Алексеева Л. Праздник Недели детской книги / Л. Алексеева, Н. Жирова // Воспитание школьников. – 2004. – № 2. – С. 41-46.

Каждый раз, занимаясь организацией праздника книги, я испытываю чувство величайшего волнения. Ведь хочется, чтобы праздник был инте­ресен детям и взрослым, чтобы все его участники получили удовольствие и ра­дость от общения с книгой, с нашим лю­бимым Дворцом. Для библиотекарей, мне кажется, это стремление связано с особен­ностями нашей профессии. Придумывание игровых форм и приемов работы с книгой для разновозрастной детской аудитории в условиях праздника, когда звучит музыка, дети повышенно активны, — непростое дело. И мои дорогие коллеги отдают всю силу своей души, свои знания, фантазию, изобретательность, чтобы на празднике Книги каждому ребенку было интересно, чтобы каждый мог проявить себя творчес­кой личностью и узнать много нового.

Надеемся, что данная наша разработ­ка многим поможет в подготовке празд­ника Недели детской книги.

Цель праздника:

  • Создать условия для пробуждения интереса к научно-познавательной лите­ратуре у детей I—IV классов.

Задачи:

  • познакомить детей с основной спра­вочной и научно-познавательной литера­турой по отраслям знаний;
  • предоставить детям возможность продемонстрировать свои знания позна­вательной и художественной литературы через активную игровую деятельность;
  • побудить к дальнейшему использова­нию полученных знаний в самостоятель­ной читательской и учебной деятельнос­ти;
  • создать условия для позитивного вос­приятия школьниками праздника.

Праздник проводится в форме игры- путешествия на планету «Почемучка».

Яркая, красочная карта с обозначени­ем всех стран удивительной планеты под названием «Почемучка» встречает юных читателей при входе и пробуждает в них интерес к игре-путешествию.

В начале праздника (на момент сбора) дети попадают в страну «Читалия», где их ждут:

встреча с редакцией петербургского журнала «Костер»;

открытый читальный зал: развернутая яркая книжно-иллюстративная выставка «100 тысяч «Почему?», занимательные литературные игры «Угадай-ка» и «Путе­шествие за красотой» (создают атмосфе­ру праздника Книги);

веселые игры и розыгрыши на «Пло­щади Загадок» (помогают многим участ­никам еще до начала праздника обрести чувство уверенности в себе, радостного ожидания встречи с «чудом, имя которо­му — Книга!»).

Звучит сигнал начала праздника.

Магистр занимательных наук и его по­мощники собирают всех участников на «Площади Загадок». Магистр объявляет о начале праздника Книги, рассказывает о маленьких секретах каждой страны на пла­нете «Почемучка». Лишь только секрет страны ДОКОРУПО никто ребятам рас­крыть не может. Это они сделают сами, ког­да в конце праздника все вместе встретятся с ее жителями (литературными героями).

А пока Магистр отправляет ребят в сво­бодное путешествие по странам Планеты «Почемучка»:

  • страна «Крылатого Пегаса» — встре­ча замечательными детскими петербург­скими писателями С.А. Махотиным и А.А. Шевченко;
  • страна «Умельцев» — экскурсия по комнате сказок Дворца, знакомство с ли­тературой о народных промыслах;
  • страна «Жар-птица» — конкурсы и литературные игры «Добрым людям на загляденье» (путешествие в область деко­ративно-прикладного искусства);
  • страна «Мозаика»;
  • страна «Звездная»;
  • страна «Легумия»;
  • страна «Кис-Кис»;
  • страна «ДОКОРУПО» собирает всех участников праздника на яркое театрали­зованное представление по страницам уди­вительной книги-справочника для детей «Почемучка» (сценарий Метелева А.И., Цветковой О.Ю.).

Страна «Звездная»

Оформление: книжная выставка «В мире далеких солнц»; выставка экспо­натов: модель космического корабля «Бу­ран», искусственного спутника, ракета, луноход, плакат «Космонавт в скафанд­ре»; плакаты: «Небесный зоопарк», «Ко­смическое адресное бюро».

1-й ведущий. Приходилось ли тебе ви­деть ясное ночное небо? Какое чудо! Осо­бенно где-нибудь на юге. Там ночи тем­ные и от этого звезды кажутся особенно яркими.

2-й ведущий. А почему звезды горят? И сколько их на небе? Или возьмем Луну. Отчего она то круглая, то на серп похожа?

Много вопросов, много загадок.

Участникам праздника предлагаются игры-викторины.

1. Игра «Космические загадки»

Раскинут ковер,

Рассыпан горох,

Ни ковра не поднять,

Ни гороха не собрать.

(Звездное небо)

За бесчисленной отарой

Ночью шел пастух усталый.

А когда пропел петух —

Скрылись овцы и пастух.

(Звезды и месяц)

Егорка-Егорка

Упал в озерко,

Сам не потонул

И воды не всколыхнул.

(Месяц)

Украшал ночную синь

Серебристый апельсин,

А прошла неделька только —

От него осталась долька.

(Луна)

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет.

(Солнце)

Кто-то утром не спеша

Надувает красный шар,

А как выпустит из рук —

Станет вдруг светло вокруг.

(Солнце)

Хозяин спит —

Овцы на выгоне.

Хозяин выглянет —

Овец не видно.

Хозяин спрячется —

Овцы опять обозначатся.

(Солнце и звезды)

1-й ведущий. В нашей стране есть свое космическое Адресное бюро.

2. Игра «Адресное бюро»

2-й ведущий. Вы, конечно, знаете свой адрес и можете сказать, в каком доме, на какой улице, в каком городе вы живете. Мы живем в Солнечной системе. В са­мом ее центре находится Солнце. У Солнца девять планет, которые живут на Кольцевых улицах. Этих улиц тоже де­вять: 1-я Кольцевая, 2-я Кольцевая и так до 9-й Кольцевой, самой удаленной от Солнца.

Оборудование: большой плакат с нари­сованным Солнцем на фоне звездного неба, с орбитами всех планет Солнечной системы, на отдельных карточках назва­ния этих 9 планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Задание: Попробуйте разместить каж­дую планету на той улице, где они живут.

Ответ: Меркурий (1-я Кольцевая ули­ца), Венера (2-я Кольцевая улица), Земля (3-я Кольцевая улица), Марс (4-я Кольцевая улица), Юпитер (5-я Кольцевая ули­ца), Сатурн (6-я Кольцевая улица), Уран (7-я Кольцевая улица), Нептун (8-я Кольце­вая улица), Плутон (9-я Кольцевая улица).

Игра-викторина «Знаешь ли ты своих соседей?»

1-й ведущий. А хорошо ли вы знаете наших соседей по Солнечной системе? Чем интересна каждая из планет, окружа­ющих нашу Землю? Какова ее особен­ность?

Планеты:

Самая близкая к Солнцу планета, сплошь покрытая кратерами. Она обра­щена к Солнцу только одной стороной. Поэтому на одной стороне у нее нестер­пимая жара, а на другой — нестерпимый холод. (Меркурий.)

Планета бурь, окруженная плотной атмосферой с большим количеством эле­ктричества. Беспрерывно бушуют грозы. (Венера.)

Самая красивая планета, единствен­ная, на которой есть жизнь. (Земля.)

Планета красного цвета, на которой, как раньше думали земляне, жили разум­ные существа. На ней несколько раз по­бывали космические корабли. (Марс.)

Самая большая планета. Планета разноцветных вихрей, у которой есть не­разгаданная тайна — великое красное пят­но. (Юпитер.)

Внешность этой планеты украшает уникальная достопримечательность — окружающие кольца. (Сатурн.)

Страшный холод на этой планете. Это единственная планета, которая обра­щается вокруг Солнца, «лежа на боку». (Уран.)

Эта планета названа именем царя морей. (Нептун.)

Самая дальняя от Солнца планета и самая маленькая. Вечный космический мрак и холод. (Плутон.)

Игра-викторина «Космические вопросы — почемучки»:

  • Где в нашем городе была открыта первая обсерватория?

(В кунсткамере в 1727 году. Она оста­валась самой большой в России в течение 40 лет.)

Кто из ученых первым стал наблю­дать за небом, глядя в телескоп?

(Галилей в 1610 году.)

Какую обсерваторию стали называть «астрономической столицей мира»? (Пул­ковскую.)

Что такое галактики? В какой галак­тике мы живем?

(Галактики — это гигантские скопле­ния звезд, разбросанные во Вселенной. Наша галактика — Млечный Путь.)

5. «Что бы это значило?» (фразеологические обороты)

«Путеводная звезда» — то, что направ­ляет, определяет чью-либо жизнь, дея­тельность.

«Звезда первой величины» — известный человек, прославившийся в какой-либо области знаний, деятельности.

«Восходящая звезда» — человек, начи­нающий приобретать славу, получать из­вестность в какой-либо области знаний или деятельности.

«Звездный час» — переломный, реша­ющий момент в жизни человека.

«Родиться под счастливой звездой» — быть удачливым, счастливым, везучим во всем.

«Хватать звезды с неба» — отличаться выдающимися способностями, даровани­ем, умом и т.д.

Совершать что-либо выдающееся, из ряда вон выходящее.

«Между небом и землей» — быть в не­определенном положении, без жилья, без крова, без пристанища.

«Как небо и земля» — ничего похоже­го, полная противоположность.

«Небо коптить» — жить бесцельно, без пользы для других, не делать ничего по­лезного.

«Занять место под солнцем» — прочное высокое положение в обществе.

«Как с луны свалился» — не понимает того, что очевидно, что понятно всем.

«Как будто с неба свалился» — неожи­данно, внезапно появился.

6. Космическая викторина

Можно ли назвать Гагарина пионером? Почему?

— Когда он полетел в космос?

— Сколько времени был в полете?

— Кто еще до человека побывал в кос­мосе?

— Кто первым из космонавтов вышел в открытое пространство?

— Кого из женщин-космонавтов вы знаете?

— Как называется российский космо­дром?

— Как называется городок космонавтов?

— Зачем нужны скафандры?

— От чего они защищают?

— Можно ли принять ванну в доме на орбите?

— Как моются космонавты?

— Почему у космонавтов особая пища в тюбиках?

— Почему хлеб в виде крошечных бу­ханок?

— Какие летающие объекты встреча­ются в русских народных сказках?

7. Игра «Небесный зоопарк»

Оборудование: большой плакат звезд­ного неба с наиболее известными созвез­диями, имеющими имена животных; на отдельных карточках изображения этих животных, символов планет: Пегас, Лев, Кит, Змея, Лебедь, Скорпион, Телец, Большая Медведица, Овен.

Задание: попробуйте правильно поме­стить изображения этих животных на со­ответствующие им созвездия.

Планета «Кис-Кис»

Оформление: книжная выставка «Се­мейство кошачьих»; плакат «Киска, я тебя знаю!».

Ведущая. Уважаемые путешественники, вы прибыли на планету «Кис-Кис». Все жители нашей планеты чем-то похожи друг на друга. Характер гордый, независимый. Замечательные охотники. Охотиться любят ночью. Обожают точить свои когти. Ма­лыши мурлычут, а большие частенько ры­чат. Многие из них хорошо лазают по де­ревьям. Все очень чистоплотны, не раз в день вылизывают себя языком. Они кра­сивые и умные.

История жителей планеты «Кис-Кис» началась давно. На Земле они появились намного раньше, чем люди, примерно 50 миллионов лет назад. Правда, выгля­дели иначе, похожи были на маленьких белочек и жили на деревьях. От них про­изошли первые хищники.

Давайте познакомимся с современны­ми жителями-хищниками.

Участникам праздника предлагаются игры-викторины.

1. «Загадки» (для учащихся IV—V классов)

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается.

(Кошка.)

Меньше тигра, больше кошки,

Над ушами кисти — рожки.

С виду кроток, но не верь:

Страшен в гневе этот зверь.

(Рысь.)

Это что за зверь таежный

Полуночный любит мрак

И, как все на свете кошки,

Ненавидит злых собак?

(Тигр.)

У ручья схватил косулю,

С ней легко по лесу мчу.

И на дерево в лесу я

Даже вепря заташу.

(Леопард.)

Горностай гордится мехом,

Барс — отвагою своей.

Кто своим прекрасным бегом

Удивляет всех зверей?

(Гепард.)

Уж очень вид у них чудной:

У папы — локоны волной,

А мама ходит стриженой.

На что она обижена?

(Лев.)

В нужный час легко, свободно,

Твердо веруя в успех,

Это кто же из животных

Может прыгнуть выше всех?

(Пума.)

2. «Что это за кошка?» (вопросы для учащихся IV—V классов)

Это слово к нам пришло из Северной Африки. Там ее называли словом «кадис».

В Древнем Египте ее звали «мау», китай­цы — «мао». Кто это? (Кошка.)

Похожа на домашнюю кошку, но круп­нее. Хвост, ноги, уши короче. Живет в лесу или степи. Кидается на собак. Лисиц, барсуков не боится, ловит зайцев, мышей, белок, прыгает даже на косуль и оленей. (Дикий кот.)

Живет в лесу. Хвост короткий, словно обрубленный. На ушах кисточки, на мор­де — бакенбарды. Зайцы, тетерева, куро­патки — любимая добыча. Легко приру­чается. (Рысь.)

Вид царственный, величественный. Рев страшный. Самый сильный из семей­ства кошачьих. Охотится в стае. (Лев.)

Самый умный и хитрый зверь, прячет­ся в зарослях. Умеет подражать голосам другим животным. Когда нападает, то рычит: джентльмен. Добычу сначала по­трошит, а затем съедает. Очень чистопло­тен. Переплывает большие реки. Весь по­лосатый. (Тигр.)

Дождя не любит, никогда не купается. Шкура вся в пятнах, в листве его не вид­но. Мастер подкрадываться. Любит жить на деревьях. (Леопард.)

Черный леопард. По характеру «неве­жа»: крадется тихо, нападает молча и сза­ди. Очень сильное животное. Нападает на человека. (Пантера.)

Живет высоко в горах, похож на лео­парда. Часами караулит на горе или под горой добычу. Людей не трогает. Любит валяться и играть в снегу. (Снежный барс.)

Живет в Америке, в болотистом лесу и в степях. Пятна на шкуре, как у леопарда, только крупнее и с маленьким черным пятнышком внутри. Отлично бегает, ла­зает, плавает. Искусный рыболов, ловит даже крокодилов. (Ягуар.)

Самый быстрый зверь на земле. Никто его не обгонит: 120 км в час! Хорошо при­ручается: люди с ним охотятся на антилоп. Единственная кошка, которая не может когти втянуть в лапы, так как когти тупые, как у собаки. Ноги длинные. (Гепард.)

Мех у нее бурый, желтый или сереб­ристо-серый. Ловко лазает по деревьям. Лучший прыгун: вверх может прыгнуть на 5 метров, вниз — спрыгнуть с шестого этажа и не разбиться. На людей не напа­дает. (Пума.)

3. Игра «Киска, я тебя знаю!»

Ведущая. На плакате нарисованы ме­ста обитания животных из семейства ко­шачьих. На отдельных больших карточ­ках нарисованы звери: дикий кот, рысь, тигр, лев, леопард, гепард. Участникам игры предстоит определить любимое ме­сто отдыха или охоты для каждого из них (на дереве, в зарослях и т.д.) и прикре­пить карточку с рисунком животного.

4. Лото «Семейство кошачьих»

Ведущая. На столе разложены рисун­ки — портреты животных из семейства кошачьих, карточки с их названиями и «прозвищами».

Задание:

Конечно, вы знаете, дети, Как много кошачьих на свете! Попробуйте нас угадать И каждому «прозвище» дать!

Ответы: кошка — «живая мышеловка», рысь — «лесная разбойница», лев — «царь зверей», пантера — «черный леопард», снежный барс — «хозяин гор», леопард — «убийца — одиночка».

5. «Усатый-полосатый» (домашние кошки)

а)         Загадки:

Выгнул спинку он дугой,

Замяукал. Кто такой?

Потянулся сладко —

Вот и вся зарядка.

(Кошка.)

Двое глядят,

Двое слушают

(Глаза и уши.)

Маленький рост,

Длинный хвост,

Серая шубка.

Острые зубки.

(Мышка.)

Сидит кошка.

И хвост, как у кошки,

И нос, как у кошки,

И уши, как у кошки,

А не кошка. Кто это?

(Кот.)

б)         Вопросы-почемучки.

  • Первыми кошку приручили египтя­не. Они считали кошку священным животным. У египтян была даже кошка-бо­гиня по имени Бастет. В честь этой боги­ни возводили храмы. В одном из храмов жили тысячи кошек, их никто не обижал. За ними ухаживали. Их берегли и лелея­ли. Как вы думаете, почему?
  • Зачем кошке когги? Для красоты? Чтобы поймать жертву? Лазать по дере­вьям? Защищаться в драке?
  • Что бы это значило?

Кошка размахивает хвостом... (Кошка недовольна.)

Кошка распушила шерстку и выгнула спину... (Внушает к себе уважение.)

Кошка ласково касается лапой... (Хо­чет привлечь внимание.)

Кошка трется о ноги (Хочет есть.)

Кошка охотится ночью. Видит ли кошка в темноте?

Почему все кошки умываются?

в) Лото «Кошки-мышки»

Оборудование: даны 2 подборки карто­чек: начало пословицы и конец послови­цы.

Задание: сложить правильно послови­цы о кошках и мышках. Например:

Кошки грызутся / мышам раздолье;

Спящему коту / мышь в рот не забе­жит.

Сытая кошка / с мышью играет.

Кошке — игрушки, / а мышке — слез­ки и т.д.

г)         «Что бы это значило?» (Фразеологи­ческие обороты)

«Кот в мешке».

«Тянуть кота за хвост».

«Кошки скребут на сердце».

«Черная кошка пробежала».

«Кот наплакал».

д)         «Литературные коты»

Оборудование: иллюстрации из книг.

Задание: узнать литературного героя, вспомнить автора й название книги.

Мурлыка (П.Бажов. «Серебряное ко­пытце»)

Базилио (А.Толстой. «Золотой клю­чик»)

Матроскин (Э.Успенский. «Дядя Фе­дор, кот и пес»)

Геркулес — («Приключения. Пифа») и т.д.

Продолжение следует.

Л .АЛЕКСЕЕВА, заведующая библиотекой Санкт-Петербургского городского дворца творчества юных,

Н. ЖИРОВА, методист библиотеки