Бройде В. Тяжесть против пустоты / В. Бройде // Книжное обозрение. – 2016. – № 10-11 (2438-2439). – С. 29.

Кое-кто хранит в своей сумке печенье, кое-кто – косметичку, а кто-то – носки. Иногда мы кладем в наши сумки домашних животных, или книги, или цветы. Если сумка не слишком большая, то в нее уберется один кошелек, если крупная – пять килограммов муки. Темная в рыжую крапинку, белая в синюю клетку, серая в красный горошек, из кусочков телячьей кожи, из квадратиков джинсовой ткани, с ремешком, на резинке, на молнии – ах, какая бы ни была, в сущности, важно лишь то, что сумка нужна! И Ракел уложила в свою желтую, в свою дорогую, в свою первую, хотя и не новую, а вообще-то чужую, бывшую тетину сумку только то, без чего не могла обойтись. Леденцы, фломастеры, брошки, фантики, часики, ленты, тетрадки – всё не то, конечно же нет! Эта девочка рассовала по желтым кармашкам говорящие мелочи и «кое-какие мысли», что вертелись в ее голове, список любимых имен и рисунок летнего домика, где родители жили когда-то и не ссорились и не спорили, а смеялись, крепко держались за руки и как будто любили друг друга, – а потом, убедившись, что место осталось, запихнула в нее напоследок три секретных, заветных и, признаться, ужасно тяжелых желания...

Чтобы играть в дворовый футбол и запускать воздушного змея, преспокойно дурачиться, драться, кричать, или падать с разбегу на мягкий диван, не волнуясь, что мама скривится, точно съела кислый лимон, процедив: «Прекрати, это очень не грациозно!», а еще – принимать за себя все решения и не ждать, когда же их примет кто-то другой: в общем, было бы здорово, взять и родиться мужчиной. Это желание номер один. Номер два заключается в том, чтобы вырасти поскорее – и не мучиться больше из-за того, что тебя все считают никчемной, лишней, маленькой, глупой и лживой. Но главнее, чем два предыдущих, без сомнения, третье желание: в нем как будто бы уживаются эти самые и еще кое- что – что-то очень большое, живое и теплое, неугомонное и настоящее. Это не слон и не кит, не водопад и не свет – только потребность о них рассказать, записать их дела и мечты на бумагу при помощи слов...

Разумеется, взрослым не следует знать о желаниях. Только представьте, как покраснеют от хохота лица и растрясутся их животы, если вдруг три желания, россыпь историй, и надежды, и тайны, и мысли вылезут прямо наружу, как какой-нибудь пестрый петух! Собственно, именно это однажды как раз и случилось: рано утром петух в черной маске вылез из сумки. Вы, конечно, хотите спросить, как он там оказался? «Я в бегах», – прошептал петушок по имени Рэй, отвечая на этот вопрос. Он был так истощен, так взволнован и рад, что нашел, наконец, этот дом, эту комнату, желтую сумку и ту девочку, что неделю назад его сочинила.

А потом появилась Булавка со своими переживаниями, вслед за нею – сломанный Зонтик, да еще угодившего в передрягу кузена притащил расстроенный Рэй... Сумка прятала всех, кто мечтал в ней найти спасение, доказать остальным и, конечно, себе, что он нужен, достоин, полезен, способен... что мечтать и бороться необходимо... хоть и страшно, хоть и тоскливо... И у всех было что-то общее. И все вместе искали ответы на вопросы, задать которые не осмеливался никто. И Ракел понимала каждого, потому что сама была частью игры, где фантазии оживают, если с ними носиться, как с какой-нибудь сумкой... И, наверное, вы понимаете, как стремительно тяжелела распрекрасная желтая сумка, как она раздувалась и разбухала, точно шар, точно мыльный пузырь, и как сложно ее было всюду таскать этой хрупкой и маленькой девочке. Правда, она была сильной и очень отважной, словно взрослый мужчина, но... вы скажете: «Этого мало». Чтобы вести разговоры с Булавкой, сломанным Зонтиком и заедающим вечно замком, надо, конечно же, быть одинокой, но... вы скажете: «И этого мало». Надо еще быть открытой, отчаянной, странной, чудесной, доверчивой и любопытной, тонкой и вдумчивой, нежной, мечтательной, невероятно изобретательной и непосредственной, как... бразильская сказочница дона Божунга, которой известен тайный язык вещей.

Божунга Л. Желтая сумка / Л. Божунга ; пер. с порт. И. Новиковой ; ил. Е. Гнедковой. – Москва : РИПОЛ классик, 2016. – 144 с.: ил. – (Сумка чудес).