Богомолова О. Как научить ребенка любить книгу : практикум для родителей / О. Богомолова // Школьная библиотека. – 2011. – № 3. – С. 54-56.
Угасание интереса к книге, забвение чтения, превращение в «малочитающих граждан великой страны» – такие негативные перспективы все чаще озвучиваются в нашей прессе. «Через десять лет лишь каждый десятый молодой человек будет брать в руки книгу! Сейчас среди подрастающего поколения читает примерно каждый четвертый, но тяга к получению знаний посредством обращения к печатному слову этой категории россиян снижается по меньшей мере на полтора процента в год» [2]. По данным фонда образования Российской Федерации, за последние 7-8 лет школьники стали читать на 30-40% меньше.
Эта задача глобального масштаба. Нам же, рядовым гражданам, под силу решить эту проблему, начав с малого: вспомнив, что мы являемся родителями и в наших силах воспитать своего ребенка читающим.
Что же мы можем? Как подступить к решению этой трудной задачи? Ведь у нас многочисленные противники и малочисленные друзья. Привить ребенку любовь к чтению, познакомить его с обширной книжной российской и зарубежной культурой не поможет ни телевидение, ни Интернет, ни социальная среда. Окажется ли родитель, поставивший перед собой эту благородную задачу, один на один с проблемой?
Практически да. Вот тут и пригодится ему весь тот багаж знаний, культуры, который он успел накопить до того, как стать ответственным за своего ребенка. Конечно, не так все печально: на помощь родителям придут детские библиотеки, книжные магазины, домашние коллекции, школьные библиотеки, учителя и т.д. Но это все в идеале. А в реальной жизни родителям придется приложить немало труда и душевных сил для реализации поставленной задачи.
Детская библиотека должна быть главным помощником и другом родителей, особенно родителей, имеющих детей дошкольного возраста, ибо в возрасте до семи лет закладывается внутренняя установка на систематическое ежедневное общение с книгой, потребность в чтении. Собственный опыт автора, пытающегося найти поддержку в детских библиотеках, убеждает, что не каждая детская библиотека способна оптимально выполнять свои функции. Причин здесь много: бедность фонда, непривлекательный вид помещения, непрофессионализм библиотекаря, его равнодушие. Случайные люди в детской библиотеке наносят непоправимый вред ребенку, не только не стимулируя его и не заинтересовывая яркой книгой, а и отбивая порой зарождающееся желание к чтению. Огромная роль профессионала, работающего с детьми, должна быть осознана государством. Существует острая необходимость введения специализации «детские и школьные библиотеки» в библиотечных вузах и ссузах.
Представим себе, что родителям удалось, записавшись в две-три библиотеки (как и было с автором), найти то место, которое ребенок будет радостно посещать, причем регулярно. Часть работы по приобщению к чтению сделана, но это только начало. Постепенно продвигаясь по увлекательному пути встречи с удивительным миром чтения, родитель неизбежно столкнется с проблемой нехватки нужной книги, ведь каждая книга, в том числе и детская, имеет свое время прочтения. «И дети, и подростки остро нуждаются в современных изданиях о своих сверстниках, в адресованной им социально-критической литературе, которая помогает познавать окружающий мир и адаптироваться к проблемам современной жизни» [4]. Недостаточный приток новых изданий в библиотеки, а в большей степени отсутствие современных детских бестселлеров (мы не имеем в виду колоссальный успех Джоаны Ролинг), создают для родителей – книжных миссионеров – вечную головную боль. Что предложить ребенку для чтения, чтобы не остановить процесс приобщения к книге, как найти книгу-событие? Вот здесь и приходит время книжных магазинов. Регулярное посещение (хотя бы раз в месяц) книжного магазина закладывает у ребенка психологическую установку статуса книги как материальной и духовной ценности. Книжные магазины сегодня могут предложить родителям почти все, и необходимо уметь ориентироваться среди необозримого книжного разнообразия. «АСТ», «ЭКСМО», «Олма-пресс», «Росмэн», «Азбука-классика» – книги этих издателей-лидеров, как правило, всегда предоставляют широкий выбор взрослой и детской беллетристики. Весь вопрос – в невероятно высоких ценах на детские книги, так что приобретение книг для полноценной детской домашней библиотеки – вещь почти нереальная и, одновременно, насущная потребность. Домашняя книжная коллекция – основа воспитания ребенка, базис, опираясь на который родители могут выступить посредниками между ребенком и книгой, положительно влияя на динамику и состав чтения.
Союзником и помощником взрослых должна бы быть школьная библиотека, а их в Российской Федерации около 60 тысяч. Тяга детей к книге, чтению, включение учащихся в огромное книжное пространство – результат плодотворной деятельности многих школьных библиотекарей, творчески реализующих свои возможности воздействия на личность обучающихся. Но, увы! Такое положение дел существует не во всех школах, отдельные «школьные библиотеки являются пунктами выдачи учебников и не могут сегодня привлечь ни учителя, ни ученика хорошими изданиями, так как основные фонды в последние годы не пополняются энциклопедической, справочной, художественной и научно-популярной литературой» [5].
Заинтересованность учителя в воспитании читающего ученика способна оказать неоценимую услугу родителям. Ориентация всего учебного процесса на формирование навыков работы с литературой (художественной, справочной, научно-популярной) снимет часть груза с плеч родителей. Им останется лишь добросовестно выполнять требования педагога: ежедневно записывать в дневник автора и название прочитанной книги, количество страниц, ежедневно проверять технику чтения, находить нужную для внеклассного чтения книгу и контролировать своевременность ознакомления. Будем надеяться, что именно такие учителя и будут встречаться нашим детям.
А что же делать родителям, не нашедшим отклика и сочувствия в школе? Оставаться оптимистами и продолжать идти по выбранному пути. Вырастить ребенка читающего без помощи тяжело, но возможно, ведь в детях, как в зеркале, отражается книжная ситуация в семье.
Понятие «читающие родители – читающие дети» давно известно опытным библиотекарям, и именно оно является главной составляющей работы библиотек семейного чтения. Чтение, книга должны стать основной культурной семейной ценностью, образом жизни. Это сделать трудно, родителям придется выступить своеобразным барьером между своим чадом и штампами, навязываемыми «электронной культурой».
Является ли телевидение помощником родителей в трудном деле воспитания читающего поколения? Ответ не может быть однозначным. Существуют как позитивные, так и негативные факторы воздействия телевизионного пространства на подрастающее поколение. Являясь неотъемлемой частью нашего существования, ТВ способствует расширению кругозора ребенка, формированию его познавательных и информационных потребностей, посредством психологических переживаний превращает его из зрителя в активного участника виртуальных событий. По мнению некоторых ученых, развитие воображения, альтернативного мышления – результат регулярного нахождения ребенка в современном телевизионном пространстве. Допустим, что это так. Однако телевизионное воздействие на детскую аудиторию содержит в себе и негативные аспекты. Исследования большой группы школьников США в возрасте 7-13 лет показали, что чем меньше времени они проводят перед телевизором, тем лучше учатся. Являясь «воспитателем, практически не имеющим себе равных», телевидение способно реализовать и заместительную функцию: заполняя детское сознание виртуальными образами, вытеснить из механизма формирования мировоззрения ребенка родителей, семью, книгу. ТВ удается навязать ребенку свои нормы, стандарты, шаблоны, как правило, не соотносимые с моральными ценностями.
Необходимо найти непростое сочетание различного воздействия, в том числе и телевизионного. На мой взгляд, все дело в способности родителей сформировать у своего ребенка позицию отчужденности от глобального воздействия ТВ, заменить виртуальные ценности жизненными, предоставляя ребенку досуговую вариантность.
Возвращаясь к теме воспитания «читающего ребенка», следует добавить, что детективы, триллеры, «ужастики», комиксы не должны преобладать в чтении, так как, выполняя чисто развлекательные функции, обедняют вашего ребенка. Задача родителей – ненавязчиво, но настойчиво рекомендовать лучшие образцы детской классики.
Возможно обращение к адаптированной классической литературе, но и здесь существуют подводные камни. К сожалению, не все издания подобного рода принесут пользу юному читателю. Имея привычку обязательного просматривания тех книг, которые прочитывает собственный ребенок, автор наткнулся на ряд изданий, неадекватно адаптированных. Подобные «чудо-книги» принесут только вред. Существует иной способ заинтересовать детей серьезными произведениями – собственная адаптация к уровню ребенка. Это может быть и занимательный рассказ о главном герое (Гаврош, Козетта, Дэвид Копперфилд и т.п.), смешные эпизоды, выборочное чтение определенных эпизодов и т.д.
Одной из важных составляющих процесса воспитания ребенка читающего является организации детского досуга с четко определенными отрезками времени, отведенными для чтения. Как правило, это период перед сном ребенка и выходные дни, когда книга сможет оказать свое библиотерапевтическое воздействие.
Обратившись к теме воспитания «ребенка как читателя», автор осознает, что подобный практикум для родителей, адресованный в большей степени к матерям, может быть воспринят ими как нереальный, идеалистический проект. Работающая мать, отчаянно борющаяся за выживание семьи, не способна реализовать данные пожелания. Только освобождение женщины от обязательного 8-12 часового рабочего дня при государственной финансовой поддержке семьи позволит ей задуматься над проблемой досуга ребенка и найти способы решения главной задачи родителей – воспитать гармоничную личность, что совершенно невозможно без книги.
Автор убежден, что слова Д.С. Лихачева о том, что государство состоит не из людей, а из семей, реализованные на государственном уровне, помогут вернуть наше отечество на пьедестал «самой читающей страны». А начать надо с семьи – научить ребенка любить книгу.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева Е. А. Телевидение во внеформальном, дополнительном образовании // Теория и практика дополнительного образования. 2009. № 4 (282). С. 34.
2. Карпухин О. И., Дзюба О. И. Как повысить массовый интерес к книге? // Библиотековедение. 2007. № 4. С. 13.
3. Лихачева Т. Трудный путь к слову // Библиотека. 2008. № 11. С. 21-23.
4. Лукина М. Увидеть проблемы крупным планом // Библиотека. 2008. № 10. С. 27.
5. Соколов С. С. О развитии библиотечного дела // Библиотековедение. 2007. № 6. С. 12-13.
6. Чудинова В. П. Чтение детей как национальная ценность // Внешкольник. 2009. № 6 (135). С. 25-29.