Васильева М. Классный классик : новый взгляд на работу с творческим наследием А. С. Пушкина / М. Васильева // Библиотечное дело. – 2010 . – № 3. – С. 34-35.

Говоря о классиках русской литературы, мы в первую очередь вспоминаем А. С. Пушкина. Для того чтобы познакомить детей с его волшебными добрыми сказками, библиотекари призвали на помощь Золотую рыбку и Учёного кота.

В 2009 году праздновалось 210-летие со дня рождения А. С. Пушкина, и наша библиотека решила сделать мероприятия, приуроченные к этой дате, необычными и запоминающимися.

Прежде всего мы постарались выяснить, а читают ли дети в возрасте от 4 до 10 лет пушкинские сказки, нравятся ли они им, а если да, то почему. В этом нам помогла интерактивная выставка-опрос «Мы любим сказки Пушкина», состоявшая из двух частей: книги, журналы, рисунки, поделки по мотивам пушкинских сказок – и фотографии детей с приложенными к ним ответами на вопросы, чем привлекательны для них эти сказки. Выставку дополняло красивое панно «Сказка о Золотом петушке». Его выполнили посетители кружка лепки из солёного теста.

Результаты опроса нас и порадовали – детям нравится красота сказок, их доброта, волшебство, – и насторожили: чувствовалось влияние взрослых, было очевидно, что дети перенимают у них расхожие «правильные» фразы, смысла которых ещё не понимают: «Мне нравятся сказки Пушкина, потому что в них можно увидеть чёткую грань между добром и злом. Надо помнить, что доброе дело может стать злым в один миг».

А вот ещё высказывание: «Сказки Пушкина так себе. В «Сказке о рыбаке и рыбке» не нравится, когда одно действие (старик ходит к морю...) повторяется много раз». Вероятно, ребёнку ранее не читали сказок, в которых встречается повтор, он незнаком с этим литературным приёмом и не понимает его красоту и назначение.

Мы считали, что дети в возрасте 5-6 лет уже знакомы со сказками А. С. Пушкина, но викторина, проведённая в средних и подготовительных группах ДОУ №338, показала, что мы ошиблись. Современные дошкольники лучше знают произведения зарубежных авторов: Ш. Перро, братьев Гримм, А. А. Милна.

Посылка от золотой рыбки

Совместно с Самарским театром кукол наша библиотека вот уже три года осуществляет проект «Библиотечный антракт».

В Год русского языка Отдел обслуживания дошкольников и учащихся 1-4 классов СОДБ подготовил в фойе театра для юных зрителей и их родителей интерактивную выставку «Там чудеса, там Русью пахнет». На ней были представлены лучшие издания русских народных сказок, сказок П. П. Ершова, В. Ф. Одоевского, Д. Н. Мамина-Сибиряка, А. С. Пушкина. Перед началом спектаклей выставка «оживала» (слышалось пение волшебных птиц, журчание сказочных речек). Пока дети играли с хитрой рыжей Лисой, взрослые участвовали в викторине «Жар-птица». Нужно было вытянуть из хвоста бумажной Жар-птицы волшебное пёрышко и ответить на вопрос о детском чтении. Родители узнали, почему нужно читать детям страшные или грустные сказки, в каком возрасте лучше учить ребёнка читать, когда знакомить его со сказками А. С. Пушкина и т. д.

В 2009 году проект «Библиотечный антракт» посвятили пушкинским сказкам. Неделю в фойе театра работала интерактивная выставка «Кукла из сказки». В разделе для детей были представлены книги-сказки А. С. Пушкина и куклы, изображавшие их персонажей. Ребёнок мог поиграть и поговорить с любой из них – кукла «оживала» в руках библиотекаря, задавала по своей сказке вопросы, составленные таким образом, чтобы понять, почему ребёнок выбрал именно этого персонажа, одобряет ли его поступки, помнит ли сюжет сказки. В антракте и после спектакля «Сказка о рыбаке и рыбке» мы разыгрывали с маленькими зрителями эпизоды из сказки, каждому ребёнку предлагали подержать золотую рыбку в руках и загадать желание – для себя или героев сказки. Было интересно узнать, насколько дети прониклись спектаклем, кому посочувствовали, что поняли. Возле раздела выставки «Домашний кукольный театр», где были представлены книги о том, как организовать кукольный театр дома, о его значении для развития детей, библиотекари общались с родителями.

Дело о Шамаханской царице

Одно из мероприятий нашего литературно-игрового семейного салона «ЛИС», занятие «Пять сказок необыкновенных», было построено как детектив. В результате у нас получилась игра-расследование по «Сказке о золотом петушке». Оказалось, что это самая загадочная сказка Пушкина, в ней полно тайн. Непонятно, например, почему оба сына Дадона оказались убитыми, кто такая Шамаханская царица, и многое другое. В результате мероприятие вышло неординарным и динамичным. И, конечно, в салоне, как всегда, прозвучали сочинения юных поэтов, был исполнен старинный танец пушкинского времени.

В юбилейном году проведено множество викторин для младших школьников, посвящённых А. С. Пушкину. В их числе – необычная викторина «Ой, вы гости, господа!». Нас интересовало, смогут ли читатели узнать произведения Пушкина на слух, отличить их от произведений других русских классиков.

Участникам викторины, детям в возрасте 8-9 лет, мы предлагаем познакомиться с именами писателей, побывавших в нашей губернии. В нашем краю жили и бывали многие великие писатели и поэты: А. И. Толстой. Л. Н. Толстой, С. А. Есенин, Н. Г. Гарин-Михайловский и многие другие. Детям предлагались отрывки из их произведений; если узнать автора по предложенному отрывку им не удавалось, зачитывался другой, более лёгкий отрывок. Викторина не только открыла детям имена писателей, побывавших в Самарской губернии, но и дала возможность почувствовать стиль каждого из этих писателей, особенность построения фраз, побудила прочитать незнакомые произведения.

Нельзя не вспомнить о мероприятии, в котором объединились стихи Пушкина, музыка, танец, песня. Оно вошло в новую программу 2009 года «Классные классики». Литературно-музыкально-художественная игра «Очарованье пушкинской строки» была посвящена стихам А. С. Пушкина о временах года и предназначена для читателей в возрасте 8-9 лет. Выяснилось, что сказки Пушкина дети знают лучше, чем его стихотворения; для восприятия стихов, особенно классических, нужен определённый душевный настрой, умение слушать и понимать их красоту. Чтобы облегчить детям эту задачу, мы решили прибегнуть к помощи хореографии, классической музыки, живописи. В основе мероприятия, которое вели Кот Учёный и Русалка, лежала викторина, но необычная. Читатели рассматривали пейзажи русских художников, изображавшие различные временам года, слушали классическую музыку, отрывки стихотворений русских поэтов-классиков, строчки, из какого произведения А. С. Пушкина взяты зачитываемые строки, отвечали, какое состояние природы и какое время года они описывают и с какими картинами лучше всего соотносятся. Читатели-активисты библиотеки исполнили хореографические композиции, фортепьянные произведения собственного сочинения, принесли свои рисунки.

По песчаным, по волнам...

Проект «Библиоколяска» предназначался дошкольникам в возрасте от 1,5 до 6 лет. В детской коляске мы привозили детям детского сада №338 книжки, игрушки, аудиозаписи русской музыки. Программа «коляски» включает мероприятия, знакомящие детей с русским фольклором, русской музыкой, со сказками и стихами А. С. Пушкина. Проводились они летом в песочнице. Трёхлетним малышам особенно полюбились сказки, которые мы разыгрывали с помощью кукол, в частности, воспроизведение фрагмента сказки «Сказка о царе Салтане» под музыку Н. А. Римского-Корсакова. Вместе с малышами мы сделали из щепок кораблик, опустили его на песочные волны и под музыку прочитали известные пушкинские строчки: «Ветер по морю гуляет / И кораблик подгоняет…» Так появилась новая программа «Литературная песочница», мероприятия которой проводятся прямо в песочнице. Маленькие читатели рисуют на песке книжных героев, строят из песка декорации к отрывкам из произведений русской классики. Родители малышей постепенно становятся нашими союзниками в привлечении своих детей к чтению книг А. С. Пушкина.

И никакого формализма

Проведённые мероприятия помогли нам понять: да, детям интересны произведения А. С. Пушкина, но при чтении их ребёнок сталкивается с определёнными трудностями. Библиотека может помочь детям встретиться с книгами Пушкина, помочь понять их и раскрыть их красоту во всей полноте. О чём же следует помнить?

  • Произведения Пушкина переплетены с русским фольклором. Дошкольники обязательно должны читать русские сказки. Это обеспечит полноценное восприятие сказок великого писателя.
  • Надо объяснять родителям дошкольников, что сказки и стихи Пушкина необходимо включать в детское чтение. Они содержат нравственные ценности.
  • Необходимо объяснять родителям важность беседы о прочитанном, особенно если это классические произведения, в которых встречаются устаревшие слова, непонятные ребёнку.
  • Ведущий мероприятия должен искренне любить творчество Пушкина, это исключит из рассказа формальные, дежурные фразы, поможет передать красоту и духовность, заложенную в этих произведениях.