Беляев А.В царстве русского лубка: прошлое и настоящее народного искусства / А. Беляев. // Библиополе. – 2013 .– № 6. – С. 70 - 72
В центре Москвы, недалеко от Чистых прудов, в старинном особняке конца XIX в. (Малый Головин переулок, дом 10) расположился Музей народной графики. Здесь всё полнится стариной. На протяжении веков российские умельцы без специального художественного образования создавали настоящие произведения искусства, многие из которых сохранились до наших дней.
Здесь можно увидеть не просто красивые и хорошо выполненные работы. Обращают на себя внимание сюжеты картин: тут и Александр Македонский, бьющийся с индийским царём Пором, и герои былин и народных сказаний. Здесь изображения святых: преподобного Сергия Радонежского, святого Георгия Победоносца; иллюстрации из так называемой «Библии Кореня». Всё это многообразие свидетельствует об образованности народных мастеров.
История русского лубка начинается в XVI—XVII вв. Название «лубок» происходит от слова «луб» — верхний слой древесины. Из него делали большие короба, в которых коробейники разносили народные картинки. Лубом называли и липу, из которой изготавливали доски для печатных работ. В XVI —начале XVII вв. в Москве продавались эстампы, называемые «фряжскими листами» или «немецкими потешными листами». Это говорит о том, что лубок пришёл к нам из-за границы.
В Западной Европе он появился в XV в. В России же его широкое распространение началось после изобретения книгопечатания, то есть после 1564 г. Таким образом, лубок — это произведение графики, преимущественно печатной. Его называли также народной картинкой — за доходчивость образов, их простоту и незамысловатость. Лубок очень быстро получил всеобщее признание и массовое распространение в народе. Его излюбленными сюжетами были охоты, пиры, кулачные бои, забавы шутов и скоморохов.
В Москве XVII в. подобное творчество было не только народной забавой. Так, в 1635 г. для семилетнего царевича Алексея Михайловича были куплены «печатные листы», ставшие одним из любимых увлечений будущего государя. Неудивительно, что лубок был популярен практически во всех слоях русского общества. Его героями становились исторические деятели, персонажи былин и сказаний. К этому же времени сюжеты пополнились религиозной тематикой. Пример тому — работа Василия Кореня, русского гравера по дереву, создавшего в конце XVII в. первую гравированную иллюстрированную Библию в России. Однако лубки на эту тему, а также изображения святых часто не соответствовали церковным канонам.
Любовь к лубку в какой-то мере унаследовал и сын царя Алексея Михайловича Пётр I.
Первый русский император не просто уделял внимание этому виду творчества, но и повелел наладить дело на государственном уровне. По его указу в Петербурге была создана гравировальная палата, где были собраны лучшие рисовальщики. По его же настоянию мастера изображали панорамы Петербурга, батальные сцены. Таким образом, лубок использовался для прославления государства.
Именно Пётр вводит строгий контроль за изготовлением этих работ. Причиной тому стало распространение лубочных сатирических листков, неприглядно изображавших царя и его приближённых. Так, известно аллегорическое изображение Петра в виде «Кота Казанского» в сюжете «Как мыши Кота хоронили». Супругу же государя — императрицу Екатерину I — изображали в виде чухонской Бабы-яги, намекая на её прибалтийское происхождение.
Интересный факт: в XVIII в. московские и петербургские лубки заметно отличались по сюжетам. Если в первых преобладали сатирические мотивы, изображались приключения фольклорных героев или просто народные забавы («Медведь с козою», «Удалые молодцы — славные борцы», «Охотник медведя колет» и т. д.), то петербургские больше напоминали официальные эстампы. Московские же картинки скорее развлекали, чем поучали зрителя.
Были среди сюжетов и менее гротесковые, более патриотические. Последние особенно распространились во время Отечественной войны 1812 г. Впрочем, и в XIX в. лубок сохранял во многом сатирическую направленность. Многие авторы изображали героев западноевропейских романов и повестей Гёте, Шатобриана и др.
Лубочные листы как самостоятельные графические произведения перестали выпускаться в России с 1918 г., когда всё печатное дело стало государственным и попало под единый идеологический контроль. Однако жанр лубка повлиял на творчество множества советских художников. Это прослеживается и в знаменитых плакатах «Окон РОСТа» (1920). Разновидностью лубка можно считать работы Кукрыников (1930-1940). Во время Великой Отечественной войны эти художники делали талантливые и злые карикатуры на Гитлера и других главарей нацизма.
Так лубок снова стал выполнять патриотическую функцию, как в 1812 г. и во время Первой мировой.
В современной России начала XXI в. неоднократно предпринимались попытки оживить утраченные традиции производства лубочных картинок. Среди успешных попыток — творчество В. П. Пензина, всемирно признанного художника, основателя новой мастерской лубка в Москве и Музея народной графики.
Виктора Петровича называют основоположником современного лубка. Этому виду творчества он посвятил многие годы своей жизни. Известность же получил ещё в 1970-е гг, работая как художник- документалист. А в 1980-е гг. к мастеру приходит мировая известность: персональные выставки открываются в Мекскике, Перу, Колумбии и Эквадоре. Его произведения находятся более чем в 50 музеях мира, в том числе в Государственной Третьяковской галерее и Берлинском государственном музее.
Именно благодаря деятельности В.П. Пензина в Москве в 1992 г. был создан Музей народной графики. Приобретя билет стоимостью всего 40 рублей, посетитель сможет посмотреть его постоянные и временные экспозиции. Но выставочной деятельностью музей не ограничивается. Здесь открыт литературно-музыкальный салон «Неравнодушие». Его хозяйка — Елена Жмачинская, поэт, член Московской городской организации Союза писателей России. Первый и третий четверг каждого месяца салон открывает свои двери для всех неравнодушных к творчеству: здесь звучат стихи и песни в авторском исполнении. Среди выступающих — известные поэты и барды. Действует салон при поддержке Союза писателей России и Российской академии народного искусства, созданной в 2011 г. и возглавляемой В.П. Пензиным.
Академия народного искусства призвана способствовать сохранению не только традиций лубка, но и русской народной культуры в самом широком смысле этого слова. В прошедшем году музей отметил 200-летие Отечественной войны 1812 г. с участием в Круглом столе «1812 год в русской художественной культуре XIX века», который состоялся в Белом зале Российской академии художеств.
Выставка «Печатные иллюстрированные издания из коллекции А.А. Глазунова» была приурочена к 130-летию со дня рождения художника и представляла иллюстрации и печатные листы к священным книгам Ветхого Завета и Апокалипсису.
А выставка русского лубка XVI11—XIX вв. из села Абашева Спасского района Пензенской области проходила в прошлом году в рамках фестиваля народного творчества «О чём поёт гончарный круг».
В Музее народной графики постоянно проходят также экспозиции современных художников. Хотелось бы отметить работы учеников детской художественной школы «Образ» из подмосковного г. Протвино, представленные на выставке осенью 2012 г. Их произведения отличаются большим художественным вкусом и разнообразием тем.
В последнее время Музей народной графики занимает заметное место в культурной жизни города, выполняя свою главную задачу — сохранения традиций и популяризации русского народного искусства.