Василенко В. Путешествие в страну здоровья / В. Василенко. // Школьная библиотека. – 2008 .– № 1. – С. 59 - 61.

В начальной школе важно сформировать у детей представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни. Эту задачу ставит перед собой педагог и решает её практически постоянно, как в процессе обучения детей, так и в процессе непосредственного каждодневного общения с ними. Аналогичная задача есть и у библиотекаря, основное средство влияния здесь – литература. Поэтому так важно выявить необходимые издания в фонде, и, пользуясь наиболее интересной и полезной информацией из них, обратить на эти книги внимание детей. Когда определенный багаж у них уже накоплен, приходит время объединить усилия учителя и библиотеки и попытаться подытожить основные правила и принципы здоровой жизни.

В нашей школе удобной формой для этого стала игра. Вариантов проведения её немало, но в процессе совершенствования этой деятельности мы стали использовать бинарные уроки. Бинарные уроки делают целостными и системными обучение, воспитание и развитие. Конечно, достичь этого в полной мере можно, лишь тщательно планируя две составляющие урока: библиотечную и собственно педагогическую, которые не дублируют, но дополняют и поддерживают друг друга. Таким образом мы пришли к особой форме: бинарному диалогу-игре.

В качестве примера бинарного диалога-игры, в ходе которого дети рассматривают и исследуют различные аспекты сохранения своего здоровья, мы можем представить «Путешествие в Страну Здоровья». Мероприятие проводится для ребят 2–3-х классов совместно учителем начальной школы и школьным библиотекарем. В начале урока-игры дети знакомятся с планом путешествия, который представлен на специальном красочном плакате «Страна Здоровья».

Страна здоровья: станция «Чистюлькино», станция «Спортивная», станция «Лекарственная», станция «Вредных привычек», станция «Правил дорожного движения».

Переходя от одной станции к другой, мы вместе с детьми обсуждаем различные аспекты поддержания здоровья. Используются загадки и стихи, даются советы, проводятся разминки и подвижные игры.

Представить детям основные компоненты здоровья человека помогает еще один плакат-схема: Здоровье: чистота жилища, продуктов питания, чистота тела; выбор одежды; режим дня; рациональное питание; движение; отказ от вредных привычек; закаливание; положительные эмоции.

В ходе урока учитель обращает внимание на особо значимые моменты, связанные с укреплением и сохранением здоровья. На них же ориентируется и библиотекарь, представляя книги соответствующей тематики. Неудивительно, что после такого бинарного урока за некоторыми книгами выстраивается очередь. Так, например, у наших младших школьников пользуется спросом книга С. Афонькина «Когда, зачем и почему?», изданная в 1993 году в Петрозаводске. В ней доступно и популярно разъяснено, как победить простуду и стать сильным, зачем чистить зубы и делать зарядку и др. Жаль, конечно, что таких книг для учащихся не так уж и много, и нам приходится искать дополнительные материалы в детской периодике.

В заключение следует сказать, что выбранная нами форма урока — бинарный диалог-игра — имеет не только внешний эффект: вовлеченность в игру всех присутствующих, занимательность, эмоциональность. Важна его эффективность в плане систематизации знаний, налаживания связей между предметами, формирование целостной картины мира, и особенно в развитии мышления ребенка, формировании его мировоззрения, в том числе и информационного.