Первушина И. Театр книги "Синяя птица" / И. Первушина. // Библиополе. – 2009.– № 9. – С. 28 - 30.

Ни для кого не секрет, что с каждым годом всё труднее и труднее заинтересовать ребёнка книгой. Ведь вокруг столько интересного: компьютерные игры, телевизор с его бесчисленными героями мультсериалов и блокбастеров...

Однако привлекать к книге надо: чтение развивает, повышает интеллект. Нужно пригласить детей в библиотеку, дать им понять, что это место, где их всегда ждут и всегда им рады. А первое впечатление от наших учреждений у ребятишек должно быть зрелищным и интересным, чтобы оно оставило у них в памяти яркий, неизгладимый след.

Таким зрелищным мероприятием может стать, например, спектакль театра книги. Сегодня почти каждая библиотека имеет такой — просто театральный кружок. Они у всех разные, так как их руководители по-разному видят свои задачи и решают их разными способами.

Наш «Театр книги» не преследует цель профессионального обучения детей актёрскому мастерству — мы стараемся привить детям любовь к литературе, чтению, развить у них творческие способности, помочь стать более коммуникабельными, обрести ту среду, в которой каждый ребёнок будет чувствовать себя спокойно и уверенно.

Все вы знаете, что театр — искусство синтетическое, с целым комплексом спецэффектов. Сценическое представление действует на своего зрителя через литературное слово, художественный образ в музыкально-поэтическом оформлении, с живописными декорациями. И нет у него более благодарной публики, чем подрастающее поколение.

А если спектакль создан руками сверстников, где актёр — одноклассник или друг, то это впечатляет ещё сильнее. Незаметная личность в школе, тихий, закомплексованный ребёнок вдруг преображается в яркую звезду на сцене. Оказывается, он может прекрасно читать стихи, завораживать зал красивыми манерами.

Наш театр вот уже 17 лет ведёт такую работу. Мы превращаем детей из гадких утят в прекрасных лебедей. Через театральную игру развиваем их творческие способности в разных сферах деятельности. От литературы — до математики.

Занятия в театре активизируют и развивают одновременно образное мышление и потенциальные способности ребёнка: он начинает свободно импровизировать и в области компоновки пространства, и музыкальном оформлении. А самое главное — театр пробуждает любовь к литературе: дети начинают с удовольствием читать и более осмысленно, чем прежде. Это помогает им и в учёбе в школе. Уже с другой позиции смотрят они и на произведения школьной программы. У них меняется восприятие, им легче теперь поставить себя на место героев.

Самое первое занятие в театре начинается с книги. То есть дети самостоятельно подбирают литературу по заданной теме. Например, такая тема: «История театра». Задание: найди книгу с рассказом об одном из видов театра. Или: подбери скороговорки, любимое стихотворение, кусок из прозаического текста.

Так ребёнку волей-неволей приходится обращаться к книге, брать её в руки и в конечном счёте она становится другом и помощником, жизненной необходимостью. Юный актёр начинает любить книги и отличать плохие от хороших.

Второй этап работы театра — подготовка к спектаклю. Здесь тоже без книг не обойтись. Начнём со сценария. Все спектакли «Театра книги», а их было 56, поставлены по произведениям, имеющимся в ЛОДБ.

Очень часто в сценариях мы обращаемся к классике, незначительно перерабатывая её, добавляя лишь диалоги.

Используя высокохудожественные произведения И. А. Бунина, А. П. Чехова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. В. Гоголя, мы поставили спектакли: «Звезда горит среди вселённой», «Посиделки на хуторе близ Диканьки», «Литературный дилижанс», «Чеховский бенефис».

После премьер полки на абонементе и в читальном зале с произведениями этих авторов пустели в несколько минут. Бунинские стихи и звучание классической музыки в современной обработке, игра на гитаре и драматичные сцены из жизни писателя завоевали внимание зала, то есть подростков 13-15 лет.

Перед началом одного из спектакля нас предупредили, что смотреть спектакль будут дети неуравновешенные, с плохим поведением, поэтому вряд ли что они поймут. Каково же было наше удивление, когда зрители молчали и не хотели вставать со своих мест по окончании спектакля. Оказывается, их заворожили игра сверстников и прекрасные стихи и проза И.А. Бунина.

Наша липецкая поэтесса А.И. Тамбовская написала по этому поводу стихи:

В библиотеке торжественный вечер,

В библиотеке красивые речи.

Плавают свечи, витают духи.

Класс наш кадетский читает стихи.

Смотрит с портрета писатель печально,

Как всё лирично, как всё прощально,

Как произносит галантно «изволь»

Мальчик, играющий Бунина роль.

Мальчики класса предвыпускного,

Сколько осталось вам счастья земного?

Молодость ваша — не Волга-река.

Как фотовспышка она коротка.

Плавают свечи, и музыка дышит.

Новый сценарий судьба уже пишет.

И намечает и месяц. И год...

Всех рассчитает на чёт и нечет.

Кто не домчится, кто не доскачет,

Кто недолюбит, кто недоплачет,

Кто – всё на карту поставит в судьбе?...

Не вопрошай. Не ответят тебе.

Только слезится свеча восковая,

Только икона молчит, уповая...

Только глядит не мигая на это

Бунин, Иван Алексеич, с портрета

В новом, жестоком, бесчувственном веке.

В час передышки. В библиотеке.

Так можно сказать о каждом спектакле. Ведь зал всегда переполнен. С появлением зрительного зала в новом здании библиотеки начался новый этап развития театра, то есть улучшилось техоснащение, появилась комната-гримёрка и костюмерная.

Всего 60-70 посадочных мест в зале. Но это маленькое и уютное пространство, где новичок, неопытный актёр легко создаёт и удерживает нужную атмосферу. Не нужно сильно напрягать голос, да и оформить такое пространство проще.

Третьим этапом работы театра можно назвать сценическую речь. Не только надо уметь чётко и быстро, уверенно говорить, но и правильно строить предложения, литературно выверенно, не используя сленга.

Без книг вновь не обойтись. Это стихи классиков и современных поэтов. Проза известная и малоизвестная, но выбранная на вкус самодеятельного актёра.

Было замечено, что дети избегают описаний природы, погоды, они просто это в книгах пропускают. В театре же, наоборот, мы требуем отыскать эти куски, разбираем их и правильно учим читать и понимать, воспринимать и чувствовать. Разбираем настолько подробно, внимательно, что на следующем занятии можно заметить пополнение словарного запаса молодого актёра. Например, на занятии «Подбери прилагательное к слову, наиболее его характеризующее» слова сыпались, как из рога изобилия.

Наш театр — это творческая лаборатория, где на протяжении 17 лет дети развивают свой талант, избавляются от комплексов, учатся общаться, любить книгу.

Не остаются без внимания занятия сцендвижением. Само по себе сценическое движение — это форма избавления от всевозможных страхов и ограничений. Работа над образом, проникновение во внутренний мир героев не должны идти отдельно от работы над пластикой. Искусство владения своим телом на сцене предполагает чистоту движений, их смысловую определённость. Всё должно быть точно и конкретно. Выверенность, рассчитанность каждого движения вдохновляет, вселяет в актёров уверенность. Каждый предмет на сцене, особенно в руках, становится своеобразным проводником в воплощении образа. Музыка, пластика, текст — всё подчинено одному и является одним целым.

Так, на протяжении часа и 10 минут на фоне музыки развернулись трагические события Великой Отечественной войны. Весь спектакль «Ну что с того, что я там был» построен на стихах поэтов-фронтовиков и музыки современных поэтов-песенников. Такая форма, как музыкально-литературная композиция, более предпочтительна для старшей группы театра (в неё входят девочки гимназии № 1 и школы № 2 и мальчики-кадеты средней школы № 14). Эта группа любит работать над военно-патриотическим репертуаром. Малыши же, напротив, предпочитают сказочный репертуар. Ими были сыграны спектакли «Свинопас», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Репка», «Сказки про Шишка и других». Младшая группа детей любит придумывать свои сказки или к знакомым сказкам другие окончания.

Дети по природе своей актёры, перевоплощение в персонажей для них естественно. Они легко вживаются в образ, включают индивидуальный опыт, фантазию, возможность лично проявиться. Практика показывает, что детям лучше всего работается, когда репетиционный процесс проходит в виде этюдов-импровизаций. Им близок фольклорно-хоровой стиль, когда солист на время выделяется из «хора», а затем вновь возвращается в него.

Дети наиболее убедительно работают там, где мало слов и много конкретного целенаправленного физического действия, когда создаётся простор для реализации их природной гибкости и подвижности. Занятия в «Театре книги» строятся на смене видов деятельности. Все успехи чётко фиксируются, неудачи обсуждаются в рабочем порядке.

В ходе занятий ребята пробуют себя в разных театральных специальностях: авторы, актёры, художники, бутафоры. Ценим мы и уважаем в своём коллективе ребят, которые умеют обращаться со звуковой аппаратурой, электрической проводкой, или способных пилить, строгать и забивать гвозди, а также шить и рисовать.

Наш «Театр книги» объединяет совершенно разные категории детей, есть и неблагополучные, и «сверхблагополучные». И те, и другие порой не получают должного тепла и внимания дома. У нас же они все равны.

Конкурсный отбор в театр осуществляется естественным путём: принимаются все желающие от 7 до 17 лет, но остаются в театре те, у кого есть желание и время, чтобы заниматься много и серьёзно. Если грамотно построить работу, из малышей 7-8 лет можно вырастить прилично обученную труппу, бесконечно преданную театру, чего со взрослыми актёрами добиться гораздо труднее.

«Театр книги» предполагает совместную работу детей и взрослых. А смешение возрастных групп роднит поколения. Сцена — одно из немногих мест, где старшие могут увидеть младших в положительной социальной роли. Здесь детям легче личностно проявиться и самовыразиться, чем в обычной школьной жизни. Легче войти в мир взрослых, ведь общение в театре лишено тех естественных и искусственных барьеров, которые обычно неизбежно возникают в отношениях со школьными учителями и родителями.

Театр для детей — единое поле общения, и пусть ещё многие годы звучит наш девиз:

Если вам скучно и нечем заняться,

Не над чем вам от души посмеяться,

Если грустите, смотря в потолок,

Вспомните: есть ведь волшебный кружок.

Артистами можете вы не родиться.

Таланты в кружке нашем могут открыться.

Научим вас правильно петь, говорить,

А также научим костюм мастерить.

Всё будете делать своими руками —

Грим, декорации сделаем сами.

вам поможем во всём разобраться.

Вас ждём! Приходите! Не надо пугаться!