Полякова Н. Здравствуй, школа! / Н. Полякова. // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2003. – № 8. – С. 14-16.

Сценарий утренника для детей 6-7 лет, впервые переступающих школьный порог, подготовила Наталья Павловна Полякова, библиотекарь Центральной детской библиотеки имени Л. Кассиля г. Энгельса. Уверены, что этот материал, повествующий о том, какой школа была много-много лет назад, а также об истории появления многих школьных принадлежностей, будет интересен не только первоклассникам, но и ребятам постарше. Праздник можно целиком подготовить силами взрослых, но лучше привлечь к исполнению небольших ролей ребят из средней школы или учащихся старших классов. При желании экскурсы в прошлое можно также инсценировать, обыграв их как путешествие на машине времени. Например, показать один день из жизни учеников русской сельской школы 17-18 вв.

I оформление и реквизит: Ширма в виде портфеля, из-за которой будут появляться школьные принадлежности, иллюстрации, изображающие лицей в Древней Греции и школу на Руси, по возможности, картинки из старинных азбук и букварей, перо гусиное, разные линейки.   |

Действующие лица: Буратино, Мальвина, ведущий, Знайка, карандаш, ластик, линейка, ручка.

БУРАТИНО: Здравствуйте ребята! Папа Карло купил мне новую курточку, красивую азбуку с картинками и велел отправляться в школу, учиться уму-разуму. Но я не знаю, что такое школа. Зачем мне туда идти и что там делать?

МАЛЬВИНА: Какой ужас! Не знать, что такое школа! И кто только тебя воспитывал! Ну, ничего! Теперь я займусь твоим воспитанием!

ВЕДУЩИЙ: Да, Буратино, мы постараемся тебе помочь, расскажем о школе, поговорим о добрых помощниках, которые тебе очень пригодятся: об азбуке, о тетрадке, о карандаше, ручке, ластике, линейке, пенале и прочих школьных принадлежностях. Узнаем, сколько лет от рождения ластику, чем люди пользовались, когда не было промокашки, что означает слово "пенал", почему каникулы называются каникулами. А помогут нам в этом разобраться Мальвина, Знайка и ребята, которые уже учатся в школе.

БУРАТИНО: Тогда скажите мне, пожалуйста, что же такое школа?

ВЕДУЩИЙ: В нашей стране сейчас много разных учебных заведений для детей: школы, гимназии, лицеи. Первый лицей (тогда говорили "ликей") появился в Афинах более 2000 лет назад. Основал его философ Аристотель неподалеку от храма Аполлона Ликейского. Отсюда и название — "Ликей". Обучение большей частью было устным, то есть ученики ничего не писали. В лицее учились, прогуливаясь и беседуя.

ЗНАЙКА: А слово "школа" произошло от древнегреческого "схоле" — досуг, отдых. Считали, что отдыхает человек только тогда, когда обогащает свой ум и душу — учится.

МАЛЬВИНА: Вот бы нам побывать в древней школе, посмотреть, как учились раньше.

ВЕДУЩИЙ: Ну, что же, давайте мысленно перенесемся на 250 лет назад и узнаем, какой была школа в древние времена, когда в ней учились дедушки прадедушек наших ребят. В русских школах учились поначалу только юноши. Разных классов, как теперь, в старину не знали. Все — и большие и маленькие — сидели на уроках в одной просторной избе.

В 7 часов утра школьный колокол возвещал о начале занятий. Ученики были одеты в длинные, до пят, рубахи, подпоясанные шнурком. На ногах лапти. На голове островерхие шапки. Первый урок был — азбука. "Аз, буки, веди, глаголь, добро" — хором нараспев тянули ученики. Так назывались в те времена буквы А, Б, В, Г, Д. После азбуки все принимались читать книгу молитв "Часослов". После полудня был перерыв на 2 часа, обед. Затем снова начинались занятия: арифметика и письмо. На уроке письма писали гусиными перьями, которые обмакивали в чернила. Но не все дети ходили в школу. За учение надо было платить, а деньги были не у всех.

БУРАТИНО: Это что же получается, — ваши древние предки учились почти целыми днями? Нет, такая школа мне не подходит. Совсем не остается времени побегать, попрыгать.

Ой-ляля, ой-ляля,

Не для школьной жизни я.

Нечему меня учить,

Знаю сам я, как прожить!

ЗНАЙКА: Знаешь, Буратино, порядки в школах тогда были очень строгие. В одной из тогдашних азбуковников (так назывались буквари) ребятам дается такой наказ: "Пхания друг друга и бития и резвого бегания и каменновержения и всяких ненадобных детских глумлений да не водворится у вас". И еще: "Не шуметь, не глумиться, не дразнить товарищей, шапку и одежду снимать, школьный сор вон выносить!" Но правила правилами, а все же детские шалости порой случались. И тут шла в ход гроза всех детей — розга.

БУРАТИНО: Да, строгие были порядки. А вы не знаете, для чего папа Карло дал мне Азбуку?

ВЕДУЩИЙ: Чтобы обучаться грамоте. Сейчас ребята учатся читать по букварю, азбуке. Но было время, когда букварей не было, а люди все-таки могли передавать друг другу сообщения. И делали они это с помощью рисунков на скалах. Древние египтяне составили из рисунков что-то вроде азбуки, в которой каждый рисунок обозначал какое-нибудь одно слово. (Можно провести игру с детьми. Вызвать нескольких желающих и попросить их нарисовать какое-нибудь слово или фразу, а потом поменяться рисунками и "расшифровать", о чем говорится в письме.) Но один и тот же рисунок, например "ноги", мог означать "иду", "пришел", и не понятно было, что имел в виду автор письма, то ли "поскорей уходи", то ли "побыстрей приходи".

МАЛЬВИНА: Первую на Руси печатную "Азбуку" 425 лет назад изготовил для детей Иван Федоров. Он первым в нашей стране стал печатать книги. В его первом букваре было много картинок, и детям стало немного легче запоминать буквы, учиться читать и писать. Единственный найденный экземпляр "Азбуки" Ивана Федорова хранится сейчас в США.

Ты в Азбуку впервые вник,

Читая по слогам.

Потом прочтешь ты сотни книг

К сознательным годам.

И ты поймешь: без Азбуки

Вся жизнь прошла бы зря.

БУРАТИНО: Ой, ой, ой! Бедненькие, несчастненькие школьники!!! Учатся и учатся! А когда же детям отдыхать — бегать и играть?

ЗНАЙКА: Ну что ты, Буратино! В школе же бывают каникулы, и все ребята ждут не дождутся их наступления.

БУРАТИНО: Что еще за каникулы?

ЗНАЙКА: Все ребята знакомы со словом "каникулы". Оно означает желанный отдых, заслуженный отпуск после многих месяцев учебы. Но не всякий знает, что это простое, такое привычное для каждого слово произошло от названия ... звезды. Каникулой называли когда-то самую яркую и самую главную звезду в созвездии Большого Пса — Сириус. И появлялась она в одно и то же время — 26 июня, когда школьникам давали передышку из-за жары. И в честь звезды Каникулы эти дни прозвали каникулярными, каникулами. Сейчас каникулы бывают не только летом, и тут уж звезда Каникула вовсе не причем.

МАЛЬВИНА: А теперь, Буратино, отгадай мою загадку:

Черный Ивашка, деревянная рубашка,

Где носом ведет, там заметку кладет.

(Карандаш.)

БУРАТИНО: Знаю, знаю, это тоже деревянный человечек с длинным носом, только негр, правильно?

МАЛЬВИНА: Нет, не правильно. Ребята, а вы знаете ответ?

Дети отгадывают загадку. Появляется Карандаш.

КАРАНДАШ:

Я — малютка карандашик.

Исписал я сто бумажек!

А когда я начинал,

То с трудом влезал в пенал.

Школьник пишет и растет,

Карандаш — наоборот.

А знаете, карандашей раньше не было, и люди писали свинцовыми палочками, которые оставляли на бумаге слабый след, сильно пачкали руки. Потом люди открыли камень графит и придумали карандаш. Карандаш переводится, как "черный камень".

Карандаши цветные умеют рисовать:

Трубу, часы стенные, корову и кровать,

Луну, ракету, дождь, и дым,

И сад — зимой и летом,

Лишь надо знать, когда каким

Воспользоваться цветом.

Все нарисует карандаш,

Когда ему работу дашь.

Но сам без дела не сиди!

Карандашом руководи!

ЛАСТИК (из-за ширмы): Буратино, отгадай и мою загадку:

По тетрадке я прошла, Все ошибки подмела!

(Ластик.)

БУРАТИНО: Знаю, конечно! Это веник. Папа Карло всегда им подметает.

ЛАСТИК: А вот и не верно! Я ластик! А знаете сколько мне лет? Уже почти 300! У меня два имени: первое — "ластик", второе — "резинка". Делают ластики из искусственного каучука, который получают из простых опилок или нефти. Стирать ластиком — значит сдирать верхний слой бумаги. Для этого в резину добавляют стеклянную пудру, и ее крохотные острые частицы принимаются царапать бумагу. Поэтому стирать ластиком нужно осторожно, иначе получится дырка.

ВЕДУЩИЙ: Вообще-то, Буратино, в школе тебе понадобится много разных вещей. Ни один школьник не обойдется без линейки. Без нее не измерить отрезок, не начертить линию.

ЛИНЕЙКА:

Я линейка. Прямота — главная моя черта. Мы, линейки, бываем разные: треугольные, прямые, чертежные. Портные используют причудливо изогнутые линейки — лекала. А еще, Буратино, тебе ну никак не обойтись без ручки.

РУЧКА:

Буквы печатные — очень аккуратные.

Буквы для письма — я пишу сама.

Очень весело пишется ручке:

Буквы держат друг дружку

за ручки.

Чем только не пишут современные школьники. Ручки шариковые, капиллярные, гелевые, фломастеры. А ведь совсем недавно, в середине прошлого века, основным пишущим инструментом было стальное перышко: его вставляли в специальную ручку, макали в чернила и писали. А еще раньше писали гусиными перьями. Прежде чем писать, кончик гусиного пера нужно было срезать и расщепить. Писать такими ручками было не просто: часто получались кляксы.

Раньше вместо промокашки использовали песок, им посыпали исписанный чернилами лист. Песок все лишние чернила с бумаги выпьет, осталось лишь отряхнуть письмо и все. А сейчас мы пишем шариковыми ручками.

На доске мы пишем мелом,

Ручкой пишем мы в тетради,

Несерьезным занят делом,

Тот, кто пишет на ограде!

БУРАТИНО: А я тоже знаю одну загадку, можно я ее загадаю ребятам?

В этой узенькой коробке

Ты найдешь карандаши,

Ручки,перья, скрепки, кнопки,

Что угодно для души.

(Пенал.)

ЗНАЙКА:

Расскажу я, чтоб ты знал,

Для чего тебе пенал.

У тебя своя кроватка,

Где ты выспался в тиши.

А в пенале дремлют сладко

Ручки и карандаши.

Наработаются слишком—

Залезают спать под крышку.

Карандаш в пенале мается,

Но зато он не ломается.

Ручка в темноте находится,

Но зато легко находится.

МАЛЬВИНА: А называется пенал так в честь перышек, которые в него раньше прятали. По латыни "перо" будет "пенна", пенал — "перохранилище".

ВЕДУЩИЙ: А теперь моя очередь загадать ребятам загадку:

То я в клетку, то в линейку.

Написать на мне сумей-ка!

Можешь и нарисовать,

Что такое я?

(Тетрадь.)

БУРАТИНО: Какие умненькие, благоразумненькие! И откуда они про все знают?

МАЛЬВИНА: Ведь они же учатся в школе, а еще читают книжки. Вот пойдешь в школу и тоже будешь умненьким-благоразумненьким. А сейчас послушай историю про тетрадку.

ЗНАЙКА: В далекие времена ученики повсюду писали на восковых "тетрадках". Воск же, как известно, от жары тает, растекается. Это были просто деревянные дощечки, связанные шнурком в книжицу. Каждый деревянный "листок" напоминал корытце, залитое воском. Бедные школьники! Каково им было готовить уроки. Придешь в школу, а домашнее задание растаяло. Сейчас дети пишут на удобных тетрадках. Из-за листов, сложенных вчетверо, тетрадь и получила свое название "тетрадос" — "сложенный вчетверо" или "четвертая часть".

МАЛЬВИНА: Сейчас ребята в школе сидят за удобными партами. А было время, когда парт вовсе не существовало, не было даже простых табуреток. Писали, сидя на полу! Еще до сих пор у индейцев племени чикосоу в школах и домах, кроме звериных шкур, ничего нет. Индейцы считают, что мальчики от этого становятся сильными, как пантера, а девочки грациозными, как лань.

ВЕДУЩИЙ: Ну как, Буратино, теперь тебе понятно, для чего ходят в школу, для чего нужна азбука и какие интересные вещи есть у каждого школьника?

БУРАТИНО: Я теперь все это знаю, Стать учеником мечтаю. Примете меня учиться?

Обещаю не лениться!

ВЕДУЩИЙ: Чтоб учиться в нашей школе.

Нужно выполнить условия:

Трудолюбивым быть, старательным.

Аккуратным и внимательным.

БУРАТИНО:

Ох, как я хочу учиться, Обещаю не лениться.

И всегда к 7 часам

Просыпаться буду сам.

ЗНАЙКА:

Знаю, кто уроки учит —

Ключик золотой получит.

С ним в мир знаний, мне поверь,

Ты всегда откроешь дверь.

МАЛЬВИНА:

Кому отворим мы школьную дверцу?

Доброй улыбке и чуткому сердцу.

На двери — табличка и надпись о чем?

"Лентяям и жадинам вход запрещен!"

ВЕДУЩИЙ:

К этой дверце непростой

Нужен ключик золотой!

МАЛЬВИНА:

Ключ другой не подойдет,

А с таким любой войдет!

Открывай нам, школа, дверь!

ВЕДУЩИЙ: Буратино, в честь начала учебного года мы хотим тебе и всем первоклассникам подарить те предметы, которые тебе пригодятся в школе, помимо твоей азбуки. Вот возьми, пожалуйста, тетрадки, ручки, карандаши, пенал, линейку, точилку.

Старшеклассники вручают малышам подарки — наборы школьных принадлежностей.

МАЛЬВИНА:

Будь первоклассником

сознательным,

За партою не вешай носа,

Сядь прямо знаком

восклицательным,

Но не сиди, как знак вопроса.

ЗНАЙКА:

Ответить хочешь — не шуми,

А только руку подними,

Учитель спросит — надо встать.

Когда он сесть позволит — сядь.

БУРАТИНО:

Ой, спасибо вам друзья!

Постараюсь очень я

Стать таким же умненьким

И благоразумненьким.

И вам желаю от души

Сладкого ученья.

Чтоб отметки хороши

Были, как варенье.

Ну, я побежал, до свидания, ребята!

До новых встреч.