Шевченко, М. Литературная игра как средство привлечения к чтению учеников младшего и среднего возраста общеобразовательной школы / М. Шевченко. // Школьная библиотека. – 2011 .– № 5. – С. 43 - 50.
Говоря о книгах, хочется подчеркнуть значение, в первую очередь, семьи в привлечении детей к чтению вообще и чтению исторических книг в частности. Родители по возрасту ближе к давним историческим событиям, по крайней мере, дети часто так считают — что мама и папа были свидетелями Великой Отечественной войны, а дедушка, например, служил у Степана Разина. А исторические книги — самые сложные для восприятия детьми. Им трудно представить, что и до них была жизнь. Что она была не похожа на нашу. Трудно ещё представить, что было раньше, а что — позже.
Семейное чтение — то, что объединяет живущих вместе людей, наряду с совместным времяпровождением после работы или за семейным столом. Говорить о чтении с близкими людьми можно сколь угодно долго, возвращаясь к теме после прочтения очередной книги или отрывка из неё.
Чтение готовит читателя к самостоятельной деятельности, чтение обучает умению думать о себе и о мире, чтобы в конце концов найти себя в этом мире и стать Человеком, соответствующим и личным задаткам, и общественному спросу. Известно, что умение, а главное, желание думать (а небеспочвенно фантазировать), мыслить, переживая и оценивая свои поступки, выстраивая возможные цели своего бытия, любой человек, в том числе и ребёнок, продуктивно осуществляет только в том случае, если он располагает необходимыми фактами, осмысляет их, оценивает. А откуда он может взять эти факты если окружающая его жизнь достаточно однообразна и в основном замкнута на весьма приземлённых целях? Эти факты он может получить только из книг, в которых помещены доступные ему подлинно художественные произведения.
Хорошая книга увлекает не только в мир, созданный воображением автора, но и вдохновляет читателя на размышления о жизни и о себе. И это самый верный путь — от интересной книги к себе самому и к уважению хотя бы ближайшего и значимого для человека окружения.
Ведь не случайно почти все знаменитые — и отечественные, и зарубежные — личности говорили примерно следующее: «Всем хорошим во мне я обязан книгам» (М. Горький), или: «Думаю, чем больше человек прочитает хороших книг, тем разумнее, грамотнее, образованнее он станет» (Ю.А. Гагарин), или: «Чем больше я думал, тем больше приходил к убеждению, что наш духовный мир складывается из миллионов отдельных впечатлений, коих наименьшую часть составляет лично увиденное и пережитое, а всем прочим — основной массой — мы обязаны книгам, прочитанному, воспринятому, изученному...» (Стефан Цвейг)., Поэтому мы считаем основной задачей библиотеки рекомендовать, и довольно решительно, лучшие произведения мировой художественной литературы. Нужно учитывать также то, что нынешняя школьная программа не имеет достаточно часов на уроки по литературному чтению и необходимо использовать все возможные формы общения с детьми для привлечения читателей. Это могут быть библиотечные уроки, классные часы, кружки, библиотечные часы в группах продлённого дня, а также индивидуальные и групповые беседы.
В нашей школе учителя с удовольствием участвуют в пропаганде книги, они рекомендуют прочитать то, что советует библиотекарь. Понятно, что рекомендация учителя производит больший эффект.
В последние годы библиотека вела пропаганду книг в соответствии с программой литературной игры «Лоцманы книжных морей», которую проводит каждый год в конце марта, во время Недели детской и юношеской книги, Городской Дворец творчества детей и школьников на Воробьёвых горах. В программе литературной игры очень много станций. Во время игры участники получают маршрутный лист, где указывается, через какие из них они будут сегодня проходить.
За последние 20 лет я не раз возила детей во Дворец творчества на Воробьёвых горах. Мы участвовали в литературной игре-викторине. Команда была сборная, составленная из учащихся нескольких классов. Игры проходят обычно по расписанию: в определённые дни приезжают учащиеся 1-4, 5-7 или 8-9 классов. Суббота и воскресенье отдаются читающим семьям. Я приглашала для участия в игре тех детей, которых я знала как читающих много разных книг. В некоторые годы я рекомендовала им заранее прочитать те или иные книги, в другие годы я собирала команду спонтанно, основываясь на их читательском опыте. Результат часто не зависел от того, готовились мы или нет. Мы уже знали, что обязательно нужно было прочитать русские волшебные сказки, числом побольше и разных, а также все 6 книг А. Волкова про Изумрудный город. Мы читали и перечитывали сказки Х.К. Андерсена, Ш. Перро, братьев Гримм, сказки о Незнайке и его друзьях, о жителях Простоквашино и о других персонажах Э. Успенского.
Каждый год прибавлялись новые станции, то есть новые книги, вошедшие в круг детского чтения: это, конечно, «Гарри Поттер» Дж. Роллинг, «Хроники Нарнии» К. Льюиса, «Братство Кольца» Дж. Толкиена и многие другие.
В прошлые годы, когда в школах изучалось москвоведение, была станция об истории Москвы, игра на этой станции проходила очень интересно: ребята должны были строить избы из картонных брёвен, обставлять их предметами домашнего обихода, рассказывать о назначении того или иного предмета, деталях костюма. Дети описывали народные праздники, показывали своё знание устного народного творчества: пословиц, поговорок, загадок, частушек, сочиняли их, рисовали изразцы. В общем, организаторы старались на славу. А мы, библиотекари, учились у них.
Провести подобную игру в школе я мечтала давно, но не было достаточного количества экземпляров книг в фонде школьной библиотеки. Со временем руководство образованием и школьными библиотеками стало понимать, что главное назначение школьной библиотеки — обеспечивать школьников большим количеством экземпляров одинаковых книг. Сначала появилась «Библиотека московского школьника». Это были сказки — волшебные, бытовые, о животных, авторские — Х.К. Андерсена, Ш. Перро и другие. Позже вышли серии книг для внеклассного чтения для учащихся 1-х, 2-х, 3-х и 4-х классов в количестве 2030 экземпляров. А так как я не могу спокойно смотреть, когда книги стоят без употребления, то решила начать действовать.
У меня был некоторый опыт литературных игр, но не всегда удачный, потому что для успеха такой работы надо «растормошить» читателей, чтобы они пришли в библиотеку. Надо заинтересовать учителей, чтобы они выделили мне время, желательно на уроке, когда присутствуют все ученики класса. Надо постоянно подогревать интерес детей и пробудить дух соревнования.
Я пригласила к участию в литературной игре параллели 24х классов нашей школы. Из программы Дворца творчества я выбрала те станции, которые показались мне интересными и доступными читателям младшего и среднего возраста. Это, например, такие станции:
1. Лабиринт знаний: детские энциклопедии «Что такое? Кто такой?», «Что есть что?», энциклопедические словари по темам.
2. Экологический дозор: научно-познавательная литература о природе.
3. Просторы нашей Родины: книги о культуре, истории и географии России.
4. Перекрёсток 33 букв. Знатоки русского языка.
5. Простоквашино: по книгам Э. Успенского.
6. Остров Буян: по сказкам А.С. Пушкина.
7. Двор чудес: сказки Х.К. Андерсена, Ш. Перро, братьев Гримм.
8. Подземная страна: книги А. Волкова.
9. Солнечный город: о Незнайке.
10. Лимпопо: сказки и стихи К. Чуковского.
11. Тридевятое царство: русские народные сказки, былины, мифы.
12. Остров прессы: детские журналы.
13. Чудесный лес, где живут Винни-Пух и Все-Все-Все.
14. Море приключений.
15. Библиотека будущего.
Каждый классный руководитель выбирал перечень станций, подходящий именно для его класса. Конечно, я старалась, чтобы разброс тем не был слишком широк. Но всё же главный критерий — наличие литературы в библиотеке. Мы бы, например, взяли станцию «Сырный остров» о Бароне Мюнхгаузене, но где взять книги? В библиотеке — 3 экземпляра, а на домашнюю библиотеку полагаться нельзя.
Для каждого класса были напечатаны списки такого содержания:
1. Наша команда называется «...». Далее — перечень участников команд.
2. Список предлагаемой литературы по теме «...».
3. Мы (команда «...») прочитали следующие книги по списку к теме: 1) «...», 2) «...», 3) «...».
4. Вопросы, на которые следует обратить особое внимание.
Это нужно, чтобы члены команды читали разные книги и могли вместе ответить на разные вопросы. Ведь не все вопросы есть в предварительном списке.
Объявляя тему станции, библиотекарь проявляет всё своё красноречие, чтобы завлечь читателей в библиотеку, готовит книги к выдаче, а также даёт задания и вопросы по теме. Вопросы могут быть как общими, на которые читатели ответят, пользуясь своим читательским и жизненным опытом, так и конкретные, на которые можно найти ответ, только прочитав рекомендованную книгу.
В назначенное время я приходила на пол урока и задавала вопросы. Доска была расчерчена по числу команд. За правильный ответ команда получала очко: звёздочку, флажок (это может быть любой легко рисуемый значок). Оценивается правильность, точность ответа, за нарушение дисциплины можно стереть звёздочку. Дети всегда реагируют очень оживлённо, вспоминают всё, что когда-либо читали и узнали. Для них заработать очко команде прямо здесь и сейчас — очень большой стимул. Даже за пятёрки, которые учитель ставит в конце урока, ребята не так стараются, как за звёздочки на доске. Главное — не переносить разговор на фильмы и компьютерные игры. У нас — литературная игра!
Первая станция была «ТРИДЕВЯТОЕ ЦАРСТВО». Я предложила ребятам прочитать волшебные сказки по списку из примерно 1525 наименований (в зависимости от возраста) и провести исследование: какое волшебство задействовано в той или иной сказке? Какие волшебные предметы помогают или мешают персонажам? Какие животные служат добрым или злым силам? Какими талантами, способностями обладают персонажи? В первый год все классы читали примерно одинаковые сказки. Каждый прочёл столько, сколько смог. Команду выручали наиболее начитанные ученики и те, у кого высокая скорость чтения. Ведь для того чтобы прочесть или перечесть сказки, у детей была только неделя. И, несмотря на то, что многие сказки были уже известны моим читателям, они с удовольствием перечитывали их и обращали внимание на те детали, о которых я говорила. Они учились также вкратце пересказывать основные события сказки.
Домашнее задание состояло в том, чтобы написать свою волшебную добрую сказку, в которой обязательно нужно было упомянуть три предмета, например, волшебные сапоги, зеркало и волшебную ложку. Ложка была предложена библиотекарем, чтобы разбудить фантазию и не позволять читателям только заимствовать сюжеты народных сказок.
Всего было получено 92 сказки. Такое ощущение, что все давно ждали этого творческого задания, а я просто угадала его. С каким энтузиазмом все бросились творить! Конечно, сказки были разного объёма, стиля и качества. Главными героями были дети, принцы, животные, школьные принадлежности (ручки, например). Читатели поняли сами и применили в своих произведениях основные законы сказки: герой должен обязательно попасть в другую среду, где его ждут испытания. Преодолев их, он возвращается обновлённым. Многие читатели нарисовали придуманных ими персонажей или скопировали из книг, из Интернета.
И ведь необходимо было эти работы оценить по достоинству! Я нашла такой выход: напечатала грамоты, без имени, на цветной бумаге, такого содержания: «Автору очень необычной сказки», «Автору очень хорошей сказки», «Автору самой лучшей сказки», «Автору лучшего рисунка к сказке». Рисунками дети иллюстрировали как народные сказки, так и свои собственные произведения. Лучшие работы были помещены на странице школьного сайта в Интернете и на стендах в школьной библиотеке.
Впоследствии я решила, что начинать литературную игру буду всегда с волшебных сказок.
Вторая станция называлась «ПРИРОДА.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ДОЗОР»
Здесь задания были чуть посложнее. Нужно было уметь рассказать о жизни животных в дикой природе, их привычках и образе жизни, о домашних и прирученных животных, о дрессированных, а также о тех животных, которым человек поставил памятники. При беседе на эту тему мне уже не удавалось уложиться в пол-урока. В зависимости от подготовленности читателей я или просила целый урок, или проводила его за 2 занятия. Особенно познавательно, на мой взгляд, было освещение темы памятников животным. Очень большую помощь оказала книга для внеклассного чтения «Необычные памятники». Но дети не ограничивались прочтением только этой книги. Они брали информацию и из других источников. Иногда информация удивляла даже библиотекаря.
В качестве домашнего задания было предложено создать книгу класса «Мой любимый зверь». Я просила пересказать понравившийся рассказ из книги о животных и, по возможности, проиллюстрировать его. Часть читателей выполнила мою просьбу. Я увидела, какие произведения затронули души читателей, оценила по достоинству их способность излагать материал. Другие ученики сделали небольшие рефераты об истории взаимоотношений человека и животных, иллюстрировали их своими рисунками. Но часть детей рассказала о своих домашних питомцах. С какой любовью, с каким чувством рассказали дети о своих любимых хомяках, собаках, кошках, птичках! Все рассказы были иллюстрированы фотографиями и рисунками детей. От каждого слова на листочке исходит такая волна добра и душевного тепла, что я подзаряжаюсь положительной энергией от этих папок.
До сих пор я открываю их в трудные моменты школьной жизни для того, чтобы получить положительный заряд.
Далее маршруты разделились. Учащиеся 2-х классов читали литературные сказки в рамках станции «Остров любимых писателей», в которой мы объединили книги для этого возраста:
К. Чуковский. Сказки (вопросы были построены на узнавании отрывка — из какой именно сказки он взят, — а также мы вспоминали, какие животные действуют в той или иной сказке).
Э. Успенский. Сказки о Простоквашино.
А. Милн. «Винни-Пух и Все-Все-Все».
H. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей».
А. Волков. «Волшебник Изумрудного города».
Х.К. Андерсен. Сказки.
Каждый урок был посвящен одному автору. При составлении вопросов нужно было учитывать, что существуют мультфильмы и фильмы, созданные по сюжетам этих книг. Я старалась составлять вопросы именно по книгам, а события фильмов брались только для сравнения.
Ученики 34х классов читали книги об истории нашей Родины в рамках станции «НА ПРОСТОРАХ НАШЕЙ РОДИНЫ».В первый год нашей игры, когда ученики разного возраста были одинаково неопытны в литературе по теме, список предлагаемых книг был приблизительно одинаковый для всех возрастных категорий. Это книги серии «Защитники Земли Русской» о Владимире Мономахе, Сергии Радонежском, Дмитрии Донском, Александре Невском и других. В библиотеке их оказалось довольно много. Рекомендовались книги Сергея Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах», А. Тихомирова «Битва на Неве», С. Прохватилова «Гангутский бой», сборники «Суворов в Москве», «Суворов в Швейцарии».
Изучение исторических книг продолжалось несколько занятий. На первом из них библиотекарь беседовал с учениками о доисторических людях. Ведь учащиеся уже знают о доисторических людях из школьной программы, из бесед со взрослыми, из телепередач. Вопросы касались разных сторон жизни первобытных людей:
I. Где первобытные люди устраивали жилище, в зависимости от местности, как оно выглядело?
2. Какие главные трудности были у первобытных людей?
3. Как добывали пищу, готовили её?
4. Что представляла собой их одежда?
5. Какие орудия труда и какое оружие использовали и изготавливали?
6. Какие отношения существовали между людьми?
Дети показали очень обширные знания по данному предмету, оживлённо реагировали, давали полные, распространённые ответы.
Читатели сами рассказали и о рисунках доисторических людей в пещерах, зачем люди рисовали сцены охоты или труда.
Библиотекарь подвела их к мысли, что профессии людей зародились уже в доисторическое время, многие из них существуют до сих пор. Проведя затем краткий исторический экскурс, библиотекарь рассказала о том, как начали образовываться города (изгородь — город), далее разговор коснулся родного города Москвы. Так как в нашей школе давние традиции проведения уроков москвоведения, ученики рассматривали схему Москвы с названиями улиц. Мы говорили о том, что люди одинаковых профессий селились рядом, так было удобнее, поэтому и улицы в городе получали названия в соответствии с профессиями: Ружейный, Столовый, Монетный переулки, Поварская улица, Кузнецкий мост и другие.
На следующем занятии мы говорили об исторических личностях, которые известны, любимы и почитаемы в стране. Я предлагала детям прочитать книги по возрасту и рассказать о понравившемся им герое.
При подготовке рассказа об историческом персонаже ребята должны были соблюдать главное требование — краткость рассказа. Нужно было уложиться в 1 минуту и выбрать одно событие из биографии, чтобы все читатели успели за время занятия изложить свою историю. Рассказ должен быть интересным, чтобы те, кто ещё не читал книгу, захотели её прочитать. Не могу сказать, что во всех классах получилось выслушать многих учащихся, но были классы, где за 45 минут я успевала послушать 2023 учащихся. И ответы были интересные, полноценные, содержательные. Свою оценку я выражала таким образом: «Я хочу прочитать про твоего героя», или «Твой рассказ не очень заинтересовал меня». Но чаще я всё-таки давала положительную оценку рассказа, чтобы не отбить охоту к чтению у малочитающего участника.
На станции «ЛАБИРИНТ ЗНАНИЙ» дети знакомились с энциклопедиями, справочниками, словарями. Занятие проходило в 2 этапа: знакомство и конкурс. Для знакомства на столах у учеников были представлены самые разнообразные словари, энциклопедии, справочники для школьников. Я постаралась, чтобы у каждой пары учащихся были все типы справочников, о которых буду говорить. Я старалась больше спрашивать у детей, ведь многие из них уже знают, что такое языковые, отраслевые словари и справочники,
универсальные и отраслевые энциклопедии. Мне нужно было только помочь им правильно назвать тип издания. Главной моей задачей было рассказать о построении этих книг: по алфавиту / в системе знаний / в хронологическом порядке. А также информировать об указателях в этих словарях: алфавитном, именном, хронологическом и других. О системе ссылок и отсылок. Короче говоря, научить найти именно ту информацию, которая нужна в данный момент. Мы рассматривали карты и схемы, искали цветные вклейки.
Моим читателям были мало известны энциклопедические словарики «От А до Я со всеми остановками» для младших школьников. Например: «Красный. Жёлтый. Зелёный» А. Дорохова; «Во саду ли, в огороде» Н. Надеждиной; В. Мальт «Море дьявола» (о пустынях). По окончании занятий на эти книги возник ажиотажный спрос. Ведь так редко встречаются справочники именно для младшего возраста.
Для проверки усвоения я попросила детей в конце урока:
Расскажи о своей энциклопедии по плану:
1. Моя энциклопедия называется...
2. Это универсальный/отраслевой справочник.
3. Энциклопедия построена:
а) по алфавиту;
б) в хронологии событий;
в) в системе знаний;
г) по темам;
д) другое.
3) В ней имеется справочный аппарат:
а) алфавитный указатель;
б) указатель названий (насекомых) на другом языке;
в) список дополнительной литературы.
4) Книга иллюстрирована...
За чёткий, правильный ответ команда получала очко.
А к следующему уроку мне потребовалась очень серьёзная подготовка. Для каждого справочника я подготовила вопросы, ответы на которые читатели, скорее всего, не знали, но они могли им пригодиться в жизни или учёбе. Сначала я задавала вопросы типа: «У кого на столе книга, в которой я могу найти информацию о звёздах и планетах; о художнике или писателе; об определённом растении или животном; уточнить дату исторического события?» Тогда я отдавала билет и давала время для поиска ответа. Когда все нашли нужную информацию, я спрашивала: чем вы воспользовались для поиска? Какой указатель вам помог?
Уроки об энциклопедиях понравились и детям, и учителям больше всего. Значит, «рыться в книгах» всё ещё является любимым занятием детей и взрослых. Каждый год я повторяю этот урок. Для малышей это только знакомство, а для более старших читателей — выполнение более сложных заданий, знакомство с вновь вышедшими энциклопедиями, выход на новый, более высокий уровень.
На станции «ПЕРЕКРЁСТОК 33 БУКВ. Знатоки русского языка» мы провели КВН по русскому языку. Ребята читали стихи о русском языке, инсценировали пословицы и поговорки. Соревновались в лучшем знании пословиц на предложенную тему (в разных классах — разные), «обстреливали» друг друга загадками. Учились делать комплименты. В «Игре наоборот» узнали стихотворение по антонимам. А также выполнили грамматическое задание. Мне кажется, после этого мероприятия в коридорах школы реже звучат слова типа «круто», «прикольно». Хотя, может быть, дети только при мне изображают себя говорящими на красивом русском языке, так как я от них этого жду.
Эта литературная игра так увлекла детей, что они заинтересовали свои семьи, и библиотекарь принимал семейные проекты: рисунки, исторические сказки, альбомы с рассказами. Родители сами приходили в библиотеку узнать следующую тему, подбирали книги по теме в домашних и в других библиотеках, сочиняли. Сложилось впечатление, что игра объединила семьи: мама с ребёнком рисует, дедушка с ребёнком сочиняет сказку, папа делает фотографии-иллюстрации, в общем, в стороне никто не оставался.
Лучшие произведения были помещены на выставках в классах, в школе и в библиотеке.
С родителями мы разговаривали на родительском собрании. Мы не имели намерения заставить родителей работать с детьми. Наша задача — увлечь читателей-детей. Но книги были такими интересными! А задания будили воображение.
Просьба к родителям была одна: не отмахиваться от ребёнка, интересоваться его делами, успехами, присмотреть за тем, чтобы прочитал книги. И постепенно родители сами увлеклись чтением. Часто родители увлекались творческими заданиями: делали фотографии, размещали материал, набирали текст на компьютере, а также помогали сочинять сказки и истории. Родители, которые имеют возможность приходить днём в школу, а также способны пробиться через кордон охраны, берут книги и для себя. Сначала вспомнить молодость, потом увлекаются и берут и, журналы, брошюры по педагогике, о здоровье детей. А потом начинают приносить в помощь библиотеке то программную литературу, то хорошие книги, которые сами прочитали, и стоят дома без дела, пусть другие почитают. Здесь библиотекарь часто рекомендует книги на свой вкус, даёт некоторые свои книги почитать. Вот и другим любителям чтения хочется поделиться своими любимыми книгами.
Кроме работы с текстом, я люблю работать с иллюстрациями. На уроках по развитию культуры чтения я показываю книги, оформленные разными художниками-иллюстраторами, чтобы читатели знакомились с иллюстраторами книг, учились видеть разницу в стиле, изображении, штрихе разных художников. Сначала мы рассматриваем книги с иллюстрациями определённых художников, а потом я показываю им незнакомые книги с иллюстрациями этих художников, и ребята узнают автора иллюстрации «по почерку».
А впоследствии ученики делают свои иллюстрации на уроке рисования, в то время как я, библиотекарь, читаю им занимательный рассказ. Чаще всего я сравниваю работы Е. Чарушина, В. Конашевича, Е. Рачёва, В. Лебедева, Ю. Васнецова, которые изображали животных.
Для старших читателей я готовлю уроки по иллюстрациям Е. Кибрика к «Тарасу Бульбе» Н.В. Гоголя. Это очень выразительные литографии, изображающие ключевые моменты повести. Мы читаем небольшие отрывки и сравниваем, что в данном случае чему служит: слово штриху или штрих слову.
Один из самых любимых моих уроков — это «Слово о полку Игореве в изобразительном искусстве и музыке», где мы сравниваем картины В. Васнецова и Н. Рериха о походе князя Игоря, рассматриваем подробно иллюстрации В. Фаворского и слушаем отрывки из оперы А. Бородина «Князь Игорь». Не каждый год и не с каждым классом удаётся провести такие уроки. Я сейчас рассказала об этом потому, что хочу сказать, что с выходом ученика из начальной школы для него не заканчиваются библиотечные уроки.
На игре во Дворце творчества я научилась такой форме конкурса: участникам даётся фрагмент иллюстрации, например кораблик, животное или человек, взятые из какой-то сказки. Нужно нарисовать фон, окружение для этого персонажа, чтобы было ясно, какая это сказка.
Когда игра была завершена в связи с окончанием года, многие читатели, и я сама, были огорчены: прервались наши еженедельные встречи, освещенные радостью открытий. Но мы пообещали друг другу продолжить работу в следующем году, для чего я дала список книг на лето. Я включила в него лучшие книги для начальной школы, в том числе те, которые впоследствии участвовали в литературной игре.
В качестве завершающего, общепримиряющего мероприятия была организована встреча с писателем Валентином Постниковым, сыном и соавтором писателя Юрия Дружкова, по книгам о приключениях Карандаша и Самоделкина. Встреча прошла очень оживлённо, эмоционально, все были довольны.
По итогам игры были отмечены лучшие классы по параллелям. Общего соревнования не было: слишком большая разница в читательском опыте и в развитии.
Я взяла на себя смелость и отметила классы, которые лучше проявили себя в работе на той или иной станции. У каждого коллектива ведь свои наклонности. Получилось, что каждый класс получил от 2 до 5 грамот за работу на полюбившихся этапах. Без похвалы не остался никто!
В следующем году я не хотела отпускать пятиклассников, и, по договорённости с учителями русского языка и литературы, мы вместе читали книги С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», В. Одоевского «Городок в табакерке», А. Погорельского «Чёрная курица», сказки Х.К. Андерсена. И обсуждали их.
Выводы и итоги
Ученики смогли рассказать столько интересного, например, из жизни живой природы, о жизни выдающихся исторических деятелей, первобытных людей, что библиотекарь только диву давалась, слушая их повествования.
Ученики 2–3-х классов ещё не изучают многие из предметов в школе, но проявили достаточную эрудицию, широкий кругозор и начитанность.
Ребята поняли, как важно читать внимательно, не пропуская деталей, вдумчиво. Они показали способность делать выводы и, что очень, на мой взгляд, важно, отвечать на тот вопрос, который задан, а не выпаливать всё, что знаешь по данной теме. Это, конечно, заслуга наших учителей начальной школы. Иногда, слушая великолепные ответы читателей, я думала, что они за всю неделю ничем больше не занимались, а только готовили свои ответы к литературной игре, чтобы сделать мне, библиотекарю, приятное. Ну, и заработать очки, конечно.
Самым приятным было то, что ребята не хотели заканчивать литературную игру, им понравилось приходить каждую неделю по нескольку раз в библиотеку и читать интересные книги по темам. За время игры читаемость и книговыдача в нашей школьной библиотеке и библиотеках района выросла во много раз. Это прибавило библиотекарю работы, но как приятно быть нужной!
Читатели узнали столько нового из книг! Они часто говорили о том, как им интересно читать книги!
В последующие 2 года я и расширяла количество станций, и «углублялась» в них. Приходят новые книги — коллективки, — мы их читаем и обсуждаем. Открываем для себя новые имена писателей. Занятия стали, по сути, уроками внеклассного чтения. Мы настолько дружны, что моё слово: «умница», «именно этого ответа я ждала», «и как ты догадался-то, ты первый из трёх параллельных классов» — для ребят как награда, потому что нелегко её заработать. Некоторые уроки проходят душевно: «Кто вспомнит больше ласковых слов для мамы», «Вспомни пословицу про маму и найди у ребят в классе её вторую половинку в дополнение к своей», «Кто лучше прочтёт стихотворение о маме».
Не прошли мы мимо темы освоения космоса. Очень живо делились информацией о строении космоса, о жизни на космическом корабле и наличии жизни в других мирах. Навоображали себе космический корабль, скафандр и команду. Жаль, не все классы успели ещё пообщаться со мной. Но ничего, весь год ведь посвящён этой теме!
В завершение хочется сказать о том, что эта игра привлекла очень многих ребят к чтению. Они стали чаще посещать библиотеку и брать книги — как по внеклассному чтению, так и просто для души. Многие читатели сделали для себя открытие, как, оказывается, интересно читать разные книги. А необходимость отвечать на заковыристые вопросы заставляла их читать внимательно, обращая внимание на детали.
Надеемся, что другие библиотекари возьмут что-то полезное для себя из нашего опыта. Наша работа может пробудить фантазию — как библиотекаря, так и учителя — и получит достойное развитие и применение.