Володина А. Богатый мир великого человека : Чеховские чтения в Мурманской областной детско-юношеской библиотеке / А. Володина // Библиополе. – 2011. – № 11. – С. 10-13.
Для многих знакомство с творчеством писателей-классиков начинается в школе. Собственно, учебной программой и ограничивается. Мы не знаем, как жили эти люди – писатели, что чувствовали, почему творили именно так, а не иначе, а по прошествии времени, увы, и вовсе забываем их произведения.
В Мурманской областной детско-юношеской библиотеке стало доброй традицией включать в ежегодные проекты акции и мероприятия, посвящённые русской классической литературе. В 2009 г. большое внимание было уделено творчеству Н.В. Гоголя и А.С. Пушкина. Особенным стал для нас и 2010 г. В рамках акции «Читаем классику вместе» в библиотеке проходили Чеховские чтения.
Имя великого русского классика Антона Павловича Чехова хорошо знакомо всем, но часто для современного читателя, будь то школьник или взрослый, – это всего лишь имя, не более того. В лучшем случае некоторые смогут назвать его известные рассказы и пьесы. А что мы знаем о Чехове – человеке, враче, общественном деятеле? Как и чем жил этот удивительный человек? В год чеховского юбилея очень хотелось приподнять завесу – не то чтобы тайны, а какого-то молчания и забвения, предложить нашим читателям разных возрастов открыть для себя писателя заново, а кому-то, возможно, и впервые прикоснуться к этой яркой и уникальной личности.
В качестве формы работы мы выбрали литературные гостиные и пригласили на встречу «Прекрасный мир удивительного человека» родителей дошкольников, участников Семейной гостиной при отделе психологической поддержки читателей. Пока малыши знакомились с новыми яркими современными книжками и играли, взрослые перенеслись в совершенно другую эпоху.
Наша встреча – это попытка раскрыть личность А.П. Чехова через его биографию и поступки. Рассказ о великом писателе сопровождался демонстрацией электронной презентации. Мелькали слайды: родился в Таганроге, жил и учился в Москве, поездка на о. Сахалин, Мелихово, Ялта, Баден... Перед глазами проходит человеческая судьба со всеми взлётами, переживаниями, сомнениями. Судьба уникального человека, который за 44 года жизни смог сделать так много для других, порой забывая о себе.
Перенестись в чеховское время помогают письма, адресованные ему и написанные им самим, строчки из воспоминаний современников. Их читают сами участники вечера, что привносит особый настрой и создаёт ощущение сопричастности к герою рассказа.
Перевёрнута последняя страница. Прозвучали заключительные слова. Последним аккордом встречи стало вручение родителям подарочных буклетов, которые содержат информацию о произведениях А.П. Чехова о детях и для детей. Это своего рода подсказка и напоминание о том, что можно прочитать. Участники встречи не спешили расходиться, знакомились с материалами выставки, задавали вопросы:
- «Скажите, вот вы говорили, что семья жила трудно, бедно, потом и вовсе разорилась, а на какие деньги Чехов ездил на Сахалин, а потом в Европу?» (Выходит, не просто сидели, а действительно слушали.)
- «В этом году мы отдыхали в Ялте. Там на набережной стоит памятник «Дама с собачкой». А когда написал Чехов этот рассказ? До приезда в Ялту или когда уже там жил? У жителей бережное и восторженное отношение к памятнику. Все фотографируются, и мы тоже. Памятник, правда, великолепный, вроде и простой, но трогает душу».
А вот разговор родителя с ребёнком, услышанный в коридоре:
— Мама, нам показывали такие интересные книжки. В них можно играть, кнопочки нажимать и даже гладить... А что вы делали?
— Нам рассказывали про известного писателя.
— А как его зовут?
— Антон Павлович Чехов.
— А расскажи!
Вот, пожалуй, то главное, ради чего всё и задумывалось. Вот та ниточка, та взаимосвязь, которую хочется возродить. Немного раскачать родителей, помочь им по-новому взглянуть на, казалось бы, знакомое, но порядком забытое ещё со школы. Открыть для себя лучшие произведения писателей-классиков, расширить свои представления о русской литературе, чтобы, когда их дети подрастут, повзрослеют, родители могли поделиться с ними своими открытиями, передать свой опыт, просто быть для своих детей приятными собеседниками, просвещёнными людьми, готовыми передать эстафету знаний не только жизни, но и культуры. Первый опыт оказался удачным, и по просьбе родителей такие встречи будут продолжены.
Совсем другая аудитория – младшие школьники. Как познакомить современных компьютерных девочек и мальчиков с писателем-классиком XIX века? Как доступно, а главное – интересно рассказать им о творчестве такого не совсем детского автора, как А.П. Чехов?
Мы пригласили второклассников в литературную гостиную «Путешествие к Чехову». Первый вопрос ведущего прост: «А знаете ли вы такого писателя, как Антон Павлович Чехов?» Поднимается три руки, две девочки читали «Каштанку», мальчик – «Ваньку». Уже что-то!!!
Далее в доступной форме ведущий знакомит с краткой биографией писателя, иллюстрирует слайды презентации. В ходе показа дети задают свои непосредственные вопросы и комментируют кадры: «А это что за дом?», «А этот дяденька рядом с коровой? Тоже Чехов?»
В конце рассказа с аудиторией проводится небольшая викторина на закрепление материала. Очень отрадно, что отвечают. Значит, информация не прошла мимо, зацепилась в головах. Далее показываем и рассказываем о том, что память о великом писателе увековечена в памятниках, которые установлены во многих городах России, а также на Украине, в Германии.
Обзор у книжной выставки знакомит с теми произведениями, которые можно рекомендовать для чтения ребятам в этом возрасте: «Каштанка», «Белолобый», «Мальчики», «Беглец» и др. В заключение обзора – демонстрация слайдов с изображением памятников литературным героям Чехова: «Каштанка», «Дама с собачкой», «Человек в футляре».
Знакомство с автором – прежде всего чтение его произведений, поэтому логичным продолжением беседы стало чтение отрывка из рассказа «Детвора», где ярко раскрываются разные детские характеры. В определённый момент чтение прерывается, а ребятам предлагается самим узнать, как дальше развивались события. Самые любознательные готовы сразу взять книгу.
Продолжая разговор о творчестве, говорим о том, что Чехов рассказал своим читателям о детях, которые терпели нужду, жили в бедности. Один из самых ярких таких рассказов «Ванька». Предлагаем ребятам посмотреть мультфильм по этому рассказу. Во время просмотра интересно наблюдать за детскими лицами, их мимикой, за реакцией на сюжет.
Любое мероприятие для младших школьников по возможности должно иметь обратную связь. В данном случае мы использовали форму письма. Предложили нашим читателям на красиво оформленных и заранее подготовленных страничках написать письмо чеховскому Ваньке. Ребята с удовольствием откликнулись, и вот что получилось.
Из писем гимназистов XXI века Ване Жукову, герою чеховского рассказа (с сохранением стиля):
- «Дорогой Иван! Что ты должен был написать на конверте? Свой адрес и адрес твоего дедушки. Желаю тебе терпеливости и удачи. Баранова Валерия».
- «Дорогой Ванечка! Я очень тебе сочувствую и желаю, чтобы дедушка непременно к тебе приехал. А если дедушка не сможет приехать, не волнуйся, я с тобой. Потерпи немного, и всё само собой наладится. Просто старайся, и тебя никто не будет ругать. Желаю удачи! Пелих Валя».
- «Ваня, я очень хочу, чтобы ты попал в деревню к дедушке, но для этого нужно в следующий раз писать адрес – куда и кому ты отправляешь. Ты там держись. Желаю удачи! Артамонова Валерия».
- «Привет, Ваня! Это Илья. Ты помнишь то письмо, которое ты написал своему дедушке? Если да, то слушай. Ты написал письмо, но самого главного не написал, надо было ещё адрес своего дедушки, ещё город. Ну, и в общем всё, что я хотел тебе сказать. Ну, пока. Илья Мытко».
«Ванька, для того, чтобы твоё письмо дошло до твоего дедушки, надо: написать имя и фамилию дедушки, где он живёт, свои имя и фамилию, где ты живёшь. В следующий раз будь внимательней! Верхова Алиса».
«Привет, Ваня! Не огорчайся, но дедушка не получит письмо. Он не получит письмо потому, что ты не указал, куда его надо отправить, кому и по какому адресу. Напиши новое письмо! И чуть не забыла, я желаю тебе не унывать! Воронова Саша».
«Здравствуй, Ваня Жуков! Пишет тебе ученица 2 «Б» класса Соня Потапенко. Ваня, чтобы твоё письмо получил дедушка, надо правильно подписать конверт. На конверте надо написать индекс, полный адрес (деревня, улица, дом и квартира), фамилию дедушки. Теперь отнеси на почту конверт, приклей марки и опусти в ящик. Потапенко София».
«Ваня! В этом письме я хочу попросить тебя, когда в следующий раз будешь писать письмо деду, не забудь указать его адрес. Я уверен, что дедушка тебя к себе в деревню обязательно заберёт! Хочу, чтобы тебе очень хорошо жилось в деревне. К тому же с тобой будет дед! Пока письмо будет идти в деревню к деду, не скучай! Желаю удачи! Букин Даниил».
«Дорогой Ваня! Мне очень тебя жаль! Ты отправил письмо дедушке без адреса. Дедушка не получит твоего письма. В следующий раз будь внимательнее. Не забудь написать адрес на конверте. До свидания, Ваня Жуков! Второва Настя».
«Здравствуй, Ваня! Твоё письмо дедушка не получит, потому что ты не знаешь его адреса. Но ты не горюй! Я скоро за тобой приеду, и мы вместе поедем ко мне на дачу. На даче мы будем с тобой купаться, загорать, гулять и кататься на велосипедах. Я познакомлю тебя с моими друзьями, и мы будем интересно и весело проводить время. До скорой встречи! Азаренко Сергей».
По окончании встречи многие дети взяли книги для чтения. Это главное. В подарок участники получили праздничные закладки с мудрыми мыслями и высказываниями А.П. Чехова.
Очень хочется надеяться, что после таких встреч в библиотеке у наших маленьких читателей будет уже совсем иное отношение и к героям произведений, и к самому писателю – Антону Павловичу Чехову. Ведь они не просто познакомились, а стали настоящими друзьями, за которых волнуешься, переживаешь и ждёшь новых встреч.
В рамках Чеховских чтений предприняли мы и эксперимент. Тему для проведения ещё одной гостиной подсказало наличие в нашей библиотеке Есенинского музея. Так появилась идея «Литературных перекрёстков». Что может быть общего у Чехова и Есенина? В ходе подготовки и проведения оказалось, что очень многое.
Перед ведущими стояла непростая задача: за короткое время встречи не только целостно представить каждого писателя, его судьбу, творчество, то, о чём можно по отдельности говорить часами, но ещё и провести параллели, соединить, казалось, несовместимое, найти точки соприкосновения двух великих творческих личностей, двух удивительных людей.
Слайды презентации иллюстрируют этапы жизни и творческого пути двух писателей: «Детство», «Юность», «Зрелость», «Последние годы жизни». Вместе со слушателями мы движемся в повествовании как бы параллельно, представляя личность каждого героя в отдельные периоды их жизни – «Детство Антоши Чехова», «Детство Серёжи Есенина». Биография каждого подаётся через письма, воспоминания, то есть через фактический достоверный материал.
Во второй части мероприятия мы не только подводим итоги, а действительно ищем общее, что объединяет Чехова и Есенина: любовь к животным, к своей стране, незнание иностранных языков, душевная боль за Родину, неприятие лицемерия, ханжества. Каждая мысль подтверждается документально. Получается обстоятельный рассказ, серьёзный, неоднозначный, но интересный.
Подвести итог нашей встрече мы тоже решили, используя эпистолярный жанр, и обратились с просьбой к присутствующим: напишите письмо одному из героев нашего вечера – Антону Павловичу Чехову или Сергею Александровичу Есенину; у вас есть возможность высказать им слова благодарности, поделиться своими мыслями, спросить о сокровенном».
Вот, что получилось. Итак, «Я Вам пишу...»
- «Антон Павлович! Ваши произведения оставляют в душе настолько неизгладимый след, что я могу с уверенностью назвать Вас “доктором моей души”. Большое спасибо за Ваши произведения, которые можно перечитывать и, перечитывая, каждый раз открывать что-то новое... С уважением, Ваш почитатель Никитина О.Е.»
- «Сергей Александрович! Огромное спасибо Вам за стихи. Пишу как учитель, проработавший в школе с детьми начальных классов. Дети с удовольствием слушают, читают и заучивают Ваши простые и в то же время такие ёмкие строчки. А что говорить о нас? Мы не только читаем, но и поём Ваши чудесные произведения. И сожалеем о том, как много Вы могли бы ещё сделать, но не успели... С уважением, Г. Волкова».
- «Что ж так имя твоё звенит?» Эти строки одинаково можно отнести к именам этих двух великих людей. Они оставили след в литературе, в эпохе, в душах тех, кто прикоснулся к ним мыслью своею, радостью восприятия, кто хоть раз перевернул страничку их книг. Спасибо Вам, Антон Павлович! Спасибо тебе, Серёжа! За радость, за достойное отношение к окружающему миру, за то, что вы просто были в этом мире, на этой Земле. С уважением, читатель и почитатель Караева».
- «Глубокоуважаемый Антон Павлович! Без Вас была бы бедная русская культура. Огромное спасибо за Ваш лиризм, душевность. Много лет подряд я время от времени перечитываю “Три сестры” и "Цветы запоздалые” и каждый раз получаю огромное удовольствие. Спасибо Вам».
- «Сергей! Я восхищена всем Вашим творчеством. Очень жаль, что Вы так рано ушли! Сколько радостных, а порой и грустных минут могли принести Ваши стихи, которые Вы могли написать, если бы жизнь Ваша была дольше. Я уверена, что Ваше творчество, Ваши стихи будут читаемы и любимы ещё очень много лет. В заключение я хочу признаться Вам в любви. Я Вас люблю, Сергей Александрович! Е. Баруженко. XXI век».
- «Антон Павлович! Ваши рассказы – отражение сегодняшней России. По ним я, человек социально неадаптированный, излишне прямолинейный и искренний, во многом смогла понять особенности нашей жизни. Те особенности чиновников, “мелких людей”, которые описаны в Ваших рассказах (сатирически или трагически), они и сейчас живут, остались в наших людях, начальниках, власть предержащих. Чтобы выжить в этом обществе, нам важно, нужно это знать. Иногда и мне приходилось поступать так, как описано в рассказах, но не потому, что хотелось, а чтобы приспособиться к этому миру, и “петухом петь”, и пр. В целом, Ваши рассказы – моя настольная книга, учебник жизни, анестезия для души. Спасибо Вам, что Вы понимали и принимали маленького человека, “обслугу", каковою мы все являемся, такими, какие мы есть».
- «Антон Павлович! Спасибо за “Свадьбу”, "Спать хочется” и “Душечку". Спасибо за Таганрог, где на камне выбиты слова, что “в человеке должно быть все прекрасно, и душа, и тело, и одежда”. Жаль, что Вы рано умерли, а может, и хорошо. Вдруг больше ничего бы не было. Спасибо за потрёпанный чёрный двухтомник, который, как Библия, помогал мне в трудные минуты жизни. Спасибо. И вечная память...»
- «Сергей Александрович! Очень сильно люблю Ваше творчество, перечитываю каждое Ваше стихотворение, очень многие знаю наизусть. Ваши книги стали для меня настольными книгами, я не выпускаю Ваши стихи (книги) из рук. Как мало Вы прожили, сколько могло выйти ещё шедевров из-под Вашего пера! Если бы я могла попасть в то время, когда Вы жили, то с большим удовольствием встретилась бы с Вами и сказала это всё лично. Ваша преданная поклонница».
- «Дорогой Антон Павлович! Вы являетесь одним из любимых моих авторов. Я с удовольствием читаю и перечитываю Ваши сатирические рассказы. И если бы мне пришлось лететь на Луну, то сборник Ваших рассказов я взяла бы обязательно с собой. Спасибо за то, что Вы жили, за Ваши прекрасные произведения, которые учат жизни и помогают всегда оставаться нравственным человеком».
После таких строк хочется воскликнуть: «Читайте классику! Это кладезь мудрости для сердца и души».