Максимкина И. Художественные ремесла России / И. Максимкина. // Библиополе. – 2008 .– № 9. – С. 75 - 80.
Вышивка — наиболее популярный вид народного творчества с многовековой историей. Условия жизни, национальные традиции, окружающая природа определяли ее характер, особенности узоров, их ритм, цвет, образы, тематику. Ручной труд позволял импровизировать, вносить в традиционные, привычные формы свое представление о красоте.
Наряду с традиционными вышивальными промыслами широко развивается домашнее рукоделие. Современные технические находки, использование новых материалов позволяют по- новому выражать свое отношение к жизни, свое понимание красоты и целесообразности.
Как вид искусства вышивка наиболее изучена специалистами. Ее изучением в России энтузиасты занялись в середине XIX в., когда стали собирать сохранившиеся образцы. С тех пор исследователи народного творчества собирают, систематизируют, изучают национальное своеобразие этого искусства. Наряду с научными изданиями выпускается большое количество практических пособий, альбомов, в которых отражен опыт мастеров. Они демонстрируют как традиционные технические приемы, так и находки современных мастериц.
История изучения вышивки очень интересна. «Если взглянуть на русские народные узоры со стороны чисто художественной, эстетической, — писал В. В. Стасов в своем исследовании «Русский народный орнамент: шитье, ткани, кружева», — то нельзя не найти здесь любопытные и полные вкуса образцы такой игры линий, которые свидетельствуют об очень значительном художественном чутье и опытности и должны оказаться драгоценным руководством и советом современному нашему художнику...».
В его книге рассказывается о периоде расцвета искусства золотого шитья в Московской Руси XVI—XVII вв. Автор одним из первых попытался собрать и обобщить данные о происхождении орнаментов и узоров древнерусского шитья, начиная с X в., объяснить происхождение узоров и орнаментов, их содержание и региональные особенности.
Книги по истории вышивки выходили, начиная с 20-х годов прошлого столетия. Знакомство с ними поможет глубже вникнуть в историю вопроса.
Шабельская, Н. [Л.] Материалы и технические приемы в древнерусском шитье // Вопросы реставрации. Т. 1. — М., 1926. — С. 113—124. — Библи огр. в подстроч. примеч.
Автор анализирует приемы шитья на образцах одежды, головных уборах, священнических облачениях.
Калинина, Е. В. Техника древнерусского шитья и некоторые способы выполнения худо-жественных задач // Русское искусство XVII в.: сб. ст. по истории русского искусства допетровского времени. — Л., 1929. — С. 133—162: 3 л. ил. — Библиогр. в подстроч. примеч.
Якунина, Л. И. Русское шитье жемчугом / Л. И. Якунина. — М.: Искусство, 1955. — 157 с.: ил.
В книге рассказывается о технических особенностях жемчужного шитья и его художественных возможностях. Фотографии образцов древнерусской живописи наглядно демонстрируют искусство украшения одежды вышивками жемчугом. Приводятся также выдержки из исторических и литературных источников.
Работнова, И. П. Русская народная вышивка / И. П. Работнова, В. Я. Яковлева. — М.: КОИЗ, 1957. — 157 с.: ил.
Перед читателем исторический обзор основных видов русской народной вышивки, начиная с первой половины XIX в. до 50-х гг. XX в. Авторы характеризуют особенности крестьянской вышивки, бытовавшей на русском Севере и в среднерусской полосе, а также вышивки помещичьих и монастырских мастерских. Речь идет об изменениях, происходящих в русской вышивке в период усиленной капитализации русской деревни, характеризуются стилистические особенности вышивки различных областей России в послевоенные годы.
Приводятся таблицы и графические рисунки, имеются красочные иллюстрации.
Донова, К. В. Русское шитье жемчугом XVI—XVII вв. / К. В. До-нова. — М.: Изд-во Акад, художеств СССР, 1962. — 44 с.: ил.
Рассказывается об исключительном таланте русских мастеров, об их тонком художествен-ном вкусе и богатом воображении, о многообразии приемов древнерусского шитья жемчугом.
В иллюстрациях представлены образцы коллекции Государственной Оружейной палаты, где хранятся предметы преимущественно царского, боярского и патриаршего быта.
Свирин, В. В. Древнерусское шитье / В. В. Свирин. — М.: [Б.и.], 1963. — 151 с.: ил.
Автор показывает многообразие древнерусского шитья в Московской Руси XVI—XVII вв., когда наивысшего расцвета достигло искусство золотого шитья, его художественную ценность, связь вышивки с древнерусской живописью и ее место в русской художественной культуре. Наибольшей известностью пользовались мастерицы Каргополя, Олонца, Торопца, Пскова, Городца, Лыскова, Арзамаса и Торжка.
Текст сопровождается цветными и черно-белыми фотографиями сохранившихся изделий.
Маслова, Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник/ Г. С. Маслова. — М.: Наука, 1978. — 207 с.: ил.
В монографическом исследовании раскрываются история, национальное своеобразие и богат-ство русской вышивки, ее социальное значение и место в художественном наследии русского народа. Исторические источники, которыми пользуется автор, относятся к XVIII — началу XX вв.
Маясова, Н. А. Древнерусская живопись иглой: сокровища музеев Моск. Кремля / Н. А. Мая-сова. — М.: Моск, рабочий, 1979. — 12 с.: 6 л. ил.
В книге рассказывается об истории вышивки в России, особенностях содержания и технике вышивки в разные исторические периоды. Автор демонстрирует это на примерах произведений древнерусского вышивального искусства, хранящихся в музеях Московского Кремля.
Интересно, что по вышивке на вороте рубахи или сарафане можно было узнать, в какой области человек проживает. В этом легко убедиться, обратившись к следующим двум книгам.
Климова, Н. Т. Народная вышивка Горьковской области: рассказы о народном искусстве / Н. Т. Климова. — Горький: Волго Вят. кн. издво, 1983. — 189 с.: ил.
В издании отражены результаты изучения коллекций, сохранившихся в музеях Москвы и Горьковской области. Автор рассказывает о своеобразии техники вышивки горьковских мастеров, об использовании современными художниками традиций народного искусства.
Народные художественные промыслы Ивановской области / сост. Н. С. Королева; НИИ худож. промсти. — М.: [Б.и.], 1994. — 138, [1] с. — Библиогр.: С. 136—137 (36 назв.).
В сборнике дается обобщенная характеристика вышивальных промыслов Ивановской области. Анализируются истоки промыслов, стилистические особенности традиционной вышивки со времен формирования вышивальных промыслов в конце XIX — начале XX в. в Палехе, старом и новом Пучеже, Шуе, Лухе, Холуе, Верхнем Ландехе, Пестряках и селе Васильевском. Особое внимание уделяется характеристике творчества работающих в промыслах мастеров и художников.
Анализируются также художественное ткачество, набойка, роспись тканей и фотопечать.
Древнерусское художественное шитье: материалы и исследования / ред. кол.: Н. А. Маясова (отв. ред.) [и др.]; Гос. ист.культ. музейзаповедник «Моск. Кремль». — М.: Авангард, 1995. — 206, [1] с.: ил.
В сборнике опубликованы материалы симпозиума, проведенного в Москве в 1989 г. в связи с открытием выставки «Русское художественное шитье XIV — начала XVIII века». В симпозиуме приняли участие исследователи из Москвы и Санкт-Петербурга, сотрудники музеев Истры, Сергиева-Посада, Ярославля, Мурома, Казани, Чернигова.
В статье Н. А. Маясовой рассказывается об истории изучения древнерусского шитья.
Будур, Н. В. Вышивка по канве и бисером (конецXVIII — начало XX в.) / Н. В. Будур. — М.: ОЛМАПресс, 2001. — 270, [1] с.: ил. — Библиогр. С. 264—266.
Автор рассказывает о вышивальном искусстве в период его расцвета в эпоху бидермейера (1815—1848), руководствуясь желанием восстановить и сохранить прекрасные образцы прикладного искусства помещичьей России. В основе книги — мемуарные источники и исследования русских и зарубежных специалистов, а также собственные изыскания автора.
В иллюстративной части книги представлены схемы вышивок, характерные для данного периода. На фотографиях воспроизведены подлинные вещи из музейных и частных собраний (вышивка мебели, вышитые ковры, вышивка предметов быта в русском стиле).
Вышивка: орнаменты цветной перевити/М. Н.Гумилевская [и др.]. — М.: Культура и традиции, 2005. — 151, [1] с.: ил.
В книге представлено художественное наследие М. Н. Гумилевской, внесшей неоценимый вклад в возрождение национальной вышивки и знаменитой фабрики художественной вышивки в Тарусе. Каждая глава отражает стиль работы художницы (геометрический орнамент, природный орнамент, образы нового времени), даются пояснения и комментарии. В книге представлены образцы калужских узоров цветной перевити, рисунки М. Н. Гумилевской для вышивания и каталог основных работ М. Н. Гумилевской.
Проект получил грант Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.
История изучения вышивки
других народов России
В вышивке народов, населяющих Россию, отразились национальные обычаи и легенды. Большое разнообразие в приемах вышивки у народов Поволжья и Прикамья. Так, марийская вышивка отличается особой красотой тонких узоров орнамента и изысканностью цветового решения. Она почти всегда выполняется косой стежкой в сочетании с набором и росписью и лишь в некоторых случаях гладью и крестиком. Марийцами найдено место орнамента на одежде с учетом ее силуэта.
Для мордовской в целом характерно обилие выступов, зубцов, фестонов и мелких дополнительных элементов орнамента, связывающих все оформление вещи в единую систему. Колорит мордовской вышивки отличается сочетанием красного и темносинего цвета, причем темный цвет зачастую играет ведущую роль в общем колорите вещи. Однако известны и особые приметы шитья, не имеющие аналогий с другими народами. Таковы швы, украшающие одежду народов эрзя, называемые «эрзянскими швами».
Чувашская вышивка характеризуется большим разнообразием орнамента и швов. Известно несколько десятков швов. Особенно нарядна вышивка на свадебных одеяниях. Красно-коричневый тон расцвечен зелеными, голубыми и золотистыми вставками.
Вышивки комипермяков, башкир и удмуртов состоят из геометрических узоров, имеют красочный, но сдержанный колорит. Основные швы — косая стежка, счетная гладь, роспись. Нарядность вещи придают полосы цветного материала, расположенные между узорами вышивки.
В вышивке казанских татар почти не встречаются счетные швы и геометризованные мотивы орнамента. Она выполняется в виде свободных и легких растительных мотивов, исполненных тамбуром по заранее нарисованному контуру. Вышивки делаются по бумажной ткани, шелку и бархату различных цветов шелковыми нитками малиновых, зеленых, лиловых, желтых, васильковых, оранжевых и других насыщенных тонов, а иногда золотыми и серебряными нитками.
Традиционная вышивка Карелии представляет собой памятник непреходящей исторической и культурной ценности. В настоящее время эта вышивка в том виде, в каком она была до начала XX в., ушла в прошлое. Однако ее пытаются возродить на знаменитой фабрике «Заонежская вышивка» в с. Шуньга. Это предприятие своими истоками связано с традиционными заонежскими промыслами.
Адыгейское золотошвейное искусство получило широкое распространение в XVIII—XX вв. В золотошвейной работе адыгов выделяются четыре вида техники: плоское шитье «в прикреп», высокое шитье «в прикреп» типа глади, тканье галуна на дощечках и золотых кружев. Для адыгейской вышивки характерны крупный симметричный узор в виде трехлепестковой фигуры, парные завитки, иногда зооморфные изображения, большое поле чистого фона.
Вышивка народов Дагестана выполнялась по шелку, атласу, бархату, сукну, а также коже. Ею украшались женские головные уборы, покрывала, нарядные платья, мужские рубахи в нарядном варианте, кобуры для пистолетов и многое другое.
Более подробно ознакомиться с историей и особенностями вышивки других народов можно, обратившись к следующим изданиям.
Соловьева, Г. И. Орнамент марийской вышивки / Г. И. Соловьева. — Йошкар-Ола: Мар. кн. издво, 1982. — 85, [2] с.: ил., 8 л. ил. — Библиогр. С. 76—79.
В книге анализируются художественные особенности традиционной и современной народной вышивки. Рассматриваются виды орнаментов (геометрический, растительный, зооморфный и антропоморфные изображения), композиция, цветовая гамма, техника исполнения. Рассказывается о состоянии вышивки на предприятиях местной промышленности и в художественных объединениях республики. Описаны особенности вышивки сельского населения. Показывается использование вышивки в оформлении сценического костюма.
Народные художественные промыслы Северного Кавказа: традиции и современность: сб. ст. / Дагестан, фил. АН СССР, Инт истории яз. и лит. им. Г. Цадасы. — Махачкала: [Б.и.], 1988. — 185 с.
Авторы рассматривают вопросы истории художественных промыслов и ремесел адыгов, особенности золотошвейного производства у некоторых народов Дагестана, показывают особенности технических приемов возрожденной вышивки в центрах золотошвейного производства: в Нагорном Дагестане — селах Кумух, Хунзак, Чох, Кубани, а также в предгорьях и на равнине — селах Губден, Аксай, Анди рей, Костек.
Северные узоры: нар. вышивка Карелии/авт. вступ. ст. А. П. Космен ко. — Петрозаводск: Карелия, 1989. — 238, [1] с.: ил. — Рез.: нем., фр., англ., швед. яз.
Во вступительной статье описаны история и традиции вышивки Карелии, ее различия по регионам. Автор подробно рассказывает об этническом разнообразии вышивки народов республики — карел, северных (шелюзерских) вепсов, а также русского населения Пудожья, Заонежья, Поморья.
Мордовская народная вышивка / сост., авт. текста и чернобелых табл. В. Н. Мартьянов; НИИ яз., лит., истории и экономики при Совете Министров Мордов. ССР. — Саранск: Мордов. кн. издво, 1991. — 114, [3] с.: ил.
Во вступительной статье автор дает обстоятельный анализ вышивки на традиционной женской одежде, которая на протяжении длительного времени (конец XVIII — середина XX в.) сохраняла свои самобытные черты, колорит и орнаментальные мотивы. В. Н. Мартьянов исследовал три группы предметов как наиболее устойчивых и традиционных по покрою и расположению вышивок: нательные рубахи и распашную одежду, головные уборы и пояса. Специальная глава посвящена орнаментальным мотивам и композиции.
В приложении даны графические черно-белые рисунки, иллюстрирующие особенности кроя одежды и композицию орнаментов. На цветных таблицах представлены фрагменты вышивок, выполненных в разных техниках.
Климова, Г. Текстильный орнамент коми / Г. Климова. — 2е изд., доп. — Кудымкар: Коми Перм. кн. издво, 1995. — 130 с.: ил.
В книге рассматривается три вида народного творчества комизырян и комипермяков: ткачество, вязание на спицах и вышивка. Освещаются вопросы происхождения и развития диагонально-геометрического орнамента, типового состава текстильного орнамента коми. Помимо описания технических условий (материал, способы выполнения), анализируются возможности некоторых видов узорной техники и ее роль в развитии орнамента, а также композиционные особенности узоров.
Молданова, Т. А. Орнамент хантов Казымского Приобья: семантика, мифология, генезис / Т. А. Молданова. — Томск: Изд во Том. унта, 1999. — 261 с.: ил.
Автор вводит в оборот большой объем новой информации о мифологических истоках семантики орнаментов хантов. Автор показывает различные этнокультурные напластования в орнаментах хантов, а также обских угров в целом.
Конкретно рассмотрены орнаментированные изделия из меха, бересты, кожи, цветная ткань, сукно, пряжа, бисер; геометрические узоры; стилизованные изображения и свободные композиции. Приводится большое количество рисунков с подробными описаниями.
Никонорова, Е. Е. Орнамент счетной вышивки башкир / Е. Е. Никонорова; Рос. акад, наук, Уфим. науч, центр, Центр эт нол. исслед. Акад, наук Респ. Башкортостан, Отделение гуманит. наук. — Уфа: Гилем, 2002. — 237 с: ил. + [5] л. цв. ил.
Автор монографии прослеживает истоки счетной вышивки и ее эволюцию в XX в. Рассматриваются орнаменты татар, хараусов, башкир, виды и семантика орнаментальных мотивов в контексте широкого сравнения их с искусством народов Евразии.
Специальная глава посвящена истории изучения башкирского орнамента, публикуются неизвестные ранее изобразительные материалы.
Чтобы насладиться красотой и техникой мастеров вышивки, стоит посмотреть красочные альбомы и каталоги выставок с завораживающими по своей красоте орнаментами.
Вышивка народов Поволжья и Прикамья: альбом / сост. и авт. вступ. ст. Н. С. Королева. — М.: [Б.и.],1961. — 8 с., 22 л. ил.
Маясова, Н. А. Древнерусское шитье: альбом / Н. А. Маясова. — М.: [Б.и.], 1971. — 34 с.: ил.
Русская вышивка XVII — начала XX в.: из собрания Гос. Эрмитажа: альбом / авт. текста и сост. Е. Ю. Моисеенко. — Л.: Художник РСФСР, 1978.
Ефимова, Л. В. Русская вышивка и кружево: собрание Гос. Ист. музея / Л. В. Ефимова, Р. М. Белогорская. — М.: Изобр. искусство, 1982. — 269, [3] с.: ил.
Тверская вышивка в собрании Загорского музея: каталог / [сост., авт. вступ. ст. Л. Э. Калмыкова]. — М.: Сов. художник,
1982. — 248 с.: ил.
Художественное шитье Древней Руси в собрании Загорского музея: альбом / авт, сост. Т. Манушина; науч. ред. и авт. введ. др. ист. наук Т. Николаева. — М.: Сов. Россия,
1983. — 294, [1] с.: ил. — Библи огр. С. 286—293.
Вышитая одежда удмуртов XIX—XX вв.: кат. коллекции / сост. Е. Н. Котова; Гос. музей этнографии народов СССР. — Л.: ГМЭ, 1987. — 64, [1] с., [9] л. ил.
Русское художественное шитье XIV — начала XVIII в.: каталог выставки Гос. музея Моск.
Кремля I авт. вступ. ст. и сост. Н. А. Маясова, И. И. Вишневская. — М.: [Б.и.], 1989. — 134, [1] с.: ил.
Изобразительные мотивы в русской народной вышивке / сост.: Г. П. Дурасова, Г. А. Яковлева; Музей нар. искусства. — М.: Сов. Россия, 1990. — 316, [3] с.: ил.
Платки, шали и шарфы. Узорное ткачество и вышивка: в собрании Гос. музея изобразительных искусств Респ. Татарстан: каталог/авт. вступ. ст. и сост. Г. И. Разумейченко. — Казань: [Б.и.], 1992. — 32 с.: ил. — Библиогр. С. 3 (25 назв.).
Сафонова, Г. Б. Народная вышивка Калужского края: жен. одежда и полотенца: кат. кол. Ка луж. краевед, музея / Г. Б. Сафонова. — Калуга: Калуж. обл. краевед. музей, [1995]. — 86, [1] с.: ил.
Вторая республиканская выставка «Вышитая картина»: каталог выставки/сост. Т. В. Ильина. — Чебоксары: РНМЦНТ, 2000. — 8 с.
Вышитая картина. 2001: каталог Третьей Всероссийской выставки—ГРДНТ, 2001. — 73, [1] с.: ил.
Вышитые иконы и картины: IV Российская выставка-конкурс. Embroidered pictures and icons /авт.сост. Ю. Б. Иванова, пер. Л. В. Ерохина; Гос. российский дом народного творчества. — М.: ГРДНТ, 2004. — 24, [1] с.: ил.
Для тех, кто хочет сам научиться вышивать не только иголкой, но и на машине, освоить не только азы вышивки, но и добиться мастерства в этом увлекательном творчестве, мы предлагаем обратиться к научно-популярным изданиям и практическим пособиям. Они будут полезны абсолютно всем, в том числе и тем, кто уже имеет навык вышивания.
Работнова, И. П. Художественная вышивка / И. П. Работнова; НИИ худож. промсти. — М.: Госбытиздат, 1963. — 10 с.: 20 табл.,.ил.
В пособии рассматривается вышивка на редине — мережки и счетные швы. На таблицах представлены образцы народной вышивки разных регионов России: калужская, смоленская, а также вышивки чувашей и марийцев.
Ручная и машинная вышивка: учеб, пособие для профтехучилищ/ Н. Г. Климова [и др.]. — М.: Лег. индустрия, 1980. — 224 с.: ил. — Библиогр. С. 222.
В учебном пособии подробно излагается процесс обучения ручной и машинной вышивке — от простых приемов и швов до сложных. Специальная глава посвящена русской вышивке XVIII—XX вв. В ней представлены образцы вышивки, характерные для русского Севера, Юга и центральных районов России. Затем даются практические советы о способах вышивки на тамбурной машине ВМ50, полуавтоматах и автоматах.
Царук, В. В. Рукоделие / В. В. Царук. — Киев: Реклама, 1985. — 152 с.: ил., 12 л. ил.
Пособие знакомит с некоторыми видами рукоделий. В разделе «Вышивание» дано описание различных швов. Кроме того, автор знакомит с искусством изготовления цветов, украшений из бисера и с аппликацией.
«И тайны вышитых узоров...» / сост. Н. Н. Левшов, ред. Г. Н. Кондрашов. — М.: Знание, 1988. — 48 с.: ил. — (Твоя профессия).
Составители книги пропагандируют Московскую школу художественных ремесел, по окончании которой можно получить специальность мастера ручной и машинной вышивки.
В содружестве с журналистами Т. Большакова, модельер по вышивке, участница многих международных выставок и фестивалей моды в Москве, Лондоне, Париже, Рио-де-Жанейро, в городах Италии, Японии, Канады, рассказывает о прошлом, настоящем и будущем вышивки, о мастерстве и моде.
Литвинец, Э. Н. И дивный видится узор: [о вышивании и низании: для сред, возраста] / Э. Н. Литвинец. — М.: Молодая гвардия, 1988. — 92, [2] с.: [16] л. ил. — (Мир твоих увлечений).
Рассказывает о древней истории вышивки, детально описывает приемы и технические средства, с помощью которых можно создать полезные и красивые вещи, рассказывает об основах рукоделия: законах цветоведения, орнаментах и композиции.
Красичкова, Е. И. Учимся вышивать / Е. И. Красичкова, Л. П. Дубовицкая. — Минск: Полымя, 1989. — 173, [1] с. ил.
Авторы последовательно излагают особенности построения вышивок, начиная с элементарных до более сложных декоративно-художественных композиций. В книге рассказывается о том, как правильно выбрать цвет, о материалах и инструментах, о наиболее распространенных швах, о комбинировании швов. Даются советы по оформлению вышитых изделий и по уходу за ними.
Гильман, Р. А. Иголка и нитка в умелых руках / Р. А. Гильман. — М.: Легпромбытиздат, 1993. — 189, [3] с., [8] л. ил. — Библиогр. С. 191 (10 назв.).
В пособии рассказывается о технике сновочной мережки, сновочной строчки и сновочных мотивах ришелье, об ажурном и узелковом кружеве, а также о технике лоскутной аппликации.
В специальной главе объясняются закономерности гармонии цвета и способы построения гармонически целостной вышивки. Даны примеры изготовления различных подарков и сувениров.
Хопова, Л. И. Ручная вышивка: белая гладь / Л. И. Хопова; С.Петерб. гос. унт пед. мастерства, Каб.трудового обучения. — СПб.: СПбГУПМ, 1995. — 25 с.: ил., рисунки для вышивки ([12] л. ил.).
В издании описаны приемы вышивки в технике «белая гладь». В приложении даны рисунки для вышивания в натуральную величину и образцы готовых изделий. Пособие предназначено для уроков трудового обучения и факультативных занятий.
Рукоделие в школе: практ. пособие по вышиванию и вязанию на спицах, крючком и на машине / А. А. Власова, И. Ю. Карельская, Л. В. Еременко. — СПб.: ТОО Диамант: Люкси: Венда, 1996. — 541, [3] с., [8] л. ил.
Пособие ориентировано на обучение школьников 5—9х классов. Оно содержит справку об истории вышивания и вязания, описание техники ручного и машинного вязания, техники вышивания наиболее распространенными швами. Специ
альная глава содержит методический материал для преподавателей.
Уткина, Е. П. Старинная русская вышивка / Е. П. Уткина; Упр. культуры администрации Бел гор. обл., Белгор. гос. центр нар. творчества. — Белгород: Везе лица, 1999. — 48 с.: ил.
Кроме богатого материала, собранного автором, в книге представлены экспонаты коллекции Белгородского государственного центра народного творчества и краеведческого музея. Даны описания техники вышивания, а также видов швов и орнаментов, характерных для русской вышивки.
Книга предназначена мастерам домов ремесел, руководителям курсов и кружков старинной вышивки, этнографам, а также всем, кто интересуется этим видом искусства.
Симакова, И. Л. Традиции русской народной вышивки в художественных промыслах: [науч.метод. пособие] / И. Л. Симакова. — М.: Граница, 2000. — 191, [1] с.: ил., портр.
Автор — художник и преподаватель — рассказывает об источниках и историографии изучения искусства традиционной русской народной вышивки, существующей в промыслах Московской, Рязанской, Калужской и Смоленской областей. Детально описываются технологические особенности, которые демонстрируют наиболее устойчивые этнические признаки.
Описана методика приобщения детей к народной художественной культуре. Книга адресована также этнографам, историкам, искусствоведам, художникам и читателям, интересующимся прикладным искусством.
Сухарева, К. С. Владимирские лики / К. С. Сухарева; Владимир. обл. центр нар. творчества при поддержке гранта Президента Рос. Федерации. — Владимир: Золотые ворота, 2001. — 95,[1] с.: ил.
К. С. Сухарева — врач по профессии, художник и журналист по призванию — известна своими картинами, исполненными лицевым монашеским шитьем и бисером. Более 30 ее работ признаны «объектом индивидуальной собственности».
В данной книге автор делится секретами своего мастерства, рассказывает о технике вышивки картин святых, о технике вышивки российских гербов, о картинах из перьев и бисера, о куклах на чайник, о вышивке экслибрисов.
Вышивальщица: ручная и машинная вышивка: учеб, пособие для учащихся проф. лицеев, училищ и курсовых комбинатов / авт.сост. Е. Н. Гусева. — Ростов н/Д: Феникс, 2001. — 441, [2] с.: [8] л. ил.
В учебном пособии рассказывается о приемах ручной и машинной вышивки последовательно — от простых к более сложным видам, раскрываются технологические особенности вышивания одного и того же рисунка разными способами. Пособие может быть полезно и для самостоятельного освоения ручной и машинной вышивки.
Еременко, Т. И. Вышивка: техника, приемы, изделия / Т. И. Еременко. — М.: АСТпресс кн., 2001. — 189, [2] с.: ил. — (Энциклопедия).
В книге помещен краткий очерк «Из истории русской вышивки», в котором рассказывается обо всех способах и приемах традиционной русской вышивки (в том числе редких) и аппликации с вышивкой.
Ткаличева, Л. Е. Машинная вышивка / Л. Е. Ткаличева. — Ростов н/Д: Феникс, 2001. — 414, [2] с.: ил. — (Учебный курс).
Учебное пособие по машинной вышивке знакомит с правилами настройки машины для вышивания, основами композиции и цветовых решений, швами, выполняемыми на машине. Во введении содержатся сведения об истории вышивального искусства.
Иванова, А. А. Ручное вышивание / А. А. Иванова. — М.: Культура и традиции, 2003. — 159 с.: ил.
Книга является учебным пособием, в котором излагается техника ручной вышивки различными швами. В приложении помещены рисунки и схемы для вышивания. На иллюстрациях представлены работы автора и учениц групп ручной вышивки Учебного центра мастеров швейного производства.