Боева Л. Путешествие в открытый мир : коррекционные программы для детей / Л. Боева // Библиотечное дело. – 2011. – № 19. – С. 23-24.
Жизнь детей с ограниченными возможностями непроста: они оказываются изолированными от сверстников, они подвержены постоянным стрессам, испытывают постоянный психологический дискомфортом от сознания того, что они не такие, как все.
С детьми, имеющими те или иные проблемы, мы работаем по целевым дифференцированным программам вот уже 15 лет. Деятельность по социокультурной реабилитации детей осуществляется в тесном взаимодействии с различными структурами:
1) Детские дома (в городе их три) и школы-интернаты (две школы в городе). Преобладающее большинство воспитанников этих заведений – социальные сироты;
2. Коррекционно-образовательные школы особого типа (два образовательных учреждения в городе, где учатся дети с неярко выраженными психофизиологическими отклонениями);
3. Усманская воспитательная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Липецкой области, в которой отбывают наказание подростки 14-16 лет (всего около 60 человек).
Подарить душевное тепло
Плодотворное сотрудничество у нас сложилось с городскими школами-интернатами и детскими домами, где живут, в основном, социальные сироты. Наши встречи с этими детьми проходят и в стенах библиотеки, и на их территории.
Особенно детям нравились праздники «С днём рождения!», ежеквартально организованные ЛОДБ, с соответствующей театрализованной программой и подарками. К сожалению, из-за недостатка денежных средств на приобретение подарков именинникам мы были вынуждены прекратить эту деятельность.
Активной была работа в рамках проекта «Витамин детства», выигравшего грант РОСБАНКа в программе «Новый день» Детского фонда ООН – ЮНИСЕФ. В течение 9 школьных месяцев мы приезжали в 3 детских дома Липецка с тематическими познавательными зрелищными программами, приуроченными к знаменательным датам или праздникам. Например, в январе – «Рождественские истории», в марте – «Книжкины именины». Каждый сценарий строился на методиках игротерапии, смехотерапии, сказкотерапии. Мы стремились подарить детям радость, душевное тепло, оптимистический настрой – и, конечно, книги.
Липецкое региональное отделение Российского Детского Фонда в течение последних трёх лет выступает нашим финансовым партнёром в проведении мероприятий, посвящённых Международному дню защиты детей. Эти мероприятия проводятся совместно с детскими домами и школами-интернатами. Финансирование небольшое (около 10 000 руб.), но на приобретение книг для детей этих средств хватает. Девиз этого яркого ежегодного праздника – «День защиты детей – время добрых затей».
В 2009 году состоялся праздник «Пусть детство звонкое смеётся» для воспитанников школы-интерната №1. На сцену вышли скоморох Ваня, его сестра Таня, Баба Яга, Волшебник, другие сказочные персонажи в исполнении библиотекарей. Они активно вовлекали зал в весёлые игры, отгадывание загадок, творческие состязания знатоков детских произведений.
В 2010 году к 60-летнему юбилею Международного дня защиты детей был проведён праздник «Необъятен и велик мир волшебный детских книг» для учащихся школы-интерната №2 и специальной (коррекционной) школы-интерната III–IV вида. Зрители совершили литературное путешествие по Швеции. Франции. Америке, России. Каждая страна была представлена известным писателем, его книгой и главным героем из этой книги.
Целебные слова
Налажено эффективное сотрудничество с коррекционно-образовательными школами города. В 2007 году мы получили грант Президента РФ на реализацию проекта «Равные возможности», который помог нам вести работу с детьми из коррекционно-образовательных школ. Проект «Равные возможности» предполагал реализацию трёх отдельных, но взаимодополняющих развивающих программ:
Коррекционно-развивающая программа «Слова высокие целебны...» действовала на базе отдела искусств. Проводились занятия по новым для детей, интересным темам: например, народные обряды и традиции, народная игрушка (филимоновские игрушки, Гжель, Хохломская роспись, Полхов-Майдановские игрушки), иконопись Древней Руси, знакомство с произведениями выдающихся русских живописцев (совершили заочное путешествие по Государственной Третьяковской галерее).
Театр психологической разгрузки «Чудодей» помогал детям испытать яркие положительные эмоции: дети показывали этюды, разыгрывали сценки, развивая свои творческие способности, фантазию, воображение. Игра – одна из форм осмысления мира, своеобразная репетиция различных жизненных ситуаций. Театр и игра – понятия неразделимые, поэтому занятия театральным искусством в самодеятельной форме давали положительный творческий импульс для детей с проблемами в развитии.
Программа компьютерной грамотности «Смайлик» осуществлялась в медиацентре. Школьники имели возможность приобщиться к миру современных информационных технологий: знакомились с мультимедийными изданиями, обучались работе на ПК при помощи специальных программ-тренажёров, осваивали Интернет.
Учащиеся из обеих коррекционно-образовательных школ были задействованы во всех трёх программах. Каждая группа посещала библиотеку 3 раза в месяц в течение 9 месяцев.
Проекту «Равные возможности» посвящено немало публикаций в профессиональных журналах.* Продолжение проекта в настоящее время осуществляется уже без грантовой поддержки.
Уроки миролюбия
Проект «Школа миролюбия: социокультурная реабилитация подростков, отбывающих наказание в ФБУ «Усманская воспитательная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Липецкой области» выиграл грант Президента Российской Федерации в 2010 году. Он состоит из трёх блоков:
- «Мы вместе!» – социально-развивающая программа по формированию основ правовой культуры;
- «Искусство мира» – эмоционально-развивающая программа по развитию основ общекультурной компетентности;
- «Русские мальчики» – познавательно-развивающая программа историко-патриотического содержания.
Все проекты предусматривают психологическое сопровождение. В исследовании по проекту «Школа миролюбия» использовалась методика «Диагностика социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда. Данная методика является личностным опросником и предназначена для изучения особенностей социально-психологической адаптации и связанных с ней личностных черт. Опросник состоит из утверждений, сформулированных в третьем лице единственного числа. Такая форма позволяет обойти установку испытуемого на социально-желательные ответы. Человек подсознательно проецирует свои собственные качества на другого человека, поэтому и не стремится приукрашивать ответы.
Таблица
Адаптация (%) |
57 |
Самопринятие (%) |
70 |
Принятие других (%) |
61 |
Эмоциональный комфорт (%) |
58 |
Внутренний контроль (%) |
57 |
Стремление к доминированию (%) |
44 |
Уход от проблем (макс. = 30) |
16 |
В таблице представлены средние показатели по результатам тестирования подростков, принимавших участие в исследовании.
Данные, представленные в таблице, свидетельствуют о том, что испытуемые в основном находятся на среднем и низком уровне социально-психологической адаптации к условиям колонии.
Следует особо отметить показатели по фактору самопринятия. Средний уровень среди опрошенных оказался весьма высоким (70%), что говорит о позитивном отношении к самому себе и высокой степени принятия себя, как личности, вне зависимости от имеющихся на данный момент условий и обстоятельств жизни. При этом стремление к доминированию имеет показатели ниже среднего, что говорит о большей склонности к подчинению. Возможно, это объясняется пребыванием подростков в условиях колонии.
Нельзя сказать, что за год нашей работы дети избавились от всех своих комплексов и преодолели внутренние барьеры. Речь идёт о непростых детях, к ним нужен особый подход. Однако сделать шаг к улучшению ситуации – это уже прорыв, поэтому мы довольны проделанной работой. Эту деятельность мы намерены продолжать и далее.
* Боева Л. А. «Слова высокие целебны!..» / Л. А. Боева // Библиотека. – 2008. – № 5. – С. 10-13; Лесных Л. Г. Компьютерапия: из опыта реализации познавательно-развивающей программы «Смайлик» в рамках проекта «Равные возможности» / Л. Г. Лесных // Библиотека. – 2008. – № 6. – С. 33-35; Первушина И. В. Равные возможности / И. В. Первушина. Е. С. Троянова // Новая библиотека. – 2008. – № 10. – С. 38-42; Трасковская М. Г. Искусство для всех: из опыта работы с детьми, имеющими ограниченные возможности развития / М. Г. Трасковская // Информационный бюллетень РБА. – 2009. – № 50. – С. 13-16.