Шеламова Г. Дайте руку вам пожать : в библиотеках города Ельца проводится Неделя доброты // / Библиополе. – 2011. – № 9. – С. 2–8.

Характерной приметой конца XX — начала XXI в. является повышенная агрессивность и нетерпимость среди людей. Это наблюдается и в повседневной жизни, и в государственном масштабе: войны, насилие, терроризм, дискриминация, грубость, жестокость и т. д. Однако, если мы хотим выжить, если нас заботит будущее наших детей, страны, мира, мы должны изменить образ мышления и жизни, характер отношений между людьми, народами и государствами.

С. 1995 г. 16 ноября отмечается Международный день толе­рантности. Генеральная Ассамб­лея ООН предложила государст­вам ежегодно в рамках этой даты проводить соответствующие ме­роприятия, ориентированные на широкую общественность.

Мероприятия, направленные на воспитание толерантной лич­ности, проводились и в библиоте­ках нашего города. Особое вни­мание мы обращали на воспита­ние толерантности в детской, подростковой и молодёжной сре­де. От того, как пройдёт период развития подрастающего поколе­ния, как оно преодолеет кризис­ный период интолерантного пове­дения (повышенная агрессив­ность, некритичность мышления, несформированность образа «я», безответственность, незащищён­ность, бескомпромиссность), во многом будет зависеть и то, на­сколько понимающим, терпимым, демократичным станет оно в даль­нейшем. Очень важно именно в период ранней юности человека научить его принципам толерант­ности.

Имея опыт работы в данном на­правлении и практику организа­ции общебиблиотечных реклам­но-информационных акций (про­водятся одновременно во всех 13 библиотеках ЦБС), мы в 2009 г. предложили нашим коллективам расширить поле их деятельности и провести Неделю доброты. Она началась именно в Международ­ный день толерантности — 16 но­ября, а завершилась 21 ноября (Всемирный день приветствий).

Используя возможности книж­ных фондов, мы в этот день поста­рались донести до читателей лю­бого возраста принципы толе­рантности, которые включают лучшие качества человека: терпи­мость к другим людям и различи­ям, отказ от причинения вреда и насилия, соблюдение прав че­ловека, взаимопонимание, небезразличие к окружающим людям, доброжелательность, творческое общение, снисходительность, тер­пение, чуткость, гуманизм, дове­рие, умение владеть собой, уме­ние не осуждать других, талант слушать, способность к сопережи­ванию, расположенность к другим, альтруизм, доброту, вежливость и т. д.

К этому дню в библиотеках го­рода были оформлены книжные выставки: «Как быть толерантным» (библиотека-филиал № 5), «Жить в мире с собой и другими» (биб­лиотека-филиал № 9), «Добро не терпит промедленья» (библиоте­ка-филиал № 10), «Единство разных» (детская библиотека № 3), «Толерантность — это...» (детская библиотека № 1 имени А.С. Пуш­кина) и др.

Все мероприятия отражали проблемы социальной направлен­ности: уроки толерантности «Мы разные — в этом наше богатство» (библиотека-филиал № 2), «Жить в мире с собой и другими» (биб­лиотека-филиал № 7), беседа «Толерантность и право» (библи­отека-филиал N9 4).

Используя интерактивные и дискуссионно-диалоговые фор­мы, мы ставили своей задачей на­учить молодых людей духовно- нравственным принципам: диалог-размышление «Миловать, прощать, благодарить» (библиотека-филиал № 6), час откровен­ного разговора «Добро. Зло. Терпимость» (библиотека-филиал № 1 имени М.Е. Салтыкова-Щедрина), беседа «Лучшие качества человека» (библиотека-филиал N9 8). Участники мероприятий пробовали разобраться, чем толе­рантная личность отличается от интолерантной, оценивали сте­пень своей толерантности, разби­рали конфликтные ситуации и ис­кали пути выхода из них и т. д.

На сохранение культурных тра­диций была направлена конкурс­ная программа «Молодёжь за культуру мира» (ЦГБ имени М. Горького). В течение дня беседа «Единство разных» и тест-оп­рос «Толерантность. Что это такое?» проводились с юными читателями детской библиотеки № 3. Подростки смогли своё понима­ние толерантности сверить с оп­ределением, данным в справоч­ной литературе.

С целью выяснить отношение школьников старших классов и студентов (14-18 лет) к пробле­мам толерантности в нашей стра­не в библиотеке-филиале № 5 провели анкетирование «Кто я в этом мире?». Анализ опроса по­казал, что подростки и молодёжь имеют достаточно правильное представление о понятии «толе­рантность», знают и читают художественные произведения, посвящённые этой теме. Основны­ми его принципами участники руководствуются и в повседнев­ной жизни.

В библиотеке-филиале № 9 в рамках клуба «Эрудит» прошла беседа «Мы разные, но мы дру­зья». Вместе с библиотекарем чи­тального зала О.В. Игнатовой на­ши посетители выяснили, что же такое «толерантная личность». Были подобраны статьи из газет и журналов на тему «Детская же­стокость», из которых зачитыва­ли выдержки, обсуждали, разыграли несколько сложных ситуа­ций.

Все мероприятия дня способ­ствовали формированию толе­рантности через книгу и чтение. Работа в этом направлении про­должалась все последующие дни до Дня приветствий, когда особое внимание мы уделяли доброте, вежливости, этике. Это прекрас­ный день для дружеских привет­ствий, радостных эмоций, взаим­ной вежливости.

Приветствия — они ведь тоже могут быть разными: обязатель­ными, нейтрально-отчуждёнными, корректными и такими, какими и должны быть, — полными чувст­ва, симпатии, доброжелательно­сти, сопровождаемыми пожела­ниями добра, здоровья, счастья. Поприветствовать кого-либо подобным образом — целое искус­ство.

В библиотеках были оформле­ны тематические книжные выстав­ки, возле которых проводились бе­седы, обзоры представленных из­даний. Мы напомнили нашим читателям и посетителям о Все­мирном дне приветствий, ознако­мили с книгами по этикету. Беседы «Путешествие в страну этикета» и «Культура приветствий» прове­ли в библиотеках-филиалах № 8 и № 10. Проблемный разговор «Как наше слово отзовётся» состо­ялся в библиотеке-филиале № 6, а урок этикета «Слова особого значения» — в библиотеке-фили­але № 4. Ко Дню приветствий в библиотеке № 6 была проведе­на беседа для старшеклассников «Вам сказали "Здравствуйте"», где говорили о культуре речи, о том, как противостоять засорению и порче родного языка молодёж­ным жаргоном и ненормативной лексикой, о культуре телефонно­го разговора, о том, что нужно не забывать об элементарных прави­лах вежливости.

Готовясь к проведению Недели доброты, рекламную информацию о предстоящих мероприятиях мы направили во все СМИ города. Кроме того, коллектив ЦБС через СМИ обратился к ельчанам с предложением поддержать наше начинание и прожить неделю от Дня толерантности до Дня привет­ствий в обстановке взаимного до­бра, тепла,заботы,терпения,ува­жения, вежливости и хорошего на­строения.

К этому призывали и создан­ные методистами плакаты, кото­рые были вывешены во всех биб­лиотеках. Распространялись па­мятки, буклеты, закладки, листовки-призывы («Толерант­ность — это...», «Толерантность. Что это такое?», «Толерантность дома», «Тактика действий в кон­фликтной ситуации» и др.), со­зданные в библиотеках и в мето­дическом отделе, составлялись рекомендательные списки лите­ратуры (список литературы для совместного чтения родителей и детей дошкольного и младшего школьного возраста «Твори доб­ро», список литературы для юно­шества «Политические репрес­сии» и др.).

О том, как проходит Неделя до­броты в библиотеках, регулярно сообщалось в печатных СМИ, по радио, в новостных лентах двух городских телерадиокомпаний (информация, интервью). Привле­чению внимания общественности, окружающего социума к рассма­триваемым в рамках Недели доб­роты проблемам способствовали публицистические статьи методи­стов в газете «Елецкий вестник»: «Мы пассажиры одной планеты, одного корабля...», «Толерант­ность — это...», «Если добрый ты, это хорошо! А когда наоборот?..», «Когда "блин" действительно "комом"».

В 2010 г. одной из общебиблиотечных акций вновь стала Неделя доброты. Её проведению предше­ствовала рекламная кампания в библиотеках и прилегающих к ним микрорайонах. Об этом из­вещали афиши (на информацион­ных стендах, на кафедрах выдачи), писали в газетах, говорили по радио.

В течение недели с читателями вели индивидуальные и групповые беседы о толерантности и вежли­вости («Дайте руку вам пожать», «Мы разные, но мы вместе» и др.), знакомили с материалами дейст­вующих книжных выставок, где бы­ла представлена литература о до­бре и зле, морали и нравственнос­ти — произведения писателей, в которых раскрывается тема то­лерантности, доброты, терпимос­ти, взаимопонимания, уважения, доброжелательности людей по от­ношению друг к другу; «Толерант­ность — путь к миру» (ЦГБ имени М. Горького), «Толерантность: но­вое понятие привычных отноше­ний» (библиотека-филиал № 1 имени М.Е. Салтыкова-Щедрина), «Как быть толерантным» (библиотека-филиал № 6), «Толерант­ность — путь к взаимопониманию» (библиотека-филиал № 9), «День идущих вместе» (библиотека-фи­лиал №10), «Единство разных» (детская библиотека № 2), «Един­ство разных. Школа толерантнос­ти», «В гостях у феи вежливых наук» (детская библиотека № 3). В биб­лиотеке-филиале № 4 оформили уголок толерантности «Мы разные и мы вместе!», где читатели в под­борке газетных и журнальных ста­тей могли найти интересную ин­формацию о Дне толерантности, ознакомиться с содержанием па­мяток.

Наибольшей популярностью у читателей библиотек пользова­лись книжные выставки: «Большие проблемы маленьких детей» (библиотека-филиал № 2), «Толерант­ность — гармония многообразия» (библиотека-филиал № 5), «Доб­ро и зло в литературе» (библиоте­ка-филиал N9 7).

Каждая из библиотек подошла к проведению Недели доброты по-своему. Одни библиотеки ак­центировали своё внимание на индивидуальной работе с читате­лями (ЦГБ, филиалы № 4, № 7), другие — на сочетании индиви­дуальной работы с проведением ярких «воспитывающих» мероприятий как по толерантности, так и по вопросам этики (филиа­лы № 2, № 6, детская библиоте­ка № 3).

Одной из главных форм рабо­ты в дни акции стали беседы, как индивидуальные (во всех библи­отеках), так и групповые. Цикл бе­сед «Уроки доброты» для читате­лей разных возрастных групп ор­ганизовали в детской библиотеке № 1 имени А.С. Пушкина. Здесь действовала книжная выставка-раздумье «Дерево добрых дел», возле которой проводились бесе­ды «Ежели вы вежливы» (1-4 кл.) и «Для чего живут люди?» (5-9 кл.). Беседы «Толерантность — это...», «Вам сказали "Здравствуйте"» и беседу-совет «Торопи­тесь делать добро» провели в библиотеке-филиале № 6. В библиотеке-филиале № 9 состоялись беседы «Толерантность — что это?» и «Что такое "здравствуй'"?» В дни проведения Недели добро­ты в детской библиотеке-филиале № 2 с теми, кто по какой-либо причине не говорил слов привет­ствия, проводили мини-беседы «Добрые слова приветствия», объясняли детям важность слов «здравствуйте», «до свидания», «спасибо» и др.

Популярными формами массовых мероприятий в рамках Недели доброты стали уроки и часы. И это не случайно. Как показывает ана­лиз, библиотекари при их прове­дении увидели возможность ис­пользовать дискуссионные, игровые моменты, вызвать участников мероприятий на откровенный раз­говор, дать высказать своё мне­ние, научить думать, размышлять.

Так, участники урока толерант­ности «И живём мы сердце к сердцу — дети дома одного» в библиотеке-филиале № 2 при­няли участие в дискуссии «Кто та­кой толерантный человек?». Час размышлений «Мы живём среди людей» провели в библиотеке-фи­лиале № 5. На заседании Школы толерантности «Отзывчивости то­же надо учиться» в детской библи­отеке № 3 его участники попыта­лись ответить на вопросы «Что такое добро и отзывчивость?», «Как нужно проявлять эти пре­красные качества?», поговорили о дружбе и вежливости, поигра­ли в игры «Словарь вежливых слов», «Вежливо — невежливо». В завершение прозвучала песня «Улыбка».

Разговор о вежливости в пред­дверии Всемирного дня привет­ствий вели в этой библиотеке на часе этики «В мире ПРИВЕТствий». Подростки (учащиеся 4-го класса МОУСОШ № 8) узнали о существующих формах привет­ствий, о том, как здороваются в разных странах, закрепили по­лученные знания в играх «При­вет», «Словарь вежливых слов», «Звериные приветствия», «Аукцион приветствий».

Очередное заседание (по кни­ге Д. Лихачёва «Заветное») в клу­бе «Подросток» детской библио­теки № 1 имени А.С. Пушкина прошло в виде уроков: «Что объе­диняет людей?», «Доброжелатель­ность людей», «О воспитании», «Да здравствует вежливость!» Завер­шилось заседание, в котором при­няли участие учащиеся 7-9-х клас­сов, диспутом «Толерантность. Что это такое?».

Мероприятия акции способствовали самораскрытию, самопо­знанию их участников. Игру-тест «Будь толерантным» во время бе­седы «Мы разные, но мы вместе» провели в детской библиотеке № 2, тестирование для группы подростков «Умеем ли мы общать­ся?» — в библиотеке-филиале № 4. На часе откровенного раз­говора «Единство разных» в биб­лиотеке-филиале № 1 имени М.Е. Салтыкова-Щедрина не толь­ко провели игру «Что моя вещь знает обо мне», но и предложили студентам тест, ответив на вопро­сы которого, они смогли узнать, стоит ли им работать над своим внутренним «я».

В результате проведения ак­ции появились и творческие на­ходки. Читателей детской биб­лиотеки № 3 призывали огля­нуться вокруг, присмотреться, какими недружелюбными и рав­нодушными порой бывают люди по отношению друг к другу. Детям предлагали завести дома «Тет­радь добрых поступков», в кото­рую записывать или зарисовы­вать свои добрые дела, не забы­вая написать: «Я сделал это здорово. Молодец!» Во время бе­седы «Толерантность — что это?» в библиотеке-филиале № 9 с ребятами не только говорили о то­лерантности, о том, как научиться понимать других и принимать их такими, какие они есть, но и пред­ложили придумать эмблему толерантности. Конкурс рисунков «Добро и зло в сказках» провели в филиале № 7.

Нетрадиционно подошли к проведению Недели доброты в библиотеке-филиале № 8, ор­ганизовав литературный праздник «Сказок мудрые уроки».

Несомненно, что первые уроки нравственности малыши получа­ют именно при чтении сказок, ко­торые учат их различать добро и зло, дают первые уроки справедливости. И каждая новая встреча со сказкой — это ещё один шаг на пути к мудрости и до­броте. Ну а проводя обзор «Эти удивительные животные» у вы­ставки «Обо всех созданиях — прекрасных и удивительных», коллеги руководствовались мыс­лью о том, что любовь к животным несёт в себе мощный заряд доброты.

Не меньший её заряд несли в себе и массовые мероприятия, организованные ЦГБ (вечер «В гостях у Л.H. Толстого», посвящённый традициям русского чае­пития) и филиалом № 2 (урок то­лерантности и доброты «Золотой ключик от дверцы счастья»). Яр­кие мероприятия с элементами театрализации, играми и конкур­сами создавали особый настрой у их участников и запомнятся им надолго.

«Чай попьёшь — орлом лета­ешь, водку пьёшь — свиньёй ле­жишь!» — говорится в мудрой рус­ской народной поговорке. Рус­ское чаепитие — это часть жизни и судьбы русского народа. Сейчас мы если не забыли, то сильно уп­ростили эту традицию. А ещё в XIX в., когда чай стал русским национальным напитком, чаепитие прочно вошло в быт русских людей всех сословий и являлось неотъемлемой частью их об­щения.

На вечере «В гостях у Л.Н. Толстого» в ЦГБ имени М. Горького разговор шёл об истории и риту­алах русского чаепития, о быте и нравах в дворянских семьях во времена Пушкина, о знаменитых чаепитиях в доме Л.Н. Толстого. «Русские боярышни» (ведущие вечера) — заведующая отделом обслуживания Е.А. Клочкова, библиотекари Г.Ю. Княгичева и Л.И. Винничук (в традиционных русских нарядах) — зачитывали гостям вечера интересные исто­рии из воспоминаний очевидцев того времени. Перед гостями вы­ступили учащиеся Детской шко­лы искусств № 4 имени Любови Соколовой со сценкой «Чудное питьё». Присутствующие услыша­ли «Россыпь народной мудрости о чае», вспоминали русские на­родные пословицы, разгадывали загадки.

Завершился вечер дружеским чаепитием в лучших русских тра­дициях — в добром общении. За столами собрались гости, ве­дущие, юные артисты. Гости при­шли не с пустыми руками, а с пи­рогами, рецептами выпечки кото­рых они поделились друг с другом. Свои стихи о чае и Неделе добро­ты, которая в эти дни проходила в библиотеках города, прочитала Л.И. Панкова, новые стихи о чае­питии и видах чая — поэтесса Н.Е. Колинько.

Особую атмосферу вечера со­здавало оформление зала: скатер­ти, расписные самовары, разные сорта чая, чайные аксессуары, ре­продукция картины Кустодиева «Купчиха за чаем», старинный под­свечник со свечой. Библиотекари подарили на память всем присут­ствующим календарики с репро­дукцией картины Н.В. Иванова «Бо­ярышня за чаем».

Добрая встреча с добрыми друзьями произошла у третье­классников школы № 3 во время очередного заседания клуба «Серпантин сказок и приключе­ний», действующего в библиоте­ке-филиале № 2.Урок толерант­ности и доброты «Золотой ключик от дверцы счастья» имел своей целью воспитание толерантных качеств у детей через восприятие сказки А. Толстого «Золотой клю­чик, или Приключения Буратино». К мероприятию были организова­ны книжная выставка, представив­шая разные издания любимой детской сказки и материалы о жизни и творчестве её автора — А.Н. Толстого, и стенд «Смотрите, что мы читали» с рисунками детей.

Гостями необычного урока ста­ли Буратино и Мальвина (учащие­ся 4-го класса школы № 17 Чуркин Денис и Холоимова Катя), которые показали участникам сценку (урок Мальвины) и помогали в проведении конкурсов.

Готовясь к мероприятию, ребя­та внимательно прочитали сказку, поэтому хорошо справились со всеми заданиями. Две команды («Мальвина» и «Буратино») актив­но отвечали на вопросы виктори­ны, угадывая героев по принадле­жащим им предметам, разгадыва­ли кроссворд, работали с текстом, обсуждали поступки героев после просмотра отрывка из одноимен­ного мультфильма (сцена в хар­чевне). Наградой участникам (по­бедила дружба) стали конфеты «Золотой ключик». Получили их и победители конкурса рисунков Григорян Владимир и Ряполов Саша, которых определили сами школьники.

На вопрос, чему учит сказка, дети хором ответили: «Сказка учит дружбе, любви и взаимопомощи». Такой нетрадиционный урок толе­рантности и доброты, убеждена, запомнится его участникам надол­го, и в жизни они будут ценить эти качества.

В течение Недели доброты чи­тателям раздавались памятки, буклеты, открытки и списки лите­ратуры о толерантности. Памятки «Толерантность — это...» вручили участникам дискуссии «Кто такой толерантный человек?» (филиал № 2), памятки «Толерантность дома», « Что такое толерантность?» — во время беседы «Толерант­ность— это...» в филиале № 6.

Проведя первую акцию «Неде­ля доброты» в 2009 г., библиотеки получили ценный опыт, что отрази­лось на организации акции в 2010 г. Детальный анализ проделанной работы показал, что Неделя доб­роты 2010 г. отличается от акции 2009-го. Тогда прослеживалось чёткое разграничение мероприя­тий по толерантности и этике. Акцент организации акции падал на День толерантности: яркие массо­вые мероприятия, продуманные разнообразные книжные выстав­ки, печатные издания малых форм. А завершалась она в библиотеках в основном беседами о вежливос­ти (групповыми, индивидуальны­ми). Процент проведённых массо­вых мероприятий по «этической» части акции был невелик.

Отличительная черта Недели 2010 г. — стирание грани между мероприятиями по толерантности и вежливости. Говоря о вежливос­ти, об этических нормах поведения, рассуждали и о толерантности как об одной из отличительных черт поведения человека. Среди основных особенностей толерантной лично­сти называли и вежливость.

Акция 2010 г. отличается про­думанностью проводимых меро­приятий, их количеством, разно­образием, направленностью на доброту. Это прослеживается, во-первых, в их названиях, заголов­ках книжных выставок и, во-вторых, в ходе самих встреч: урок то­лерантности и доброты «Золотой ключик от дверцы счастья», беседа-совет «Торопитесь делать до­бро», выставка книг «Добро и зло в литературе», конкурс рисунков «Добро и зло в сказках», книжная выставка-раздумье «Дерево доб­рых дел», мини-беседы «Добрые слова приветствия», «Тетрадь до­брых поступков».

Информационный дайджест «Чтобы мир добрее стал!», выпу­щенный в библиотеке-филиале № 4, раскрыл содержание сай­тов о проблемах толерантности, взаимоотношений людей в наше непростое время. Вечер «В гос­тях у Л.Н. Толстого» в ЦГБ имени М. Горького был посвящён доб­рой традиции русского чаепития. Беседа «Дайте руку вам пожать», во время которой библиотека­ри старались донести до ребят мысль, что без доброго отноше­ния друг к другу трудно прожить в наше сложное время, состоялась в библиотеке-филиале № 10.

Оперирование такой нравст­венной категорией, как доброта (добро), обусловлено названием акции и её целевым назначением. Ведь если обратиться к Толково­му словарю С.И. Ожегова, то мы узнаем, что добрый (человек) зна­чит — 1) делающий добро другим, отзывчивый; 2) несущий благо, до­бро, благополучие; 3) хороший, нравственный (добрые дела). На воспитание такого человека и были направлены усилия библи­отечного сообщества ЦБС.

Большую работу по организа­ции акции проделали методисты: оказывали помощь филиалам в оформлении, создании печатной продукции, подготовили афишу- объявление о предстоящей акции, занимались рекламной деятель­ностью, посещали проводимые мероприятия и писали в местные газеты о наиболее ярких из них.

Через все СМИ города коллек­тив ЦБС вновь обратился к ельчанам с предложением прожить не­делю от Дня толерантности до Дня приветствий в обстановке взаим­ного добра, тепла, заботы, терпе­ния, уважения, вежливости и хорошего настроения.

О том, что наша Неделя добро­ты — значимое событие в жизни города и области, можно судить по вниманию к ней со стороны СМИ. «Библиотеки — территория мира и добра» — под таким заго­ловком вышла информация в городской газете «Красное знамя» (18 ноября). «Важным социальным проектом в библиотеках Ельца» назвали Неделю доброты в обла­стном органе — «Липецкой газе­те» (16 ноября).

Для того чтобы выросли поко­ления истинно добросердечных граждан, важно, чтобы библиоте­ки участвовали в воспитании то­лерантности у детей, подростков, молодых людей. Необходимо не просто провозглашать и понимать принципы толерантности и добро­ты, но и активно претворять их в своей жизни и работе.

Проводя Неделю доброты, мы ставим своей целью создать в библиотеках и за их стенами ат­мосферу добра, тепла и радости. Надеемся, что благодаря меро­приятиям, прошедшим в эти дни в библиотеках, в сердцах ельчан стало немного больше доброты, что наши дети своей жизненной дорогой выберут дорогу добра.

Ставшая теперь традиционной акция «Неделя доброты» пройдёт в наших библиотеках и в 2011 г. В её программе уроки толерантности, фото-блиц «Наши добрые дела», КВН о дружбе «Друг в беде не бросит», беседы «Если добрый ты...», «Человек среди людей», урок этики «Да здравствует веж­ливость и доброта!», мини-опрос «Поступок, которым горжусь», ут­ренник «Попробуем стать волшеб­никами» и многое другое.

Используя возможности соб­ственного сайта www.цбсе.рф, мы поместим информацию о пред­стоящей акции в рубрике «Анон­сы». О том, как будет проходить Неделя доброты, о её итогах мы сообщим в рубрике «Новости».

Для меня как автора идеи Не­дели доброты очень важно, что она встретила поддержку моих коллег, прижилась и эффективно дейст­вует.

Уважаемые коллеги! По боль­шому счёту наша работа сводит­ся к духовно-нравственному вос­питанию через книгу и чтение, направленному на формирование моральных черт личности, навы­ков, привычек, которые позволя­ют человеку достойно проявить себя в общественной и личной жизни, то есть на формирование главных качеств человеческого ха­рактера: любви, доброты, дружбы и взаимопомощи, верности (в том числе и патриотизма), терпения и терпимости, смелости и отваги, чести и честности, силы духа, веж­ливости, счастья. Библиотеки мо­гут и должны стать территорией мира, добра и нравственности!

Мы обращаемся ко всем биб­лиотекарям России с просьбой поддержать наше начинание: про­вести Неделю доброты в россий­ских библиотеках, сделать её еже­годной.

Галина Шеламова, методист по работе с детьми Центральной городской библиотеки имени М. Горького г. Ельца, Липецкая область