуемый содержанием произве­дения и потребностями читателей, надо заранее определить. Он и ляжет в основу вопросов для об­суждения, придаст разговору цельность, глубину, обусловит эмоциональную включенность читате­ля в текст, в детальное рассмотрение в человеке явного и скрытого, подлинного и мнимого. Если говорить о младшем школьном возрасте, то пора­зительно актуальны сегодня рассказы «Белый пудель» А.И. Куприна, «Дети подземелья» В.Г. Коро­ленко, «Максимка» К.М. Станюковича, «Детство Темы» Н.Г. Гарина-Михайловского, рассказы Д.Н. Мамина-Сибиряка и многие другие рассказы русских классиков. Произведения XIX века гово­рят нынешним детям о милосердии, любви, чело­веческом достоинстве, единении детей и взрослых и о многих других нравственных ценностях, которые вечны.

В.А. Левидов считал, что одна книга, какой бы талантливой она ни была, не воспитает в читателе нравственных убеж­дений. Для выработки «динами­ческого стереотипа» в образе мыслей и установок нужна под­борка книг определенной направ­ленности и художественного совер­шенства. Здесь на помощь читателю должна прийти рекомендательная библиография. Из последних из­даний, в которых сделана под­борка книг по тематическому признаку, можно назвать пособие И.Н. Тимофеевой «Дети. Время. Книга» (2009), Т.И. Михалевой «Сов­ременный подросток в современном мире» (2007), М. Костюхиной «Детская литература о проблемах детства» (2003).

Во всех этих книгах освещен круг типичных проблем детской жизни, от­раженных в произведениях детских пи­сателей. Подборку книг определенной тематики и нравственной направленности можно найти и в серийных изданиях. Так, издательство Российской ака­демии государственной службы при Президенте Российской Федерации, издающее фундаментальную научную литературу, принялось за издание се­рии содержательных и в то же время ув­лекательных книг для детей «Люблю свое Отечество». Сюда вошел роман Инны Гофф «Юноша с перчаткой», сказка Вениамина Каверина «Летающий мальчик», ро­ман Радия Погодина «Я догоню вас на небесах» и другие. Все они ненавязчиво поучительны и написаны великолепным русским языком. А звучание русского слова — сильнее гимна и флага влияет на чувство Родины.

В чем же особенность разработайного В.А. Левидовым способа, чем он отличается от многих других методик работы с книгой? Тем, что он изна­чально нацелен на воспитание, на развитие в чи­тателе человечности. В поле зрения ученого не текст литературного произведения сам по себе, которым можно манипулировать, а жизнь, люди, изображенные в книге.

В.А. Левидов исходит из аксиомы: литература — это образное отражение действительности. Это судьбы людей, это жизненные обстоятельства, в которых они находятся, это действительность с ее противоречиями и сложностью человеческих вза­имоотношений, это тонкость и глубина психоло­гии персонажей, это творчество писателя, требу­ющее ответного творчества читателя. В персона­жах автор системы видел живых людей и интерпретировал их поведение, как будто бы речь идет о реально существующих людях, проявляю­щих себя в тех или иных жизненных ситуациях. Его разговор с читателем имел двоякую цель. С одной стороны — помочь читателю углубиться во внут­ренний мир человека, в мотивы его поведения в конкретных жизненных ситуациях, представить себя на его месте и осознать свои собственные возможности, с другой стороны — вникнуть в природу литературного произведения как искус­ства слова. Уча читателя проникать в жизнь, изображенную в книге, соотносить ее с реаль­ностью, сопереживать, пробуждать самосозна­ние, вооружать пониманием людей, В.А. Левидов одновременно учил читать художественное про­изведение. Вглядываясь в жизнь персонажей, проникая в их внутренний мир, а через них — и во внутренний мир самого читателя, он искал ответы на вопросы, которые волнуют каждого: что такое жизнь, что такое счастье, какие быва­ют люди, что хорошо, что дурно, что есть зло и что — добро. В каждом персонаже он отрывает уникальное и в то же время касающееся всех. В открытии этой диалектики через сопережива­ние судеб людей, изображенных в книге, он ви­дит зерно творчества читателя, ведущее к ду­ховно-нравственному возвышению его как лич­ности. В.А. Левидов преднамеренно заглушал прямую авторскую «подсказку» читателю. Лич­ный взгляд писателя он передоверял языку ис­кусства, полагая, что готовая мораль не заста­вит мысль читателя напряженно работать. Чем сильнее читатель поддается иллюзии, что он сам решает вопросы, сам делает выводы, кото­рые напрашиваются во время чтения или после него, сам определяет свое отношение к персо­нажам, тем ярче его эмоции, его реакция на добро и зло.

Закономерно поставить вопрос, почему же ны­нешние школьники, особенно подростки, на дух не переносят классики. Еще в 70-е годы прошло­го века, когда тенденция снижения у школьников интереса к литературной классике уже заметно проявила себя, я попыталась своим исследовани­ем «Русская классическая литература и совре­менный читатель-подросток»[5] ответить на этот вопрос. Опрос компетентных экспертов (библио­текарей и учителей-словесников) дал обширный материал для размышлений о существующем по­ложении дела.

В общей пестроте собранных суждений можно было условно выделить три взаимоза­висимых направления, соответственно отно­сящихся:

1. К объекту восприятия — русской класси­ческой литературе.

2. К воспринимающему субъекту — подро­стку.

3. К существующей системе руководства чтением в библиотеке и в школе.

По мнению одних, классическая литература устарела по тематике и по сюжетам. Другие ука­зывали на трудность ее восприятия совре­менными детьми. Третьи виде­ли преграду в существующей системе преподавания литера­туры.

Были среди опрошенных и те, кто увидел причину отторже­ния подростков от классики в психологии возраста. Подрост­ки жаждут динамичного сюже­та, остроты действий героев, чему не всегда может удовлет­ворить классическое произведение.

Подростки заявляли: произведения классиков скучны и неинтересны, они не увлекают, в них много описаний. Вторая причина — развитие формального интеллекта, которое активно развивает у подростков школа. До интереса к внутреннему миру человека, чем сильна клас­сика, подросток еще не дорос.

И еще одно: у подростка утрачивается то свойство восприятия, которое присуще дошкольнику и младшему школьнику — ак­тивность воображения. Но больше всего в от­сутствии интереса к великой литературе у школьников сами учителя и библиотекари обви­няли существующую систему руководства чте­нием, формализм в подходе к художественному произведению, отторгающий школьника от ли­тературы.

Интересно заметить, что, изучая в наше вре­мя причину нежелания детей читать классичес­кие произведения, сотрудники Нижегородской областной детской библиотеки установили те же причины, какие были выявлены нами в 70-е годы.

Нынешние библиотекари почти дословно повторили высказывания своих коллег, про­изнесенные более 40 лет назад. Ни те, ни другие не использовали в своей работе тот феномен, который назван В.А. Левидовым «подстановкой».

«Подстановка» есть не что иное, как способ­ность человеческого мышления к аналогиям. Как происходит процесс подстановки хорошо показано в повети М. Бременера «Толя-Трилли». Мальчик, приглашенный играть роль Трилли в фильме «Белый пудель», по мере проник­новения в суть изображаемого образа обнару­живает, что он сегодняшний, спокойный и рассудительный, отстраненный от персонажа временем, при всем внешнем различии похож на того взбалмошного, капризного, эгоистич­ного Трилли. На место персо­нажа читатель-актер подста­вил самого себя, и увидел в нем не внешнее, а внутреннее сходство. Классическое про­изведение, соотнесенное с собственным объяснением конкретных жизненных явле­ний, оказывается способным ставить и решать вопросы, волнующие читателя сегодня.

Приметами подстановки в читательских суждениях становятся фразы: «Читала и узна­вала себя», «И сейчас есть такие люди», «То, о чем думает герой, думаю и я» и т.п.

Развитие способности «подстановки» — важнейшего элемента восприятия искусства слова — должно стать составной частью руко­водства чтением детей, когда речь идет о классической литературе.

Задача библиотекаря-педагога — стимулиро­вать ассоциативное мышление читателя, приви­вать ему навыки сопоставлений, давать толчок к внутренним аналогиям, помогать связывать про­читанное с жизненным опытом, с внутренним «Я», актуализировать и оживлять читательский багаж в разных жизненных ситуациях и в процессе вос­приятия литературных произведений. Все это и призвано обеспечить руководство чтением. От того, как будет выполнена эта задача — во многом зависит, какое место займет классическая лите­ратура в жизни школьника и в системе развития его как личности.

Подобно тому как профессионализм танцов­щицы проверяется классической партией, так умением работать с классической литературой должно определяться педагогическое мастер­ство библиотекаря, его квалификация.

И.И. ТИХОМИРОВА, доцент Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств

 

1 Ключевский В.О. Евгений Онегин и его предки // Соч. в 8 т. М., 1956. Т. 7. С. 404.

2 Тимофеева И.Н. Дети. Время. Книга. М. 2009. С. 135.

3 Леонтьев А.Н. Некоторые проблемы психологии искусства // Избранные психологические произведения. М. 1983. Т. 2. С. 232.

[7] Зинченко В.П. Размышление о душе и ее воспитании // Вопросы философии. 2002. № 2. С. 123.

[8] Актуальные проблемы чтения современных школьни­ков. Труды ЛГИКа. T. 35. 1977. С. 19-35.