Пеструхина Н. Дети особой заботы : реализуем программу «Доступная среда» / Н. Пеструхина, Н. Бологова // Библиотечное дело. – 2011. – № 19. – С. 25-26.

«Воспитание детей – это задача не только системы образования, но и отечественной культуры, общества в целом. Нам необходимо создать новые качественные фильмы, и они должны быть интересны современным детям. Давайте вспомним, какое влияние на развитие целых поколений оказывала, к примеру, захватывающая научная фантастика (мы все читали её), которая увлекала ребят и звала совершать собственные открытия. Целое поколение выросло на этих книжках» – эти слова Д. А. Медведева прозвучали в Послании Федеральному Собранию 30 ноября 2010 года. Тогда были определены основные направления деятельности государства; одним из них является создание условий для полноценной жизни детей-инвалидов. Эта задача должна быть решена в ходе реализации новой государственной программы «Доступная среда».

Наша библиотека осуществляет проект «Дети особой заботы», направленный на создание условий для полноценной интеграции слепых и слабовидящих детей в общество, помогающий им ориентироваться в информационной и социокультурной среде города Вологды и Вологодской области. Наш проект стал одним из победителей конкурса на соискание государственных грантов Вологодской области в сфере культуры. Его целью является предоставление детям-инвалидам по зрению равных с другими детьми возможностей. Это касается и пользования услугами библиотеки, и развития творческих способностей. Он направлен на работу с незрячими, слабовидящими детьми, детьми с нарушениями умственного и психического развития, а также с родителями, педагогами, воспитателями и психологами, работающими с детьми-инвалидами.

Круг людей, с которыми общаются дети-инвалиды, узок, а рядом существует огромный мир, им не знакомый. Достичь того, чтобы они чувствовали себя равными в среде здоровых сверстников и взрослых, можно только путём создания таких условий, которые гарантируют уважение к их человеческому достоинству и формируют чувство уверенности в себе. Библиотека стремится содействовать социальной реабилитации и интеграции детей-инвалидов в общество, способствовать развитию их творческих возможностей, приобщать к чтению детей и их родителей. Оказать помощь детям – это и задача, и естественная нравственная потребность работников библиотеки.

В городе Вологде находится Территориальный Центр социальной помощи семье и детям, с которым библиотека ведёт совместную работу. Центр посещают дети из малообеспеченных и неблагополучных семей, дети-инвалиды, учащиеся коррекционных классов. При подготовке мероприятий библиотекарями подбираются такие викторины, игры, конкурсы, которые могут их заинтересовать.

«Пусть смеются дети на всей большой планете» — так назывался литературный праздник, посвящённый Дню защиты детей. Библиотекарь, Пират и Веселинка развлекали ребят литературными викторинами, загадками, играми. Ребята почувствовали себя настоящими актёрами, инсценируя сказку «Репка».

В летний период дети тоже не остаются без нашего внимания. Ко Дню независимости России состоялась беседа-презентация «Россия – Родина моя!», где ребята познакомились с государственными символами России. На мероприятии сотрудниками библиотеки было рассказано об истории возникновения, утверждения и эволюции главных символов российской государственности – герба, флага, гимна. Ребята также были ознакомлены с символикой города Вологды. Мы постарались не оставить ребят равнодушными, вызвать в них уважительное отношение к государственным символам России, её многовековой истории, чувство гордости за своё Отечество.

Знакомство ребят с библиотекой у нас начинается с информационно-познавательных игр, таких как: «Путешествие в Читай-город»; «Ты представь себе на миг, как бы жили мы без книг», «Сказка в гости к нам пришла», в ходе которых мы знакомим ребят с библиотекой, с необычными изданиями, с «говорящими» книгами, с книгами рельефно-точечного шрифта.

Тесное сотрудничество у нас налажено с учителями, воспитателями, методистами МОУ «Специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад №98 «Хрусталик» (для слабовидящих). Им оказывается помощь в подборе литературы, на их территории проводятся различные мероприятия. Мы принимаем участие в проектах, проводимых детским садом — начальной школой.

Одним из значимых событий в жизни нашей библиотеки стало открытие дет­ского отдела. Осуществить этот замысел помогла победа в конкурсе проектов на грант Правительства Вологодской области в сфере культуры. На средства, выделенные по гранту, был проведён текущий ремонт библиотеки, приобретена детская мебель, электронный ручной видеоувеличитель ЭРВ (Optic Zoom), предназначенный для чтения слабовидящими плоскопечатных текстов на экране телевизора, и специальная бумага для письма и печати по Брайлю.

С открытием детского отдела выделен отдельный фонд детской литературы. Были приобретены книжки на различных носителях и на самые разные темы, интересные как для детей, так и для их родителей, а также специальная литература по развитию и воспитанию детей с нарушением зрения. Также библиотекой воспроизведены стихи для детей Н. М. Рубцова из серии «Книга для слепых и слабовидящих детей».

На открытие отдела были приглашены ребята из детского сада №84 «Топо­лёк», с которым библиотека сотрудничает много лет. Каждый год дети старшей и подготовительной группы приходят к нам в гости, знакомятся с библиотекой, узнают о необычных «говорящих» книгах и изданиях рельефно-точечного шрифта для незрячих читателей. Самой главной задачей нашей работы мы считаем воспитание в детях милосердия, терпимости и правильного отношения к инвалидам. Ребятам нравится бывать в нашей уютной библиотеке, здесь для них проводятся экскурсии, иг­ры. викторины, утренники.

Детишкам был показан кукольный спектакль «Вам знаком “Книжкин дом”? Знаете про книжки в нём?» Кот Базилио, Лиса Алиса оживали в руках библиотекарей, учили ребят, как вести себя в библиотеке, загадывали загадки о любимых сказочных героях.

На протяжении несколько лет библиотека сотрудничает с Грязовецкой общеобразовательной специальной (коррекционной) школой-интернатом 3 вида для слепых и слабовидящих детей.

Библиотекари стараются наиболее полно удовлетворить читательские ин­тересы учащихся школы. В школу отсылаются списки новых «говорящих» книг на кассетах, дисках, книг укрупнённого шрифта, книг рельефно-точечного шрифта и книг обычного формата для досугового чтения и освоения школьной программы. На протяжении ряда лет библиотека включает в планы своей работы разнообразные по форме мероприятия. Для учащихся была организована выставка поделок «Загляни в сказку». Участники конкурса были приглашены к нам в гости на награждение. При выборе приза мы ориентировались на то, чтобы слепой ребёнок ввиду особого восприятия мира мог воспользоваться им в дальнейшем. Ребята оказались не только мастерами на все руки, но и прекрасными поэтами и чтецами. Они прочли стихи собственного сочинения.

Особое внимание мы уделили информационно-библиографической работе с данными учебными заведениями, оно заключается в постоянном информировании родителей, педагогов и психологов о новых поступлениях в библиотеку. Со­ставляются информационные списки, буклеты, памятки.

Мы стараемся сделать библиотеку местом, где наши маленькие читатели чувствуют себя уютно, комфортно. Только от нас с вами зависит, вырастет ли ребёнок читающей личностью, сможет ли выйти за рамки своих ограниченных возможностей.