Коваленко Л. За здоровый образ жизни : сценарий проведения круглого стола / Л. Коваленко. // Школьная библиотека. – 2006 .– № 2. – С. 44-52.

Тема: «Мы за здоровый образ жизни».

Цель: помочь взрослеющему человеку разобраться в мире этих проблем. Побудить интерес старшеклассников выступать против вредных привычек. Помочь сформировать активную и здоровую жизненную позицию. Призывать пропагандировать здоровый образ жизни на примере ветеранов Великой Отечественной Войны.

Форма проведения: круглый стол (размышления о трёх проблемах — курение, алкоголь и наркотики).

Предварительная работа: цикл бесед о здоровом образе жизни на темы: «Здоровый образ жизни — залог здоровья», «У опасной черты», «Курить — себе вредить». Чтение книг, газет, журналов, просмотр фильмов, встречи с медиками, правоохранительными органами, ветеранами.

Оформление: 1. Видеозапись, 2. Плакаты, 3. Весы, 4. Круги, ромашки, пальцы-анкеты, 5. Таблички для участников (! – готов ответ, ? – есть вопрос),

6. Тексты со словами песен.

Идёт видеозапись, все рассаживаются по своим местам. Начинает классный руководитель.

В начале XXI века, как всегда, важно задуматься о том, что такое жизнь, в чём её смысл.

Жизнь непроста, она не может быть ровной и гладкой.

Жизнь — это горение, а в огне что-то сгорает.

Жизнь — это свет, а свет кого-то слепит.

Жизнь — борьба, а в борьбе должен быть победитель!

Жизнь. В этом смысле немало значений:

Жизнь цветка, которому отпущено на веку одно лето.

Жизнь птицы, живущей три весны.

Жизнь человека. И жизнь страны.

Все они плотно переплелись. Разве можем мы жить без цветов, без пения птиц? А разве можем мы жить без Отечества, без Родины, без Отчего края?

Мы нужны своей республике и нашей России морально и физически здоровые. И всё зависит от нас с вами, ребята. Вот сегодня мы об этом и поговорим.

«Здравствуйте», «Будьте здоровы», «Здравия желаю!». Вот так если бы мы приветствовали друг друга в день по несколько раз, желая здоровья, мы наверняка бы были все здоровы. Но, увы!

Хочу представить наших гостей — это организаторы школ района, методисты, представители национального парка и учителя.

И почётные гости нашей встречи — ветераны Великой Отечественной войны:

Кинзябулатов Гиният Калиевич — представитель Совета ветеранов, внештатный корреспондент районной и республиканской печати, лауреат премии имени Шагита Худайбердина.

Латыпов Хасан Галеевич — бывший директор МСШ №1, проработал сорок лет.

Шамсутдинов Мухтар Хайретдинович — бывший директор.

Губайдуллин Назми Хилалович — председатель Совета ветеранов

Приветствуем Вас! Я думаю, вы нам сегодня поможете разобраться в наших проблемах, под-скажете, как лучше избавиться от вредных привычек.

Итак, мы начинаем!

Ребята встают, берутся за руки и образуют замкнутый круг.

Возьмёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке.

Круг — это символ солнца, а значит тепла, света, жизни.

Круг — это символ единства, сплочённости, взаимовыручки.

Круг — это общество людей, среди которых мы живём.

В природе всё связано и развивается по кругу, стоит вспомнить хотя бы круговорот воды.

Круг — это символ дружбы и того, что только сообща, все вместе мы можем выстоять.

Круг — это наша планета, наша Земля и именно её проблемы становятся сегодня предметом нашего пристального внимания.

Все важные, волнующие людей вопросы принято решать за «круглым столом».

Основная тема сегодняшнего разговора — «Мы — за здоровый образ жизни», а тема — «Мы дружим и поём, без наркотиков живём».

И я хочу ещё раз напомнить вам, ребята. (Зачитать статьи из Конституции Башкортостана — статья №50 (стр. 28—29).

Оказывается, здоровье полностью в наших руках. В этом году наш президент М.Г. Рахимов издал Указ об объявлении 2002 года — Годом здоровья (зачитать).

Цель нашего разговора — помочь вам, ребята, разобраться с проблемами алкоголизма, наркотиков и курения и, конечно же, самим пропагандировать здоровый образ жизни.

А как мы начинали — давайте вспомним, обратимся к видеозаписи. Какие вопросы нас тогда волновали (ответы ребят).

И вот настал момент, когда необходимо бороться за экологию здоровья.

СЦЕНКА

Ведущий: С соской сын пришёл к отцу, и спросила кроха...

1-й сын: Папа, это хорошо или это плохо?

Ведущий: Папа сыну отвечал на вопрос курьёзный...

Папа:

Если б соску не сосал, был бы ты серьёзный.

Брось её, и в тот же миг повзрослеешь ты,

старик!

Давай-ка, парень, для разрядки займёмся лучше физзарядкой!

Фонограмма «Физзарядка». Вносят велосипед.

Ведущий:

Год прошёл, седьмой грядет.

Мальчик в первый класс идёт.

И отцу (хоть и подрос) задаёт опять вопрос...

2-й сын:

Там у школы два мальчишки зажигают часто спички.

Подскажи, ну как мне быть, предлагали закурить.

Я попробовал — отрава, эти сигареты «Ява».

Как же можно их курить, так здоровью-то

вредить?

Ведущий:

Подумал папа и в ответ сыну дал такой совет...

Папа:

Кто сигареты поджигает — жизнь на годы сокращает

Окружающим, себе, может быть, тебе и мне.

Сын рассматривает велосипед.

Велосипед тебе — катайся! А друзей ты не стесняйся,

Вдруг предложат закурить — откажись, ты слышишь, Вить?

Фонограмма «Велосипедисты».

Ведущий:

Дни летят, идут года. Сын растёт как никогда.

Десять классов за спиной, стал сынок совсем большой.

Деньги просит без конца у поседевшего отца.

Для чего — не говорит, принимает умный вид.

В подворотне с «друганами» пиво пьёт и ест салями.

Но отец про всё узнал, сына на «ковёр» позвал.

Ты ответь мне, сын родной, если пьёшь, то ты крутой?

Ведь спиртное — это яд! Пусть дружки-то говорят,

Что попробуешь разок и узнаешь жизнь, браток!

Это всё враньё — не верь, мигом втянешься, поверь.

Алкоголь туманит разум, лучше брось ты это сразу!

На, рюкзак ты мой возьми и в поход скорей иди.

Посмотри ты на природу, ведь в любую непогоду

Всё прекрасно, сынка, в ней для людей и для зверей.

Набери себе здоровья и для будущих детей.

Фонограмма.

Ведущий:

Не поверил Витя словам: ему показалось

мало 100 грамм.

Захотел он новое чувство познать

И начал наркотики употреблять.

Фонограмма. Влетает НЛО, инопланетяне исполняют танец. На фоне медленной космиче-ской музыки голоса 2 ведущих:

Инопланетянин (юноша): Земля, Земля!

Как меня слышишь? Перехожу на приём!

Космодром: Я — планета Земля! Я — планета Земля!

Слышу позывные отлично!

Инопланетянин (юноша). Я — космическая станция планеты Солярис! Я — космическая станция планеты Солярис. Нахожусь на околоземной орбите. Члены экипажа готовы совершить посадку.

Космодром: Я — Земля! Я — Земля! Космодром «Школярия — 2002» готов к принятию вашего корабля. Земляне с нетерпением ждут встречи с вами.

Слышится шум приземляющегося космического корабля. С одной стороны появляются инопланетяне, с другой — земляне.

Капитан корабля: Низкий поклон вам, земляне! Много лет мы наблюдали через телескопический объектив за развитием земной цивилизации. Вместе с вами пережили ваши беды, но не могли помочь советом, ибо между нами лежала световая вечность. Благодаря упорству наших учёных наконец контакт появился. И нам, жителям планеты Солярис, удалось преодолеть силу всемирного тяготения. Мы искренне рады встрече с вами.

Инопланетянин (юноша):

Нас постигло великое горе:

На нашей планете наркотиков — море,

Ловили мы кайф с утра до утра,

Но вскоре мы поняли: смерть к нам пришла.

Инопланетянин (девушка):

Погибли родные, погибли друзья, Остались нас двое: вот брат мой и я!

Мы просим вас, люди, перестаньте дурить!

Инопланетянин (юноша):

Не нужно колоться, и хватит Вам пить!

Все вместе решите проблему эту

И сберегите родную планету.

Фонограмма. НЛО улетает.

Сын. Какие-то глюки пошли у меня...

А вдруг это правда, не верю, друзья!

Все участники — на сцене:

Не нужны кошмары страшные эти —

Ни мне, ни родным, ни нашей планете.

Давайте покончим с бедой навсегда, Ведь мир — это наша большая семья. Мы не вернёмся в тот сон никогда. Здоровый образ жизни выбираю я.

Все повторяют: «И я, и я, и я        

Ведущий: Употребление наркотических веществ, алкоголя и активного табакокурения — серьезная молодежная проблема последних лет.

А теперь давайте поговорим, пофантазируем, помечтаем и представим на миг, что к нам еще приехали гости.

Но прежде, ребята, определимся: у нас сегодня 3 проблемы:

Давайте их обозначим:

ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ — АЛКОГОЛЬ

СИНИЙ ЦВЕТ — КУРЕНИЕ

ЖЁЛТЫЙ ЦВЕТ — НАРКОТИКИ

Прежде чем начать отвечать, необходимо поднять сигнальный знак определения цвета, о чем мы будем говорить, у каждого из вас также есть сигнальные карточки

! готов ответ; ? есть вопрос

Классный руководитель: Если возник вопрос, поднимаем карточку «Есть вопрос», а если — ответ, то карточку «Готов ответ». Наши гости могут также ими воспользоваться, но только в конце урока.

1-й ведущий: Но! По расчетам ученых Новосибирского отделения Академии наук, сделанным еще в 1945 г., число алкоголиков среди населения бывшего СССР достигнет к 2002 г. 70%.

2-й ведущий: В связи с этим демографы... из Population Reference Bureau (Вашингтон) предрекают нам катастрофу, и наша реальность приближает час исполнения этого прогноза.

1-й ведущий: Смертность стремительно растет, средняя продолжительность жизни снизилась уже до 58 лет, рождаемость только с 1990 г. уменьшилась на 30%,а число алкоголиков становится все больше!

2-й ведущий: Как стало известно из достоверных источников, по части потребления спиртного новая демократическая Россия бьет коммунистические рекорды.

1-й ученик: А вы знаете? 29 июля 1997 года арбитражный суд Санкт-Петербурга вынес беспрецедентное решение, касающееся рекламы водочной продукции компании «Ливиз».

2-й ученик: Дело было так. Питерцы пожаловались на рекламу оскорбительного содержания. На плакатах в метро изображались три бутылки водки, а позади, как бы опираясь на эту прочную основу, возникал узнаваемый силуэт Петербурга. Венчал все это стих: «На том стояла и стоять будет Земля русская».

1-й ученик: Суд постановил: «Плакаты, оскорбляющие достоинство граждан, снять!»

2-й ученик: Подавали апелляцию на судебное решение, но тщетно, суд был непреклонен. Реклама водки в метро исчезла!

1-й ученик: Наука рассматривает алкоголь как один из наиболее опасных ядов, который скажется на будущем человечества.

2-й ученик: Еще в 1880—1890 гг. во Франции в результате опросов было установлено, что из 1000 детей с тяжелыми поражениями психики у 471 были отцы-пьяницы, у 84 — матери, у 65 — оба родителя. О 170 подобных детях сведения не были получены. И только у 120 из контрольной группы родители не были пьяницами или, во всяком случае, в этом не признавались. 8 % их были зачаты, когда родители находились в состоянии алкогольного опьянения.

1-й ученик: Ого! Страшные цифры. Вот тебе и посидели за бутылочкой... А ты, чадо, — расплачивайся. А как?

2-й ученик: Миллионы лет трудилась природа над созданием человека, Господь одарил нас тем серым веществом, которое позволяет мыслить. Наш мозг — это наше богатство.

1-й ученик: У нас в гостях известные хирурги Федор Григорьевич Углов и Николай Михайлович Амосов!

1-й ученик: Мы знаем, что вы возглавляете организацию «Союз борьбы за народную трезвость», вы занесены в книгу рекордов Гиннеса как старейший в мире практикующий хирург, вы автор научных монографий и книг, которые опубликованы на 16 языках.

Ученик (исполняющий роль Ф.Г. Углова): Вот мы и встретились. Здравствуйте. Откровенно скажу вам: каждая такая встреча меня радует. И тревожит... Найдём ли мы общий язык, поймём ли друг друга, отзовутся ли в вашем сердце те тревоги и надежды, которые всецело занимают меня? Я хирург и уже 50 лет оперирую. Я вижу, какие глубокие изменения возникают в организме человека под влиянием алкоголя. Долгое время они ничем себя не проявляют, и человеку кажется, что алкогольный дурман лёгок и приятен, он создаёт видимость веселья и хорошего настроения. И вот вас уже тянет к крепким напиткам; вы чувствуете себя взрослыми, крутыми. А алкоголь между тем вершит свою страшную работу в печени, желудке, сердце. Но самое страшное происходит в мозгу.

1-й ученик внимательно слушает хирурга, он начинает конспектировать его слова.

Наука установила, что в коре головного мозга происходит склейка красных кровяных телец и создаются условия, при которых нейроны гибнут. После приема спиртного в коре головного мозга остается кладбище нервных клеток, которые, как известно, не восстанавливаются... Вот почему у пьющего человека проявляются признаки деградации: снижается память, портится характер... Изменениям подвергается, прежде всего, кора головного мозга, где проходит мыслительная деятельность, осуществляется функция памяти.

1-й ученик: Федор Григорьевич, Вы назвали страшные признаки деградации: снижается память, портится характер! Если я Вас правильно понял.

Ученик (Ф. Г. Углов). Совершенно верно.

1-         й ученик: У нас в гостях был крупнейший российский ученый Ф.Г. Углов! У нас еще гости.

2-         й ученик: Наш гость из Украины Николай Михайлович Амосов! Он родился в России, работает в Киеве. Там организовал Институт сердечно-сосудистой хирургии, стал академиком. Николай Михайлович, более полувека Вы занимаетесь сердцем человека. Какими болезнями, на ваш взгляд, сейчас страдает молодое поколение?

Ученик (Н.М. Амосов): Я отслеживал результаты горбачевской антиалкогольной кампании, о которой вы, наверное, не слышали, и был потрясен. За время ее действия средняя продолжительность жизни в нашей стране увеличилась на два года. Сократилось число сердечных и прочих заболеваний, связанных с алкоголизмом, уменьшилась смертность мужчин трудоспособного возраста.

Поверьте мне: наше общество больно образом жизни! У украинцев, россиян, белорусов одна беда.

2-й ученик: Николай Михайлович, я читал сообщения о вашем эксперименте по омоложению.

Ученик (Н.М. Амосов): Моя 20-летняя проповедь здорового образа жизни окончилась ничем — человек слишком неорганизован, чтобы по- настоящему заботиться о здоровье. Здоровье так и не стало в России необходимостью. Но я лично продолжаю эксперимент по продлению жизни с помощью больших физических нагрузок, и, как видите, он проходит успешно.

1-         й ученик: Пиво! Говорят, что пиво даже на цвет красиво...

2-         й ученик: Пиво — не пьянство, а наслаждение, пиво нам служит средством общения...

1 -й ученик: Да, пиво любят все, вернее, многие, но то, что пиво — не пьянство — вопрос спорный.

2-й ученик: А открыли пиво еще в древней Месопотамии. Древние булочники обнаружили, что в тепле мокрое хлебное зерно начинает бродить и образуется хмельное зелье.

1 -й ученик: После месопотамского триумфа наступила пора забвения. Греки и римляне не только не употребляли месопотамский напиток, они открыто презирали его. Аристотель, например, сказал, что от пива голова тупеет.

2-й ученик: Но позже среди «варварских племен» пиво завоевало рынок, стало поистине «народным напитком». Успех к пиву пришел в средние века, когда купцы из Гамбурга, Веймара и Бремена завезли его в Голландию.

1-         й ученик: Дело в том, что питьевая вода в тех городах была грязной, и пиво стало почти единственным напитком, исключавшим желудочно-кишечные неприятности.

2-         й ученик: Вот и пили пиво на здоровье. Взрослый мужчина потреблял 400 литров пива в год. Наверное, от того в средневековой Голландии ни один контракт, подписанный после трех часов дня, не имел юридической силы.

1-         й ученик: К этому времени сознание среднего «нормального» голландца было основательно затуманено напитком. Хорошо ли это?

2-         й ученик: С пивом порой пытались бороться производители чая и кофе, но пивной бизнес не отступал.

1-         й ученик: Да, пивной бизнес стал только изощреннее. Вот что сообщает агентство Ассо-шиэйтед Пресс 15 января 1998 г. «По пятницам автобус, который подается к школе за счет спонсора, всех везет к пивной стойке. Там каждого ждет кружка пива. Бесплатная бутылка пива предлагается в автобусе. Владельцы датских пивных стремятся расширить свою клиентуру еще и таким способом. Через «агентов» они раздают у школ «пригласительные билеты», по которым можно получить выпивку со скидкой. Министр юстиции Дании предупредил, что лишит лицензии те заведения, которые таким способом завлекают клиентов. Так значит вы предлагаете нам пить пиво? НЕТ.

Ребята, давайте заполним анкету — ромашку. Синий цвет определяет алкоголь. Ответьте на вопросы. Ребята, как бы вы нарисовали запрещающий знак для алкоголя.

Предлагается ребятам заполнить анкету «Ромашка» об алкоголе и нарисовать запрещающий знак.

1 -й ведущий: Du you speak English?

2-й ведущий: Yes, немного.

1-й ведущий: Давай напишем в Италию. Вот и адрес есть.

2-й ведущий: Да, хорошо бы! Там есть Колизей!

1-й ученик: Ласковое море, теплый песок, белые чайки... Это Италия, Верона... Верона — город любви. Говорят, итальянцы почти не употребляют пива. Если пьют, то вино и, как правило, не «доходят до ручки». Крепкие напитки пьют редко. Даже знаменитая итальянская граппа не в большом ходу. Пространные тосты не приняты. Перед тем как выпить, в Италии произносят «чин-чин», но пьют мало...

1-         й ученик: По-моему, в борьбе за трезвый образ жизни может помочь только закон! Жесткий, сильный, действие которого неотвратимо. Может, у нас следует ограничить продажу спиртного? Ведь в других странах есть такой опыт. Если говорить о Европе, то хуже всего торговцам спиртным приходится в Швеции. Тут власти давно ограничили розничную продажу спиртного. В мусульманских странах, где все регламентируется нормами мусульманского права, Ливии, Саудовской Аравии, Иране, Пакистане, — еще больше строгостей, там за провоз, изготовление, продажу спиртного платят сполна все, что полагается по шариату. За употребление вина до 100 ударов плетью. В ряде стран Аравийского полуострова для поисков наркотиков и алкоголя в аэропортах используют собак.

2-         й ученик: Если в вашей горке чемоданов собачка что-то унюхает, то чемоданы без особых разговоров отвезут к заранее приготовленной яме, туда их сбросят и заровняют бульдозером.

А вас самих отправят ближайшим рейсом до дома.

1-         й ученик. У нас в гостях известный теле-журналист Александр Любимов. Встречайте.

Ребята, вопросы к нему.

2-         й ученик: Александр, Вы окончили факультет журналистики?

Ученик (в роли А. Любимова): Нет, я журналист-международник и закончил МГИМО.

Я отказался от распределения и довольно долго до того, как прийти на радио, помогал на разовых работах в Москве.

2-й ученик: А чем Вы занимались?

Ученик: В основном переводил, так как владею английским, датским, норвежским и французским. Мясо грузить приходилось, играл в ресторане «Узбекистан», пытался писать, но быстро понял, что на гонорары не проживешь, и решил, что этим заниматься не буду. А потом пришел на радио.

2-й ученик: Александр, Вы довольны собой?

Ученик: Собой — нет, я доволен фактом, что родился, доволен выбором, который сделал. Я горжусь командой, которая собралась за эти годы, и счастлив, что работаю с ними. Мне нравится моя страна и работа.

2-й ученик: Интересно, а какие черты характера помогали Вашей карьере?

Ученик-. Я не знаю, не изучал так тщательно. По-моему, жизнь человека делится на две части: сначала он долго интересуется окружающим миром, а потом, поняв, что это еще не все, начинает интересоваться собой, миром внутренним. Эти периоды чередуются, как полосы. Сейчас у меня период, когда внешний мир интересует больше.

2-й ученик: Люди какого склада Вам ближе?

Ученик. Я очень не люблю тех, кто с первых шагов в жизни покупает смокинг, потом кокаин, каждый вечер проводит в модных клубах. Мне интересны люди, которые занимаются делом.

2-й ученик: Александр, Вы деловой человек, у Вас много встреч с партнерами. Вероятно, частенько приходится выпивать? Может, и в этом Вы мастер?

Ученик: В таких вещах называться мастером — смешно, — мастер по уничтожению собственного здоровья.

2-й ученик: Так вы заботитесь о своем здоровье, ведете здоровый образ жизни?

Ученик (А. Любимов): Ну, вообще-то, я бегаю каждый день по 5 км, качаюсь — как все нормальные люди. Иначе невозможно выдержать такой ритм жизни. Нужно потратить час-полтора в день на спорт, это как-то дисциплинирует. Но главное — это сохранить в себе доброту, не изменять самому себе.

2-й ученик: У нас в гостях был Александр Любимов! Аплодисменты! А вы знаете, ребята, за границей не ценят тех, кто не заботится о своем здоровье, там не модно быть больным, их там не жалеют.

1-         й ученик: Все ясно: мир помешан на здоровом образе жизни. Болеть накладно и несовременно. А осознанно вредить своему здоровью — попросту глупо.

2-         й ученик: Но трудно отказать себе в удовольствии покурить...

1-         й ученик: Впрочем, курить мы давно собирались бросить, еще к 7 апреля — Всемирному дню здоровья.

2-         й ученик: Но все как-то откладывали, откладывали... И наконец решились. Ой, как это трудно!

1-         й ученик: Лучший способ преодолеть любую трудность — полностью осознать ее.

2-         й ученик: Вы должны быть готовы к неприятным ощущениям, которые могут длиться от 48 до 72 часов.

1 -й ученик: Настройтесь на то, что их просто нужно пережить.

2-й ученик: Выберите день и время, когда вы бросите курить. Не очень важно, в какой именно день и час. Но сделайте это сейчас.

1-         й ученик: Привычка есть привычка, и изба-виться от нее одинаково тяжело и тому, кто выкуривает 5, и тому, кто 100 сигарет в день.

2-         й ученик: Никому не говорите о том, что бросаете курить.

1-         й ученик: Не ждите ни от кого ни похвалы, ни одобрения.

2-         й ученик: Это ваш личный подарок самому себе.

1-         й ученик: И кто знает, возможно, лучшего подарка для себя вы никогда не делали.

2-         й ученик: Приступим?

1-         й ученик: Откажитесь от курения именно в тот день и час, который вы выбрали. Не раньше. Но и не позже.

2-         й ученик: Если вы обычно выкуриваете 20 сигарет в день, приготовьтесь к 20 ежедневным желаниям закурить.

1-         й ученик: Помните, что у вас всегда есть возможность выбора, закурить или нет. Важно все эти 20 раз в день делать правильный выбор. В каждый конкретный момент выбирайте — «не курить».

2-         й ученик: Всякий раз, когда вы решили «именно сейчас не курить», подумайте о пользе, которую принесет отказ от сигарет. Пополняется бюджет, улучшится цвет кожи, побелеют зубы, вы перестанете кашлять в самый неподходящий момент...

1-         й ученик: Помните главное: одна затяжка и все пропало! Одна-единственная сигарета даже через 5 лет может возродить привычку.

2-         й ученик: Об этом нужно помнить всегда. Как и о том, что у вас всегда есть выбор. Ребята поделитесь своим опытом: как бросить курить?

1-й ученик: Сегодня достоверно известно, что импортные, преимущественно американские сигареты валом пошли на Россию. Рэй- нольдс основал в Америке табачную компанию, которая выпускает сигареты «Camel», «Winston», «Marlboro» и «Salem». У нас в гостях внук Рэйнольдса — Патрик!

Ученик (Патрик Рэйнольдс): Smoking kills more Americans each year than alcohol, Cocaine, crack, heroin, homicide, suicide, car accidents, fires and AIDS combined. Cigarettes can’t solve your problems. My grandfather ruminated tobacco and died from cancel. My mother and two aunts smoked and died from cancel too.

1-         й ученик: «Мой дед жевал табак и умер от рака. Мой отец много курил и умер от эмфиземы легких. Моя мать курила и мучилась от эмфиземы легких и болезни сердца. Мои две тети, тоже заядлые курильщицы, умерли от эмфиземы и от рака. Сейчас и трое моих старших братьев, курильщики, болеют эмфиземой легких».

Ученик (Патрик Рейнольдс). I smoked ten years and now I have sick lungs. So you know that when you smoke, the smoke gets in your lungs as well as mine? Thank you.

1 -й ученик: «Я курил 10 лет, и у меня больные легкие. А теперь позвольте спросить: можно ли верить табачным компаниям, когда они говорят, что курение вам не вредит?»

2-         й ученик: У нас в гостях был Патрик Рейнольдс! Ребята, а какие законы против курения принимаются у нас в стране?

1-         й ученик: Познакомимся с ограничениями, которые применяются в отношении любителей табака в разных странах.

2-         й ученик: Наиболее строго преследуют любителей никотина в США. Штраф до 1000 долларов ждет каждого, кто вздумает закурить в любом нью-йоркском ресторане или кафе с количеством мест более 35.

1-         й ученик: В Италии не курят во всех общественных помещениях, включая рестораны и бары, не говоря уже о банках. С нарушителей взимают штраф до 125 долларов.

2-         й ученик: В Англии на деньги, которые в качестве штрафа платит нарушитель правил курения, можно купить подержанный автомобиль. 

1-         й ученик: Франция с 1992 г. ввела суровые ограничения в отношении курильщиков. Курить запрещается в учреждениях, ресторанах, кафе и на перронах. Сумма штрафа тоже велика.

2-         й ученик: Дания пытается решить проблему, установив астрономические цены на сигареты. Пачка сигарет в Дании стоит 5 долларов.

1-         й ученик: В Австрии и Германии пока еще только собираются создать зоны, свободные от никотина.

2-         й ученик: Курить на улицах Сингапура во-обще-то разрешается, но стряхивать пепел запрещено. Тому же, кто выбросит пустую коробку из-под сигарет, грозит штраф до 625 долларов.

1-й ученик: Это меры по борьбе с курением, которые принимает государство. Но есть еще меры борьбы, которые принимают заводы, банки и офисы. Например, во многих фирмах США некурящие сотрудники получают надбавку к зарплате.

1-         й ведущий: Да, курящим приходится туго и в Соединённых Штатах, и в Англии, и в Италии...

2-         й ведущий: Я уж не говорю о Сингапуре. Но интересно, как они чувствуют себя у нас?

1-         й ведущий: Превосходно! У нас залатывание бюджетных дыр деньгами сигаретных компаний стало приметой времени. Большие яркие рекламные щиты видны повсюду.

2-         й ведущий: Кстати, фирмы, щедро оплачивая каждый метр своей продукции, в прессе утверждают, что мы — русские — моментально привыкли к их рекламе и просто перестали её замечать.

1-         й ведущий: Можно подумать, что производители табачной отравы выбрасывают деньги на ветер! Если они щедро оплачивают щитовую рекламу, — значит, она работает! Она воздействует на подсознание подростков.

2-         й ведущий: Мелькнула у меня добрая мысль, что курить надо бы бросить, и ... пропала. Посмотрел на один, на второй, на двадцать пятый плакат и решил, что глотание дыма — это нормально, это спутник удачи!

1-         й ведущий: Ещё бы, на это реклама и рассчитана! Посмотри — ковбой с сигаретой, он такой бравый малый!

2-         й ведущий: Изображение курильщиков и сигарет видно в магазинах, киосках, в метро, да где угодно! Запрета на рекламу сигарет и алкоголя у нас нет!

1-й ведущий: Надо подписать обращение к мэру города — снять рекламные щиты табачной и алкогольной продукции на улицах города. (Звучит музыка).

Предлагается ребятам заполнить анкету и нарисовать запрещающий знак о курении.

1-         й ученик: Частенько на дискотеках замечаю автоматически двигающиеся тела и безумно счастливые лица. Для того, чтобы напустить на себя понт, не обязательно быть миллионером. Маленькая, но страшно веселая таблеточка стоит нынче недорого...

2-         й ученик: Империя экстази добралась и до нас.

1-         й ученик: Экстази — это синтезированный аналог адреналина, конгломерат наркотических и якобы ненаркотических веществ растительного происхождения, к которым подмешивается амфетамин.

2-         й ученик: Подростки принимают по 2—3 таблетки и танцуют по 8 ч. без остановки.

1-         й ученик: Ещё 5 лет назад многие всерьёз считали экстази практически безвредным стимулятором, пока не выяснилось, что он может вызвать шизофрению, обезвоживание организма, остановку сердца, смерть, проблемы с печенью, почками и т.д.

2-         й ученик: В Америке экстази приносил барыши торговцам смерти. Он продавался до 1985 г. легально, пока волна несчастий не заставила задуматься...

1-й ученик: В июле 1985 г. экстази был отнесен к наркотическим препаратам списка № 1, то есть самым опасным и запрещенным для хранения и распространения. (Звучит жесткая музыка.)

редлагается ребятам заполнить анкету и нарисовать запрещающий знак о наркотиках.

1-         й ведущий: Как-то смотрел я «До 16 и старше...». Там говорили о наркомании среди молодёжи. И меня удивило высказывание одного молодого человека: «Нам больше нечем заняться, мы никому не нужны...»

 меня сразу возник вопрос: «А что ты сделал, чтобы на тебя обратили внимание?! Может, ты сделал что-то полезное людям? Или твой интерес заключается в страсти к удовольствиям...»

2-         й ведущий: Молодёжь хочет стать самостоятельной. Хочет, чтобы взрослые на неё об-ращали внимание. Но ведь мы не в детском садике, где учат, как держать вилочку. А взрослые — не няньки, а просто более опытные люди. И если они тебя не замечают, так соверши достойный, с их точки зрения, поступок, не валяй дурака, показывая, какой ты «крутой»!

1-         й ведущий: И всё же, чтобы там ни говорили газетчики, у нас подрастает хорошая молодёжь. Такой вывод можно сделать, опираясь на данные Центра социологических и политических исследований БГУ.

2-         й ведущий: Опрос проводили среди учащихся X и XI классов. Результаты опроса не показали значительных различий в жизненных ориентациях школьников с нормальным и отклоняющимся поведением. Список содержал 17 пунктов. В нём перечислялись главные жизненные ценности. Ребята выбрали 6 первоочередных...

1-         й ведущий: Хорошие друзья — 86% и 80% для нормальных и «ненормальных» школьников соответственно.

2-         й ведущий: Семья — 76% и 68%.

1-         й ведущий: Любовь — 71% и 61%.

2-         й ведущий: Свобода — 51 % и 61 %.

1 -й ведущий: Интересная профессия — 51% только для «нормальных» школьников!

2-й ведущий: Богатство — 50% только для «ненормальных»!

1-         й ведущий: Такие ценности, как популярность, власть над людьми, творчество переместились в конец списка.

2-         й ведущий: Вот так. А то, знаете ли, надо-ели эти рассуждения: «у них в голове пустота!»

Классный руководитель: Ребята, а теперь давайте взвесим наши анкеты с тремя проблемами (взвешивается на весах).

На первом месте табакокурение.

На втором месте алкоголь.

На третьем месте наркотики.

Мы взяли эксклюзивное интервью в нашей школе о том, какие меры профилактики для здорового образа жизни проводят у нас. Давайте обратимся к видеозаписи (школьная столовая, медпункт, библиотека и школьный коридор).

А теперь, ребята, давайте попросим наших почётных гостей ответить на вопросы:

Какие советы вы можете дать нам, молодёжи, чтобы научиться противостоять вредным привычкам.

А когда вы были молодыми, как вы закаляли силу воли.

Где и как вы воевали.

Классный руководитель: Уважаемые ветераны, помогите нам разобраться с проблемами: наркотики, алкоголь и курение. Ответьте на вопросы анкеты: «Всё в наших руках» (анкета в виде руки).

1-й ведущий: Вот, ребята, наше время и закончилось. Спасибо большое всем гостям (вручение сувениров ветеранам).