Алексеева Л. Праздник Недели детской книги / Л. Алексеева, Н. Жирова // Воспитание школьников. – 2004. – № 2. – С. 41-46.
Каждый раз, занимаясь организацией праздника книги, я испытываю чувство величайшего волнения. Ведь хочется, чтобы праздник был интересен детям и взрослым, чтобы все его участники получили удовольствие и радость от общения с книгой, с нашим любимым Дворцом. Для библиотекарей, мне кажется, это стремление связано с особенностями нашей профессии. Придумывание игровых форм и приемов работы с книгой для разновозрастной детской аудитории в условиях праздника, когда звучит музыка, дети повышенно активны, — непростое дело. И мои дорогие коллеги отдают всю силу своей души, свои знания, фантазию, изобретательность, чтобы на празднике Книги каждому ребенку было интересно, чтобы каждый мог проявить себя творческой личностью и узнать много нового.
Надеемся, что данная наша разработка многим поможет в подготовке праздника Недели детской книги.
Цель праздника:
- Создать условия для пробуждения интереса к научно-познавательной литературе у детей I—IV классов.
Задачи:
- познакомить детей с основной справочной и научно-познавательной литературой по отраслям знаний;
- предоставить детям возможность продемонстрировать свои знания познавательной и художественной литературы через активную игровую деятельность;
- побудить к дальнейшему использованию полученных знаний в самостоятельной читательской и учебной деятельности;
- создать условия для позитивного восприятия школьниками праздника.
Праздник проводится в форме игры- путешествия на планету «Почемучка».
Яркая, красочная карта с обозначением всех стран удивительной планеты под названием «Почемучка» встречает юных читателей при входе и пробуждает в них интерес к игре-путешествию.
В начале праздника (на момент сбора) дети попадают в страну «Читалия», где их ждут:
встреча с редакцией петербургского журнала «Костер»;
открытый читальный зал: развернутая яркая книжно-иллюстративная выставка «100 тысяч «Почему?», занимательные литературные игры «Угадай-ка» и «Путешествие за красотой» (создают атмосферу праздника Книги);
веселые игры и розыгрыши на «Площади Загадок» (помогают многим участникам еще до начала праздника обрести чувство уверенности в себе, радостного ожидания встречи с «чудом, имя которому — Книга!»).
Звучит сигнал начала праздника.
Магистр занимательных наук и его помощники собирают всех участников на «Площади Загадок». Магистр объявляет о начале праздника Книги, рассказывает о маленьких секретах каждой страны на планете «Почемучка». Лишь только секрет страны ДОКОРУПО никто ребятам раскрыть не может. Это они сделают сами, когда в конце праздника все вместе встретятся с ее жителями (литературными героями).
А пока Магистр отправляет ребят в свободное путешествие по странам Планеты «Почемучка»:
- страна «Крылатого Пегаса» — встреча замечательными детскими петербургскими писателями С.А. Махотиным и А.А. Шевченко;
- страна «Умельцев» — экскурсия по комнате сказок Дворца, знакомство с литературой о народных промыслах;
- страна «Жар-птица» — конкурсы и литературные игры «Добрым людям на загляденье» (путешествие в область декоративно-прикладного искусства);
- страна «Мозаика»;
- страна «Звездная»;
- страна «Легумия»;
- страна «Кис-Кис»;
- страна «ДОКОРУПО» собирает всех участников праздника на яркое театрализованное представление по страницам удивительной книги-справочника для детей «Почемучка» (сценарий Метелева А.И., Цветковой О.Ю.).
Страна «Звездная»
Оформление: книжная выставка «В мире далеких солнц»; выставка экспонатов: модель космического корабля «Буран», искусственного спутника, ракета, луноход, плакат «Космонавт в скафандре»; плакаты: «Небесный зоопарк», «Космическое адресное бюро».
1-й ведущий. Приходилось ли тебе видеть ясное ночное небо? Какое чудо! Особенно где-нибудь на юге. Там ночи темные и от этого звезды кажутся особенно яркими.
2-й ведущий. А почему звезды горят? И сколько их на небе? Или возьмем Луну. Отчего она то круглая, то на серп похожа?
Много вопросов, много загадок.
Участникам праздника предлагаются игры-викторины.
1. Игра «Космические загадки»
Раскинут ковер,
Рассыпан горох,
Ни ковра не поднять,
Ни гороха не собрать.
(Звездное небо)
За бесчисленной отарой
Ночью шел пастух усталый.
А когда пропел петух —
Скрылись овцы и пастух.
(Звезды и месяц)
Егорка-Егорка
Упал в озерко,
Сам не потонул
И воды не всколыхнул.
(Месяц)
Украшал ночную синь
Серебристый апельсин,
А прошла неделька только —
От него осталась долька.
(Луна)
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет.
(Солнце)
Кто-то утром не спеша
Надувает красный шар,
А как выпустит из рук —
Станет вдруг светло вокруг.
(Солнце)
Хозяин спит —
Овцы на выгоне.
Хозяин выглянет —
Овец не видно.
Хозяин спрячется —
Овцы опять обозначатся.
(Солнце и звезды)
1-й ведущий. В нашей стране есть свое космическое Адресное бюро.
2. Игра «Адресное бюро»
2-й ведущий. Вы, конечно, знаете свой адрес и можете сказать, в каком доме, на какой улице, в каком городе вы живете. Мы живем в Солнечной системе. В самом ее центре находится Солнце. У Солнца девять планет, которые живут на Кольцевых улицах. Этих улиц тоже девять: 1-я Кольцевая, 2-я Кольцевая и так до 9-й Кольцевой, самой удаленной от Солнца.
Оборудование: большой плакат с нарисованным Солнцем на фоне звездного неба, с орбитами всех планет Солнечной системы, на отдельных карточках названия этих 9 планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
Задание: Попробуйте разместить каждую планету на той улице, где они живут.
Ответ: Меркурий (1-я Кольцевая улица), Венера (2-я Кольцевая улица), Земля (3-я Кольцевая улица), Марс (4-я Кольцевая улица), Юпитер (5-я Кольцевая улица), Сатурн (6-я Кольцевая улица), Уран (7-я Кольцевая улица), Нептун (8-я Кольцевая улица), Плутон (9-я Кольцевая улица).
Игра-викторина «Знаешь ли ты своих соседей?»
1-й ведущий. А хорошо ли вы знаете наших соседей по Солнечной системе? Чем интересна каждая из планет, окружающих нашу Землю? Какова ее особенность?
Планеты:
Самая близкая к Солнцу планета, сплошь покрытая кратерами. Она обращена к Солнцу только одной стороной. Поэтому на одной стороне у нее нестерпимая жара, а на другой — нестерпимый холод. (Меркурий.)
Планета бурь, окруженная плотной атмосферой с большим количеством электричества. Беспрерывно бушуют грозы. (Венера.)
Самая красивая планета, единственная, на которой есть жизнь. (Земля.)
Планета красного цвета, на которой, как раньше думали земляне, жили разумные существа. На ней несколько раз побывали космические корабли. (Марс.)
Самая большая планета. Планета разноцветных вихрей, у которой есть неразгаданная тайна — великое красное пятно. (Юпитер.)
Внешность этой планеты украшает уникальная достопримечательность — окружающие кольца. (Сатурн.)
Страшный холод на этой планете. Это единственная планета, которая обращается вокруг Солнца, «лежа на боку». (Уран.)
Эта планета названа именем царя морей. (Нептун.)
Самая дальняя от Солнца планета и самая маленькая. Вечный космический мрак и холод. (Плутон.)
Игра-викторина «Космические вопросы — почемучки»:
- Где в нашем городе была открыта первая обсерватория?
(В кунсткамере в 1727 году. Она оставалась самой большой в России в течение 40 лет.)
Кто из ученых первым стал наблюдать за небом, глядя в телескоп?
(Галилей в 1610 году.)
Какую обсерваторию стали называть «астрономической столицей мира»? (Пулковскую.)
Что такое галактики? В какой галактике мы живем?
(Галактики — это гигантские скопления звезд, разбросанные во Вселенной. Наша галактика — Млечный Путь.)
5. «Что бы это значило?» (фразеологические обороты)
«Путеводная звезда» — то, что направляет, определяет чью-либо жизнь, деятельность.
«Звезда первой величины» — известный человек, прославившийся в какой-либо области знаний, деятельности.
«Восходящая звезда» — человек, начинающий приобретать славу, получать известность в какой-либо области знаний или деятельности.
«Звездный час» — переломный, решающий момент в жизни человека.
«Родиться под счастливой звездой» — быть удачливым, счастливым, везучим во всем.
«Хватать звезды с неба» — отличаться выдающимися способностями, дарованием, умом и т.д.
Совершать что-либо выдающееся, из ряда вон выходящее.
«Между небом и землей» — быть в неопределенном положении, без жилья, без крова, без пристанища.
«Как небо и земля» — ничего похожего, полная противоположность.
«Небо коптить» — жить бесцельно, без пользы для других, не делать ничего полезного.
«Занять место под солнцем» — прочное высокое положение в обществе.
«Как с луны свалился» — не понимает того, что очевидно, что понятно всем.
«Как будто с неба свалился» — неожиданно, внезапно появился.
6. Космическая викторина
Можно ли назвать Гагарина пионером? Почему?
— Когда он полетел в космос?
— Сколько времени был в полете?
— Кто еще до человека побывал в космосе?
— Кто первым из космонавтов вышел в открытое пространство?
— Кого из женщин-космонавтов вы знаете?
— Как называется российский космодром?
— Как называется городок космонавтов?
— Зачем нужны скафандры?
— От чего они защищают?
— Можно ли принять ванну в доме на орбите?
— Как моются космонавты?
— Почему у космонавтов особая пища в тюбиках?
— Почему хлеб в виде крошечных буханок?
— Какие летающие объекты встречаются в русских народных сказках?
7. Игра «Небесный зоопарк»
Оборудование: большой плакат звездного неба с наиболее известными созвездиями, имеющими имена животных; на отдельных карточках изображения этих животных, символов планет: Пегас, Лев, Кит, Змея, Лебедь, Скорпион, Телец, Большая Медведица, Овен.
Задание: попробуйте правильно поместить изображения этих животных на соответствующие им созвездия.
Планета «Кис-Кис»
Оформление: книжная выставка «Семейство кошачьих»; плакат «Киска, я тебя знаю!».
Ведущая. Уважаемые путешественники, вы прибыли на планету «Кис-Кис». Все жители нашей планеты чем-то похожи друг на друга. Характер гордый, независимый. Замечательные охотники. Охотиться любят ночью. Обожают точить свои когти. Малыши мурлычут, а большие частенько рычат. Многие из них хорошо лазают по деревьям. Все очень чистоплотны, не раз в день вылизывают себя языком. Они красивые и умные.
История жителей планеты «Кис-Кис» началась давно. На Земле они появились намного раньше, чем люди, примерно 50 миллионов лет назад. Правда, выглядели иначе, похожи были на маленьких белочек и жили на деревьях. От них произошли первые хищники.
Давайте познакомимся с современными жителями-хищниками.
Участникам праздника предлагаются игры-викторины.
1. «Загадки» (для учащихся IV—V классов)
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.
(Кошка.)
Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами кисти — рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь.
(Рысь.)
Это что за зверь таежный
Полуночный любит мрак
И, как все на свете кошки,
Ненавидит злых собак?
(Тигр.)
У ручья схватил косулю,
С ней легко по лесу мчу.
И на дерево в лесу я
Даже вепря заташу.
(Леопард.)
Горностай гордится мехом,
Барс — отвагою своей.
Кто своим прекрасным бегом
Удивляет всех зверей?
(Гепард.)
Уж очень вид у них чудной:
У папы — локоны волной,
А мама ходит стриженой.
На что она обижена?
(Лев.)
В нужный час легко, свободно,
Твердо веруя в успех,
Это кто же из животных
Может прыгнуть выше всех?
(Пума.)
2. «Что это за кошка?» (вопросы для учащихся IV—V классов)
Это слово к нам пришло из Северной Африки. Там ее называли словом «кадис».
В Древнем Египте ее звали «мау», китайцы — «мао». Кто это? (Кошка.)
Похожа на домашнюю кошку, но крупнее. Хвост, ноги, уши короче. Живет в лесу или степи. Кидается на собак. Лисиц, барсуков не боится, ловит зайцев, мышей, белок, прыгает даже на косуль и оленей. (Дикий кот.)
Живет в лесу. Хвост короткий, словно обрубленный. На ушах кисточки, на морде — бакенбарды. Зайцы, тетерева, куропатки — любимая добыча. Легко приручается. (Рысь.)
Вид царственный, величественный. Рев страшный. Самый сильный из семейства кошачьих. Охотится в стае. (Лев.)
Самый умный и хитрый зверь, прячется в зарослях. Умеет подражать голосам другим животным. Когда нападает, то рычит: джентльмен. Добычу сначала потрошит, а затем съедает. Очень чистоплотен. Переплывает большие реки. Весь полосатый. (Тигр.)
Дождя не любит, никогда не купается. Шкура вся в пятнах, в листве его не видно. Мастер подкрадываться. Любит жить на деревьях. (Леопард.)
Черный леопард. По характеру «невежа»: крадется тихо, нападает молча и сзади. Очень сильное животное. Нападает на человека. (Пантера.)
Живет высоко в горах, похож на леопарда. Часами караулит на горе или под горой добычу. Людей не трогает. Любит валяться и играть в снегу. (Снежный барс.)
Живет в Америке, в болотистом лесу и в степях. Пятна на шкуре, как у леопарда, только крупнее и с маленьким черным пятнышком внутри. Отлично бегает, лазает, плавает. Искусный рыболов, ловит даже крокодилов. (Ягуар.)
Самый быстрый зверь на земле. Никто его не обгонит: 120 км в час! Хорошо приручается: люди с ним охотятся на антилоп. Единственная кошка, которая не может когти втянуть в лапы, так как когти тупые, как у собаки. Ноги длинные. (Гепард.)
Мех у нее бурый, желтый или серебристо-серый. Ловко лазает по деревьям. Лучший прыгун: вверх может прыгнуть на 5 метров, вниз — спрыгнуть с шестого этажа и не разбиться. На людей не нападает. (Пума.)
3. Игра «Киска, я тебя знаю!»
Ведущая. На плакате нарисованы места обитания животных из семейства кошачьих. На отдельных больших карточках нарисованы звери: дикий кот, рысь, тигр, лев, леопард, гепард. Участникам игры предстоит определить любимое место отдыха или охоты для каждого из них (на дереве, в зарослях и т.д.) и прикрепить карточку с рисунком животного.
4. Лото «Семейство кошачьих»
Ведущая. На столе разложены рисунки — портреты животных из семейства кошачьих, карточки с их названиями и «прозвищами».
Задание:
Конечно, вы знаете, дети, Как много кошачьих на свете! Попробуйте нас угадать И каждому «прозвище» дать!
Ответы: кошка — «живая мышеловка», рысь — «лесная разбойница», лев — «царь зверей», пантера — «черный леопард», снежный барс — «хозяин гор», леопард — «убийца — одиночка».
5. «Усатый-полосатый» (домашние кошки)
а) Загадки:
Выгнул спинку он дугой,
Замяукал. Кто такой?
Потянулся сладко —
Вот и вся зарядка.
(Кошка.)
Двое глядят,
Двое слушают
(Глаза и уши.)
Маленький рост,
Длинный хвост,
Серая шубка.
Острые зубки.
(Мышка.)
Сидит кошка.
И хвост, как у кошки,
И нос, как у кошки,
И уши, как у кошки,
А не кошка. Кто это?
(Кот.)
б) Вопросы-почемучки.
- Первыми кошку приручили египтяне. Они считали кошку священным животным. У египтян была даже кошка-богиня по имени Бастет. В честь этой богини возводили храмы. В одном из храмов жили тысячи кошек, их никто не обижал. За ними ухаживали. Их берегли и лелеяли. Как вы думаете, почему?
- Зачем кошке когги? Для красоты? Чтобы поймать жертву? Лазать по деревьям? Защищаться в драке?
- Что бы это значило?
Кошка размахивает хвостом... (Кошка недовольна.)
Кошка распушила шерстку и выгнула спину... (Внушает к себе уважение.)
Кошка ласково касается лапой... (Хочет привлечь внимание.)
Кошка трется о ноги (Хочет есть.)
Кошка охотится ночью. Видит ли кошка в темноте?
Почему все кошки умываются?
в) Лото «Кошки-мышки»
Оборудование: даны 2 подборки карточек: начало пословицы и конец пословицы.
Задание: сложить правильно пословицы о кошках и мышках. Например:
Кошки грызутся / мышам раздолье;
Спящему коту / мышь в рот не забежит.
Сытая кошка / с мышью играет.
Кошке — игрушки, / а мышке — слезки и т.д.
г) «Что бы это значило?» (Фразеологические обороты)
«Кот в мешке».
«Тянуть кота за хвост».
«Кошки скребут на сердце».
«Черная кошка пробежала».
«Кот наплакал».
д) «Литературные коты»
Оборудование: иллюстрации из книг.
Задание: узнать литературного героя, вспомнить автора й название книги.
Мурлыка (П.Бажов. «Серебряное копытце»)
Базилио (А.Толстой. «Золотой ключик»)
Матроскин (Э.Успенский. «Дядя Федор, кот и пес»)
Геркулес — («Приключения. Пифа») и т.д.
Продолжение следует.
Л .АЛЕКСЕЕВА, заведующая библиотекой Санкт-Петербургского городского дворца творчества юных,
Н. ЖИРОВА, методист библиотеки