Малая Н. Короб чудес / Н. Малая. // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2004 . – № 4. – С. 67-69.
Звучит мелодия "Коробейников", под которую помощники — мальчик и девочка вносят в зал огромный плетеный короб и торжественно ставят его на стол, покрытый нарядным расшитым рушником.
ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, ребята! Вы, конечно, догадались, почему наша встреча началась с этой знакомой всем русской песни? Правильно, потому что в центре нашего внимания сейчас будет вот эта самая "коробочка", а вернее, старинный русский короб. И, конечно, он располнымполон... А вот чем? Давайте подумаем, чем может быть полон такой короб? Конечно, вещами старинными, крестьянскими, русскими... Может, кружевами белоснежными или яркими домоткаными половичками, что плели и ткали себе в приданое ваши прабабушки в молодости и складывали вот в такие короба? А может, деревянными расписными ложками да берестяными бурачками или глиняными плошками да кринками, которые ловко мастерили ваши прадедушки? Ладно, открою вам тайну старинного короба. Он наполнен игрушками! Конечно, в нем нам не найти заграничную красавицу Барби или радиоуправляемый катер. Но игрушки, что здесь лежат, не менее красивы, не менее знамениты в мире и денег стоят сейчас немалых. А особенность их в том, что, как и сам короб, они созданы руками русских народных мастеров да ими же и придуманы. Талантливы и, конечно, добры эти люди. Ведь создать и подарить детям яркую, красочную игрушку может только очень добрый, не утративший детского восприятия мира человек.
Итак, откроем короб! Ребята, я вижу замечательную игрушку, угадайте, какую?
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская... (Матрешка).
(После ответа детей: "Матрешка!" — Ведущий достает и показывает всем матрешку.) Откроем ее и увидим еще одну, а в ней еще и еще... И расписана каждая по-своему, розами да узорами, одна краше другой. Жаль, мала матрешка и плохо вам издалека видна ее красота. Но не беда. Сейчас мы с вами сами матрешек нарядим, и не одну, а целых две. Каждую из них будет наряжать команда из 6 человек. Та команда, которая сделает это лучше и быстрее, получит награду. Я вижу, ребята, вы все горите желанием принять участие в этом, но нужно только 12 человек. Давайте сделаем так: сюда вызовем тех ребята, у кого имена начинаются с букв, составляющих слово "матрешка": Маши, Миши, Алеши, Ани, Тани...
ЗАДАНИЕ ПЕРВОЕ
Пока Ведущий формирует команды, его помощники выносят на сцену большие картонные однотонные силуэты матрешек, округлым вырезом для лица и встают с ними перед игроками. Затем Ведущий раздает ребятам, элементы костюма матрешки, вырезанные из бумаги и ярко раскрашенные.
Под мелодию "Светит месяц" игроки поочередно подбегают к своей матрешке: первый — наклеивает платочек, второй и третий — рукава, четвертый — фартук, пятый — цветок, шестой просовывает в круглый вырез силуэта свое лицо.
ВЕДУЩИЙ: Какие нарядные у нас теперь матрешки! Молодцы, ребята! Шесть человек, которые одели матрешку первыми, продолжают борьбу за приз имени Матрешки.
ЗАДАНИЕ ВТОРОЕ
Участники команд строятся парами позади своей матрешки. Напротив стоит помощница Ведущего с ярким расписным платочком в руке. Как только все вместе произнесут слова: 'Гори, гори ясно, чтобы не погасло! Глянь на небо — птички летят!" — последняя пара расцепляет руки и бежит к платочку. Кто схватит его первым, тот победил в паре. Затем бежит следующая пара и т. д. Идет игра, выявляются победители в каждой паре. Остаются три игрока, которые будут вести дальнейшую борьбу за приз. Им задание можно усложнить.
ВЕДУЩИЙ: Может, это кажется удивительным, но человек, придумавший матрешку, известен. Это не крестьянин, а русский художник. Жил в XIX веке. Путешествуя по Японии, увидел там подобную куклу, только одетую по-японски. Кукла так понравилась ему, что он представил ее в русском костюме. Пошел к народным умельцам: "Можно ли выточить такую забавную куклу?" Выточили, расписали и назвали русским именем Матрешка. И начали на Руси расписывать этих удивительных красоток, да в каждой местности по-своему. Особенно увлеклись веселой игрушкой мастера из Нижегородского края. У них получаются самые лучшие матрешки.
ЗАДАНИЕ ТРЕТЬЕ
Этот раунд у нас будет идти по принципу телеигры "Поле чудес". Дети должны назвать фамилию художника — создателя матрешки.
МИЛЮТИН
Игроки по очереди угадывают буквы, пока не откроется вся фамилия. Победителю вручается суперприз, остальным двоим — утешительные призы.
ВЕДУЩИЙ: А теперь снова заглянем в короб.
Что за звери резво пляшут,
Топором, метлою машут.
Всех зовет плясать и петь
Музыкант лесной... (медведь).
(Достает богородские игрушки, демонстрирует их движения.)
Смотрите, эти деревянные игрушки — как живые. Без пружины, без мотора они двигаются благодаря ниточкам да палочкам, которые приделали к ним хитроумные мастера из села Богородское, что под Москвой. Они и придумали эти забавные игрушки. А есть еще забавнее — парные. Медведь с мужиком — любимые герои богородских резчиков — то по очереди топорами машут, то пилой пилят, то молотами по наковальне бьют. А кто ловчее окажется — мужик или медведь? А давайте оживим игрушку и проверим.
ЗАДАНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
Вызывает на сцену мальчиков с именами, начинающимися с букв, которые есть в словах "мужик", "медведь", по три участника из команды. Делятся на пары. Одному надевают маску медведя, другому — шапку и бороду мужика. Каждому в руки дается молот (из пенопласта), а вместо наковальни — воздушный шар. Чей удар окажется сильнее? Игра-соревнование между мальчиками идет под мелодию "Во кузнице".
ВЕДУЩИЙ: Победив в следующем туре, вы можете завоевать приз — богородского медведя. Посмотрите, как эти звери похожи на настоящих. Каждая шерстинка мастерски выточена, каждое птичье перышко видно. Умеют точить богородские мастера-резчики, умеют и дерево выбрать для игрушки помягче, податливее.
ЗАДАНИЕ ПЯТОЕ
Название этого дерева из четырех букв спрятано в слове "палисадник". Кто первым выберет нужные буквы и назовет дерево?
Помощники выносят три лотка, на которых из букв составлено слово "палисадник". И встают перед игроками. Звучит мелодия "Во поле береза стояла" или "Из-под дуба, из-под вяза". Мальчики, каждый на своем лотке, собирают слово. Выигрывает первый, сложивший слово "липа". Ему вручается суперприз, остальные игроки получают утешительные призы.
ПАЛИСАДНИК
ЛИПА
ВЕДУЩИЙ: А теперь новая игрушка! Кто это?
Гордый, важный, пышный, статный,
В оперении нарядном:
Синий, желтый, красный круг —
Распушил свой хвост... (индюк).
(Показывает дымковскую игрушку — индюка.) Вот какие игрушки, но уже из глины, мастерят умельцы Кировской области в одном селе, ныне знаменитом на весь мир. Любимые игрушки вятских мастеров — это индюки да еще барыни в расписных русских кокошниках, в платьях с оборками, расписанных цветами да кругами.
ЗАДАНИЕ ШЕСТОЕ
Вызывают девочек, чьи имена начинаются с букв, которые есть в слове "кокошник". Чтобы быть похожим на старинных русских красавиц, девочки надевают на головы расшитые кокошники и выстраиваются в круг. Ведущий дает им платочек. Как только заиграет музыка, они начинают его передавать за спиной по кругу. А водящий (мальчик) находится внутри круга. Кончится музыка — замирают, он угадывает, у кого платочек.
Играют под мелодию "Барыни". Первые три девочки, которых правильно укажет водящий, продолжат соревнование.
ЗАДАНИЕ СЕДЬМОЕ
Назвать слободу, имя которой носит вятская глиняная игрушка. Вновь идет игра по принципу “Поле чудес".
Д Ы М К О В О
Победителю вручается суперприз, остальным —утешительные призы.
ВЕДУЩИЙ: Лепят игрушки из глины в разных областях России. И везде они свои — не похожи ни на какие другие. Вот, например:
С переливами поёт,
Утром будит весь народ.
Золотистый гребешок
Гордо носит... (петушок).
(Достает из короба глиняного петушка — петровскую игрушку.) Это петушок тоже глиняный. Но если его поднести к губам, дунуть, свистнуть — он запоет заливисто, звонко. Да он здесь не один, есть у него в коробе братцы: мужичок, наигрывающий на гармошке, вислоухий пес, могучий конь с лихим наездником. Вы согласны, что это братцы петушка? Все они без яркой, красочной росписи, лишь покрытые глазурью зелено вато-болотного отлива, похожи друг на друга. Деревянной палочкой сделан простой узор — точки, бороздки, а игрушка вышла нарядная, сказочная. Заметили: у всех игрушек три точки опоры — две ноги и хвост свисток? А как они свистят! Послушайте! (Помощники исполняют на свистках простой мотив.) Вам, наверное, ясно, что все игрушки делались в одной местности. Если говорить точнее — в Костромской области, в деревнях Петровское и Сергеево около села Буяково. Да и мастер их делал один. Почему один? Это очень интересная и немного грустная история. Рассказать? Слушайте. Был в селах Петровское и Сергеево давний промысел — тянули здешние крестьяне на гончарном круге горшки да кринки, а на досуге лепили глиняные свистульки. В 9 лет за круг сел один мальчик, даже в школе учиться ему не довелось. И случилось так, что остался он единственным мастером, владеющим секретом изготовления петровской глиняной игрушки. На ощупь глину мог оценить мастер: эта — лепкая, эта — прочная, эта — звонкая... по несколько категорий глин смешивал и лепил игрушки. И зверюшки из-под его руки выходили какие-то особенные: веселые, заковыристые. Заинтересовались его игрушками художники. Стали заказывать, увозить коробками, на выставках демонстрировать, за границу возить... Знаменитым стал деревенский мастер. Фильм о нем сняли, в книгах писали. А кто его фамилию назовет — получит приз от петровского глиняного петушка. Сейчас мы проведем с вами старинную русскую игру "Золотые ворота".
ИГРА
В круг выходят ребята, которые еще не участвовали в играх. Помощники встают парой, образуя ворота. Дети цепочкой проходят у них под руками и поют:
Золотые ворота Пропускают не всегда. первый раз прощается, Второй запрещается, А на третий раз Не пропустим вас!
При последних словах водящие опускают руки и ловят того, кто в этот момент в воротах. Так набираются три игрока.
ЗАДАНИЕ ВОСЬМОЕ
Кто из трех игроков быстрее всех сложит из набора букв фамилию мастера из Костромы, получит приз.
АО В И В Н
ИВАНОВ
ВЕДУЩИЙ: Вы помните, я говорил, что история эта печальная? Почему? Умер талантливый мастер. В 1986 году мастера не стало, а секрета его мастерства никто так и не перенял у него. Учились некоторые, да не вышло — стары, не смогли научить свои пальцы глину чувствовать. Сызмала, оказывается, надо было постигать и науку. Но молодые, даже сын, не занимались этим. Неужели не появятся больше диковинные игрушки, петушки да олени? Но подождите! В коробе еще одна игрушка! Похожа! И не похожа! Это мастера из Костромы пытаются овладеть секретами изготовления петровской игрушки. Да и сын принялся осваивать отцовское ремесло. Значит, жить петровской игрушке и радовать людей! Хотелось бы вам иметь такие игрушки? А мастерить самим? Попытайтесь! И тогда наш короб никогда не будет пустым, наш сказочный короб чудес! Сегодня не все ребята получили призы победителей, но играли все хорошо. И сейчас мои помощники угостят вас всех вкусными русскими пряниками.