Бухаркина Е. Давайте, люди, никогда об этом не забудем / Е. Бухаркина. // Библиополе. – 2010 .– № 5. – С. 65 - 69.
ПОДГОТОВКА И ОФОРМЛЕНИЕ
Данный сценарий разработан на основе изучения творчества А.Т. Твардовского и этнографического исследования местного фольклора времён Великой Отечественной войны.
В его поэме «Василий Тёркин» живо ощутимы фольклорные корни, поэтому в сценарий включены частушки и фронтовая байка, продиктованные односельчанами — тружениками тыла.
Предлагаемое мероприятие помогает воспитывать у подрастающего поколения любовь к России, к защитникам Отечества, пробуждает интерес к истории своей страны и русской литературе, прославляющей подвиг солдата на войне.
Необходимо обязательно отдать дать уважения ветеранам: почтить минутой молчания погибших фронтовиков и назвать поимённо присутствующих в зале ветеранов войны, вдов фронтовиков и тружеников тыла, на плечи которых легли все тяготы военного времени.
Оформление сцены: вверху — надпись «К 65-летию Великой Победы», в центре — плакат «Ради жизни на земле», портрет А.Т. Твардовского. На одной стороне сцены — макет русской печи (для инсценировки главы «Два солдата»), на другой — палатка, макет костра, берёзки.
Для лучшего восприятия материала необходимо применять инсценировку, театрализацию. Для реализации этого мероприятия потребуются технические средства: компьютер, мультимедийный проектор, видео-материалы с военной кинохроникой, магнитофон. Будет замечательно, если вместо магнитофонных записей заиграет гармонь.
ЧТЕЦ (1):
Война — жесточе нету слова.
Война — печальней нету слова.
Война — святее нету слова.
В тоске и славе этих лет.
ЧТЕЦ (2):
И на устах у нас иного
Ещё не может быть и нет...
А. Твардовский. Война — жесточе нету слова...
ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодняшний вечер мы посвящаем Дню Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Мы предлагаем открыть ещё одну страницу летописи тех страшных лет, познакомить вас с творчеством фронтового поэта Александра Трифоновича Твардовского.
В первые же дни войны он получил назначение в газету Киевского военного округа «Красная армия» и отправился на фронт. Вместе с действующей армией, начав войну на Юго-Западном фронте специальным корреспондентом фронтовой газеты, он прошёл войну от Москвы до Кёнигсберга.
ЧТЕЦ(1):
Отцов и прадедов примета, —
Как будто справдилась она:
Таких хлебов, такого лета
Не год, не два ждала война.
ЧТЕЦ (2):
Как частый бор, колосовые
Шумели глухо над землёй.
Не пешеходы — верховые
Во ржи скрывались с головой.
ЧТЕЦ(1):
И были так густы и строги
Хлеба, подавшись грудь на грудь,
Что, по пословице, с дороги
Ужу, казалось, не свернуть.
И хлеба хлеб казался гуще,
И было так, что год хлебов
Был годом клубней, землю рвущих,
И годом трав в лугах и пущах,
И годом ягод и грибов.
ЧТЕЦ (2):
Как будто всё, что в поле было —
Её добро, её тепло, —
С великой щедростью и силой
Ростки наружу выносило,
В листву, в ботву и колос шло.
В свой полный цвет входило лето,
Земля ломилась, всем полна...
Отцов и прадедов примета, —
Как будто справдилась она...
ЧТЕЦ(1):
Гром грянул — началась война...
А. Твардовский. Отцов и прадедов примета
(Звучит мелодия «Священная война». 1 -й куплет + припев — громко, 2-й — тише, муз. А. Александрова.)
ВЕДУЩИЙ (на фоне мелодии): На рассвете 22 июня 1941 года тишина ясного утра была нарушена грохотом артиллерийской канонады и взрывами падающих с неба бомб. Гитлеровский фашизм вероломно вторгся на нашу Родину, приступил к осуществлению своей чудовищной цели: уничтожить Советское государство, истребив миллионы людей, поработить народы СССР и других стран.
Александр Твардовский видел войну своими собственными глазами, бывал в окопах вместе с солдатами, жил в землянках, подвергался обстрелам, бомбёжкам, испытал на себе тяготы армейской жизни. Основная заслуга поэта была в том, что он вёл огонь по врагу со страниц фронтовых многотиражек, создавая стихотворения, репортажи, зарисовки, в которых достоверно воссоздавал эпизоды войны, думы и переживания солдат. Особенно трудными дороги войны были в самом начале, когда нашим воинам с большими потерями приходилось отступать.
«Однажды политрук Твардовский с сотней уставших, измученных бойцов оказался в окружении и мучительно искал выход: как прорваться к своим? В ночной тишине слышался «лай» автоматов, громыхали мины. «Товарищ комиссар, вы же местный, — обратились солдаты к поэту, — может, попробуем двигаться?» Твардовскому местность была хорошо знакома: здесь он в детстве собирал клюкву и грибы. Потихоньку, на ощупь, разбившись на группы, бойцы уходили в ночь, всё дальше и дальше удаляясь от дороги. Командир их части, выходившей из окружения, растерялся, а с наступлением темноты и вообще пропал неизвестно куда. И вот в этой подсвеченной луной летней ночи Твардовский взял всю власть на себя и вывел часть из окружения».
ЧТЕЦ(1):
Вдоль развороченных дорог
И разорённых сёл
Мы шли по звёздам на восток, —
Товарища я вёл.
Он отставал, он кровь терял,
Он пулю нёс в груди.
Ивею дорогу повторял:
— Ты брось меня. Иди...
Наверно, если б ранен был
И шёл в степи чужой,
Я точно так бы говорил
Ине кривил душой.
ЧТЕЦ (2):
А если б он тащил меня,
Товарища-бойца,
Он точно так же, как и я,
Тащил бы до конца...
Мы шли кустами, шли стернёй:
В канавке где-нибудь
Ловили воду пятернёй,
Чтоб горло обмакнуть.
О пище, что и говорить, —
Не главная беда.
Но как хотелось нам курить!
Курить — вот это да...
ЧТЕЦ(1):
Быть может, кто-нибудь иной
Расскажет лучше нас,
Как горько по земле родной
Идти, в ночи таясь.
Как трудно дух бойца беречь,
Чуть что скрываясь в тень.
Чужую, вражью слышать речь
Близ русских деревень.
ЧТЕЦ (2):
Мы пробирались по кустам,
Брели, ползли кой-как.
И снег нас в поле не застал,
Ине заметил враг.
Ирану тяжкую в груди
Осилил спутник мой.
И всё, что было позади,
Занесено зимой.
А. Твардовский.
Баллада о товарище
ВЕДУЩИЙ: Война легла тяжёлым бременем и на детей, лишила их счастливого детства. Многим из них с семилетнего возраста приходилось выполнять самую разную работу: собирать колоски в поле, копать картошку, пасти скот. На оккупированной территории дети иногда делали то, что не мог сделать взрослый: ходили в разведку, добывали важные сведения. Об этом написал Александр Твардовский в «Рассказе танкиста».
(Инсценировка «Рассказа танкиста». На экране — кадры кинохроники: танковое сражение.)
Фронт проходил повсюду — в далёком тылу и на передовой. Великая тяжесть легла на хрупкие женские плечи... С годами мы всё больше и больше постигаем бессмертный подвиг женщины в тылу, её великий труд.
ЧТЕЦ(1):
Когда прочла твоя родная,
Что под Ростовом сломлен враг,
Прочла, быть может, и не зная,
Что ты сражался в тех краях, —
То вновь к работе кропотливой
Она, наверно, взяв клубок,
Вернулась с мыслью горделивой:
«Не там ли нынче мой сынок?»
ЧТЕЦ (2):
Когда прочла твоя подруга,
Как сотни тысяч наших жён,
Что на Дону войсками Юга
Противник в бегство обращён, —
С волненьем искренним, сердечным,
Встречая день обычный свой,
Она подумала, конечно,
Не там ли ты и что с тобой ?
А. Твардовский. Бойцу ЮЖНОГО фронта
ВЕДУЩИЙ: В нашей стране нет такой семьи, которой бы не коснулась проклятая война. Кто-то героически сражался на фронте, а кто-то доблестно трудился на полях и фермах, на лесозаготовках и заводах. Низкий поклон женщине, державшей на своих плечах тыл, сохранившей детишек. В нашем селе проживают 15 тружеников тыла, которые своим трудовым подвигом приближали Победу. (Ведущий называет тружеников тыла.) Для вас, дорогие односельчане, звучит песня «Огонёк».
Победа была завоёвана дорогой ценой. Такой жестокой и кровопролитной войны, какую перенёс наш народ, не знала мировая история. Война унесла более 20 миллионов жизней советских людей. На территории Советского Союза фашистские захватчики истребили и замучили более 6 миллионов мирных жителей. Сотни тысяч советских людей загублены фашистами в лагерях смерти. История не знала таких разрушений, такого варварства и бесчеловечности, какие творили фашисты на нашей земле.
Фронтовая дорога Твардовского прошла через его родное село Загорье на Смоленской земле. «В Загорье я не застал в живых никого. Кто уцелел — подался в леса... Остальные — на каторге у немцев или в больших общих могилах...» — с горечью вспоминал поэт.
Александр Твардовский тяжело переживал и гибель своих фронтовых товарищей, подвиг которых невозможно забыть. Уже после войны в потрясающей балладе «Я убит подо Ржевом» он пишет о вечном обязательстве живых перед павшими за общее дело, испытывает чувство вины за то, что остался жив, а они погибли.
ЧТЕЦ (1) (на фоне мелодии «На безымянной высоте», муз. В. Баснера):
Я убит подо Ржевом,
В безымянном болоте,
В пятой роте, на левом,
При жестоком налёте.
Я не слышал разрыва,
Я не видел той вспышки,
Точно в пропасть с обрыва —
И ни дна, ни покрышки.
ЧТЕЦ (2):
И врага обратили
Вы на Запад, назад.
Может быть, побратимы,
И Смоленск уже взят?
И врага вы громите
На ином рубеже,
Может быть, вы к границе
Подступили уже!
ЧТЕЦ(1):
Завещаю в той жизни
Вам счастливыми быть
И родимой Отчизне
С честью дальше служить.
И беречь её свято,
Братья, счастье своё —
В память воина-брата.
Что погиб за ней.
ЧТЕЦ (2):
И у мёртвых, безгласных,
Есть отрада одна:
Мы за Родину пали,
Но она — спасена.
Наши очи померкли,
Пламень сердца погас,
На земле на поверке
Выкликают не нас.
ВЕДУЩИЙ: Если бы каждому погибшему в этой войне посвятить минутное молчание, то население всей Земли замолчало бы на 30 лет.
Среди наших односельчан, к сожалению, не осталось в живых ни одного фронтовика. Они умерли уже в мирное время. Помните их поимённо. Это... (Перечисляет всех фронтовиков-односельчан.)
Склонись и стар, и мал в честь тех, кто жизни ради нас отдал. Почтим память погибших в Великой Отечественной войне и память наших односельчан-фронтовиков минутой молчания.
(Минута молчания.)
Главным героем войны был советский солдат. Поэтому неслучайно одним из самых популярных произведений фронтовых лет была замечательная поэма Александра Твардовского «Василий Тёркин». Судьба автора «Книги про бойца» связана с судьбами простых солдат, прошедших всю войну.
Твардовский собирал материал прямо в окопах, на передовой. Поэма создавалась в землянках и блиндажах, в деревенских избах, сразу же публиковались на страницах фронтовых газет, немедленно поступала к своему главному читателю — солдату войны.
Автор читал поэму на память, вглядываясь в лица солдат при свете «катюш» — фитили торчали из сплюснутых снарядных гильз.
ЧТЕЦ(1):
Тёркин — кто же он такой ?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.
Впрочем, парень хоть куда.
Парень в этом роде
В каждой роте есть всегда,
Да и в каждом взводе.
ЧТЕЦ (2):
Был в бою задет осколком,
Зажило — и столько толку.
Трижды был я окружён,
Трижды — вот он!— вышел он.
И хоть было беспокойно —
Оставался невредим
Под огнём косым, трёхслойным,
Под навесом и прямым.
ВЕДУЩИЙ: Таким полюбили Тёркина бойцы-читатели, такой Тёркин живёт в землянках, пылит по трудным дорогам войны, мокнет под дождями, греется у костров на привалах, балагурит у походной кухни или в крестьянской избе в прифронтовой зоне.
ЧТЕЦ(1):
Жить без пищи можно сутки,
Можно больше, но порой
На войне одной минутки
Не прожить без прибаутки,
Шутки самой немудрой.
ЧТЕЦ (2):
Не прожить, как без махорки,
От бомбёжки до другой
Без хорошей поговорки
Или присказки какой...
ВЕДУЩИЙ: Знали солдаты, что смерть ожидает многих; знали, что война — это не праздник, не парад. И всё же звучали на фронте шутки, анекдоты, частушки, раздавался смех.
(Два Солдата сидят у «костра». Солдат ( 1) достаёт из голенища сапога ложку, пробует кашу из котелка, Солдат (2) рассказывает фронтовую байку.)
СОЛДАТ (1): Каша пригорела. Но я знаю, как сделать, чтобы её съели и не заметили горечи. До войны у меня был похожий случай. Так я шутками и разными байками развлекал едоков. Они и не поняли, что каша пригорела. Всю съели. Вот она — смекалка! Ну а на войне солдатская смекалка помогает ещё и выжить.
СОЛДАТ (2): А расскажу-ка я тебе тоже случай про солдатскую смекалку, который произошёл с моим другом старшиной Серёгой Загорюйко. Фамилия у него невесёлая, а сам-то он парень заводной, любил пошутковать. Сядем на привале, бывало, он и начнёт балаболить. На каждый случай жизни у него шутки да прибаутки припасены. Не зря он раньше любил играть в художественной самодеятельности.
СОЛДАТ (1): Я тоже по праздникам в клубе частушки пел. Никто не мог меня перепеть. Все девки на меня заглядывались!
СОЛДАТ (2): Потом расскажешь! Не перебивай, слушай дальше! Так вот, как-то раз мы достали трофейную форму. Серёга для смеха надел её и спрашивает нас, похож, мол, на фрица, нет? Мы чуть со смеху по траве не покатились. Но веселье наше было внезапно прервано: завязался бой. Проклятые фашисты начали поливать огнём. Кого поубивало, кто в укрытии успел спрятаться. А старшину ранило так, что всё лицо умыло кровью. И тут, как назло, появились фрицы. Ну всё, думает Серёга, это смерть его настигла. А фашисты вытянулись и к своим пустым головам руки приложили, честь, значит, отдали. Они, оказывается, егоза немецкого офицера приняли. И что им мог по-ихнему, по-германски сказать Серёга?
СОЛДАТ (1): Хенде хох! Гитлер капут!
СОЛДАТ (2): Да, и тут Загорюйку выручила солдатская смекалка и актёрский талант. Он обхватил голову руками, стал стонать и раскачиваться из стороны в сторону. Таким Макаром старшина изобразил контуженного, который ничего не может сказать. Он жестами объяснил, что они окружены, надо сдаваться в плен. Серёга поднял руки, а за ним — и остальные фрицы. Не зря говорят: что крестьяне, то и обезьяне. Так он и привёл немцев к нашим. За это получил награду!
СОЛДАТ (1): Вот видишь, и тут смекалка выручила солдата! И всё ж таки как ты думаешь, почему Гитлер проиграл войну?
СОЛДАТ (2): Плохо воевал.
СОЛДАТ (1): Запомни, солдат, простые слова: Гитлер учился только на два! А почему Гитлер плакал три недели, ты узнаешь из моих частушек. (Поёт фронтовые частушки.)
Не хочу я чаю пить,
Не хочу заваривать —
Буду пулей немцев бить,
Кипятком ошпаривать.
Сидит Гитлер на берёзе,
А берёза гнётся.
Посмотри, товарищ Сталин, Как он навернётся!
А вчера в бою тяжёлом
Немец пулей поливал.
Ничего он не добился:
По касательной достал.
Сидит Гитлер на берёзе,
Топорище делает,
А жена его — германка
Круг берёзы бегает.
Как за Волгою-рекою
Зеленеют ёлочки.
А танкисты-то у нас —
Девчата-комсомолочки.
Сидит Гитлер на берёзе,
Плетёт лапти языком,
Чтобы вшивая команда
Не ходила босиком.
Переправа, переправа,
Берег левый, берег правый.
В ледяной воде купался.
Хорошо, хоть жив остался!
А в Германии зимою
Поросёнок околел:
Три недели Гитлер плакал —
Поросятины хотел.
ВЕДУЩИЙ: Василий Тёркин — образ собирательный. Он чем-то похож и на самого Твардовского, и на тех многих солдат, которых можно было встретить на дорогах войны. Тёркин стал для бойцов живым и подлинным человеком, которому хотят подражать, у которого учатся и который зовёт бить ненавистного фашиста. В книге «Василий Тёркин» — вся война как есть: трагическое и комическое, героическое и обыденное всегда идут рядом.
ЧТЕЦ(1):
Переправа, переправа!
Берег левый, берег правый,
Снег шершавый, кромка льда...
Кому тёмная вода, —
Ни приметы, ни следа.
Ночью первым из колонны,
Обломав у края лёд,
Погрузился на понтоны
Первый взвод.
Погрузился, оттолкнулся
И пошёл. Второй за ним.
Приготовился, пригнулся
Третий следом за вторым.
ЧТЕЦ (2):
Переправа, переправа!
Берег правый, как стена...
Этой ночи след кровавый
В море вынесла волна.
ТЁРКИН:
Было так: из тьмы глубокой,
Огненный взметнув клинок,
Луч прожектора протоку
Пересёк наискосок.
И столбом поставил воду
Вдруг снаряд. Понтоны — в ряд.
Густо было там народу —
Наших стриженых ребят...
И увиделось впервые,
Не забудется оно:
Люди тёплые, живые
Шли на дно, на дно, на дно...
<...>
Долги ночи, жёстки зори
В ноябре — к зиме седой.
Два бойца сидят в дозоре
Над холодною водой.
То ли снится, то ли мнится,
Показалось что невесть,
То ли иней на ресница,
То ли вправду что-то есть?
Видят — маленькая точка
Показалась вдалеке:
То ли чурка, то ли бочка
Проплывает по реке?
Подошёл сержант с биноклем.
Присмотрелся: нет, живой.
Нет, живой. Без гимнастёрки.
А не фриц? Не к нам ли в тыл?
Нет. А может это Тёркин ?—
Кто-то робко пошутил.
Стой, ребята, не соваться, Толку нет спускать понтон.
Разрешите попытаться?
Что пытаться!
Братцы, — он!
И, у заберегов корку
Ледяную обломав,
Он как он, Василий Тёркин,
Встал живой, — добрался вплавь.
Гладкий, голый, как из бани,
Встал, шатаясь, тяжело.
Ни зубами, ни губами
Не работает — свело.
Подхватили, обвязали,
Дали валенки с ноги.
Пригрозили, приказали —
Можешь, нет ли, а беги.
Под горой, в штабной избушке,
Парня тотчас на кровать
Положили для просушки,
Стали спиртом растирать.
Растирали, растирали...
Вдруг он молвит, как во сне:
Доктор, доктор, а нельзя ли
Изнутри погреться мне,
Чтоб не всё на кожу тратить?
Дали стопку — начал жить,
Приподнялся на кровати;
Разрешите доложить...
Взвод на правом берегу
Жив-здоров на зло врагу!
Лейтенант всего лишь просит
Огоньку туда подбросить.
А уж следом за огнём
Встанем, ноги разомнём.
Что там есть, перекалечим,
Переправу обеспечим...
Доложил по форме, словно
Тотчас плыть ему назад.
Молодец!— сказал полковник.
Молодец! Спасибо, брат.
Переправа, переправа!
Пушки пьют в кромешной мгле.
Бой идёт святой и правый.
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.
ВЕДУЩИЙ: В тяжкий для Родины час появился Василий Тёркин, труженик-солдат с горячим сердцем, с народной смёткой и хитрецой, мастер на все руки и мечтатель, влюблённый в свою родную землю. В каждом выпуске фронтовых газет бойцы с нетерпением ждали продолжения «Василия Тёркина».
Да и как можно было не любить этого «святого и грешного чудо-человека»!
(Инсценировка главы «Два солдата» из поэмы «Василий Тёркин.)
Подполковник Александр Твардовский постоянно получал письма от солдат и офицеров, которые просили продолжать работу над поэмой. Тёркин помогал им приближать Победу. Ему верили, за ним шли в священный бой.
День Великой Победы стал па-мятным днём павших, наградой живым. Этого праздника люди ждали тысячу четыреста восемнадцать дней. Советские воины прошагали тысячи километров, освобождая нашу страну и страны Европы от фашизма.
Рядом с освободителями тяжкие дороги войны прошли фронтовые корреспонденты и поэты, статьи и стихи которых помогали бить жестокого и ненавистного врага, приближали долгожданную Победу.
ЧТЕЦ (1) (на фоне мелодии песни «Журавли», муз. Я. Френкеля):
Все в мире сущие народы,
Благословите светлый час!
Отгрохотали эти годы,
Что на земле застигли нас.
ЧТЕЦ (2):
Ещё теплы стволы орудий
И кровь не всю впитал песок,
Но мир настал.
Вздохните, люди,
Переступив войны порог...
А. Твардовский. В час мира
(Мелодия звучит громче. Дети раз-дают зрителям воздушные шары с надписями «Миру — мир!», «Войне — нет!».)
ЛИТЕРАТУРА
Твардовский, АТ. Стихотворения. Поэмы. — М.: Дрофа: Вече, 2002. — 400 с. — (Библиотека отечественной классической художественной литературы).
Воспоминания об А. Твардовском: сборник. — М.: Сов. писатель, 1982.
Грушин, АЛ. Творчество Твардовского. — М.: Изд-во Моск, ун-та, 1998.
Ермолаева, Н.Л. О правде войны в «Книге про бойца» АТ. Твардовского // Литература в школе. — 2005. — № 5.-С. 2-6.
Конева, Е., Нахнева, Н. На войне одной минутки не прожить без прибаутки И Читаем, учимся, играем. — 2003.-№ 4.
Поляков, Ю. Неизвестный подвиг Твардовского // Чудеса и приключения. - 2005. - № 4. - С. 7. - (К 60-летию Великой Победы).
Русская литература. Советская литература: справочные материалы / сост. Л. Смирнова. — М.: Просвещение, 1989.
1418 дней войны: Из воспоминаний о Великой Отечественной / сост.: Е.Н. Цветаев, В.С. Яровиков. — М.: Политиздат, 1990.