Храмова Р. Кружится вальса вихорь шумный... / Р. Храмова. // Воспитание школьников. – 2001 .– № 7. – С. 61 - 63.
Вальс! есть ли танец удивительней? Танец, обаянию которого уже два века покоряется весь мир. Он царствует и сегодня. Может быть, его реже танцуют — вальс требует большой площади, размаха — но звучит он постоянно. Вальс всюду: в музыке «серьезной» и «легкой», в опере и оперетте, в симфонии, инструментальном произведении, в балете и в песне.
Плавные танцы с верчением, похожие на вальс, существовали очень давно и у разных народов. Кстати, само слово «вальс» — от немецкого «веллер», «вальцен» — крутить, раскатывать. У французов таким танцем была вольта, у поляков — куявяк, у немцев — медленный дреер, у австрийцев — лендлер.
Чаще всего предком вальса называют лендлер, потому что именно от него произошел знаменитый венский вальс. Конечно, «предки» значительно отличались от своего «потомка». Они не обладали ни его легкой стремительностью, ни плавным скользящим шагом. Их танцевали грубее, с подскоками, а партнерш поднимали высоко над землей и кружили в воздухе.
Развитие вальса особенно интенсивно происходило в Вене. Расцвет венского вальса связан с творчеством Иоганна Штрауса-отца, а позднее его сыновей Йозефа и, в особенности, Иоганна, прозванного «королем вальса». Наиболее известны его вальсы: «Прекрасный голубой Дунай», «Сказки венского леса», «Весенние голоса».
На вечернем сеансе
В небольшом городке
Пела песню актриса на чужом языке.
«Сказку венского леса» я услышал в кино.
Это было недавно, это было давно.
Разве мог я подумать, мог поверить тогда,
В то, что с юностью нашей расстаюсь навсегда.
Но остался надолго этот вальс из кино.
Это было недавно, это было давно.
Этим дням не подняться и не встать из огня.
Что же вальс этот старый всюду ищет меня?
Будто вновь мы с тобою в полутемном кино.
Это было недавно, это было давно.
(Песня из к/ф «Друзья и годы»)
Вальсы Иоганна Штрауса-отца звучали в австрийской столице повсюду. А вальсы Иоганна Штрауса-сына покорили не только Европу, но и весь мир. Поэтичные, изящные, с обаятельными, свободно льющимися мелодиями, они пленяли слух. Они звучали в опереттах И. Штрауса «Летучая мышь», «Цыганский барон». Начиная с «Приглашения к танцу» Вебера, вальс попал в сферу симфонической музыки.
Великолепным образцом такого симфонического вальса стал «Вальс-фантазия» М. Глинки. Зазвучали в концертах фортепьянные вальсы — «Мефисто-вальс» Ф. Листа, «Сентиментальный вальс» П.И. Чайковского.
Наверно, я б не вспомнила о вас,
Но у Чайковского в то утро воскресенья
В усадьбе, под «Сентиментальный вальс»
Застенчиво кружился снег весенний.
Внимая вальсу, в стороне от всех,
Я думала, бредя пустой аллеей:
Он с вами схож, весенний этот снег.
Что тронуть ветви нежностью не смеет.
И снова стынь откуда-то взялась,
И грусть, что время весен пролетело...
Ах, этот вальс, сентиментальный вальс,
Задумчивый, весь от снежинок белый.
(И. Волобуев)
Многочисленные великолепные вальсы Шопена — то блестящие бравурные, то нежные и мечтательные, зазвучали в концертах.
Еще звучит в моих ушах
Седьмого вальса легкий шаг,
Как вешний ветерок,
Как трепетанье птичьих крыл,
Как мир, который я открыл
В сплетенье нотных строк.
Еще звучит тот вальс во мне,
Как облако в голубизне,
Как родничок в траве,
Как сон, что вижу наяву,
Как весть о том, что я живу
С природою в родстве.
(Л. Озеров)
Выдающиеся образцы вальсов создали композиторы разных стран: Шуберт, Шуман, Брамс, Равель, Легар, Глинка, Чайковский, Глазунов и др.
Ф. Шуберт импровизировал свои вальсы во время танцев. Традиции Шуберта продолжил Р. Шуман («Бабочки», «Карнавал» для фортепиано) и И. Брамс (16 вальсов для ф-но в 4 и 2 руки, «Вальсы любви» и «Новые вальсы любви» для вокального квартета, а также для фортепиано в 4 руки).
Вальсы Ф. Шопена и Ф. Листа приближаются к поэмным жанрам романтической музыки, сочетая в себе поэтическую выразительность с элегантностью, блеском, виртуозностью. Вальсы звучат в симфониях: Берлиоз «Фантастическая симфония», П. И. Чайковский «Пятая симфония». Вальсы звучат в операх: Ш. Гуно «Фауст», П.И. Чайковский «Евгений Онегин», Д.Верди «Травиата», Д.Пуччини «Богема». Вальсы звучат в опереттах Легара, Штрауса. Многие русские романсы написаны в ритме вальса.
Что это сердце сильно так бьется;
Что за тревога терзает мне грудь?
Чей это голос в душе раздается?
Ночь всю томлюсь, не могу я заснуть.
Чем объяснить эти муки страданья?
Чем объяснить эти муки любви?
Трепет сердечный, восторг ожиданья —
Вот, что наделали письма твои.
Я б отказалась надолго от воли,
Лишь бы побыть в дорогом мне плену.
Слез не лила бы мучительных боле,
Лишь бы вернуть мне любовь и весну.
(Авторы неизвестны. Муз. обработка Я. Пригожего)
Ночь светла, над рекой
Тихо светит луна.
И блестит серебром
Голубая вода.
Темный лес там в тиши
Изумрудных ветвей.
Звонких песен своих
Не поет соловей.
Милый друг, нежный друг,
Я как прежде любя,
В эту ночь, при луне
Вспоминаю тебя.
В эту ночь при луне
На чужой стороне,
Милый друг, нежный друг,
Помни ты обо мне.
Под луной расцвели
Голубые цветы.
Этот цвет голубой
Дарит сердцу мечты.
К тебе грезой лечу.
Твое имя шепчу.
При луне, в тишине я с цветами грущу.
(Сл. М. Языкова. Муз. А. Шишкина)
Петр Ильич Чайковский написал много вальсов. Вальсы есть в 5-й и 6-й симфониях, в опере «Евгений Онегин», в балетах «Спящая красавица» и «Щелкунчик», вальс есть в «Серенаде для струнного оркестра», известен «Сентиментальный вальс» в фортепьянном цикле «Времена года», в ритме вальса написаны «Апрель. Подснежник» и «Декабрь. Святки». Наконец, романс «Средь шумного бала» на слова А. Толстого — тоже вальс!
Словно легкие капельки или снежинки
Начинают волшебно владеть тишиной...
Не спеша
Нарастает мелодия Глинки —
И яснеет бездонная высь надо мной.
Оттесняется зло,
Забывается косность,
И в сердцах воцаряется скрипки печаль.
Увлекая, весь мир согревает Чайковский,
И, как луч, доброта простирается вдаль.
(У. Кумисбаев)
Опера «Евгений Онегин». ...Бал в доме Лариных. Празднуют именины Татьяны. Судачат маменьки, вспоминают недавнюю охоту отцы семейств...
Вдруг из-за двери в зале длинной
Фагот и флейта раздались.
И в залу высыпали все.
И бал блестит во всей красе.
Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный...
(А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)
Прокофьев «Война и мир». ...Бал у великосветского вельможи. Юная девушка в розовом платье. С бьющимся сердцем она ждет: неужели никто не пригласит ее на танец? «Вальс, вальс!», — слышится голос распорядителя. Не сразу, будто издалека возникает нежная мелодия. Звучит первый счастливый вальс Наташи Ростовой.
Всем известны «Пушкинские вальсы» Прокофьева и драматический вальс Хачатуряна к драме Лермонтова «Маскарад». Прекрасен вальс из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель» Г. Свиридова.
А сколько великолепных вальсов звучало в старых кинофильмах. И. Дунаевский «Лунный вальс» («Цирк»), Т. Хренников «Хорошо на московских просторах» («Свинарка и пастух») и многие другие.
Музыка вновь слышна,
Встал пианист и танец назвал.
И на глазах у всех
К Вам я сейчас иду через зал
Я пригласить хочу на танец Вас,
И только Вас,
И не случайно этот танец — вальс.
Вихрем закружит белый танец,
Ох, и услужит белый танец,
Если подружит белый танец нас.
Вальс над землей плывет,
Добрый, как друг, и белый, как снег,
Может быть этот вальс
Нам предстоит запомнить навек.
Я пригласить хочу на танец...
(Белый танец. Песня из к/ф «Эта веселая планета». Сл. И. Шаферана Муз. Д. Тухманова.)
Много прекрасных песен написано в ритме вальса: «Вальс — это все-таки вальс», «В городском саду играет духовой оркестр», «Школьный вальс», «Малиновый звон» и другие. У нас в народе любят вальсы. Эта традиция идет с давних времен, когда играли духовые оркестры и звучали старинные вальсы: «На сопках Маньчжурии», «Осенний сон», «Дунайские волны», «Амурские волны», «Березка» и др.
Вальсы, вальсы — мое вы мученье, —
Бесконечно я слушать готов
Задушевные сочиненья
Капельмейстеров русских полков.
(Н. Ушаков)
Песня — печаль. Дальняя даль...
Лица людей простые.
Вера моя, совесть моя.
Песня моя — Россия.
Время дает горестный бал
В зимнем дворце тоски.
Я прохожу в мраморный зал
Белой твоей пурги...
Припев:
Русский вальс — трепетный круг солнца и вьюг.
Милый друг, вот и прошли годы разлук,
Милый друг, вот и прошли годы любви...
Русский вальс, — нашу любовь благослови!
Жизнь моя — Русь. Горе и грусть.
Звезды твои седые...
Издалека я возвращусь
Песней твоей Россия.
Все позабыв и не скорбя,
Можно прожить вдали...
Но без тебя, но без тебя
Нет у меня любви.
Припев.
Вешних лугов, праведных слов
Буду беречь ростки я...
Вера моя, удаль моя,
Песня моя — Россия
Время дает горестный бал...
(как в 1 куплете).
(Русский вальс. Сл. Н. Добронравова Муз. А. Пахмутовой.)
Можно с уверенностью сказать: вальс бессмертен! Подобно сказочному Фениксу, он будет возрождаться вновь и вновь, всегда прекрасный и юный, как сама жизнь. Прислушайтесь: грустит, поет. Смеется прекрасная мелодия, кружится и летит над миром волшебный танец. Вальс продолжается!..
Вальс — это все-таки вальс!
«Вальс устарел, — говорит кое-кто смеясь... но смеется вальс над всеми модами века...»