Сергеева Г. Галерея кукол / Г. Сергеева. // Библиополе. – 2012 .– № 3. – С. 34-36.

В России она является одной из самых древних. Этот промысел сформировался на территории нынешнего Одоевского района Тульской области почти семь веков назад. Своё название он получил от деревни Филимоново, а деревня — от своего основателя, гончара Филимона.

Земли в той деревне были глинистые, развивать сельское хозяйство было невозможно. Чтобы прокормиться, жители занялись гончарным ремеслом: изготавливали горшки, печные трубы.

Обжигали глиняные горшки в огромной печи при температуре около 1000 градусов. Печь заполняли гончарными изделиями, но оставались небольшие свободные пространства. Чтобы место не пропадало зря, женщины придумали лепить из глины маленькие игрушки-свистульки. На ярмарках они стоили копейки и раздавались «на сдачу».

Подругой версии, филимоновские свистульки родились благодаря языческому празднику Свистопляски, или Свистуньи. Весной во время сева, когда зёрна бросали в землю, чтобы птицы их не выклёвывали, крестьяне ходили со свистульками вдоль поля два-три дня, пока прорастало зерно, и свистели — отгоняли птиц.

Самые первые филимоновские свистульки — барыни, всадники, коровы, медведи, петухи — были небольшими, так что даже маленький ребёнок мог легко взять фигурку в руку и посвистеть.

Создавали филимоновскую игрушку крестьянки. Искусство передавалось из поколения в поколение: с раннего детства мама или бабушка сажала девочку рядом с собой и приучали её клепке.

Филимоновская барыня «одета» в неширокую юбку-колокол, в руках она обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры чаще всего держат под мышкой гуся. Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную шею, плавно переходящую в маленькую головку.

Отличительная особенность филимоновской игрушки — вытянутая форма. По одной версии, во внешнем облике её отразились природные свойства местной глины — «синьки». При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой, благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая характерную форму. Подругой версии, вытянутая форма игрушки — просто художественный приём мастериц. Их визитная карточка.

При раскрашивании игрушки использовали всего три цвета: малиновый (в народе фуксиновый), жёлтый и синий. Для разнообразия красок мастерицы придумали хитрость. Они накладывали на жёлтый цвет малиновый или синий. В итоге получали дополнительно красный и зелёный. Животные традиционно расписывались разноцветными полосками поперёк туловища и шеи. Люди изображались с улыбкой на лице.

Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко. Их шляпки украшены разноцветными полосками, а на ворот кофты, на юбку и штаны нанесён орнамент. Стиль «одежды» филимоновских фигурок сложился под влиянием, с одной стороны, городского костюма, а с другой — крестьянских домотканых сарафанов, вышитых рубах и поясов.

Поначалу игрушки раскрашивали натуральными красителями, например цветными камушками. Их растирали, разводили и наносили на фигурку. В XIX в. появились анилиновые краски, которые разводили на курином яйце и наносили гусиным или куриным пером. А в 1960е гг. мастера перешли на анилиновые красители на лаке, который хорошо закрепляет цвет и даёт блеск.

Любители филимоновской игрушки называют её «маленькой радугой» или «солнышком». Сейчас она переживает второе рождение. В Одоеве ученики начальных классов изучают народный промысел и учатся лепить.

Глиняные богини

В мировой культуре тульскую городскую игрушку называют самым красивым промыслом. Двадцать лет назад о ней знали только специалисты. Существует всего 42 оригинальных экспоната, все они хранятся в лучших музеях страны. Больше всего (30 фигурок) — в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

Круг образов этих своеобразных глиняных богинь очень ограничен — изображения дам, кормилиц, военных, монахов. По большому счёту, определение «кукла» в данном случае применимо скорее по традиции, нежели по существу. В них не играли — ими любовались, украшали окна, комоды.

У этих горожанок лица и детали одежды не нарисованы, а процарапаны — прямо по глине. И все они какие-то равнодушные, устало-отсутствующие. Они словно не осознают себя, наивно пребывая лишь во внешних, суетных проявлениях. Их существование растворено в мелочах, в деталях быта, напоминая модные картинки конца XIX в. Кажется, что самое главное в них и для них — детали одежды: зонтик, похожий на цветок, модная шляпка, причёска, пуговицы, банты, оборки.

По цвету глиняные богини удивительно изысканны: сочетания голубого, сиреневого, зелёного, жёлтого, розового.

Своеобразие художественного стиля тульских скульптурок определяется неповторимой пластикой, её стремительной высотностью. В женских фигурках контрастно сочетаются длинная узкая верхняя часть с маленькой головкой и быстро расширяющаяся от линии бедра юбка-колокол.

Под стать пластике и раскраска, составляющая с формой единое целое. Она наносится на грунтованный слой. Цвет черепка глины не всегда однороден, поэтому после обжига фигурки грунтовались белым слоем мела. Одновременно это скрывало особенность технологии изготовления — игрушки лепились по частям: юбку колокол вытягивали вместе с торсом, к которому примазывалась головка на крепкой длинной шее, а руки, оборки, банты лепились отдельно.

По мнению коллекционеров, тульская городская игрушка — такой же символ Тулы, как пряник или самовар. Родина её — слобода Большие Гончары (ранее Кирпичная) — исторический район древнего города, где, по данным археологических раскопок, изготавливали не только кирпичи, но и печные изразцы, а затем посуду. Но откуда взялась сама идея лепить игрушку из глины? Кому первому в слободе пришла в голову эта мысль?

Можно предположить, что первоначально это было как бы подражание известной филимоновской игрушке. А что, если одна из деревенских мастериц, богатая невеста (игрушками филимоновские девушки составляли себе неплохое приданое), вышла замуж за тульского гончара? Семья, хозяйство и новый для неё городской уклад жизни развлекали, занимали, но всё-таки она скучала по привычному прошлому. И стала она лепить игрушки, как в деревне. Присмотра же за ней и за её работами не было, и она стала менять принятый канон, отражая в этих изменениях своё восприятие городской жизни.

Поразили её здешние одежды — она имела возможность вблизи видеть их и сама стала так одеваться. Поэтому и своих барынь и барышень она «одевала» подругому. Глина здесь добывалась иная, возможно, она больше впитывала краску, создавая матовую, нежную поверхность. Может быть, особенности глины подсказали юной горожанке и новые оттенки цвета фигурок.

По мнению специалистов, тульская игрушка обращена не к сказке, волшебству, магии и колдовству. В ней больше от подлинного, авторского искусства, когда творец, наблюдая жизнь и показывая её нам в своих образах, выражает своё индивидуальное отношение ко всему.

С помощью тульских мастериц городская игрушка начала возрождаться. Назовём их имена: народный мастер России Ирина Кузнецова, народный мастер по филимоновской игрушке Ирина Бежина, Ольга Андреева.