Егорова Н. Частушки / Н. Егорова. // Библиополе. – 2012 . – № 6. – С. – 64 - 68.
Доктор филологических наук, академик Российской народной академии наук В.Ю. Троицкий в книге «Пути русской школы» пишет, что сейчас происходит «пагубное влияние на молодёжь худших образцов массовой культуры». Учёный говорит об определяющем значении духовных и эстетических начал в школьном образовании, о непременной ведущей роли в формировании личности национального и гражданско- патриотического самосознания, опирающегося на принцип духовности. Воспитание этих качеств возможно на примере русской культуры и её неотъемлемой части — фольклора.
Частушки, которые я использую в своей работе, записаны со слов моей бабушки Пелагеи Владимировны Головиной (1888-1978), уроженки деревни Жегово-Кудеверской волости Новоржевского уезда (ныне Бежаницкого района). Бабушки, к сожалению, уже нет. Она ушла из жизни, оставив о себе светлую память. Частица этой памяти — в частушках, которые она мне пела.
Что такое частушка? Всего четырёхстрочный рифмованный куплет. А перед нами встаёт целая картина жизни, быта крестьянской деревни. Вчитаемся внимательно в частушки моей бабушки. Вот какова их тематика. 18 частушек о любви: про дролю — 8, роль расстояния в отношениях парня и девушки — 4, преодоление всех преград и запретов — 6; 12 частушек — измена: изменяет парень — 10, изменяет девушка — 2; девушки «критикуют» парней, подсмеиваются над ними — 4; о гармонистах — 5; девушка поёт о том, что она из бедной семьи, ненарядная, плохо одета — 3; раннее замужество, не по любви — 2; жалобы девушки на безрадостную, трудную семейную жизнь — 2.
Больше всего частушек о любви. Девушка поёт, главный герой — возлюбленный (дроля, дролечка, дролёнок). (Частушки даются с сохранением местного говора.)
Ты жалеешь меня, дролечка,
Жалеешь и жалей.
На каждую гуляночку
Прилетай, как соловей.
Вересина несчастлива,
Ей бог месту не даёт.
Дроля любит и жалеет,
Только замуж не берёт.
Запрягай, дроля, в карету
Сивогривого коня.
Не к богачке в сваты едешь,
Покатай вперёд меня.
На гуляночку пришла,
Боженьке помолилася.
Всем мальчикам ручку дала,
К дролечке садилася.
Не жалей ты, мой дролёнок,
Своих новых сапогов.
Доведи меня до дому,
Если я тебе в любов.
Заведи, дроля, гулянку
Под окошечком своим.
Не понравлюся ль я, девка,
Родителям твоим ?
Совсем солнышко не рано,
Пойдём, дролечка, домой.
Всё равно деревня знает,
Что гуляешь ты со мной.
Мне цыганочка гадала,
Но цыганочка не бог.
Я сама, девочка, знаю,
По кому дролёнок ссох.
Клубов не было, собирались в крестьянской избе, при лучине. Бабушка рассказывала, что если пускал крестьянин побогаче, то парни «скидывались» на керосин. Девушка, зайдя в избу, крестилась на «передний угол» (так называли угол, где висят иконы): «Боженьке помолилася».
Встречалась молодёжь на гулянке в какой-то деревне, на ярмарке (бабушка произносила «ярманка»). Парень и девушка часто были из разных деревень. Деревни, где жили возлюбленные, могли быть далеко друг от друга. Это нашло отражение в частушках:
Нехорошо, далековато
Тебя, дролечка, любить.
Через редкое свиданье
Я могу тебя забыть.
А вот парень провожает девушку. Видимо, расстояние, редкие встречи вызывают у девушки сомнение, чувство ревности. Дроля божится, уверяя в том, что он будет ей верен:
Не ругай, мама, за Ваню,
Ваню лесом провела.
А я маме угодила:
Наломала помела.
Проводил меня один
До берёзовых ледин.
Три разочка побожился,
Что гулять буду один.
Девушка радовалась, если её дролечка живёт рядом, непогода не может помешать встрече:
Сегодня дождь, и завтра дождь,
Дождь во всей губеренке.
А у меня нажита дроля
Во своей деревенке.
Мому милому, хорошему
Сапогов не надо шить.
Через полюшко тропиночка,
В калошках прибежать.
Крепкая любовь преодолевает все преграды и запреты:
Меня родители пасут,
Очень боятся, что ввезут.
А я надумаю бежать,
И всей деревней не вдержать.
Почему родители «пасут», препятствуют возлюбленным? Бабушка рассказывала, что братья и старшие сёстры должны были первыми заиметь семью. И когда «Федюшка нестеровский» (это мой дедушка, он был родом из деревни Нестерово) увёз бабушку с гулянки вечером домой, её мать, узнав об этом на следующий день от подруги бабушки, пришла и стала таскать непокорную дочь за волосы и бить, приговаривая, что не даст приданого (бабушке уже было 19 лет, но в семье были братья и сёстры старше её, и они ещё не обзавелись семьями). Но дедушка вступился, он заслонил бабушку и сказал, что ему ничего не надо, достаточно того, что на ней надето. Они повенчались, сыграли свадьбу, всю жизнь жили в любви и согласии, имели шестерых детей: троих мальчиков, трёх девочек (одна из них моя мама).
Любовь — тема этих частушек:
Я пошла, не метила,
Кого желала, встретила.
Какой счастливый выход мой:
Прямо навстречу дорогой.
На гулянке цветка два.
Девочке чистая беда!
Они оба не худые,
Куда хошь девайся я!
Сравниваются с цветками красивые, видные парни. Девушка мучается, не может выбрать, кто лучше.
Не ругай, мама, за Мишу,
Ты ругаешь — я не слышу.
Ты побьёшь, а я забуду,
Придёт Миша — гулять буду.
Частушка в форме диалога:
— Открой, маменька, окошко.
Голова очень болит.
— Не проманивай, дочушка,
Под окном малец стоит.
Следующую частушку поёт девушка из зажиточной крестьянской семьи (возможно, кулака, середняка), нанимающей крестьян победнее для работы по хозяйству. Девушка бросает вызов родителям, препятствующим браку с бедным женихом:
Родители, глядите:
Я работника люблю.
Говорите, что хотите —
За него замуж пойду!
Что-то вызывает тоску, недобрые предчувствия, и девушка поёт, обращаясь к возлюбленному:
Погляди, дроля, на небо.
После неба — на меня.
Как на небе тучи ходят —
Так на сердце у меня.
Наши предки жили, строго придерживаясь трудового крестьянского и христианского календаря. Настолько сильны любовь и желание быть вместе, что девушка хочет обратиться к самому царю, да ещё с такой смелой (почти дерзкой) просьбой — изменить христианские религиозные традиции (во время поста не устраивали свадеб, гулянок):
Напишу царю прошенье
На рябиновом листу,
Чтобы не было запрету
Гулять с дролечкой в посту.
А вот ещё одно препятствие для любви — служба в царской армии (служили долго, 25 лет). Девушке, поющей эту частушку, больно вспоминать понравившегося ей парня, с которым разлучила «рекрутчина»:
Не гуляйте, девки, с тем,
Кому идти в солдатушки.
Не вспоминайте про него,
Не давайте досадушки.
Но ведь иногда не всё складывается хорошо в отношениях молодых людей. И не всегда дружба, любовь заканчиваются счастливым браком. Есть и разлучница — измена. На втором месте по количеству — частушки на эту тему. Любопытно, что о мужской неверности частушек намного больше, чем о женской:
Мой дроля окосел:
Меня не видел, с другой сел.
Окоси, господи, его,
Чтобы не видел ничего.
Полетели птички в лес —
Кусточки встрепенулися.
Пошёл дроля мой с другой —
Я только усмехнулася.
Возьму беленький платочек,
Разгоню в поле туман.
На кого надёжа была,
От того вышел амман.
Я пришла сюда низачем,
А мой дролечка захвачен.
Я пришла — не посидела,
И пошла — не поглядела.
Меня Ваня гулять манит —
Я боюсь, что он амманет.
Буду с Сашенькой гулять
Саша брался замуж взять.
Завился, закрутился
В огороде кочашок.
Оженился, не спросился
Мой хорошенький дружок.
Парень холоден, девушка «сохнет» по нему:
Ане ты бы, мой хороший,
Я б сиренью расцвела.
Твоя частая походка
Мне болезни придала.
Не верьте, девки, мальцам,
Когда сыру землю едут.
А тогда поверьте мальцам,
Когда в церков поведут,
Кругом налоя обведут,
Ещё другого не дадут.
С того края нападают
На меня, на сироту.
Мово милёнка отбивают —
Мому больно животу.
В этой частушке отразились нравственные устои: святость, незыблемость брака.
Две частушки о женской измене:
Не ругай, мама, за Ваню.
Я теперь не Ванина.
Я теперь не Ванина:
Ваня в меня амманена.
Я калинушку ломала,
Два куста оставила.
С четырём мальцам гуляла —
Всех плакать заставила.
Девушки остры на язык, чтобы парни не зазнавались и не важничали, критиковали их, высмеивали:
Чем в гору подыматься,
Лучше тройку заплатить.
Чем с худым мальцем водиться,
Лучше вовсе не ходить.
Бабушка после замужества жила в деревне Груздово. Ниже вы увидите примеры частушек с упоминанием конкретной деревни:
Вы идите, не форсите,
Груздовские ёжики!
У вас не давки пооткрыты,
Не тулупы понашиты.
По одному пинжаку
Да по карману табаку!
Груздовские мальцы —
Они нам не женихи.
Говорят, что мы пастушки,
Они сами пастухи!
Ну а кто первый человек на гулянке? Конечно, гармонист. Много частушек посвящали ему:
Гармонист, гармонист,
Розовые щёчки!
За тебя я, гармонист,
Не сыпаю ночки!
Хорошо в гармонь играешь,
Сядь напротив меня.
Поскорее поздоровайся,
Спроси: здорова ль я?
Играй, новая тальянка,
Выговаривай, что-хошь.
На тальяночке написан:
«Игрочок очень хорош!»
Гармонист, гармонист,
Мы тебя уважим:
Как наварим киселя,
Всего перемажем!
Мне гармони не по тону,
Игроки мне не с руки.
Пою песни без стесненья:
Они мне не женихи!
Зарекалася я, девка,
Под гармонь песен не петь.
Заиграл как мой хорошенький,
На месте не всидеть.
Были в частушках не только озорство, веселье, юмор, но и грустные темы. Девушка из бедной семьи сетует на судьбу, жалуется, что не наряжена:
Полсапожечки пропали,
Сяду сама зашивать:
Тятьки нет — матка не купит,
На гулянке не бывать.
Семья, брак освящены церковью, развод исключён. Возможно, за строчками «тятьки нет» стоит потеря кормильца. Я вспоминаю поэму Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос», когда семья лишилась кормильца, и крестьянка Дарья «тянула» семью одна. Всего четыре строчки в частушке, а передо мной встала целая сюжетная картина жизни. А ещё я узнала, что носили «полсапожечки».
Меня тятенька обидел,
Тёплым летом наказал:
Пальто в талию не сладил —
Гулять дролечка не стал.
Перед нами — семейный уклад. К кому обращается дочка? К отцу. Он (мужчина), а не мать (женщина) хозяин, глава семьи:
Тятенька, родитель,
Ты не жалостный отец:
Без шалковой парочки
Меня становишъ под вянец.
В следующих частушках нашло отражение раннее замужество, насильное, не по любви;
Маменька, родима,
В поле цветик сорвала:
Мою молодость сгубила,
Рано замуж отдала.
Не желание девушки на первом месте при создании семьи, а воля родителей. Ожидание безрадостной семейной жизни пугает девушку, о которой заботились в семье:
Тятенькатятё,
Тятенька, золотце моё.
Не отдавай, тятенька, замуж:
Я дятёночек твоё.
Повтор обращений усиливает просьбу. Столько ласковых слов должно растопить сердце тяти (для фольклора характерна уменьшительноласкательная лексика). Частушки о безрадостном замужестве:
Не пойду я нонче замуж:
Нонче год очень худой.
А мой дроля небогатый
Заморит меня ядой.
Девушка, выйдя замуж, уходила жить в семью мужа. Год неурожайный, и невеста боится голода. Наверное, её избранник из большой небогатой семьи.
В другой частушке звучит предупреждение о том, что замужем скучно, невесело: нельзя встречаться с подружками, ходить на гулянку, закончится вольготная девичья жизнь, появится хозяин — муж:
Не ходите, девки, замуж,
Не вступайте в бабью жись:
Захотите на гулянку —
Мужик скажет: «Спать ложись!»
Песню фольклористы считают изначальным жанром устного народного творчества. Частушка возникла позднее, её появление зафиксировано фольклористами в середине XIX в. Впервые опубликовал её Глеб Успенский.
Частушка отличается от песни малым размером (четыре строки, реже — две, шесть), но она очень похожа на песню использованием многих традиционных приёмов, символики. Это наличие уменьшительно-ласкательной лексики (тятенька, маменька, золотце, дролёнок, дролечка, полсапожечки, солдатушки, до садушка, дочушка), символ тоскикручины, психологический параллелизм (душевное состояние человека сопоставляется с явлениями природы).
Частушка — куплет, чаще плясовой. И поэтому её содержанию, назначению соответствует и стихотворный размер — живой хорей, придающий энергию разговорной речи:
Я с кармана потеряла
Семечко горохове.
Все пришодши на гулянку,
Нет мово полохала.
В этой частушке трёхстопный хорей. Хореическая стопа иногда перемежается с пиррихием.
Но традиционный символ горя, печали заставляет слушателя воспринимать некоторые частушки как песни о несчастной любви, придавая им особую выразительность.
Псковский фольклорист, собиратель и пропагандист народного творчества А.Ф. Голубев пишет: «Встречаются частушки, не имеющие собственной формы, отсутствуют и рифмы, а идёт свободная импровизация, где главное — содержание и переживание героев... Это идёт от мелодики и творческого порыва исполнителя, где он не думает ни о ямбах, ни о хореях». Такие частушки назывались «полевками».
Некоторые частушки воспринимаются как лирические (долевые) песни, маленькие внутренние монологи-исповеди. Как и в лирической песне, я обнаружила три группы частушек: мужские, женские, диалоговые.
Исследователь фольклора Псковского уезда Э. Я. Заленский отмечал, что между припевками (так в Псковской губернии до недавнего времени называли частушки) встречаются тексты «высокохудожественного характера». Я полностью согласна с автором. Изучая язык частушек моей бабушки, я убедилась в этом сама. Встречаются в припевках и метафоричные сравнения.
Псковские песни и частушки собирали и исследовали многие фольклористы. Последнее десятилетие XIX и начало XX вв. ознаменовались резким увеличением собирательской и исследовательской работы в области псковского фольклора. На страницах «Псковских губернских ведомостей» появляются публикации материалов, в том числе и один из ранних образцов частушек.
К собиранию местного фольклора подключаются столичные научные учреждения. Так, по поручению Отделения русского языка и словесности Академии наук Н.Г. Козырев летом 1914 г. собирал материалы по говорам в Островском и Псковском уездах. Ему удалось записать 118 сказок, 26 песен, несколько частушек-откликов на войну и провести диалектологические наблюдения.
Записи частушек, в том числе сложенных только что, в частности антивоенных, а также наблюдения над их бытованием, теоретические обобщения, касающиеся роли частушек в жизни народа и их места в истории русского фольклора, должны рассматриваться как серьёзный вклад в отечественную фольклористику.
Революция 1917 г. «сломала» деревенскую жизнь. Бабушка рассказывала мне, как «загоняли» в колхозы. Без желания вступали туда многие. Но за любимым можно и в огонь, и в воду, и даже... в колхоз. Вот одна из бабушкиных частушек:
Всё колхозы да колхозы,
Всё колхозные поля.
А мой дролечка в колхозе,
Запишусь туда и я.
Собирателями псковских частушек зафиксировано большое количество посвящённых общественно-политическим событиям 1910-х гг, «назлобудня». Частушки о хуторах — своеобразный отклик на столыпинскую реформу. Уже в начале 1912 г. были записаны в Островском уезде такие, например, припевки:
Через год-полтора
Все уйдут из хутора —
Худо ль, лучше ль будем жить,
А нет охоты выходить.
Отозвалась псковская частушка и на работу Государственной думы. В 1912 г. корреспондент «Псковского голоса» писал: «Наши крестьяне... при помощи присущего им природного ума и проницательности всегда правильно улавливают общий смысл всего важного, что совершается вокруг них». О том, что творится в Государственной думе, сложили такую частушку:
Дума в Питере сидит.
Важно заседает;
Про мужицкие нужды
Ничего не знает.
Э.Я. Заленский собрал более 800 частушек и расположил их по рубрикам: «Девичьи припевки любовного содержания», «Припевки Мальцев, рекрутские, любовные», «Бытовые», «Юмористические и сатирические».
Исследователь фольклора И.К. Конопаев записал более 1000 текстов. Он рассматривал частушки «как факт народной жизни, как непосредственное и потому искреннее выражение взглядов, нравов, вкусов современного народа».
Серьёзные исследования фольклора Псковской области в середине XX в. провёл Институт русской литературы Академии наук (Пушкинский Дом). В экспедиции была Наталья Львовна Котикова, записавшая очень много песен и припевок. Она называла Псковскую область музыкальным песенным краем.
Откроем сборник Натальи Львовны и увидим в нём записи, сделанные в Ашевском районе.
Фольклор в многообразии его жанров, сюжетов, текстов составляет органическую часть жизни, деятельности, быта, традиций народа. А это необходимо знать подрастающему поколению, ведь при изучении фольклора происходит нравственное становление личности.
Фольклорист В. Князев высоко ценил художественные качества частушек, среди которых
и записанные им в Псковской губернии: «Какая прелесть эти деревенские частушки!»
Знакомство с народной поэзией, народными обычаями раскрывает перед детьми самые существенные связи и закономерности жизни. Фольклор отражает труд человека, его взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе, учит видеть прекрасное. Мои наблюдения дают мне право утверждать, что на примере русской национальной культуры ребята совершенствуются духовно-нравственно и эстетически, вырастают людьми, выражаясь словами Д.С. Лихачёва, «душевно красивыми», стоящими на правильных жизненных позициях.
ЛИТЕРАТУРА
Быстров, Н. Народное творчество по песням крестьян Островского уезда Псковской губернии: Этнографический очерк. — Псков, 1901.
Герасимова, С. История в частушках // Народное творчество. — 1999. — № 2. — С. 11.
Голубев, А.Ф. Псковские старинные и современные частушки. — Псков: Курсив, 1996.
Заленский, Э.Я. Что поёт современная деревня Псковского уезда. — Псков, 1912.
Историкоэтнографнческие очерки Псковского края. — Псков, 1999.
Лихачёв, Д.С. Заметки и наблюдения. Из записных книжек разных лет. — Л.: Советский писатель, 1989.
Лихачёв, Д.С. Письма о добром и прекрасном. — М: Детская литература, 1989.
Мы с подружкою вдвоём песни петь бедовые: Сборник псковских частушек. — Псков, 1993.
Русские народные частушки: Сборник. — М.: Художественная литература, 1956.
Русские частушки, страдания, припевки /сост. Н. Котикова, — Л., 1961.
Силгаков, В.И. Частушки. —3е изд., испр. и доп. — Пг, 1916.
Силгаков, В.И. Сборник деревенских частушек. — Ярославль, 1914.
Троицкий, В.Ю. Пути русской школы. — Свет Отечества, 1994.