Кудряшева Л. Изучаем знаки сервиса / Л. Кудряшева. // Игровая библиотека. – 2009 .– № 1. – С. 74 - 77.
Занятие по Правилам дорожного движения для учащихся 1 - 3-х классов.
ЦЕЛИ
Формирование основ знаний по Правилам дорожного движения;
воспитание грамотных пешеходов;
предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.
ЗАДАЧИ
Познакомить учащихся с дорожными знаками группы сервиса;
закрепить знания о дорожных знаках, их значении;
развивать творчество учащихся.
ОБОРУДОВАНИЕ
Компьютер, присоединённый к колонкам, для воспроизведения аудиофайлов;
компьютерный проектор для показа файлов с изображениями;
Экран;
Таблички с названиями групп знаков:
«Предписывающие знаки дорожного движения», «Запрещающие знаки дорожного движения», «Предупреждающие знаки дорожного движения», «Информационные знаки дорожного движения», «Знаки приоритета».
Карточки с изображением вышеперечисленных знаков дорожного движения;
Принадлежности для рисования;
Атрибуты для инсценировки сказки:
Картонный силуэт «Мерседеса»,
Файл, имитирующий звук двигающегося автомобиля,
Перо и бумажный свиток,
Изображение одного из знаков сервиса на картонном щите размером 50x50 см,
Несколько пейзажных файлов,
Файлы с изображением знаков сервиса.
Изображение знаков дорожного движения и комментарии к ним можно найти на сайте:
http://www.prav-net.ru/dorozhnye-znaki/ и на компакт-диске, прилагающемся к журналу. Изображения соответствуют Приложению 1 к «Правилам дорожного движения Российской Федерации», утверждённым Постановлением Совета министров Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, вступившим в действие с 01.03.2009 в редакции от 27.01.2009. Действующая редакция знаков соответствует ГОСТу Р 52289-2004 и ГОСТу Р 52290-2004.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Учитель
Ребята из отряда юных инспекторов движения, они же участники инсценировки сказки:
Сказочник
Принцесса
Слуги (1) и (2)
Глашатай
Король
УЧИТЕЛЬ:
Правил дорожных на свете немало.
Все бы их выучить нам не мешало.
Снова друзей собирает в свой круг
«Школа дорожных наук»!
Здравствуйте, ребята! Начинаем наше очередное занятие в «Школе дорожных наук». Давайте вспомним: каким языком «говорит» с нами дорога? (Языком дорожных знаков.)
Какие группы дорожных знаков вы знаете? (Предписывающие, запрещающие, предупреждающие, информационные, знаки приоритета.)
Вы правы, все дорожные знаки, которые нам известны, можно отнести к одной из этих групп.
Давайте поиграем! В руках у наших друзей из отряда юных инспекторов движения - таблички с названием групп дорожных знаков. А у каждого из вас на парте лежит изображение дорожного знака. По моему сигналу вы должны собраться в группы возле своей таблички.
(Ребята создают группы в соответствии с указанием Учителя. Затем следует обсуждение результатов - все ли нашли свою группу правильно.)
Сегодня мы познакомимся с ещё одной группой дорожных знаков. Посмотрите сказку, которую приготовили для вас Ребята из отряда юных инспекторов движения, и подумайте, о каких знаках в ней идёт речь.
(Учитель и Сказочник на протяжении всего действия находятся по краям сцены.)
СКАЗОЧНИК: Жил-был Король. И была у него дочь - Принцесса. Король любил свою дочь без памяти, хотя та была очень своенравная и капризная. Вот однажды ехала она на своём золотом «Мерседесе» и увидела дорожный знак.
(На сцене появляются Принцесса и Слуга (1). Они «едут» на «Мерседесе». Воспроизводится файл, имитирующий звук двигающегося, затем останавливающегося автомобиля. На экран проецируется один из файлов «Пейзаж». Перед двигающимся автомобилем Слуга (2) держит щит с одним из знаков сервиса.)
ПРИНЦЕССА (недовольно): Что это ещё за палка?
СЛУГА (1): Это, Ваше высочество, дорожный знак.
ПРИНЦЕССА (возмущённо): Для чего он здесь торчит?
СКАЗОЧНИК: Растерялись придворные, переглядываются меж собой. А Принцесса уже ногами топает и кричит.
ПРИНЦЕССА (кричит и топает ногами): Убрать сейчас же!
Знаки сервиса: Пункт первой медицинской помощи (1). Больница (2). Автозаправочная станция (3).
Техническое обслуживание автомобилей (4). Мойка автомобилей (5). Телефон (6). Пункт питания (7)
(Воспроизводится файл, имитирующий звук трогающегося, а затем двигающегося автомобиля.)
СКАЗОЧНИК: Не успели домой вернуться, Принцесса бросилась к Королю.
(Принцесса, оставив «Мерседес» за кулисами, возвращается на сцену. С проти-воположной стороны выходит Король. На экран проецируется изображение тронного зала Грановитой палаты Кремля.)
ПРИНЦЕССА: Хочу, чтобы немедленно убрали эти гадкие палки!
КОРОЛЬ: Но...
ПРИНЦЕССА (демонстративно заткнув уши): Ничего не хочу слушать! Пусть их уберут или я закачу такую истерику - в соседних королевствах слышно будет!
КОРОЛЬ (махнув рукой): Ну хорошо, хорошо! Эй, Глашатай! Перо и бумагу.
(Глашатай выносит свёрнутый рулончиком лист бумаги и гусиное перо. Король берёт письменные принадлежности, пристраивает бумагу на спине Глашатая, что-то пишет на ней.)
СКАЗОЧНИК: Делать нечего - король написал указ о запрещении дорожных знаков во всём королевстве.
(Король отдаёт бумагу Глашатаю.)
КОРОЛЬ: Пусть объявят на всех перекрёстках.
(Глашатай берёт указ и с поклоном удаляется. Принцесса смотрится в зеркальце, принесённое Слугами (1)и(2).)
СКАЗОЧНИК: Долго ли, коротко ли - увидела Принцесса в своём волшебном зеркальце рекламу заграничного курорта.
ПРИНЦЕССА (Королю): Хочу поехать на Тридесятый остров - в тёплом море купаться да на пляже загорать!
КОРОЛЬ: Слуги наши верные, снарядите в путь-дорогу золотой «Мерседес». Да сопроводите дочь нашу на Тридесятый остров.
СЛУГА (2): Слушаемся, Ваше величество!
(Действующие лица покидают сцену. На экран проецируются пейзажи. Воспроизводится звук двигающегося автомобиля. На сцену «выезжают» на «Мерседесе» Принцесса и Слуги (1)и(2).)
СКАЗОЧНИК: День едут, другой едут, а даже до границы королевства не добрались... Вот уж все домашние кушанья закончились, захотелось Принцессе есть.
ПРИНЦЕССА: Где здесь ресторан или хотя бы столовая?
СЛУГА (1): Ваше высочество, о том сказать вам не можем: ни одного дорожного знака нет в нашем королевстве.
ПРИНЦЕССА: А при чём здесь эти палки?
СЛУГА (1): Ваше высочество, был среди них такой знак, который подсказывал, где можно покушать. Но вы потребовали его убрать.
(На экран проецируется знак «Пункт питания».)
СКАЗОЧНИК: Топнула Принцесса ножкой, да делать нечего. Едут дальше. Ехали, ехали, да вдруг посреди чистого поля остановились.
(Воспроизводится звук «Скоростной автомобиль ~ горючее заканчивается».)
ПРИНЦЕССА: Что же мой «Мерседес» не едет?
СЛУГА (2): Жидкость волшебная закончилась, Ваше высочество!
ПРИНЦЕССА: Какая такая жидкость?
СЛУГА (2): Жидкость, ваш золотой «Мерседес» двигающая, её на автозаправке в бак заливают, Ваше высочество.
ПРИНЦЕССА: Так залейте немедленно этой жидкости, да побольше, не то я на ковёр-самолёт опоздаю и на Тридесятый остров не попаду!
СЛУГА (2): Ваше высочество, мы не знаем, где автозаправка, ведь ни одного дорожного знака нет в нашем королевстве!
(На экран проецируется знак «Автозаправочная станция». Принцесса и Слуга (1) выбираются из автомобиля.)
ПРИНЦЕССА (топая ногами от злости): Опять эти знаки?
СКАЗОЧНИК: От таких переживаний да от голода совсем ослабела Принцесса.
ПРИНЦЕССА (имитируя обморок; требует): Доктора мне скорей!
СЛУГА (1) (подхватывая Принцессу): Ваше высочество, где же его взять?
ПРИНЦЕССА: Найдите немедленно!
СЛУГА (1): Но ведь в нашем королевстве...
ПРИНЦЕССА: Хватит! Довольно! Я сама угадаю: больницу тоже можно найти только по этим вашим знакам. Так?!
(На экран проецируется знак «Больница».)
СЛУГА (1): Вы совершенно правы, Ваше высочество.
ПРИНЦЕССА: Немедленно найдите мне телефон - хочу с батюшкой поговорить!
(На экран проецируется знак «Телефон».)
СКАЗОЧНИК: Только придворные рот открыли, Принцесса как закричит.
ПРИНЦЕССА: Не говорите мне ничего! Как я раньше не понимала, что без дорожных знаков и шагу ступить нельзя!
СКАЗОЧНИК: Опоздала Принцесса на ковёр-самолёт, вернулась домой уставшая, голодная - и сразу к Королю. Не успели в королевстве и глазом моргнуть - а уже на главной площади огласили новый указ.
(На экран проецируется изображение Лобного места на Красной площади.)
ГЛАШАТАЙ: Установить дорожные знаки на прежних местах. Всем жителям королевства посещать занятия в «Школе дорожных наук».
СКАЗОЧНИК: А кто вёл занятия в этой школе - догадайтесь сами...
(Все действующие лица инсценировки выходят на поклон.)
УЧИТЕЛЬ: Понравилась вам сказка? Какие дорожные знаки встретились нам в ней? («Пункт питания», «Автозаправочная станция», «Больница», «Телефон».) В какую группу можно объединить все эти знаки? (Знаки сервиса.) Давайте рассмотрим и назовём другие знаки из этой группы.
(Работа с изображением знаков сервиса, проецируемым на экран.)
Почему эти знаки имеют такое название?
Что такое сервис?
(Ответы ребят; их обсуждение и уточнение.)
А хотите придумать свои собственные знаки группы сервиса?
(Ребята рисуют дорожные знаки. Занятие заканчивается их презентацией классу.)