Седова Е. . Стеклянный путь длиной в пять тысяч лет / Е. Седова. // Библиополе. – 2012 . – № 9. – С. 70-74.
Неправо о вещах те думают, Шувалов,
Которые Стекло чтут ниже Минералов,
Приманчивым лучом блистающих в глаза:
Не меньше польза в нём, не меньше в нём краса.
Нередко я для той с Парнасских гор спускаюсь;
И ныне от неё на верх их возвращаюсь,
Пою перед тобой в восторге похвалу
Не камням дорогим, не злату, но Стеклу.
М.В. Ломоносов
Сегодня мир сложно представить без стекла, ведь это не только витрины, но и посуда, зеркала, очки, детали многих сложных технических и медицинских приборов. В основном оно делается из песка, извести и соды — такого состава достаточно для окна или бутылки. Более сложное стекло, например оптическое, требует дополнительных примесей. Этот материал обладает удивительными свойствами: он прозрачен, легко поддаётся красителям, не горит, практически неподвластен времени, в нём не могут появиться микробы.
И хотя стекло пришло в нашу жизнь сравнительно недавно, рецепт его изготовления известен уже более пяти с половиной тысяч лет.
Кто первым его открыл — так и осталось тайной, но существует целый ряд предположений. Ещё в древности люди знали про материал, который появляется в результате извержения вулкана или падения «звёзд». Они использовали природное стекло для изготовления орудий. Сейчас эти породы называют обсидианом и тектитом.
Первое название появилось ещё в Древнем Риме, когда воин по имени Обсиан привёз в столицу тёмные блестящие камни из Эфиопии. Обсидиан — вулканическое стекло, которое бывает чёрного, жёлтого, серого, красного и коричневого цветов. Ещё в каменном веке из него делали наконечники стрел, скребки и ножи, а древние индусы верили, что чёрный обсидиан передаёт своему обладателю энергию земли.
Тектит, что в переводе с греческого означает «расплавленный»,— стекло, которое имеет метеоритное происхождение. Дунайцы более 10 тыс. лет назад приписывали ему магические свойства и использовали в качестве атрибута в различных обрядах, таких как врачевание или вызывание дождя.
Позднее люди научились изготавливать стекло сами. Долгое время родиной его считался Египет: в середине V тысячелетия до н. э. там появились стекольные мастерские, и этот материал стали невероятно высоко ценить. Чаще всего стекло использовалось для изготовления украшений и амулетов, которые могли себе позволить только члены семьи фараона и самые богатые и влиятельные приближённые ко двору.
Египетские мастера плавили стекло на открытом огне, затем раскалённые куски бросали в воду, где они распадались на обломки (фритты), которые спустя время растирались в пыль жерновами и снова плавились. Стекло имело синий или зеленоватый оттенок из-за наличия примесей в песке. Одним из немногих сохранившихся произведений искусства того времени считается стеклянная бусина диаметром 9 мм, найденная во время раскопок на территории Фив. Есть основания полагать, что её возраст составляет 5,5 тыс. лет. Сейчас она хранится в Берлинском музее.
Существуют и другие версии того, кто является первооткрывателем технологии производства стекла. Римский писатель-эрудит Плиний Старший, живший в I в., поместил в свои труды легенду, в которой рассказывается, как корабль финикийских торговцев причалил к пустынному берегу, где они решили приготовить ужин. Но в окрестностях не было ни одного камня, на который можно было бы поставить котёл, и финикийцы использовали в качестве подставки кусок соды, которую везли на продажу. В те времена её широко применяли для стирки белья. Когда утром один из моряков разгребал костёр, он заметил удивительные блестящие камешки в золе, которые и были стеклом. Эта история на долгие годы стала образцовой. Однако в середине XX столетия последователи «теории» Плиния неоднократно пытались повторить опыт, но ничего не получалось. И упомянутую легенду сегодня принято считать скорее красивым вымыслом, нежели правдой.
Другие исследователи пришли к выводу, что рукотворное стекло появилось благодаря гончарному делу. В древности горшки обжигали не в печах, а в специально вырытых для этого ямах, на дне которых вполне мог быть песок. Из за высокой температуры зола вступала с ним в реакцию, в результате которой появлялась стекловидная масса. Гончары заметили её и попробовали обмазать горшки снаружи песком и содой. Раньше глиняные изделия у них получались грубыми на ощупь, а после нововведения — гладкими и блестящими. Такую поверхность стали называть глазурной, но по сути она была стеклянной.
Несмотря на то, что изготовление стекла имеет такую длинную историю развития, долгое время стеклоделие было не востребовано. Это связано в первую очередь с техническими проблемами, такими как отсутствие возможности постоянного поддержания высоких температур, из-за которого стекло не проваривалось до конца и получалось мутным. Второй проблемой стали сложность его изготовления и малое его количество, получавшееся в конце процесса. Формировать изделия из вязкой раскалённой массы приходилось вручную, что сказывалось на качестве производимого товара и его внешнем виде.
Чтобы сделать горшок, стекло делу приходилось брать железный прут с песочно-глиняным шаром на конце. В это время его помощник доставал из печи горшок со стеклянным «тестом», выливал его на камень и после этого раскатывал на поверхности. Затем мастер начинал катать при помощи прута шариком, пока тот полностью не покрывался стеклом. Дотронуться руками до изделия было невозможно — оно было очень горячим, а когда остывало, приобретало твёрдость, и подправлять форму было уже поздно. В конце нужно было разбить глиняный шарик.
Весь процесс был весьма трудоёмкий, и в результате из стекла делались только небольшие предметы вроде маленьких сосудов для ароматических масел, браслетов, оберегов, бус и т. д.
Значительные изменения в этой отрасли произошли в I в., когда римлянами был разработан и усовершенствован метод выдувания полых стеклянных изделий. Они же отказались от открытого огня и построили специальные печи, в которых поддерживалась более высокая температура. Теперь стеклодувы могли получать прозрачное стекло в большом количестве, а также при помощи выдувательной трубки делать из него довольно объёмные и различные по форме сосуды. Удивительным оказался тот факт, что раскалённое стекло было неподвластно рукам человека, но послушно его дыханию. Благодаря трубке создание стеклянных сосудов стало напоминать выдувание мыльных пузырей. Сравнение, конечно, весьма условно.
Чтобы стать стеклодувом, необходимо было учиться несколько лет, а также иметь здоровые лёгкие. После того как стекло «раздули», достаточно коснуться инструментом тех мест, где нужно материал приплюснуть. Действовать приходилось очень осторожно.
Именно в это время начинается эра стеклянного искусства. Из стекла делали посуду, украшения и даже фонари. Мастера Древнего Рима создают образцы ваз, на протяжении веков служившие источниками вдохновения для многих художников. Наиболее популярная из них — Портлендская ваза: двухцветный сосуд, на котором вырезан рельеф, изображающий фигуры семи богов и смертных. Этот предмет выполнен настолько искусно, что в XIX в. попытка сделать точную копию оказалась провальной. Искусствоведами было установлено, что на подобную работу потребуется не меньше двух лет. Более того, любое неверное движение мастера во время гравировки стекла привело бы к тому, что ваза пошла бы трещинами.
Самыми дорогими в Риме были чаши-муррины. В исторических документах была найдена информация о том, что некий наместник провинции (имя его было забыто) потратил на кубок такую сумму денег, которую можно было выручить за продажу 300 рабов. Ему настолько нравилась эта чаша, что её края были стёрты. Своей любовью к муррине прославился и император Нерон.
Изначально чаши привезли с Востока, но затем римские стеклоделы разгадали секрет их изготовления. Муррину делали из прозрачного стекла, в которое добавлялись стеклянные капельки разных цветов. В результате сложнейшей работы получалась чаша, которая переливалась всеми цветами радуги и сверкала при малейшем попадании на неё света.
Также именно римляне начали вставлять в окна двойные стёкла, оставляя между ними расстояние в 5 см, благодаря чему в помещении лучше сохранялось тепло. Несмотря на то, что оптические качества окон оставляли желать лучшего, позволить себе иметь их могли только самые зажиточные горожане, так как хрупкий материал ценился на вес золота. После падения Римской империи в недрах истории на многие века исчезает идея остекления домов, но изготовление стекла по прежнему совершенствуется, теперь уже в Византии.
Здесь стеклоделие начинается при императоре Константине, когда по его указу в 323 г. римских мастеров поселили в новом городе, названном его именем. Он верно оценил значение стекла и впоследствии освободил стеклоделов отуплаты налогов, тем самым давая отрасли возможность бурно развиваться. Вскоре на основе римской школы появляется новая — византийская. Если раньше для щелочного баланса использовали соду, то теперь в связи с трудностями её закупки на египетском рынке мастерам пришлось использовать золу. Это вызвало ухудшение качества, что, в свою очередь, привело к разделению мастерских. Одна часть занималась только тем, что изготавливала стеклянные тары в небольшом количестве. Благодаря этому ограничению можно было проследить за тем, чтобы выпускаемые товары не имели дефектов. Все остальные занимались изготовлением бус, браслетов, перстней, которые в буквальном смысле переполнили рынки Европы и не имели практически никакой ценности. Сейчас их можно увидетьво многих музеях мира.
Стеклянная византийская ваза была настолько необычна, что получила собственное название —диаретта. Внешне она представляет собой сосуд с округлым дном,который позже снаружи украшали стеклянной сеткой. Последняя практически всегда была цветной и искусно отделанной. Для изготовления диаретты от стеклоделов требовались не только умение и опыт, но и определённый художественный талант, поэтому император всячески их поощрял. Однако продавать эти сосуды можно было только внутри страны, так как секрет изготовления хранился строжайшим образом. Впрочем, ограничение продажи не коснулось украшений, благодаря чему производство стекла стало возможным и в других странах.
Особый интерес представляет византийская мозаика. Как вид искусства она появилась в Риме, где её использовали в качестве декоративного элемента в богатых виллах. Там она украшала полы, а в Византии мастера перенесли её на стены.
С распространением христианства она отвоевала себе место не только в домах знатных горожан, но и в храмах. Теперь для изготовления мозаики использовали смальту — кусочки стекла, в которые добавляли частицы металлов или природных камней. Благодаря этим добавкам оно окрашивалось
в различные цвета. Так, при добавлении золота мастера получали блестящий золотистый фон, который является характерной особенностью произведений того времени. Для каждого цвета приходилось строго рассчитывать количество добавляемого металла, но результат всё равно был непредсказуем. Оттенок внутри кусочка мог меняться, что создавало эффект мерцания и переливчатости цвета.
В основном византийская мозаика отражала библейские сцены. Следующий расцвет стеклоделия начался в Италии на рубежеXII—XIII вв. Имея связи с Востоком,итальянцы научились у византийцев изготавливать и окрашивать стекло. Венецианские изделия благодаря невысокой цене быстро завоевали популярность в соседних странах, а потом и во всей средневековой Европе.
Профессия стеклодува стала престижной, появились семьи, в которых секреты производства переходили от отца к сыну на протяжении многих поколений, накапливался опыт. Правительство стало предоставлять им дополнительные льготы, что также способствовало развитию всей отрасли в целом.
Все стеклодувы становились дворянами и могли породниться с придворной знатью. Таких социальных высот ранее не достигала ни одна гильдия ремесленников.
Вскоре доход от продажи стекла стал настолько значительным, что перед городом встала задача сохранить секреты своих мастеров. Для этого все мастерские под предлогом защиты города от пожаров были перенесены на остров Мурано, находящийся в Венецианской лагуне. Остров не только охранялся, но и имел собственную тайную полицию, которая пристально следила за работниками. Им не позволялось покидать город и страну. Остров, по сути, был государством в государстве. Там были свои законы, свой Верховный совет и даже своя монета.
«Если какой-нибудь рабочий перенесёт своё искусство из Венеции в другое место в ущерб республике, ему будет приказ вернуться.
Если он не повинуется, будут заключены в тюрьму лица, наиболее ему близкие, чтобы этим принудить его к повиновению.
Если он всё же будет упорствовать в желании остаться на чужбине, за ним будет отправлен человек, которому будет поручено убить его». Таковы были законы Мурано — жёсткие, но направленные на процветание стекольных мастеров.
Цена венецианского, или муранского, как его стали позже называть, стекла была настолько высока, что иногда превышала стоимость золота во много раз. Поэтому муранских стеклодувов пытались всячески переманить на другие фабрики. Некоторые из них соглашались, но вскоре погибали при странных обстоятельствах. Несмотря на все старания, секреты изготовления венецианского стекла стали известны: была опубликована книга, написанная муранским стеклоделом. Однако оказалось, что знание — не самое главное, нужны ещё талант и умение.
Муранское стекло и сейчас обрабатывается вручную. В Венеции осталось только три крупных центра. Один из них расположен на главном острове и проводит бесплатные экскурсии для туристов. Примечательно, что все продавцы в расположенном здесь же магазине хорошо говорят на русском. По их словам, именно приезжие из России проявляют наибольший интерес к настоящим муранским украшениям. Стоимость небольшой статуэтки составляет в среднем 2550 евро.
В XVII в. Англия также начала развивать стекольную отрасль. В отличие от своих конкурентов, она делала упор на уменьшение затрат в производстве, а не на дизайн самой продукции. Так, англичане заменили дрова в печи на уголь, который позволял дольше сохранять необходимую для производства температуру. Это стало своего рода технической революцией в стеклоделии. Впрочем, они просто вынуждены были перейти
на уголь, так как леса с каждым годом становилось всё меньше и меньше, и под угрозой оказались не только стекольные мастерские, но и другие, например занимавшиеся производством деревянной мебели. Также доски были нужны для строительства кораблей. До запрета на вырубку лесов стекольную фабрику обычно строили в чаще. Затем постепенно деревья словно отодвигались всё дальше и дальше, и в конце концов вокруг предприятия уже простиралось поле. После этого его переносили на новое место, и запасы для печи вновь пополнялись. Перед страной стояла проблема — нужно было перейти на уголь, но имеющиеся печи для этого не подходили, так как уголь сильно дымил. Решение нашёл Телуэлл, который предложил увеличить тягу за счёт размещения дополнительной трубы снизу. Позже Сименс доработал печную систему таким образом, чтобы дым возвращался в печь, подогревая в ней воздух.
Ещё одной оригинальной разработкой англичан стала чернильница, в горлышко которой могло пролезть только гусиное пёрышко. До этого чернила хранили в специальных кожаных мешочках или металлических коробочках.
Следующим важным этапом развития отрасли стало появление ванной печи. На протяжении почти пяти тысячелетий стекло варилось в горшках, которые то и дело трескались. Веками стеклодувы ломали голову, как бы модернизировать этот процесс, но их усилия были напрасны. Существует такая легенда: однажды рабочие, увидев, что сосуд лопнул и жидкое стекло разлилось по дну печи, решили продолжить варку! Хотя и неизвестно, как их звали и даже в какой стране они жили, ванные печи вскоре стали невероятно популярными, так как позволяли варить намного больше стекла за один приём.
В XIX в. стеклоделы стали думать над тем, как механизировать процесс выдувания стекла. В 1828 г рабочий хрустальной фабрики Баккара во Франции по имени Робине построил воздушный насос. Он был ножным, так как руки у стеклодува должны быть свободными, чтобы держать выдувательную трубку. Однако по качеству работы прибор уступал лёгким человека, а ноги за день сильно уставали.
Изменить в корне выдувательный процесс позже смог Оуэнс. Он рос в многодетной семье, которая испытывала материальные трудности. Чтобы скрасить детство малышей, их отец часто делал механические игрушки из подручных средств. Поэтому нет ничего удивительного в том, что мальчик испытывал живой интерес к любой технике. В девятилетием возрасте он начал работать на шахте, затем, спустя два года, попал на стекольный завод кочегаром, через несколько лет стал стеклодувом. Когда ему было тридцать, он был техником и уже прекрасно разбирался в процессе изготовления стеклянных тар. Но всё это время его не покидала надежда изобрести автомат, который сам бы выдувал бутылки. И ему это удалось! В 1905 г. он запустил первую машину-автомат. Правда, у него тут же выкупили патент фабриканты, которые вместо того, чтобы облегчить труд рабочих, предпочли вообще не использовать изобретение — иначе цена бутылки резко падала. Но в США стекольные заводы уже успели обзавестись такими машинами, и в Европе всё сложнее было найти людей, которые были согласны на этот невероятно тяжёлый труд.
В XX столетии ярко выделилась ещё одна фигура — французский художник и дизайнер Галле. Он подкрашивал стекло оксидами кобальта, после чего оно приобретало необычный сапфировый оттенок, добавлял в него пузырьки воздуха и кусочки фольги. Но главным его изобретением, которое произвело настоящий фурор во всём мире, считается обработка многослойного стекла при помощи кислоты, резьбы и красителей. Особое внимание стоит обратить на его гравировку, отразившую основные направления модерна. Его новаторством стали также «говорящие» стёкла, на которые Галле помещал цитаты из стихов любимых поэтов, таких как Малларме, Бодлер и др.
Сейчас рисунки на стекле делают при помощи песка. Этот способ был также открыт случайно: жители одного мыса, на котором всегда дул ветер, заметили, что песчинки оставляют особые царапины на окнах. Они решили поэкспериментировать и при помощи бумаги часть стекла закрыли. Через некоторое время на незащищённом участке появился матовый рисунок. На фабриках стекло «царапает» искусственно создаваемый поток воздуха, который содержит огромное количество песчинок. Он настолько сильный, что рабочим приходится носить специальные защитные костюмы.
Несмотря на то, что обработка стекла имеет столь длинную историю, качественно оно изменилось только во второй половине XX в. Если раньше говорили «хрупкий, как стекло», то теперь из этого материала строят дома благодаря его прочности на давление. По этому параметру оно обогнало даже камень. В своей книге Свешников пишет, что гранитный кубик размером 1 кв. см будет раздавлен тяжестью в 2000 кг, чугунный треснет под 7000 кг, а стеклянный выдержит 12 000 кг и больше.
У стекла ещё много свойств, которые можно применить в различных науках, строительстве, быту. Исследователи склоняются к тому, что это вещество со временем значительно вытеснит металл, и не за горами тот день, когда люди будут жить в стеклянных домах.