Коровина И. Давайте будем дружить! / И. Коровина. // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2004 .– № 12. – С. 13-16.
Игровое занятие для детей 6-7 лет
ЦЕЛЬ:Привлечь к чтению книг о дружбе; создать положительный эмоциональный фонд и дружескую атмосферу; реализовать творческую активность детей; развивать речь. |
ОФОРМЛЕНИЕ:Макет книги, на одной из страниц которой изображен хоровод литературных героев, и в центре находится 6 кармашков для букв д, р, у, ж, б, а, на другой странице — тематические картинки для сочинения сказки; визитки с именами литературных героев; игрушки (мишки, кукла).
ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, ребята! У вас есть друзья? Кто они? А кого вы забыли? Кто наш самый лучший друг, без которого мы как без рук? (Книга.) Да, а вот и она! Поприветствуйте ее, покажите, как вы рады встрече со своим другом. Похлопайте в ладоши.
Под “Песню о друге" (а/к "А я играю на гармошке") выходит Книга.
КНИГА: Здравствуйте, мои дорогие друзья-читатели! Ну-ка, отвечайте мне скорей: настроение каково?
РЕБЯТА: Во! (Показывают большой палец.)
КНИГА: Все такого мнения?
РЕБЯТА: Да!
КНИГА: Все без исключения?
РЕБЯТА: Да!
КНИГА: Начинаем, детвора!
ВЕДУЩИЙ: Крикнем громко все: "Ура!!!"О чем ты нам сегодня расскажешь, Книга?
КНИГА: А чтобы узнать это, вам надо отгадать мое название. Оно зашифровано и состоит из шести букв. Вы буквы знаете? Тогда отгадайте шесть загадок, найдите первую букву каждой отгадки и поместите в кармашки на моей странице. Когда все загадки отгадаете, то и мое название прочитаете.
ВЕДУЩИЙ: Ну что ж, попробуем!
ИГРА
"А НУ-КА, ОТГАДАЙ!"
Дети отгадывают загадку, называют букву, находят ее на столе и вставляют в соответствующий кармашек.
Нам в дождь и в зной
Поможет друг,
Зеленый и хороший —
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек.
(Дерево.)
От солнца с дождем
Мы дождались подарка:
Играет в лучах
Многоцветная арка.
(Радуга.)
Есть у радости подруга
В виде полукруга.
На лице она живет,
То куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится.
Грусть-тоска ее боится!
(Улыбка.)
Жу-жу-жу, Жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Жу-жу-жу, Жу-жу-жу.
Летом и весной жужжу.
(Жук.)
Всюду, всюду мы вдвоем
Неразлучные идем.
Мы гуляем по лугам,
По зеленым берегам.
Вниз по лестнице сбегаем,
Вдоль по улице шагаем.
Но чуть вечер за порог,
Остаемся мы без ног,
А безногим — вот беда! —
Ни туда и ни сюда!
Что ж? Полезем под кровать,
Будем там тихонько спать,
А когда вернутся ноги,
Вновь поскачем по дороге.
(Ботинки.)
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит —
Друг животных...
(Айболит).
Получается слово "Дружба".
КНИГА: Да, сегодня я приготовила вам сказки, истории и стихи о дружбе. У меня много друзей. Это и мои читатели, и герои сказок, которые живут на моих страничках. Вот смотрите, на этой странице собрались герои из разных книжек. Послушайте сказку и найдите на моей странице тех героев, о которых в ней говорится.
Ведущий читает сказку С. Козлова "Дружба" (Козлов С. Как Львенок и Черепаха пели песню. М., 1986. С. 49.).
ДРУЖБА
Однажды утром Медвежонок проснулся и подумал: "В лесу много зайцев, а мой друг Заяц — один. Надо его как- нибудь назвать!"И стал придумывать своему другу имя. "Если я назову его Хвостик, — думал Медвежонок, — то это будет не по правилам, потому что у меня тоже есть хвостик... Если я назову его Усатик, это тоже будет нехорошо, потому что и у других зайцев есть усы... Надо назвать его так, чтобы все-все сразу знали, что это — мой друг".
И Медвежонок придумал.
— Я назову его Заяцдругмедвежонка! — прошептал он. — И тогда всем-всем будет понятно. И он соскочил с постели и заплясал.
— Заяцдругмедвежонка! Заяцдругмедвежонка! — пел Медвежонок. — Ни у кого нет такого длинного и красивого имени!..
И тут появился Заяц.
Он переступил порог, подошел к Медвежонку, погладил его лапой и тихо сказал:
— Как тебе спалось, Медвежоноккоторыйдружитсзайцем?
— Что?.. — переспросил Медвежонок.
— Это теперь твое новое имя! — сказал Заяц. — Я всю ночь думал: как бы тебя назвать? И, наконец, придумал: Медвежоноккоторыйдружитсзайцем!
Задания и вопросы
по сказке:
- Найдите и покажите героев на странице книги. (Заяц и Медвежонок.)
- Какое имя придумал Медвежонок для своего друга? (Заяцдругмедвежонка.)
- Какое имя придумал Заяц для своего друга? (Медвежоноккоторыйдружитсзайцем.)
ВЕДУЩИЙ: Скажите, у какого человека больше друзей: у веселого или у грустного? (У веселого.) А вы хотите, чтобы у вас было много друзей?
КНИГА: А вы знаете, с чего начинается дружба? Конечно, с улыбки,о которой поет песенку мой маленький друг. Давайте послушаем его песню и исполним ее вместе с ним, но только молча, изображая с помощью рук то, о чем поется в песне.
Дети исполняют песню “Улыбка".
ВЕДУЩИЙ: А кто же пел эту песенку? (Крошка Енот.)
КНИГА: Найдите его на моей странице. Из какой он книжки?
Ведущий показывает книгу Муур Л. Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду. (М., 1991. 16 с.).
МИМИЧЕСКАЯ ИГРА ПЕРЕДАВАЛКИ»
ВЕДУЩИЙ: А сейчас посмотрите на меня, ко мне в гости пришла улыбка. Она такая добрая, ласковая, приветливая, поэтому я дружу с ней. И хочу, чтобы все вы подружились с улыбкой. Я сейчас подойду к одному из вас и передам ему свою улыбку. После этого он должен улыбнуться и передать улыбку соседу. И так по кругу. Последний должен передать улыбку мне.
Дети передают улыбки друг другу.
КНИГА: Ой, какие вы стали сразу красивые. Как приятно смотреть на вас! Дружите с улыбкой, и она вам поможет во всех делах. И тогда у вас будет много друзей, у вас будет всегда хорошее настроение и хорошее здоровье. Улыбка — это волшебница. Стоит вам только улыбнуться, и все, о чем вы мечтаете, исполнится.
ИГРА
"КНИЖКИ СОБИРАЮТ ДРУЗЕЙ"
ВЕДУЩИЙ:
Дружно, ребята, улыбнитесь
И в героев книг превратитесь.
В разных книжках живут разные персонажи. И у всех добрых, хороших героев обязательно есть друзья. Сейчас вы превратитесь в персонажей книг, которых вы все, конечно, знаете. (Прикрепляет визитки с именами героев.) Посмотри, Книга, сколько друзей у нас здесь собралось.
Сейчас я буду называть и показывать книгу. Те герои, которые живут в названной книге, должны выбежать и представиться: "Здравствуйте. Я живу в этой книге. Меня зовут.после чего встать в общий хоровод.
Линдгрен А. Малыш и Карлсон. М„ 1993. 366 с.: ил. (Карлсон и Малыш.)
Милн А. А. Винни-Пух и все-все- все. Харьков, 1992. 176 с. (Винни-Пух и Пятачок.)
Волков А. Волшебник изумрудного города. М„ 1998. 160 с. (Библиотека школьника). (Элли, Тотошка, Дровосек, Страшила.)
Остер Г. Зарядка для хвоста. М.: Росмэн, 1993. 128 с.: ил. (Удав, попугай, слоненок, мартышка.)
Успенский Э. Крокодил Гена и его друзья. И.: Росмэн, 1999. 112 с.: ил. (Крокодил Гена и Чебурашка.)
КНИГА: Вот столько друзей собралось. Вставайте в хоровод.
РИТМИЧЕСКАЯ ИГРА "ХОРОВОД ДРУЗЕЙ"
Звучит аудиозапись ритмической игры "Хоровод друзей".
В круг, ребята, становитесь,
Крепче за руки держитесь,
(Ребята берутся за руки.)
Дружно мы в ладоши хлопнем, (Хлопают в ладоши.)
И ногою вместе топнем.
(Топают ногой.)
Покружились и присели,
(Кружатся вокруг себя, приседают и встают.)
Друг на друга посмотрели.
(Поворачивают головы друг к другу.)
И сказали "Раз, два, три!
Руку другу протяни!"
(Протягивают друг другу руки.)
Эй, ребята, улыбнитесь,
(Улыбаются.)
Крепче за руки держитесь.
(Поднимают вверх руки.)
Ссориться не надо,
(Грозят пальчиком.)
Надо мирно жить!
С нашей умной книжкой
(Показывают на книгу.)
Нужно всем дружить.
ВЕДУЩИЙ: Скажите, а как обычно живут друзья друг с другом? (Мирно, без ссор.) А вы слышали когда-нибудь такое выражение: "Живут как кошка с собакой". Что оно означает? (Ответы детей.)
КНИГА: А я знаю таких кошку и собаку, которые отлично дружили. О них даже стихотворение написано! Послушайте!
Ведущий читает стихотворение с остановками, а дети хором подбирают рифму.
Кошка с собакой
Соседями были.
Кошка с собакой
Отлично... (дружили).
Ни на кого
никогда
Не ворчали,
Часто друг друга
В беде... (выручали).
И, вопреки
Всем пословицам глупым,
Честно делились
И мясом,
И... (супом).
Плохо быть злюкой и забиякой.
Лучше живите,
Как... (кошка с собакой)!
В. Татаринов
СПЕКТАКЛЬ ПО СТИХОТВОРЕНИЮ "ПОДРУЖКИ"
ВЕДУЩИЙ: А вы когда-нибудь ссоритесь? (Ответы детей.)
КНИГА: Но даже если бывают ссоры между друзьями, это не беда. Главное — уметь мириться. Давайте посмотрим маленький спектакль по стихотворению "Подружки".
На роли подружек выбираются две девочки. Ведущий читает, а девочки изображают те действия, о которых говорится в стихотворении.
Мы поссорились с подружкой
И уселись по углам.
(Девочки садятся на стульчики, от-вернувшись друг от друга. Одна из них держит в руках мишку и куклу.)
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала,
Только с мишкой убежала
И сказала: "Не отдам!"
(Прижимает к себе мишку.)
Я пойду и помирюсь,
Дам ей мишку, извинюсь.
(Девочка с игрушками подходит к подружке, отдает ей мишку и куклу.)
Дам ей куклу, дам трамвай
И скажу: "Играть давай".
А. Кузнецова
ВЕДУЩИЙ: А если вы не знаете, как помириться с другом, в этом вам поможет мирилка. Какие мирилки вы знаете? А я предлагаю вам выучить такую:
Ир-ир-ир-ир —
Пусть всегда будет мир!
Ба-ба-ба-ба —
Снова с нами дружба!
СПЕКТАКЛЬ ПО СТИХОТВОРЕНИЮ "ПО КРУГУ"
КНИГА: Скажите, а вы делаете подарки своим друзьям? Что вы дарите им обычно? (Ответы детей.) Предлагаю вам посмотреть маленький спектакль "По кругу". Но мне в помощь нужны артисты: Петя, Света, Маня, Таня, Ваня.
Выбираются артисты. Ведущий читает стихотворение. Дети разыгрывают действия, описанные в нем.
ПО КРУГУ
Подарили Пете
Книжку о ракете
Прочитал Петя —
Подарил Свете,
Света — Мане,
Маня — Тане, Таня
Подарила Ване...
Совершила книжка круг
И сказала:
"здравствуй, друг!"
ВЕДУЩИЙ:
Мы читали, мы играли,
Но давно не сочиняли!
КНИГА:
Что ж, готовьтесь, детвора,
Сочинять пришла пора!
ВЕДУЩИЙ: Перевернем в нашей книге еще одну страницу. На ней много картинок. Вам, ребята, по этим картинкам нужно придумать сказку о дружбе.
Дети рассматривают каждую картинку, Ведущий задает вопросы.
КАРТИНКА № 1 «Лес»
- Где происходит действие, изображенное на картинке? (В лесу.)
- В каком лесу? (Дальнем, дремучем и т. д.)
КАРТИНКА № 2 «Ворона, заяц, ёжик»
- Кто герои сказки? (Ворона, заяц, ежик.)
- Как их назвать одним словом? (Компания.)
- Какая? (Дружная.)
КАРТИНКА № 3 «Ежик»
- Каким был ежик? (Умным, рассудительным.)
КАРТИНКА №4 «Заяц»
- Каким был заяц? (Веселым, смешливым.)
КАРТИНКА № 5 «Ворона»
- Чем занималась ворона? (Везде летала, узнавала новости, рассказывала своим друзьям.)
КАРТИНКА № 6 «Ворона и в облачке дерево с яблоком»
- Какое известие принесла однажды ворона? (Ворона увидела яблоко на дереве.)
КАРТИНКА № 7 «Дерево с яблоком»
- Что сделали друзья? (Отправились к дереву.)
КАРТИНКА № 8 «Заяц подпрыгивает»
- Что сделал заяц? (Подпрыгнул и сбил яблоко.)
КАРТИНКА № 9 «Ежик несет яблоко»
- Что сделал ежик? (Принес на иголочках яблоко.)
КАРТИНКА № 10 «Звери спорят»
- Что случилось дальше? (Звери стали спорить и делить яблоко.)
- Что кричала ворона? ("Это мой! Я нашла его!")
- Что кричал заяц? ("Это мое! Я его сорвал!")
- Что кричал Ежик? (“Мое! Я его принес!")
КАРТИНКА № 11 «Медведь с яблоком»
- Кто услышал их спор? (Медведь.)
- Почему? (Звери громко кричали и шумели.)
- Что он сказал? (Ответы детей.)
КАРТИНКА № 12 «Звери разошлись по сторонам»
- Чем закончилась сказка? (Ответы детей.)
- Что никогда с тех пор не делали больше звери? (Не спорили, не кричали.)
КНИГА: А теперь расскажите полностью всю сказку сами по одному предложению каждый по очереди.
Дети рассказывают сказку.
ВЕДУЩИЙ: Да, хорошо вы сочиняете! Попробуйте теперь всем своим дружным классом создать свою книгу — каждый по страничке. Почувствуйте себя настоящими писателями. Пусть ваше издание будет красочным и ярким. На страничках изобразите своих лучших друзей и сделайте интересные подписи из 1-2 предложений. Желаю успехов!