Разувалова, Г. Грустная сказка к весёлому празднику / Г. Разувалова. // Библиотека в школе. – 2001 . – № 24. – С. 13 - 14.
В ходе подготовки дети читают книги о зиме, о волшебных превращениях и чудесах, о Новом годе (из них потом составится выставка), рисуют иллюстрации к сказке «Ель» и делают искусственные елочки.
Библиотекарь. Ребята! Какое сейчас время года? Какие зимние месяцы? А сейчас какой? Какие зимние праздники нас ждут? Давайте заглянем в календарь и посмотрим, скоро ли наступит чудесный праздник Новый год. Самый красивый и любимый праздник. Что приходит с праздником? (Атрибуты Нового года: елка, мишура, подарки, игрушки, фейерверк.)
1. Вы знакомы с елкой? Сейчас мы увидим.
В зале разложены ветки нескольких деревьев и их шишки.
Ваша задача определить, с ветки какого дерева каждая шишка. (Ветки ели, сосны, пихты, кедра, лиственницы.)
2.Определить по запаху, в какой из коробочек веточка ели. (В коробочках ветка ели, лимон, духи, апельсин, чеснок.)
Что придает ели такой запах? (Хвоя, иголочки, смола).
Новый год вот-вот пожалует, а вы готовы к празднику? Расскажите, что вы сделали к Новому году?
Какие книги вы прочитали о зиме, о волшебных превращениях, о сказочных чудесах?
(Дети оформляют книжную выставку «Волшебная зимняя сказка»: «Морозко», сборник «Два мороза», «Снежная королева» Х.К. Андерсена, «Мороз Иванович» В.Ф. Одоевского, «Серебряное копытце» П.П. Бажова, «Двенадцать месяцев» С.Я. Маршака и другие сказки.)
У великого сказочника, знаменитого и известного всему миру писателя есть сказка, которую не все знают и помнят. Как она называется, попробуйте угадать.
Загадка:
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год?
Не зря мы сегодня выделяли елку из всех присутствующих здесь хвойных деревьев. Сказка Х.К. Андерсена называется «Ель».
Ребята! Мне сегодня требуется ваша помощь. В нашей библиотеке ни в одной книжке Андерсена нет иллюстраций к этой сказке. Рисунки, которые мы выполнили, надо разместить на выставке в том порядке, как развивались события в сказке.
Наши гости познакомятся со сказкой по вашим рисункам. Кроме того, это будет подсказка для наших артистов. И для меня, вдруг что забуду.
(Расставляют рисунки согласно тексту.)
А теперь сказка!..
Ведущий. Стояла в лесу славненькая елочка. Место у нее было хорошее: и солнышко ее пригревало, и воздуха было вдосталь, а вокруг росли подруги постарше и ели, и сосны. Только не терпелось елочке самой стать взрослой, хотелось сравняться вершиною со своими соседями, несмотря на то, что она постоянно от всех слышала: «Какая хорошенькая елочка! Какая маленькая! Но эти похвалы только сердили деревце.
Елочка. Ах, если бы я была такой же большой, как другие деревья! Как бы и я раскинула свои ветви, высоко подняла бы голову. Птицы свили бы в моих ветвях гнезда, а когда подует ветер, я бы важно кивала головой, как другие.
Ведущий. Когда стояла зима и снег лежал вокруг искрящейся белой пеленой, частенько заявлялся вприпрыжку заяц и перескакивал прямо через елочку такая обида!
Елочка. Ах, вырасти, вырасти, стать большой — лучше этого нет ничего на свете!
Ведущий. Шло время. Елочка все больше и больше вытягивалась в вышину, ветви ее широко раскинулись. По осени приходили в лес дровосеки и рубили самые большие деревья. С них срубали все ветви, и они были такие голые, длинные, узкие просто не узнать. Потом ели укладывали на повозки, и лошади увозили их прочь из лесу. Куда? Что их ждало? Аист, прилетевший из Египта, рассказал, что в море он встречал корабли с высокими мачтами, от которых пахло елью...
И ветер ласкал елку, и роса проливала над ней слезы, но она этого не ценила. «Радуйся нам! говорили ей воздух и солнечный свет. Радуйся своей молодости и лесному приволью!» Но елочка и не думала радоваться. Ни солнышко, ни пение птиц, ни розовые облака не доставляли ей удовольствия.
Как только подходило Рождество, рубили в лесу совсем юные, самые красивые елки, сразу укладывали на повозки, и лошади увозили их из лесу.
Елка. Куда они? Они ведь не больше меня, а одна так и вовсе меньше. Почему на них оставили все ветки? Куда их увезли?
Воробьи. Мы знаем! Мы знаем! Мы бывали в городе. Мы заглядывали в окна. Мы знаем, куда они едут! Их ждет такой блеск и слава, что не придумаешь! Мы заглядывали в окна, мы видели! Их ставили посреди теплой комнаты и украшали замечательными вещами золочеными яблоками, медовыми пряниками, игрушками и сотнями свечей! Это было бесподобно!
Елка. Может быть, и я пойду такой же блестящей дорогой. Ах, я просто изнываю от тоски и нетерпения! Хоть бы поскорее пришло Рождество! Теперь и я стала такой же высокой и раскидистой, как и те, что были срублены в прошлый год. Ах, если бы я уже стояла убранная всеми этими прелестями в теплой комнате! Как я была бы рада!
Ведущий. Наша елка не знала покоя и все рвалась из лесу. Все, кто видел ее, говорили: «Какая славная елка!» и под Рождество срубили ее первую. Елка со вздохом пала наземь, и было ей больно, было дурно, и не могла она думать ни о каком счастье, и тоскливо было разлучаться с родиной, с клочком земли, на котором выросла. Знала она, что никогда больше не видать ей своих милых старых товарищей, кустиков и цветов, росших вокруг, а может, даже и птиц. Печальный это был отъезд.
Она оказалась в большом, шумном и красивом доме. Елку нарядили. На ветвях выросли золотые яблоки и орехи, закачались куклы. К верхушке прикрепили золотую звезду.
(Дети наряжают елку.)
Елка. Ах! Скорее бы вечер! Скорей бы зажгли свечи! Что же будет потом? Уж не придут ли из леса деревья посмотреть на меня? Уж не слетятся ли воробьи к окнам? Уж не приживусь ли я здесь, уж не буду ли я стоять такая нарядная зиму и лето?
(Звучит отрывок из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского. Хоровод вокруг елки, музыка становится громче, резко обрывается.)
Ведущий. Вечер закончился. (Пауза. Дети снимают с елки мишуру.) Поутру елку волоком потащили из комнаты, потом вверх по лестнице, потом на чердак, а там сунули в угол, куда не проникал свет.
Елка. Что бы это значило? Что мне тут делать? Что я могу увидеть и услышать? На дворе зима! Земля замерзла и покрылась снегом, люди не могут пересадить меня, стало быть, я простою тут, под крышей, до весны. Как умно придумано! Какие они все-таки добрые, люди! Вот если б только тут не было так темно и страшно одиноко... Хоть бы один зайчишка какой! Славно все-таки было в лесу, когда вокруг снег, да еще заяц проскочит... Все-таки ужасно одиноко здесь наверху!
Мышонок. Пипипи! (обнюхивает деревце). Ужасно холодно здесь! А то совсем хорошо было бы! Правда, старая елка?
Елка. Я вовсе не старая, есть много деревьев и постарше, чем я.
Мышонок. Откуда ты? Что ты знаешь? Расскажи нам про самое чудесное место на свете!
Елка. Я знаю такое место это лес, где растет много-много деревьев. Там светит солнышко и поют птички. Я там жила! В сочельник меня разукрасили пряниками и свечами. На ветках выросли золотые яблоки и орехи. Ну просто глаза разбегались, глядя на это великолепие.
Мыши. Ах, как много ты видела! Ах, как счастлива ты была! Как славно ты рассказываешь!
Ведущий. И елочке вдруг так захотелось оказаться опять в лесу, увидеть своих сестер, рассказать им о прекрасном празднике.
Прошла зима...
На чердак пришли люди, передвинули ящики, вытащили елку из угла, правда, больнехонько шваркнули об пол, и слуга тут же поволок, ее к лестнице и вынес на свет.
Елка. Ну вот, это начало новой жизни! Уж теперь-то я заживу!
Ведущий. А ветви-то были все высохшие да пожелтевшие, и лежала она в углу двора в крапиве и сорняках. Во дворе весело играли дети те самые, что в сочельник плясали вокруг елки и так радовались ей. Самый младший подскочил к елке: «Поглядите, что еще осталось на этой паршивой старой елке! сказал он и наступил на ее ветви, так что они захрустели. А елка взглянула на сад в свежем убранстве из цветов, взглянула на себя и пожалела, что не осталась в своем темном углу на чердаке. Вспомнила свою юность в лесу, и веселый сочельник, и маленьких мышек, которые с таким удовольствием ее слушали.
Елка. Конец, конец! Почему я не радовалась, пока было время! Конец, конец!
Ведущий. Пришел слуга и разрубил елку на щепки вышла целая охапка. Жарко запылали они под большим котлом. И так глубоко вздыхала елка, что каждый вздох был как маленький выстрел. Дети сбежались к костру, уселись перед ним и, глядя в огонь, кричали: «Пифпаф!»
А елка при каждом выстреле, который был ее глубоким вздохом, вспоминала то солнечный летний день, то звездную зимнюю ночь в лесу, вспоминала сочельник и сказку, единственную сказку, которую слышала и умела рассказывать... Так она и сгорела.
Мальчишки играли во дворе, и на груди у самого младшего красовалась звезда, которую носила елка в самый счастливый вечер своей жизни. Он прошел, и с елкой все кончено, и с этой историей тоже. Кончено, кончено, и так бывает со всеми историями.
Библиотекарь (предлагает вопросы для обсуждения).
1. Вы прочитали, а сейчас и посмотрели сказку, какое настроение у вас после прослушивания сказки? Чем оно вызвано?
2. Почему елка мечтала уйти из леса?
3. Елка напоминает вам человека?
4. Вспомните эпизоды, когда елка радовала людей. Какая польза от нее в сказке?
5. Мы поговорили о сказке. Какая она по настроению? Правильно, красивая, но грустная и печальная. Хотели бы вы изменить конец сказки. Как?
6. Каких животных спасут люди, если будут охранять сосны и ели? (Клеста, дятла, белку.)
Земля у нас только одна! Земля – это дом для всего живого животных и людей. И люди, так как они самые разумные, должны общаться с ней бережно. Ни лес, ни луга, ни река не могут бороться за себя. Не могут защитить себя ни птицы, ни насекомые. С чего начать?
Давайте начнем с самого простого.
Дети (отвечают).
Увидел мусор в лесу - прибери его. Не ломай ветки, особенно верхушки молодых деревьев. Не вытаптывай молодую траву не рви цветы охапками. Береги птиц, муравьев, зверей.
Первое, с чего начинай дружбу с природой, – не наноси е вреда!
...Я весь день бродил в лесу,
Думал, елку принесу.
Протоптал я сто дорожек,
Исходил я весь лесок,
Много елочек хороших,
А вот выбрать я не мог...
Елки все как на подбор.
Но... застыл в руках топор.
Все под снегом прячут ветки,
Словно кутаются в шаль,
Все нарядны в ярком свете.
Но рубить любую жаль!
Как же быть? Кто даст ответ?
Взять мне елку или нет?
Библиотекарь.
Что вы посоветуете - взять елку или нет? А что подсказала нам сегодня сказка? Вспомните, как называется сказка, о которой мы говорили.Кто ее написал?
Ребята!
Давайте поздравим с Новым годом гостей и вручим им елочки которые мы с вами сделали своими руками. Пусть они встреч Новый год, помня нашу печальную сказку...