Максимкина, И. Художественные ремесла России / И. Максимкина. // Библиополе. – 2008 . – № 8. – С. 74 - 77.

Декоративно-прикладное творчество — один из самых массовых видов досуговых увлечений населения. Для многих оно так и остается на уровне хобби — мастерами художниками становятся избранные.

Двадцать первый век знаменуется возрождением интереса к национальным культурам, к различным видам ручного творчества как к источнику новых художественных перспектив. Нынешний век уже сегодня воспринимается многими специалистами как время дизайнерского ренессанса — не только массовой и малой серийной продукции, но и индивидуального творчества.

Художественные ремесла — это историческая основа декоративно-прикладного искусства. Еще в средневековой Руси человек, обрабатывая различные природные материалы, превращал их не только в полезные, но и красивые предметы. В изделиях ремесленников отражался образ жизни крестьян и горожан — их верования, обряды, трудовые навыки, праздники, семейный уклад, отношение к природе и обществу.

Ремесленные мастерские имели многие феодальные поместья, которые обеспечивали всем необходимым семью и двор. Такое ремесло называлось вотчинным (от слова «отчина»— владение, поместье). Наиболее обширными и богатыми были монастырские владения, в которых активно развивались различные ремесла. Здесь создавались мастерские, где изготавливали церковную утварь из золота, серебра, ценных пород дерева и кости, вышивали одеяния священнослужителей, покрова, плащаницы, хоругви, вырезали иконостасы и многое другое.

Центром дворцового ремесла стали мастерские Московского Кремля. В них по царскому указу лучшие ремесленники Руси создавали изделия высокого художественного уровня, многие из которых хранятся сейчас здесь же, в Оружейной палате, ставшей первым русским музеем декоративно-прикладного искусства.

Широкое распространение занятия различными видами рукоделия получили в дворянской и купеческой среде, где они имели главным образом эстетическое значение, удовлетворяли требования моды, отвечая вкусам и образу жизни разных сословий.

Безусловно, современное народное искусство далеко ушло от исходных образцов, отражая изменения, происходившие с обществом и человеком. Но и в наше время есть немало сел, особенно в северных областях России, остающихся центрами живой народной культуры, где живут потомственные мастера, сохраняющие и развивающие традиции народного искусства.

Известные ремесла меняются под воздействием новых форм обучения в кружках и студиях, в высших и средних специальных учебных заведениях. На примере различных видов ручного труда дошкольников учат трудолюбию и развивают их эстетическое восприятие окружающей жизни.

Предлагаем вниманию читателей «Библиополя» серию статей, в которых будет представлена литература об истории ремесел и рукоделий; об их развитии в России в разные периоды истории. Читатели познакомятся со спецификой, национальным своеобразием и мастерами центров, ставших хранителями лучших традиций.

Полагаем, что специалисты-искусствоведы также найдут полезную информацию, однако для научной работы им потребуются дополнительные разыскания.

Альбомы и каталоги музейных коллекций дадут представление о составе коллекций, о творческих достижениях выдающихся мастеров разных эпох.

Для целей преподавания, организации учебного процесса, популяризации народного искусства, просвещения, профориентации и самообразования в статьях будет достаточно полно представлена научно-популярная, учебная и методическая литература.

Из множества практических пособий отобраны наиболее интересные с точки зрения технологии работы методики обучения.

Лаковой миниатюре в России два с лишним века. Это уникальное явление не только в русском, но и мировом искусстве. Появившись в России из-за границы, она стала самостоятельным феноменом художественной жизни, вобрав в себя опыт народных мастеров, художественные влияния станковой живописи, декоративные изыски ювелирной техники, наивную искренность фольклора и волшебство русской сказки.

Пройдя свою непростую эволюцию, пережив подъемы и спады, этот вид народного творчества утвердился как один из символов русского национального искусства, создав свое художественное пространство, дав начало новым самостоятельным направлениям.

Федоскино, Палех, Метера, Холуй — таковы четыре кита, на которых вот уже не одну сотню лет стоит искусство русской лаковой миниатюры. Изящные шкатулки, портсигары, табакерки, выполненные их мастерами, ценятся во всем мире. Сегодня они существуют благодаря накопленному опыту подмосковных лаковых мастерских, владельцами которых были в течение нескольких поколений купцы Лукутины и бывшие крепостные крестьяне Вишняковы.

Началось все с Федоскино — родины лакового промысла.

Конечно, лучше всего воочию увидеть уникальные произведения искусства, отправившись в музей, или посетить сам промысел. Но если нет такой возможности, обратитесь к каталогам и альбомам (к сожалению, их издано немного), где, помимо изделий, приводится и интересная информация из истории промыслов, а также к научной и научно-популярной литературе.

ФЕДОСКИНО

Федоскинская миниатюрная живопись—это особый вид изобразительного искусства, несущий, как и другие виды живописи, свой неповторимый мир художественных образов...(Н. Я. Малахов).

В ближнем Подмосковье известно своей красотой село Федоскино с его пригорками, рощами и красивейшими изгибами речки Учи. Не случайно именно тут, в Федоскине, почти двести лет назад родился, развивался, а потом вновь возродился и получил заслуженную известность как у нас, так и во всем мире удивительный народный художественный промысел изделий, украшенных живописной лаковой миниатюрой.

На Руси мастерство это издавна передавалось из поколения в поколение. Сегодня на богатой почве русской народной традиции выросли новые продолжатели этого удивительного искусства.

Аксенова, Г. А. Геннадий Скрипунов. Федоскинская миниатюра. Акварель: катал, выставки / Г. А. Аксенова. — М.: Б. и., 1992. — 20 с.: ил.

Жизнь и творчество Г. Скрипунова неразрывно связаны с Федоскином. Работы мастера — это и пейзажи, и темы былин, и история Русской земли. В каталоге представлены не только лаковые миниатюры, но и лирические акварели, которые художник привозит из своих путешествий по родному краю и которые впоследствии стали лаковыми миниатюрами.

Денисов, Ю. Н. Федоскино: [альбом] / Ю. Н. Денисов. — М.: Моск. учеб, и картолитография, 2003. — 79 с.: ил.

В красочном издании, помимо большого количества представленных работ, рассказывается об истории промысла и даже о самом производстве лаковых изделий, которое состоит из двух важных этапов: изготовления заготовки и рисования на ней миниатюры. Автор рассказывает об инструментах, лаках и особенностях письма.

В чем же чудо федоскинской живописи? Отчего так удивительно и загадочно светятся фигуры на федоскинских миниатюрах? Чудо возникает благодаря многослойному письму и, конечно, таланту мастеров.

Автор подробно останавливается на тематике сюжетов лаковых миниатюр, секретах их производства, с большой любовью рассказывает о старых мастерах.

Крестовская, Н. О. Мастера Федоскино. Учитель и его ученики: альбом / Н. О. Крестовская. — М.: Интербукбизнес, 2003. — 150 с.: ил.

Инициатором издания этого красочного альбома стал американский религиозный и общественный деятель доктор Джон Вуд. Во время поездок по России он заинтересовался, а потом серьезно увлекся федоскинской лаковой миниатюрой, подружился с живописцем Геннадием Паришевым и его учениками. Итогом

работы, выполненные замечательными мастерами федоскинского промысла. Автор приглашает окунуться в неповторимый, завораживающий мир давней, проверенной временем формы искусства.

ПАЛЕХ

Первые письменные упоминания о Палехе (Ивановская область) относятся к 1628 г., и вся его история связана с живописью. Палех — один из старейших иконописных промыслов. Палехские иконы писались на заказ для самых богатых покупателей.

После 1917 г. спрос на иконы заметно падает, и палехские художники основывают «Артель древней живописи», которая начинает работать с лаковой живописью на папье-маше — на шкатулках, ларцах, брошах и т. д.

Яркая живопись на черном (реже красном и синем) фоне сделала этот промысел одним из самых узнаваемых русских народных промыслов. Из четырех современных центров лаковой миниатюры (Метера, Федоскино, Палех, Холуй) Палех является наиболее крупным — здесь было организовано по крайней мере пять художественных предприятий, поэтому практически все население Палеха так или иначе связано с живописью. Отрадно, что после 1990 г. в Палехе стала возрождаться иконопись.

Зиновьев, Н. М. Стилистические традиции искусства Палеха [книга альбом] / Н. М. Зиновьев. — Л.: Художник РСФСР, 1981. — 215 с.: ил.

Этот альбом необычен по содержанию и по истории возникновения. Можно смело сказать, что он не имеет аналогов. В нем представлено более ста таблиц, выполненных народным художником РСФСР Н. М. Зиновьевым — одним из старейших мастеров палехской миниатюрной живописи. В таблицах наглядно показано, как и какие элементы древнерусской живописи преломляются в палехской миниатюре. В пояснениях к таблицам Н. М. Зиновьев анализирует стилистические традиции искусства Палеха, утверждает необходимость использования традиций древнерусской живописи как богатейшего источника вдохновения для современных мастеров.

Альбом представляет огромный интерес не только для специалистов, ю и для всех любителей народного искусства.

Некрасова М. А. Палехская миниатюра / М. А. Некрасова — 2-е изд., перераб. и доп. — Л.: Художник РСФСР, 1983.368 с.: ил.

В своей монографии автор развивает методологические принципы исследования народного искусства на примере искусства Палеха. Подробно исследуется вопрос о народном искусстве на современном этапе, о его формах развития, проблемах индивидуального и коллективного в искусстве, традиций и современности, специфики декоративного образа и особенностей мастерства как главных движущих сил в творчестве. Материал проиллюстрирован лучшими образцами палехских мастеров.

Среди глав: «Истоки. Стиль. Традиции», «Миниатюра — возрожденное творчество», «Пушкинские темы», «Проблема пространства и времени» и др.

В приложении — сведения о ведущих мастерах Палеха, словарь специальных терминов.

Мальцева, Н. П. Искусству советского Палеха — 60 лет: каталог выставки / Н. П. Мальцева, Л. Л. Пирогова. — М.: Сов. художник, 1986. — 56 с.: ил.

Красочное издание, в котором через работы мастеров (И. И. Голикова, И. М. Боканова и др.) представлены основные этапы развития палехской живописи со времен основания палехской «Артели древней живописи». В небольших вводках рассказывается о творческой манере каждого из них, о характерных чертах палехских изделий каждого периода.

Шаницин, В. А. Палех и палешане / В. А. Шаницин. — М.: ГМП «Первая Образцовая тип.», 1994. — 63 с.: ил.

Автор обращается к истории Палеха, рассказывает о его умельцах старожилах, об их труде и отдыхе, особенностях мастерства. В издании представлены работы палехских мастеров, начиная от истоков до сегодняшнего дня. Их немного, но они помогают понять, как со временем менялись их тематика и техника исполнения.

Братчикова, Е. К. Палехские миниатюристы: именной справочник / Е. К. Братчикова. — М.: Паньинтер; Изд. дом «Паспорт интернешнл»; Русслит. — 1995. — 123 с.

Художественная живопись Палеха насчитывает более трех сотен лет. Предлагаемый вниманию читателей справочник — первое чисто информационное издание, цель которого — представить максимально полный вого стиля искусства Палеха. В справочнике около 800 имен, приведены краткие биографические данные, сведения об образовании и творческой деятельности.

Евангелие в красках Палеха [вступ. ст. Ю. С. Мелентьева; художник Б. Н. Кукулиев и др.]. — М.: Раритет: Всерос. ассоц. междунар. культур и гуманитар, связей, 1995. — 536 с.: ил.

Это замечательное издание было приурочено к 2000летию христианства. Традиция создания богато украшенных, радующих глаз Евангелий не прерывалась в России, какие бы тяготы ни приходили на ее многострадальную землю.

Свой вклад в это святое дело внес и научный издатель, министр культуры РФ Ю. С. Мелентьев. По его инициативе и при поддержке и было подготовлено это уникальное издание.

Более четырех лет группа талантливых живописцев под руководством народного художника России Б. Н. Кукулиева работала над циклом композиций на евангельские темы. За создание лаковых миниатюр «Жизнь Иисуса Христа» палехские мастера были удостоены Государственной премии России. Приводится полный перечень иллюстраций с указанием авторов.

Палех. — М.: Паньинтер, 1999. — 14с.: ил.

В Палехе нет практически ни одной семьи, в которой хотя бы в одном поколении не было художников или представителей тех профессий, без которых невозможно искусство этого народного промысла. Красочное издание знакомит с его историей, с изделиями и мастерами. В Палехе существует несколько творческих объединений, в которых работают потомственные мастера, передающие из поколения в поколение свое удивительное мастерство.

Орлеанский, А. Русские народные сказки: живопись Палеха /А. Орлеанский. — СПб.: П—2,2000. — 95 с.: ил.

Книги, иллюстрированные палехскими умельцами (в данном случае Алексеем Орлеанским), представляют собой самостоятельные произведения изобразительного искусства, являясь своего рода раритетами. Вниманию читателей предлагается одна из них — издание русских народных сказок в литературных записях и изложениях. Художник создал сюиту оригинальных миниатюр-иллюстраций, с которыми в каждый дом приходит радужный свет Жар-птицы.

Русская лаковая живопись. XXI век / авт.-сост. Л. Пирогова. –М.: Интербук-бизнес, 2006. — 192 с.: ил.

Федоскино, Палех, Холуй, Метена — сегодня трудно найти челове а, которому не были бы знакомы эти центры лаковой миниатюры и ем более их уникальные произведения.

В альбоме представлены современное состояние старинных народах промыслов, работы сегодняшних мастеров, которые не только ,продолжают давние традиции, но и вносят в них свои новые художестенные приемы.

ХОЛУЙ

Этот поэтичный уголок Ивановской области — воплощение прелести древнерусской природы — не случайно явился благотворной средой для вдохновенного творчества народных мастеров русского декоративного искусства.

Холуй упоминается в исторических и литературных источниках как село, где существовал особый промысел: иконописное дело. Еще в XVIII в. Холуй вел широкую торговлю иконами.

Холуйское мастерство, как всякое проявление творчества народа, было разнообразно. Оно было хорошо известно уже в XVIII и начале XIX в. не только в России, но и за ее пределами. Когда Гете заинтересовался суздальским иконописанием, ему в Веймар были отправлены образцы иконописного искусства и среди них — две иконы Холуя.

После 1917 г. художники Холуя стали основателями нового своеобразного искусства русской лаковой миниатюры на папье-маше, впитавшей в себя лучшие традиции древнерусского искусства. Яркие, тонко выполненные миниатюры покоряли своей подлинной народностью, искренностью и эмоциональностью, гуманизмом и поэтичностью.

Возникновение и развитие холуйской миниатюры на папь-емаше теснейшими узами было связано с искусством миниатюры в Палехе и Метере 1920х гг.

Искусство Холуя [сб. статей] [сост. В. В. Стариков, Л. А. Вдовина]. — Ярославль: Верх. -Волж. кн. изд-во, 1980. — 160 с.: ил.

Книга интересна тем, что об истории лаковой миниатюры Холуя, о творчестве художников, об истории центра рассказывают в основном савой рассказ очевидцев и творцов.

На современном этапе тематика холуйской лаковой миниатюры значительно расширяется. В работах мастеров, представленных в издании, чувствуется стремление к осмыслению окружающего мира, но в то же время практически в каждой работе мы видим сохранение старых традиций.

Печкин, М. Е. Холуй = Kholuy / М. Е. Печкин. — М.: Моск, учеб., 2005. — 160 с.: ил. — (Секреты старых мастеров).

Лаковая миниатюра Холуя — молодое искусство, его возраст всего 70 лет, но оно самобытно и занимает важное место в художественных народных промыслах. Технологический процесс создания изделий из папье маше (в основном это расписные шкатулки, коробочки, панно и т. д.) целиком заимствован у федоскинских мастеров.

Предлагаемое вниманию читателей красочное издание с множеством фотографий видов этого удивительного уголка России и, конечно, авторских работ знакомит с историей промысла, его мастерами, технологией производства и творческими планами.

Авторский текст дается параллельно на русском и английском языках. Издание будет интересно всем, кто интересуется народными промыслами.

Мстера

Мстера — один из уникальных центров русской национальной культуры, возникший на древней земле близ Владимира и Суздаля. Возникнув в XVII в. в Богоявленском мужском монастыре, иконопись распространилась на всю слободу, став основным занятием мужского населения. О широкой известности мастерских иконописцев свидетельствуют коллекции икон Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи.

К 1930м гг. мастерами промысла была освоена технология изготовления папье-маше, из которого стали делать шкатулки, ларцы, которые украшались миниатюрами. Живопись выполнялась теми же, что и в иконописи, темперными красками, изготовленными по древнему способу на яичной эмульсии. Сохранились и принципы иконописного письма, а сюжеты брались из сказок.

Мстерский стиль, вырабатывавшийся десятилетиями (тонкий растительный орнамент и узорочье), и сегодня характерен для работ его мастеров.

Пиголицына, Ф. В. Мстерский летописец: ист.биогр. повесть / Ф. В. Пиголицына. — Ярославль: Верх.-Волж. кн. издво, 1991. — 336 с.

Герой этой художественно-документальной повести — крепостной крестьянин И. А. Голышев, живший в слободе Мстера Владимирской области — центре иконописи. Он открыл в Мстере первую сельскую литографию и стал издавать народные картинки (лубок). И. А. Голышев собрал огромный материал по старинному русскому быту, тщательно его описал, издал 11 альбомов, более 30 книг и брошюр. В книге приведены его воспоминания и статьи, она иллюстрирована его литографиями.

Маковецкая, О. И. Выставка «Мстерская лаковая миниатюра»: каталог / О. И. Маковецкая. — М.: НИИХП, 1993.89 с.: ил.

Вобравшие в себя опыт и талант многих поколений, народные промыслы постоянно развиваются и обновляются, поэтому остаются живым и современным искусством, составляющим основу национальной культуры.

В предлагаемом вниманию читателей каталоге представлены лучшие работы мастеров лаковой миниатюры Мстеры — промысла, возникшего на основе ремесленной иконописи. Во вступительной статье — сведения из истории промысла, справки о его мастерах.

Соловьева, Л. Н. Лаковая миниатюра. Мстера: альбом / Л. Н. Соловьева. — М.: Интербук-бизнес, 2001. — 112 с.: ил.

Красочный альбом, в котором представлено около 150 работ ведущих мастеров лаковой миниатюры, работающих в Мстере, выполнен как подарочное издание. Листая его, не перестаешь удивляться этому замечательному искусству. Краткие сведения из истории промысла, его особенностях, справки о мастерах выступают в органичном единстве с иллюстративным рядом. Листая альбом, нетрудно проследить, как со временем менялась тематика работ, росло мастерство исполнителей.