Егорова Н. Частушки / Н. Егорова. // Библиополе. – 2012 . – № 6. – С. – 64 - 68.

Доктор филологических наук, академик Российской народной академии наук В.Ю. Троицкий в книге «Пути русской школы» пишет, что сейчас происходит «пагубное влияние на молодёжь худших образцов массовой культуры». Учёный говорит об определяющем значении духовных и эстетических начал в школьном образовании, о непременной ведущей роли в формировании личности национального и гражданско- патриотического самосознания, опирающегося на принцип духовности. Воспитание этих качеств возможно на примере русской культуры и её неотъемлемой части — фольклора.

Частушки, которые я использую в своей работе, записаны со слов моей бабушки Пелагеи Владимировны Головиной (1888-1978), уроженки деревни Жегово-Кудеверской волости Новоржевского уезда (ныне Бежаницкого района). Бабушки, к сожалению, уже нет. Она ушла из жизни, оставив о себе светлую память. Частица этой памяти — в частушках, которые она мне пела.

Что такое частушка? Всего четырёхстрочный рифмованный куплет. А перед нами встаёт целая картина жизни, быта крестьянской деревни. Вчитаемся внимательно в частушки моей бабушки. Вот какова их тематика. 18 частушек о любви: про дролю — 8, роль расстояния в отношениях парня и девушки — 4, преодоление всех преград и запретов — 6; 12 частушек — измена: изменяет парень — 10, изменяет девушка — 2; девушки «критикуют» парней, подсмеиваются над ними — 4; о гармонистах — 5; девушка поёт о том, что она из бедной семьи, ненарядная, плохо одета — 3; раннее замужество, не по любви — 2; жалобы девушки на безрадостную, трудную семейную жизнь — 2.

Больше всего частушек о любви. Девушка поёт, главный герой — возлюбленный (дроля, дролечка, дролёнок). (Частушки даются с сохранением местного говора.)

Ты жалеешь меня, дролечка,

Жалеешь и жалей.

На каждую гуляночку

Прилетай, как соловей.

Вересина несчастлива,

Ей бог месту не даёт.

Дроля любит и жалеет,

Только замуж не берёт.

Запрягай, дроля, в карету

Сивогривого коня.

Не к богачке в сваты едешь,

Покатай вперёд меня.

На гуляночку пришла,

Боженьке помолилася.

Всем мальчикам ручку дала,

К дролечке садилася.

Не жалей ты, мой дролёнок,

Своих новых сапогов.

Доведи меня до дому,

Если я тебе в любов.

Заведи, дроля, гулянку

Под окошечком своим.

Не понравлюся ль я, девка,

Родителям твоим ?

Совсем солнышко не рано,

Пойдём, дролечка, домой.

Всё равно деревня знает,

Что гуляешь ты со мной.

Мне цыганочка гадала,

Но цыганочка не бог.

Я сама, девочка, знаю,

По кому дролёнок ссох.

Клубов не было, собирались в крестьянской избе, при лучине. Бабушка рассказывала, что если пускал крестьянин побогаче, то парни «скидывались» на керосин. Девушка, зайдя в избу, крестилась на «передний угол» (так называли угол, где висят иконы): «Боженьке помолилася».

Встречалась молодёжь на гулянке в какой-то деревне, на ярмарке (бабушка произносила «ярманка»). Парень и девушка часто были из разных деревень. Деревни, где жили возлюбленные, могли быть далеко друг от друга. Это нашло отражение в частушках:

Нехорошо, далековато

Тебя, дролечка, любить.

Через редкое свиданье

Я могу тебя забыть.

А вот парень провожает девушку. Видимо, расстояние, редкие встречи вызывают у девушки сомнение, чувство ревности. Дроля божится, уверяя в том, что он будет ей верен:

Не ругай, мама, за Ваню,

Ваню лесом провела.

А я маме угодила:

Наломала помела.

Проводил меня один

До берёзовых ледин.

Три разочка побожился,

Что гулять буду один.

Девушка радовалась, если её дролечка живёт рядом, непогода не может помешать встрече:

Сегодня дождь, и завтра дождь,

Дождь во всей губеренке.

А у меня нажита дроля

Во своей деревенке.

Мому милому, хорошему

Сапогов не надо шить.

Через полюшко тропиночка,

В калошках прибежать.

Крепкая любовь преодолевает все преграды и запреты:

Меня родители пасут,

Очень боятся, что ввезут.

А я надумаю бежать,

И всей деревней не вдержать.

Почему родители «пасут», препятствуют возлюбленным? Бабушка рассказывала, что братья и старшие сёстры должны были первыми заиметь семью. И когда «Федюшка нестеровский» (это мой дедушка, он был родом из деревни Нестерово) увёз бабушку с гулянки вечером домой, её мать, узнав об этом на следующий день от подруги бабушки, пришла и стала таскать непокорную дочь за волосы и бить, приговаривая, что не даст приданого (бабушке уже было 19 лет, но в семье были братья и сёстры старше её, и они ещё не обзавелись семьями). Но дедушка вступился, он заслонил бабушку и сказал, что ему ничего не надо, достаточно того, что на ней надето. Они повенчались, сыграли свадьбу, всю жизнь жили в любви и согласии, имели шестерых детей: троих мальчиков, трёх девочек (одна из них моя мама).

Любовь — тема этих частушек:

Я пошла, не метила,

Кого желала, встретила.

Какой счастливый выход мой:

Прямо навстречу дорогой.

На гулянке цветка два.

Девочке чистая беда!

Они оба не худые,

Куда хошь девайся я!

Сравниваются с цветками красивые, видные парни. Девушка мучается, не может выбрать, кто лучше.

Не ругай, мама, за Мишу,

Ты ругаешь — я не слышу.

Ты побьёшь, а я забуду,

Придёт Миша — гулять буду.

Частушка в форме диалога:

— Открой, маменька, окошко.

Голова очень болит.

— Не проманивай, дочушка,

Под окном малец стоит.

Следующую частушку поёт девушка из зажиточной крестьянской семьи (возможно, кулака, середняка), нанимающей крестьян победнее для работы по хозяйству. Девушка бросает вызов родителям, препятствующим браку с бедным женихом:

Родители, глядите:

Я работника люблю.

Говорите, что хотите —

За него замуж пойду!

Что-то вызывает тоску, недобрые предчувствия, и девушка поёт, обращаясь к возлюбленному:

Погляди, дроля, на небо.

После неба — на меня.

Как на небе тучи ходят —

Так на сердце у меня.

Наши предки жили, строго придерживаясь трудового крестьянского и христианского календаря. Настолько сильны любовь и желание быть вместе, что девушка хочет обратиться к самому царю, да ещё с такой смелой (почти дерзкой) просьбой — изменить христианские религиозные традиции (во время поста не устраивали свадеб, гулянок):

Напишу царю прошенье

На рябиновом листу,

Чтобы не было запрету

Гулять с дролечкой в посту.

А вот ещё одно препятствие для любви — служба в царской армии (служили долго, 25 лет). Девушке, поющей эту частушку, больно вспоминать понравившегося ей парня, с которым разлучила «рекрутчина»:

Не гуляйте, девки, с тем,

Кому идти в солдатушки.

Не вспоминайте про него,

Не давайте досадушки.

Но ведь иногда не всё складывается хорошо в отношениях молодых людей. И не всегда дружба, любовь заканчиваются счастливым браком. Есть и разлучница — измена. На втором месте по количеству — частушки на эту тему. Любопытно, что о мужской неверности частушек намного больше, чем о женской:

Мой дроля окосел:

Меня не видел, с другой сел.

Окоси, господи, его,

Чтобы не видел ничего.

Полетели птички в лес —

Кусточки встрепенулися.

Пошёл дроля мой с другой —

Я только усмехнулася.

Возьму беленький платочек,

Разгоню в поле туман.

На кого надёжа была,

От того вышел амман.

Я пришла сюда низачем,

А мой дролечка захвачен.

Я пришла — не посидела,

И пошла — не поглядела.

Меня Ваня гулять манит —

Я боюсь, что он амманет.

Буду с Сашенькой гулять

Саша брался замуж взять.

Завился, закрутился

В огороде кочашок.

Оженился, не спросился

Мой хорошенький дружок.

Парень холоден, девушка «сохнет» по нему:

Ане ты бы, мой хороший,

Я б сиренью расцвела.

Твоя частая походка

Мне болезни придала.

Не верьте, девки, мальцам,

Когда сыру землю едут.

А тогда поверьте мальцам,

Когда в церков поведут,

Кругом налоя обведут,

Ещё другого не дадут.

С того края нападают

На меня, на сироту.

Мово милёнка отбивают —

Мому больно животу.

В этой частушке отразились нравственные устои: святость, незыблемость брака.

Две частушки о женской измене:

Не ругай, мама, за Ваню.

Я теперь не Ванина.

Я теперь не Ванина:

Ваня в меня амманена.

Я калинушку ломала,

Два куста оставила.

С четырём мальцам гуляла —

Всех плакать заставила.

Девушки остры на язык, чтобы парни не зазнавались и не важничали, критиковали их, высмеивали:

Чем в гору подыматься,

Лучше тройку заплатить.

Чем с худым мальцем водиться,

Лучше вовсе не ходить.

Бабушка после замужества жила в деревне Груздово. Ниже вы увидите примеры частушек с упоминанием конкретной деревни:

Вы идите, не форсите,

Груздовские ёжики!

У вас не давки пооткрыты,

Не тулупы понашиты.

По одному пинжаку

Да по карману табаку!

Груздовские мальцы —

Они нам не женихи.

Говорят, что мы пастушки,

Они сами пастухи!

Ну а кто первый человек на гулянке? Конечно, гармонист. Много частушек посвящали ему:

Гармонист, гармонист,

Розовые щёчки!

За тебя я, гармонист,

Не сыпаю ночки!

Хорошо в гармонь играешь,

Сядь напротив меня.

Поскорее поздоровайся,

Спроси: здорова ль я?

Играй, новая тальянка,

Выговаривай, что-хошь.

На тальяночке написан:

«Игрочок очень хорош!»

Гармонист, гармонист,

Мы тебя уважим:

Как наварим киселя,

Всего перемажем!

Мне гармони не по тону,

Игроки мне не с руки.

Пою песни без стесненья:

Они мне не женихи!

Зарекалася я, девка,

Под гармонь песен не петь.

Заиграл как мой хорошенький,

На месте не всидеть.

Были в частушках не только озорство, веселье, юмор, но и грустные темы. Девушка из бедной семьи сетует на судьбу, жалуется, что не наряжена:

Полсапожечки пропали,

Сяду сама зашивать:

Тятьки нет — матка не купит,

На гулянке не бывать.

Семья, брак освящены церковью, развод исключён. Возможно, за строчками «тятьки нет» стоит потеря кормильца. Я вспоминаю поэму Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос», когда семья лишилась кормильца, и крестьянка Дарья «тянула» семью одна. Всего четыре строчки в частушке, а передо мной встала целая сюжетная картина жизни. А ещё я узнала, что носили «полсапожечки».

Меня тятенька обидел,

Тёплым летом наказал:

Пальто в талию не сладил —

Гулять дролечка не стал.

Перед нами — семейный уклад. К кому обращается дочка? К отцу. Он (мужчина), а не мать (женщина) хозяин, глава семьи:

Тятенька, родитель,

Ты не жалостный отец:

Без шалковой парочки

Меня становишъ под вянец.

В следующих частушках нашло отражение раннее замужество, насильное, не по любви;

Маменька, родима,

В поле цветик сорвала:

Мою молодость сгубила,

Рано замуж отдала.

Не желание девушки на первом месте при создании семьи, а воля родителей. Ожидание безрадостной семейной жизни пугает девушку, о которой заботились в семье:

Тятенькатятё,

Тятенька, золотце моё.

Не отдавай, тятенька, замуж:

Я дятёночек твоё.

Повтор обращений усиливает просьбу. Столько ласковых слов должно растопить сердце тяти (для фольклора характерна уменьшительноласкательная лексика). Частушки о безрадостном замужестве:

Не пойду я нонче замуж:

Нонче год очень худой.

А мой дроля небогатый

Заморит меня ядой.

Девушка, выйдя замуж, уходила жить в семью мужа. Год неурожайный, и невеста боится голода. Наверное, её избранник из большой небогатой семьи.

В другой частушке звучит предупреждение о том, что замужем скучно, невесело: нельзя встречаться с подружками, ходить на гулянку, закончится вольготная девичья жизнь, появится хозяин — муж:

Не ходите, девки, замуж,

Не вступайте в бабью жись:

Захотите на гулянку —

Мужик скажет: «Спать ложись!»

Песню фольклористы считают изначальным жанром устного народного творчества. Частушка возникла позднее, её появление зафиксировано фольклористами в середине XIX в. Впервые опубликовал её Глеб Успенский.

Частушка отличается от песни малым размером (четыре строки, реже — две, шесть), но она очень похожа на песню использованием многих традиционных приёмов, символики. Это наличие уменьшительно-ласкательной лексики (тятенька, маменька, золотце, дролёнок, дролечка, полсапожечки, солдатушки, до садушка, дочушка), символ тоскикручины, психологический параллелизм (душевное состояние человека сопоставляется с явлениями природы).

Частушка — куплет, чаще плясовой. И поэтому её содержанию, назначению соответствует и стихотворный размер — живой хорей, придающий энергию разговорной речи:

Я с кармана потеряла

Семечко горохове.

Все пришодши на гулянку,

Нет мово полохала.

В этой частушке трёхстопный хорей. Хореическая стопа иногда перемежается с пиррихием.

Но традиционный символ горя, печали заставляет слушателя воспринимать некоторые частушки как песни о несчастной любви, придавая им особую выразительность.

Псковский фольклорист, собиратель и пропагандист народного творчества А.Ф. Голубев пишет: «Встречаются частушки, не имеющие собственной формы, отсутствуют и рифмы, а идёт свободная импровизация, где главное — содержание и переживание героев... Это идёт от мелодики и творческого порыва исполнителя, где он не думает ни о ямбах, ни о хореях». Такие частушки назывались «полевками».

Некоторые частушки воспринимаются как лирические (долевые) песни, маленькие внутренние монологи-исповеди. Как и в лирической песне, я обнаружила три группы частушек: мужские, женские, диалоговые.

Исследователь фольклора Псковского уезда Э. Я. Заленский отмечал, что между припевками (так в Псковской губернии до недавнего времени называли частушки) встречаются тексты «высокохудожественного характера». Я полностью согласна с автором. Изучая язык частушек моей бабушки, я убедилась в этом сама. Встречаются в припевках и метафоричные сравнения.

Псковские песни и частушки собирали и исследовали многие фольклористы. Последнее десятилетие XIX и начало XX вв. ознаменовались резким увеличением собирательской и исследовательской работы в области псковского фольклора. На страницах «Псковских губернских ведомостей» появляются публикации материалов, в том числе и один из ранних образцов частушек.

К собиранию местного фольклора подключаются столичные научные учреждения. Так, по поручению Отделения русского языка и словесности Академии наук Н.Г. Козырев летом 1914 г. собирал материалы по говорам в Островском и Псковском уездах. Ему удалось записать 118 сказок, 26 песен, несколько частушек-откликов на войну и провести диалектологические наблюдения.

Записи частушек, в том числе сложенных только что, в частности антивоенных, а также наблюдения над их бытованием, теоретические обобщения, касающиеся роли частушек в жизни народа и их места в истории русского фольклора, должны рассматриваться как серьёзный вклад в отечественную фольклористику.

Революция 1917 г. «сломала» деревенскую жизнь. Бабушка рассказывала мне, как «загоняли» в колхозы. Без желания вступали туда многие. Но за любимым можно и в огонь, и в воду, и даже... в колхоз. Вот одна из бабушкиных частушек:

Всё колхозы да колхозы,

Всё колхозные поля.

А мой дролечка в колхозе,

Запишусь туда и я.

Собирателями псковских частушек зафиксировано большое количество посвящённых общественно-политическим событиям 1910-х гг, «назлобудня». Частушки о хуторах — своеобразный отклик на столыпинскую реформу. Уже в начале 1912 г. были записаны в Островском уезде такие, например, припевки:

Через год-полтора

Все уйдут из хутора —

Худо ль, лучше ль будем жить,

А нет охоты выходить.

Отозвалась псковская частушка и на работу Государственной думы. В 1912 г. корреспондент «Псковского голоса» писал: «Наши крестьяне... при помощи присущего им природного ума и проницательности всегда правильно улавливают общий смысл всего важного, что совершается вокруг них». О том, что творится в Государственной думе, сложили такую частушку:

Дума в Питере сидит.

Важно заседает;

Про мужицкие нужды

Ничего не знает.

Э.Я. Заленский собрал более 800 частушек и расположил их по рубрикам: «Девичьи припевки любовного содержания», «Припевки Мальцев, рекрутские, любовные», «Бытовые», «Юмористические и сатирические».

Исследователь фольклора И.К. Конопаев записал более 1000 текстов. Он рассматривал частушки «как факт народной жизни, как непосредственное и потому искреннее выражение взглядов, нравов, вкусов современного народа».

Серьёзные исследования фольклора Псковской области в середине XX в. провёл Институт русской литературы Академии наук (Пушкинский Дом). В экспедиции была Наталья Львовна Котикова, записавшая очень много песен и припевок. Она называла Псковскую область музыкальным песенным краем.

Откроем сборник Натальи Львовны и увидим в нём записи, сделанные в Ашевском районе.

Фольклор в многообразии его жанров, сюжетов, текстов составляет органическую часть жизни, деятельности, быта, традиций народа. А это необходимо знать подрастающему поколению, ведь при изучении фольклора происходит нравственное становление личности.

Фольклорист В. Князев высоко ценил художественные качества частушек, среди которых

и записанные им в Псковской губернии: «Какая прелесть эти деревенские частушки!»

Знакомство с народной поэзией, народными обычаями раскрывает перед детьми самые существенные связи и закономерности жизни. Фольклор отражает труд человека, его взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе, учит видеть прекрасное. Мои наблюдения дают мне право утверждать, что на примере русской национальной культуры ребята совершенствуются духовно-нравственно и эстетически, вырастают людьми, выражаясь словами Д.С. Лихачёва, «душевно красивыми», стоящими на правильных жизненных позициях.

            ЛИТЕРАТУРА        

Быстров, Н. Народное творчество по песням крестьян Островского уезда Псковской губернии: Этнографический очерк. — Псков, 1901.

Герасимова, С. История в частушках // Народное творчество. — 1999. — № 2. — С. 11.

Голубев, А.Ф. Псковские старинные и современные частушки. — Псков: Курсив, 1996.

Заленский, Э.Я. Что поёт современная деревня Псковского уезда. — Псков, 1912.

Историкоэтнографнческие очерки Псковского края. — Псков, 1999.

Лихачёв, Д.С. Заметки и наблюдения. Из записных книжек разных лет. — Л.: Советский писатель, 1989.

Лихачёв, Д.С. Письма о добром и прекрасном. — М: Детская литература, 1989.

Мы с подружкою вдвоём песни петь бедовые: Сборник псковских частушек. — Псков, 1993.

Русские народные частушки: Сборник. — М.: Художественная литература, 1956.

Русские частушки, страдания, припевки /сост. Н. Котикова, — Л., 1961.

Силгаков, В.И. Частушки. —3е изд., испр. и доп. — Пг, 1916.

Силгаков, В.И. Сборник деревенских частушек. — Ярославль, 1914.

Троицкий, В.Ю. Пути русской школы. — Свет Отечества, 1994.