Ваничева А. Невозможное - возможно / А. Ваничева. // Библиополе. - 2009 .– № 2. – С. 54 - 55.

Многие согласятся с мнением, что современная молодежь далека от искусства. Они редко ходят в музеи й картинные галереи, а уровень их художественной образованности в маленьких российских городах — отдельная тема для разговора.

Читальный зал нашей библиотеки решил соединить два таких сложных направления, как «молодежь» и «искусство». Но как сделать так, чтобы материал был интересен, заинтриговал, заставил обратить внимание, продолжить изучение? Формой его подачи была выбрана выставка-триптих, в который вошли: интерактивная выставка, выставка-портрет, выставка-беседа.

Так как ушедший 2008 г. был богат на юбилеи выдающихся художников, то не составило труда отобрать персоны, на которые мы устремили свой взор: В. И. Суриков (160 лет со дня рождения), Рафаэль Санти (525 лет со дня рождения), В. М. Васнецов (160 лет со дня рождения). Каждый из них стал героем отдельного мероприятия.

Интерактивная выставка была посвящена великому русскому живописцу — Василию Ивановичу Сурикову, о жизни и творчестве которого пришли узнать учащиеся профессионального училища. Рассказ начинался с картины «Утро стрелецкой казни», репродукция которой и была представлена. Большой неожиданностью, а поэтому и спосо-бом привлечения внимания стала внезапно зазвучавшая музыкальная композиция «Молитва» В. Гаврилина из цикла «Перезвоны» — хоровая симфония-действо. Эта музыкальная композиция была выбрана не случайно — она начинается с протяжного колокольного звона. И посетители мероприятия признались, что сочетание этой музыки с картиной «Утро стрелецкой казни» вызвало у многих душевный трепет. Этот прием позволил завоевать внимание молодежи до конца мероприятия.

Не менее драматично произведение «Боярыня Морозова» в сочетании с «Вечерней музыкой» В. Гаврилина. Всем было интересно узнавать, каким образом художник рисовал картину. А вот рассказ о картине «Взятие снежного городка» под звуки пляски «Трояка» позволил слушателям расслабиться и даже посмеяться.

Вторая часть мероприятия была интерактивной — зрителям представлялась экспозиция из вещей и предметов, которые встречаются на картинах Сурикова: деревенские санки с охапкой сена, валенки, посох, свечи, расшитый платок и многое дру-гое. Задача заключалась в том, чтобы отыскать эти образы в произведениях художника. Презентация интерактивной выставки прошла очень эмоционально и оживленно. Учащиеся выразили желание в будущем побывать в Третьяковской галерее, в которой экспонируются картины художника. В своем учебном заведении школьники так вооду-шевленно рассказывали о нашей выставке, что это мероприятие нам пришлось повторить пять раз!

Выставка-портрет приглашала познакомиться с искусством Рафаэля Санти и, в частности, с главным его образом — образом Мадонны. Соприкосновение с мадоннами этого художника пробуждает мысль и чувства о самом сокровенном на земле — о рождении, жизни, смерти и бессмертии, красоте, конечной гармонии реально! и идеально! о человеке, обществе, природе. А совершенное создание на Земле — женщина с ребенком на руках понятна и близка каждому.

Аудитория этого мероприятия — студенты художественного отделения педагогического колледжа, поэтому рассказ о картинах Рафаэля включал знакомство с техникой исполнения, художественными приемами автора, построением композиции. На выставке были представлены репродукции картин художника, книги о его творчестве, а также демонстрировались слайды. Вся эта информация была полезна студентам в изучении изобразительного искусства.

По замыслу выставки нам хотелось, чтобы слушатели искренне прониклись великими произведениями Рафаэля, поэтому рассказ об образе Мадонны соединился с темой материнства. «Сегодня, придя домой, достаньте, пожалуйста, фотографии, на которых вас, маленьких и беззащитных, держат ласковые руки матери. Вглядитесь: их лица так же нежны, одухотворены светом любви, как лики рафаэлевских мадонн» — эти слова, как мы видели, тронули сердца многих наших слушателей.

Особенностью этого мероприятия стало проведение популярного у молодежи психологического тестирования. Произведения Рафаэля поражают богатством всех красок. И эти краски не случайны. Краски, цвета имеют свой язык. С древних времен каждому цвету придавалось определенное значение. Вероятно, существует язык красок, понятный всем народам во все времена. Тона, в которые окрашен мир, оказывают на нас не только чисто психологическое или эмоциональное влияние — они глубоко воздействуют на наш характер. С помощью тестов студенты с увлечением анализировали характер великого живописца, тем самым находя все больше эмоциональных характеристик в произведениях художника.

Третьим мероприятием в теме изобразительного искусства стала выставка-беседа о знаменитом художнике XIX в. Викторе Михайловиче Васнецове, которую мы назвали «Историк на фантастический лад». Отличительной чертой презентации этого мероприятия стали его участники — учащиеся профессионального училища. Они уже были на интерактивной выставке о В. И. Сурикове и с нетерпением ждали продолжения этой темы. Тем более что и сюжет в живописи Васнецова был выбран самый интересный — былинно-сказочный. В ходе беседы мы познакомили аудиторию с такими картинами, как «Иван-царевич на сером волке», «Аленушка», «Царевна-лягушка», эскизами к постановке «Снегурочка» и многими другими. О каждой картине участники мероприятия задавали вопросы, вместе мы вспоминали сказочные слова на камне, который стоял перед богатырем на распутье. Им предлагалось отгадать картину по отрывку из сказки, что молодежь с удовольствием и неподдельным детским весельем делала. А в заключение все с интересом смотрели видеофильм о творчестве Виктора Михайловича Васнецова.

По окончании всех выставок мы еще раз убедились, что при оригинальном подходе к подготовке мероприятия, даже такого традиционного, как выставка, можно добиться отличных результатов. А еще соединить два таких сложных направления, как «молодежь» и «искусство».