Шеламова Г. Дайте руку вам пожать : в библиотеках города Ельца проводится Неделя доброты // / Библиополе. – 2011. – № 9. – С. 2–8.
Характерной приметой конца XX — начала XXI в. является повышенная агрессивность и нетерпимость среди людей. Это наблюдается и в повседневной жизни, и в государственном масштабе: войны, насилие, терроризм, дискриминация, грубость, жестокость и т. д. Однако, если мы хотим выжить, если нас заботит будущее наших детей, страны, мира, мы должны изменить образ мышления и жизни, характер отношений между людьми, народами и государствами.
С. 1995 г. 16 ноября отмечается Международный день толерантности. Генеральная Ассамблея ООН предложила государствам ежегодно в рамках этой даты проводить соответствующие мероприятия, ориентированные на широкую общественность.
Мероприятия, направленные на воспитание толерантной личности, проводились и в библиотеках нашего города. Особое внимание мы обращали на воспитание толерантности в детской, подростковой и молодёжной среде. От того, как пройдёт период развития подрастающего поколения, как оно преодолеет кризисный период интолерантного поведения (повышенная агрессивность, некритичность мышления, несформированность образа «я», безответственность, незащищённость, бескомпромиссность), во многом будет зависеть и то, насколько понимающим, терпимым, демократичным станет оно в дальнейшем. Очень важно именно в период ранней юности человека научить его принципам толерантности.
Имея опыт работы в данном направлении и практику организации общебиблиотечных рекламно-информационных акций (проводятся одновременно во всех 13 библиотеках ЦБС), мы в 2009 г. предложили нашим коллективам расширить поле их деятельности и провести Неделю доброты. Она началась именно в Международный день толерантности — 16 ноября, а завершилась 21 ноября (Всемирный день приветствий).
Используя возможности книжных фондов, мы в этот день постарались донести до читателей любого возраста принципы толерантности, которые включают лучшие качества человека: терпимость к другим людям и различиям, отказ от причинения вреда и насилия, соблюдение прав человека, взаимопонимание, небезразличие к окружающим людям, доброжелательность, творческое общение, снисходительность, терпение, чуткость, гуманизм, доверие, умение владеть собой, умение не осуждать других, талант слушать, способность к сопереживанию, расположенность к другим, альтруизм, доброту, вежливость и т. д.
К этому дню в библиотеках города были оформлены книжные выставки: «Как быть толерантным» (библиотека-филиал № 5), «Жить в мире с собой и другими» (библиотека-филиал № 9), «Добро не терпит промедленья» (библиотека-филиал № 10), «Единство разных» (детская библиотека № 3), «Толерантность — это...» (детская библиотека № 1 имени А.С. Пушкина) и др.
Все мероприятия отражали проблемы социальной направленности: уроки толерантности «Мы разные — в этом наше богатство» (библиотека-филиал № 2), «Жить в мире с собой и другими» (библиотека-филиал № 7), беседа «Толерантность и право» (библиотека-филиал N9 4).
Используя интерактивные и дискуссионно-диалоговые формы, мы ставили своей задачей научить молодых людей духовно- нравственным принципам: диалог-размышление «Миловать, прощать, благодарить» (библиотека-филиал № 6), час откровенного разговора «Добро. Зло. Терпимость» (библиотека-филиал № 1 имени М.Е. Салтыкова-Щедрина), беседа «Лучшие качества человека» (библиотека-филиал N9 8). Участники мероприятий пробовали разобраться, чем толерантная личность отличается от интолерантной, оценивали степень своей толерантности, разбирали конфликтные ситуации и искали пути выхода из них и т. д.
На сохранение культурных традиций была направлена конкурсная программа «Молодёжь за культуру мира» (ЦГБ имени М. Горького). В течение дня беседа «Единство разных» и тест-опрос «Толерантность. Что это такое?» проводились с юными читателями детской библиотеки № 3. Подростки смогли своё понимание толерантности сверить с определением, данным в справочной литературе.
С целью выяснить отношение школьников старших классов и студентов (14-18 лет) к проблемам толерантности в нашей стране в библиотеке-филиале № 5 провели анкетирование «Кто я в этом мире?». Анализ опроса показал, что подростки и молодёжь имеют достаточно правильное представление о понятии «толерантность», знают и читают художественные произведения, посвящённые этой теме. Основными его принципами участники руководствуются и в повседневной жизни.
В библиотеке-филиале № 9 в рамках клуба «Эрудит» прошла беседа «Мы разные, но мы друзья». Вместе с библиотекарем читального зала О.В. Игнатовой наши посетители выяснили, что же такое «толерантная личность». Были подобраны статьи из газет и журналов на тему «Детская жестокость», из которых зачитывали выдержки, обсуждали, разыграли несколько сложных ситуаций.
Все мероприятия дня способствовали формированию толерантности через книгу и чтение. Работа в этом направлении продолжалась все последующие дни до Дня приветствий, когда особое внимание мы уделяли доброте, вежливости, этике. Это прекрасный день для дружеских приветствий, радостных эмоций, взаимной вежливости.
Приветствия — они ведь тоже могут быть разными: обязательными, нейтрально-отчуждёнными, корректными и такими, какими и должны быть, — полными чувства, симпатии, доброжелательности, сопровождаемыми пожеланиями добра, здоровья, счастья. Поприветствовать кого-либо подобным образом — целое искусство.
В библиотеках были оформлены тематические книжные выставки, возле которых проводились беседы, обзоры представленных изданий. Мы напомнили нашим читателям и посетителям о Всемирном дне приветствий, ознакомили с книгами по этикету. Беседы «Путешествие в страну этикета» и «Культура приветствий» провели в библиотеках-филиалах № 8 и № 10. Проблемный разговор «Как наше слово отзовётся» состоялся в библиотеке-филиале № 6, а урок этикета «Слова особого значения» — в библиотеке-филиале № 4. Ко Дню приветствий в библиотеке № 6 была проведена беседа для старшеклассников «Вам сказали "Здравствуйте"», где говорили о культуре речи, о том, как противостоять засорению и порче родного языка молодёжным жаргоном и ненормативной лексикой, о культуре телефонного разговора, о том, что нужно не забывать об элементарных правилах вежливости.
Готовясь к проведению Недели доброты, рекламную информацию о предстоящих мероприятиях мы направили во все СМИ города. Кроме того, коллектив ЦБС через СМИ обратился к ельчанам с предложением поддержать наше начинание и прожить неделю от Дня толерантности до Дня приветствий в обстановке взаимного добра, тепла,заботы,терпения,уважения, вежливости и хорошего настроения.
К этому призывали и созданные методистами плакаты, которые были вывешены во всех библиотеках. Распространялись памятки, буклеты, закладки, листовки-призывы («Толерантность — это...», «Толерантность. Что это такое?», «Толерантность дома», «Тактика действий в конфликтной ситуации» и др.), созданные в библиотеках и в методическом отделе, составлялись рекомендательные списки литературы (список литературы для совместного чтения родителей и детей дошкольного и младшего школьного возраста «Твори добро», список литературы для юношества «Политические репрессии» и др.).
О том, как проходит Неделя доброты в библиотеках, регулярно сообщалось в печатных СМИ, по радио, в новостных лентах двух городских телерадиокомпаний (информация, интервью). Привлечению внимания общественности, окружающего социума к рассматриваемым в рамках Недели доброты проблемам способствовали публицистические статьи методистов в газете «Елецкий вестник»: «Мы пассажиры одной планеты, одного корабля...», «Толерантность — это...», «Если добрый ты, это хорошо! А когда наоборот?..», «Когда "блин" действительно "комом"».
В 2010 г. одной из общебиблиотечных акций вновь стала Неделя доброты. Её проведению предшествовала рекламная кампания в библиотеках и прилегающих к ним микрорайонах. Об этом извещали афиши (на информационных стендах, на кафедрах выдачи), писали в газетах, говорили по радио.
В течение недели с читателями вели индивидуальные и групповые беседы о толерантности и вежливости («Дайте руку вам пожать», «Мы разные, но мы вместе» и др.), знакомили с материалами действующих книжных выставок, где была представлена литература о добре и зле, морали и нравственности — произведения писателей, в которых раскрывается тема толерантности, доброты, терпимости, взаимопонимания, уважения, доброжелательности людей по отношению друг к другу; «Толерантность — путь к миру» (ЦГБ имени М. Горького), «Толерантность: новое понятие привычных отношений» (библиотека-филиал № 1 имени М.Е. Салтыкова-Щедрина), «Как быть толерантным» (библиотека-филиал № 6), «Толерантность — путь к взаимопониманию» (библиотека-филиал № 9), «День идущих вместе» (библиотека-филиал №10), «Единство разных» (детская библиотека № 2), «Единство разных. Школа толерантности», «В гостях у феи вежливых наук» (детская библиотека № 3). В библиотеке-филиале № 4 оформили уголок толерантности «Мы разные и мы вместе!», где читатели в подборке газетных и журнальных статей могли найти интересную информацию о Дне толерантности, ознакомиться с содержанием памяток.
Наибольшей популярностью у читателей библиотек пользовались книжные выставки: «Большие проблемы маленьких детей» (библиотека-филиал № 2), «Толерантность — гармония многообразия» (библиотека-филиал № 5), «Добро и зло в литературе» (библиотека-филиал N9 7).
Каждая из библиотек подошла к проведению Недели доброты по-своему. Одни библиотеки акцентировали своё внимание на индивидуальной работе с читателями (ЦГБ, филиалы № 4, № 7), другие — на сочетании индивидуальной работы с проведением ярких «воспитывающих» мероприятий как по толерантности, так и по вопросам этики (филиалы № 2, № 6, детская библиотека № 3).
Одной из главных форм работы в дни акции стали беседы, как индивидуальные (во всех библиотеках), так и групповые. Цикл бесед «Уроки доброты» для читателей разных возрастных групп организовали в детской библиотеке № 1 имени А.С. Пушкина. Здесь действовала книжная выставка-раздумье «Дерево добрых дел», возле которой проводились беседы «Ежели вы вежливы» (1-4 кл.) и «Для чего живут люди?» (5-9 кл.). Беседы «Толерантность — это...», «Вам сказали "Здравствуйте"» и беседу-совет «Торопитесь делать добро» провели в библиотеке-филиале № 6. В библиотеке-филиале № 9 состоялись беседы «Толерантность — что это?» и «Что такое "здравствуй'"?» В дни проведения Недели доброты в детской библиотеке-филиале № 2 с теми, кто по какой-либо причине не говорил слов приветствия, проводили мини-беседы «Добрые слова приветствия», объясняли детям важность слов «здравствуйте», «до свидания», «спасибо» и др.
Популярными формами массовых мероприятий в рамках Недели доброты стали уроки и часы. И это не случайно. Как показывает анализ, библиотекари при их проведении увидели возможность использовать дискуссионные, игровые моменты, вызвать участников мероприятий на откровенный разговор, дать высказать своё мнение, научить думать, размышлять.
Так, участники урока толерантности «И живём мы сердце к сердцу — дети дома одного» в библиотеке-филиале № 2 приняли участие в дискуссии «Кто такой толерантный человек?». Час размышлений «Мы живём среди людей» провели в библиотеке-филиале № 5. На заседании Школы толерантности «Отзывчивости тоже надо учиться» в детской библиотеке № 3 его участники попытались ответить на вопросы «Что такое добро и отзывчивость?», «Как нужно проявлять эти прекрасные качества?», поговорили о дружбе и вежливости, поиграли в игры «Словарь вежливых слов», «Вежливо — невежливо». В завершение прозвучала песня «Улыбка».
Разговор о вежливости в преддверии Всемирного дня приветствий вели в этой библиотеке на часе этики «В мире ПРИВЕТствий». Подростки (учащиеся 4-го класса МОУСОШ № 8) узнали о существующих формах приветствий, о том, как здороваются в разных странах, закрепили полученные знания в играх «Привет», «Словарь вежливых слов», «Звериные приветствия», «Аукцион приветствий».
Очередное заседание (по книге Д. Лихачёва «Заветное») в клубе «Подросток» детской библиотеки № 1 имени А.С. Пушкина прошло в виде уроков: «Что объединяет людей?», «Доброжелательность людей», «О воспитании», «Да здравствует вежливость!» Завершилось заседание, в котором приняли участие учащиеся 7-9-х классов, диспутом «Толерантность. Что это такое?».
Мероприятия акции способствовали самораскрытию, самопознанию их участников. Игру-тест «Будь толерантным» во время беседы «Мы разные, но мы вместе» провели в детской библиотеке № 2, тестирование для группы подростков «Умеем ли мы общаться?» — в библиотеке-филиале № 4. На часе откровенного разговора «Единство разных» в библиотеке-филиале № 1 имени М.Е. Салтыкова-Щедрина не только провели игру «Что моя вещь знает обо мне», но и предложили студентам тест, ответив на вопросы которого, они смогли узнать, стоит ли им работать над своим внутренним «я».
В результате проведения акции появились и творческие находки. Читателей детской библиотеки № 3 призывали оглянуться вокруг, присмотреться, какими недружелюбными и равнодушными порой бывают люди по отношению друг к другу. Детям предлагали завести дома «Тетрадь добрых поступков», в которую записывать или зарисовывать свои добрые дела, не забывая написать: «Я сделал это здорово. Молодец!» Во время беседы «Толерантность — что это?» в библиотеке-филиале № 9 с ребятами не только говорили о толерантности, о том, как научиться понимать других и принимать их такими, какие они есть, но и предложили придумать эмблему толерантности. Конкурс рисунков «Добро и зло в сказках» провели в филиале № 7.
Нетрадиционно подошли к проведению Недели доброты в библиотеке-филиале № 8, организовав литературный праздник «Сказок мудрые уроки».
Несомненно, что первые уроки нравственности малыши получают именно при чтении сказок, которые учат их различать добро и зло, дают первые уроки справедливости. И каждая новая встреча со сказкой — это ещё один шаг на пути к мудрости и доброте. Ну а проводя обзор «Эти удивительные животные» у выставки «Обо всех созданиях — прекрасных и удивительных», коллеги руководствовались мыслью о том, что любовь к животным несёт в себе мощный заряд доброты.
Не меньший её заряд несли в себе и массовые мероприятия, организованные ЦГБ (вечер «В гостях у Л.H. Толстого», посвящённый традициям русского чаепития) и филиалом № 2 (урок толерантности и доброты «Золотой ключик от дверцы счастья»). Яркие мероприятия с элементами театрализации, играми и конкурсами создавали особый настрой у их участников и запомнятся им надолго.
«Чай попьёшь — орлом летаешь, водку пьёшь — свиньёй лежишь!» — говорится в мудрой русской народной поговорке. Русское чаепитие — это часть жизни и судьбы русского народа. Сейчас мы если не забыли, то сильно упростили эту традицию. А ещё в XIX в., когда чай стал русским национальным напитком, чаепитие прочно вошло в быт русских людей всех сословий и являлось неотъемлемой частью их общения.
На вечере «В гостях у Л.Н. Толстого» в ЦГБ имени М. Горького разговор шёл об истории и ритуалах русского чаепития, о быте и нравах в дворянских семьях во времена Пушкина, о знаменитых чаепитиях в доме Л.Н. Толстого. «Русские боярышни» (ведущие вечера) — заведующая отделом обслуживания Е.А. Клочкова, библиотекари Г.Ю. Княгичева и Л.И. Винничук (в традиционных русских нарядах) — зачитывали гостям вечера интересные истории из воспоминаний очевидцев того времени. Перед гостями выступили учащиеся Детской школы искусств № 4 имени Любови Соколовой со сценкой «Чудное питьё». Присутствующие услышали «Россыпь народной мудрости о чае», вспоминали русские народные пословицы, разгадывали загадки.
Завершился вечер дружеским чаепитием в лучших русских традициях — в добром общении. За столами собрались гости, ведущие, юные артисты. Гости пришли не с пустыми руками, а с пирогами, рецептами выпечки которых они поделились друг с другом. Свои стихи о чае и Неделе доброты, которая в эти дни проходила в библиотеках города, прочитала Л.И. Панкова, новые стихи о чаепитии и видах чая — поэтесса Н.Е. Колинько.
Особую атмосферу вечера создавало оформление зала: скатерти, расписные самовары, разные сорта чая, чайные аксессуары, репродукция картины Кустодиева «Купчиха за чаем», старинный подсвечник со свечой. Библиотекари подарили на память всем присутствующим календарики с репродукцией картины Н.В. Иванова «Боярышня за чаем».
Добрая встреча с добрыми друзьями произошла у третьеклассников школы № 3 во время очередного заседания клуба «Серпантин сказок и приключений», действующего в библиотеке-филиале № 2.Урок толерантности и доброты «Золотой ключик от дверцы счастья» имел своей целью воспитание толерантных качеств у детей через восприятие сказки А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». К мероприятию были организованы книжная выставка, представившая разные издания любимой детской сказки и материалы о жизни и творчестве её автора — А.Н. Толстого, и стенд «Смотрите, что мы читали» с рисунками детей.
Гостями необычного урока стали Буратино и Мальвина (учащиеся 4-го класса школы № 17 Чуркин Денис и Холоимова Катя), которые показали участникам сценку (урок Мальвины) и помогали в проведении конкурсов.
Готовясь к мероприятию, ребята внимательно прочитали сказку, поэтому хорошо справились со всеми заданиями. Две команды («Мальвина» и «Буратино») активно отвечали на вопросы викторины, угадывая героев по принадлежащим им предметам, разгадывали кроссворд, работали с текстом, обсуждали поступки героев после просмотра отрывка из одноименного мультфильма (сцена в харчевне). Наградой участникам (победила дружба) стали конфеты «Золотой ключик». Получили их и победители конкурса рисунков Григорян Владимир и Ряполов Саша, которых определили сами школьники.
На вопрос, чему учит сказка, дети хором ответили: «Сказка учит дружбе, любви и взаимопомощи». Такой нетрадиционный урок толерантности и доброты, убеждена, запомнится его участникам надолго, и в жизни они будут ценить эти качества.
В течение Недели доброты читателям раздавались памятки, буклеты, открытки и списки литературы о толерантности. Памятки «Толерантность — это...» вручили участникам дискуссии «Кто такой толерантный человек?» (филиал № 2), памятки «Толерантность дома», « Что такое толерантность?» — во время беседы «Толерантность— это...» в филиале № 6.
Проведя первую акцию «Неделя доброты» в 2009 г., библиотеки получили ценный опыт, что отразилось на организации акции в 2010 г. Детальный анализ проделанной работы показал, что Неделя доброты 2010 г. отличается от акции 2009-го. Тогда прослеживалось чёткое разграничение мероприятий по толерантности и этике. Акцент организации акции падал на День толерантности: яркие массовые мероприятия, продуманные разнообразные книжные выставки, печатные издания малых форм. А завершалась она в библиотеках в основном беседами о вежливости (групповыми, индивидуальными). Процент проведённых массовых мероприятий по «этической» части акции был невелик.
Отличительная черта Недели 2010 г. — стирание грани между мероприятиями по толерантности и вежливости. Говоря о вежливости, об этических нормах поведения, рассуждали и о толерантности как об одной из отличительных черт поведения человека. Среди основных особенностей толерантной личности называли и вежливость.
Акция 2010 г. отличается продуманностью проводимых мероприятий, их количеством, разнообразием, направленностью на доброту. Это прослеживается, во-первых, в их названиях, заголовках книжных выставок и, во-вторых, в ходе самих встреч: урок толерантности и доброты «Золотой ключик от дверцы счастья», беседа-совет «Торопитесь делать добро», выставка книг «Добро и зло в литературе», конкурс рисунков «Добро и зло в сказках», книжная выставка-раздумье «Дерево добрых дел», мини-беседы «Добрые слова приветствия», «Тетрадь добрых поступков».
Информационный дайджест «Чтобы мир добрее стал!», выпущенный в библиотеке-филиале № 4, раскрыл содержание сайтов о проблемах толерантности, взаимоотношений людей в наше непростое время. Вечер «В гостях у Л.Н. Толстого» в ЦГБ имени М. Горького был посвящён доброй традиции русского чаепития. Беседа «Дайте руку вам пожать», во время которой библиотекари старались донести до ребят мысль, что без доброго отношения друг к другу трудно прожить в наше сложное время, состоялась в библиотеке-филиале № 10.
Оперирование такой нравственной категорией, как доброта (добро), обусловлено названием акции и её целевым назначением. Ведь если обратиться к Толковому словарю С.И. Ожегова, то мы узнаем, что добрый (человек) значит — 1) делающий добро другим, отзывчивый; 2) несущий благо, добро, благополучие; 3) хороший, нравственный (добрые дела). На воспитание такого человека и были направлены усилия библиотечного сообщества ЦБС.
Большую работу по организации акции проделали методисты: оказывали помощь филиалам в оформлении, создании печатной продукции, подготовили афишу- объявление о предстоящей акции, занимались рекламной деятельностью, посещали проводимые мероприятия и писали в местные газеты о наиболее ярких из них.
Через все СМИ города коллектив ЦБС вновь обратился к ельчанам с предложением прожить неделю от Дня толерантности до Дня приветствий в обстановке взаимного добра, тепла, заботы, терпения, уважения, вежливости и хорошего настроения.
О том, что наша Неделя доброты — значимое событие в жизни города и области, можно судить по вниманию к ней со стороны СМИ. «Библиотеки — территория мира и добра» — под таким заголовком вышла информация в городской газете «Красное знамя» (18 ноября). «Важным социальным проектом в библиотеках Ельца» назвали Неделю доброты в областном органе — «Липецкой газете» (16 ноября).
Для того чтобы выросли поколения истинно добросердечных граждан, важно, чтобы библиотеки участвовали в воспитании толерантности у детей, подростков, молодых людей. Необходимо не просто провозглашать и понимать принципы толерантности и доброты, но и активно претворять их в своей жизни и работе.
Проводя Неделю доброты, мы ставим своей целью создать в библиотеках и за их стенами атмосферу добра, тепла и радости. Надеемся, что благодаря мероприятиям, прошедшим в эти дни в библиотеках, в сердцах ельчан стало немного больше доброты, что наши дети своей жизненной дорогой выберут дорогу добра.
Ставшая теперь традиционной акция «Неделя доброты» пройдёт в наших библиотеках и в 2011 г. В её программе уроки толерантности, фото-блиц «Наши добрые дела», КВН о дружбе «Друг в беде не бросит», беседы «Если добрый ты...», «Человек среди людей», урок этики «Да здравствует вежливость и доброта!», мини-опрос «Поступок, которым горжусь», утренник «Попробуем стать волшебниками» и многое другое.
Используя возможности собственного сайта www.цбсе.рф, мы поместим информацию о предстоящей акции в рубрике «Анонсы». О том, как будет проходить Неделя доброты, о её итогах мы сообщим в рубрике «Новости».
Для меня как автора идеи Недели доброты очень важно, что она встретила поддержку моих коллег, прижилась и эффективно действует.
Уважаемые коллеги! По большому счёту наша работа сводится к духовно-нравственному воспитанию через книгу и чтение, направленному на формирование моральных черт личности, навыков, привычек, которые позволяют человеку достойно проявить себя в общественной и личной жизни, то есть на формирование главных качеств человеческого характера: любви, доброты, дружбы и взаимопомощи, верности (в том числе и патриотизма), терпения и терпимости, смелости и отваги, чести и честности, силы духа, вежливости, счастья. Библиотеки могут и должны стать территорией мира, добра и нравственности!
Мы обращаемся ко всем библиотекарям России с просьбой поддержать наше начинание: провести Неделю доброты в российских библиотеках, сделать её ежегодной.
Галина Шеламова, методист по работе с детьми Центральной городской библиотеки имени М. Горького г. Ельца, Липецкая область