Злобина Р. Золотая полка, или Использование инновационных методов привлечения к чтению / Р. Злобина. // Школьная библиотека. – 2009.– № 1. – С.53 - 55.
Золотая полка — это та, на которую ставятся любимые книги. Я давно мечтаю об этом — завести золотую полку. В мечтах мне рисуется именно полка, ... этаж шкафа. Почему я ограничиваюсь только мечтой ? Не так легко золотой полке стать реальностью — все же это золотая полка, которых не так уж много на свете... Во всяком случае, я не видел такой ни в одном доме (Юрий Олеша).
В нашей школе тоже не было такой полки. Однажды, читая в журнале «Школьная библиотека» об опыте коллег и увидев эти слова Ю. Олеши, я подумала, а почему бы нам в библиотеке не обзавестись такой полкой. Удобно в работе, легко предложить лучшие книги. Дополнительное привлечение внимания к библиотеке тоже не помешает. Таким образом зародилась идея, которую вместе с ребятами и учителями нашей школы мы претворили в жизнь. Получилось неплохо, а главное — в этот процесс подготовки были привлечены дети, учителя и родители.
Это был своего рода проект, над которым мы работали несколько месяцев всей школой. В нашей школе № 72 прошла
PR-АКЦИЯ «ЗОЛОТАЯ ПОЛКА КНИГ НАШЕЙ ШКОЛЫ» с 1 по 8 классы.
Акция прошла в 3 этапа.
1 -й этап — 8 апреля — 1 —4 классы
2-й этап — 9 апреля — 5—6 классы
3-й этап — 10 апреля — 7—8 классы
Акция была объявлена еще осенью. По положению об акции каждый класс должен был прочесть, обсудить и представить лучшую, на их взгляд, книгу, которая достойна ЗОЛОТОЙ ПОЛКИ: представить понравившуюся книгу в виде рекламы, отзыва, комментария или рецензии. Каждая команда сама выбирала форму представления. Главное условие, чтобы было интересно, убедительно и захотелось прочесть представленную книгу.
1-й ЭТАП. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
Первый этап акции прошел очень интересно. И стал отборочным туром к городскому фестивалю «Веселые стихи». Получился настоящий праздник стихов.
Были представлены стихи С. Козлова, С. Михалкова, Г. Сапгира, В. Берестова, Б. Заходера. Все классы были награждены грамотами в разных номинациях. А на городской конкурс была единодушно выбрана команда 3 «Б» класса (классный руководитель — Зырянова Н.В.) с литературной композицией «Веселые стихи Б. Заходера». И на городском конкурсе ребята выступили достойно. В итоге в первом этапе PR-АКЦИИ на золотую полку книг нашей школы мы поставили следующие книги: Стихи С. Козлова, С. Михалкова, Г. Сапгира, В. Берестова, Б. Заходера.
2-й ЭТАП 5-6 КЛАССЫ
Второй этап акции был достаточно оригинальный, креативный и необычный. Учащиеся 5 класса представили книгу Б. Житкова «Рассказы о животных». Представление полное, богатое фактическим и познавательным материалом. Видно, что дети прочитали не только «Рассказы о животных», но и «Морские истории» и изучили биографию писателя, а также заглянули в Интернет и собрали богатый материал о Борисе Житкове и его творчестве. Команда 5 «А» была отмечена в номинации «за содержательность». Учащиеся 6 «А» класса взяли книгу Муни Витчер «Нина». Книга незнакома читателям, но о ней есть материал в Интернете. Ребята представили ее оригинально — они читали рэп (слова сочиняли сами всем классом). Дети, конечно, немного волновались, но получилось очень необычно, интересно и близко подросткам. Конечно же, команда 6 «А» была награждена в номинации «оригинальность». Учащиеся 6 «Б» класса представляли очень скандальную и нашумевшую книгу Валерии Спиранде «Аграмонт». О ней спорят на форумах в Интернете. Книга была представлена в виде рекламы, тоже очень интересно и понятно подросткам. Праздник получился. Радует, что у ребят есть своя позиция, свое видение, а главное, что ребята все-таки читают и рассуждают о прочитанном.
3-й ЭТАП. 7-8 КЛАССЫ
Третий этап акции прошел среди старших ребят. 7 класс представил книгу Даниэля Дефо «Ро бинзон Крузо» в виде костюмированного спектакля. Отличный творческий подход, детям понравилось играть, попробовать себя в роли артистов. 8 «А» представил книгу Альберта Лиханова «Никто». Представление было в виде отзыва на книгу. Хороший анализ текста, собственное мнение прозвучали, как откровение. 8 «Б» представил книгу Александра Грина «Бегущая по волнам». Это произведение стоит в программе внеклассного чтения в 8 классе. Отрадно то, что ребята нашли привлекательным чтение по школьной программе. Представление тоже было в виде отзыва на книгу.
В итоге, в целом, PR-АКЦИЯ «ЗОЛОТАЯ ПОЛКА КНИГ НАШЕЙ ШКОЛЫ» дала толчок к творчеству, к вдумчивому чтению, к анализу прочитанного. Книги, представленные самими ребятами, захотят и уже захотели читать одноклассники, ребята из других классов. Думаю, что эта акция помогла обратить внимание на библиотеку, на чтение. Уверена, что такие акции станут традицией в нашей школе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Все книги, предложенные ребятами, вошли в рекламный буклет. Мы предлагаем вам прочесть книги, предложенные ребятами.
Берестов, В. Веселое лето: Стихи. — М.: Махаон, 2000. — 48 с.: ил.— (Малышам о хорошем)
Заходер, Б.В. Стихи и сказки. — М.: Стрекоза- Пресс, 2004.— 64 с.: ил.
Козлов, С.Г. Я на солнышке лежу. — М.: Самовар, 2000. — 104 с.: ил.
Сапгир, Г. Чуридило. — М.: Дет. лит., 1991. — 32 с.: ил.
Михалков, С.В. Стихи и сказки. — М.: Стрекоза- Пресс, 2004. — 64 с.: ил.
Житков, Б.С. Рассказы о животных.— М.: Махаон, 2001. — 128 с.: ил.
Витчер, Муни. Нина. — М.: Махаон, 2005. — 416 с. :ил. (книги 1, 2, 3,4)
Спиранде, В. Аграмонт. — М.: ЭКСМО, 2007. — 240 с.: ил.
Лиханов, А.А. Никто// Лиханов А.А. Избранное. — М.: Астрель, ACT, 2002. — С. 341—558.
Грин, А.С. Бегущая по волнам: Роман. — М.: Сов. Россия, 1977. — 184 с.: ил.