Карнизова Н. Символы Российской монархической власти / Н. Карнизова. // Игровая библиотека. – 2009 .– № 1. – С. 36 - 43.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ (1): Уважаемые ребята! Наши открытые уроки мы посвящаем истории создания государственной символики нашей страны: герба, флага и гимна. Она формировалась как символика верховной власти. При этом на начальном этапе в её роли выступали личные печати правителя, корона, скипетр, держава и трон.
«КОРОНА»
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ (2): Корона – драгоценный головной убор, который служил знаком царской власти в монархических государствах. Одной из древнейших корон в России является шапка Мономаха, состоящая их восьми отделанных филигранью золотых пластинок, каждая из которых украшена крупным рубином или изумрудом и несколькими жемчужинами. Она имеет соболью опушку и увенчана яблоком с четырьмя драгоценными камнями – рубином, жемчугом, синим и жёлтым яхонтами. На самом яблоке возвышается крест, концы которого украшены жемчужинами.
Особый статус венца диктовал его использование – до конца XVII в. при восшествии на престол всех русских государей. Царь надевал шапку Мономаха только в день венчания на царство, в дальнейшем он пользовался личным головным убором – «венцом». Последним русским царём, венчанным на царство шапкой Мономаха, стал Иван V, соправителем которого был Пётр I, коронованный вместе с братом. Как младший соправитель, он был венчан на царство специально изготовленной «шапкой второго наряда», с упрощениями воспроизводившей форму и убранство исторической шапки Мономаха. Обе шапки хранятся в Оружейной палате Московского Кремля.
Согласно официальной государственной теории, появившейся в XVI в. («Сказание о князьях владимирских»), этот дар византийского императора Константина IX Мономаха своему внуку, киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху, дол-жен был символизировать преемственность власти русских правителей от византийских императо-ров. Эта легенда служит обоснованием концепции «Москва — третий Рим». В действительности такое происхождение убора крайне сомнительно, потому что Константин умер в 1055 г., когда Владимиру было всего два года, и вероятность того, что он получит Киев, была довольно скромной, и с искусствоведческой точки зрения. Не исключено, что шапка Мономаха - на самом деле дар хана Узбека московским князьям (Юрию Данилови-чу или Ивану Калите) либо изготовлена по их заказу восточными мастерами.
УЧЕНИК (1): Первая в России корона европейского образца была сделана в 1724 году для коронования Екатерины I. Она была изготовлена из позолоченного серебра. Какие были на ней украшения, теперь уже не представишь, потому что драгоценные камни были сняты и использованы для короны Анны Иоанновны, племянницы Петра Великого, пожелавшей иметь корону собственную. Предположительно мастер Готлиб Вильгельм Данкель в 1730-1731 го-дах в Петербурге изготовил для неё и драгоценный венец из серебра и золота, используя такие ювелирные приёмы, как чеканка и золочение. Высота короны 31,3 см. Около двух с половиной тысяч искусно подобранных по величине алмазов, рубинов и турмалинов вмонтировано в серебряный остов короны. Большинство из них ранее украшали корону императрицы Екатерины I так же, как и помещённая под алмазным крестом неправильной формы тёмно-красная шпинель.
Камень был приобретён в 1676 году у китайского императора Канси и доставленна Русь учёным и писателем Николаем Спафарийем, находившимся на дипломатической службе при царе Алексее Михайловиче в Пекине (Китай) с 1675 до 1678 года. Этот знаменитый рубин кочевал из одной короны в другую.
УЧЕНИК (2): Екатерина II тоже не пожелала венчаться на царство (в 1762 году) короной предшественников и за-казала новую. Для Павла I она была несколько расширена, и ею короновались все последующие императоры России. В историю она вошла как Большая императорская корона Российской империи.
Это произведение искусства двух известных ювелиров – Георга-Фридриха Экарта, который был автором эскизов и каркаса, а также руководил работой, и Жереми Позье (в России его величали Еремеем Петровичем), который занимался подбором камней. Знаменитым мастерам было поставлено лишь одно условие: корона должна была весить не более 5 фунтов (2 килограмма).
Корона Российской империи изготовлена в виде головного убора восточных традиций («тюрбана индийских султанов, высшей касты раджей и османского духовенства»). Она состоит из двух серебряных полушарий, усыпанных бриллиантами, разделённых бриллиантовой гирляндой и двумя рядами жемчужин, скреплённых невысоким венцом, со-стоящим из большой шпинели, входящей в число 7 исторических камней, и креста из 5 огромных бриллиантов. Мастер оправил в серебро 4936 бриллиантов общим весом в 2858 карат и 72 ин-дийских жемчужины, подчеркнув сверкание бриллиантового кружева двумя рядами крупных матовых жемчужин. Высота короны с крестом составляет 27,5 см. Самым известным из драгоценных камней короны является шпинель на дуге весом 398,72 карата, разделявшей две половины короны, первоначально украшавшей императорский головной убор Елизаветы Петровны. Поверх шпинели - крест из 5 больших бриллиантов.
Величественный рисунок короны не только прекрасен, но и наполнен глубоким смыслом. Две полусферы олицетворяют соединение Востока и Запада на территории Российской империи и объединяющей два континента в победе над османами. Соединённые у основания короны и обрамлённые жемчугом, они изображают латинскую букву «V» («виктория» – «победа»). Снизу сетку полушарий охватывают лавровые ветви – символ власти и славы, а в рисунке гирлянды между полушариями помещены дубовые листья и жёлуди, что символизирует крепость и прочность власти.
Три больших драгоценных камня, доминирующих в государственных регалиях Российской империи, – красная шпинель (в короне), синий сапфир (в державе) и сияюще-белый алмаз (в скипетре) – созвучны по цвету красно-сине-белому российскому флагу. В настоящее время Большая императорская корона находится в Алмазном фонде Российской Федерации.
Для первой в истории России совместной коронации императора и императрицы – Павла I и его супруги Марии Фёдоровны (1759-1828) – потребовалась ещё одна, Малая императорская корона.
Над её созданием работали братья Дюваль. Они сумели придать этому изделию не только строгость и величие, но также лёгкость и изящество, которое так свойственно женским украшениям. Венец как бы соткан из бриллиантовых кружев в серебряной оправе. По сравнению с Большой императорской короной она получилась достаточно лёгкой и скромной. Её вес составил 378 г. Среди камней, использованных в короне, 48 крупных - от 2 до 9 каратов - и 200 мелких бриллиантов.
«СКИПЕТР»
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ (1):
Скипетр – древнейший символ власти, употреблявшийся ещё фараонами.
В Древнем Риме верхний конец посоха украшали орлом. Первообраз скипетра - пастушеский посох, присвоенный затем Церковью своим архиереям как знак пастырской власти. Европейские государи заменили его укороченными жезлами – скипетрами.
В Средние века скипетр наклоняли в знак монаршей милости, а целовали в знак принятия подданства.
УЧЕНИК (3): В состав атрибутов русской царской власти скипетр вошёл в 1584 году при венчании на царство Фёдора Иоанновича. Одним из синонимов слова «царь» стало слово «скипетродержатель».
После гибели династии Рюриковичей, Смутного времени и освобождения страны от польских интервентов новому царю, избранному на царство, а не получившему монаршую власть в наследство - Михаилу Фёдоровичу Романову, - необходимо было восстановить богатство и пышность московского двора. В царских мастерских стали спешно готовить новые украшения, золотую и серебряную утварь, парадное оружие. А в 1627–1628 годах кремлёвские ювелиры выполнили для Михаила Фёдоровича «государев Большой наряд», который включал золотой, украшенный яркой эмалью и драгоценными камнями царский венец, скипетр и державу. «Наряд...» предназначался для «парадных выходов» и приёма иноземных послов.
Скипетр состоит из трёх столбиков, соединённых между собой и сплошь покрытых эмалями и драгоценными камнями. Он символизировал мировую ось, был близок к магическому жезлу.
УЧЕНИК (4): Скипетр императорский был изготовлен в начале 1770-х годов для Екатерины II и ныне хранится в Алмазном фонде Российской Федерации. Длина его 59,5 см. Гладко отшлифованная золотая поверхность скипетра перехвачена восемью бриллиантовыми ободками. Ручка прочеканена каннелюрами (вертикальные желобки), усиливающими игру светотени. Скипетр завершает литой золотой двуглавый орёл, украшенный чёрной эмалью и бриллиантами. Парадность этой эмблемы монархической власти усилил алмаз «Орлов», украсивший скипетр в 1774 году.
«ДЕРЖАВА»
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ (2): Держава (древнерусское «държа» — «власть») — символ государственной власти монарха, представлявшая собой золотой шар с короной или крестом. Исторически держава была знаком отличия императоров Римской империи, позже стала атрибутом власти ряда западноевропейских монархов. Россия переняла данную традицию у Польши. Впервые держава была использована как символ власти русского царя при венчании Лжедмитрия I в 1605 году. Державное яблоко в русской христианской традиции символизирует Царство Небесное.
УЧЕНИК (5): Держава «государева Большого наряда» Михаила Фёдоровича представляет собой золотой шар, разделённый на два равных полушария и увенчанный крестом на высокой ножке. Верхнее полушарие, в свою очередь, разделено на четыре части, в каждую из которых вписано чеканное изображение из жизни библейского царя Давида, символизирующее мудрость правителя искусно чеканные рельефы оживляются многокрасочной мозаикой.
УЧЕНИК (6): Держава императорская высотой с крестом 24 см, дли-ной окружности шара 48 см, изготовлена всё тем же придворным ювелиром Георгом-Фридрихом Экартом для коронации императрицы Екатерины II. Свой современный вид она приобрела только при Павле I. Под крестом появился огромный сапфир, а в центре бриллиантовых поясов - крупный бриллиант. Хранится в Алмазном фонде Российской Федерации.
«ТРОН»
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ (1): Трон - богато отделанное кресло на специальном возвышении, как место монарха во время торжественных церемоний. В переносном значении - монархическая власть.
В России до XVIII века трон назывался Царским престолом, или Царским местом. Он устанавливался в передних комнатах дворца, или приёмных палатах. В 1551 г. Иван Грозный впервые устроил царское место в церкви - в Успенском соборе под шатровой сенью, часто называемое по находящейся на нём резьбе, представляющей события первого царского венчания, Мономаховым троном. Узорчатая кровля (сень) стоит на четырёх столбах, которые опираются на фигуры животных. Это лев (лютый, скимент), уена - вероятно,гиена («зверя окрутное,без оберненья шеи») -и два оскрогана. Царские места устанавливали в передних, или красных, углах палат. Троны украшали золотом, серебром, драгоценными камнями, золотыми тканями.
Московские цари имели целую коллекцию тронов. Самый известный из них - трон Ивана Грозного, покрытый резьбой из слоновой кости. Именно его взяли за образец мастера, изготовившие трон для первого царя из династии Романовых - Михаила Фёдоровича. Его форма стала типовой для изготовления парадной мебели. В отделке трона, облицованного золотыми пластинами с драгоценными камнями, ясно прослеживаются восточные черты: сочетание золота с бирюзой, приёмы обработки камней и металла, использование басмы, а также особая закрепка драгоценных камней.
УЧЕНИК (7): Следующим потрясающим воображение царским престолом был «Алмазный трон» Алексея Михайловича – сына первого царя из династии Романовых. Его преподнесли
в подарок армянские купцы, торговавшие с Персией. Всю поверхность этого трона покрывала сложная мозаика из бирюзы и алмазов, которых в общей сложности было около девятисот. Сам трон выполнен из сандалового дерева, облицованного золотыми и серебряными пластинами, на которых прочеканен причудливый растительный орнамент. Низ трона окаймляет резная полоса с крупным узором, изображающим процессию слонов с восседающими на них погонщиками. На спинке же в картуше с жемчужной обнизью шитая надпись:
«Могущественнейшему и непобедимейшему Московии императору Алексею, на земле благополучно царствующему, сей трон, великая искусством сделанный да будет предзнаменованием грядущего в небесах вечного блаженства. Лета Христова 1659».
Необычно двойное Царское место, изготовленное в 1687 году для царей Ивана V и Петра I, устроенное в Каменном тереме Кремля. У трона Бориса Годунова такая низкая спинка, что его вообще трудно назвать троном.
Императорские троны по форме близки к европейским креслам. Наиболее яркий пример являет собой трон Петра I, представленный в экспозиции Эрмитажа. Из несохранившегося стоит упоминания обустройство престола в 1673 году в Коломенском дворце. Часовой мастер Оружейной палаты Пётр Высоцкий поставил около него львов. Медные, обтянутые бараньими кожами, львы рычали, вращали глазами и открывали пасть. Механика их располагалась в особом чулане. В 1681 году во время ремонта дворца механизм львов был отремонтирован, а в начале XVIII века поломанные львы хранились в подклетной кладовой
дворца.