Еремина, И. Пейзажист, график, экспериментатор / И. Еремина. // Библиополе. – 2008 .– № 1. – С. 77 - 80.
«Шишкин — художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный. Иные рисунки пером, иные гравюры, его офорты еще выше, чем картины, такова их сила, изящество и поразительная правда, такова любовь к ним их автора...»
в. в. Стасов
Один из даровитейших русских пейзажистов, живописец, рисовальщик Иван Шишкин (1832— 1898) родился в маленьком городке Елабуге, в семье небогатого купца, с детства прививавшего сыну интерес к старине, природе, чтению. Дойдя до пятого класса казанской гимназии, он прервал обучение, вернулся в отчий дом и четыре года томился в поисках определения своего дальнейшего жизненного пути.
В семье все, кроме отца, были против его желания стать художником, но, не смотря на это, Шишкин в 20 лет поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где сразу определилось его влечение к пейзажу. «Пейзажист — истинный художник, он чувствует глубже, чище. Природа всегда нова и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров, что мы называем жизнь. Что может быть лучше природы...» — записал он позднее в своем дневнике.
К моменту окончания училища творческие интересы будущего художника практически определились. Шишкин выделялся среди товарищей выдающимся талантом и как пейзажист уже приобрел некоторые профессиональные навыки. По окончании училища он стремился совершенствовать свои способности и поступил в Академию художеств. Уже в первый год обучения художнику были присуждены две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях Петербурга. А затем он получил и большую серебряную, малую золотую и, наконец, большую золотую медаль за виды Валаама, где провел много незабываемых дней.
Последняя награда дала Шишкину право на поездку за границу в качестве пенсионера Академии, и он отправился в Мюнхен, а затем в Женеву. За границей художник посещал мастерские известных мастеров, написал картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». Это полотно, присланное в Петербург, стало важным событием в творческой жизни художника — за эту работу его произвели в академики. Затосковав по родине, он возвратился в Петербург до истечения срока пенсионерства.
И. И. Шишкин много путешествовал по России с художественной целью и почти ежегодно выставлял свои картины — сначала в Академии, а затем на Передвижных выставках. Начиная с первой экспозиции, в течение всех 25 лет он представлял свои произведения, дающие возможность сегодня судить об эволюции его мастерства.
В 1873 г. Академия возвела художника в звание профессора за картину «Лесная глушь», а в 1892м он был приглашен руководить академической пейзажной мастерской.
Эпопея русского леса началась в творчестве Шишкина с картины «Рубка леса» (1867). Для определения «лица» пейзажа он выбрал хвойный лес, наиболее характерный для таких любимых им северных областей России. Мастер стремился к изображению леса «ученым образом», чтобы угадывалась порода деревьев. Тема русского леса стала основной во всем его творчестве.
Среди русских пейзажистов художнику бесспорно принадлежит место самого сильного рисовальщика. Во всех своих полотнах живописец предстает удивительным знатоком растительных форм. Реалистичность нередко вредила его пейзажам, во многих из них, к сожалению, заслоняла общее настроение.
Талант художник порой гораздо ярче проявлялся в одноцветных рисунках и офортах, чем в масштабных работах, в которых мастер пользовался многоцветием красок. Неслучайно именно за рисунок «Дубки под Сестрорецком» (1857) ему была вручена малая серебряная медаль.
Рисунком пером Шишкин занимался и за границей. Его произведения приводили в удивление иностранцев, и некоторые из них были помещены в Дюссельдорфском музее рядом с рисунками первоклассных европейских мастеров.
Акварель весьма редко встречается в творческом наследии художника. Наиболее значительной его работой в этой технике стала серия видов Нижнего Новгорода, заказанная для поднесения императору.
Среди работ мастера важное место занимают рисунки пером. Его феноменальная способность покрывать вязью перовой линии значительную поверхность листа без единой помарки производила на современников ошеломляющее впечатление. Шишкинские «листы» были престижным украшением коллекций знатных особ и весьма состоятельных людей. К подлинным шедеврам относится рисунок «Еловый лес» («У ручья», 1890). Вся его композиция проникнута незримым присутствием человека, следами его деятельности, не разрушающей гармонии с природой.
В 1883—1884 гг. мастер рароспективную выставку, на которой было представлено 300 этюдов и более 200 рисунков. Это был смелый шаг: впервые он не побоялся показать свою «кухню». Это свидетельствовало о том, что Шишкин был уверен в своем мастерстве. Художник проявил себя подлинным новатором, утверждая, что прикладная часть его творчества тоже имеет художественную ценность. За сорок с лишним лет неустанной работы мастер оставил огромное и разнообразное графическое наследие. Умение не повторяться даже при внешнем сходстве воспроизводимой им натуры стало одной из наиболее привлекательных особенностей его творчества.
Если в рисунке художник проявил себя выдающимся мастером, то в области офорта стал фигурой уникальной. По мнению специалистов современников, Шишкин был единственным и непревзойденным в России гравером пейзажистом. По уровню профессионализма и творческого разнообразия во второй половине XIX в. ему не было равных, хотя в этой манере работали и И. Н. Крамской, и В. М. Васнецов, и М. П. Клодт, и В. Д. Поленов, и И. Е. Репин, и многие другие мастера.
Первый свой офорт «Горная дорога» художник гравировал еще в 1853 г. В Академии художеств художника вновь решил заняться офортом, но в мастерской Академии для этого не было условий. Тогда Шишкин переключился на литографию и в процессе творчества открыл для себя, что гравировальные техники таят в себе массу технических возможностей. Он первым начал рисовать так называемым типографским карандашом по камню, а белые места искусно выскребал обыкновенным ножом. Его первые литографии получили высокую оценку специалистов и почитателей таланта художника.
Регулярно заниматься офортом Шишкин стал по возвращении изза границы, после пенсионерских лет в Германии, где взял несколько частных уроков по гравированию на меди. Когда в Петербурге в 1871 г. образовалось Общество русских аквафортистов, созданное по инициативе А. И. Сомова, И. И. Шишкин оказался одним из наиболее подготовленных его участников.
К сожалению, Общество просуществовало только около двух лет, но это не помешало мастеру заявить о себе как о художнике офортисте. Его гравюра «На краю березовой рощи» стала первым опытом крупномасштабного офорта в России. Он показал его на Передвижной выставке в 1871 г. и доказал, что в России необходимо поддерживать гравировальное искусство. С 1873 по 1895 г. художником было подготовлено четыре альбома офортов.
У Шишкина были явные склонности к разным «техническим» видам творчества. Он вникал в особенности каждой технологии, досконально ее осваивал, а затем начинал собственные творческие эксперименты. В литографии мастер искал новые собственные приемы и добился немалых успехов. Одним из первых художников он стал учиться и фотографии, не видя в ней «могильщика» искусства, приспосабливая ее к своему творчеству.
Наряду с офортом мастер осваивал и цинкографию, называя ее «выпуклым офортом». Наиболее удачные работы он публиковал в журнале «Пчела», и они, по мнению знатоков, были лучшими среди иллюстраций журнала. Не случайно впоследствии такие известные художники, как В. Д. Поленов, В. М. Максимов, и др. брали у него уроки по цинкографии.
В техническом отношении офорты И. И. Шишкина — явление сложное. Виртуозное владение техникой перового рисунка позволяло художнику с легкостью работать в основной офортовой технике — травленый штрих. Не менее успешно он использовал и другую разновидность офорта — мягкий лак, но помимо этого художник профессионально овладел множеством приемов, позволявших разнообразить работу.
Чтобы по достоинству оценить колоссальное офортное наследие художника, следует знать и помнить, что все множество вариантов и состояний одного и того же офорта связано с работой по металлу, схожее со слесарной работой. Изготовление и переделка офортной доски (резка, полировка, выскабливание и выглаживание) требуют немалых физических сил и упорства.
За блеском и технической виртуозностью его офортов стоял адский, грязный и вредный для здоровья труд, однако приносивший художнику истинное наслаждение.
Еще при жизни Шишкина было признано, что его графическое наследие в художественном отношении едва ли не превосходит созданное им в живописи. Величие графика состоит в том, что в отечественном искусстве офорта второй половины XIX в. он был единственным непревзойденным мастером, фантастически преданным своему делу.
Сам И. И. Шишкин, сохраняя верность своим принципам и выработанной годами манере, внимательно присматривался к работам молодых художников, стараясь и в собственное творчество вносить нечто новое, при том, что в сложной, противоречивой художественной жизни кануна XX в. он неизменно оставался ярким представителем искусства критического реализма, выразителем демократических идеалов, носителем лучших традиций передвижничества.
Творческая деятельность Ивана Ивановича Шишкина была завершена величественной композицией «Корабельная роща» (1898), пронизанной неизгладимыми впечатлениями детства. На полотне, написанном незадолго до смерти, изображена Афонасовская корабельная роща близ Елабуги. В картине — то знакомое сочетание большого и малого, могучего и хрупкого, что так зорко видел художник в природе родного края, что знал и любил и так искренне воспел своей кистью «русской, простой, бесхитростной».