• Главная
  • Статьи
  • Методические материалы
  • Маркевич О. Читаем вместе : игра-соревнование как стратегия создания единого читательского пространства / О. Маркевич. // Библиотека в школе. – 2009 . – № 8. – С. 18 - 20.

Маркевич О. Читаем вместе : игра-соревнование как стратегия создания единого читательского пространства / О. Маркевич. // Библиотека в школе. – 2009 . – № 8. – С. 18 - 20.

Эта разработка  практически готовый материал для тех, кто не хочет по каким-то причинам сам изобретать велосипед, и отправная точка, повод для самостоятельной работы для тех, кто не любит использовать готовые рецепты. И хотя мы все в редакции дружно не согласились с автором в том, что соревнование должно вестись по количеству прочитанных страниц, тем не менее публикуем материал без изменений. А вы, профессионалы, будете решать для себя сами, является ли объём чтения показателем того, что человек действительно становится ЧИТАТЕЛЕМ... Или, может быть, такое соревнование провоцирует читать по диагонали, просто чтобы набрать очки?

Если автор игры или вы, наши читатели, готовы обсудить этот вопрос на наших страницах, предложить другие критерии для соревнования или рассказать, как у вас прошла подобная игра и что показала,  милости просим.

Это будет интересно всем. \

УЧИТЕЛЯ начальной школы стоят у истоков рождения квалифицированного читателя и несут особую ответственность за привитие интереса к книге и чтению на раннем этапе читательского развития. Многие педагоги вполне осознают необходимость укрепления читательской среды ребёнка за счёт объединения усилий семьи, школы, библиотеки, развития свободного чтения детей, поиска оптимальных способов организации учебной и внеурочной деятельности младших школьников, связанной с приобщением к чтению.

В данной статье предлагается технология проведения игры-соревнования «Читаем вместе» как стратегии создания единого читательского пространства для поддержки и развития интереса к чтению на раннем этапе читательского развития. Игра разработана автором статьи на основе науки о формировании ребёнка-читателя и опыта зарубежных педагогов в области организации детского чтения, адаптированного к российским условиям. Игра была апробирована в одной из школ Вологды и доказала свою эффективность. Сегодня технология игры-соревнования активно используется педагогами и библиотекарями Вологодской области.

Цель игры: организация свободного чтения детей младшего школьного возраста таким образом, чтобы весь класс был вовлечён в читатель принципах коллективизма, с одной стороны, и личностного развития каждого ребёнка-читателя  с другой. Игра способствует укреплению читательской среды ребёнка, что выражается в поддержке атмосферы внимания и уважения к книге и её читателям всеми социальными институтами, причастными к детскому чтению. Общение и взаимодействие ребёнка и взрослых  родителей, учителя, библиотекаря  становится ведущим фактором в процессе читательского развития младшего школьника.

Проводить игру «Читаем вместе» можно начиная со 2го класса (и продолжить в 3м и 4м классах). Она рассчитана на весь учебный год и включает в себя несколько этапов. с другими параметрами (касающимися учителей, родителей, школьников).

Каковы были результаты? Исследование, во-первых, зафиксировало факт доминирования некнижной культуры у подростков; во-вторых, показало, что для воспитания потребности в чтении подрастающего поколения по-прежнему важны такие социальные институты, как семья, школа и библиотека.

К сожалению, библиотека оказалась на последнем месте по степени влияния на читательскую квалификацию подростка! С положительным воздействием здесь связано, например, то, что у хороших школьных библиотекарей учащиеся в два раза чаще обладают высокими эстетическими установками по сравнению со сверстниками, имеющими контакт с малоквалифицированными школьными библиотекарями. Однако подростков, имеющих высокий уровень эстетических установок, мало  всего 2,7 %.

Куда значительнее влияние учителя. С одной стороны, это позитивный факт (престиж взрослого специалиста не пал в глазах подростка, как это можно было бы ожидать); с другой стороны, уровень сегодняшних специалистов-учителей оставляет желать лучшего. Так, у педагога непрофессионала (т.е. не имеющего определённых выработанных педагогических установок, стиля отношений с учащимися), преподающего шестиклассникам русский язык и литературу, подростки значительно реже, чем у педагога профессионала (каждый восемнадцатый против каждого четвёртого), способны ориентироваться в структуре повествования, предпочитая ему «клиповый ряд». То есть такие подростки не принадлежат к книжной культуре.

Мы живём в обратной перспективе  всё, что к детству, ярче и острей.

В этой жизни многое красивей, чем узнали мы из букварей.

Да и сами учителя предпочитают читать «для души» художественную литературу невысокого качества («чтиво») и невольно передают свои вкусы детям.

Получается, что учитель в школе перестал обладать установками, присущими интеллигенту. Из просветителя и подвижника он всё больше превращается в равнодушного наёмного работника, вспоминающего о своей педагогической миссии только в момент анкетирования, заполнения аттестационных листов, выступления на производственном собрании (педсовете) и пр.

В такой ситуации роль школьного библиотекаря как носителя культуры, как педагога чтения не только в среде школьников, но в и среде взрослых объективно возрастает. Это показали и данные нашего исследования, так, библиотекари, которым на основании всех данных был присвоен статус «отличного», о. чаще встречаются именно в этаких школьных коллективах, где читательская квалификация учителей не очень высока, а в также там, где учителя не любят и не знают свой предмет, т.е. имеют невысокую профессиональную квалификацию. Это может свидетельствовать о том, что библиотекарь, осознающий свою культуртрегерскую миссию, всей своей подвижнической деятельностью пытается восполнить то, что недодают детям педагоги. Работает на износ за весь коллектив.

Но один в поле не воин! Сегодня для того, чтобы дети и подростки читали, обществу необходимо прикладывать гораздо больше усилий, чем раньше; сложную задачу воспитания читателя нужно решать библиотекарям в тесном сотрудничестве с педагогами и родителями.