Максимкина И. Художественные ремесла: обработка природных материалов / И. Максимкина. // Библиополе. – 2009 . – № 5. – С. 77 - 79.

Обработка деревянных изделий производится по-разному. В одних местах расписывают кистью «с маху», чаще всего растительными или цветочными узорами; в других это четко прорисованная графика с заливкой и закрашиванием отдельных элементов яркими цветами.

Для загорской росписи характерны яркость, равновесие цветных пятен, ограниченное использование цветов, несложный четкий рисунок, который воспринимается в единстве с предметом, его материалом и поверхностью.

В росписи Среднего Поволжья отсутствуют какие-либо линейные контуры, только широкое, свободное письмо, хотя во всем рисунке и прослеживается единая линия.

Северодвинская роспись имеет ярко выраженный иконный характер, но на светские темы. Ею расписывали прялки, ковши, подсвечники, лукошки, колыбельки, шкафчики, скамейки.

Мезенская роспись имеет геометрический характер, что роднит ее с резьбой.

Городец, родина Городецкой росписи, выдвинулся в первый ряд народных художественных промыслов благодаря развитию росписи сюжетной. Сценки чаепития, бытовые, гулянья пользовались большим спросом у ценителей этого искусства.

Городецкая роспись по своей изысканности сродни импрессионистической чуткости к цвету. Художники работали темперными красками. Изделие грунтовали мелом, затем клеем и только после этого расписывали. Предварительных набросков рисунка мастера не делали: сначала «разбрасывались» черные пятна, потом красные, и только когда большие плоскости высыхали, вносились соединительные элементы.

Основу майданской и крутецкой росписей составляет линия. Линия и штрих — единственный способ сберечь поверхность, украсить ее, не разрушая.

Хохломская роспись уникальна по своей технологии окраски дерева в золотой цвет без применения золота.

Семенов, Т. С. Художники Полховского Майдана и Крутца: об одном художественном промысле / Т. С. Семенов. — М.: Сов. художник, 1972. — 198 с.: ил.

Оба эти промысла, находящиеся в бывшей Нижегородской губернии, представляют собой уникум. Прежде контурный рисунок выжигали раскаленной иглой, теперь его «наводят» тушью простым ученическим пером. Традиционный рисунок — розы, опоясанные ветвями с чудесными плодами. Красок используется мало: красная, синяя, желтая, чернильно-фиолетовая, а остальные цвета получаются путем их смешивания. В народе всегда считали, что изображение должно быть праздничным.

Из книги читатели узнают о том, как роспись создается в наши дни, какие традиции сохраняются и что появилось нового в технике и красках.

Барадулин, В. А. Уральская народная живопись по дереву, бересте и металлу / В. А. Барадулин. — Свердловск: Средне-Уральское книж. издво, 1982. — 112 с.: ил.

В книге рассказывается об истории уральской росписи, традициях промышленного и сельского Урала, об обычаях и особенностях росписи уральского дома. Автор дает практические рекомендации по овладению школьниками искусством росписи, рассказывает о традиционных приемах, подготовке и проведении школьной экспедиции на тему «К истокам народного творчества». В приложении приводятся справочные и методические материалы.

Жегалова, С. К. Русская народная живопись: книга для учащихся / С. К. Жегалова. — М.: Просвещение, 1984. — 175 с.: ил.

Как отмечает автор в предисловии, искусство росписи ненавязчиво учит целостному видению художественных предметов с точки зрения техники и мастерства исполнения. На страницах книги разворачивается своеобразная ярмарка: сундуки, прялки, сани, диковинные животные и птицы, пришедшие в народную роспись по дереву из глубины веков. Материалом для иллюстраций книги послужила лучшая в стране коллекция памятников русской росписи по дереву, хранящаяся в Государственном историческом музее.

Круглова, О. В. Народная роспись Северной Двины: альбом. — М., 1987.

Коновалов, А. Е. Городецкая роспись: рассказы о народном искусстве. — Горький: Волго-Вятское кн. из-дво, 1988. — 237 с.: ил.

Мастер городецкой росписи рассказывает в своей книге о традициях искусства росписи, о крупнейших мастерах и художниках промысла, о процессе росписи, художественных особенностях городецкой манеры росписи по дереву.

Мезенская роспись: метод, рекомендации по программе «Художественная роспись по дереву на основе традиций народного искусства Русского Севера». — Архангельск: АОИППК, 1992. — 13 с.: 16 л. ил.

Мезенская роспись, к характерным особенностям которой относятся грандиозность, фризовость, многоярусность, цветовая сдержанность, зародилась в Архангельской области в конце XIX в. Ее рисунок был похож на рисунки первобытных людей, и она носила чисто бытовое направление: ею украшали прялки, орудия труда, туеса, избы.

Супрун, Л. Я. Резьба и роспись по дереву / Л. Я. Супрун. — М.: Легкая и пищевая промышленность, 1993. — 118 с.: ил.

В книге речь идет об известных народных художественных промыслах, к которым в первую очередь относятся Хохлома, Городец, Богородское, Абрамцево-Кудрино, Загорск, Семенов и др. Рассказывается об их истории, богатстве традиций, особенностях технологии и производства. Среди глав: «Из истории резьбы по дереву», «Современная резьба по дереву», «Традиции народной росписи по дереву» и др.

В пособии даны подробные рекомендации по ее выполнению, масса полезных советов, рисунков, которые предлагается выполнить самостоятельно.

Путилова, Н. В. Глубоковская роспись: метод, разработка по программе «Художественные росписи по дереву и бересте на основе местных традиций народного искусства Вологодского края (Русского Севера)» / Н. В. Путилова. — Ярославль: Нюанс, 1994. — 63 с.: ил.

Глубоковские орнаментальные росписи зародились на Севере в XIX—XX вв. Основная часть памятников этой росписи — прялки. Ею расписывали также мебель, детали ткацких станков, плетеные корзины. К характерным особенностям относятся: узорность, многослойность, трехчастная композиция. На каждой из них автор — преподаватель музейной студии — останавливается подробно. В пособии обобщен опыт практического обучения приемам росписи, бытовавшим на Вологодской земле.

Отдельные параграфы книги посвящены материалам и инструментам, необходимым

для ее выполнения, приемам нанесения рисунка. Автор подробно описывает выполнение глубоковской росписи, приводит массу полезных советов и руководств.

Величко, Н. К. Роспись: техники, приемы, изделия / Н. К. Величко. — М.: АСТ Пресс, 1999. — 176 с.: ил.

Сегодня известно 16 графических и 36 живописных разновидностей росписи. Автор подробно знакомит с четырьмя из них: мезенской, пермогорской, городецкой и хохломской.

Из этой красочной книги можно почерпнуть не только исторические сведения, но и массу полезных советов. Например, как превратить обычный шкаф или стул в произведение искусства, самостоятельно смастерить игрушки, украшения и расписать их, как украсить посуду и даже старую дубленку, сапоги. Причем автор подробно останавливается на том, какой вид росписи лучше использовать в каждом конкретном случае.

Алферов, Л. Г. Технология росписи. Дерево. Металл. Керамика. Ткани [Серия «Учебный курс»] / Л. Г. Алферов. — Ростов на / Д: Феникс, 2000. — 352 с.

В книге подробно рассматриваются традиционные и современные разновидности росписи. Большое внимание уделено технологии росписи по дереву. Рассмотрены особенности традиционной полхов майданской, хохломской, урало-сибирской, городецкой росписи. Особая глава посвящена росписи по лакам (изготовлению подносов — федоскинской росписи, а также миниатюрной живописи).

Другие разделы: «Роспись по металлу» (Жостовская роспись, роспись по эмали), «Роспись керамики», «Роспись тканей». Даны общие советы по композиции, работе над рисунком.

Тимофеева, Л. Ф. Устюжская роспись: народная роспись Русского Севера: метод, пособие для преподавателей сев. росписи по дереву / Л. Ф. Тимофеева. — Архангельск, 2000. — 32 с.

Автор подробно останавливается на способах изготовления красок (сначала из сухого порошка с добавлением клея, а затем гораздо позднее, стали применять темперу, гуашь) и способах их наложения. Большой интерес представляют материалы о росписи изб (XIX — начало XX в.) с изображениями заморских зверей. Отдельная глава посвящена мастерам устюжской росписи.

Соколова, М. С. Художественная роспись по дереву: технология народных художественных промыслов: учебное пособие для студентов вузов / М. С. Соколова. — М.: Владос, 2002. —304 с.: 16 с. ил.

Пособие содержит теоретические сведения из истории возникновения, развития и современного состояния Хохломского, Городецкого и Урало-Сибирского деревянных промыслов росписи по дереву. Дано подробное описание последовательности выполнения элементов и мотивов, указываются основные ошибки и пути их преодоления. Интересны исторические сведения и общие сведения о современном состоянии этого промысла.

Тимофеева, Л. Ф. Крестьянская роспись мастеров Борка: борецкая роспись/Л. Ф. Тимофеева. — Архангельск: ИПП «Правда Севера», 2004. — 39 с.: 64 с. ил.

Очень красочное, радостное издание — результат многолетней работы автора по изучению традиционных крестьянских росписей, в частности борец кой. Даны исторические сведения, сведения о мастерах XVIII— XX вв. (большой материал посвящен семье Амосовых). Имеются подробные методические рекомендации по выполнению росписей, по композиционным решениям и построению орнамента.