Монина В. Сестры милосердия кто они? : исторический экскурс / В. Монина. // Библиополе. – 2008 .– № 9. – С. 70 - 74.
«Нежное, кроткое сердце... и такая сила,
такая жажда жертвы! Помогать нуждающимся
в помощи...
она не видела другого
счастия...»
И. С. Тургенев
Мероприятие сопровождается демонстрацией слайдов из книги «Сестры милосердия».
ВЕДУЩИЙ (1): Что такое милосердие? Кто такие сестры милосердия? Когда вы впервые услышали или прочитали об этом? Думаю, для вас, молодых людей, живущих в XXI веке, эти вопросы покажутся в некоторой степени трудными. Давайте, попробуем вместе ответить на них. Для этого нам придется заглянуть в далекое историческое прошлое.
Истоки и эволюция действенного женского милосердия напрямую связаны со становлением христианской культуры. Священное Писание повествует о том, что еще в начальный период христианства появились люди, движимые любовью и состраданием, добровольно посвятившие себя уходу за больными и ранеными, — сестры милосердия.
Испокон веков русские женщины несли идеалы милосердия, сострадательной любви, самопожертвования. Упоминания об участии женщин в делах милосердных встречаются в древнерусской литературе, фольклоре. В памятниках древнерусской литературы рождается женский образ — заступница, утешительница, спасающая молитвой, слезой горючей, любовью и милосердием: «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Слово о полку Игореве», «Степенная книга. Сказание о княгине Ольге».
В XII веке внучка князя Владимира Мономаха, Евпраксия Мстиславовна, написала медицинский трактат «Алимма» (в переводе «Мазь») и лечила людей целебными травами.
Из курса истории вам должно быть известно, что при Петре I произошли коренные преобразования в государственном устройстве. Так, в 1728 году Медицинская коллегия впервые ввела в штат госпиталей женщин, призванных ухаживать за пациентами.
ВЕДУЩИЙ (2): Массовое призвание женщин к служению на поприще христианского милосердия связано с именем императрицы Марии Федоровны (1759—1828). По ее инициативе в 1815 году была образована община сердобольных вдов. Идея состояла в привлечении к уходу за больными женщин, потерявших мужей, и их незамужних дочерей. Первоначально в общине насчитывалась 21 вдова. Женщины присматривали за больными, следили за порядком в палатах, разносили пищу, питье, лекарства. В инструкции для сердобольных вдов значилось следующее: «Должность не многосложна, но важна для страждущих и требует хорошего рассудка и много терпения, и человеколюбия, и кроткого обхождения с больным». После года прилежной работы сердобольная вдова приводилась к присяге. Каждой из них вручался золотой крест на зеленой ленте, который предписывалось носить на шее всю жизнь. Община просуществовала 73 года.
ВЕДУЩИЙ (1): В 1844 году по инициативе дочери Николая I, великой княгини Марии и принцессы Терезии Ольденбургской, в Санкт-Петербурге была открыта первая в России община сестер милосердия. Сестры милосердия тех лет — отнюдь не то же самое, что медсестра в современном понимании. Сестрой милосердия именовали женщину 18—40 лет с медицинским образованием или без такового, но обязательно грамотную. Правилами общины предусматривалось изучение Библии, но принимать монашеские обеты не требовалось. Девушкам разрешалось вступать в брак, но ради служения делу они зачастую отказывались от этого. Прежде чем называться сестрами милосердия, девушки и вдовы проходили испытательный срок.
С самого открытия общины сестер консультировал хирург Николай Иванович Пирогов. Он писал: «Доказано уже опытом, что никто лучше женщин не может сочувствовать страданиям больного и окружать его попечением неизменным и, так сказать, несвойственным мужчинам».
ВЕДУЩИЙ (2): Преемницей и последовательницей дел, начатых императрицей Марией Федоровной, стала ее любимая невестка — великая княгиня Елена Павловна. Она организовала Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия — первую военную общину сестер милосердия в России. К этому ее подтолкнули трагические события обороны Севастополя во время Крымской войны (1853— 1856).
Необходимо отметить, что пик создания общин милосердия в России пришелся на вторую половину XIX — начало XX века, и это закономерно: многочисленные кровопролитные войны за передел мира и сфер влияния происходили именно в этот период. Огромное количество раненых, нуждающихся в незамедлительной помощи, потребовало максимального приближения медицинского персонала к полю боя.
В декабре 1854 года первая группа сестер милосердия (34 человека) начала работу в госпиталях Севастополя, за ними последовали другие — всего 127 самоотверженных женщин, в числе которых были представительницы старинных дворянских родов — Екатерина Бакунина, Екатерина Хитрово, Елизавета Харцева, Мария Глебова, Варвара Щедрина.
ВЕДУЩИЙ (1): Легендарную славу во время Крымской войны стяжала Даша Севастопольская. Подлинная фамилия этой девушки долгое время оставалась неизвестной. Но после длительных поисков в Государственном военноисторическом архиве удалось найти документы, удостоверяющие личность народной героини. Оказалось, Даша Севастопольская — это Дарья Ивановна Михайлова.
Оставшись сиротой в 13 летнем возрасте, девочка видела много горя, скитаясь в поисках хлеба и заработка по домам таких же бедняков, как и она сама. Когда в сентябре 1854 года около крымских берегов появился неприятельский флот, закипела работа по укреплению Севастополя. Днем и ночью работали все — от мала до велика, работала и Даша. Она стирала белье для русских солдат и, когда приходила в лагерь, видела все муки раненых защитников города. Потрясенная увиденным, девушка решила посвятить себя уходу за больными воинами. Сделать это было нелегко: никто бы не разрешил ей жить среди солдат. Тогда Даша переоделась матросом и остригла волосы. Вскоре она отправилась туда, где шло одно из тяжелейших сражений Крымской войны — к берегам Альмы.
Гром выстрелов, свистевшие в воздухе пули, отчаянные крики и стоны раненых вначале было испугали девушку, но она быстро взяла себя в руки: достала из сумки ножницы, тряпки и принялась, как умела, промывать и перевязывать раны несчастных. Позабыв страх и уже не обращая внимания на ужасы военных действий, она перебегала от одного солдата к другому и без устали перевязывала их раны. Так образовался случайный перевязочный пункт, и подошедший фельдшер немало удивился тому, как работает «матрос». А раненых становилось все больше и больше, подолгу лежали они на траве и ждали помощи.
После Альминского сражения Даша дни и ночи работала то на перевязочных пунктах, то в госпиталях. Не получив никакого специального образования, она, по словам хирурга Н. И. Пирогова, могла даже ассистировать врачам при операциях. Когда о героической деятельности Даши Севастопольской было доложено императору, он пожаловал ей почетный знак отличия — серебряную медаль с надписью «Крым — 1854—1855—1856». Своим детям — великим князьям, которые находились при армии, — он велел поцеловать ее, подарил 500 рублей и приказал выдать еще 1000 рублей, когда она будет выходить замуж. После таких царских милостей Даша уже могла снять свой матросский костюм и спокойно работать у постели больных в женском платье.
ВЕДУЩИЙ (2): После Крымской началась Русскотурецкая война 1877—1878 годов. И вновь проливалась кровь, вновь начались страдания русских солдат. И снова потянулись к ним милосердные женские сердца, готовые облегчить участь раненых.
Сестры милосердия работали в крайне тяжелых бытовых условиях. Жильем им обычно служили холодные, нередко дырявые палатки. Зачастую у сестер не было соответствующей обуви и одежды. Потребовалось вмешательство Н. И. Пирогова, который предложил военному ведомству снабдить сестер теплым фланелевым бельем, длинными шерстяными чулками и сапогами для ходьбы по грязи, непромокаемыми плащами и фонарями для работы ночью и при розыске раненых после сражений.
Хирург профессор Бергман, впервые сотрудничавший с сестрами милосердия, был восхищен их отвагой и высокой работоспособностью. Пораженный безупречным самоотверженным трудом женского медицинского персонала на войне, Бергман делился своими впечатлениями: «Как они честно трудились! Как ухаживали! Ночью не давали они себе покою ни на одну минуту, эти истинные сестры! Скромная деятельность их, тихий и деликатный образ обхождения с больными и колоссальная рабочая сила уничтожили... мое сомнение о применяемости их труда на поле битвы».
Один из врачей военного госпиталя на Балканах писал: «Стоило видеть, с каким самоотвержением, с какой энергией, с какой ловкостью сестры исполняли свое дело. Стоило видеть, с какой любовью они относились к раненым, как бережно и умело перевязывали тяжелые ранения, как некоторые подчас даже распознавали осложнение ран, присутствие пуль и заблаговременно передавали об этом нам — врачам».
ВЕДУЩИЙ (1): Такие отзывы — наилучшая похвала для любящих женских сердец. Невольно задумаешься: откуда они черпали силы, упорство, доброту, смелость? Они не боялись ухаживать за больными тифом, подвергая себя опасности заражения. Так произошло и с баронессой Юлией Петровной Вревской.
История ее жизни и милосердного самопожертвования нам известна благодаря сохранившейся переписке ее с русским писателем И. С. Тургеневым. Ей он посвятил знаменитое стихотворение в прозе: «...она умирала на вонючей, сырой соломе, под навесом ветхого сарая, на скорую руку превращенного в походный военный госпиталь, в разоренной болгарской деревушке. Больные солдаты, за которыми она ухаживала, пока еще могла держаться на ногах, поочередно поднимались со своих зараженных логовищ, чтобы поднести к ее запекшимся губам несколько капель воды в черепке разбитого горшка...»
ВЕДУЩИЙ (2): Дочь генерала Петра Петровича Варпаховс кого, Юлия, родилась в 1841 году в уездном городке Старице Тверской губернии. У Юлии были четыре брата и сестра Наталия. Хоть и жила семья небогато, но все же дочерей родители воспитали в лучших аристократических традициях, дали им прекрасное образование. Юлия с сестрой окончили Смольный институт в Петербурге. В 16 лет девушку выдали замуж за барона Вревского, который был старше своей юной жены на 30 лет. Семейная жизнь ее была недолгой — через год Юлия овдовела.
В Петербурге она назначается фрейлиной ко двору государыни Марии Александровны. В ту пору императрица много и тяжело болела, и первые азы сестринского дела Юлия Петровна познала, ухаживая за высочайшей особой.
Находясь при дворе, баронесса познакомилась с великой княгиней Еленой Павловной, в Крымскую кампанию создавшей первый в истории отряд сестер милосердия, и, скорее всего, благодаря общению с ней заинтересовалась организацией женского ухода за ранеными в военное время.
ВЕДУЩИЙ (1): Юлия Вревская всегда была в окружении друзей. Но самым близким ей человеком был И. С. Тургенев. Онто и открыл ей путь в Болгарию. Еще девятнадцатилетней она прочла роман «Накануне», и уже тогда у нее созрело решение положить жизнь «за други своя».
Когда в апреле 1877 года Россия объявила войну Турции, по всей стране начался сбор добровольных пожертвований в пользу братьевславян. Великой княгини Елены Павловны уже четыре года не было в живых, но Юлия Петровна ее помнила и решилась повторить ее подвиг: она организовала призыв женщиндобровольцев в отряды сестер милосердия, сама оплатила форму, медикаменты и дорогу... В отличие от Елены Павловны, оставшейся во время Крымской кампании в Петербурге, баронесса сама отправилась во главе отряда из 22 человек в Болгарию.
ВЕДУЩИЙ (2): У Вревской началась работа в госпиталях — без передышки, почти без сна. Дочь военного генерала, выросшая в светском обществе, она, конечно, представляла себе, что ожидает ее на театре боевых действий. Однако реальность — грязь, кровь, страдания — превзошла всякие представления. С передовой привозили покалеченные тела, которые мало напоминали человеческие, а ведь еще существовали обычные бытовые проблемы. В одном из писем Тургеневу она писала: «Я живу тут в болгарской хижине, но самостоятельно. Пол у меня земляной и потолок на четверть выше моей головы; ...мету я свою комнату сама, всякая роскошь здесь далека, сплю на носилках раненого и на сене. Всякое утро мне приходится ходить за три версты (верста = 1,06 км) в госпиталь, на 400 человек нас 5 сестер...» Несмотря на все эти трудности, на предложение государя вернуться в Петербург для отдыха и получения ордена Юлия Петровна ответила резким отказом: «Мы здесь не для того, чтобы получать ордена!». Изо дня в день она на волосок от смерти, изо дня в день адский труд, невероятные физические лишения. Но ни единого слова жалобы: «...как можно роптать, когда видишь перед собою столько калек, безруких, безногих, и все это без куска хлеба в будущем...»
ВЕДУЩИЙ (1): Юлия Петровна Вревская умерла от тифа 24 января 1878 года. Заразилась она от одного сумасшедшего, больного тифом, за которым никто не желал ухаживать, ведь это был всего лишь жалкий безумец, обреченный на смерть. Она ухаживала, облегчала страдания несчастного и заплатила за это своей жизнью.
Перед смертью Вревская просила сжечь весь ее архив, дневники и письма. Эту просьбу исполнили. Уцелели лишь письма, которые сохранил И. С. Тургенев. Похоронили Юлию Вревскую в белокрасной форме сестры милосердия согласно ее предсмертной просьбе. В этот день стоял сильный мороз, столь необычный для болгарского климата. Могилу в промерзлой земле копали раненые солдаты, за которыми она ухаживала. Они же несли ее гроб.
Во дворе дома-музея в болгарском городе Бяле, под двумя высокими елями, скромная могила и небольшой памятник из белого камня, обвитый плющом. У памятника в любое время года живые цветы. Они — знак вечной благодарности болгарского народа не только Юлии Вревской — всем русским сестрам милосердия.
ВЕДУЩИЙ (2): После окончания Русско-турецкой войны вопрос о пользе, приносимой сестрами милосердия на войне, перестал быть дискуссионным. В течение последующих двух лет было образовано восемь общин сестер милосердия.
Подвижницы милосердия также активно и самоотверженно трудились в последующие годы — во время Русско-японской войны 1904—1905 годов и Первой мировой войны 1914— 1918 годов.
Когда началась Великая Отечественная война, в военкоматы, здравотделы, комитеты Красного Креста хлынул поток заявлений от девушек и женщин, требовавших принять их на курсы медицинских сестер и в учебные санитарные дружины и отправить на фронт. Медсестры и сан-дружинницы самоотверженно работали в войсковых подразделениях действующей армии. С терпением и любовью долгие ночи и трудные дни дежурили медицинские сестры у постели раненых на этапах эвакуации, в военно-санитарных поездах, в госпиталях фронта и тыла, облегчая страдания и отвоевывая у смерти драгоценные жизни.
Незабываемые подвиги совершали медицинские сестры в Великую Отечественную. Спасение раненых приравнивалось к воинской доблести. Об этом свидетельствует приказ народного комиссара обороны от 23 августа 1941 года. В нем говорилось: «Для поощрения боевой работы военных санитаров и носильщиков ввести следующие представления о награждении:
1. За вынос с поля боя 15 раненых с их винтовками или ручными пулеметами представлять к правительственной награде медалью «За боевые заслуги» или «За отвагу» каждого санитара и носильщика.
2. За вынос с поля боя 25 раненых с их винтовками или ручными пулеметами представлять к правительственной награде орденом Красной Звезды каждого санитара или носильщика...» И так далее. Чем больше спасенных, тем выше награда.
ВЕДУЩИЙ (1): Но не ради наград несли свою службу медицинские сестры и санитарные дружинницы. В их сердцах искрилась горячая любовь к Родине и ее защитникам. История сохранила немало фамилий героических женщин Великой Отечественной войны. Это Лидия Савченко, вынесшая с поля боя 35 раненых, 32 раза становившаяся донором; Антонина Александрова, вывезшая на упряжке ездовых собак 18 раненых и 1767 кг боеприпасов; 17летняя Тамара Калнина, вытащившая раненых из горящего грузовика. Лена Жаворонкова в течение пяти дней ухаживала за 130 ранеными в эшелоне, попавшем в окружение. Она сумела пробраться к советским частям и с их помощью вывезла всех раненых. В критической ситуации сестрам приходилось браться за оружие. Так поступила Катя Абрамова, заменившая убитого пулеметчика.
ВЕДУЩИЙ (2): Нет возможности перечислить многочисленные подвиги наших соотечественниц. За героизм и мужество, проявленные в годы Великой Отечественной войны, 46 медицинских сестер России были награждены медалью имени Флоренс Найтингейл.
Кто же такая — Флоренс Найтингейл? Это знаменитая английская аристократка, стоявшая у истоков профессии сестры милосердия. В 26 лет, несмотря на протест семьи, Флоренс поехала в Германию в общину диаконис, а в 33 года уже руководила больницей для женщин в Лондоне. Во время Крымской войны она так организовала работу английского госпиталя, что он из места смерти, где умирал каждый второй, стал центром выздоровления. Ф. Найтингейл создала систему подготовки кадров среднего и младшего медперсонала в Великобритании. Свое состояние Флоренс завещала на учреждение медали, которая Международным комитетом Красного Креста была установлена в 1912 году. Она вручается каждые два года 12 мая — в день рождения Ф. Найтингейл — сестрам милосердия за спасение ими раненых и пострадавших, уход за больными в военное и мирное время, а также в знак признания их исключительных моральных и профессиональных качеств. Фонд на учреждение медали складывается из отчислений обществ Красного Креста разных стран.
ВЕДУЩИЙ (1): В 1945 году эту высокую награду получила ленинградка Вера Ивановна Щекина — «за милосердие к жителям блокадного города, за самоотверженный труд ради спасения детей».
Когда фашисты вплотную подошли к Ленинграду, Вера Ивановна, будучи молоденькой девушкой, стала проситься на фронт, но по возрасту ее не взяли, а направили на строительство оборонительных сооружений. А когда началась блокада, Вера с такими же, как и она, девчонками-сандружинницами спасала детей-сирот. На ее личном счету числятся 29 спасенных от смерти ребят, многие из которых носят ее фамилию. По сигналу воздушной тревоги она выезжала, чтобы оказывать помощь раненым во время бомбежки, откапывала заваленные входы в бомбоубежища, ходила за водой, чтобы напоить ослабевших от голода людей. Во время блокады на ее руках были 500 больных человек, за которыми Вера ухаживала на дому.
ВЕДУЩИЙ (2): Великие люди велики и в малом. Подвижницы духа находились не только на фронтах сражений, были они и в обыденной жизни. Святая любовь не смущается никакими ужасами, и часто сестры милосердия помогали прокаженным, которые были изолированы от общества и остаток своей жизни проводили в страшном сознании, что только смерть избавит их от мучений. Женщины, движимые состраданием, шли в лепрозории (медицинские учреждения, где находятся больные проказой) помогать тем, кого порой забывали самые близкие родственники.
Известно сердобольное отношение русского человека к заключенным. Сестры милосердия посещали каторжников, сосланных на Сахалин, куда отправляли самых падших преступников, которые всем внушали только презрение, ужас и отвращение. Но сестры верили, что образ Божий, хоть и очень маленькой искоркой, все еще теплится в них, и шли туда, чтобы своим горячим сердцем разжечь эту искорку. Даже недоступные Петропавловская и Шлиссельбургская крепости, «откуда не выходят, а выносят», открывали перед ними свои ужасные двери. Они приходили к убийцам и безвестным бродягам, ворам, бесстрашно беседовали в одиночных камерах с самыми закоренелыми уголовниками и всем несли слово утешения.
ВЕДУЩИЙ (1): К сожалению, благородное дело подвижниц Добра прервала Октябрьская революция 1917 года. Не будем искать и осуждать виновных —
такова история.
Все, что вы услышали, — краткая история женского милосердного движения. Наиболее полное исследование данного вопроса представлено в книге «Сестры милосердия в России», изданной в Санкт-Петербурге в 2005 году. В ее издании принимали участие медицинские работники, преподаватели, работники музеев, архивов, библиотек. Эта книга — попытка осмысления на основе разрозненных источников истории сегодняшнего состояния и перспектив развития женского деятельного милосердия в России. В этом богато иллюстрированном издании впервые собраны воедино сведения о крупнейших общинах сестер милосердия Российской империи, действовавших в обеих столицах и в провинциях, а также о ряде современных общин и сестричеств.
ВЕДУЩИЙ (2): Отрадно, что в 90-е годы прошлого столетия, то есть не так давно, в России вновь возродилось движение сестер милосердия. В Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Самаре, Оренбургской области, Белгороде и других городах возникли общины и сестричества. Марфо-Мариинское сестричество милосердия в Белгороде было создано по благословению Владыки Иоанна в 1995 году. Сегодня в его составе более 80 сестер.
Современные сестры милосердия не всегда являются профессиональными медсестрами. Они учатся или трудятся в разных сферах, имеют семьи, детей, в свободное время помогают сиротам, престарелым, психически больным, бедным людям. Некоторые сестры оставляют свою прежнюю работу и полностью посвящают себя служению людям. В большинстве своем сестры милосердия — это люди верующие, а значит, достаточно скромные. Они никогда не жалуются, а смиренно несут свое послушание. Об их заботах, печалях и радостях мы можем почитать в номерах журнала «Добродетель», издающегося белгородским Марфо-Мариинским сестричеством.
Так, например, сестра милосердия Наталья Артеменко пишет: «Работа по уходу за больными — это, конечно, постоянное участие в чьих-то страданиях. Но встречаются такие больные, которые нам, призванным утешать, сами служат утешением, примером жизнестойкости». А Анна Васильева задает вопрос: «Трудно ли быть сестрой милосердия?» И сама же отвечает: «Наверное, самое сложное — это не само послушание, не выполнение задания (убрать, помыть, сходить, принести...), а смирение во время его исполнения. И еще: хорошая сестра, по-моему, должна иметь крепкую веру в Бога и любовь — не жалость, а именно любовь — к людям. А это очень трудно».
Подводя итог вышесказанному, попробуем ответить на заданный в начале вопрос: кто такие сестры милосердия?
Они — люди, несущие в мир свет, тепло, радость, успокоение, благодать. Освященные многовековым опытом духовные ценности — добро, сострадание, самопожертвование — наполняют особым смыслом каждодневное служение сестер милосердия.