Максимкина, И. Художественные ремесла. Кружевоплетение / И. Максимкина. // Библиополе. – 2009 . – № 1. – С. 72 - 74.
Кружева плели на Руси еще в XIII в., о чем свидетельствуют древние летописи, причем ценились они очень высоко, поэтому носили их только князья да цари.
В XIII в. в царских мастерских стали плести прошивки из тонких золотых и серебряных нитей с характерным крупным плоскостным узором без определенного рисунка. Постепенно производством кружев стали заниматься в монастырях и помещичьих усадьбах.
Первые сведения о распространении производства кружев в России относятся к началу XVII в. В XVIII в. уже стали четко выявляться характерные особенности отдельных центров кружевоплетения: Галич (Кострома), Ростов, Елец, Балахна, Торжок, Рязань и др. В каждом из них создавалась своя художественная манера.
Быстрый рост кружевных промыслов начался после крестьянской реформы 1861 г. Как кустарный промысел это женское рукоделие было официально зарегистрировано в начале 1870х гг. после Политехнической выставки 1872 г. в Москве, когда в экспозицию были включены коклюшные кружева крестьянского производства.
В 1873 г. русское кружево впервые было представлено на Международной выставке в Вене, где получило золотую медаль, а почти через сто лет, в 1962 г., на Всемирной выставке в Брюсселе русские кружева получили высшую награду — Гран при, а также золотую и серебряную медали.
В конце века началось изучение искусства русских кружевниц. Мы советуем вам обратиться к научным изданиям, в которых приводится много интересных исторических фактов и рассказывается о разных типах кружев, названных по месту их изготовления.
Давыдова С. А. Русское кружево и русские кружевницы: исследование творч., технич. и статист. / С. А. Давыдова. — СПб.: [Б. и.], 1892.—166 с.
Давыдова С. А. Русское кружево: узоры и сколки / С. А. Давыдова. — СПб.: [Б. и.], 1909. — 7 с. + 50 л. ил. в папке.
Работнова И. Русское кружево / И. Работнова. — М.: Всесоюз. ко опер. издво, 1960.— 24 с., 7 л. ил.
В издании прослеживается развитие кружевоплетения в советский период, когда наблюдалось возрождение художественных традиций русского сцепного кружева и укрепление кустарных промыслов. Названы имена создателей уникальных кружевных изделий, работавших в Вологде, Ельце, Рязани, Киришском районе Ленинградской области. В иллюстрациях представлены образцы русского кружевоплетения.
Вологодское кружево / авт. вступ. ст. и сост. И. П. Работнова.; НИИ худож. промти; — М.: 1962.— 14 с.: 133 л. ил.
Ценность этого замечательного альбома в том, что в нем представлены 133 иллюстрации, дающие в полной мере представление о красоте вологодского кружева. Показаны образцы старинных вологодских кружев 1930х гг. и послевоенных лет. Во вступительной статье достаточно подробно анализируются этапы развития ремесла, рассказывается о создании артелей, профтехшколы, которая не только готовила кружевниц, но впоследствии стала центром художественной культуры в Вологде.
Елецкое кружево / авт. вступ. ст. и сост. альбома А. И. Коломиец; НИИ худож. промти. — М.: 1962. — Юс., 16табл. ил.
В этом альбоме собраны образцы старинного и современного Елецкого кружева. На 16 таблицах чёрно-белых иллюстраций представлена неувядаемая прелесть исконно русского народного искусства.
Жукова Н. Елецкие кружева / Н. Жукова, А. Самохина. — Липецк: Липец, кн. из-дво, 1962. — 64 с.: ил.
Авторы рассказывают о людях, беззаветно любящих свою профессию кружевниц, приумножающих славные традиции мастеров старейшего русского промысла. Есть специальный раздел с советами и рекомендациями по овладению приемами кружевоплетения, по сохранению кружевных изделий и уходу за ними.
Русское кружево / сост. И. П. Работнова. — М.: Реклама, 1970. — 35 с. — (Сокровища московских музеев. Показывает Музей народного искусства).
В издании представлена большая коллекция старинных и современных русских кружев ручного плетения, собранных в московском Музее народного искусства.
Воронова Л. И. Киришские кружева / Л. И. Воронова // Музей нар. искусства и худож. промыслов / НИИ ХП. Вып. 5. Сб. тр. — М.: [Б. и.], 1972.—С. 267—276.
Автор подробно рассказывает об особенностях техники плетения киришских кружев. Большое внимание уделено наиболее распространенному узору — «медвежья лапа» — и его вариантам («тимошина лапа», «курья лапа» и др.). Отдельная статья посвящена ба лахнинским кружевам, техника исполнения которых очень трудоемка и требует большого мастерства. Для этих кружев характерно обилие растительных мотивов, что роднит их с узорами хохломской росписи.
Орловский Э. И. Изделия народных художественных промыслов / Э. И. Орловский. — Л.: [Б. и.], 1974, — 199 с.
Одна из глав книги «Художественные изделия из тканей и волокон. Кружевоплетение» (С. 118— 134) посвящена особенностям вологодских, киришских, елецких, рязанских цветных и кировских ажурных кружев. Приводятся любопытные факты из истории кружева, рассказывается о своеобразии технических приемов кружевоплетения в регионах России в различные периоды истории.
Добрых рук мастерство: произведения нар. искусства в собр. Гос. Рус. музея/сост. и науч. ред. И. Я. Богуславская. — 2е изд. перераб. и доп. — М.: Искусство, 1981. — 311 с.: ил.
Один из очерков книги посвящен кружеву, его истории от зарождения до наших дней, а также его распространению по всей территории России. Высококачественные иллюстрации помогают ощутить всю неповторимую красоту этого древнейшего промысла, прикоснуться к его первоисточникам.
Перестронина В. Вятские кружева / В. Перестронина. — Горький: ВолгоВят. кн. из-дво, 1982. — 128 с.: ил.
Кто хоть однажды видел вятские кружева, не остался к ним равнодушным. Как их только любовно не называют: воздушные, невесомые, как облако, кипенно-белые, как зимние снега, ажурные, как морозные узоры... В многочисленных иллюстрациях к книге легко проследить своеобразие вятского орнамента, его «околенки», «меленки», «кудрявые круги», «рюмочки», «червончики», «часовенки» и многие другие.
Фалеева В. А. Русское плетеное кружево / В. А. Фалеева. — Л.: Художник РСФСР, 1983. — 328 с.: ил. — (Народные промыслы РСФСР).
Эта необыкновенно красивая книга — попытка поэтапного исторического экскурса развития отечественного кружевоплетения с XVII в. до наших дней. На ее глянцевых страницах запечатлены шедевры русского кружевоплетения, представленные в цветном и черно-белом исполнении (всего 250 ил.). Показана одежда XVIII— XIX вв. различных слоев населения, в которой для отделки использовались кружева.
Народные художественные промыслы/О. С. Попова, Н. С. Королева, Д. А. Чиркова и др.; под общ. ред. О. С. Поповой. — М.: Лег- промть, 1984. — 192 с.: ил.
В данном издании для нас представляет интерес глава «Вышивка и кружево» (С. 45—75), в которой авторы рассказывают об истории промысла, о том, как в ряде русских городов и пригородных слободах наряду с помещичьими фабриками очаги кружевных промыслов зарождались в Калязине, Торжке, Белозерске, Мценске, Белеве, Скопине, Михайлове, Рязани, Серпухове, Балахне.
Попова О. С. Русские художественные промыслы / О. С. Попова, Н. И. Каплан. — М.: Знание, 1984. — 144 с.: ил. — (Народный университет, факультет литературы и искусства).
В разделе «Кружевоплетение» дается характеристика основных промыслов, рассказывается их история и описываются характерные приемы мастерства. Авторы знакомят с ведущими мастерами и художниками, определяющими направление развития современного стиля, и с их уникальными работами, получившими всемирную известность на выставках, смотрах и конкурсах.
Крестьянинова Л. Ф. Бала хинские кружевницы / Л. Ф. Крестьянинова // Народные мастера: традиции, школы: сб. ст. Вып. 1 // НИИ теории и истории изобр. искусства. — М.: [ Б. и.], 1985. — С. 152—157.
Статья посвящена истории и мастерам этого промысла, среди них: А. И. Климова, О. А. Суслова (лучшая мастерица), В. И. Бычкова (мастерица классических узоров), М. И. Мухина (ее кружево отличается архаичностью рисунка). Автор с большой любовью и теплотой рассказывает о народных мастерицах, подчеркивая индивидуальность каждой.
Народные художественные промыслы: сов. декорат. искусство: материалы и док., 1917—1932/авт. сост.: Л. И. Давыдова, Д. М. Габиев, Т. Ю. Красовицкая; общ. ред.: М. А. Некрасовой, С. М. Темерина. — М.: Искусство, 1986. — 231 с., 257 л. табл.
В этом издании собраны уникальные сведения о развитии кружевного промысла в России, а также документы и статьи. Большое количество черно-белых и цветных таблиц, на которых представлены сами изделия, выполненные в разные периоды развития кружевоплетения, позволяет использовать его как наглядное пособие для студентов, а для всех, увлекающихся кружевоплетением, возможность прикоснуться к истории любимого рукоделия.
Третьякова Е. И. Русское кружево / Е. И. Третьякова. — СПб.: Лениздат, 1995. — 120 с.: ил.
Данное издание — небольшой экскурс в историю с подробным рассказом о каждом кружевном промысле, его особенностях и эстетической ценности изделий. Иллюстрации — наглядное подтверждение того, что и сегодня кружево остается любимым рукоделием, а его мастера, сохраняя традиции, привносят в свои работы современное звучание.
Сорокина М. А. Кружева России: вологод. кружево / М. А. Сорокина. — М.: Вече, 2001. — 156 с.: ил.
В издании рассказывается о кружевоплетении, исконно русском ремесле, любовь к которому не ослабевает и сегодня. Кружевная отделка одежды по-прежнему в моде, и первенство здесь принадлежит вологодским кружевам, которым в основном и посвящена книга. Рассказывается о зарождении промысла, его особенностях, а многочисленные иллюстрации позволяют насладиться великолепием кружев.
Техника кружевоплетения и сегодня осталась той же, что и несколько столетий назад. Кружевницы по-прежнему ловко перебрасывают коклюшки из одной руки в другую, закрепляя булавку на рисунке, помогая себе вязальным крючком. За внешней легкостью этого, казалось бы, нехитрого процесса скрыты напряженная работа, высокая требовательность к красоте и чистоте плетения.
Исторический интерес сегодня представляют старые практические пособия, в которых впервые описан опыт русских кружевниц:
Русское кольцевое плетение, или Плетение одной нитью: для школы и самообучения / сост. А. Фолькман. — М.: [Б. и.], 1884.— 2 с.
Учебная коллекция по плетению кружев: для проф. школы и учеб, мастерскихъ, составленная Н. Я. Эрихсон. М.: 1913. — 16 с.
Чтобы овладеть техникой кружевоплетения, обратимся к современным пособиям, в которых в доходчивой форме преподаны азы этого замечательного рукоделия.
Кружевные работы. — М.: Вече, 2001. — 130 с.: ил.
Данное издание поможет приобрести первые навыки кружевоплетения, выполнить несложные изделия, широко представленные в книге с подробным руководством по их исполнению. Во вступлении — сведения из истории кружевоплетения на Руси.
Кружевные работы. — М.: Вече, 2001. — 176 с.: ил. — (Домашнее рукоделие).
Эта книга поможет женщинам создать свой новый неповторимый образ, а для этого стоит только научиться вязать голландские, французские или русские кружевные воротнички, шали, пояса, сумочки, веера, ремни, брюки и даже обувь.
Автор подробно рассказывает о том, что же такое кружево, о его четырех основах (орнамент, структура, технология, материал) и видах (шитое, подушечное, связанное на коклюшках, на спицах, филейное и узелковое).
Урываева И. А. Кружевоплетение на коклюшках / И. А. Урываева. — М.: Дом РДФ, 2001. — 256 с.: ил. — (Все для дома).
Материал в книге разбит на 8 уроков по принципу от простого (материалы, элементы, способы плетения и т. д.) к сложному (непосредственное выполнение кружевных работ и различных элементов изделия). Автор очень подробно останавливается на наиболее трудных моментах плетения, приводит массу советов и подробное описание выполнения предложенных моделей.
Митрофанова А. П. Кружевоплетение на коклюшках / А. П. Митрофанова. Ростов н/Д: Феникс, 2000. — 96 с.: ил. — (Дамский клуб).
Книга поможет не только научить плести кружева, украшать ими себя, близких, домашний интерьер, но и заглянуть в историю этого увлекательного рукоделия с описанием особенностей каждого кружевного промысла. Автор подробно рассказывает об инструментах, подготовке к плетению кружев, о разных способах и технике кружевоплетения.
Кемппинен Л. Вязание кружев / Л. Кемппинен. — М.: Легп ром, 1990. — 89 с.: ил.
Эта книга интересна тем, что в ней помимо теоретической и частично исторической части представлен богатый практический материал с подробным описанием изделий, расчетами и рисунками. Каждый взявший ее в руки непременно найдет для себя возможность связать хотя бы кружевной образец.
Исакова К. В. Плетение кружев / К. В. Исакова. — М.: Всесоюз. коопер. из-дво, 1959. — 80 с.: ил.
Настоящая книга является пособием по технике кружевоплетения для учащихся художественно-промышленных учебных заведений и мастеров артелей. Одинаково полезна она и для любителей кружевного ремесла.
Материал расположен в строгой последовательности: за объяснением основных элементов плетения следует изложение методики плетения сначала парного кружева (от простых к более сложным узорам), затем сцепного кружева. Все образцы показаны на фото с приложенными к ним сколками в натуральную величину.