Осеннева М. Новая встреча в Клубе юных любителей музыки / М. Осеннева. // Начальная школа. – 2004 .– № 7. – С. 111 - 115.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Ведущая (учащаяся средних классов).
Ведущий (учащийся средних классов).
Миша (учащийся младших классов).
Няня (учащаяся старших классов).
Роза, француженка-гувернантка (учащаяся старших классов).
Звучит аудиозапись пения соловья.
Ведущая. Так своим заливистым пением утром 20 мая 1804 года соловей возвестил о рождении в семье Глинок сына, ставшего впоследствии великим композитором, прославившим Россию в веках.
Ведущий. Мальчика назвали Михаилом. Ребенок рос тихим, шумным играм предпочитал рисование да слушание сказок и историй о дальних странствиях.
Ведущая. Также в детстве маленький Миша любил слушать колокольный звон, игру дядиного оркестра и русские народные песни, которые искренне полюбил с детских лет.
Открывается занавес. На сцене Миша и няня. За работой на прялке она поет русскую народную песню «Из-за лесу, лесу темного».
Из-за лесу, лесу темного,
Из-за садику зеленого.
Из-за садику зеленого
Вылетало стадо лебединое.
Вылетало стадо лебединое,
А другое стадо серых гусиков.
В начале четвертого куплета песню прерывает звучание колоколов.
Няня. Ну вот, Михаил Иванович, и спать пора ложиться.
Миша. Постой, нянюшка. Дай еще чуточку послушать. Бом-м-м! Бом-м-м!
На сцене появляется Роза.
Роза. Michel, il est 1’heure a dormir.
Няня. Извольте, Михаил Иванович, пройти в опочивальню. Завтра день ангела вашего батюшки, Ивана Николаевича.
Миша. Нянюшка, а за оркестром дяди уже послали?
Няня. Послали, послали, барин. Извольте опочивать.
Миша. Я усну, только если флейту мою мне к завтрашнему дню разыщут. Без нее спать не стану.
Роза. Maman dit qu’il faut alter se coucher.
Миша. He сердись, няня. Что же я могу поделать? Музыка — душа моя.
Миша обнимает няню и уходит с Розой.
Няня (возвращается к прялке и поет четвертый куплет песни «Из-за лесу, лесу темного»).
Отставала лебедушка
Прочь от стада лебединого.
(Задумавшись, прекращает песню.)
И впрямь, музыка — душа барчонка-то.
Занавес закрывается.
Ведущий. Когда мальчик подрос, родители отправили его учиться в Петербург. Миша был одним из лучших учеников. Он с интересом учил иностранные языки, историю, литературу, занимался игрой на фортепиано и скрипке.
Ведущая. Без музыки Миша не представлял своей жизни. Глинка и музыка были единым
целым. И как только удавалось выкроить свободный кусочек времени, мальчик с родственниками и знакомыми отправлялся в музыкальный театр, где можно было слушать оперы и смотреть балеты.
Ведущий. Когда человек занят делом, время проходит незаметно. Так и для Михаила Ивановича четыре года учения пронеслись как один день. А после окончания учебы последовал ряд поездок за границу: в Германию, Швейцарию, Италию.
Ведущая. Разумеется, что впечатлительная душа Глинки отзывалась на все увиденное и услышанное в путешествиях музыкой. Так, например, красоту итальянской лунной ночи начинающий композитор гениально передал в романсе «Венецианская ночь».
Школьный хор исполняет романс
М.И. Глинки на слова И.И. Козлова «Венецианская ночь».
Ведущий. Италия пленила своей красотой М.И. Глинку, но все чаще и чаще он вспоминал родные русские края.
Ведущая. Стоило только закрыть глаза — и перед взором оживали бескрайние поля, широкие реки, а из памяти детства доносились милые сердцу русские народные песни".
Фольклорный ансамбль школы исполняет песню «Сусанин».
Зимою морозной шла шайка людей,
Шла шайка людей и не знала путей.
Ничто не шелохнет, ни ель, ни береза,
Лишь снег под ногами хрустит от мороза.
«Куда ты завел нас? Чертовская даль!»
— «Веду, куда знаю! — Сусанин сказал.
— Предателя, мнили, во мне вы нашли.
Их нет и не будет на русской земли!»
— «Злодей! — закричали враги, закипев. —
Умрешь под мечами!» —
«Не страшен ваш гнев!
Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело
И радостно гибнет за правое дело».
Ведущий. Вернувшись в Россию, М.И. Глинка пишет оперу, в которой воспевает в веках подвиг простого крестьянина Ивана Сусанина, отдавшего жизнь за отчизну.
Ведущая. Заманив поляков в непроходимые чащи и болота, Сусанин обрек врагов на погибель. А ведь они были уверены в своей быстрой и легкой победе.
Ведущий. Давайте мысленно перенесемся на бал во дворец польского короля.
Ведущая. М.И. Глинка, опера «Иван Сусанин», второе действие.
Хореографический ансамбль школы исполняет Мазурку из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин».
Ведущий. Если вы побываете в театре на опере «Иван Сусанин», то услышите мелодию Мазурки не один раз. Эта тема звучит даже в заснеженном и глухом лесу, в тот момент, когда поляки понимают, что Сусанин все это время вел их не к Москве. Мазурка теряет свой блеск и обретает черты тревожного предчувствия беды.
Ведущая. Поляки погибают. Сусанин спасает отчизну, и потому в окончании оперы (эпилоге) столько радости, мощи и ликования в звучании хора, оркестра и колокольного перезвона.
Видеозапись исполнения хора «Славься» из эпилога оперы «Иван Сусанин» в постановке артистов Большого театра.
Ведущий. Вскоре М.И. Глинка увлекся работой над следующей оперой. На этот раз композитор обратился к сказочной поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».
Ведущая. Вы все конечно же хорошо помните храброго Руслана, трусливого Фарлафа, коварную Наину, злого карлика Черномора и многих других персонажей поэмы. Каждому из них М.И. Глинка в опере дал свою неповторимую музыкальную характеристику.
Ведущий. С написания арий этих героев началась работа композитора над оперой «Руслан и Людмила». Единственным непоющим персонажем оперы, по замыслу М.И. Глинки, стал злой чародей Черномор, характеристика которого поручена оркестру.
Оркестр детских музыкальных инструментов исполняет Марш Черномора из 4-го действия оперы «Руслан и Людмила».
Ведущая. Вскоре М.И. Глинка вновь отправляется в путешествие за границу. На этот раз в Испанию. Надо сказать, что к поездке композитор серьезно готовился. Чтобы лучше познать культуру Испании, он даже выучил испанский язык. А приехав в Испанию, с интересом осваивал испанские танцы и конечно же слушал народные песни.
Ведущий. Под впечатлением всего увиденного и услышанного М.И. Глинка пишет симфоническое произведение «Арагонская хота».
Видеозапись «Арагонской хоты» в исполнении Государственного ансамбля народного танца России под руководством И. Моисеева, видеозапись.
Ведущая. Родина всегда влечет к себе. Поэтому М.И. Глинка покидает Испанию и едет в Россию. Но в скором времени он опять вынужден уехать за границу. Причиной тому участившиеся болезни, а также непонимание его творчества соотечественниками. Русское общество того времени не понимало и не хотело понять, что русское национальное искусство нисколько не хуже модного иностранного.
Ведущий. В 1857 году М.И. Глинка умер, находясь в Берлине, вдали от родных и близких.
В исполнении школьного хора звучит романс «Жаворонок» М.И. Глинки на слова Н.В Кукольника.
Ведущая. Михаила Ивановича Глинки не стало, но музыка композитора оказалась бессмертна: она звучит в лучших концертных залах, оперных театрах России и за рубежом. На музыке М.И. Глинки воспитываются юные музыканты. И еще многие поколения будут учиться мастерству у основоположника русской музыки М.И. Глинки, 200-летию которого мы и посвятили сегодняшнюю встречу в Клубе юных любителей музыки.
В исполнении школьного хора звучит «Попутная песня» М.И. Глинки на слова Н.В. Кукольника.